Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

С О Ю З Беларусь—Россия 20 ОКТЯБРЯ 2005 ЧЕТВЕРГ №41 (237) Все начинается с диспетчера На Куйбышевской железной дороге с рабочим визитом побывали коллеги из Беларуси Аркадий Соларев САМАРА — МИНСК ДЕЛЕГАЦИЯ гостила в Самаре три дня. Белорусские железнодо­ рожники познакомились отехно­ логией работыдорожного центра управления перевозками, с раз­ личными информационными сис­ темами и организацией рабочих мест оперативных работников. Коллег самарских железнодо­ рожников из братского государст­ ва заинтересовал и приятно уди­ вил диспетчерский центр управ­ ления вСамарском отделениидо­ роги. Как признался корреспон­ денту «СОЮЗа» начальник Бре­ стского отделения Белорусской железной дороги Владимир Ринг, белорусские железнодорожники планируют создать подобный диспетчерский центр иу себя. — У нас все знают, что в Са­ маре центр управления перевоз­ ками очень сильный, так что если и перенимать опыт, то только здесь, — отметил В. Ринг. Специалисты из Беларуси также отметили, что в Самар­ ском филиале ОАО «РЖД» су­ ществует хорошо организован­ ная инфраструктура. — Широкое использование информационных технологий — это колоссальный шаг для Куй­ бышевской магистрали, — под­ черкнул заместитель начальника службы перевозок БЖД Влади­ мирЛогвин. Представители деле гации та кж е заметили , что за 30 лет, а именно столько времени некото­ рые белорусские специалисты не были в Самаре, город и ж е ­ лезная доро га претерпели серь ­ езные изменения в лучшую с то ­ рону. Не осталось без востор ­ женны х оцено к и здание желе з ­ нодорожного вокзала в Самаре. Кроме предприятий железной доро ги , гости побывали т а кж е в С амарской государственной академии путей сообщения. Они высоко оценили местный подход к будущим кадрам К уйбыш е в ­ ской железной дороги. — Заметно , что все здесь де ­ лается для студентов. Очень по­ нравился мне ваш учебный поли­ гон . У нас он еще только начал строиться , — с л е гко й завистью заметил заведующ ий кафедрой Белорусского государственного университета транспорта Влади­ мир Кузнецов. Белорусы пригласили самар ­ ских коллег совершить ответный визит. Так что скоро и самарские желе знодорожни ки см о гу т оце ­ нить работу белорусов. Начнут с музея Московские педагоги завязали дружбу с коллегами из Бреста Анатолий Гурин БРЕСТ—МОСКВА УЖ Е НЕС КОЛЬКО лет З апад ­ ный о к р у г М осквы успешно со т ­ рудничает с Брестской обла ­ стью. На этот раз в город над Бу-’ гом прибыли 72 м о с ко вс ки х пе­ д а го га — сотрудники управлен ­ ческо го аппарата системы обра ­ зования Западно го о к р у га рос ­ сийской столицы, директора про­ гимназий , школ нового типа , об ­ щеобразовательных учебных за ­ ведений. Цель визита — зна ком с тво с работой гим на зий , лицеев , вне ­ ш кольны х учреждений Бреста. По предварительной заявке , по­ ступившей из Москвы, гости про­ сили в клю чить в про грамм у по ­ сещ ение музея гим на зии № 1, известного тем, что его материа­ лы собраны группой «Поиск» , в 1968 году задавшейся целью ус ­ тановить имена воинов , по ги б ­ ших при освобождении Бреста от немец ко -ф аш истских захва тчи ­ ков. В картотеке, которую школь­ ники создали с помощью военко­ мата, насчитывается более тыся­ чи фамилий солдат и офицеров из всех уголков Советского Сою ­ за. М ногие из по гибш и х числи ­ лись пропавш ими без вести . Благодаря группе «Поиск» их имена появились на памятниках гарни зонно го кладбищ а в Бре­ сте, о чем были извещ ены род ­ ные и близкие . * Руководитель музея Зинаида Ж уравлева расска зала гостям , к а к сегодня гимна зия ведет ра ­ боту по гражданско -патриотиче ­ с ком у воспитанию учащихся средствами музейной педа го ги ­ ки, к а к формирует у ребят чувст­ во сопричастности к судьбам Отечества. — Нам есть что перенять у э то го музея , — с ка зал а д и р е к ­ тор средней общеобразователь­ ной школы № 384 М осквы Ната­ лья Вьютупец. — В нашей школе тоже работает М узей боевой славы . Ему уже 35 лет, он носит имя Брестской крепости и парти­ зан Белоруссии . Над музеем шефствует Совет ветеранов 4-й Арм ии З апа дн о го фронта . Те­ перь у нас появилась зам е ча ­ тельная возможность взаимооб ­ мена опытом . Если наши дети будут объединены интересом к музейному делу , то можно быть спокойными за сохранение куль­ турны х и духовно -нравственных ценностей. Павел Бородин: Союзное государство создается не для чиновников, а для граждан Окончание. Начало на стр. I Что касается построения Союзного государства по принципу Европей­ ского союза, то А. Лукашенко зая­ вил, что это «много шагов назад». При этом он отметил, что «форми­ рование Союзного государства на основа опыта Евросоюза — это предложение российской стороны, которое в очередной раз было вы­ сказано в ходе встречи президен­ тов Беларуси и России в резиден­ ции «Завидова», а недавно — Госу­ дарственным секретарем Союзно­ го государства Павлом Бороди­ ным». Наша позиция остается прежней, сказал А. Лукашенко и пояснил, что «у нас опыта строи­ тельства Союзного государства значительно больше, чам у Евро­ пейского союза, потому что мы жили в образовании болеа тесном, чем ЕС— это Советский Союз». Павел Павлович, вы убеждены в плодотворности использования ин­ теграционного опыта стран Евро­ союза для нашего союзного строи­ тельства? — Т а к ведь Е вропа очень м н о го в зяла к а к ра з из опыта С о ве т с ко го С ою за ! Е вросою з сегодня — это уж е почти феде­ рация , хотя с е в р опе й с кой к о н ­ с титуцией у них о се ч ка вышла . И, однако , это вовсе не о знач а ­ ет кра х е в р опе й с кой и н те гр а ­ ции. Вот, к слову, тоже опыт: Ев­ росоюз строится более 50 лет, и за это время столько было заяв ­ лений о к р и з и с е евр опе й с кой и н те грации , с тол ь ко гол осо в о тщетности усилий по объедине­ нию Европы . И что? Собаки л а ­ ют, а кара в ан идет. Т а к ж е и у нас. Хотя, надо признать , темпы ин те гр аци и у нас все -та ки го ­ раздо выше. И здесь абсолютно прав Президент Беларуси Ал е к ­ сандр Л у к аш е н к о : мы, бел ор у ­ сы и россияне , и зда вн а жили вместе , в едином го судар стве . Вместе работали, вместе защ и ­ щали свою зем лю от вра го в . А европейцы столетиями воевали д р у г с д р у гом . Конечно , нам легче объединяться. Д ру гое дело, что при ф орми ­ ровании С ою зно го государства нельзя полностью пола гаться ни на собс твенны й прошлы й опыт в рам ках СССР (были все- та ки иные со ц и а л ь н о -э ко н ом и ­ ч е с ки е и по л и тич е с кие у с л о ­ вия), ни на м е ханичес кое пере ­ несение опыта инте грационны х гр уппир ово к эконом ичес ки ра з ­ виты х стран , к прим еру , Е вро ­ пейско го союза. Главное — воля народов , по­ тому что объединение в первую очередь нужно простым людям, а не ч и н о в н и кам , не п р е зи д е н ­ там. И, кстати , Президент Бела­ руси в Слуц ке подчер кн ул , что при выборе пути ра зви тия С о ­ ю зн о го го с уд ар с тв а необходи ­ мо у чи ты ва ть м нение народов д вух стран . «Ни Россию , ни нас ни кто не заставит идти вопреки желанию наш их людей», — с к а ­ зал А л е ксандр Л у каш е н ко . Он т а кж е отме тил : «Россия с е го д ­ ня может пойти на ф орму обра ­ зования по ти п у Е в р о пе й с ко го сою за . Мы э то в о сприним аем к а к долж ное» . П ре зиден т Р о с ­ сии Владимир Путин т а кж е счи ­ тае т, что гла вное — проводить объединение в ин тересах наро ­ дов России и Беларуси , у ч и ты ­ вать их мнение. В проекте Кон с ти туционно го А к т а С ою зн о го го с уд ар с тв а долж ны бы ть отражены клю ч е ­ вые моменты с ою з н о го с т р о и ­ тел ьства . К ним следуе т о тн е ­ сти и с клю чител ьны е предметы ведения Сою зно го государства , полномочия С ою зно го госуд ар ­ ства по их реализации , систему н орм а ти вны х правовы х а кто в , си с тем у о р га н о в С ою з н о го го ­ сударства. — Таким образом, определение предметов исключительного веде­ ния Союзного государства — это одна из основных задач, решае­ мых принятием Конституционного Акта Союзного государства? — Сама идея ин те грации со ­ с тои т в передаче го с у д а р с тв а ­ ми своих полномочий в опреде ­ л енны х сф ера х ж и з н е д е я т е л ь ­ ности в ведение общ их органов . Именно по та ком у принципу по ­ с троен Е вро пей с кий сою з . Б е ­ ларусь и Россия долж ны о п ре ­ д елить наиболее значимы е сферы д ея тел ьности , су в е р е н ­ ные полном очия по ко торым они перед ад у т в ведение о р га ­ нов С ою зн о го го суд ар с тва . Ес­ тес твенно , что в кон с ти т уц и и России и Беларуси долж ны бы ть внесены и зм енения , о г о ­ вар ивающ и е т а к ую передачу . Это установлено статьей 62 Д о ­ говора о создании Сою зно го го ­ сударства , пр е д у см а тр и в аю ­ щей , что после одобрения К о н ­ с ти т уц и о н н о го А к т а на реф е ­ рендумах государства -участни ­ ки вносят необходимы е д опо л ­ нения и изм енения в свои к о н ­ ституции . Вне пределов предметов ис­ ключительного ведения С ою з ­ н о го го суд ар с тва субъ е кты С о ­ ю зн о го го с уд ар с тв а сохраняю т госуд ар с твенны й суверени те т . Ш ШтШШШШШ Ьк . IЯШ $ н м НИ 4 I] 4 11111 ■ М П Ш й ■ЙЙЁЙ В свою очередь , Сою зное го с у ­ дарство обладает исключитель ­ ным суверени те том по своим предметам ведения. Норматив ­ ные правовы е а к ты С ою зн о го государства , принятые по пред­ метам и с клю ч и те л ьн о го веде ­ ния С ою зн о го го судар ства , должны иметь прямое действие и бы ть обя за тельными для и с ­ полнения субъектами Союзного государства . Это предложение н и ка к не ущ емляет суверени те т госу - дарств -участни ков и соо тносит ­ ся с опытом ра звития Е вро пей ­ с ко го союза. В Европейском со ­ юзе выстроена еще более слож- проекта Конституционного А кта в обновленном сос та ве был взят за основу тот вариант, в ко ­ тором пред усмотрено сохране ­ ние ко л л е кти вн о го р у ко в о д с т ­ ва, то есть Вы сш е го Госсовета С ою зн о го го судар ства . В пр о ­ чем, докумен т по ка находится в стадии по д го то в ки , сначала он буде т внесен на ра ссмотрение Вы сш е го Госсовета , за тем в случае е го одобрения по ступит в Парламентское Собрание , по­ сле это го будет внесен в нацио ­ нальные парламенты России и Беларуси и пойдет на всенарод ­ ный референдум. Совсем не ис­ клю чено , что на ка ком -т о из Джордж Вашингтон мог инестатьпервым президентом вмировой истории. В1787 году предложение обучреждении президентского постаизначально было встречено вштыки. ная си стема ком пе тенции р а з ­ л ично го уровня. Существует ис­ клю чительная компе тенция Ев­ ро пей с ко го сою за . Правовая регламентация в рам ках и склю ­ чительной компетенции Евросо­ юза осуществляется только нор­ ма тивным и правовыми а ктам и Евросою за , имеющ ими о б я за ­ тельность для исполнения и пря­ мое действие . Например , поли ­ тика в социальной сфере, повы ­ ш ение кон курен то сп о соб н о с ти пр омыш ленности С ою за и т . д. Для это го государствами — чле­ нами Е вро сою за внесены соо т ­ ветствующие изменения в наци ­ ональные кон с титуции . Есть т а кж е полномочия Евросою за , осущ ествляемы е совм е с тно с госуд ар с твам и — членами Ев ­ росоюза. По определенным воп­ росам принимаю тся решения , обя за тельны е для тех го с у ­ дарств , которые эти решения одобрили. Тем не менее опреде­ ление и склю чительной ком п е ­ тенции Е вро сою за по зволило Европе создать единое пр о ­ с транс тво бе з вн у тренни х гр а ­ ниц, ввести единую денеж ную единицу , у креп и ть военно -тех ­ н ичес кое со тр удничество го с у ­ дарс тв , входящих в Е вропей ­ ский союз. Т а ким обра зом , опред ел е ­ ние предметов исключительной ком пе тенции С ою зн о го го с у ­ д арс тва , их прямое правовое ре гули ро ва н ие по зволи т р е ­ ш ить задачи и цели с тро и тел ь ­ ства Сою зно го государства . — Как в Конституционном Акте бу­ дет решаться вопрос о структуре органов государственного управ­ ления Союзного государства? Бу­ дет ли у нас союзный президент? — В ходе р а зраб о т ки п р о е к ­ та Конституционного А кта были предложены ра зны е е го ва р и ­ анты , получили известность че ­ тыре готовых проекта . 19 сентя­ бря в Минске на заседании сов ­ м е стной б е л о р у с с ко -р о с с и й ­ ской ком и с си и по по д го то в ке э ти х э тапов может появиться и по с т пре зиден та С ою зн о го го ­ сударства . Кста ти , несмотря на та к ую ра с тян у тую процед уру принятия Конституционно го А к ­ та, вполне во змож но уже в пер­ вой половине 2006 года провес­ ти выборы сою зн о го парламен ­ та и референдум. — В 1999 году в «Российской газе­ те» был опубликован проект Дого­ вора о создании Союзного государ­ ства, шло публичное обсуждение этого документа. Граждане России писали письма, звонили, высказы­ вали свое мнение, критиковали, предлагали свои формулировки тех или иных положений Договора. Все без исключения письма и звонки фиксировались и отправлялись в Исполком Союза Беларуси и Рос­ сии, а также печатались на страни­ цах газеты. Мне как раз довелось тогда заниматься этой работой. Так вот, очень многие высказывали мнение о необходимости учрежде­ ния поста президента Союзного го­ сударства. К примеру, Елена Билык из Рязани так и писала: «Историче­ ский опыт показывает, что коллек­ тивные органы власти, как прави­ ло, не справляются с задачами эф­ фективного управления государст­ вом, поэтому Союзное государство Белоруссии и России должно иметь единого президента». Если вопрос о введении института союзного пре­ зидента вынести на референдум, очень многие, а, скорее всего, большинство, выскажутся «за».д какова ваша точка зрения по этому поводу? — В Сою зном госуд ар с тве необходима президентская вер ­ т и ка л ь власти . И Беларусь , и Россия — с траны , ко торы е ис ­ то р и ч е с ки сущ е с тво вали и у с ­ пеш но ра зви вал и сь при нали ­ чии кр е п ко й власти . Ведь не сл учайно т а к и е ф илософы ф р а н ц у з с ко го П росвещ ения , к а к Вольтер и Д ид ро , считали , что для России с ее обш ирной тер ри торией л учш ей формой правления является монархия . Выдающийся белорусский про ­ светитель XVII века Симеон По­ л оц кий , с чи тавш ий необходи ­ мым сосредоточение всей пол ­ ноты государственной власти в ру ках од но го правителя , об о с ­ новывал это и тем , что только та кая сильная власть может объединить Россию и Беларусь. Сою зное государство не м о ­ ж е т ра звиваться без сам о с тоя ­ тельной и эфф е ктивной власти в лице президента . Введение президентской вертикали отве ­ чает ин тересам эф ф е кти в но го управления. К слову , мы пр ивы кли , что СШ А — пре зиден тс кая ре спуб ­ л и ка , но ведь мо гло бы бы ть и по -др у гом у . Напомню , что на реш ение вопроса о с т р у к ту р е исполнительной власти д еле га ­ ты Кон с ти туционно го конвента , ра зраба ты вавш ие и пр иним а в ­ ш ие кон с ти т уц ию СШ А в 1787 году , потратили больше време ­ ни, чем на дебаты по пробл е ­ мам за кон о да те л ьн о й и суд еб ­ ной власти вместе взя тым . И, кста ти , предложение об у ч р еж ­ дении президентского поста из ­ начально было вс тречено в ш ты ки . А ктивно обсуждалась , к примеру , идея создания кол ле ­ гиально го ор гана в составе трех ч е л о ве к — с в ое об ра зн о го т р и ­ ум вирата по типу сущ е ство ва в ­ ш е го в Древнем Риме. Но эта идея все -таки была отвер гнута , к а к и м но ги е д р у гие . Конечно , к а к отм е чаю т и с то р и ки и поли ­ толо ги , п р е зид е н т с ки й пр ое кт победил лиш ь благодаря реш а ­ ющ ему ф а кто р у — наличию единственной приемлемой для ■ Конституция и президентская власть — ключевые условия дальнейшей интеграции. — Во зм ожны ра зличны е ва ­ рианты ф орм ирования п р е зи ­ ден тс кой власти . Наиболее оп ­ тимальным мне представляется одноврем енное и збрание пр е ­ зидента и вице -пре зиден та С о ­ ю зн о го го суд ар с тва на основе прямы х в сеобщ их свободны х выборов . Это, несом ненно , у к ­ репило бы политическую и пра ­ вовую легитимность президент ­ ской власти , повы сило ее пре ­ с тиж и степень ответственности перед населением. — Каким должен быть срок полно­ мочий президента? — С ро к полномочий прези ­ дента и вице-президента (и соот­ ветственно президентов России и Беларуси )целесообразно про­ длить до семи лет. З а четыре го ­ да объективно невозможно про­ вести реформы , реализовать планы социально-экономическо­ го развития. Семилетний сро к оптимальный, он обеспечит ста­ бильность в государстве , у кре ­ пит власть и даст возможность для уверенно го социально -э ко ­ номического развития. — Как должна быть устроена зако­ нодательная власть в Союзном го­ сударстве? — Сегодня существует острая потребность в формировании полноценного парламента Союз­ ного государства. Парламент — Белорусский просветитель XVII векаСимеонПолоцкийсчитал необходимым сосредоотчение всейполнотывластивруках одногоправителя,так кактолько сильанявласть можетобъединить РоссиюиБеларусь. всех кандид а туры — генерала Д ж о р дж а В аш и н гтон а . Т аким образом , первый в мировой и с ­ тории п р е зид е н т с ки й по ст был у чреж д ен под кон кр е тн ую л и ч ­ ность . И это реш ение себя оп ­ равдало. У нас та кж е президент Сою з ­ но го госуд ар с тва , с тоящ ий во главе го с уд ар с тв а и о б е спе ч и ­ вающий согласованное взаимо ­ д ей с твие всех ветвей власти , нес бы о тве тс тве н но с ть за по ­ с тро ени е С ою зн о го го с у д а р с т ­ ва, з а соблю дение прав и с в о ­ бод граждан . — Нужен ли в таком случае пост союзного вице-президента? — Д а , считаю , что введение т а кж е ин с ти т у та виц е -пр е зи ­ дента позволит обеспечить рав ­ новесие и баланс интересов го ­ сударств — у ч а с тн и ко в С ою з ­ ного государства . — Какой могла бы быть процедура избрания союзного президента и вице-президента? представительный и за конода ­ тельный Орган в л а с ти— должен избираться также на основе все­ общ его равного и прямого изби ­ рательного права. Представля­ ется, что наиболее эфф ективно действующим будет однопалат ­ ный парламент, хотя вполне воз­ можен и вариант с двухпалатным парламентом . Союзный парла ­ мент не должен быть м но го чис ­ ленным . И збрание парламента (в отличие от модели формиро ­ вания парламента из официаль­ ных представителей парламен ­ тов государств -участни ков ) обеспечивает его правовую и об­ щ еполитическую легитимность , повышает престиж представи ­ тельного органа. — Каков возможный состав Совета Министров Союзного государства и какие функции он будет выпол­ нять? — Совет Министров Сою зно ­ го го суд ар с тва должен об е спе ­ чива ть со гл а со ва ни е н аци о ­ нальных интересов государств - участников при выполнении це­ лей и задач Союзного государ­ ства. Действующая модель Со­ вета Министров, в который вхо­ дят полномочные представите­ ли правительств государств- участников и который возглав­ ляется главами этих прави­ тельств, на мой взгляд, опти­ мальна. Опыт Европейского союза показывает, что такой институт может быть эффективно дейст­ вующим. Совет Министров Со­ юзного государства мог бы осу­ ществлять общее стратегиче­ ское руководство, определять и координировать взаимодейст­ вие государств-участников, оп­ ределять общую экономиче­ скую политику Союзного госу­ дарства по аналогии с Советом Европейского союза; в рамках исключительной компетенции Союзного государства прини­ мать обязательные для испол­ нения государствами-участни- ками нормативные правовые акты и т. д. При этом политиче­ ские вопросы будут определять­ ся президентом и вице-прези­ дентом Союзного государства. — Сохранится ли в новой государ­ ственной структуре Постоянный Комитет Союзного государства? — В любом сл учае необхо ­ дим по стоянно д ей с тв ующ и й наднациональный ор ган испол ­ нительной власти С ою зно го го ­ сударства (по анало гии с Евро ­ пе й с кой ком и сси ей ) . Та кой о р ­ ган должен не только обеспечи ­ вать со гл асо ва ни е н аци она л ь ­ ных ин тересов го с уд ар с тв -у ча ­ стников , но и защ иту интересов сою зной ин те грации . В нас тоя ­ щее время ед ин с твенным по ­ стоянно дей ствующ им ор ганом Сою зно го государства является Постоянный Комитет , обладаю ­ щий явно недостаточными пол ­ номочиями . В сл учае придания Постоянному Комите ту статуса, ан а л о ги ч н о го с та т у с у Е в р о ко ­ миссии , будут обеспечены реа ­ лизация норм а тивны х п р а в о ­ вых а кто в С ою зно го госуд ар с т ­ ва, о с ущ ес твление и спол ни ­ тел ьно -распорядительны х пол­ номочий по предметам ведения С ою зн о го го с уд ар с тв а и пред ­ метам с о вм е с тн о го ведения, кон троль над и сполнением ре ­ шений вы сш и х ор га н о в С ою з ­ ного государства и за кон о в С о ­ ю зно го государства. — Какие еще структуры необходи­ мы для полноценного функциони­ рования Союзного государства? — В качестве наднациональ ­ ного ор гана должна быть созда ­ на Счетная палата С ою зного го ­ сударства , обеспечивающ ая контроль над реализацией бюд ­ жета С ою зного государства , ис­ пользованием бюдже тны х средств . Необходим т а кж е К о н ­ ституционны й суд С ою зно го го ­ сударства , к компетенции ко то ­ ро го следует отнести ра зреш е ­ ние спо ро в в рам ках С ою зно го госуд ар с тва , тол ко ва ние с ою з ­ ного законодательства. О траслевые и ф ун кциональ ­ ные ор ганы С ою зн о го го с уд ар ­ ства мо гут действовать в колле­ гиальной форме . Колле гии , со ­ стоящ ие из представителей ор ­ га н о в управления и и спол ни ­ тельной власти Республики Бе­ ларусь и Р о сси й с кой Ф е д е р а ­ ции , обладающ ие с тр о го опре ­ деленными полномочиями , поз ­ волят обе спечить реали зацию целей и задач С ою зн о го го с у ­ дарс тва . П редставляется , что создания наднациональных ор ­ ган о в и сполнительной власти на переходном э тапе не тр е б у ­ ется. — Когда все-таки у нас будет пол­ ноценное Союзное государство со всеми присущими ему атрибутами, включая Основной закон? — Это правильная постанов ­ к а вопроса . Уж е сейча с , и я не ­ одн о кра тн о об этом говорил , Сою зное государство ф а кти че ­ ски существует. Хозяйственные м е ханизмы наш и х стран пред ­ ставляю т собой единое э ко н о ­ мическое пространство и сущ е ­ ствовать в отрыве д р у г от друга не м о гу т . П ро зр ачно с ть наш их гра ни ц является дос тиж ением м и ро во го уровня . Есть т а кж е осо знанное желание наш их на ­ родов жить вместе и ясно выра­ женная по ли тич ес кая воля ру ­ ко вод с тва наш их стран к объе­ динению . Поэтому Сою зное го ­ сударство последовательно ре ­ ш ает в аж н е йш и е вопросы с во ­ е го го с уд ар с тв ен н о -п ра в о во го оф ормления , приобре тае т все а тр иб у ти вны е п р и з н а ки го с у ­ д ар с твен н о с ти . Есть все о сн о ­ вания пола га ть , что уж е в сле ­ дующем году мы сможем прове­ сти референдум по Конституци ­ онном у А к т у и выборы в с ою з ­ ный парламент. Беседовал Аркадий МЕДВЕДЕВ, заместитель шеф -редактора газеты «СОЮЗ. Беларусь — Россия» Комендатура выбирает евростандарт Окончание. Начало на стр. I Это же направление пытаются активно использовать преступ­ ные группировки, промышляю­ щие контрабандой оружия, бое­ припасов, наркотиков и т.д. По словам начальника Оперативной пограничной группы ФСБ России в Беларуси генерал-майора Вале­ рия Воронкова, охраняется внеш­ няя граница Союза общими уси- лиями (кстати, недавно группа от­ метила свой 10-летний юбилей). Пограничное строительство Беларусь и Россия ведут с 1995 года. Началось оно с подписания соответствующегодвустороннего соглашения. Однако к 2001 году договоренности были выполнены лишь частично. 26 декабря 2001 года председатель Высшего Госу­ дарственного Совета Союзного государства АлександрЛукашен­ ко утвердил новый документ — план завершения обустройства границ с Литвой иЛатвией. За ис­ ключением мелочей задуманное реализовать удалось. Сегодня на рассмотрение Высшего Государ­ ственного Совета внесено пред­ ложение: продлить действие про­ граммы на 2006 год. В общем, можно не сомневаться — «недо­ делки» будутустранены. — Все наши объекты — от по­ ста до комендатуры — строятся по принципу самостоятельных военных город ков , — знакомит меня с нюансами новаций на­ чальник управления капитально­ го строительства Государствен- ного комитета по граничных вой с к Беларуси Ви ктор Дед ­ ков. — На случай ЧП тут все пре­ дусмотрено : имеется трансфор­ маторная подстанция,котельная и даже подсобное хозяйство. Функциональность и комфорт — вот на что мы, строители, ориен­ тировались . С одной стороны , инфраструктура городков долж ­ на способствовать оперативно ­ сти и мобильности по гранични ­ ков, с другой — военнослужа ­ щим должно быть удобно. Мы, например, отказались от казарм в обычном понимании этого сло­ ва. Вместо них оборудуются уют­ ные спальные помещения, рас ­ считанные на 6 — 7 человек. Ес­ ли одно подразделение готовит­ ся к выполнению боевой или учебной задачи , а дру гое — от ­ дыхает, д р у г д р у гу они мешать не будут. Кроме того, каждый во­ еннослужащий обеспечен рабо­ чим местом . В обязательный «минимум» входят также классы ч информации и досуга , боевой под готовки . Особый пун кт — класс по граничного наряда. Это помещение, где находится макет охраняемого участка . Теперь, прежде чем выполнять задание, его можно четко отрепетировать. Каждый городок , вплоть до по­ ста, оборудован собственным га­ ражом и вольерами для служеб ­ ных собак. При проектировании будущих по граничных комплексов , рас­ сказал В. Дедков , немалое вни­ мание обращалось на ком па кт ­ ность построек. Кроме удобства за этим стоит еще и финансовый интерес. За счет найденных в по­ следние годы оптимальных ре ­ шений стоимость строительства удалось снизить на треть. Сейчас продолжается реконструкция в Полоцком и Пинском погранотря- дах. К концу месяца должны быть сданы обновленные по гранич ­ ные заставы «Лоша» и «Плюсы». Помимо непосредственно по­ граничных объектов, за союзный счет построены 45 -квартирный дом для семей по граничников в Лиде , 16-квартирный — в Воро- ново и два 6 -квартирны х дома в Верхнедвинске. В Сморгони поя­ вился питомник на 100 служеб ­ ных соба к и реконструировано под семейное жилье общежитие. В Поставах проведена реконст ­ рукция первой очереди погранич­ ного госпиталя. Впрочем, задачи союзной про­ граммы на строительстве не за ­ мыкаются. Они включают в себя также инженерное оборудование границы, развитие систем связи, техническое переоснащение пун­ кто в пропуска , мероприятия по повышению квалификации бело­ русских по граничников в воен ­ ных вузах России. У белорусских по граничников , между прочим, имеется своя вертолетная эскад- , рилья, которая согласно той же ^ программе постепенно об за во ­ дится собственными посадочны­ ми площадками. Таким образом , прибалтий ­ ский у ча с то к внешних сою зных границ приобретает европей ­ с кие очертания. Чего , впрочем , не скаж еш ь об у краинском . Не­ которые «реформаторские» ме­ роприятия тут проводятся, но ис­ клю чительно за белорусский счет: в планах — строительство мобильной пограничной заставы под Гомелем, в Лоеве, и техниче­ с кое усовершенствование базы пограничных катеров. Кроме то ­ го, нужно достроить комендату ­ ру под Мозырем, в Прудке. Меж­ д у тем на у краин с ком участке границы , шутят ее защ итни ки , положение стабильно хаотичное. В одностороннем порядке с хао ­ сом не совладать . На ближ ай ­ шей совместной колле гии Госу­ дарственно го комитета по гра ­ ничных войск Беларуси и Погра ­ ничной службы ФСБ России бу ­ дет обсуждаться вопрос о приня­ тии новой сою зной программы на 2007— 2011 годы. По всей ви­ димости , у краи н с кое направле ­ ние станет очередной «строи ­ тельной площадкой».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz