Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
С О Ю З Беларусь—Россия 20 ОКТЯБРЯ 2005 ЧЕТВЕРГ №41 (237) Все начинается с диспетчера На Куйбышевской железной дороге с рабочим визитом побывали коллеги из Беларуси Аркадий Соларев САМАРА — МИНСК ДЕЛЕГАЦИЯ гостила в Самаре три дня. Белорусские железнодо рожники познакомились отехно логией работыдорожного центра управления перевозками, с раз личными информационными сис темами и организацией рабочих мест оперативных работников. Коллег самарских железнодо рожников из братского государст ва заинтересовал и приятно уди вил диспетчерский центр управ ления вСамарском отделениидо роги. Как признался корреспон денту «СОЮЗа» начальник Бре стского отделения Белорусской железной дороги Владимир Ринг, белорусские железнодорожники планируют создать подобный диспетчерский центр иу себя. — У нас все знают, что в Са маре центр управления перевоз ками очень сильный, так что если и перенимать опыт, то только здесь, — отметил В. Ринг. Специалисты из Беларуси также отметили, что в Самар ском филиале ОАО «РЖД» су ществует хорошо организован ная инфраструктура. — Широкое использование информационных технологий — это колоссальный шаг для Куй бышевской магистрали, — под черкнул заместитель начальника службы перевозок БЖД Влади мирЛогвин. Представители деле гации та кж е заметили , что за 30 лет, а именно столько времени некото рые белорусские специалисты не были в Самаре, город и ж е лезная доро га претерпели серь езные изменения в лучшую с то рону. Не осталось без востор женны х оцено к и здание желе з нодорожного вокзала в Самаре. Кроме предприятий железной доро ги , гости побывали т а кж е в С амарской государственной академии путей сообщения. Они высоко оценили местный подход к будущим кадрам К уйбыш е в ской железной дороги. — Заметно , что все здесь де лается для студентов. Очень по нравился мне ваш учебный поли гон . У нас он еще только начал строиться , — с л е гко й завистью заметил заведующ ий кафедрой Белорусского государственного университета транспорта Влади мир Кузнецов. Белорусы пригласили самар ских коллег совершить ответный визит. Так что скоро и самарские желе знодорожни ки см о гу т оце нить работу белорусов. Начнут с музея Московские педагоги завязали дружбу с коллегами из Бреста Анатолий Гурин БРЕСТ—МОСКВА УЖ Е НЕС КОЛЬКО лет З апад ный о к р у г М осквы успешно со т рудничает с Брестской обла стью. На этот раз в город над Бу-’ гом прибыли 72 м о с ко вс ки х пе д а го га — сотрудники управлен ческо го аппарата системы обра зования Западно го о к р у га рос сийской столицы, директора про гимназий , школ нового типа , об щеобразовательных учебных за ведений. Цель визита — зна ком с тво с работой гим на зий , лицеев , вне ш кольны х учреждений Бреста. По предварительной заявке , по ступившей из Москвы, гости про сили в клю чить в про грамм у по сещ ение музея гим на зии № 1, известного тем, что его материа лы собраны группой «Поиск» , в 1968 году задавшейся целью ус тановить имена воинов , по ги б ших при освобождении Бреста от немец ко -ф аш истских захва тчи ков. В картотеке, которую школь ники создали с помощью военко мата, насчитывается более тыся чи фамилий солдат и офицеров из всех уголков Советского Сою за. М ногие из по гибш и х числи лись пропавш ими без вести . Благодаря группе «Поиск» их имена появились на памятниках гарни зонно го кладбищ а в Бре сте, о чем были извещ ены род ные и близкие . * Руководитель музея Зинаида Ж уравлева расска зала гостям , к а к сегодня гимна зия ведет ра боту по гражданско -патриотиче с ком у воспитанию учащихся средствами музейной педа го ги ки, к а к формирует у ребят чувст во сопричастности к судьбам Отечества. — Нам есть что перенять у э то го музея , — с ка зал а д и р е к тор средней общеобразователь ной школы № 384 М осквы Ната лья Вьютупец. — В нашей школе тоже работает М узей боевой славы . Ему уже 35 лет, он носит имя Брестской крепости и парти зан Белоруссии . Над музеем шефствует Совет ветеранов 4-й Арм ии З апа дн о го фронта . Те перь у нас появилась зам е ча тельная возможность взаимооб мена опытом . Если наши дети будут объединены интересом к музейному делу , то можно быть спокойными за сохранение куль турны х и духовно -нравственных ценностей. Павел Бородин: Союзное государство создается не для чиновников, а для граждан Окончание. Начало на стр. I Что касается построения Союзного государства по принципу Европей ского союза, то А. Лукашенко зая вил, что это «много шагов назад». При этом он отметил, что «форми рование Союзного государства на основа опыта Евросоюза — это предложение российской стороны, которое в очередной раз было вы сказано в ходе встречи президен тов Беларуси и России в резиден ции «Завидова», а недавно — Госу дарственным секретарем Союзно го государства Павлом Бороди ным». Наша позиция остается прежней, сказал А. Лукашенко и пояснил, что «у нас опыта строи тельства Союзного государства значительно больше, чам у Евро пейского союза, потому что мы жили в образовании болеа тесном, чем ЕС— это Советский Союз». Павел Павлович, вы убеждены в плодотворности использования ин теграционного опыта стран Евро союза для нашего союзного строи тельства? — Т а к ведь Е вропа очень м н о го в зяла к а к ра з из опыта С о ве т с ко го С ою за ! Е вросою з сегодня — это уж е почти феде рация , хотя с е в р опе й с кой к о н с титуцией у них о се ч ка вышла . И, однако , это вовсе не о знач а ет кра х е в р опе й с кой и н те гр а ции. Вот, к слову, тоже опыт: Ев росоюз строится более 50 лет, и за это время столько было заяв лений о к р и з и с е евр опе й с кой и н те грации , с тол ь ко гол осо в о тщетности усилий по объедине нию Европы . И что? Собаки л а ют, а кара в ан идет. Т а к ж е и у нас. Хотя, надо признать , темпы ин те гр аци и у нас все -та ки го раздо выше. И здесь абсолютно прав Президент Беларуси Ал е к сандр Л у к аш е н к о : мы, бел ор у сы и россияне , и зда вн а жили вместе , в едином го судар стве . Вместе работали, вместе защ и щали свою зем лю от вра го в . А европейцы столетиями воевали д р у г с д р у гом . Конечно , нам легче объединяться. Д ру гое дело, что при ф орми ровании С ою зно го государства нельзя полностью пола гаться ни на собс твенны й прошлы й опыт в рам ках СССР (были все- та ки иные со ц и а л ь н о -э ко н ом и ч е с ки е и по л и тич е с кие у с л о вия), ни на м е ханичес кое пере несение опыта инте грационны х гр уппир ово к эконом ичес ки ра з виты х стран , к прим еру , Е вро пейско го союза. Главное — воля народов , по тому что объединение в первую очередь нужно простым людям, а не ч и н о в н и кам , не п р е зи д е н там. И, кстати , Президент Бела руси в Слуц ке подчер кн ул , что при выборе пути ра зви тия С о ю зн о го го с уд ар с тв а необходи мо у чи ты ва ть м нение народов д вух стран . «Ни Россию , ни нас ни кто не заставит идти вопреки желанию наш их людей», — с к а зал А л е ксандр Л у каш е н ко . Он т а кж е отме тил : «Россия с е го д ня может пойти на ф орму обра зования по ти п у Е в р о пе й с ко го сою за . Мы э то в о сприним аем к а к долж ное» . П ре зиден т Р о с сии Владимир Путин т а кж е счи тае т, что гла вное — проводить объединение в ин тересах наро дов России и Беларуси , у ч и ты вать их мнение. В проекте Кон с ти туционно го А к т а С ою зн о го го с уд ар с тв а долж ны бы ть отражены клю ч е вые моменты с ою з н о го с т р о и тел ьства . К ним следуе т о тн е сти и с клю чител ьны е предметы ведения Сою зно го государства , полномочия С ою зно го госуд ар ства по их реализации , систему н орм а ти вны х правовы х а кто в , си с тем у о р га н о в С ою з н о го го сударства. — Таким образом, определение предметов исключительного веде ния Союзного государства — это одна из основных задач, решае мых принятием Конституционного Акта Союзного государства? — Сама идея ин те грации со с тои т в передаче го с у д а р с тв а ми своих полномочий в опреде л енны х сф ера х ж и з н е д е я т е л ь ности в ведение общ их органов . Именно по та ком у принципу по с троен Е вро пей с кий сою з . Б е ларусь и Россия долж ны о п ре д елить наиболее значимы е сферы д ея тел ьности , су в е р е н ные полном очия по ко торым они перед ад у т в ведение о р га нов С ою зн о го го суд ар с тва . Ес тес твенно , что в кон с ти т уц и и России и Беларуси долж ны бы ть внесены и зм енения , о г о вар ивающ и е т а к ую передачу . Это установлено статьей 62 Д о говора о создании Сою зно го го сударства , пр е д у см а тр и в аю щей , что после одобрения К о н с ти т уц и о н н о го А к т а на реф е рендумах государства -участни ки вносят необходимы е д опо л нения и изм енения в свои к о н ституции . Вне пределов предметов ис ключительного ведения С ою з н о го го суд ар с тва субъ е кты С о ю зн о го го с уд ар с тв а сохраняю т госуд ар с твенны й суверени те т . Ш ШтШШШШШ Ьк . IЯШ $ н м НИ 4 I] 4 11111 ■ М П Ш й ■ЙЙЁЙ В свою очередь , Сою зное го с у дарство обладает исключитель ным суверени те том по своим предметам ведения. Норматив ные правовы е а к ты С ою зн о го государства , принятые по пред метам и с клю ч и те л ьн о го веде ния С ою зн о го го судар ства , должны иметь прямое действие и бы ть обя за тельными для и с полнения субъектами Союзного государства . Это предложение н и ка к не ущ емляет суверени те т госу - дарств -участни ков и соо тносит ся с опытом ра звития Е вро пей с ко го союза. В Европейском со юзе выстроена еще более слож- проекта Конституционного А кта в обновленном сос та ве был взят за основу тот вариант, в ко тором пред усмотрено сохране ние ко л л е кти вн о го р у ко в о д с т ва, то есть Вы сш е го Госсовета С ою зн о го го судар ства . В пр о чем, докумен т по ка находится в стадии по д го то в ки , сначала он буде т внесен на ра ссмотрение Вы сш е го Госсовета , за тем в случае е го одобрения по ступит в Парламентское Собрание , по сле это го будет внесен в нацио нальные парламенты России и Беларуси и пойдет на всенарод ный референдум. Совсем не ис клю чено , что на ка ком -т о из Джордж Вашингтон мог инестатьпервым президентом вмировой истории. В1787 году предложение обучреждении президентского постаизначально было встречено вштыки. ная си стема ком пе тенции р а з л ично го уровня. Существует ис клю чительная компе тенция Ев ро пей с ко го сою за . Правовая регламентация в рам ках и склю чительной компетенции Евросо юза осуществляется только нор ма тивным и правовыми а ктам и Евросою за , имеющ ими о б я за тельность для исполнения и пря мое действие . Например , поли тика в социальной сфере, повы ш ение кон курен то сп о соб н о с ти пр омыш ленности С ою за и т . д. Для это го государствами — чле нами Е вро сою за внесены соо т ветствующие изменения в наци ональные кон с титуции . Есть т а кж е полномочия Евросою за , осущ ествляемы е совм е с тно с госуд ар с твам и — членами Ев росоюза. По определенным воп росам принимаю тся решения , обя за тельны е для тех го с у дарств , которые эти решения одобрили. Тем не менее опреде ление и склю чительной ком п е тенции Е вро сою за по зволило Европе создать единое пр о с транс тво бе з вн у тренни х гр а ниц, ввести единую денеж ную единицу , у креп и ть военно -тех н ичес кое со тр удничество го с у дарс тв , входящих в Е вропей ский союз. Т а ким обра зом , опред ел е ние предметов исключительной ком пе тенции С ою зн о го го с у д арс тва , их прямое правовое ре гули ро ва н ие по зволи т р е ш ить задачи и цели с тро и тел ь ства Сою зно го государства . — Как в Конституционном Акте бу дет решаться вопрос о структуре органов государственного управ ления Союзного государства? Бу дет ли у нас союзный президент? — В ходе р а зраб о т ки п р о е к та Конституционного А кта были предложены ра зны е е го ва р и анты , получили известность че тыре готовых проекта . 19 сентя бря в Минске на заседании сов м е стной б е л о р у с с ко -р о с с и й ской ком и с си и по по д го то в ке э ти х э тапов может появиться и по с т пре зиден та С ою зн о го го сударства . Кста ти , несмотря на та к ую ра с тян у тую процед уру принятия Конституционно го А к та, вполне во змож но уже в пер вой половине 2006 года провес ти выборы сою зн о го парламен та и референдум. — В 1999 году в «Российской газе те» был опубликован проект Дого вора о создании Союзного государ ства, шло публичное обсуждение этого документа. Граждане России писали письма, звонили, высказы вали свое мнение, критиковали, предлагали свои формулировки тех или иных положений Договора. Все без исключения письма и звонки фиксировались и отправлялись в Исполком Союза Беларуси и Рос сии, а также печатались на страни цах газеты. Мне как раз довелось тогда заниматься этой работой. Так вот, очень многие высказывали мнение о необходимости учрежде ния поста президента Союзного го сударства. К примеру, Елена Билык из Рязани так и писала: «Историче ский опыт показывает, что коллек тивные органы власти, как прави ло, не справляются с задачами эф фективного управления государст вом, поэтому Союзное государство Белоруссии и России должно иметь единого президента». Если вопрос о введении института союзного пре зидента вынести на референдум, очень многие, а, скорее всего, большинство, выскажутся «за».д какова ваша точка зрения по этому поводу? — В Сою зном госуд ар с тве необходима президентская вер т и ка л ь власти . И Беларусь , и Россия — с траны , ко торы е ис то р и ч е с ки сущ е с тво вали и у с пеш но ра зви вал и сь при нали чии кр е п ко й власти . Ведь не сл учайно т а к и е ф илософы ф р а н ц у з с ко го П росвещ ения , к а к Вольтер и Д ид ро , считали , что для России с ее обш ирной тер ри торией л учш ей формой правления является монархия . Выдающийся белорусский про светитель XVII века Симеон По л оц кий , с чи тавш ий необходи мым сосредоточение всей пол ноты государственной власти в ру ках од но го правителя , об о с новывал это и тем , что только та кая сильная власть может объединить Россию и Беларусь. Сою зное государство не м о ж е т ра звиваться без сам о с тоя тельной и эфф е ктивной власти в лице президента . Введение президентской вертикали отве чает ин тересам эф ф е кти в но го управления. К слову , мы пр ивы кли , что СШ А — пре зиден тс кая ре спуб л и ка , но ведь мо гло бы бы ть и по -др у гом у . Напомню , что на реш ение вопроса о с т р у к ту р е исполнительной власти д еле га ты Кон с ти туционно го конвента , ра зраба ты вавш ие и пр иним а в ш ие кон с ти т уц ию СШ А в 1787 году , потратили больше време ни, чем на дебаты по пробл е мам за кон о да те л ьн о й и суд еб ной власти вместе взя тым . И, кста ти , предложение об у ч р еж дении президентского поста из начально было вс тречено в ш ты ки . А ктивно обсуждалась , к примеру , идея создания кол ле гиально го ор гана в составе трех ч е л о ве к — с в ое об ра зн о го т р и ум вирата по типу сущ е ство ва в ш е го в Древнем Риме. Но эта идея все -таки была отвер гнута , к а к и м но ги е д р у гие . Конечно , к а к отм е чаю т и с то р и ки и поли толо ги , п р е зид е н т с ки й пр ое кт победил лиш ь благодаря реш а ющ ему ф а кто р у — наличию единственной приемлемой для ■ Конституция и президентская власть — ключевые условия дальнейшей интеграции. — Во зм ожны ра зличны е ва рианты ф орм ирования п р е зи ден тс кой власти . Наиболее оп тимальным мне представляется одноврем енное и збрание пр е зидента и вице -пре зиден та С о ю зн о го го суд ар с тва на основе прямы х в сеобщ их свободны х выборов . Это, несом ненно , у к репило бы политическую и пра вовую легитимность президент ской власти , повы сило ее пре с тиж и степень ответственности перед населением. — Каким должен быть срок полно мочий президента? — С ро к полномочий прези дента и вице-президента (и соот ветственно президентов России и Беларуси )целесообразно про длить до семи лет. З а четыре го да объективно невозможно про вести реформы , реализовать планы социально-экономическо го развития. Семилетний сро к оптимальный, он обеспечит ста бильность в государстве , у кре пит власть и даст возможность для уверенно го социально -э ко номического развития. — Как должна быть устроена зако нодательная власть в Союзном го сударстве? — Сегодня существует острая потребность в формировании полноценного парламента Союз ного государства. Парламент — Белорусский просветитель XVII векаСимеонПолоцкийсчитал необходимым сосредоотчение всейполнотывластивруках одногоправителя,так кактолько сильанявласть можетобъединить РоссиюиБеларусь. всех кандид а туры — генерала Д ж о р дж а В аш и н гтон а . Т аким образом , первый в мировой и с тории п р е зид е н т с ки й по ст был у чреж д ен под кон кр е тн ую л и ч ность . И это реш ение себя оп равдало. У нас та кж е президент Сою з но го госуд ар с тва , с тоящ ий во главе го с уд ар с тв а и о б е спе ч и вающий согласованное взаимо д ей с твие всех ветвей власти , нес бы о тве тс тве н но с ть за по с тро ени е С ою зн о го го с у д а р с т ва, з а соблю дение прав и с в о бод граждан . — Нужен ли в таком случае пост союзного вице-президента? — Д а , считаю , что введение т а кж е ин с ти т у та виц е -пр е зи дента позволит обеспечить рав новесие и баланс интересов го сударств — у ч а с тн и ко в С ою з ного государства . — Какой могла бы быть процедура избрания союзного президента и вице-президента? представительный и за конода тельный Орган в л а с ти— должен избираться также на основе все общ его равного и прямого изби рательного права. Представля ется, что наиболее эфф ективно действующим будет однопалат ный парламент, хотя вполне воз можен и вариант с двухпалатным парламентом . Союзный парла мент не должен быть м но го чис ленным . И збрание парламента (в отличие от модели формиро вания парламента из официаль ных представителей парламен тов государств -участни ков ) обеспечивает его правовую и об щ еполитическую легитимность , повышает престиж представи тельного органа. — Каков возможный состав Совета Министров Союзного государства и какие функции он будет выпол нять? — Совет Министров Сою зно го го суд ар с тва должен об е спе чива ть со гл а со ва ни е н аци о нальных интересов государств - участников при выполнении це лей и задач Союзного государ ства. Действующая модель Со вета Министров, в который вхо дят полномочные представите ли правительств государств- участников и который возглав ляется главами этих прави тельств, на мой взгляд, опти мальна. Опыт Европейского союза показывает, что такой институт может быть эффективно дейст вующим. Совет Министров Со юзного государства мог бы осу ществлять общее стратегиче ское руководство, определять и координировать взаимодейст вие государств-участников, оп ределять общую экономиче скую политику Союзного госу дарства по аналогии с Советом Европейского союза; в рамках исключительной компетенции Союзного государства прини мать обязательные для испол нения государствами-участни- ками нормативные правовые акты и т. д. При этом политиче ские вопросы будут определять ся президентом и вице-прези дентом Союзного государства. — Сохранится ли в новой государ ственной структуре Постоянный Комитет Союзного государства? — В любом сл учае необхо дим по стоянно д ей с тв ующ и й наднациональный ор ган испол нительной власти С ою зно го го сударства (по анало гии с Евро пе й с кой ком и сси ей ) . Та кой о р ган должен не только обеспечи вать со гл асо ва ни е н аци она л ь ных ин тересов го с уд ар с тв -у ча стников , но и защ иту интересов сою зной ин те грации . В нас тоя щее время ед ин с твенным по стоянно дей ствующ им ор ганом Сою зно го государства является Постоянный Комитет , обладаю щий явно недостаточными пол номочиями . В сл учае придания Постоянному Комите ту статуса, ан а л о ги ч н о го с та т у с у Е в р о ко миссии , будут обеспечены реа лизация норм а тивны х п р а в о вых а кто в С ою зно го госуд ар с т ва, о с ущ ес твление и спол ни тел ьно -распорядительны х пол номочий по предметам ведения С ою зн о го го с уд ар с тв а и пред метам с о вм е с тн о го ведения, кон троль над и сполнением ре шений вы сш и х ор га н о в С ою з ного государства и за кон о в С о ю зно го государства. — Какие еще структуры необходи мы для полноценного функциони рования Союзного государства? — В качестве наднациональ ного ор гана должна быть созда на Счетная палата С ою зного го сударства , обеспечивающ ая контроль над реализацией бюд жета С ою зного государства , ис пользованием бюдже тны х средств . Необходим т а кж е К о н ституционны й суд С ою зно го го сударства , к компетенции ко то ро го следует отнести ра зреш е ние спо ро в в рам ках С ою зно го госуд ар с тва , тол ко ва ние с ою з ного законодательства. О траслевые и ф ун кциональ ные ор ганы С ою зн о го го с уд ар ства мо гут действовать в колле гиальной форме . Колле гии , со стоящ ие из представителей ор га н о в управления и и спол ни тельной власти Республики Бе ларусь и Р о сси й с кой Ф е д е р а ции , обладающ ие с тр о го опре деленными полномочиями , поз волят обе спечить реали зацию целей и задач С ою зн о го го с у дарс тва . П редставляется , что создания наднациональных ор ган о в и сполнительной власти на переходном э тапе не тр е б у ется. — Когда все-таки у нас будет пол ноценное Союзное государство со всеми присущими ему атрибутами, включая Основной закон? — Это правильная постанов к а вопроса . Уж е сейча с , и я не одн о кра тн о об этом говорил , Сою зное государство ф а кти че ски существует. Хозяйственные м е ханизмы наш и х стран пред ставляю т собой единое э ко н о мическое пространство и сущ е ствовать в отрыве д р у г от друга не м о гу т . П ро зр ачно с ть наш их гра ни ц является дос тиж ением м и ро во го уровня . Есть т а кж е осо знанное желание наш их на родов жить вместе и ясно выра женная по ли тич ес кая воля ру ко вод с тва наш их стран к объе динению . Поэтому Сою зное го сударство последовательно ре ш ает в аж н е йш и е вопросы с во е го го с уд ар с тв ен н о -п ра в о во го оф ормления , приобре тае т все а тр иб у ти вны е п р и з н а ки го с у д ар с твен н о с ти . Есть все о сн о вания пола га ть , что уж е в сле дующем году мы сможем прове сти референдум по Конституци онном у А к т у и выборы в с ою з ный парламент. Беседовал Аркадий МЕДВЕДЕВ, заместитель шеф -редактора газеты «СОЮЗ. Беларусь — Россия» Комендатура выбирает евростандарт Окончание. Начало на стр. I Это же направление пытаются активно использовать преступ ные группировки, промышляю щие контрабандой оружия, бое припасов, наркотиков и т.д. По словам начальника Оперативной пограничной группы ФСБ России в Беларуси генерал-майора Вале рия Воронкова, охраняется внеш няя граница Союза общими уси- лиями (кстати, недавно группа от метила свой 10-летний юбилей). Пограничное строительство Беларусь и Россия ведут с 1995 года. Началось оно с подписания соответствующегодвустороннего соглашения. Однако к 2001 году договоренности были выполнены лишь частично. 26 декабря 2001 года председатель Высшего Госу дарственного Совета Союзного государства АлександрЛукашен ко утвердил новый документ — план завершения обустройства границ с Литвой иЛатвией. За ис ключением мелочей задуманное реализовать удалось. Сегодня на рассмотрение Высшего Государ ственного Совета внесено пред ложение: продлить действие про граммы на 2006 год. В общем, можно не сомневаться — «недо делки» будутустранены. — Все наши объекты — от по ста до комендатуры — строятся по принципу самостоятельных военных город ков , — знакомит меня с нюансами новаций на чальник управления капитально го строительства Государствен- ного комитета по граничных вой с к Беларуси Ви ктор Дед ков. — На случай ЧП тут все пре дусмотрено : имеется трансфор маторная подстанция,котельная и даже подсобное хозяйство. Функциональность и комфорт — вот на что мы, строители, ориен тировались . С одной стороны , инфраструктура городков долж на способствовать оперативно сти и мобильности по гранични ков, с другой — военнослужа щим должно быть удобно. Мы, например, отказались от казарм в обычном понимании этого сло ва. Вместо них оборудуются уют ные спальные помещения, рас считанные на 6 — 7 человек. Ес ли одно подразделение готовит ся к выполнению боевой или учебной задачи , а дру гое — от дыхает, д р у г д р у гу они мешать не будут. Кроме того, каждый во еннослужащий обеспечен рабо чим местом . В обязательный «минимум» входят также классы ч информации и досуга , боевой под готовки . Особый пун кт — класс по граничного наряда. Это помещение, где находится макет охраняемого участка . Теперь, прежде чем выполнять задание, его можно четко отрепетировать. Каждый городок , вплоть до по ста, оборудован собственным га ражом и вольерами для служеб ных собак. При проектировании будущих по граничных комплексов , рас сказал В. Дедков , немалое вни мание обращалось на ком па кт ность построек. Кроме удобства за этим стоит еще и финансовый интерес. За счет найденных в по следние годы оптимальных ре шений стоимость строительства удалось снизить на треть. Сейчас продолжается реконструкция в Полоцком и Пинском погранотря- дах. К концу месяца должны быть сданы обновленные по гранич ные заставы «Лоша» и «Плюсы». Помимо непосредственно по граничных объектов, за союзный счет построены 45 -квартирный дом для семей по граничников в Лиде , 16-квартирный — в Воро- ново и два 6 -квартирны х дома в Верхнедвинске. В Сморгони поя вился питомник на 100 служеб ных соба к и реконструировано под семейное жилье общежитие. В Поставах проведена реконст рукция первой очереди погранич ного госпиталя. Впрочем, задачи союзной про граммы на строительстве не за мыкаются. Они включают в себя также инженерное оборудование границы, развитие систем связи, техническое переоснащение пун кто в пропуска , мероприятия по повышению квалификации бело русских по граничников в воен ных вузах России. У белорусских по граничников , между прочим, имеется своя вертолетная эскад- , рилья, которая согласно той же ^ программе постепенно об за во дится собственными посадочны ми площадками. Таким образом , прибалтий ский у ча с то к внешних сою зных границ приобретает европей с кие очертания. Чего , впрочем , не скаж еш ь об у краинском . Не которые «реформаторские» ме роприятия тут проводятся, но ис клю чительно за белорусский счет: в планах — строительство мобильной пограничной заставы под Гомелем, в Лоеве, и техниче с кое усовершенствование базы пограничных катеров. Кроме то го, нужно достроить комендату ру под Мозырем, в Прудке. Меж д у тем на у краин с ком участке границы , шутят ее защ итни ки , положение стабильно хаотичное. В одностороннем порядке с хао сом не совладать . На ближ ай шей совместной колле гии Госу дарственно го комитета по гра ничных войск Беларуси и Погра ничной службы ФСБ России бу дет обсуждаться вопрос о приня тии новой сою зной программы на 2007— 2011 годы. По всей ви димости , у краи н с кое направле ние станет очередной «строи тельной площадкой».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz