Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

га зет а л- * ' ^З абы ты е имена Елецкийсамородок Сто пять лет тому назад, в непогожий осенний день, на больничной койке в уездном Ельце всеми забытый и брошенный умирал поэт- самоучка и краевед Егор Назаров. Тот, кому довелось стать литературным крестным отцом Ивану Бунину. Столетие, нас разделяющее, стерло со страниц истории его имя. Память людская, способная преодолеть время и смерть, оказалась безразличной к Назарову, оставив потомкам разве что малые крупицы сведений. Известно, что прожил Егор Иванович немногим больше полувека. Состоял членом суриковского литературно-музыкального кружка. Смог выпустить два стихотворных сборника да помочь начинающему писателю Бунину основательно укрепиться в литературном мире. Увлекался краеведением, живо интересуясь историей родного края, был членом Орловской ученой архивной комиссии и наряду с Ридингером, Стаховичем стоял у истоков изучения малой родины. Вот, пожалуй, и все сведения. Но если в научно-справоч­ ной литературе сведений о нем нет, то произведения Бунина с лихвой компенсируют этот пробел. Казалось бы, что общего могло быть между молодым дворянином, литератором Иваном Буниным и сорокалет­ ним малограмотным мещани­ ном из разорившихся купцов? Но именно Егор Иванович, печатавшийся в «Орловском вестнике», посоветовал редак­ тору Н. Семеновой взять на должность сотрудника газеты молодого поэта. И опять же при посредничестве Назарова Бунин получил в дар от писа­ теля И. Белоусова (возглавлявшего в ту пору суриковский литературно-музыкальный кружок) экземпляр книги его пе­ реводов «Кобзаря» Т. Шевченко. Потом уже, по рекоменда­ ции Белоусова, Бунин вошел в московский кружок «Среда», объединивший видных писателей-реалистов того времени. Конечно же, не из чувства благодарности Иван Бунин «спи­ сал» героя известной повести «Деревня» Кузьму Красова с Егора Назарова. Личность — вот что было главным аргумен­ том для писателя: забитый нуждой, тот «силой своей воли сумел сам пробиться к свету». «Кузьма всю жизнь мечтал учиться и писать. Что стихи! Стихами он только «баловался». Ему хотелось рассказать, как погибал он, с небывалой беспощадностью изобразить свою нищету и тот страшный в своей обыденности быт, что кале­ чил его, делал «бесплодной смоковницей». Обдумывая свою жизнь, он и казнил себя, и оправдывал. Что ж, его история — история всех русских самоучек. Он родился в стране, имею­ щей более ста миллионов безграмотных. Он рос в Черной Сло­ боде, где еще до сих пор насмерть забивают в кулачных боях, среди великой дикости и глубочайшего невежества...» Эти строки как нельзя точно отражают биографические факты Назарова: отец его — обедневший купец, грамоте Егор научился восьми лет, самоучкой. В юности был подносчиком в кабаке, служил на табачной фабрике, работал приказчи­ ком. Жил в Рязани, Москве, но более — в родном Ельце. К середине семидесятых годов XIX века завел хлебное дело, но вскоре разорился. А вот его автобиографичное стихотворение: Припоминается мне ветхая избушка В пустынной улице Ельца, Больная матушка-старушка И буйство пьяного отца. Босой ', в грязи, полуголодный, Забившись в темный уголок, Я изнывал в тоске бесплодной И проклинал в душе порок. Задавленный нуждой, Назаров вынужден был вести вин­ ную торговлю за кабацким прилавком. Там, в кабаке, и состо­ ялась первая встреча двух литераторов. «Озерский кабатчик сказал мне, — вспоминает Бунин, — что в Ельце появился «автор». И я тотчас поехал в Елец и с восторгом познакомил­ ся в базарном трактире с этим Назаровым, самоучкой-стихо- творцем из мещан». О своем крайне тяжелом моральном и физическом состо­ янии, уже спустя годы, за несколько месяцев до смерти, на­ пишет Егор Иванович в письме своему однофамильцу, рабоче­ му поэту Ивану Назарову: «Мне 53 года, но я уже безвремен­ ный старик. Здоровье потеряно безвозвратно...» Все это вре­ мя, больной, одинокий, он жил на скудное жалование члена Елецкой городской мещанской управы... * * * ' Но в биографии Егора Назарова была еще одна, особая, страница. ...Я славянин! По духу и природе Во мне течет могучих предков кровь, Умевших сохранить и в рабстве дух свободы, И к Родине своей священную любовь! Краеведение —- особая глава в биографии елецкого само­ родка. Будучи членом Орловской ученой архивной комиссии, он написал такие работы, как «К истории Ельца», «О по­ стройке Красных рядов», «Табель повинностей за 1817 год», публиковал записки старожилов. Рассказывая о бывшем Та- лецком острожке (ныне Талица Елецкого района), он тща­ тельнейшим образом описывал расположение сторожевых постов на границе елецкого Подстепья, определял наиболее точно древние пункты обороны. Писал Назаров «историчес­ кие хроники» и еще одного села, Черкассы, которое есть на карте Елецкого района и сегодня, где отмечал, что «жители Черкасс и соседнего с ним села Колпаки были известны под именем охотников на большой дороге». * * * Отдельная страница в судьбе Назарова — жизнь после смерти. И столетие спустя какой-то злой рок продолжает пре­ следовать его имя. Еще в восьмидесятых годах прошлого века липецкие писатели и краеведы сделали попытку выпустить сборник стихов Егора Назарова, однако попытка оказалась неудачной. Тогда чиновники нежелание опубликовать книгу объясняли так: дескать, уж слишком много у Назарова «вер­ ноподданнических стихотворений», о Боге опять же писал... Прошло еще четверть века. И снова заговорили краеведы о восстановлении исторической справедливости —выпуске кни­ ги. Да и повод какой: московский поэт, уроженец Ельца Игорь Федорин отыскал неизданную рукопись стихов Егора Назаро­ ва. Стихи, записанные в амбарной книге, обнаружились в домашней библиотеке ученого Григория Ивановича Сильвест- рова, земляка поэта-самоучки, который проживает в Сибири. Когда-то рукопись была подарена его отцу краеведом-любите- лем Владимиром Тихоновичем Ростовцевым. Вот как описывает рукопись Федорин: «Изогнутые углы страниц, желтоватые пятна — то ли от восковой свечи, то ли от вина, то ли от чая — на большеформатных листах. Но стихотворные строки аккуратно выведены каллиграфическим почерком с характерным нажимом, «ятями», с витиеватыми росчерками в конце каждого опуса». И заключает: «По-видимому, счастливо обретающая у уче- ного-книголюба рукопись Назарова — это рукописная книга, попытка автора как-то систематизировать стихотворения для итогового сборника, который так и не увидел света. А о том, что поэт мечтал о книге, вобравшей лучшее из написанного, говорят даты: 1872-1895 годы...» Удивительный документ эта рукописная книга! Вполне возможно, что именно ее держал в руках Иван Бунин, знако­ мясь с творчеством поэта-самоучки. Видимо, глубоко запали в душу писателя черты этого яркого русского человека с его бессребреничеством, талантом, не сумевшего из-за нужды рас­ крыть свой дар. Более двадцати лет вынашивал Бунин образ, ставший одним из колоритнейших в его повести. Именно этот рукописный сборник, в котором поэт пред­ стает как патриот своего Отечества, будет издан в Ельце в ЕГУ имени И. А. Бунина. За два с лишним десятилетия, разделяющих две попытки издания поэтического наследия Назарова, очень многое изме­ нилось и в обществе, и в сознании людей. Забытый современниками, он умер в забвеньи. Но сейчас его воскресит стихотворная строка... г. Елец. Милада ФЕДЮКИНА. Материал подготовлен при поддержке краеведа Виктора ГОРЛОВА и писателя Сергея ПАНЮШКИНА. ^Собеседник «ЛГ» Народная артистка России Валентина БРАЖНИК: «Популярность- этокогдатебяузнают гаишники?» В ней красота, умение эффектно подать себя, яркий актерский талант, энергия и предприимчивость. В эти дни актриса Липецкого драматического театра отмечает свой юбилей, принимая поздравления от друзей и коллег. Одним из первых ее поздравил журналист «ЛГ». — Валентина Сергеевна, на юбилей принято прихо­ дить не с пустыми руками. Какие сюрпризы вам препод­ несли? — Подарков было много. Сын Миша преподнес отмен­ ный подарок — он получил диплом юриста. Растрогали мои односельчане с Полтав­ щины, сообщив, что депута­ ты сельсовета присвоили мне звание почетной жительницы села Кривая Руда. Это моя малая родина, она для меня значит очень много. Но, по­ жалуй, самый дорогой пода­ рок я сделала себе сама. 21 октября состоялась премьера моего нового спектакля «Вальс одиноких». Юбилей должен быть настоящим праз­ дником. Люблю, когда вокруг меня ярко, красиво. Очень хотелось найти пьесу, чтобы было что играть не только мне, но и партнерам. Как только я прочла в журнале последнее произведение Семе­ на Злотникова, то буквально влюбилась. История просто замечательная. Как собирала деньги на постановку, лучше не спрашивайте, нелегкое это дело по нынешним временам. Многие проблемы помог ре­ шить мой сын. А замечатель­ ная подруга Люся своими ру­ ками шила сценические кос­ тюмы. Словом, с миру по нит­ ке. И получился, по-моему, яркий, красочный спектакль. Поставил его заслуженный артист России Николай Чебы- кин, в нем заняты мои люби­ мые партнеры — народный артист России, лауреат Госу­ дарственной премии Михаил Янко и актер Евгений Гурья­ нов, с которым мы играли в первом моем антрепризном проекте «Каса. Маре» Иона Друце.- — Наверняка и ваш но­ вый спектакль о любви... — Конечно. Я даже напи­ сала Злотникову в Иеруса­ лим, что когда он работал над пьесой, то словно заглядывал в мою замочную скважину. Многие ситуации как будто взяты из моей жизни. Думаю, они понятны и близки любой женщине. Моя героиня Мэри­ лин заявляет со сцены: «Я в жизни умею только одно — любить и хочу быть люби­ мой!» Она — состоявшаяся богатая женщина, готовая сделать все, чтобы ее люби­ мый был счастлив, но муж­ чины, боясь столь сильного чувства, уходят. И она оста­ ется одна. «Вальс одиноких» — все-таки, пожалуй, не ме­ лодрама, а трагикомедия, где, как в жизни, грустное сосед­ ствует со смешным. Сюжет необычен. Преуспевающий эмигрант Джонатон — его играет Михаил Янко — при­ глашает к себе в Америку друга детства из России Ан­ тона — Евгений Гурьянов — и предлагает ему жениться на той, которая давно его любит. Возникает классический лю­ бовный треугольник. Семен Злотников одобрил нашу по­ становку, прислав мне трога­ тельное послание: «Красота и талант у вас есть. Желаю уда­ чи!» Чтобы поддержать нас, он отказался от значительной доли авторского вознагражде­ ния. Мы всё старались сде­ лать, чтобы увлечь зрителей, удивить, пробудить чувства. —А своих односельчан из Кривой Руды на премьеру пригласите? — Всегда безумно рада их видеть. Но Украина-то стала зарубежьем. Границы, тамож­ ни, валюты — просто так в Россию и не выберешься. Тем не менее каждый год, что бы ни случилось, я езжу в отпуск на свою малую родину, наве­ щаю родителей, встречаюсь с друзьями юности, подпитыва­ юсь энергией родных мест. Первые шаги на театральные подмостки я сделала на сту­ пеньках сельского ДК. Семья у меня самая обычная, ника­ кого отношения к искусству не имела. Мама — учитель­ ница, папа — председатель колхоза. Они воспитывали меня в строгости: мол, нуж­ но поднимать сельское хозяй­ ство; останешься в деревне, будешь работать дояркой. А я, как любая девчонка, меч­ тала об интересной жизни, элегантных нарядах, роскош­ ных букетах, поклонниках. Добиваться пришлось всего своим трудом. С первого клас­ са участвовала в школьной са­ модеятельности, играла цыга­ ночку Азу, Наталку Полтав­ ку, к любому празднику наш драмкружок устраивал боль­ шое представление. Получив аттестат и с трудом уговорив родителей, уехала в город учиться на артистку. С пер­ вого раза поступить в Киев­ ский театральный институт не удалось, возвращаться до­ мой неудачницей не хотелось. Год работала на почте, посе­ щая вечерние лекции в каче­ стве вольнослушательницы. — И как же вам удалось воплотить свою мечту в жизнь? — К счастью, мои вокаль­ ные данные высоко оценил замечательный педагог, ар­ тист театра имени Ивана Франко Анатолий Скибенко. Он предложил поступить к нему на курс артистов оперет­ ты. Правда, за время учебы я поняла, что музыкальный театр — это совсем не мое. Хотелось серьезных ролей, простора для самовыраже­ ния. После вуза меня пригла­ сили в хор имени Веревки — престижный фольклорный коллектив, часто гастролиро­ вавший за границей. Для ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА. многих это было мечтой, а я рвалась в театр. И вот броси­ ла размеренную столичную жизнь, отправилась в Одессу, где и вышла на драматичес­ кую сцену. А потом волею судеб оказалась в Липецке, который теперь стал для меня родным. — Сейчас липчане знают вас не только как талантли­ вую актрису, сыгравшую де­ сятки разноплановых ролей в академическом и муници­ пальном театрах, но и как активную общественницу. Вы участвуете в работе Клу­ ба деловых женщин, прези­ диума Общественной палаты Липецка. — Я общаюсь с интерес­ нейшими людьми, узнаю мно­ го нового и полезного для себя. Даже в чисто бытовом смысле. Вот взять, к приме­ ру, наболевшую проблему ЖКХ. Каждый сталкивался с ситуацией, когда вышла из строя сантехника, а в ЖЭКе отделываются обещаниями, но не торопятся присылать мастера. Люди чуть не пла­ чут от отчаяния и суют день­ ги всяким проходимцам, лишь бы починить злополуч­ ный кран. А оказывается, достаточно написать заявле­ ние в двух экземплярах в ЖЭК о поломке и можно не платить потом за коммуналь­ ные услуги за этот период. Вот законный, цивилизован­ ный выход. Теперь я делюсь такой информацией со всеми знакомыми, стараюсь помочь советом. — Ведущие роли в муни­ ципальном театре, обще­ ственная работа, теперь вот своя антреприза. Остается ли время на семью, близких? — Конечно, хотелось бы уделять им больше времени. Но они уже привыкли, все понимают и не обижаются. У меня чудесная семья, я ею очень горжусь. Миша — та­ лантливый, целеустремлен­ ный человек. Он не пошел по моим стопам, предпочтя теат­ ру бизнес. Но я втайне лелею надежду, что его дочь, моя любимая внучка Алина, вы­ берет сцену. Стараюсь уделять ей как можно больше внима­ ния. Экономить время помо­ гает автомобиль. За рулем я уже четырнадцать лет. Во­ дить научил за пару месяцев сосед-таксист. Первой маши­ ной была ослепительно белая «девятка». Когда на дорогах тебя узнают инспекторы ГАИ и прощают мелкие прегреше­ ния, это, не буду скрывать, приятно. Наверное, это и есть актерская популярность... —Про ваши кулинарные таланты ходят легенды. При­ готовите для ваших гостей что-нибудь вкусненькое? —Обязательно. Я обожаю украинскую кухню —аромат­ ный борщ с пампушками, мясо с грибами, галушки, сало с чесноком и тонкой про­ слойкой мяса. Приучила к ней всю семью. В моем кафе «Театральное» готовят блюда по эксклюзивным домашним рецептам — приходите, по­ пробуйте, пальчики оближе­ те! Как-то поспорила на ящик шампанского с одним началь­ ником ОРСа, что у меня са­ мые вкусные пирожки в го­ роде. Тот поначалу скептичес­ ки улыбнулся. Но, когда я принесла поднос, полный ру­ мяных, пышных пирожков с картошкой, капустой, творо­ гом, он их попробовал и заго­ ворил по-другому. Даже взял­ ся своим сотрудникам рецеп­ ты переписать. Такое призна­ ние меня тоже по-настояще­ му радует. Ведь порой приго­ товить вкусное блюдо не ме­ нее сложно, чем выйти на сцену. Беседовал Сергей МАЛЮКОВ. КЕОЮМЕ МАКСИН АПЕННИНСКИЙ ДНЕВНИК МаркенавыставкевМоскве В московском «Экспоцентре» прошла выставка «Обувь и кожгалантерея», в которой приняло участие более 150 фирм из области Марке. Всего на выставке представили образцы своей продукции около 400 предприятий, из которых более 290 итальянские. Продукция предприятий Марке была представлена благодаря содействию областной администрации и Торговых Палат провинций Асколи Пичено и Мачерата. Институт внешней торговли и Национальная Ассоциация италь­ янских обувных фабрик готовятся провести еще одну выставку — «Женщина и итальянская обувь. 100 лет любви» — из коллекции Международного музея обуви города Виджевано, которая пройдет 22-28 октября в Государственном Историческом музее в Москве. Британский консулхочет многознать... Вице-президент области Лучано Агостини провел встречу с британским консулом Мойрой Макфэрлен, представляющей Объединенное Королевство в центральных регионах Италии и в Республике Сан-Марино. Этот визит в Марке — второй с начала ее работы в этой должно­ сти с 2001 года. Цель визита, по словам консула, — лучше узнать область Марке, углубить знания друг о друге и создать предпосыл­ ки для будущих соглашений о сотрудничестве. ...И ректоркубинского университета тоже Ровно через неделю после визита официальной делегации кубинской провинции Санкти Спиритус в область приехал еще один авторитетный гость: ректор университета Санкти Спиритус Мануэль Гуилермо Валле Фаско. Он встретился с преподавателями сельскохозяйственного факультета университета Анконы, начальниками управлений охраны окружающей среды Марко Амальяни и сельского хозяйства Паоло Петрини. Кубинский ректор намерен провести ряд встреч по укреплению сотрудничества с несколькими университетами области Марке. В частности, с Политехническим университетом прорабатываются воз­ можности реализации нескольких проектов по преддипломной и последипломной специализации студентов-аграриев кубинского уни­ верситета и по обмену практикантами. Университет Санкти Спиритус — областного значения, в нем учат­ ся 6000 студентов на разных факультетах (гуманитарный, филологи­ ческий, медицинский, инженерный, экономический, сельскохозяй­ ственный и пр.), имеет 9 студенческих городков для проживания. Как рассказал Валле Фаско , экономика провинции Санкти Спиритус преимущественно сельскохозяйственная (горная), следовательно, много проектов и исследований посвящены инновациям биологи­ ческого земледелия (например, выращивания кофе), а также источ­ никам альтернативной энергии, таким как вода, солнце, ветер и био­ массы. По материалам Интернет-сайта Администрации и информационного портала области Марке подготовил Григорий КЛИМЕШОВ Коллектив Липецкой городской энергетической компании сердечно поздравляет главного инженера Сергея Николаевича ТРОШКИНА с 50-летнем! Уважаемый Сергей Николаевич! Вы прошли все ступени трудового пути — от ма­ стера-электрика до главно­ го инженера ООО «ЛГЭК». Работая в ОАО «НЛМК» и в ООО «ЛГЭК», Вы заслужи­ ли уважение коллектива своим профессиональным подходом к делу. Ваш труд отмечен золотой наградой комбината — Почетным знаком ОАО «НЛМК» I сте­ пени. Мы знаем Вас как чело­ века, который постоянно совершенствуется, не останавливаясь на достигнутом. Неоценим Ваш вклад в создание и развитие компании — все свои знания, все время Вы отдаете работе и людям. В этот юбилейный для Вас день примите наши ис­ кренние поздравления и пожелания счастья, крепкого здо­ ровья, благополучия Вашим родным и близким. Пусть всегда Вам сопутствует удача, и мы ждем от Вас новых свершений в труде! Коллектив ООО «ЛГЭК». ^ Заметки горожанки «Я родился, глянул на мир, а он уже злой и жестокий...» Елена БРЕДИС, обозреватель «Липецкой газеты» Наверное, большинство родителей в какой-то момент испытывали ощущение, что они слишком мало знают своих детей. Чаще всего это «прозрение» наступает, когда дети уже вырастают, и мы вдруг обнаруживаем, что их внутренний мир —вовсе не открытая книга для нас, что нам не всегда доступны их проблемы, а главное —наши рецепты для решения этих проблем не годятся. И остается только с сожалением вспоминать то далекое время, когда малыш ходил в детский садик и с ним было так легко и просто. Какие могут быть проблемы у этой мелкоты? Синяк? Сломанная кукла? Ну пожалеем, купим новую. Мир маленького человека представляется нам круглым и ярким, как воздушный шарик. Ни тебе острых углов, ни зазубрин. Признаюсь, на эти размыш­ ления меня натолкнула одна га­ зета, опубликовавшая высказы­ вания детей, которым было пред­ ложено задать вопрос... Богу. За наивными, а порой и смешными формулировками вдруг просту­ пают настоящие трагедии, гам ­ летовские сомнения, глубокие разочарования и призыв о по­ мощи. Все это звучит так прон­ зительно-искренне, что неволь­ но вздрагиваешь от боли: неуже­ ли они уже могут так думать, чув­ ствовать, страдать? Неужели в их возрасте уже все так сложно и серьезно? Из «вопросов к Богу»: « Ч то нужно сделатьв жиз ­ ни , чтобы мама меня не била?» ...Совсем еще молодая ма­ маша стоит на остановке, в про­ гулочной коляске сидит кроха лет двух. Пока мама предается сво­ им мыслям, малышка выбирает­ ся исследовать окружающий мир на еще не твердых ножках. За ­ метив такое «нарушение режи­ ма», женщина грубо хватает ре­ бенка и с кри ками буквально швыряет обратно в коляску. Мой муж не выдерживает: «За что же вы ее так? Она ведь еще совсем маленькая!» И слышит в ответ: «А вы бы с ней посидели весь день!» Резонный вопрос «Зачем же вы тогда рожали?» вызывает столь же традиционный ответ: «Вас не спросила!» Еще лет пятнадцать назад та­ кие сцены на улицах были ред­ костью, сейчас — почти норма. Подо все, конечно, можно под­ вести социально-экономические причины, но стоит ли? Разве ма­ теринский инстинкт не должен быть сильнее всех финансовых проблем, усталости и тревог? Подруга, работающая в дет­ ском саду, рассказывает: «Сооб­ щаем мамаше, что из-за празд­ ников детский сад четыре дня работать не будет. Она в ответ с растерянностью: «Что же я с ним все эти дни буду делать?!» О том, что ей предстоит быть рядом с ребенком не несколько дней, а годы, эта мама, видимо, и не помышляет. Сегодня сплошь и рядом случается, когда женщина не работает, но малыша все рав­ но в детский сад водит — пусть чужие тети воспитывают. Потому как ей совершенно непонятно, что же весь день можно делать с соб­ ственным ребенком. Может, оно и лучше? «Чужая тетя» не будет раздражаться, орать, бить... Из «вопросов к Богу»: «Ты не знаешь, где мой любимый папа?» «Сделай, чтобы мама и папа помири­ лись. Боженька, помоги, я ку­ рить брошу». У меня тоже есть вопрос: а если бы мама и папа знали о та­ кой просьбе, они бы не помири­ лись? Сегодня так часто про ре­ бенка можно услышать: «А чего ему не хватает? У него все есть!» Вот ведь банальность какая: ему любви не хватает. Маминой ли, папиной... И для него это важнее новых кроссовок или джинсов. Два часа маминого внимания, быть может, дороже, чем новый двухчасовой фильм на РУО. Кстати, о фильмах. Малыш лепит из пластилина страшных червяков и сообщает воспита­ тельнице, что они поедают лю­ дей. А иногда просто писают на людей, и люди от этого все рав­ но умирают. «Откуда ты взял этот ужас?» — «А из «ужастиков». Мне их мама на ночь ставит. Я под них лучше засыпаю». Мамина логика тут ясна: ребенок со стра­ ху зажмуривается и быстрее за ­ сыпает. Интересно, а она нико г­ да не спрашивала, что ему снит­ ся после такого варианта «Спо­ койной ночи, малыши»? Ну о том, что смотрят наши дети, — разговор уже не пер­ вый. Нет смысла повторяться. Лишь небольшая сценка из ж и з ­ ни. Малыш приходит на утрен­ ник в детсад в зеленом костюм­ чике, зеленой шапочке, с какой- то игрушкой в руках. Воспита­ тельница умиляется: «Это кто же ты у нас? Наверное, лягушонок?» — «Я Шр-р-эк!» «Ой, это та и г­ рушка, которую ты держишь?» — «Конечно, нет, это же у меня Бэтмен!» Пойди, поспей за ними. Подруга с грустью констати­ рует: Буратино и Мальвину они уже практически не знают. По­ чему? Да потому, что редко кому дома вслух читают, в основном детки смотрят мультики, причем зар убеж ны е . Ну и, поня тное дело, боевики, вместе с роди­ телями . Современные дети в садике уже не показывают друг другу кулак или фигу. Они вооб­ ще не знают про «комбинацию из трех пальцев». Думаете, так улучшилось воспитание? Нет, просто они вместо этого на ма­ нер амери канцев показываю т средний палец, может, еще не догадываясь, что это означает. А на детские сады, как и на школу, всеобщая надежда: мы вам детей отдали, вы нам их вос­ питайте! Две трехлетние малыш­ ки сидят и с помощью «подруч­ ных материалов» изображаю т с и г а р е ты . В о с п и т а т е л ь н и ц а строго: «Вы что это делаете?» — «Мы курим!» — «А вы разве не знаете, что курят только плохие девочки?» Одна из малышек пос­ ле долгого раздумья: «Это что же, моя мама — плохая девоч­ ка?» Вот и как прикажете их вос­ пи ты ва ть? П о д тв е р д и ть , что мама — «плохая девочка», непе­ дагогично. Разрешить подобные игры — тоже. Перед воспитателем задача поставлена: «развивать позитив­ ное отношение к здоровому об ­ разу жизни». А как его разовь­ ешь, это отношение, если мамы приходят забирать детей, садят­ ся в беседке и, пока малыши резвятся на площадке, курят и попивают пиво «из горла», пере­ мывая косточки воспитателям? ...На скамейке, неподалеку от детского сада вечерами си ­ д ит девочка. Мама перестала водить ее в садик - нечем пла­ тить, деньги уходят на спиртное. У нянечек и воспитательниц сер ­ дце кровью обливается: знают, что девочка голодная. Но прине­ сти ей что-то из еды, оставшей­ ся в конце дня, нельзя: это се ­ рьезное нарушение порядка, ко­ торое строго карается. Полага­ ется выбросить. Город выделя­ ет немалые дотации на питание детей, «разбазаривать» их по­ добным образом запрещено. Из «вопросов к Богу»: «Господи, я читал в сти­ хотворении, что Ты послал вороне кусочек сыра. Не мог бы Ты мне тоже послать?» «Господн, подай ради Христа хоть чего-нибудь!» Господи, как же сделать так, чтобы они хотя бы в детстве были счастливыми и беззабот­ ными? Ведь во взрослой жизни большинство из них успеет еще и намаяться, и настрадаться. Как сделать, чтобы они Тебе боль­ ше не писали: «Я родился, гля­ нул, а мир уже такой злой и же­ стокий»? Чтобы не спрашивали: «Ну а теперь Ты бы создал во второй раз человека?» Слишком много разочарований для тако­ го ю но го возраста . Слиш ком мно го вопросов без ответов . Кстати, а почему они не задают их нам, взрослым?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz