Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
Программа государственной поддержки торгового обслуживания сельского населения Липецкой области в 2006-2008 годах Приложение к постановлению Липецкого областного Совета депутатов от 06 .10 .2005 № 968 -пс Наименование Программы: ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Программа государственной поддержки торго вого обслуживания сельского населения Липец кой области в 2006—2008 годах (далее - Про грамма) Государственный зак азчик Программы: Разработчик Программы: Исполнитель Программы: Основные задачи Программы: Администрация Липецкой области (далее - администрация области) Департамент потребительского администрации Липецкой области рынка Основная цель Программы: Департамент потребительского рынка адми нистрации области, органы местного самоуп равления (по согласованию) Улучшение торгового обслуживания сельского населения; обеспечение территориальной дос тупности торговых услуг; создание благопри ятных экономических условий для повышения эффективности деятельности предприятий торговли в сельской местности Оказание государственной поддержки субъек там торговой деятельности для: — качественного улучшения торгового обслу живания сельского населения; — создания экономических условий, способ ствующих привлечениюхозяйствующих субъек тов к деятельности по обеспечению сельских жителей торговым обслуживанием; — формирования в отрасли стабильного, высо коквалифицированного кадрового потенциала; — организации эффективных схем товародви жения по отдаленным населенным пунктам Сроки реализации Программы 2006—2008 годы Объемы и источники финансирования Программы: Предполагаемая потребность в финансовых средствах на реализацию мероприятий Про граммы из средств областного бюджета со ставляет 74,5 млн.руб., в том числе: в 2006 году - 22,8 млн. руб. в 2007 году - 24,8 млн. руб. в 2008 году — 26,9 млн.руб. Объемы бюджетного финансирования будут уточняться в процессе принятия бюджета на очередной финансовый год Контроль за исполнением Программы: Ожидаемые результаты реа лизации Программы: Ежегодное рассмотрение администрации области на Совете ОсуществлениемероприятийПрограммы, позво лит обеспечить: — насыщение потребительскогорынка това рами народного потребления; — прирост оборота розничной торговли в сельских населенных пунктах области в 2008 году к уровню 2005 года 25,4% в сопос тавимых ценах; — торговым обслуживанием населенные пун кты области независимо отчисленности про живающего населения и удаленности отрай центров; — благоприятные экономические условия для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговуюдеятельность в сельской местности (далее - субъекты торговой деятельности); — повышение квалификации кадрового потен циала работников торговли и общественного питания ВВЕДЕНИЕ На протяжении последних лет потребительский рынок динамично развивает ся и является сбалансированным. Темпы роста оборота розничной торговли в це лом по области (118%) превышают среднероссийский показатель (112%). По обороту на душу населения область устойчиво занимает первое место среди обла стей Центрально-Черноземного района. Активно развивается материально-техническая база торговли, ежегодно в це лом по области открывается около 200 предприятий торговли и общественного питания. На сегодня сеть предприятий экономического класса насчитывает 63 единицы. Принятая Программа государственной поддержки торгового обслуживания сельского населения Липецкой области в 2004—2005 гг. способствовала улучше нию положения торгового обслуживания на селе, наполнению потребительского рынка товарами народного потребления, позволила организовать обслуживание населения в сельских пунктах, не охваченных торговым обслуживанием. Однако, как показывает практика, в состоянии торгового обслуживания в сельской местности сохраняется ряд острых проблем. Несмотря на смещение струк туры продажи непродовольственных товаров в сторону увеличения, в целом обес печенность сельских жителей данной группой нельзя считать удовлетворитель ной. По-прежнему в сельских магазинах недостаточный ассортимент непродоволь ственных товаров. Другой проблемой является отсутствие кадрового потенциала. Сегодня в сфере торговли и общественного питания в сельской местности работают более 10 тысяч человек, образование которых зачастую не соответствует занимаемой должности. Во всех районах недостаточно специалистов, занятых на предприятиях торговли и общественного питания. В целях стимулирования торговых процессов, способствующих максимально му удовлетворению потребностей сельских жителей в товарах народного потреб ления, необходима дальнейшая государственная поддержка субъектов торговой деятельности. 1. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ Состояние потребительского рынка является наиболее показательным факто ром реального социально-экономического роста региона. Происходящие в последние годы изменения в сфере торговли носят позитивный характер, обеспе чивая стабильность и сбалансированность потребительского рынка. В целях улучшения торгового обслуживания селян была принята Программа государственной поддержки торгового обслуживания сельского населения Липец кой области в 2004—2005 гг. Реализация мероприятий данной Программы позволила закупить 77 единиц автотранспортных средств, которые в районах области переданы победителям кон курсного отбора для организации развозной торговли. В результате все отдален ные и малонаселенные пункты охвачены торговым обслуживанием. Государственная поддержка в виде субсидирования процентной ставки по бан ковским кредитам позволила пополнить оборотные средства на сумму более 50 млн.руб. Ее получили субъекты торговой деятельности в 15 районах области. По итогам работы за 2004 год сумма компенсации банковских процентов составила 1,4 млн.руб. Денежные средства были направлены на расширение ассортимента непродовольственных товаров, реализуемых в сельских населенных пунктах. Победителями конкурса на право государственной поддержки в виде компен сации транспортных расходов (затрат на приобретение автомобильного топлива) организована доставка товаров в 733 отдаленных и малонаселенных пункта обла сти. По итогам работы за 2004 год компенсировано транспортных расходов на общую сумму 6,6 млн.руб. Исполнение вышеперечисленных мероприятий Программы позволило обеспе чить более высокие темпы роста оборота розничной торговли в районах области — 130,5% при среднеобластном показателе 118%, увеличить объемы продаж на душу сельского населения до 15,7 тыс.руб. в 2004 году против 11 тыс.руб. в 2003 году, изменить структуру оборота в сторону роста доли непродовольственных то варов (2003 г. - 37%, 2004 г. - 45%, оценка 2005 г. — 48%). Постановление тридцать пятой сессии Липецкого областного Совета депутатов третьего созыва № 968 -пс от 06 .10 .2005 г. ОПрограмме государственной поддержки торгового обслуживаниясельскогонаселенияЛипецкойобласти в2006-2008 годах Рассмотрев представленный главой администрации области проект Программы государственной поддержки торгового обслуживания сельского населения Ли пецкой области в 2006—2008 годах, в целях стимулирования торговых процес сов, способствующих максимальному удовлетворению потребностей сельских жителей в товарах народного потребления, учитывая решение комитета по эко номике и руководствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Липецкой области Рос сийской Федерации, областной Совет депутатов постановляет: 1. Утвердить Программу государственной поддержки торгового обслужива ния сельского населения Липецкой области в 2006—2008 годах (прилагается). 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опуб ликования. Председатель областного Совета депутатов А. САВЕНКОВ Структура оборота розничной торговли в районах области в 2 0 0 2 - 2 0 0 5 гг . 2002 г. 2003 г. 2004 г. . 2005 г. оценка ЕИПродовольственные товары @Непродовольственные товары Формирование оборота розничной торговли в городах и сельской местности в 2 0 0 3—2 0 0 5 гг . 2003 г , 2004 г. 2005 г. оценка Х'~-___ т* I в городах I в сельской местности Как видно из диаграммы, в 2005 году доля оборота розничной торговли в сельской местности достигнет показателя 1990 года (25%). Темпы роста оборота розничной торговли по области и в сельской местности за период 2 0 0 2—2 0 0 5 гг . (в процентах к предыдущему периоду) -♦ -т ем п роста оборота розничной торговли в сельской местности —# “ темп роста оборота розничной торговли по области Из вышеизложенного следует, что государственная поддержка торгового обслу живания сельского населения оказала положительное влияние на состояние потре бительского рынка на селе, способствовала созданию благоприятных экономичес ких условий для повышения эффективности деятельности торговых предприятий и развитию конкурентной среды в сфере торгового обслуживания. Вместе с тем в торговом обслуживании сельского населения сохраняется ряд проблем. Одной из них является недостаточный уровень профессиональной подготовки специалистов для предприятий торговли и общественного питания: продавцов, кас сиров, поваров, официантов. На сегодня сфера торговли и общественного питания обеспечивает работой более 10 тысяч селян, что немаловажно при высоком уровне безработицы в сельской местности. Из-за высокой текучести кадров, вызванной низкой заработной платой, от дельные предприятия торговли и общественного питания закрываются, что приво дит к перебоям в обслуживании населенных пунктов. Так, в 2004 году из-за отсут ствия кадров временно не работали от 10 до 20 магазинов потребительской коопе рации. Из-за необеспеченности кадрами предприятия потребительской кооперации были вынуждены принять 400 работников без специального профессионального образования. Использование кадрового потенциала в предприятиях общественного питания, не имеющего специальной профессиональной подготовки, не может не отражаться на качестве продукции. Актуальными остаются вопросы обеспечения сельских жителей непродоволь ственными товарами. Несмотря на динамичное развитие продажи непродовольствен ных товаров в целом по области, удовлетворение потребностей жителей отдален ных и труднодоступных населенных пунктов складывается менее благополучно. 2 . ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В 2 0 0 6 - 2 0 0 8 гг. Государственная поддержка торгового обслуживания сельского населения (при ложение) будет осуществляться по основным направлениям: — приобретение автотранспортных средств для обслуживания сельских насе ленных пунктов; — субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, полученным субъектами торговой деятельности для закупки товаров с целью продажи их в сельских населенных пунктах (кроме районных центров); — компенсация транспортных расходов (затрат на приобретение автомобильно го топлива) по доставке товаров в стационарную розничную сеть (кроме районных центров) и для организации развозной торговли в сельских населенных пунктах, не имеющих стационарной торговой сети; — повышение квалификации специалистов; — организация и проведение конкурсов профессионального мастерства «Луч ший по профессии». 2 .1 . Приобретение автотранспортных средств для обслуживания сельских населенных пунктов Автотранспортные средства грузоподъемностью до 2 тонн приобретаются для обслуживания сельских населенных пунктов и передаются в муниципальную соб ственность в соответствии с Законом Липецкой области от 04.12.98 г. №16-03 «О- порядке приема и передачи объектов государственной (областной) и муниципаль ной собственности» с целью использования в дальнейшем для доставки товаров в сельские населенные пункты. Распределение транспортных средств по муниципальным районам будет осущ^^ ствляться в зависимости от общего количества населенных пунктов и не им еющ ий стационарных торговых предприятий, численности населения района, наличия муниципальной собственности парка автомобилей, используемого для торгового обслуживания населения района. Передача автотранспортных средств в пользование хозяйствующим субъектам производится органами местного самоуправления на конкурсной основе. 2 .2 . Субсидирование процентной ставки по банковским кредитам , полученным субъектами торговой деятельности для закупки товаров с целью продажи их в сельских населенных пунктах (кроме районных центров) Субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, полученным в 2005—2008 гг. субъектами торговой деятельности для закупки товаров с целью продажи их в сельских населенных пунктах (кроме районных центров), предостав ляется победителям конкурса за счет средств областного бюджета. Возмещение осуществляется в размере процентной ставки, которая установлена в кредитном договоре, но не выше ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, действу ющей на дату заключения кредитного договора. За 2007—2008 годы возмещение предоставляется заемщикам за период с 21 декабря предшествующего отчетному году по 20 декабря соответствующего финан сового года. За 2006 год возмещение предоставляется за период с 1 января по 20 декабря 2006 года. Для получения компенсации заемщик представляет в департамент потребитель ского рынка администрации области заявление с приложением копий кредитных договоров, справки-расчета суммы возмещения банковских процентов по креди там, справки банка о погашении процентов и целевом использовании денежных средств по кредитным договорам, заверенных банком (по каждому банковскому кредитному договору в отдельности). Субсидирование процентной ставки по просроченным кредитам не производит ся. Победителями конкурса в одном районе могут признаваться несколько претен дентов. В случае, если фактически начисленная сумма возмещения по кредитным дого ворам превысит сумму средств, направляемых на субсидирование процентной став ки, суммы возмещения будут распределяться пропорционально объемам кредитов каждого заемщика. Субсидирование процентной ставки по банковским кредитам будет осуществ ляться в порядке, определяемом администрацией области в пределах выделяемых сумм, утвержденных в бюджете. 2 .3 . Компенсация транспортных расходов (затрат на приобретение автомобильного топлива) по доставке товаров в стационарную розничную сеть (кроме районных центров) и для организации развозной торговли в сельских населенных пунктах, не имеющих стационарной торговой сети В целях снижения издержек по доставке товаров в стационарную торговую сеть (кроме районных центров) и для организации развозной торговли в сельских насе ленных пунктах, не имеющих стационарной торговой сети, предусматривается за счет средств областного бюджета компенсация транспортных расходов (затрат на приобретение автомобильного топлива) по доставке товаров в населенные пункты области. Компенсация транспортных расходов (затрат на приобретение автомобильного топлива) предоставляется 2 раза в год (за I и II полугодие отчетного года) в порядке, определяемом администрацией области, в пределах выделяемых сумм, утвержденных в бюджете. В случае, если фактически начисленная сумма возмещения транспортных рас ходов (затрат на приобретение автомобильного топлива) превысит сумму средств, направляемых на компенсацию, суммы возмещения будут распределяться пропор- ^ ционально объемам оборота розничной торговли. Компенсация транспортных расходов (затрат на приобретение автомобильного топлива) по доставке товаров в сельские населенные пункты, имеющие одно торго вое предприятие, предоставляется этому торговому предприятию. Компенсация транспортных расходов (затрат на приобретение автомобильного топлива) по доставке товаров в сельские населенные пункты, имеющие более одно го торгового предприятия, будет предоставляться по результатам конкурса на луч шую организацию розничной торговли хозяйствующими субъектами в соответ ствии с условиями конкурса. Компенсация транспортных расходов (затрат на приобретение автомобильного топлива) по доставке товаров в сельские населенные пункты, не имеющие стацио нарной розничной сети, будет предоставляться по результатам конкурса на луч шую организацию развозной торговли хозяйствующими субъектами в соответ ствии с оптимальными маршрутами завоза, утвержденными органами местного самоуправления. 2 .4 . Повышение квалификации специалистов Повышение квалификации специалистов для предприятий торговли и обще ственного питания, расположенных в сельской местности, будет осуществляться совместно с профессиональными учебными заведениями, ассоциациями, объедине ниями путем проведения семинаров, конференций, круглых столов и т.п. Финансирование будет осуществляться в порядке, определяемом администра цией области в пределах выделяемых сумм, утвержденных в бюджете. 2 .5 . Организация и проведение конкурсов профессионального мастерства «Лучший по профессии» В целях совершенствования профессионального мастерства, оказания поддерж ки молодым специалистам, повышения престижа профессий, освоения современ ных технологий в сфере торговли и общественного питания предусматривается проведение ежегодных конкурсов на звание «Лучший по профессии». Финансирование будет осуществляться в порядке, определяемом администра цией области в пределах выделяемых сумм, утвержденных в бюджете. 3 . ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих результа тов: — увеличения оборота розничной торговли в сельской местности в 2008 году к уровню 2005 года на 25,4%; — качественного улучшения торгового обслуживания сельского населения за счет увеличения ассортимента товаров и периодичности завоза в отдаленные населенные пункты; — развития предпринимательской деятельности в сфере торговли в сельских населенных пунктах; — стабилизации финансового состояния субъектов торговой деятельности на селе; — сохранения рабочих мест для сельского населения; — формирования в отрасли стабильного, высококвалифицированного кадрово го потенциала. Социальная значимость улучшения торгового обслуживания сельских жителей очевидна, т.к. именно эта часть населения является менее защищенной и требует поддержки органов государственной власти. Приложение к Программе государственной поддержки торгового обслуживания сельского населения Липецкой области в 2006—2008 годах ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В 2 0 0 6 - 2 0 0 8 ГОДАХ № п/п Наименование мероприятий Объем Финанси рования за счет средств областного бюджета - всего в том числе: 2006 год 2007 год 2008 год 1. Приобретение автотранспортных средств для обслуживания сельских населенных пунктов. 14,9 4,5 5,0 5,4 2. Субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, полученным субъектами торговой деятельности для закупки товаров с целью продажи их в сельских населенных пунктах (кроме районных центров). 9,0 3,0 3,0 3,0 3. Компенсация транспортных расходов (затрат на приобретение автомобильного топлива) по доставке товаров в стационарную розничную сеть (кроме районных центров) и для организации развозной торговли в сельских населенных пунктах, не имеющих стационарной торговой сети. 49,7 15,0 16,5 18,2 4. Повышение квалификации специалистов. 0,3 0,1 0,1 0,1 5. Организация и проведение конкурсов профессионального мастерства «Лучший по профессии». 0,6 0,2 0,2 0,2 ВСЕГО 74,5 22,8 24,8 26,9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz