Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
■И « к р у г лый с т о л » « ПРАВОВОЕБЕСПРАВИЕ»ДОЛЖНОБЫТЬНИЗЛОЖЕНО! На днях в Федерации профсоюзов об ласти состоялся обещанный нашим чита телям еще в июне «круглый стол» по про блемам правового всеобуча населения. Задержка была вызвана объективными причинами — шла напряженная работа над проектом областной программы все обуча. Сейчас положения программы ак тивно обсуждаются, она получила откли ки в СМИ, причем мнения высказаны раз личные. Программа привлекла внимание и профсоюзных деятелей — кто, как не профсоюз, по сути, должен являться за щитником прав трудящихся нашей стра ны, а значит, заниматься ликвидацией без грамотности в трудовых правоотношени ях. Но задача «круглого стола» была шире: обсудить вопросы обладания насе ления юридическими знаниями, правово го нигилизма, определения необходимо го минимума правовых знаний, возмож ности донесения правовой информации до всех категорий населения, реальной про светительской деятельности работников правоохранительных органов, обществен ных организаций. «Мы» предлагаем вни манию читателей отчет с этого «круглого стола», мнения его участников. Алексей КОЛБАСКО, ре дактор профсоюзного выпус ка «Мы» «Липецкой газеты», ведущий «круглого стола»: — Областная программа правового всеобуча действует чуть более двух месяцев. Се годня мы поговорим о путях ее претворения в жизнь, так сказать, о векторе движения. Зачем нужна региональная программа и как сделать так, чтобы ее положения не оста лись лишь благими намерени ями, как нередко случается в нашей жизни? вред или польза для государ ства и общества? Для госу дарства люди, подкованные в правовых вопросах, счи таю, конечно же, нужны. В этом случае легче осуществ лять какие-либо государ ственные мероприятия. При советском строе все права со средотачивались у первых лиц страны и регионов. Но ведь через повышение право вого сознания можно под нять и то, что называется на циональной идеей, на уро вень, который поможет спло тить общество, дать возмож ность человеку осознать себя личностью. А через общество и личности решаются важ нейшие для государства воп росы. Сегодня на правоохрани тельные органы возложена пропаганда правовых норм, работникам прокуратуры предписано осуществлять разъяснения законодатель ства, теснее контактировать в этом плане со СМИ. Но не достаточно всего этого в на стоящее время (хотя мы вы ступаем в СМИ за год до по лутора тысяч раз), и приня тие программы правового всеобуча просто назрело. шим образом нарушаются его права. Работодатель просто не желает работнику разъяс нять их. В этом случае зада ча профактивистов помогать, самим разъяснять членам трудового коллектива их пра ва и обязанности. Что сейчас заявляют не которые руководители пред приятий и организаций? Я — начальник и закон в одном лице. И работник, не зная своих трудовых прав, не мо жет с ним бороться. Право вые инспекторы труда Феде рации профсоюзов области как раз и стараются дать в личных встречах с работни ками всевозможные консуль тации, помочь с обращения ми граждан в суд. В отдель ных обкомах профсоюзов есть свои инспекторы труда. Даем мы разъяснения трудо вого законодательства и че рез профсоюзный выпуск «Мы» «Липецкой газеты». Несомненно, что принятая региональная программа пра вового воспитания в немалой степени поможет и в части разъяснения положений за конов о труде. Иван МАРКОВ, председа тель Липецкого областного суда: — Когда мы говорим о ду ховном возрождении России, то правосознание и правовой всеобуч — это как раз те фор мы влияния и государства на гражданина, и гражданина на государство, чтобы человек мог реализовывать свои права и быть патриотом своей Родины. Не могу не согласиться, что правовой нигилизм — это в традиции русского народа. Но сегодня вершиной право сознания является все-таки решение суда. А зачастую многие проблемы решались другими государственными институтами, которые в прин ципе не должны вмешивать ся в личную жизнь гражда нина. Хотя справедливости ради замечу, что в советское время граждане нередко по лучали реальную помощь от этих институтов. Я считаю, что гражданин должен знать не только свои права, но и обязанности пе ред государством, перед обще ством, перед таким же граж данином, как он. Однако и го сударство должно нести ответ ственность перед своими гражданами. Государство дол жно создать такие институты, которые позволили бы защи тить человека. Полагаю, что в наших условиях расслоения общества не существует пока у всех равных возможностей для получения квалифициро ванной юридической помощи. Одолеем нищету и бедность — решим и этот вопрос. Большая проблема в пра вовом воспитании стоит и пе ред СМИ. К сожалению, за частую, скажем мягко, иска женная информация являет ся сегодня приоритетом в ос вещении проблем жизни гражданина. Я не выступаю за цензуру, но должна же быть какая-то ответствен ность у СМИ за формирова ние общественного мнения. Государство должно со здать систему открытости, до ступности информации. В следующем году на базе Ли пецкого областного суда будет создана информационная служба, которая позволит в системе «одного окна» бес платно получить судебное ре шение, принятое областным судом, любому, подчеркиваю — любому, гражданину. Правовой всеобуч я вижу в трех направлениях. Первое: граждане должны знать обя зательный минимум дозволен ного и запретного. Второе: убе речь молодежь от социальных проблем (наркомания, алкого лизм, проституция, крими нал), которые возникают се годня повсеместно. И третье: должна быть система реабили тации, возможность возврата оступившегося к нормальной человеческой жизни. Валерий НЕГРОБОВ, ру ководитель управления фе дерально-регистрационной службы России по Липецкой области, председатель ис полкома областного союза юристов: — Обладание юридичес кими знаниями — вред или польза? Чем более юридичес ки грамотен преступник, тем сложнее с ним бороться. Но если исходить из того, что каждый гражданин добросо вестен и законопослушен, то обладание правовыми знани ями приносит пользу обще ству и государству. Важней шим условием построения гражданского общества и яв ляется обладание правовыми знаниями. Если человек не знает своих прав и не испол няет свои обязанности , нельзя его считать полно правным членом общества. Но замечу, что институты го сударства должны стоять на страже интересов граждани на, а последний должен свои права защищать и отстаи вать. Диктатура государства может привести к экономи ческому скачку (есть в исто рии такие примеры), но к уничтожению личности, все дозволенность — к развалу, а в правовом обществе дол жен быть баланс государ ственных и общественных интересов. Алексей КОЛБАСКО: — Валерий Леонидович подчеркнул, что человек дол жен защищать и отстаивать свои права. Беда в том, что он их не знает. Вот уже це лых 100 лет в России суще ствуют профессиональные со юзы, призванные защищать права трудового народа. Как профсоюзы ведут ликвида цию правовой безграмотнос ти? Сергей МЯСНИКОВ, пре зидент адвокатской палаты Липецкой области: —Мне кажется, не совсем правильно отдавать правовой всеобуч только в ведение ре гионов. Должна быть про грамма на уровне государства, минимум, которым должны руководствоваться. В законах о прокуратуре, адвокатуре, милиции, судах — нигде нет указаний о том, что необхо димо проводить правовую пропаганду. Хотя вся профес сиональная деятельность ад вокатуры — это и есть оказа ние правовой помощи. Нужна ли государствен ная адвокатура как инсти тут? Адвокат в такой струк туре будет зависим от влас ти. В ряде случаев, когда бу дет требоваться принципи альность от адвоката, он не сможет ее проявить, так как состоит в трудовых отноше ниях с государственной вла стью. Да и физически такая служба не способна будет ре шать вопросы, когда за бес платной помощью туда ри нутся все страждущие. Вряд ли такая помощь станет ка чественной. Валерий НЕГРОБОВ: — Хочу кое-что уточнить по поводу государственной адвокатуры. Это не конку ренция существующему неза висимому институту, а поиск путей более экономичного способа оказания помощи ма лоимущим гражданам. Сергей МЯСНИКОВ: — Что касается вообще правового воспитания, то его проводить необходимо с дет ских лет. А для этого нуж ны специальные кадры, да леко не каждый юрист может взять на себя преподаватель скую деятельность. Мне ду мается, что на базе нашего педагогического университе та могли бы готовить таких специалистов. Но правовой всеобуч не должен быть чрез мерно объемным. Анатолий ЩУРОВ, заме ститель прокурора Липецкой области: — Обладание населения юридическими знаниями — Тамара ЛЕОНОВА, глав ный правовой инспектор труда Федерации профсою зов области: — Мне, по роду своей де ятельности, часто приходит ся разбираться с трудовыми правоотношениями. Человек может прожить всю жизнь и не столкнуться с уголовным законодательством, но прак тически все мы не можем обойти Трудовой кодекс. Я наблюдаю порой вопиющие вещи. Допустим, человек ра ботает во вредных условиях труда и даже не знает об этом! Не ведает о тех преимуще ствах, которые ему в этом случае положены. Человек, устраиваясь на работу, даже не получает полной информа ции о той деятельности, ко торой ему придется зани маться, — значит, грубей Юрий КОВЫРШИН, кон сультант аппарата Уполно моченного по правам чело века в Липецкой области: — Мы говорим об област ной программе, но это пока только стратегия. Дальше должны быть практические шаги, варианты реализации этой программы. Но вот, к сожалению, Уполномочен ный по правам человека в Липецкой области не был приглашен участвовать в раз работке этой программы. Мне кажется, что в ней не дооценена роль обществен ных организаций, в том чис ле и профсоюза. А ведь лю бая общественная организа ция выражает позицию опре деленных групп населения. Хотелось бы, чтобы админи страция области при разра ботке подобных документов учитывала это и более тесно взаимодействовала с обще ственными организациями. Правовая база огромна, и научить человека всему и вся невозможно. Прежде всего, люди должны знать свои кон ституционные права и обя занности и знать, куда они могут обратиться для защи ты прав или обжалования ка ких-то решений. Должен быть обеспечен равный до ступ граждан к правосудию, именно оказание квалифици рованной правовой помощи это и обеспечивает. Но вот бедность населения, о чем уже говорил председатель областного суда на нашем «круглом столе», и высокие расценки адвокатуры сдер живают декларированный равный доступ. Это одна из основных проблем на сегод ня. Анатолий ЩУРОВ: — Хочу заметить, что прокуратура дает консульта ции, письменные ответы, принимает и рассматривает жалобы и никому не отказы вает в помощи по всем на правлениям законодатель ства, вплоть до трудового и семейного. Предлагаю всем теснее взаимодействовать с органами прокуратуры. Елена КОЛЯЖЕНКОВА, координатор Липецкой об щественной организации «Ковчег»: —В последние годы скла дывается впечатление, что наше государство не заинте ресовано в том, чтобы люди получали правовое образова ние. Есть прекрасные учебни ки, но нет специально обу ченных преподавателей. Де тей сызмальства надо учить основам правового государ ства (ребенка научить про ще), а школьная программа даже не подразумевает обу чение основам права. Суще ствуют какие-то разовые ме роприятия, и то зиждущие ся на энтузиазме учителей, А кто будет рассказывать сис темно: как, что и почему? Ведь именно практические знания необходимы, а не об щие сведения, формулиров ки. Сегодня особое внимание нужно обратить на моло дежь, вести пропаганду пра вовых знаний доступными ей методами. Давайте конкрет но определяться, как рабо тать, в том числе и с учите лями, если мы хотим жить в правовом государстве. Иван МАРКОВ: — Решая вопросы право вого всеобуча, мы должны не допустить очередного переги ба. На мой взгляд, правовое воспитание должно осуще ствляться специалистами этого профиля. Если мы учим подростка быть законо послушным, но при этом го ворим, что власть-то амо ральна, криминальна, и об виняем ее еще в куче грехов, то сами неквалифицирован но подходим к правовому все обучу. Выступая перед кон кретной аудиторией, необхо димо знать, насколько она подготовлена, в каких право вых знаниях она нуждается. Кстати, и сами судьи готовы выступать с лекциями, вес ти беседы на правовые темы. Честно признаюсь, я не удовлетворен (скажу больше — возмущен) качеством под готовки юридических кад ров. Уровень этот, даже судя по Липецкой области, где уже более десятка учебных заведений, специализирую щихся по этому профилю, очень и очень низок! Отсюда и опасения, что мы не смо жем выполнить программу правового всеобуча, надо го товить квалифицированные кадры для этой задачи. Николай БАРЫШЕВ, за меститель председателя де партамента образования и науки администрации обла сти: — Опыт других стран, в. частности США, показывает, что при всем том изобилии правовой помощи, юристов демократия в полной мере за щитить себя там не может. Защита демократии базиру ется на равной защите прав всех граждан. Задача в том, чтобы граждане, равно как и властные структуры, соблю дали законы. К сожалению, в последние перестроечные годы сложилось так, что дей ствовало, назовем образно, «правовое бесправие». Есть такое понятие — идеология. Ее пропагандой советское го сударство занималось всегда, но сейчас этот опыт утрачен. Если идеологию пустить на самотек, государство будет разваливаться. Несомненно, воспитание и правовое обра зование должны проповедо ваться с малых лет. Но вот вопрос (и в этом я согласен с представителем ад вокатуры): нужны ли всеобъ емлющие правовые знания? Вряд ли кто из нас сейчас сможет сесть за штурвал са молета или показать класс на токарном станке. В любом деле должны быть професси оналы. Юрист —это человек, который профессионально знает законы и умеет ими пользоваться. Стремиться к тому, чтобы все овладели в полном объеме правовой ин формацией, я думаю, бес смысленно, потому что такое просто невозможно. Но осно вы правового знания непре менно должны быть! Я хочу знать, к кому мне следует об ратиться, чтобы разрешить ту или иную правовую про блему. Однако предложение включить в школьную про грамму курс правовых дис циплин имеет как сторонни ков (к примеру, за счет со кращения часов преподава ния точных наук), так и про тивников. Алексей КОЛБАСКО: — Здесь затрагивались СМИ, посредством которых можно донести правовую ин формацию до населения. Но ведь этим активно занима лись и занимаются по сей день библиотеки. Евгения НИКИТИНА, за ведующая публичным цент ром правовой информации областной универсальной научной библиотеки: — Несомненно, в путях реализации принятой про граммы самый главный — донести информацию. И не только до тех, кто в ней по каким-то причинам вдруг ос тро стал нуждаться. Дело в том, что с вопросами права мы сталкиваемся практичес ки ежедневно, будь то трудо вые отношения или поход в магазин. Я уже не говорю о Трудовом кодексе или Зако не о правах потребителя, по тому что наши граждане да леко не все знают Конститу цию. Наша задача — просве щать, давать человеку не только необходимый мини мум, но и развернутую ин формацию. Нельзя жаловать ся на то, что в библиотеках нет изданий по правовым вопросам. Мы регулярно ус траиваем выставки такой ли тературы, ведем лекции и беседы на правовую темати ку, традиционно проводим недели правовых знаний. В дебатах участвуют специали сты по праву, которых мы приглашаем. Но здесь необ ходима активность и самих граждан. Многие ведь при выкли получать информацию пассивно — через телевиде ние, радио, не прилагая к этому особых усилий. Поэто му сами библиотечные работ ники, как говорится, идут в массы. Однако перед нами стоит огромная проблема в финан сировании наших учрежде ний. Согласно вступающему в силу закону о местном са моуправлении, может ведь случиться так, что в первую очередь в селах и деревнях, небольших центрах само су ществование библиотек ока жется под вопросом. Это, не сомненно, тревожит. Библио теки обязательно должны войти в программу правово го всеобуча. Правовой информации, особенно в последнее время, отдается приоритет. Нашему центру правовой информации во многом помогает наличие электронной версии справоч ной правовой системы «Кон сультант плюс». таю, что акцент в правовой программе необходимо сде лать в сторону финансирова ния центров правовой инфор мации, расширения их. У нас созданы такие центры на трех уровнях — областном, городском, районном — на базе библиотек. Библиотека ри традиционно занимаются книгами, печатными пособи ями, стараются донести ин формацию посредством СМИ, но они же обучены современ ным Интернет-технологиям, электронной справочной си стеме. Они могут давать пра вовые знания, почерпнутые из различных источников. Я присутствовал в районе на од ном из семинаров правового воспитания на базе библио теки, куда были приглаше ны и представители власти, и пенсионеры, и учащиеся. Финансово поддержать биб лиотеки необходимо, даже живое общение с библиотеч ными работниками дорогого стоит. В прошлом году мы про водили кампанию по заклю чению договоров с главами администраций районов и депутатами сельских советов на некоммерческой основе. Парадокс, но даже не все ру ководители понимают, зачем заключаются договоры ин формационного обмена. Не понимают, что те документы, которые есть в справочной правовой системе, должны быть доступны всем район ным организациям, населе нию. Только открытая систе ма информации приведет к получению правовых знаний, это надо учитывать предста вителям власти. Мы только начинаем ос новательный правовой лик без, программа — в этом под спорье. Не скоро мы выбе ремся из правового нигилиз ма в силу нашей бедности, но гражданин страны должен знать хотя бы Конституцию, в этом я согласен с предста вителем Уполномоченного по правам человека. Разъясне нием Трудового кодекса ак тивно могут заниматься профсоюзы, пенсионного за конодательства — специали сты Пенсионного фонда, гражданских законов —пра воохранительные органы и так далее. Совместно с Упол номоченным по правам чело века в Липецкой области мы тоже провели акцию — раз давали студентам юридичес ких факультетов компакт- диски, печатные издания, со держащие основы права. Меня, кстати, тоже сначала удивило обилие студентов — будущих юристов (вспомни те слова Ивана Маркова), но полагаю, что со временем ко личество перейдет в качество. Алексей КОЛБАСКО: — Я знаю, что кропотли вая работа над программой правового всеобуча шла до вольно долго. Наталья Юрь евна, приоткройте, пожалуй ста, некоторые моменты этой работы. Юрий БОГДАНОВ, заме ститель директора ООО «Контур» (справочная пра вовая система «Консультант плюс»): —Спасибо коллеге за доб рые слова в наш адрес. Я счи Наталья ГРЕВЦЕВА, на чальник отдела управления административных органов администрации области: —Она началась с поруче ния главы администрации области. Мы обратились в органы местного самоуправ ления, в отраслевые, обще ственные организации с просьбой предоставить пред ложения по содержанию этой программы. Предложений поступило много, на их ос нове специалисты управле ния административных орга нов и подготовили проект. Около года он был размещен на сайте администрации об ласти, ознакомиться с проек том могли все желающие. Со гласований проходило много, потому что предложения и замечания продолжали по ступать, и с учетом их мы проработали не один вариант программы. Кстати, с проек том знакомились и предста вители из других областей. Основная цель програм мы — создание единой сис темы правового просвещения с участием органов власти, общественных, иных органи заций. В ней сформулирова ны задачи с учетом всех ка тегорий населения, будь то дети либо пенсионеры. Но программа — не догма. Вне сение изменений и дополне ний не запрещается, это мы обсуждали и с общественны ми организациями. Финансирование меро приятий осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом. Общественные организации могут участво вать в конкурсе на соци альный гранд для исполне ния положений этой про граммы. К нам уже обрати лась Липецкая общественная органи зация «Ковчег» с предложением своих услуг, и мы постараемся, чтобы ее представители участвовали в исполнении программы пра вового всеобуча. Виталий ШИКИН, на чальник управления адми нистративных органов адми нистрации области: — Итак, на 3 года под об ластную программу выделе но из бюджета 18,5 милли она рублей. Ход реализации программы уже контролиру ется нашим управлением, мы держим в курсе всех дел гла ву администрации области. Думаю, что и депутаты обла стного Совета не ограничат ся только принятием этой программы, а будут интере соваться положением дел и сами принимать участие в ее исполнении. Когда мы говорим о пра вовом воспитании, просвеще нии, образовании, то, на мой взгляд, надо говорить о пра вовой культуре вообще. Тог да сразу отпадут сомнения, нужна программа всеобуча или нет, потому что именно правовую культуру, несом ненно, надо повышать, и не только у населения, а, в час тности, и во властных струк турах, и в правоохранитель ных органах. Многие участники «круг лого стола» сегодня говори ли о путях обеспечения до ступности правовых знаний населению. Каждый гражда нин вправе сам определять, что ему необходимо в той или иной сложившейся правовой ситуации. В администрации области уже начали подго товку к открытию обществен ной приемной, где будут де журить юристы, готовые дать необходимые консультации, помочь подготовить обраще ние в правоохранительные органы. Мы надеемся, что такой почин подхватят адми нистрации других городов и районов области. Я считаю, что стоит подумать о созда нии подобных приемных, или, как их еще называют, «юридических клиник», при библиотеках, пусть пока не всех, но для начала в круп ных населенных пунктах. Привлечь к этой работе не только дипломированных специалистов, но и студентов старших курсов юридичес ких факультетов, тем более что они сами с интересом от неслись к такому предложе нию. Для них это — велико лепная практическая школа. Здесь главное не навредить, ведь неправильный совет в вопросах разрешения конф ликта может привести и к не поправимым последствиям. Но зарекомендовавшие себя старшекурсники, пройдя ста жировку, под присмотром преподавателей, юристов смогут нам очень даже содей ствовать. В общем, путей у нас масса, надо только актив но поработать в этом направ лении. Далее. Возникает пробле ма повышения квалифика ции профессиональных кад ров в вопросах правового все обуча,,в том числе и библио текарей, и культпросветра ботников — на это, кстати, предусмотрены средства в программе. В соответствии с духом времени пора перехо дить от сухих лекций к те матическим вечерам с эле ментами игры, театрализо ванных представлений, вы пускать и распространять не блеклые, как по внешнему виду, так и по содержанию, а привлекающие внимание брошюры по правовым воп росам, что уже делает орга низация «Ковчег». Мы ведь не ставим своей задачей под готовку судей, прокуроров, работников милиции. Надо подключать к рабо те и наши региональные СМИ, ввести в постоянную практику встречи с населени ем работников правоохрани тельных органов, что назы вается, живьем, где вести речь, прежде всего, о нераз рывности прав, обязанностей и ответственности. Будет это триединство соблюдаться — меньше станет проблем. Все мы гордимся тем, чего достигла Липецкая об ласть. Было бы очень хоро шо, чтобы и уровень право отношений, если хотите — правовой культуры, не толь ко бы успевал за темпами со циально-экономического развития региона, но и обес печивал исключительно ци вилизованное решение тех проблем в сфере права, ко торые, как ни крути, а в жизни будут возникать не сомненно. Алексей КОЛБАСКО: — Всем тем начинаниям, о которых сегодня говорили участники «круглого стола», осталось только пожелать ус пеха. Фото Анастасии МЕНЬШИКОВОЙ. На вопросы в сфере трудовых правоотноше ний отвечает главный правовой инспектор Фе дерации профсоюзов об ласти Тамара ЛЕОНОВА. БЕСЗОХРАНЕНИЯ ЗАРПЛТАЫ В каких случаях работни кам предоставляются отпуска без сохранения заработной платы и какой продолжитель ности они могут быть? На основании ч. 1 ст. 128 Трудового кодекса РФ (далее — ТК) продолжительность от пуска без сохранения заработ ной платы определяется по со глашению между работником и работодателем в зависимости от причин. ТК не предусматри вает возможности последую щей отработки отпуска без со хранения заработной платы. Отпуск без сохранения за работной платы предоставля ется работнику по его письмен ному заявлению и только при наличии уважительной причи ны. Является ли причина ува жительной, решает работода тель. О тпуска без сохранения заработной платы, предусмот ренные ст. 128 ТК, подразделя ются на 2 группы: 1. Отпуска, которые предо ставляются по усмотрению ра ботодателя. 2. Отпуска, которые рабо тодатель обязан предоставить по заявлению работника. К первой группе относятся отпуска, предоставляемые по семейным и другим уважитель ным причинам (проводы сына на службу в армию, отправка детей в лагеря отдыха и так далее). Ко второй группе относят ся отпуска, предусмотренные ч. 2 ст. 128 ТК для отдельных категорий работников. Такие отпуска должны предостав ляться: — участникам Великой Оте чественной войны — до 35 ка лендарных дней в году; — работающим пенсионе рам по старости (по возрасту) — до 14 календарных дней в году; — родителям и женам (му жьям) военнослужащих, погиб ших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с прохождением во енной службы, — до 14 кален дарных дней в году; — работающим инвалидам — до 60 календарных дней в году; — рабо тни кам в случае рождения ребенка, регистра ции брака , смерти близких родственников — до пяти ка лендарных дней. Этот перечень категорий работников, которым работо датель обязан предоставить отпуск без сохранения зара ботной платы, не является ис черпывающим. Законом пре дусмотрены отпуска без сохра нения заработной платы и для других категорий работников: — женщинам — по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. (Этот отпуск может быть использован пол ностью или частями также от цом ребенка, бабушкой, дедом, д р у гим род с твенни ком или опекуном, фактически осуще ствляющим уход за ребенком); — работнику , имеющему двух или более детей в возра сте до 14 лет; работнику, име ющему ребенка -инвалида в возрасте до 18 лет; одинокой матери, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет; отцу, вос питывающему без матери ре бенка в возрасте до 14 лет, — продолжительностью до 14 ка лендарных дней в удобное для • них время. Указанная обязан ность может возникнуть у ра ботодателя только в случае включения соответствующих положений в коллективный до говор; — работникам, допущен ным к вступительным экзаме нам в образовательные учреж дения высшего проф ессио нального образования, — 15 календарных дней; в образова тельные учреждения среднего профессионального образова ния, имеющие государствен ную аккредитацию, — 10 кален дарных дней; для подготовки и защиты выпускной квалифи кационной работы и сдачи ито говых государственных экзаме нов — четыре месяца; для сда чи итоговых государственных экзаменов — один месяц; — лицам, работающим по совместительству, если про должительность их ежегодно го о п л а ч и в а ем о го о тп у с ка меньше, чем продолжитель ность отпуска по основному месту работы. В период отпуска без со хранения заработной платы работника нельзя уволить по инициативе работодателя, од нако работник вправе в пери од отпуска расторгнуть дого вор по собственному желанию, предупредив работодателя в установленный срок, или в лю бой момент прервать предос тавленный ему отпуск без со хранения заработной платы и приступить к работе, поставив об этом в известность работо дателя. Следует иметь в виду, что время предоставляемых ра ботнику отпусков без сохране ния заработной платы продол жительностью более 7 кален дарных дней не включается в стаж работы, дающий право на ежегодный оплачиваемый от пуск.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz