Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

25 о ктяб р я 2 00 5 года ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ: МНОГО ЛИ ДЕТСКОГО ОСТАЛОСЬ В НАШИХ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛАХ? Спросил в киоске «Мурзилку». Пожилая женщина-киоскер, укрепившая на самом видном месте аляповатый журнал с похаб­ ным снимком на обложке, посмотрела на меня как на пришельца с другой планеты: «Какая «Мурзилка»? Да она уже сто лет не выходит!» Она ошиблась. Удивительно, но многие взрослые и дети не догадываются, что до сих пор выходят «Мурзилка» и «Пионер», «Костер» и «ЮТ» («Юный техник»). Просто эти замечательные журналы вытеснены сегодня с печатного рынка новым поколе­ нием изданий. Родителям, дедушкам и ба­ бушкам приходится брать в киоске то, что дают. Может показаться, что произошла лишь смена вывесок: раньше были «Мур­ зилка» и «Юный натуралист», теперь «Сме- шарики» или «Барби». Ну, какая разница в конце концов? Чтобы рассказать вам об этой разнице, я попросился в киоск. Про­ вел там целый день, читая журналы, кото­ рые называют себя детскими. НЕРАВНЫЙ БОЙ ЗА МАЛЕНЬКОГО ЧИТАТЕЛЯ В выходных данных большинства ж ур на ­ лов для малышей значатся одни и те же иностранные фирмы. Их главные офисы да­ леко, можно сра з у расстаться с надеждой на то, что кто -то здесь, в России, может повлиять на политику этих изданий. О ко л о 70 процентов рынка детской пе­ риодической печати принадлежит западно ­ е в р опе й с ком у издательскому кон цер н у «Эгмонт». З А О «Эгмонт Россия» выпускает 17 журналов для детей на русском языке тиражом в один миллион экземпляров. Отечественные детские журналы выжи­ ваю т и умираю т в одиночку. Д а и взявшись за руки , они вряд ли могут стать серьезны­ ми конкурентами для «Эгмонта» или «Бур­ ды», которые распространяю т свою пр о ­ дукцию в десятках странах мира и вороча ­ ют миллионами евро. Для сравнения: гос­ поддержка , к примеру, «Мурзилки» - 100 тысяч рублей в квартал. А печатание одно ­ го номера обходится редакции в 600 ты­ сяч. Большинство западных детских изданий сходят с конвейера еженедельно. Наши «Пионер» или «Юный натуралист» - х о р о ­ шо, если ра з в месяц. Татьяна Филипповна А ндросен ко , главный реда ктор «Мурзил­ ки», констатирует: российские детские ж ур ­ налы живут не благодаря , а вопреки госу­ дарству. О н а не просит денег, она лишь задает усталые вопросы: почему не сни­ зить расценки на доставку изданий для м а ­ лышей, не сделать налоговых послаблений при приобретении бумаги , чтобы детские издатели не покупали ее по той же цене, что и богатые, набитые рекламой глянце­ вые журналы? Не душите арендной пла­ той , ведь с той же «Мурзилки» дерут ка к с б ан ка , хотя сидит редакция в здании , в строительство ко тор о го когда -то были вло­ жены и ее средства. А когда недавно у «Мурзилки» случился Й'б'-летнии юбилеи, известный российский телеканал за полу­ минутный сюжет запросил с редакции 10 тысяч долларов. То же самое и с киосками: хочешь, чтобы твое издание продавали, плати. Н о ведь это могут позволить себе только рекламоем кие издания. А какая ре ­ клама в детском журнале? ЧЕРТОВСКИ ИНТЕРЕСНО Ка кой -то дикий парадокс : те, кто сегод­ ня определяет содержание большинства журналов для русских детей, возможно , ни­ когда и не были в России. А если и были, то видели лишь детей -попрош ае к из окна «Мерседеса». Неудивительно, что детские издания, которыми наводнен наш рынок, очень похожи на подачки диким або ри ге ­ нам. Вот журнал «Багз Банни и его друзья» предлагает тест «Охотники на монстров»: Веселые картинки.. «Насколько хорош о вы разбираетесь в не­ чистой силе? Пройдите этот тест и у знае ­ те! Кто из монстров не является призраком - фантом, зомби , полтергейст? Ка ко го мон ­ стра часто сопровождает черная кош ка - оборо тня , вампира , ведьму?..» Чертовщина и ведьмачество - это вооб ­ ще любимые темы многих «детских» изда­ ний. О н и умело эксплуатируют детские страхи, втягивают малышей в общ ение с потусторонней нечистью. А журнал «Ведь­ ма» не только лежит в киосках по всей стране , но и приглашает детей в свой фан- клуб в Интернете. Покупая детям «Том и Джерри» или «Микки Маус», «Играем с Барби» или «Вин­ ни и его друзья», мы по наивности думаем, что, поселившись в России, все эти персо­ нажи чудесным обр а зом восприняли хоть капельку русской культ/ры. Как, скажем, Карлсон. Этот милый толстяк обрусел ко ­ гда-то и полюбился детям благодаря д обро ­ му таланту переводчицы Лилианны Лунги­ ной. Но сегодня издатели нанимают пере­ водчиков как автоматических исполнителей рутинной работы. Всякое творчество здесь не только нежелательно, но и наказуемо. В последнем номере «Классного ж урна ­ ла» (авторские права у крупной западной корпорации по производству компьютер­ ной техники) комикс под названием «Кель­ вин и Хобс» начинается с восторгов героя, попавше го в супермаркет: «Сколько а р а ­ хисового масла! Пять названий , десять ви­ дов! Ка кой богатый выбор! Д а ! Я брош у рабо ту и буду изучать рынок арахисово го масла! Я буду пробовать и сравнивать! Объеду все магазины и выясню все цены!..» Наш читатель, будь ему хоть пять, хоть семьдесят пять лет, из это го бреда едва ли поймет причину ликования по поводу а р а ­ хисового масла. Н о этого и не требуется, главное - вбить в голову очередной Товар. В этом же номере уродцы Ж у ка бр а и Пан - тукль принимают иней за сер ебр о и хором кричат: «Ура!!! Мы богаты! Купим по цело­ му поезду жвачки, морож ено го , пиццы и чипсов!..» Поезд , набитый жвачкой и чип­ сами - вот мечта, к ко торой должны отны­ не стремиться наши дети. В журнале «Юла» редакция подводит итоги кон курса ра сска зов о летних каникулах. Приз дос­ тался девочке, рассказавшей о том, как подружка потеряла ю бку на сцене. «...Ког­ да мы пошли кланяться, то ю бка с нее сле­ тела. А зрители встали и начали хлопать! Мы слышали крики : «Вау! Супер , супер, су­ пер! Еще, класс, еще, еще, еще!» О собенной цепкостью отличаются изда­ ния для девочек. «Принцесса» (одно из многочисленных изданий «Эгмонта»), выхо­ дящая под девизом «Каждая девочка мо ­ жет стать принцессой», убеждает перво ­ классниц, что для исполнения заветной мечты достаточно заполучить н аб о р кос ­ метики. Сказки здесь обычно начинаются так: «Однажды сестры подарили Ариэль косметический набор...» Или: «Ариэль не­ надолго задумалась. «Есть одна идея! - вдруг сказала она . - Я сделаю себе маки ­ яж!..» Каждый из «продвинутых» детских и под­ ростковых журналов специализируется на рекламе с тро го определенных товаров . «Классный журнал» заманивает: «Хочешь выиграть этот диск - нарисуй Барби!», «Выиграй СЭ-плеер!». «Винни и его друзья» продвигает на российский рынок диснеев­ скую Э \Ю - и видеопродукцию... НАЛИВАЙ, КОПАТЫЧ Предчувствуя, что кальки англоязычных журналов могут быстро надоесть, издатели пошли на хитрость. Запуская новый ж ур ­ нал, они приспосабливаются к русскому уху. И вот лежат в киосках симпатичные с виду «Смеш арики» , «П рос то кваш ино» , «Тошка и компания» (издает все та же вез­ десущая компания «Эгмонт»), В «Смешариках» бедные звери по воле ав торов носят блатные клички: Лосяш , Ба­ раш , Копатыч... «Простоквашино» рекла­ мирует компьютерные игры и новые моде­ ли сотовых телефонов: «Чумовые звонки! Закачайся!» С казки здесь - в стиле «Ан­ шлага». Вот одна из них: «Олега с детства пугали Богом. «Если не будешь слушаться, - говорили , - Бог тебя накажет». Однажды О ле г сжег занавески , и Бог сказал маме, чтобы она ему неделю не покупала м о р о ­ женого» . На соседней странице призыв: «Кончились каникулы. Н о веселье продол ­ жается! Мы приглашаем тебя в развлека ­ тельные центры...» О то ро п ь берет , когда читаешь список «Детские и молодежные издания» в подпис­ ном каталоге на 20 06 год. Собственно , отечественных изданий здесь капля в море. Треть журналов , указанных в этом списке, открыто декларирует свою чужеземность: «С а те .е хе » , «Оеп 13», «Мои1снп В|Не», «МоЫ», «Оорз!» , «5еуеп1ееп», «Уез», бес ­ конечные «СООЬ>... Наивно искать в этих ж урналах Пуш ки ­ на и А кса ко в а , Толстого и Чехова, Бажо ­ ва и Ш ер гина . Не встретишь тут имен Дмитрия Д он с ко го , Александра С уворова или Ф е д о р а Ушакова . Для этих изданий не существует ни русской словесности, ни ис­ тории России. Такой страны для них на карте нет. Поэтому они советуют девоч­ кам выходить замуж за итальянцев, немцев и американцев . Здесь не ра сскаж ут о к р а ­ соте материнства . Упоминания о дедушках и баб уш ка х тут под негласным запретом . О родителях можно поговорить лишь как о недоразумении . Что делать, скажете вы, таковы законы рынка. С ними не поспоришь . Н о мы-то отвечаем перед Богом за наших детей! ПОТЕРЯВШИЕ ЗАКОН ИЛИ ПОТЕРЯВШИЕ СОВЕСТЬ? Я вовсе не против зарубежных ж у р н а ­ лов, если они высокохудожественны и це­ ломудренны. Н о мне, ка к и многим роди ­ телям, хочется без опаски подходить с детьми к газетному киоску . Хочется по ку ­ пать там наши добрые журналы - «Сви- рельку» и «Мишу», «Розового слона» и «Детскую роман -газету» , «Веселую нотку» и «Ю но го техника», «Клепу» и «Путевод­ ную звезду», «Жили-были» и «Кукумбер», «Эскиз» и «Синбад», замечательные пе­ тербур гс кие журналы «Костер», «Авто­ бус», «Чиж и Еж»... Да мало ли в России добрых, красивых и умных изданий для де­ тей! Ведь у нас двухсотлетние традиции детской литературы и детской периодики. Западные издательства гоняются за наши ­ ми лучшими книжными художниками , их принимают короли и принцессы, детские книги с их иллюстрациями выходят в П а р и ­ же , Риме, Лейпциге и Копенгагене ... Нынешним летом проблему вроде бы наконец решили обсудить в Думе. Д епута ­ ты с горячностью заговорили о принятии специального за кон а . Н о тут некстати выяснилось, что за кон об ограничении о б о р о та продукции сексуального хар а кте ­ ра еще пять лет назад Дума приняла, но документ был отклонен президентом. П о ­ чему отклонен , где сейчас этот за кон пылится? В длинной перебран ке о детях вспомнила было депутат Нина Александ ­ ровна О станина . Н о только она за го в о ­ рила по существу проблемы, ка к ей от ­ ключили микрофон ... Дмитрий ШЕВАРОВ. АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ Комментарий известного детского психолога, директора Институтадемографической безопасности Ирины Яковлевны МЕДВЕДЕВОЙ: - Эт и т ак н а з ы в а е м ы е д е т с к и е ж у р н а л ы н е н у ж д а ю т с я в н а у ч н о й э к с п е р т и з е . П о к а ж и ­ те и х л ю б о й п о л у г р а м о т н о й б а б у ш к е - и о н а в а м с к а ж е т , что эт о стыд и с р а м . Н о н и ­ кто н е см от р ит , н е лист ает . В е д ь к о г д а б а б у ш к и р а с т и л и с в о й х д е т е й , то б ы л и ж у р н а л ы « П и о н е р » , « Т е х н и к а - м о л о д е ж и » , « С е л ь с к а я м о л о д е ж ь » , «Ю н о с т ь » , г д е н и ч е г о п л о х о г о п р о с т о н е м о г л о быть. Что б ы там н и г о в о р и л и о т от а л ь н о й п р о п а г а н д е , г о с у д а р с т в о в С С С Р г а р а н т и р о в а л о ю н ы м чит ат елям б е з о п а с н о с т ь - и н р а в с т в е н н у ю , и п с и х и ч е с к у ю . А т е п е р ь о н о в с о о б щ н и к а х с р а ст л ит е л я м и . Р а с т л е н и е , к о т о р о е н е с у т С М И , в е д е т к к а ­ т а ст р оф е , к о п у с т о ш е н и ю н а ш е й т е р р и т о р и и . Я к л и н и ч е с к и й п с и х о л о г и в и ж у с т р а ш н ы е р е з у л ьт ат ы . К о м н е п р и в о д я т д ет е й , с т р а д а ю щ и х н е в р о з а м и . А н е в р о з ы - эт о з а б о л е в а ­ н и я , к о т о р ы е в о з н и к а ю т в с о ц и у м е . З ам ет ьт е , м н о г и е в р о д е б ы а б с о л ю т н о б е с с п о р н ы е н р а в с т в е н н ы е п о ст у л ат ы у н а с в д р у г ст а л и п р е д м е т о м д и с к у с с и и . С о в с е х с т о р о н в н у ш а ю т , что стыд - эт о п е р е ж и т о к п р о ш л о г о . А п о д с л о в о м «т о л е р а нт н о ст ь » у н а с т е п е р ь п о н и м а ю т т е р п и м о ст ь к г р е х у , т е р п и м о ст ь к з л у . Кст ат и , и н т е р е с н о , что с а м этот т е р м и н п р и ш е л и з б и о л о г и и , г д е о н о з н а ч а е т т е р п и м о е о т н о ш е н и е к а н т и г е н у , то есть к я д у . С а м ы й т о л е р а н т н ы й о р г а н и з м - тот, к о т о р ы й н е с о п р о т и в л я е т с я . И вот у н а с п о я в и л и с ь у р о к и т о л е р а н т н о ст и в ш к о ­ л а х . . . Л ю б о й с п е ц и а л и с т в а м п о дт в е р д ит : о д и н и з с а м ы х п е р в ы х и г л а в н ы х с и м п т о м о в т яж е ­ л о г о б е з у м и я , т яж е лы х ф о р м ш и з о ф р е н и и - эт о н а р у ш е н и е и л и п о л н о е от сут ст вие и н ­ т и м н о г о сты да . И н а о б о р о т : о д и н и з г л а в н ы х п р и з н а к о в п с и х и ч е с к о й н о р м ы - эт о с о ­ х р а н н о с т ь ст ы да в и н т и м н о й с ф е р е . Е с л и и с х о д и т ь и з эт их п р и з н а к о в , н а д о п р и з н а т ь : о б ­ щ е с т в о у н а с н е з д о р о в о , п р о я в л я е т в с е п р и з н а к и д у ш е в н о й б о л е з н и . И что с а м о е с т р а ш н о е , от сут ст вие ст ы да , н р а в с т в е н н ы х н о р м н а м е р е н н о н а с а ж д а е т с я в з р о с л ы м и в д е т с к о й с р е д е . М о ж е т быть , эт о н а и в н о , н о х о ч у о б р а т и т ь с я к о в с е м р о д и т е л я м : п о к а н е п о з д н о , о б ­ рат ит е в н и м а н и е , з а д у м а й т е с ь н а д тем, что см от р ят и чит ают в а ш и дет и . Н е с с ы л а й т е с ь н а за н ят о ст ь , н е о т м а х и в а й т е с ь , п о м о г и т е р е б я т и ш к а м р а з о б р а т ь с я , г д е з л о , а г д е д о б ­ р о , к а к к о г д а -т о п о м о г а л и в а м . В к о н ц е к о н ц о в что м о ж е т быть в а ж н е е эт о г о ? Н е ст р а ­ ш ит е с ь быть б е л ы м и в о р о н а м и , н ы н е ш н я я п е н а к о г д а - н и б у д ь о б я з а т е л ь н о с х лы н ет . А с е ­ г о д н я н у ж н о м у ж е с т в о д л я т ого , чт о бы в т о л п е б е с н о в а т ы х являт ь н о р м у . СЮЖЕТЫ ДЕЛО ОТЦОВ ЖИВЕТ И ПРИНОСИТ ПРИБЫЛЬ Продолжающаяся в обла ­ сти операция «Оружие» при­ несла невиданный доселе урожай . Его притащил на те ­ леге один из жителей города Белый. В общей сложности он сдал изумленным милици­ онерам 44 кг взрывчатки, 68 грана т и 42 мины. О ка зы ва ­ ется, копить этот арсенал на ­ чал еще отец, а сын, сам уже взрослый мужик, лишь пр о ­ должил дело отца. За что должен теперь получить не сро к в местах не столь отда­ ленных, а несколько тысяч рублей. Юрий МАХРИН. Тверская область. ХОРОШЕМУ ФУТБОЛИСТУ БОРОДА НЕ ПОМЕХА На стадионе «Скиф» во Львове состоялся футбольный матч между священниками Дро гобы чской и Львовской епархий. Перед вводом мяча в игру была прочитана м о ­ литва. Многочисленные зри ­ тели истово болели за б а тю ­ шек, носившихся по полю с развивающимися бородами . В напряженнейшем матче по­ беду со счетом 3:2 одержала Львовская епархия. Ее капи ­ тан отец Михаил Розпендив- ский получил кубок и по обе ­ щал выставить трофей на обо зрение верующих. Если не в храме , то на подступах к нему. Юрий КИРИЛЛОВ. львов. КАРТИНКИ ИЗ ГЛУБИНКИ; ВСЕ, КАК У ШЕКСПИРА, - НЕ СЧИТАЯ ГРАНАТЫ... О б ы ч н а я п о ны неш ним вр ем е н ам (но с ред ким ш е к ­ с п и р о в с ким подтекстом ) д р а ­ м а р а зы гр ал а с ь в селении Сланцы Р тищ евско го р а й о н а . 39 -ле тний , нигде не р а б о т а ­ ющ ий С е р гей К и р ч а н о в , з а ­ хватил в з ал ож н и ки с в ое го с о се д а А л е к с а н д р а К а з а к о ­ ва , 19 59 года рождения . И двенадца ть ча со в удерживал с о се д а в е го ж е соб с тв е н н ом д ом е , у г р о ж а я о хо тни чьим к а р а б и н о м «С ай га» и гр а н а ­ той Ф -1 . Т а ким путем м ужчи ­ на пытался добиться руки во злю б л е н но й - единствен ­ ной д о че ри за л ож н и ка . Ч то тол кн ул о С ер гея на с тол ь с т р а н н о е р еш е н и е ? К о н е ч н о , лю бов ь . Д а ещ е и несчастная : К а з а к о в н а о тр е з отказы вался выдать зам уж за К и р ч а н о в а с в ою 23 -л е тню ю дочь Н а талью . П о н а ч а л у Н а т аш а встре ­ чалась с С е р геем , к а к го в о ­ рится , об н а д еж ил а . А по том , ко гд а о те ц не дал бл а го сл о ­ вения, вдруг с о б р а л а с ь з а ­ м уж з а д р у го го и стала го то ­ виться к свадьбе . Н и ка ки е р а з го в о ры по д уш ам , посулы и у гро зы не подействовали на невесту . И вот о тв е р гн у ­ тый К и р ч а н о в решил п о с та ­ вить в о п р о с р е б р о м : или со м н о й , или «не доставай ся же ты никому !» . В с а р а т о в с к о й глубин ке т е р р о р и с ты , сл ава Богу, ред ­ кость , а п о том у на место пр ои сш е ствия прибыли р а й ­ онный п р о к у р о р , начальни к Р тищ евско го РОВД , пр ед с та ­ вители ГУВД обл а с ти и отряд с п е ц н а з а из С а р а т о в а . В до ­ ме откшрчили га з , вызвали машины п о ж а р н о й охраны и « с ко р о й помощ и» . Н а все предложения сдать о р уж и е и о тп у с ти ть н е с о с то я вш е го с я тестя зло умыш ленник о тве ­ чал о т ка з ом . П е р е го в о ры с К и р ч а н о вы м вели ш татный милицейский п си хол о г и п р а ­ вославный священник . П о т ом к р а з г о в о р у под клю чили сь м и л и ц е й с к и е н а ч а л ь н и к и , мать С е р гея , односельчане . С а м а Н а т аш а п р о сил а п о ­ кл о нн и ка отдать ей гр а н а т у и д аж е п о о б ещ а л а вернуться к р а з го в о р у о том , ком у долж ­ ны п р и н а д л е ж а т ь р у к а и сердце . Вот тол ь ко о те ц де ­ вуш ки о ста вался н е п р е кл о н ­ ным и отказы вался о т всех ком пр ом и с со в . В общ ем , дело кончило сь Следы разыгравшейся драмы. тем , что К и р ч а н о в выдернул че ку и швырнул гр а н а т у под ноги . Взрыв р а з н е с полдома . О т е ц невесты п о гиб на м е с ­ те , а К и р ч а н о в , получив м н о ­ жественны е оскол о ч ны е р а ­ нения, с кончал ся по д о р о ге в больницу . К о н е ч н о , р а з го в о р о в те ­ перь хватае т . К и р ч а н о в а од ­ н о с е л ь ч а н е х а р а к т е р и з у ю т к а к прин ци пи ал ьн о не пью ­ щ е го и д аж е р е л и ги о зн о го ч е л о в е ка . В п р о ч е м , к а к о е это тепе р ь имеет значение? Единственный в о п р о с , к о т о ­ рый тепе р ь ин тере суе т след­ ствие : о т куда несостоявш ий - ся ж ених добыл гра на ту? Елена КОМАРОВА. Саратовская область. АЛЛО, ГАРАЖ!: Д Ж И П У П О Р А В ОТСТАВКУ ВОТ И ДО РОССИИ ДОБРАЛАСЬ МИРОВАЯ МОДА НА МАЛЕНЬКИЕ АВТО Сосед по гаражу, ездивший на компактном стареньком «Опеле», вдруг купил огром­ ный джип. «Зачем тебе этот монстр, - спросил я его, - он же тебя съест с потрохами?» «Надоело, - говорит, - усту­ пать дорогу всяким наглецам. А топлива он кушает даже меньше, чем твой «Дэу». И действительно, «Мазда» В-серии при весе почти в две тонны и грузоподъемностью еще в тонну потребляет всего 10 литров на 100 километров. Да не бензина , а солярки. При этом достаточно быстро ездит ка к по асфальту, та к и по грязи. И стоит немного для джипа - всего 22 тысяч долла­ ров. «Одна беда, - признался мой сосед, - парковаться на нем - мученье. Хоть беги из центра Москвы!» А вот другой приятель поч ­ ти за те же деньги купил «Нис- сан -Микра» , этакую коро б уш ­ ку на колесах - и не побоялся, что будут дразнить: мол, здо­ ровенный мужик в «женском» авто. Говорит, замучался у офиса в центре Москвы ис­ кать место для парковки сво­ его здоровенно го , длиной в 5 метров, джипа... Это типичные сегодняшние метания российско го автовла­ дельца. И не только в Москве . В большинстве крупных и не очень городах России дороги настолько «загустели», что и до нас добралась дилемма, вставшая перед западным во­ дителем еще лет 20 -30 назад. Что лучше: большое, просто- ное авто или юркий малыш? амучившийся в пр об ках в П ариже или Риме с о б р а т дав­ но решил этот спор в пользу компактных автомобилей . У нас же до последнего време­ ни считалось неудобным ез ­ дить на чем-нибудь, кроме «мерсов» и огромных внедо­ рожников , желательно черно ­ го цвета. К а к только появля­ лись хоть какие -то денежки, ка к ноги сами вели на стоянку подержанных авто к по тре ­ панному монстру. Н о вот, похоже , укатали Сивку крутые горки . Невоз­ можность припарковаться, до­ стигшие мировых цены на бен ­ зин и активная рекламная кампания в пользу нового по ­ коления «малышей» сделали свое дело. В России неуклон­ но растут продажи маленьких автомобилей - за последний год их рост на 20 с лишним процентов превысил по ка за те ­ ли пр о д аж внедорож ни ко в всех типов. Более то го , все ус­ тойчивей мода на мини-авто­ мобили. Ей подвержены не только женщины, которым , ка ­ жется, сам Бог велел выбирать «малыша», но и сильный пол. В М оскве , Питере и других го­ родах появились «клубы по ин­ тересам», точнее, по автомо ­ бильным маркам , владельцы которых не скрывают, а, на ­ против, выпячивают свои при ­ страстия. Н а прим е р , клубы обладателей немецко -британ ­ ско го «Мини-Купера», крош ки «Ярис» от «Тойоты» или той же «Микры» от «Ниссана». Они устраиваю т коллективные вы­ езды, состязаются, обменива­ ются опытом: ка к запарковать машинку на крохотном клочке город ско го асфальта, ка к про ­ ездить на одном баке две не­ дели. Владимир Буров, продаю ­ щий в одном из московских отделений «ВМ\М» «миньки», так охарактеризовал своего покупателя : молодые люди, работающ ие в частных ком па ­ ниях, с шиком одевающиеся, но умеющие экономить, иро ­ ничные. А еще жены успешных бизнесменов: «Мерседес» для них мрачен, а вот улыбчивая малолитраж ка «Мини-Купер» в самый раз. Кстати, владельцы спортив­ ной версии этого «малыша» (стоимостью за 30 с лишком во из них с удовольствием вы­ брали бы что-то побольше и посолиднее. И неважно, что бензин дорожае т и мест для парковки не хватает. «Уж если наскребли 15-20 тысяч долла­ ров , то на бензин как-нибудь деньги найдем» - это мнение все еще живуче в кругу ро с ­ сийских автомобилистов. На Западе та к давно уже не ду­ мают. Открывшийся на прошлой неделе в 'Японии автосалон показал : мировая автоиндуст­ рия, реагируя на спрос массо ­ вого рынка, отворачивается от неэкономичных, крупно га ­ баритных машин и движется в сторону экологии, комфорта и б е зопаснос ти . Немецкий «Ф оль ксваген» , напр им ер , представил спортивный авто ­ мобиль, ра звивающ ий с ко - процессы на рынке, которые уже давно давали о себе знать. Зато большие внедо­ рожни ки , которые занимаю т немалую часть производст ­ венной программы амери ­ канских автогигантов , выходят * из моды. Сбыт таких масто ­ донтов , ка к фордовские «Экс­ плорер» , «Эспедишэн», «Лин­ кольн Навигейта» и других, уменьшился наполовину. П о ­ страдал и очень популярный в России «Лэндкрузер», сделан­ ный «Тойотой». Автомобиль года в Амери ­ ке - «Тойота-Камри». Их было продано больше всего. Аме­ риканцы, с детства привыкшие к объемным автомобилям, те­ перь выбирают вместительную японку , которая при своих внушительных ра змерах куша ­ ет вдвое меньше, чем амери- в гг ■ и п т и ш е и : т ш ■■ 1яшё н и I ; I ■ 1 § Европейцы считают, что именно за такими малышками - будущее. тысяч евро) ввели новое ра з ­ влечение на московских д оро ­ гах, особенно на М КАДе : вы­ брав в потоке жертву вроде представительской «Ауди» А -8 , показывают этому неповорот ­ ливому дредноуту мощь и ма ­ невренность своего автомо ­ бильчика. А у модных клубов . по вечерам рядом с дорогущи- ми спортивными марками и ли­ музинами соседствуют малоли­ тражки - и ничего, не жалуют­ ся. И все же до Европы, где люди по купаю т автомобиль, ориентируясь прежде всего на его экономичность и удобство парковки (категория престиж­ ности занимает 6 -7 -ю строчку в графе требований к маши ­ не), нам пока далеко. В ны­ нешнем году самой по купае ­ мой автомашиной в России из иномарок стал «Хэндай А к ­ цент» - компактный и доста­ точно экономичный ав томо ­ бильчик, недалеко ушедший по комфорту от отечественных «Лад». О дн а ко о п р о с по купа ­ телей показал , что большинст- рость до 230 км в час со сред­ ним по треблением бен зина 3,4 литра на 100 километров. А что уж говорить о японских компаниях , представивших сра зу несколько совершенно новых гибридов, использую ­ щих комбинированное топли­ во. Д а и самый большой в ми­ ре автомобильный рынок - американский - уже уловил новые тенденции . П родажи ком пании «Дженерал М о ­ торе» на ее родине в сентяб­ ре упали на 24 процента, компании «Форд» - на 20 процентов . О бы чно па трио ­ тичные американцы голосуют долларом за более экономич ­ ные япон с кие ав томобили . Продажи «Тойоты» за то т же период возросли на 10 п р о ­ центов больше, «Хонды» - на 12, «Ниссана» - на 16,5 п р о ­ цента. К а к считают специали­ сты, ураганы Катрина и Рита, в результате которых по стра ­ дали нефтеперегонные заво ­ ды' и повысились цены на нефть, лишь подтолкнули те канский «Линкольн». Э кономи ­ ка такая: покупаешь автомо­ биль за 15-17 тысяч долларов, и за время пользования им можешь сберечь бензина на сумму, сравнимую со стоимо­ стью самой машины. Японцы вовремя разглядели эти тенденции рынка и выигра­ ли. Но не остановились на этом, а первыми начали пр о ­ изводить гибриды, имеющие бензиновый и электрический двигатели. П родажа гибридов выросла за год на 90 процен ­ тов. Нынче суперхит в С Ш А - «Тойота» с неблагозвучным названием «Приус». Его не­ возможно без очереди купить в автосалонах. А все дело в том, что сочетание бензина и электричества позволяет это­ му автомобилю преодолевать 100 километров на 5 литрах бензина. М о ж н о не сомневаться , пройдет немного времени - и россияне дружно потянутся к «Приусу» и ему подобным. А куда деваться? Константин ОРЕХОВ. Учредитель и Издатель «Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» Издание зарегистрировано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Рег. ПИ № 77-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам: Адрес редакции: 127137, Москва, а/я № 34. Ф.Сизый. Телефон для справок: (095) 257-37-92. В.Симонов. Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-38-42. Е-таН: уТогтк@с 1 уТогтк.п 1 «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав на перепечатку и использование материалов тел./факс (095) 257-37-83. Генеральный директор Главный редактор Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.950.630 экз. Цена - бесплатно. «Труд», «Европа-Экспресс» (Германия), «Архангельск» (Архангельск), «Комсомолец Каспия» (Астрахань), «Пульс Аксарайска» (Астрахань), «За астраханский I, «Вольная Кубань» (Краснодар), «Курская ца Севера» (Новый Уренгой), «Нижегород< |бочий» (Красноя! 1ижегородские новости» (Нижний Новгород), «Новая газета» " ‘ " Сег ‘ ' правда» (Волгоград), «На смену!» (Екатеринбург), «Панорама» (Зеленогорск), «Калининградская правда» (Калининград), «Коммерсант Белоруссии» (Минск), «Продовольственный рынок» (Минск), «Могилевские ведомости» (Могилев) ” «Поколение» (Орел), «Конкретная газета» (Озерск), «Вестник-Наша Пенза» (Пенза), «Вечерняя Пермь» (Пермь), . ..................... _ . .................... .. ...... ....... ______________________ ________ (Северодвинск), Ставропольская правда» (Ставрополь), «Труд» (Ташкент), «Тамбовская жизнь» (Тамбов), «Тюменская правда» (Тюмень), «Республика Башкортостан» (Уфа), «Челябинский рабочий» (Челябинск)'«Забайкальский рабочий» (Чита), «Советский ), «Белгородская правда» (Белгород), «Брянский рабочий» (Брянск), «Северная Осетия» (Владикавказ), «Волгог I газета» (Липецк), «Гастроном» (Минск), «Минский курьер» (Минск), «Советская Сибирь» (Новосибирск), «Северная вахта» (Ноябрьск), газ» , правда» (Курск^, «Красноярский юск), «Липецкая (Новосибирск), < «Северный курьер» (Петрозаводск), «Наше время» (Ростов-на-Дону), «Красный вер» (Салехард), «Волжская коммуна» (Самара), «Земское ■ раде» > < ), «Северный рабочий» :но-Сахалинск), «Вторник»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz