Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
«Я сижу в деревне и пишу К 1 3 5 -летию со дня рождения Ивана Бунина ^Наши истоки География бунинских мест на территории нашей области обширна, хотя все они расположены достаточно компактно в северо-западной части региона — преимущественно в Становлянском и Измалковском районах. Говоря о бунинских местах, следует понимать —это не только географическое пространство бытования самого писателя, где прошли годы его жизни, но еще и героев его многих произведений. И это понятно: в литературном герое, в самом произведении —всегда присутствует частичка судьбы творца. Но, пожалуй, более всего связаны с человеческой и творческой биографией Ивана Алексеевича Бунина четыре населенных пункта области. Это деревни Озерки и Огневка, село Глотово (Васильевское) и город Елец. Они не просто вписаны в годы юности и взросления, не просто являются приютами его скитальческой жизни, но с ними связаны ясно различимые этапы как формирования его художественного дара, так и реализации его как писателя. Собственно говоря, весь «доэмигрантский» Бунин сформировался тут, в этих селах и древнем городе, полном памятью о великих исторических событиях, овеянных вековыми преданиями. И сследователями творчества Бу нина достаточно много сказа но о важности и значимости в его формировании как писате ля Озерок, Глотова, Ельца. Гораздо менее отражен «огневский» период, на мой взгляд, наиболее драма тичный и важный для будущего Нобе левского лауреата. Тут, в глухой полу- степной деревне, на краю суходольного оврага с прудами и навозными плоти нами понизу, Бунину суждено было пережить многое: и драму утраты горя чо любимой Варвары Пащенко — пер вой серьезной его любви, и трагедию обнищания и распада некогда дружной семьи, и нищету, и унижение беднос тью. Все было. И еще одну драму — разрыв с первой женой, Анной Цакни. Но именно в этот период в Огневке шла невидимая миру огранка его души, вызревал — в муках и страданиях — талант, мужал характер и крепилась в тисках испытаний воля и вера в свое неслучайное предназначение. В Огневке Бунин — по большому счету — стал пи сателем. Тут фундамент его Храма, ко торый он возводил затем всю жизнь. Совсем недавно Институтом мировой литературы Российской Академии наук издан первый том «Писем» И.А. Буни на, охватывающий эпистолярное насле дие писателя за 1885-1904 годы. То есть наиболее важный период, позволяющий понять, в каких условиях и обстоятель ствах, жизненных и творческих, шло вызревание великого дара, на какой по чве произрастали всходы, чтобы затем превратиться в могучую бунинскую про зу. И лучше, и глубже, чем через пись ма самого Ивана Бунина, этого не по стичь. Ведь в письмах —движение, жи вое и искреннее, его души, отзвуки стра стей, переживаний, мучительных или светлых, его мысли, весь его внутрен ний мир. Вот тут, на границе соприкос новения внутреннего и внешнего миров, более всего и раскрывается человек. Тут свершается незримая духовная работа, и Творец лепит судьбы людские. И так, Огневка, небольшая дерев ня Тульской губернии в глуши полей. Неподалеку —ветка Сыз- рано-Вяземекой железной до роги, Старо-Тифлисский тракт. В судь бу Бунина деревня вошла в конце XIX века, хотя в истории рода Огневка при сутствует на протяжении всего столе тия. Земли эти принадлежали родствен никам по материнской линии писате ля, и в 50-60 годы позапрошлого века его родители жили там. По воспомина ниям Евгения Бунина, Алексей Нико лаевич и Людмила Александровна с детьми — Юлием, 4-х лет, и Евгением, 3-х лет, прожили в огневском имении примерно до 1862-63 годов. После чего, продав его помещику Логофету, пере брались на хутор Бутырки. Евгений Алексеевич стал владельцем Огневки весной 1893 года. «Оно (име ние —В.П.) было небольшое, двести де сятин земли. Усадьба, с одноэтажным домом в фруктовом саду, находилась вблизи сельца Огневки...» — так пишет Вера Николаевна Бунина. В письме Вар варе Пащенко в мае 1893 года Бунин сообщает об этом важном событии: «Ев гений уже переехал в Огневку (так себе деревенька — небольшой сад, неболь шой дом — не барская вообще усадь ба)...» К этому времени семья окончатель но разорилась, лишившись последнего пристанища — старинного обжитого дома в Озерках. Начались годы скита ний для всех — мать с дочерью Марией нашли приют в Глотове у Софьи Нико лаевны Пушешниковой, отец мыкал горе, первое время, в опустевшем доме в Озерках, затем — в Каменке у сест ры, Юлий жил в Полтаве, Иван — то в Орле, то в Полтаве. Огневка, таким образом, стала един ственным местом притяжения всех Бу ниных на протяжении почти пятнадца ти лет. До 1906 года, когда революци онная смута вынудила расстаться с име нием и Евгений Алексеевич с семьей перебрался в Ефремов... церковь Бунина; -■ Озерки. Восстанавливается родовой дом Буниных; в селе Грунин Воргол, где похоронен отец работы ГО. Гришко. г. Елец, памятник писателю Д ля Ивана Бунина Огневка, на мой взгляд, стала более значи ма в становлении человеческой и писательской судьбы, чем дру гие населенные пункты. Поче му? Попытаемся на основании его пе реписки восстановить сложные (и очень важные) коллизии этих непростых лет, которые даже мозаично складываются в живую картину, серьезно меняющую представление о жизни уходящего дво рянского сословия России, к которому Бунин принадлежал. И, разумеется, о самом писателе тех лет. 90-е годы складывались особенно драматично для молодого писателя, хотя ретроспективно понимаешь, на сколько важны оказались испытания, выпавшие на его долю, для становле ния личности. И прежде всего — для формирования неповторимого дара «последнего классика русской литера туры», «певца дворянских усадеб». Ко времени приобретения огневско- го имения Бунин остро переживал лю бовную драму с первой своей возлюб ленной — Варварой Владимировной Пащенко. Фактически их семейный союз подходил к концу: бедность, от сутствие сколько-нибудь твердого зара ботка, бездомность — все это укрепля ло решение ее прекратить дальнейшую совместную жизнь. К тому же реалис тичный, амбициозный, трезвый ум Па щенко вряд ли воспринимал мир, в ко тором пребывал Иван. А он жил и в са мом деле в «мирах иных»: несмотря на непрекращающиеся попытки как-то изменить жизнь к лучшему, главное он видел в своем призвании, служении ему. «...Как я хочу быть для тебя здоро вым, смелым, стройным, чтобы в гла зах светилась молодость и жизнь. Хочу я быть еще и сильным, я молился Богу, чтобы он укрепил мою волю — так мно го у меня в душе образов, жажды твор чества! И любовь к тебе, как к моему другу, в поддержке жизни моей, и эти желания, желания запечатлевать жизнь в образах, в творческом слове — как все это иногда окрыляет меня!» (из пись ма к Пащенко от 3 июня 1893 года). То есть любовь и творчество для него были неразделимы! Это главное, это важно, остальное же — преодолимо, второстепенно. И тут же: «При посылке мне денег помни, Варек, что у меня уже ничего нет — только несколько копеек». Или изви няется, отправляя очередное письмо: «...у меня только одна почтовая марка». В эти же годы, как известно, Бунин переживает увлечение толстовством — как формой поиска смысла жизни. В письме к Л.Н. Толстому (15 февраля 1894 года) его настроения отражены очень ярко: «Но в общем и теперь не могу ска зать, что на душе хорошо: не знаю, как пойдет жизнь, где и что делать. Дни проходят ужасно быстро, но жизнь для меня брезжит только. Все жду чего-то...» Необходимость жить время от време ни в разлуке с Варей (все та же бедность, неустроенность!) выливается в страстные, полные любви и печали письма, которые он шлет ей то из Огневки, то из Полта вы, то из Харькова или Москвы. Как тре вожны и нежны они предчувствием не избежного разрыва! В августе 1894 года он пишет ей из Полтавы такие строки: «Не помню, не помню ни одного тво его письма, которое разорвал бы (т.е. вскрыл — В.П.) спокойно — все дро жит внутри, потому что знаю, знаю, знаю, что больно мне будет, что всю ту нежность, глубокую нежность, которой переполняет мне сердце разлука с то бой — истомит твое молчание, а потом оскорбит неправда... Еще до сих пор у меня руки холоде ют от волнения, когда жду тебя,., но ведь уже и знаю заранее, что ни к черту все мои ожидания... Так убивались все лучшие потребности моей любви —кра сота всякой любви...» Но как бы ни отодвигал он всеми силами души развязку, какие бы стра стные слова ни отыскивал для нее, пред чувствия стали реальностью. Немысли- мость расставания (он до конца не ве рил, что такое возможно) усугублялась яркими и живыми воспоминаниями о прошлом, о том счастии любви, что он испытал с ней. «...клянусь тебе — не стало сил моих! Ну хоть бы день отды ха, покоя, пойми же, я бы полжизни отдал, только бы возненавидеть тебя, стереть с лица земли все эти проклятые воспоминания, которые терзают меня этой проклятой, несказанной любовью к тебе... Мне все равно теперь, все нич тожно перед моим страданием...» Письма из Огневки, Москвы следу ющего, 1895, года обжигают предель ной открытостью страдающего сердца: «Но не могу я писать — ничтожны ми слабыми словами говорить про тот ад, который творится у меня в душе,., почти каждый вечер я плачу и молюсь, как никогда не молился, чтобы Господь вынул мою душу или послал мне вне запное, неожиданное утешение, чтобы он раскрыл твое сердце для любви, для жалости, для проникновения в мое из болевшее сердце, и как ребенок жду чуда «...вернись ко мне, воротись!.. Я совсем гибну...» А порой им овладевала безнадеж ность отчаяния: «Мне все равно недо лго осталось шататься на белом свете...» Мысли эти не были попыткой раз жалобить сердце Пащенко: у него уже были порывы броситься под паровоз в Курске. А страсть достигала порой зап редельного накала — «в кровь искусал себе руки». На этот-то эмоционально-негатив ный фон накладывалось осознание дей ствительно лютого одиночества из-за семейной нищеты, отсутствия дома, работы, средств для жизни: «Меня за давило одиночество — без семьи, без крова, без надежд, которое убивает мое горе — куда деться мне?» Но и спасительной соломинки — на- Масперо, Беккера, еще главу Гайаваты перевел...» Летом он посетил Полтаву. Там былое вновь захватило его. И страдания возвы сили его душу до всепрощающей любви к Варе, которую он по-прежнему любил — но прошлую. И тогдаже, в июле 1895 года, он отправил Варваре Владимировне Би биковой прощальное письмо, полное хри стианского смирения и любви... «В 1900 году, когда Иван Алексеевич писал поэму «Листопад», он жил в Огне вке... Писал он на маленьком столике из некрашеных тесин, стоящем у окна... В Огневке Иван Алексеевич постоянно гу лял по одной и той же дороге (вечером) — на запад, к железной дороге...» (из дневника В.Н. Муромцевой-Буниной). н дежды, что со временем все образуется, что они вновь соединятся, — Варвара Владимировна ему не оставила: в эти месяцы, когда он погибал, она выходит замуж. И не за кого-нибудь, а за друга Бунина Арсика Бибикова, в имении ро дителей которого, на Воргле, когда-то прошла волшебная начальная ночь люб ви с Варей... Он узнал об этом поздно. Но тем со крушительней стало известие, тем ве роломней — поступок. И была страш ная апрельская ночь: узнав о замуже стве, он долго метался по Ельцу, не зная, что предпринять. А на вокзале «лила кровь из носу». Нашел силы, сел в поезд, чтобы вернуться в Огневку. Ночью сошел на полустанке Грунин Воргол и «пер со станции в Огневку, и, брат, никогда не забуду я этой ночи!..» Потрясение было глубоким, но это и спасло: он впал в своего рода психо логический «анабиоз». «Живу как-то странно, забиваю себе ум, шляюсь в поле...» — написал он в эти дни брату Юлию из Огневки. Но вскоре Бунин нашел в себе силы вновь приступить к работе: ведь в эту весну он усиленно трудился над пере водом «Песни о Гайавате» Лонгфелло, изучал английский... «Выучил 17 уро ков по-английски, прочел две книги о не все ладно складывалось и в отношениях с братом Евге нием. И если отчаянную бед- .ность хоть как-то удавалось скрашивать гонорарами за изданные в журналах произведения, то нелепость ситуации, в которой он оказался, мож но было вынести лишь терпением. А как иначе, если кроме Огневки ему негде было и голову преклонить? Дело в том, что Евгений Алексее вич... приревновал Ивана к жене, На стасье Карловне. Более того: «А тут случилась история, которая переполнила чашу моей горести. 24-го (октябрь 1896 года — В.П.) за обедом Евгений, уже не помню к чему, шутя сказал, что «Настя с Ваней живет». Мне стало гадко, и я смутился. Он это заме тил, скандалил с Настей, говорил, что пустит ей пулю в лоб, словом, заподоз рил гнусность... Значит, теперь я даже от семьи оторван и уж теперь мне со всем некуда преклонить головы». А подозрительность Евгения не была чисто эмоциональным всплеском, он надолго затаил нелепую неприязнь к брату, доходя порой до грубых выхо док и оскорблений. Тем не менее не приезжать в Огневку Иван не мог: там жили мать, сестра, наезжал временами отец. И как бы бедно ни жилось, тепло встреч, совместного житья, пусть вре менного, согревало душу. Из письма брату Юлию Алексееви чу лета 1847 года: «...приехал в Огневку и живу в ам баре. Хорошо тут до такой степени, что описать невозможно. Но на душе очень плохо: мать серьезно нездорова...» Писать в такой атмосфере было не легко: «А я, брат, опять почти ничего не пишу, — сообщает он из Огневки со брату по писательству Ивану Белоусо ву. — Все учусь, по книгам и по жиз ни: шатаюсь по деревням, по ярмаркам — уже на трех был, — завел знаком ства со слепыми, дурачками и нищи ми, слушаю их песнопение и т.д.». И невзгоды, невзгоды: «Тут весь дом разворочали — мажут внутри, — а в амбаре холод, а кругом брань и все больны, так что писать строчки нельзя. Просто беда!» — из письма Юлию. Но Бунин, преодолевая трудности, много работает, заводит новые знаком ства в писательских кругах, в издатель ствах. Нужен был творческий покой. Он мог бы найти его в Огневке и страстно желал этого, но: «Ах, если бы не эта проклятая исто рия с Евгением! Я бы заперся в дерев не, чуть не на год!..» А спустя три года Огневка вновь спасает его: после нелепой жизни в се мье Цакни, после разрыва с женой Ан ной Николаевной. Однако покой этот по-прежнему зыбок: Евгений «дурит». Вот диалог его с Иваном (из письма от 8 августа 1900 года): «— И убирайся от меня... — Так ты бы давно сказал, что не хочешь, чтобы я у тебя был. —Да, не хочу! Ты... твою мать, еще 14 лет тому назад должен был это сооб разить, чтобы не шляться ко мне!» Или из письма от 19 декабря: «Сижу в Ефремове и надуваюсь пи сать. У Евгения совершенно негде, да он и ругается со мной ежеминутно, ясно давая понять, что не желает моего при сутствия...» А ведь летом этого же года им напи сана дивная поэма «Листопад», которая неизменно затем включалась во все со брания сочинений. Замечательно, что внешняя сторона жизни никак не отра зилась на поэтическом ладе поэмы — таким внутренним покоем дышит она. Да и вообще, оценивая его одноимен ный сборник этих лет («Листопад», 1901 г.), все отмечали простоту, све жесть, ясность и здоровье, все то, что характерно для пушкинской поэзии... Или знаменитые «Антоновские яб локи»... И, очевидно, уже здесь зарож дались замыслы написать крупную вещь о крестьянской России, о русском му жике. Ею стала повесть «Деревня»: гео графически Бунин «привязал» ее к Ог невке, к усадьбе Евгения, полустанку «Грунин Воргол», к Ельцу. п Iтихотворения этого напряженно- ’ го, трагичного, полного утрат и рразлук десятилетия — своего рода «кардиограмма» его душев ных состояний. Они — яркие свидетель ства переживаний, хронологически со впадающие с фактами и событиями жизни Бунина. Это также яркая осо бенность творчества писателя «огневско- го периода». В страданиях и невзгодах не только вырос крупный писатель, но и «вызрела» его душа — до христианс ких высот всепрощения, мудрости, не- изъязвленной ничем светлой любви — к Богу, Родине, природе, людям: ...За все, что пережито днем, За все, что с больюя скрываю Глубоко на сердце своем, — Я никого не обвиняю. За счастие минут таких, За светлые воспоминанья Благословляю каждый миг Былого счастья и страданья! («Ночь наступила...», 1895 г.) * * * За все Тебя, Господь, благодарю! Ты после дня тревоги и печали Даруешь мне вечернюю зарю, Простор полей и кротость синей дали... И счастлив я печальною судьбой, И есть отрада сладкая в сознаньи, Что я один в безмолвном созерцаньи, Что всем я чужд и говорю — с Тобой. (1901 г.) До 1906 года Огневка была не просто глухой деревней Тульской губернии: сюда шли письма от М. Горького, А. Чехова, В. Брюсова, И. Белоусова, М. Чеховой, Н. Телешова и т.д. к Ивану Бунину. То есть, она стала одной из узловых точек на литературной карте России тех лет. К весне 1906 года жизнь в деревне стала невыносимой. Имение Евгения подожгли крестьяне: «...у брата произошел пожар, — со общает в письме Юлию Бунин. — Сго рели две кухни, скотный двор, три ло шади, свиньи, птица и проч... Крестья не нашей деревни составили приговор и объявили его брату...» «... Было много хлопот и неприятно стей: мужики еще поскандалили —и так, что пришлось перебираться в город, хло потать о квартире, сидеть там — и все это среди неимоверной жары...» (из пись ма И.А. Бунина от 3 июля 1906 года). Усадебная жизнь в Огневке подошла к закату: дальше хозяйствовать тут не имело смысла. Евгений Алексеевич на первых порах сдал имение в аренду му жикам, а после смерти отца, Алексея Николаевича, последовавшей в декаб ре, продал ее. Огневка стала полностью «мужицкой»... С О ! Iегодня Огневка —медленно уми- 1рающее село Становлянского грайона. К 70-м годам прошлого века оно бурно развивалось и на считывало до 200 дворов. А затем на ступил период угасания. К началу пе рестройки там оставалось до полусотни дворов, сейчас — и того менее. Перс пектив у деревни никаких — население стареет, социальная инфраструктура, что была создана при Советской влас ти, сегодня полностью разрушена, свя зи с райцентром нет.' Возможно, в дальнейшей судьбе Ог невки сбудется пророчество Бунина: Ни души в поселке, не краснеют Из-под крыш вечерние огни, Слепо срубы в сумерках чернеют... Знаю я — покинуты, они... О том, что Огневка — одно из замеча тельных литературных мест России, свя занное с именем классика русской лите ратуры, вспоминается редко, мимоходом. И даже из знатоков и почитателей твор чества И.А. Бунина дорогу сюда знают немногие. Разумеется — нет здесь ниче го, что напоминало бы о былой судьбе Богом забытой русской деревни, о Буни ных, о творчестве великого сына России... Только небо, холмистые поля, сухо дольный овраг с прудами да дрожащая над всем звезда — заветная, бунинская... Владимир ПЕТРОВ. Венок Бунину 'Тем временем Именно так можно охарактеризовать недавний выпуск «Талисмана», еженедельника «Липецкой газеты» для Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина. Весь он посвящен 135-летию нашего великого писателя-земляка. А может быть — как своеобразный «венок сонетов» в прозе, поскольку каждый из опубликованных материалов —открытие новой грани жизни и судьбы писателя, новых оценок и взглядов на его творческое наследие. Сравнение это, чисто метафорическое, звучит вовсе не натянуто: и вся газета, и каждый материал, помещенные на ее страницах, наполнены искренней и возвышенной любовью к Бунину, к его творчеству. Выпуск «Талисмана», без преувеличения, — событие в литературном, да и журнали стском, мире. Подчеркнем — такого периодического изда ния, посвященного писате лю, еще не было. Бунина, как это ни стран но для кого-то прозвучит, из давали в СССР и до войны, и после. Первое (весьма усечен ное) собрание его сочинений вышло в 1956 году. К 100- летию писателя было издано 9-томное собрание, представ лявшее наиболее полный в то время свод его произведений. Одновременно был издан 84 том (в 2-х книгах) «Литера турного наследия», ему по священного. До перестройки вышло еще одно собрание со чинений, а в 90-е годы про шлого века — новое, самое полное до настоящего време ни. Но в периодике, ранней или новейшей, такого масш табного свода публикаций, как в юбилейном «Талисма не», еще не осуществлялось. Хотя выпуски, качественные и объемные, выходили в Орле — к 125-летию Бунина. Особенностью издания является то, что в нем ши роко использованы материа лы эмигрантского периода жизни и творчества писате ля. Во многом благодаря уча стию профессора, доктора филологических наук уни верситета в Ницце (Южная Франция) Ренэ Герра, распо лагающего богатейшим ар хивом писателей и обще ственных деятелей русского изгнанничества из окруже ния И.А. Бунина. Кроме того, Французская Ривьера — вторая родина проживания писателя. Так на страницах «Талисмана» со единились два, насильно рас колотых периода его жизни. И такое вот любовное воссое динение времен, лиц, собы тий, судеб, составлявших бы- тийственный космос писате ля, придает изданию непов торимое очарование и благо родство. Напомним, что «Талис ман» — газета для Елецкого государственного универси тета. А значит, крут его чи тателей и почитателей огра ничен. Что само по себе не справедливо по отношению к миллионам искренних по клонников творчества вели кого сына России. Каков же выход? Один из них, думается, таков: пере издать выпуск отдельной брошюрой тиражом, позво ляющим обеспечить им все библиотеки области, а также университетские библиотеки России. Вб всяком случае, выпуск, посвященный 135- летию, на сегодня — уника лен. Дать возможность при общиться к изданию как можно большему числу лю дей — задача благородная и необходимая. (Соб. инф.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz