Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
л и тер а т ура в с тр е ча для вас кал енда рь ■ Ж «СОЮЗ. Беларусь-Россия» Периодическое издание Совета Министров Союзного государства Газета зарегистрирована в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Российской Федерации 10 марта 2000 года. Регистрационный №77-1880. Тираж по РФ: 299 838 Тираж по РБ: 501 224 Тираж «СОЮЗа. Беларусь — Россия» в РФ и РБ: 801 062 Шеф-редактор А.И. Батыгин (Москва) Первый заместитель шеф-редактора А.М. Таранда (Минск) Адрес редакции «СОЮЗа. Беларусь-Россия»: Москва, А-40, ГСП-3125993, улица Правды, 24. Телефон: 257-5787 Факс: 257-5787 Е - таШ Е гтак 0 Уа@гд.ги Адрес редакции газеты «Советская Белоруссия»: Республика Беларусь, 220013, Минск, улица Б. Хмельницкого, 10а. Тел. и факс: 232-1432 Издательство: ЗАО «Информационно-издательский концерн «Российская газета» Адрес: Москва, А-40, ГСП -3125993, ул. Правды, 24. Тел. 257-53-62. Издательство «Советской Белоруссии»: Белорусский Дом печати, КИПУП «Сож». ОТПЕЧАТАНО в 0 0 0 «Объединенный издательский дом «Медиа-Пресса». Адрес: 125865, ГСП, Москва-137, ул. Правды, 24. Распространяется по всем подписным индексам: «Российской газеты»: 50202,32184,40942,40913,40924, 40945,38286 ,41591 .«Советская Белоруссия»:63889. По графику: 16.00 Номер подписан: 16.00. •СОЮЗ.Беларусь - Россия»печатается вАрхангельске, Владивостоке, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Калининграде, Кемерове, Краснодаре, Красноярске, Минеральных Водах, Москве, Мурманске, НижнемНовгороде, Новосибирске, Омске, Оренбурге, Пензе, Перми, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Самаре, Саратове, Тюмени, Ульяновске, Уфе, Чебоксарах, Челябинске. «Советская Белоруссия»печатается в г. Минске, Гомеле. !У___ _ С О Ю 3 Беларусь-Россия 20 ОКТЯБРЯ 2005 ЧЕТВЕРГ №41 (237) ВЛипках ждут творческий молодняк Завтра в Подмосковье закрывается пятый форум молодых писателей России 20 — 26 октября в нашей истории 15 лет спустя Российские и белорусские медики намерены возобновить совместную борьбу с одной из самых страшных болезней Поиск и память Журналисты из С ур гу та выпустили том о судьбах фронтовиков и партизан Эстрада, эстрада, Процесс обо гащ ения в мас тер -кл а сса х форума носил обо юдный характер. Молодые лите раторы вживую общались с про ф ессионалами , а те узнавали новое поколение . Руководитель поэтического семинара журнала «Знамя» поэт Дмитрий Сухарев был рад познакомиться со стиха- 3 ми молодой поэтессы из Казани Алии К арим о вой : «Очень све жие стихи, необычные. Уже ради то го , чтобы прочитать стихи хо рошего , ранее не известно го п о ^ ^ эта, стоило проводить та кое с о ^ ^ Р вещ ание . ..» И т у т же Дмитрий Сухарев пожалел , что в форуме участвую т только поэты, прожи вающие в России: «Русская поэ зия — такое явление, для которо го не существуют границы. Хоте лось бы, чтобы на следующем форуме появились поэты из Бе ларуси , Украины , У збе ки с та на ...» Последнее пожелание находит о ткли к у организаторов форума. Его бессменный руководитель, председатель Конгресса россий ской интеллигенции Сергей Фила тов тоже считает, что пора бы в мастер-классах в Липках участво вать молодым литераторам из ближнего зарубежья: «Мы соби рались пригласить уже на нынеш ний форум творческий молодняк из Беларуси, Украины, Казахста на и даже из Финляндии, но не смогли осуществить это по фи нансовым причинам. А жаль! С Беларусью мы работаем над соз данием нашего Союза. Думаю , начиная со следующего форума наши молодые писатели будут со бираться в Липках вместе!..» На форум приехали писатели, а также издатели. Известная поэ тесса Татьяна Кузовлева, являю щаяся главным редактором ж ур нала «Кольцо А», не скрывает, что хотела бы найти среди участни ком форума новых авторов для своего издания. Только что вышел новый номер, в котором опублико вана проза Бориса Васильева, публицистическая статья Сергея Филатова о Катынской трагедии, записки народного артиста СССР фронтовика Евгения Весника, традиционно большое место уде лено молодым писателям. На форуме работал мастер- класс интернет-журнала «Про лог», в котором только в нынеш нем году напечатано более 100 молодых авторов, включая уро женца Могилева прозаика Влади мира Авдевичева, выпускника Бе лорусского государственного уни верситета писателя-юмориста I Александра Воронова, минской I журналистки Таши Томиной. День заднем 20 октября — День Войск свя зи Вооруженных сил Российской Федерации. 24 октября — Всемирный день информации о развитии, День Ор ганизации Объединенных Наций и Международный день школьных библиотек. 25 октября — Международ ный день борьбы женщин за мир и День таможенника Российской Федерации. Решения государственные 20 октября (ст. ст.) 1696 года по инициативе и настоянию Петра I Боярская дума постановила: «Морским судам быть» и вынесла решение о строительстве 52 ко раблей. Ныне эта дата отмечается к а к День рождения Российского флота. Впервые 20 октября, 125 лет назад, при нял первых зрителей Московский цирк на Цветном бульваре— один из старейших цирков России. Ны не «Московский цирк Никулина на Цветном бульваре». 22 октября, 95 лет назад, рус ский летчи к Е. В. Руднев совер шил первый междугородный пе релет по маршруту Петербург — Гатчина. Расстояние 64 километ ра он преодолел за 56 минут. 24 октября по распоряжению градоначальника Санкт-Петер- Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО. Альберт Валентинов МОСКВА — МИНСК РАК. До сих пор этот диагноз, не смотря на усилия медиков , зв у чит к а к приговор . М ежду тем не все действенные методы и зба в ления от страш но го недуга ис черпаны. Так уж получилось, что по объективным причинам меди цинская наука в России только начинает возвращаться к одному из самых перспе ктивны х мето дов. Свой расска з об этом член- корреспондент РАМН, д ире ктор И н сти тута общ ей реаниматоло гии , профессор В и ктор Мороз начал издалека: — В медицине сущ ествую т три главны х направления , кон сервативное — терапе втиче ское, активное — хирур гическое и реаниматоло гическое , ко гда больной без нашей экстренной интенсивной помощи , в клю чаю щей и хирургические , и терапев тические , и реаниматоло гиче ские методы лечения, выжить не может. Таким направлением в науке и медицине — поддержа нием жизнедеятельности в к р и т ич е с ки х состояниях вплоть до временного замещения функции ор ганов и систем ор гани зм а — мы и занимаемся . Все реанима толо гические методы невероят но трудоем ки , требую т больших знаний патоф изиоло гии , биохи мии, биоф изи ки , ф арм а кодина ми ки ле карс твенны х веществ, генети ки , имм унологии — всего того , что называется фундамен тальными науками . Только з н а ние их может способствова ть развитию медицины в целом. Одним из важных реанимато логических методов является ги пертермия — один из способов воздействия на заболевание при помощ и вы сокой температуры . Это отнюдь не новое направле ние в медицине . И здавна та ким методом лечат некоторы е забо левания, повышая тем пера туру тела с помощью химических или биоло гически х препаратов, трансплантацией чужеродны х тканей , воздействием высокоча стотных волн, повышением тем пературы окружающ ей среды — воздуха или .воды . Белорусские исследователи были одними из первых в СССР , где гипер тер мию стали ш иро ко применять для лечения он кол о гичес ки х з а болеваний. В Минском институте онкологии и медицинской радио логии была разработана методи ка общей гипертермии с исполь зованием подо гретой воды в специальной установке. Раковые кле тки , несмотря на свой коварный характер , — суб станция нежная. Они выдержи вают нагрев в среднем до 41 ,8 градусов Цельсия не более пят надцати минут. Обычные же клетки выдерживают та кую тем ператур у часами . На том и по строен метод. Цель его — разру шить раковые клетки, не оставив ни едино го шанса возрождению опухоли . О тсюда и столь дли тельный нагрев. Но сама эта про цедура требует от учены х поис тине ювелирной филигранности , не допуская даже малейшей ошибки . — Гипертермия — очень опас ный метод, — продолжает про ф ессор Мороз . — Во время на грева может наступить та к назы ваемый тепловой шок. Кроме то го , в о зни кае т множество ре а к ций на нагрев со стороны ра з личных систем и органов. Дело в том , что во время сеанса через кожу , легкие , почки теряется ко лоссальное количество ж и д ко сти. Причем не простой ж и д ко сти, а ме таболизированной — связанной с бел ками и солями, уж е вошедшей составной ча стью в ор ганы , без которой они не м о гу т функционировать . Да и вообще при изменении темпера туры изменяю тся все процессы обмена веществ, что в ком пл е к се приводит к гибели человека . Все это надо знать , чтобы при любом сбое во время сеанса гра мотно вмешаться, не дать паци енту погибнуть. В Минском институте онколо гии и медицинской радиоло гии , которым руководил ныне по кой ный академик Николай Николае вич Александров , эта работа проводилась с ма ксимальной скрупулезностью . Т онкость здесь заклю чалась в том , чтобы поддерживать на нужном уровне гемодинамику и газообмен , объ ем циркулирующ ей крови , вод но-солевой баланс, глубину нар коза . Ведь в условиях гипер тер мии нар ко тиче ские вещ ества действую т по -разном у . Все это обеспечивали высокопрофесси ональные реаниматологи . Тогда инс ти ту т был лидером по этой проблеме. Отсюда и результаты фан тастические . С каж ем , уда лось снизить летальность от ме ланомы , которая до си х пор не давала больному ни одного шан са на спасение, до 12,8 процента. Вылечивали иногда он кологиче с кие заболевания 3— 4-й стадии (после удаления основной опухо ли). А затем у российских медиков началась полоса неудач. Слома лась ус танов ка , по гиб специа лист, который руководил ее со з данием и мог запустить в работу. А тут еще распад Советского Со ю за , обрушение э ко ном и ки . Тут уж не до освоения новых мето дов лечения! На дол гие годы об общ ей гипертермии забыли . А потом вспомнили, м я гко говоря, не очень информированные лю ди, занимающиеся коммерцией. К а к подчеркнул мой собесед ник, эти люди были приглашены в Институт патоф изиоло гии РАМН для обсуждения по ка за ний и противопоказаний методи ки гипертермии . Однако ни на один вопрос обстоятельно го от вета получить не удалось. Но в их ре клам ном л ис т ке гипертермия названа простым , безопасным , доступным и эфф е ктивным ме тодом. В медицине же, особенно в реаниматоло гии , нет бе зопас ных методов. Сегодня есть надежда возоб новить этот метод лечения на профессиональном уровне . На д ежд у дали белорусские колле ги . К а к расс ка зал и корреспон денту «СОЮЗа» заместитель ди ре ктора Института он коло гии и медицинской радиологии Анато лий М авричев , все эти годы они не прекращали исследования, во всяком случае не потеряли то, что было наработано . И рады, что снова налаживается творче ская связь с российскими колле гами. Инженеры НПО «Исток» из подм о с ко вно го Ф ря зино пр ие з жали в Минск за чертежами уста новки , а Институт общей реани матоло гии РАМН готов в клю читься в совместную работу. эстрада моя.. Александр Щуплов МОСКВА НИКОЛАЙ Рыкунин был любим цем сове тских зрителей . Народ ный артист России , один из уча с тни ков популярнейше го в про шлом эстрадного тандема Алек сандр Ш уров — Николай Ры ку нин, он отметил свой юбилей. — Николай Николаевич, чем встре тили 90-летие? — Пишу кни гу . Я уже написал их пять. У меня такая жажда к со чинительству . Д аж е не думал , что в конце своей жизни буду за ниматься литературой . Так инте ресно. Все время нахожусь в творческом состоянии. — В каком жанре пишете? — Са гу . Герои дви гаю тся , приходят новые. Этот жанр дает большие возможности для фан тазии . Время действия — наше. — А историю не копаете? — Не хочу. Я и т а к помню, что родился при царе — в 1915 году, жил при советской власти от са мого ее становления... — За долгие годы на сцене устано вились у вас творческие связи с Бе ларусью? — Ко гда перед самой войной я окончил ГИТИС, меня отправи ли и грать П а в ку Корча гина в Смоленск. И с этим спектаклем я выступал на гастролях в Минске. С тех пор полюбил белорусов — спо койны х и о т кры ты х людей. Они мне нравились и нравятся до сих пор. С удовольствием вспо минаю чудесный город М ин с к и маленькие белорусские города, где мы выступали. — Как вам выступалось перед власть имущими? — Люди моего поколения час то слыш ат от молодых: «К а к вы могли работать , если понимали уж а с стал ин с ко го режима? Вы ходит, протестуя в душе, вы вос певали и восхваляли те поряд ки?» Нет, мы не были выразите лями с талинских идей, мы были смехачами подневольной эпохи, в которой шутки боялся даже тот, кто ниче го не боялся. В споми наю такой случай. Мы подготови ли м узы кальное ревю «Малень кие обиды большо го города» . Не ко торы е ш у т ки мы внесли в те кс т уже после разрешения его худсоветом . Мы понимали , что во время показа из -за этого мо г ли возни кнуть неприятности. Но того, что произошло, мы ни ка к не предполагали : комиссия в нача ле второго отделения подчеркну то демонстративно встала и уш - Приходишь домой инеможешь вспомнить, почему смеялся наконцерте. Засилье анекдотов, как будто всяжизнь у насванекдотах. следующий день мы поехали в Кремль . З а кулисами Георгиев с ко го зала мы увидели почти в полном составе вчерашнюю ко миссию. В зале полукругом сиде ли секре тари об ком ов и го р ко мов, а среди них — Хрущев . Все шло хорошо, а на последней час туш ке мы споткнулись и потом — чуть тиш е — пропели ее до кон ца, хотя чувствовали, что летим в пропасть . В спеш ке мы те кст к у плетов не проверили: «Ах, ох! Ах, ох! Начался переполох!) Предсе датель колхоза мается ,\ Бегает, старается !) Д о р о гу асфальтом заливает ,) телевизор покупает ,) Кур насосом надувает — ) (и поч ти ш епотом !) Ни кита Сергеевич прие зжае т ...» Мы прервали но мер, потому что Хрущ ев поднял руку. Он поспешно подошел к эс траде и ... повел ра з говор с при сутствующими об угодничестве , по ка зухе , обмане, припис ка х и т.д. Мы замерли , а он, закончив , повернулся к нам и сказал : «Мо лодцы ! Спасибо !» После это го мы пели смело, с легкой д уш ой . .. — Разговорно-куплетный жанр на эстраде в ваше время переживал ренессанс... — В то глухое для совести время мы были как-то у классика советского конферанса Николая Павловича Смирнова -Со коль с ко го в гостях вместе с Марией Владимировной Мироновой . Он показывал нам подлинные пись ма Лермонтова . Рассказывая , беспрестанно курил , а недоку - ренную папиросу клал на стопку краснень ки х томи ков . Это были сочинения Сталина. П апироски тихо тлели, а я, ошарашенный увиденным , сидел, к а к говор ит ся, ни ж и в ни мертв: о к у р о к на кни ге вождя! Мы с Марией Вла димировной попытались и спра вить дело, стали говорить что-то выступали Ляля Черная, Зоя Ф е дорова , Алексей Алексеев , Сер гей Мартинсон... Очень мне хоте лось, чтобы прославленная певи ца Изабелла Юрьева выступила здесь, но она, видимо, не реши лась на этот, я бы сказал, подвиг. Однажды она пришла посмотреть наш эстрадный спектакль. Мы ее посадили в первом ряду. Я посмо трел в дырочку занавеса: она как- то съежилась и сидела, грустная, маленькая — волшебница эстра ды. Родилась такая идея. Гелена Великанова после каждой своей песенки будет представлять зна менитостей, которые находятся в зале. А надо сказать, что к нам на представления приходили даже те, кто уж много лет не посещал концерты, и «Эрмитаж» ожил. На этот раз Великанова вышла в зал с цветами и сообщила , что она идет к прославленной Изабелле Юрьевой. Зрители дружно подня лись со своих мест, а на сцену вы бежали артисты, рабочие сцены, костюмеры , и это было замеча тельно! Всем хотелось увидеть Юрьеву. Я смотрел в зал и глазам своим не верил: маленькая немо лодая женщина превратилась в статную красавицу . Изабелла Даниловна произнесла : «Боже, неужели я снова на сцене!» И бы ло это сказано так , что удержать слезы никто из присутствующих в тот вечер в зале и на сцене не мог. Программу следующего сезона в Зеркальном театре я решил по святить Клавдии Ивановне Шуль- женко. Я приглашал ее в каждую нашу программу, но она по разным причинам откладывала свое вы ступление до будущего сезона. И вот я пришел к ней домой и был по ражен тем, что великая артистка живет в такой маленькой квартире. «Дворец» нашей звезды ни в какое сравнение не шел с жилищами со временных лидеров эстрады. Клавдия Ивановна называла свою — Что вас устраивает и что не устра ивает в сегодняшнем сатирическом жанре? — По первому взгляду виде ния сейчас эстрада очень ра з вязная и неуважительная : в ор кестре люди м о гут сидеть в май ках , да и вообще безо всякой одежды. А с точки зрения содер жательности она очень мелкая. Песни, которые поются, просто удивительны своей малозначи тельностью, их нельзя даже про читать . Возьмем прошлый век : если поется песня, то это в к у с ная, содержательная песня. Нынче же каждому предоставле на возможность : что хочу, то и ворочу. Все время на тюремный мотив. Песен много, а петь нече го! Ни кто не присматривает, ни кто не советует. Я не за то, чтобы делали какие -то ревизии мысли. Нет! Но посоветовать можно. — А кто нравится на эстраде? — Эстрады -то нет. Где она, эстрада? «Кривое зер кало» — это не эстрада , это пародийный театр . Где вы видели нового См ирнова -С о кольско го или но вых Шурова и Рыкунина? Нету. — Когда сатира была более злобо дневной — раньше или сейчас? — По-моему, сейчас. Посмот рите, Ж ванецкий — лидер в сов ременной сатирической литера туре, да и другие снабжают арти стов хорошим материалом, сами прекрасно выступают . Но та ки х мало, очень мало. Уе зжаю т — жалко. Умираю т— тем более. — Женщины начинают теснить на эстраде мужчин. Как вы к этому от носитесь? — Теснят, не теснят ... Не знаю. Приходишь домой и не мо жеш ь вспомнить, почему смеял ся на концерте. Засилье анекдо тов , к а к будто вся ж и знь у нас в анекдотах. Причем анекдот дол жен быть веселым, а не пошлым или скабрезным , к а к у нас очень часто бывает... Александр Беляев В ПОСЛЕДНИЕ годы у здраво мыслящей части нашей интелли генции проявилась благородная и многообещающая тенденция: вместо «литературных междусо бойчиков» для литературного мо лодняка стали проводиться фору мы молодых писателей России. В их организаторах — Фонд соци ально-экономических и интеллек туальных программ , Конгресс российской интеллигенции при поддержке Федерального агент ства по культуре и кинематогра фии. В Подмосковье на очеред ной форум съехались молодые писатели со всех уголков России. «Кажется, я начинаю чувство вать, что кто-то идет нам на смену, — говорит Владимир Войнович. — Что такое смена поколений в лите ратуре? Она идет всегда. Напри мер, в этом году появились двадца тилетние писатели. В следующем году опять появятся двадцатилет ние, и так всегда. Обычно смена по колений не чувствуется, она идет постепенно. Но наступают време на, когда вдруг появляется ощуще ние, что один пласт поколения вы полнил свою задачу и должно поя виться новое. Смена поколений должна произойти каким-то види мым осязаемым способом. Сейчас наступило время, когда должно по явиться новое поколение...» А чувствует ли дыхание поко ления в затылок писатель и глав ный редактор журнала «Москва» Леонид Бородин? «Я не ощущаю противостояния и противопостав ления. С годами я вижу сближе ние наших поколений. Раньше на форумах было много эпатирую щих выступлений: мол, нас, моло дых, никто не понимает, мы с вами не найдем общий я зы к . .. Сегодня выступления стали спокойнее. Моменты стабилизации в нашей жизни сказываются и на общест ве, и на литературе. Что-то уста навливается — даже в сознании... И еще: надо расширять контакты с Беларусью. В планах нашего жур нала «Москва» вступить в тесный контакт с белорусскими писателя ми. Ведь кем нам еще интересо ваться, ка к не Беларусью и ее пи сателями?!» Двадцатидвухлетний Егоров Андрей приехал на форум из по селка Пионерский, что на Камчат ке. Учится на учителя физики и ин форматики в камчатском универ ситете. Уже издал первую книж ку стихов. В его лице— оптимальное решение старинного конфликта физиков и лириков. Премьеры 20 октября, 90 лет назад, вы шел на экраны фильм «Царь Иван Васильевич Грозный». Это един ственный фильм, снятый в России с участием Федора Шаляпина. Бу дущий народный артист СССР Михаил Жаров исполнял здесь свою первую роль в кино. «Ц- 25 октября, 130 лет назад, со стоялось первое исполнение Пер вого концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского. 26 октября 1898 года спектак лем «Царь Федор Иоаннович» от крыл первый сезон Московский Художественный театр. Коротко 20 октября 1947 года в Гродно открылся областной драматиче ский театр. 21 октября, 240 лет назад, бы ло учреждено регулярное почто вое сообщение между Санкт-Пе тербургом и Архангельском . В Минске в 1926 году был открыт Го сударственный еврейский театр БССР. 24 октября, 15 лет назад, в Со ветском Союзе было проведено по следнее испытание ядерного ору жия на полигоне на Новой Земле. бурга было издано постановление о порядке езды по городу на авто мобилях. Этот исторический доку мент, изданный 95 лет назад, стал одним из первых вариантов офи циальных российских правил до рожного движения. «Смехачу подневольной эпохи» Николаю Рыкунину исполнилось 90 лет ла, оставив нас на сцене в пол ной растерянности . А у нас на завтра намечено ответственное представление в Кремле! Стоим на сцене и что делать, не знаем . Артисты побрели за кулисы ... В дру г ка кой -то челове к из з р и тельного зала подошел к сцене и попросил нас дои грать до конца. Он представился к а к работник отдела культуры Ц К и предложил обязательно по ка за ть эту про грамм у на следующий день в Кремле, где шло совещание се к ретарей об ком ов и гор ком ов по вопросу о положении дел на се ле. Я с ка зал ему, что мы не мо жем по ка зы ва ть пр о грамм у без визы главка . «Ну ничего , — с к а зал он , — мы это уладим» . На ■ Николай Рыкунин: С удовольствием вспоминаю чудесный город Минск и маленькие белорусские города, где мы выступали. квартиру коммунальной кладовой. Свое семидесятилетие Шульжен- ко отмечала у себя дома, и гости весь вечер стояли, да и стоя не все уместились в одной комнате — пришлось перейти в прихожую. Я выложил Клавдии Ивановне план новой программы в «Эрмитаже». Она выслушала, опустила голову и тихо сказала: «Поздно, Коля, позд но... Я забыла все песни, которые пела, даже «Синий платочек» не помню. Хочется мне на сцену, но...» вроде того , что та к можно кн и гу испортить , на что хозяин дома ответил чудовищной по тем вре менам крамолой : «На Пушкина , Лермонтова , Толсто го горящие папиросы класть нельзя, а на э то го (тут шло креп кое вы раж е ние) даже необходимо!..» — Вы довольна успешно работали режиссером в Зеркальном театре «Эрмитаж». Кажется, у вас там бы ли задействованы лучшие силы ва шего жанра... — Меня к а к режиссера очень увлекала работа с чудо-артиста ми. Девять сезонов «Эрмитажа» было посвящено «Звездам, кото рые не гаснут» . В «Эрмитаже» н а у к а к н и ж н а я п о л к а Александр Карлюкевич МИНСК — СУРГУТ В ДЕРЕВНЮ Горелец, что на Минщине , приш ла увесистая бандероль. Сергей Иванович Си- пач, создатель и бессменный ру ководитель крае вед чес ко го му зея «Партизанская слава», про читав обратный адрес, уже д о га дался, о ткуда подарок . С у р гу т с кие ж урналисты Владимир За - енчковский и И горь Захарко при слали в Беларусь свою кн и гу «Солдатская правда о войне» . Под одной облож кой собраны ра сс ка зы о ф ронтовых и парти за н с ки х судьбах ветеранов , кто нынче ж и ве т или кто еще до не давнего времени жил в Сургуте и С ур гу т с ком районе. Одни из ге роев повествования являются уроженцами края . Д р у ги е прие хали сюда уж е после Великой Отечественной. Пошли работать на лесные промыслы, начали до бывать нефть . К боевым н а гра дам добавились ордена и меда ли за доблестный труд. О многих героях авторы кни ги писали уже после того, к а к фрон товики и партизаны ушли из ж и з ни. С олдатскую правду о войне журналисты восстанавливали по расска зам родных и близких , по документам , оставшимся в семь ях, по материалам , предостав ленным военкоматом и работни ками С ур гутско го краеведческо го музея . Помогли в создании кни ги музеи 120-й и 187-й м о с ковских школ, в экспозиции кото рых представлены материалы о воинах соединений , сф ормиро ванных в Сибири. Почему именно в белорусское село Горелец прислали сибир с кие журналисты свой исследо вательский труд? — О поисковой работе в Го- рельце я наслышан давно , — ра сска зал Владимир З аенч ков - ский . — Знаю , что там 7 ноября 1942 года прошел партизанский парад, что рядом с деревней на ходилась о громная по терри то рии партизанская зона . А в на ш и х ж ур н ал и с т с ки х поис ках по ка что много «белых пятен». Вот и попросили мы Сергея Иванови ча, юных краеведов помочь в на шей работе. В озможно , сообща мы откроем имена новых героев, чьи судьбы сопри касались с Бе ларусью и Сибирью . Сам я родом с Брестчины , из С толинско го района . С детства помню , на сколько а ктивно во все времена в наших краях молодежь, школь ники занимались героико -патри отической работой. Перелистываю страницы « с ур гу тс ко го тома» военной па мяти. В отряде «Ж елезняк» на Гомельщине партизанила Ва лентина Адамовна Петченко. Ме даль «За отвагу» в Гродно полу чил кавалерист Петр Селю ков . Участвовала в освобождении Минска военный летчи к Татьяна Панова ... С ур гу т с ки е ж урнал и сты и горелец кие краеведы со в местными усилиями продолжат героическую летопись. *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz