Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

■И « к р у г лый с т о л » « ПРАВОВОЕБЕСПРАВИЕ»ДОЛЖНОБЫТЬНИЗЛОЖЕНО! На днях в Федерации профсоюзов об­ ласти состоялся обещанный нашим чита­ телям еще в июне «круглый стол» по про­ блемам правового всеобуча населения. Задержка была вызвана объективными причинами — шла напряженная работа над проектом областной программы все­ обуча. Сейчас положения программы ак­ тивно обсуждаются, она получила откли­ ки в СМИ, причем мнения высказаны раз­ личные. Программа привлекла внимание и профсоюзных деятелей — кто, как не профсоюз, по сути, должен являться за­ щитником прав трудящихся нашей стра­ ны, а значит, заниматься ликвидацией без­ грамотности в трудовых правоотношени­ ях. Но задача «круглого стола» была шире: обсудить вопросы обладания насе­ ления юридическими знаниями, правово­ го нигилизма, определения необходимо­ го минимума правовых знаний, возмож­ ности донесения правовой информации до всех категорий населения, реальной про­ светительской деятельности работников правоохранительных органов, обществен­ ных организаций. «Мы» предлагаем вни­ манию читателей отчет с этого «круглого стола», мнения его участников. Алексей КОЛБАСКО, ре­ дактор профсоюзного выпус­ ка «Мы» «Липецкой газеты», ведущий «круглого стола»: — Областная программа правового всеобуча действует чуть более двух месяцев. Се­ годня мы поговорим о путях ее претворения в жизнь, так сказать, о векторе движения. Зачем нужна региональная программа и как сделать так, чтобы ее положения не оста­ лись лишь благими намерени­ ями, как нередко случается в нашей жизни? вред или польза для государ­ ства и общества? Для госу­ дарства люди, подкованные в правовых вопросах, счи­ таю, конечно же, нужны. В этом случае легче осуществ­ лять какие-либо государ­ ственные мероприятия. При советском строе все права со­ средотачивались у первых лиц страны и регионов. Но ведь через повышение право­ вого сознания можно под­ нять и то, что называется на­ циональной идеей, на уро­ вень, который поможет спло­ тить общество, дать возмож­ ность человеку осознать себя личностью. А через общество и личности решаются важ­ нейшие для государства воп­ росы. Сегодня на правоохрани­ тельные органы возложена пропаганда правовых норм, работникам прокуратуры предписано осуществлять разъяснения законодатель­ ства, теснее контактировать в этом плане со СМИ. Но не­ достаточно всего этого в на­ стоящее время (хотя мы вы­ ступаем в СМИ за год до по­ лутора тысяч раз), и приня­ тие программы правового всеобуча просто назрело. шим образом нарушаются его права. Работодатель просто не желает работнику разъяс­ нять их. В этом случае зада­ ча профактивистов помогать, самим разъяснять членам трудового коллектива их пра­ ва и обязанности. Что сейчас заявляют не­ которые руководители пред­ приятий и организаций? Я — начальник и закон в одном лице. И работник, не зная своих трудовых прав, не мо­ жет с ним бороться. Право­ вые инспекторы труда Феде­ рации профсоюзов области как раз и стараются дать в личных встречах с работни­ ками всевозможные консуль­ тации, помочь с обращения­ ми граждан в суд. В отдель­ ных обкомах профсоюзов есть свои инспекторы труда. Даем мы разъяснения трудо­ вого законодательства и че­ рез профсоюзный выпуск «Мы» «Липецкой газеты». Несомненно, что принятая региональная программа пра­ вового воспитания в немалой степени поможет и в части разъяснения положений за­ конов о труде. Иван МАРКОВ, председа­ тель Липецкого областного суда: — Когда мы говорим о ду­ ховном возрождении России, то правосознание и правовой всеобуч — это как раз те фор­ мы влияния и государства на гражданина, и гражданина на государство, чтобы человек мог реализовывать свои права и быть патриотом своей Родины. Не могу не согласиться, что правовой нигилизм — это в традиции русского народа. Но сегодня вершиной право­ сознания является все-таки решение суда. А зачастую многие проблемы решались другими государственными институтами, которые в прин­ ципе не должны вмешивать­ ся в личную жизнь гражда­ нина. Хотя справедливости ради замечу, что в советское время граждане нередко по­ лучали реальную помощь от этих институтов. Я считаю, что гражданин должен знать не только свои права, но и обязанности пе­ ред государством, перед обще­ ством, перед таким же граж­ данином, как он. Однако и го­ сударство должно нести ответ­ ственность перед своими гражданами. Государство дол­ жно создать такие институты, которые позволили бы защи­ тить человека. Полагаю, что в наших условиях расслоения общества не существует пока у всех равных возможностей для получения квалифициро­ ванной юридической помощи. Одолеем нищету и бедность — решим и этот вопрос. Большая проблема в пра­ вовом воспитании стоит и пе­ ред СМИ. К сожалению, за­ частую, скажем мягко, иска­ женная информация являет­ ся сегодня приоритетом в ос­ вещении проблем жизни гражданина. Я не выступаю за цензуру, но должна же быть какая-то ответствен­ ность у СМИ за формирова­ ние общественного мнения. Государство должно со­ здать систему открытости, до­ ступности информации. В следующем году на базе Ли­ пецкого областного суда будет создана информационная служба, которая позволит в системе «одного окна» бес­ платно получить судебное ре­ шение, принятое областным судом, любому, подчеркиваю — любому, гражданину. Правовой всеобуч я вижу в трех направлениях. Первое: граждане должны знать обя­ зательный минимум дозволен­ ного и запретного. Второе: убе­ речь молодежь от социальных проблем (наркомания, алкого­ лизм, проституция, крими­ нал), которые возникают се­ годня повсеместно. И третье: должна быть система реабили­ тации, возможность возврата оступившегося к нормальной человеческой жизни. Валерий НЕГРОБОВ, ру­ ководитель управления фе­ дерально-регистрационной службы России по Липецкой области, председатель ис­ полкома областного союза юристов: — Обладание юридичес­ кими знаниями — вред или польза? Чем более юридичес­ ки грамотен преступник, тем сложнее с ним бороться. Но если исходить из того, что каждый гражданин добросо­ вестен и законопослушен, то обладание правовыми знани­ ями приносит пользу обще­ ству и государству. Важней­ шим условием построения гражданского общества и яв­ ляется обладание правовыми знаниями. Если человек не знает своих прав и не испол­ няет свои обязанности , нельзя его считать полно­ правным членом общества. Но замечу, что институты го­ сударства должны стоять на страже интересов граждани­ на, а последний должен свои права защищать и отстаи­ вать. Диктатура государства может привести к экономи­ ческому скачку (есть в исто­ рии такие примеры), но к уничтожению личности, все­ дозволенность — к развалу, а в правовом обществе дол­ жен быть баланс государ­ ственных и общественных интересов. Алексей КОЛБАСКО: — Валерий Леонидович подчеркнул, что человек дол­ жен защищать и отстаивать свои права. Беда в том, что он их не знает. Вот уже це­ лых 100 лет в России суще­ ствуют профессиональные со­ юзы, призванные защищать права трудового народа. Как профсоюзы ведут ликвида­ цию правовой безграмотнос­ ти? Сергей МЯСНИКОВ, пре­ зидент адвокатской палаты Липецкой области: —Мне кажется, не совсем правильно отдавать правовой всеобуч только в ведение ре­ гионов. Должна быть про­ грамма на уровне государства, минимум, которым должны руководствоваться. В законах о прокуратуре, адвокатуре, милиции, судах — нигде нет указаний о том, что необхо­ димо проводить правовую пропаганду. Хотя вся профес­ сиональная деятельность ад­ вокатуры — это и есть оказа­ ние правовой помощи. Нужна ли государствен­ ная адвокатура как инсти­ тут? Адвокат в такой струк­ туре будет зависим от влас­ ти. В ряде случаев, когда бу­ дет требоваться принципи­ альность от адвоката, он не сможет ее проявить, так как состоит в трудовых отноше­ ниях с государственной вла­ стью. Да и физически такая служба не способна будет ре­ шать вопросы, когда за бес­ платной помощью туда ри­ нутся все страждущие. Вряд ли такая помощь станет ка­ чественной. Валерий НЕГРОБОВ: — Хочу кое-что уточнить по поводу государственной адвокатуры. Это не конку­ ренция существующему неза­ висимому институту, а поиск путей более экономичного способа оказания помощи ма­ лоимущим гражданам. Сергей МЯСНИКОВ: — Что касается вообще правового воспитания, то его проводить необходимо с дет­ ских лет. А для этого нуж­ ны специальные кадры, да­ леко не каждый юрист может взять на себя преподаватель­ скую деятельность. Мне ду­ мается, что на базе нашего педагогического университе­ та могли бы готовить таких специалистов. Но правовой всеобуч не должен быть чрез­ мерно объемным. Анатолий ЩУРОВ, заме­ ститель прокурора Липецкой области: — Обладание населения юридическими знаниями — Тамара ЛЕОНОВА, глав­ ный правовой инспектор труда Федерации профсою­ зов области: — Мне, по роду своей де­ ятельности, часто приходит­ ся разбираться с трудовыми правоотношениями. Человек может прожить всю жизнь и не столкнуться с уголовным законодательством, но прак­ тически все мы не можем обойти Трудовой кодекс. Я наблюдаю порой вопиющие вещи. Допустим, человек ра­ ботает во вредных условиях труда и даже не знает об этом! Не ведает о тех преимуще­ ствах, которые ему в этом случае положены. Человек, устраиваясь на работу, даже не получает полной информа­ ции о той деятельности, ко­ торой ему придется зани­ маться, — значит, грубей­ Юрий КОВЫРШИН, кон­ сультант аппарата Уполно­ моченного по правам чело­ века в Липецкой области: — Мы говорим об област­ ной программе, но это пока только стратегия. Дальше должны быть практические шаги, варианты реализации этой программы. Но вот, к сожалению, Уполномочен­ ный по правам человека в Липецкой области не был приглашен участвовать в раз­ работке этой программы. Мне кажется, что в ней не­ дооценена роль обществен­ ных организаций, в том чис­ ле и профсоюза. А ведь лю­ бая общественная организа­ ция выражает позицию опре­ деленных групп населения. Хотелось бы, чтобы админи­ страция области при разра­ ботке подобных документов учитывала это и более тесно взаимодействовала с обще­ ственными организациями. Правовая база огромна, и научить человека всему и вся невозможно. Прежде всего, люди должны знать свои кон­ ституционные права и обя­ занности и знать, куда они могут обратиться для защи­ ты прав или обжалования ка­ ких-то решений. Должен быть обеспечен равный до­ ступ граждан к правосудию, именно оказание квалифици­ рованной правовой помощи это и обеспечивает. Но вот бедность населения, о чем уже говорил председатель областного суда на нашем «круглом столе», и высокие расценки адвокатуры сдер­ живают декларированный равный доступ. Это одна из основных проблем на сегод­ ня. Анатолий ЩУРОВ: — Хочу заметить, что прокуратура дает консульта­ ции, письменные ответы, принимает и рассматривает жалобы и никому не отказы­ вает в помощи по всем на­ правлениям законодатель­ ства, вплоть до трудового и семейного. Предлагаю всем теснее взаимодействовать с органами прокуратуры. Елена КОЛЯЖЕНКОВА, координатор Липецкой об­ щественной организации «Ковчег»: —В последние годы скла­ дывается впечатление, что наше государство не заинте­ ресовано в том, чтобы люди получали правовое образова­ ние. Есть прекрасные учебни­ ки, но нет специально обу­ ченных преподавателей. Де­ тей сызмальства надо учить основам правового государ­ ства (ребенка научить про­ ще), а школьная программа даже не подразумевает обу­ чение основам права. Суще­ ствуют какие-то разовые ме­ роприятия, и то зиждущие­ ся на энтузиазме учителей, А кто будет рассказывать сис­ темно: как, что и почему? Ведь именно практические знания необходимы, а не об­ щие сведения, формулиров­ ки. Сегодня особое внимание нужно обратить на моло­ дежь, вести пропаганду пра­ вовых знаний доступными ей методами. Давайте конкрет­ но определяться, как рабо­ тать, в том числе и с учите­ лями, если мы хотим жить в правовом государстве. Иван МАРКОВ: — Решая вопросы право­ вого всеобуча, мы должны не допустить очередного переги­ ба. На мой взгляд, правовое воспитание должно осуще­ ствляться специалистами этого профиля. Если мы учим подростка быть законо­ послушным, но при этом го­ ворим, что власть-то амо­ ральна, криминальна, и об­ виняем ее еще в куче грехов, то сами неквалифицирован­ но подходим к правовому все­ обучу. Выступая перед кон­ кретной аудиторией, необхо­ димо знать, насколько она подготовлена, в каких право­ вых знаниях она нуждается. Кстати, и сами судьи готовы выступать с лекциями, вес­ ти беседы на правовые темы. Честно признаюсь, я не удовлетворен (скажу больше — возмущен) качеством под­ готовки юридических кад­ ров. Уровень этот, даже судя по Липецкой области, где уже более десятка учебных заведений, специализирую­ щихся по этому профилю, очень и очень низок! Отсюда и опасения, что мы не смо­ жем выполнить программу правового всеобуча, надо го­ товить квалифицированные кадры для этой задачи. Николай БАРЫШЕВ, за­ меститель председателя де­ партамента образования и науки администрации обла­ сти: — Опыт других стран, в. частности США, показывает, что при всем том изобилии правовой помощи, юристов демократия в полной мере за­ щитить себя там не может. Защита демократии базиру­ ется на равной защите прав всех граждан. Задача в том, чтобы граждане, равно как и властные структуры, соблю­ дали законы. К сожалению, в последние перестроечные годы сложилось так, что дей­ ствовало, назовем образно, «правовое бесправие». Есть такое понятие — идеология. Ее пропагандой советское го­ сударство занималось всегда, но сейчас этот опыт утрачен. Если идеологию пустить на самотек, государство будет разваливаться. Несомненно, воспитание и правовое обра­ зование должны проповедо­ ваться с малых лет. Но вот вопрос (и в этом я согласен с представителем ад­ вокатуры): нужны ли всеобъ­ емлющие правовые знания? Вряд ли кто из нас сейчас сможет сесть за штурвал са­ молета или показать класс на токарном станке. В любом деле должны быть професси­ оналы. Юрист —это человек, который профессионально знает законы и умеет ими пользоваться. Стремиться к тому, чтобы все овладели в полном объеме правовой ин­ формацией, я думаю, бес­ смысленно, потому что такое просто невозможно. Но осно­ вы правового знания непре­ менно должны быть! Я хочу знать, к кому мне следует об­ ратиться, чтобы разрешить ту или иную правовую про­ блему. Однако предложение включить в школьную про­ грамму курс правовых дис­ циплин имеет как сторонни­ ков (к примеру, за счет со­ кращения часов преподава­ ния точных наук), так и про­ тивников. Алексей КОЛБАСКО: — Здесь затрагивались СМИ, посредством которых можно донести правовую ин­ формацию до населения. Но ведь этим активно занима­ лись и занимаются по сей день библиотеки. Евгения НИКИТИНА, за­ ведующая публичным цент­ ром правовой информации областной универсальной научной библиотеки: — Несомненно, в путях реализации принятой про­ граммы самый главный — донести информацию. И не только до тех, кто в ней по каким-то причинам вдруг ос­ тро стал нуждаться. Дело в том, что с вопросами права мы сталкиваемся практичес­ ки ежедневно, будь то трудо­ вые отношения или поход в магазин. Я уже не говорю о Трудовом кодексе или Зако­ не о правах потребителя, по­ тому что наши граждане да­ леко не все знают Конститу­ цию. Наша задача — просве­ щать, давать человеку не только необходимый мини­ мум, но и развернутую ин­ формацию. Нельзя жаловать­ ся на то, что в библиотеках нет изданий по правовым вопросам. Мы регулярно ус­ траиваем выставки такой ли­ тературы, ведем лекции и беседы на правовую темати­ ку, традиционно проводим недели правовых знаний. В дебатах участвуют специали­ сты по праву, которых мы приглашаем. Но здесь необ­ ходима активность и самих граждан. Многие ведь при­ выкли получать информацию пассивно — через телевиде­ ние, радио, не прилагая к этому особых усилий. Поэто­ му сами библиотечные работ­ ники, как говорится, идут в массы. Однако перед нами стоит огромная проблема в финан­ сировании наших учрежде­ ний. Согласно вступающему в силу закону о местном са­ моуправлении, может ведь случиться так, что в первую очередь в селах и деревнях, небольших центрах само су­ ществование библиотек ока­ жется под вопросом. Это, не­ сомненно, тревожит. Библио­ теки обязательно должны войти в программу правово­ го всеобуча. Правовой информации, особенно в последнее время, отдается приоритет. Нашему центру правовой информации во многом помогает наличие электронной версии справоч­ ной правовой системы «Кон­ сультант плюс». таю, что акцент в правовой программе необходимо сде­ лать в сторону финансирова­ ния центров правовой инфор­ мации, расширения их. У нас созданы такие центры на трех уровнях — областном, городском, районном — на базе библиотек. Библиотека­ ри традиционно занимаются книгами, печатными пособи­ ями, стараются донести ин­ формацию посредством СМИ, но они же обучены современ­ ным Интернет-технологиям, электронной справочной си­ стеме. Они могут давать пра­ вовые знания, почерпнутые из различных источников. Я присутствовал в районе на од­ ном из семинаров правового воспитания на базе библио­ теки, куда были приглаше­ ны и представители власти, и пенсионеры, и учащиеся. Финансово поддержать биб­ лиотеки необходимо, даже живое общение с библиотеч­ ными работниками дорогого стоит. В прошлом году мы про­ водили кампанию по заклю­ чению договоров с главами администраций районов и депутатами сельских советов на некоммерческой основе. Парадокс, но даже не все ру­ ководители понимают, зачем заключаются договоры ин­ формационного обмена. Не понимают, что те документы, которые есть в справочной правовой системе, должны быть доступны всем район­ ным организациям, населе­ нию. Только открытая систе­ ма информации приведет к получению правовых знаний, это надо учитывать предста­ вителям власти. Мы только начинаем ос­ новательный правовой лик­ без, программа — в этом под­ спорье. Не скоро мы выбе­ ремся из правового нигилиз­ ма в силу нашей бедности, но гражданин страны должен знать хотя бы Конституцию, в этом я согласен с предста­ вителем Уполномоченного по правам человека. Разъясне­ нием Трудового кодекса ак­ тивно могут заниматься профсоюзы, пенсионного за­ конодательства — специали­ сты Пенсионного фонда, гражданских законов —пра­ воохранительные органы и так далее. Совместно с Упол­ номоченным по правам чело­ века в Липецкой области мы тоже провели акцию — раз­ давали студентам юридичес­ ких факультетов компакт- диски, печатные издания, со­ держащие основы права. Меня, кстати, тоже сначала удивило обилие студентов — будущих юристов (вспомни­ те слова Ивана Маркова), но полагаю, что со временем ко­ личество перейдет в качество. Алексей КОЛБАСКО: — Я знаю, что кропотли­ вая работа над программой правового всеобуча шла до­ вольно долго. Наталья Юрь­ евна, приоткройте, пожалуй­ ста, некоторые моменты этой работы. Юрий БОГДАНОВ, заме­ ститель директора ООО «Контур» (справочная пра­ вовая система «Консультант плюс»): —Спасибо коллеге за доб­ рые слова в наш адрес. Я счи­ Наталья ГРЕВЦЕВА, на­ чальник отдела управления административных органов администрации области: —Она началась с поруче­ ния главы администрации области. Мы обратились в органы местного самоуправ­ ления, в отраслевые, обще­ ственные организации с просьбой предоставить пред­ ложения по содержанию этой программы. Предложений поступило много, на их ос­ нове специалисты управле­ ния административных орга­ нов и подготовили проект. Около года он был размещен на сайте администрации об­ ласти, ознакомиться с проек­ том могли все желающие. Со­ гласований проходило много, потому что предложения и замечания продолжали по­ ступать, и с учетом их мы проработали не один вариант программы. Кстати, с проек­ том знакомились и предста­ вители из других областей. Основная цель програм­ мы — создание единой сис­ темы правового просвещения с участием органов власти, общественных, иных органи­ заций. В ней сформулирова­ ны задачи с учетом всех ка­ тегорий населения, будь то дети либо пенсионеры. Но программа — не догма. Вне­ сение изменений и дополне­ ний не запрещается, это мы обсуждали и с общественны­ ми организациями. Финансирование меро­ приятий осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом. Общественные организации могут участво­ вать в конкурсе на соци­ альный гранд для исполне­ ния положений этой про­ граммы. К нам уже обрати­ лась Липецкая общественная органи зация «Ковчег» с предложением своих услуг, и мы постараемся, чтобы ее представители участвовали в исполнении программы пра­ вового всеобуча. Виталий ШИКИН, на­ чальник управления адми­ нистративных органов адми­ нистрации области: — Итак, на 3 года под об­ ластную программу выделе­ но из бюджета 18,5 милли­ она рублей. Ход реализации программы уже контролиру­ ется нашим управлением, мы держим в курсе всех дел гла­ ву администрации области. Думаю, что и депутаты обла­ стного Совета не ограничат­ ся только принятием этой программы, а будут интере­ соваться положением дел и сами принимать участие в ее исполнении. Когда мы говорим о пра­ вовом воспитании, просвеще­ нии, образовании, то, на мой взгляд, надо говорить о пра­ вовой культуре вообще. Тог­ да сразу отпадут сомнения, нужна программа всеобуча или нет, потому что именно правовую культуру, несом­ ненно, надо повышать, и не только у населения, а, в час­ тности, и во властных струк­ турах, и в правоохранитель­ ных органах. Многие участники «круг­ лого стола» сегодня говори­ ли о путях обеспечения до­ ступности правовых знаний населению. Каждый гражда­ нин вправе сам определять, что ему необходимо в той или иной сложившейся правовой ситуации. В администрации области уже начали подго­ товку к открытию обществен­ ной приемной, где будут де­ журить юристы, готовые дать необходимые консультации, помочь подготовить обраще­ ние в правоохранительные органы. Мы надеемся, что такой почин подхватят адми­ нистрации других городов и районов области. Я считаю, что стоит подумать о созда­ нии подобных приемных, или, как их еще называют, «юридических клиник», при библиотеках, пусть пока не всех, но для начала в круп­ ных населенных пунктах. Привлечь к этой работе не только дипломированных специалистов, но и студентов старших курсов юридичес­ ких факультетов, тем более что они сами с интересом от­ неслись к такому предложе­ нию. Для них это — велико­ лепная практическая школа. Здесь главное не навредить, ведь неправильный совет в вопросах разрешения конф­ ликта может привести и к не­ поправимым последствиям. Но зарекомендовавшие себя старшекурсники, пройдя ста­ жировку, под присмотром преподавателей, юристов смогут нам очень даже содей­ ствовать. В общем, путей у нас масса, надо только актив­ но поработать в этом направ­ лении. Далее. Возникает пробле­ ма повышения квалифика­ ции профессиональных кад­ ров в вопросах правового все­ обуча,,в том числе и библио­ текарей, и культпросветра­ ботников — на это, кстати, предусмотрены средства в программе. В соответствии с духом времени пора перехо­ дить от сухих лекций к те­ матическим вечерам с эле­ ментами игры, театрализо­ ванных представлений, вы­ пускать и распространять не блеклые, как по внешнему виду, так и по содержанию, а привлекающие внимание брошюры по правовым воп­ росам, что уже делает орга­ низация «Ковчег». Мы ведь не ставим своей задачей под­ готовку судей, прокуроров, работников милиции. Надо подключать к рабо­ те и наши региональные СМИ, ввести в постоянную практику встречи с населени­ ем работников правоохрани­ тельных органов, что назы­ вается, живьем, где вести речь, прежде всего, о нераз­ рывности прав, обязанностей и ответственности. Будет это триединство соблюдаться — меньше станет проблем. Все мы гордимся тем, чего достигла Липецкая об­ ласть. Было бы очень хоро­ шо, чтобы и уровень право­ отношений, если хотите — правовой культуры, не толь­ ко бы успевал за темпами со­ циально-экономического развития региона, но и обес­ печивал исключительно ци­ вилизованное решение тех проблем в сфере права, ко­ торые, как ни крути, а в жизни будут возникать не­ сомненно. Алексей КОЛБАСКО: — Всем тем начинаниям, о которых сегодня говорили участники «круглого стола», осталось только пожелать ус­ пеха. Фото Анастасии МЕНЬШИКОВОЙ. На вопросы в сфере трудовых правоотноше­ ний отвечает главный правовой инспектор Фе­ дерации профсоюзов об­ ласти Тамара ЛЕОНОВА. БЕСЗОХРАНЕНИЯ ЗАРПЛТАЫ В каких случаях работни­ кам предоставляются отпуска без сохранения заработной платы и какой продолжитель­ ности они могут быть? На основании ч. 1 ст. 128 Трудового кодекса РФ (далее — ТК) продолжительность от­ пуска без сохранения заработ­ ной платы определяется по со­ глашению между работником и работодателем в зависимости от причин. ТК не предусматри­ вает возможности последую­ щей отработки отпуска без со­ хранения заработной платы. Отпуск без сохранения за­ работной платы предоставля­ ется работнику по его письмен­ ному заявлению и только при наличии уважительной причи­ ны. Является ли причина ува­ жительной, решает работода­ тель. О тпуска без сохранения заработной платы, предусмот­ ренные ст. 128 ТК, подразделя­ ются на 2 группы: 1. Отпуска, которые предо­ ставляются по усмотрению ра­ ботодателя. 2. Отпуска, которые рабо­ тодатель обязан предоставить по заявлению работника. К первой группе относятся отпуска, предоставляемые по семейным и другим уважитель­ ным причинам (проводы сына на службу в армию, отправка детей в лагеря отдыха и так далее). Ко второй группе относят­ ся отпуска, предусмотренные ч. 2 ст. 128 ТК для отдельных категорий работников. Такие отпуска должны предостав ­ ляться: — участникам Великой Оте­ чественной войны — до 35 ка­ лендарных дней в году; — работающим пенсионе­ рам по старости (по возрасту) — до 14 календарных дней в году; — родителям и женам (му­ жьям) военнослужащих, погиб­ ших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением во­ енной службы, — до 14 кален­ дарных дней в году; — работающим инвалидам — до 60 календарных дней в году; — рабо тни кам в случае рождения ребенка, регистра­ ции брака , смерти близких родственников — до пяти ка­ лендарных дней. Этот перечень категорий работников, которым работо­ датель обязан предоставить отпуск без сохранения зара­ ботной платы, не является ис­ черпывающим. Законом пре­ дусмотрены отпуска без сохра­ нения заработной платы и для других категорий работников: — женщинам — по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. (Этот отпуск может быть использован пол­ ностью или частями также от­ цом ребенка, бабушкой, дедом, д р у гим род с твенни ком или опекуном, фактически осуще­ ствляющим уход за ребенком); — работнику , имеющему двух или более детей в возра­ сте до 14 лет; работнику, име­ ющему ребенка -инвалида в возрасте до 18 лет; одинокой матери, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет; отцу, вос­ питывающему без матери ре­ бенка в возрасте до 14 лет, — продолжительностью до 14 ка­ лендарных дней в удобное для • них время. Указанная обязан­ ность может возникнуть у ра­ ботодателя только в случае включения соответствующих положений в коллективный до­ говор; — работникам, допущен­ ным к вступительным экзаме­ нам в образовательные учреж­ дения высшего проф ессио ­ нального образования, — 15 календарных дней; в образова­ тельные учреждения среднего профессионального образова­ ния, имеющие государствен­ ную аккредитацию, — 10 кален­ дарных дней; для подготовки и защиты выпускной квалифи­ кационной работы и сдачи ито­ говых государственных экзаме­ нов — четыре месяца; для сда­ чи итоговых государственных экзаменов — один месяц; — лицам, работающим по совместительству, если про­ должительность их ежегодно­ го о п л а ч и в а ем о го о тп у с ка меньше, чем продолжитель­ ность отпуска по основному месту работы. В период отпуска без со ­ хранения заработной платы работника нельзя уволить по инициативе работодателя, од­ нако работник вправе в пери­ од отпуска расторгнуть дого ­ вор по собственному желанию, предупредив работодателя в установленный срок, или в лю­ бой момент прервать предос­ тавленный ему отпуск без со ­ хранения заработной платы и приступить к работе, поставив об этом в известность работо­ дателя. Следует иметь в виду, что время предоставляемых ра ­ ботнику отпусков без сохране­ ния заработной платы продол­ жительностью более 7 кален­ дарных дней не включается в стаж работы, дающий право на ежегодный оплачиваемый от­ пуск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz