Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Программа поддержки бытового обслуживания сельского населения Липецкой области на 2006 -2008 годы ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Наименование Программа поддержки бытового Программы: обслуживания сельского населения Липецкой области на 2006—2008 годы (далее — Программа) Государственный Администрация Липецкой области заказчик Программы: ~~ Разработчик Программы: сполнитель рограммы: Департамент потребительского рынка администрации области Департамент потребительского рынка администрации Липецкой области, органы местного самоуп­ равления (по согласованию) Основная цель Развитие и совершенствование Программы: бытового обслуживания сельского населения, увеличение объемов и видов оказываемых услуг, обеспече­ ние их территориальной, ценовой доступности для населения и гарантии качества, более полное использование трудовых ресурсов, обеспечение занятости населения Основные задачи Создание правовых, экономических Программы: и организационных условий для устойчивого развития сферы бытового обслуживания сельского населения области. Создание конкурентоспособной среды для работы предприятий и организа­ ций различных организационно­ правовых форм. Содействие созда­ нию новых предприятий бытового обслуживания населения в сельс­ кой местности. Повышение благо­ состояния и занятости сельского населения. Сроки реализации 2006—2008 годы Программы: Объемы и источники Предполагаемый объем финансиро- финансирования вания мероприятий Программы на Программы: 2006—2008 годы — всего 33,7 млн. руб., в т.ч.: 2006 год - 10,4 млн. рублей; 2007 год - 10,6 млн. рублей; 2008 год - 12,7 млн. рублей. Источниками финансирования Программы являются средства областного бюджета в соответ­ ствии с законом Липецкой области об областном бюджете на соот­ ветствующий год. Объем финанси­ рования будет уточняться в процессе принятия областного бюджета на соответствующий год Контроль Ежегодное рассмотрение на Совете за исполнением администрации области Программы: Ожидаемые результаты реализации Программы: Реализация мероприятий Програм­ мы. позволит достичь следующих результатов: — улучшения бытового обслужива­ ния сельского населения; — увеличения объема бытовых услуг в сельской местности в 2008 году к уровню 2005 года на 13,5 %; — повышения качества бытовых услуг; — развития предпринимательской деятельности в сфере бытовых услуг в сельских населенных пунктах; — создания дополнительных рабочих мест; — формирования в отрасли стабильного, высококвалифициро­ ванного кадрового потенциала ВВЕДЕНИЕ Бытовое обслуживание населения всегда являлось и яв ­ ляется наиболее социально ориентированной сферой эко­ номики, которая способствует удовлетворению потребнос­ тей людей в разнообразных видах бытовых услуг, создает условия для их полноценного отдыха и более комфортных условий жизни. С другой стороны, такие услуги, как ремонт одежды и обуви, телерадиоаппаратуры, бытовой техники, услуги про­ ката, парикмахерских, ритуальные и другие просто необ­ ходимы для обеспечения нормального жизненного уровня всего населения и должны быть доступны для социально незащищенных слоев. В последнее время бытовое обслуживание населения раз­ вивается устойчивыми темпами. Улучшается качество об­ служивания населения, расширяется диапазон предлагае­ мых услуг, открываются дополнительные рабочие места. Вместе с тем следует признать, что состояние бытового обслуживания населения в городах и сельских районах су­ щественно различается. Причиной тому является концен­ трация денежной массы в городах и, соответственно, недо­ статочное ее количество на селе. Из-за низкой платежеспособности сельских жителей сфера бытовых услуг в сельской местности не является достаточно привлекательной для предпринимателей. По­ этому состояние бытового обслуживания в районах облас­ ти во многом зависит от позиции органов местного само­ управления. В районах, где уделяется постоянное и целе­ направленное внимание вопросам сохранения и развития предприятий бытового обслуживания населения, сохране­ но и необходимое количество предприятий, и возможность оказания широкого спектра услуг (Добринский, Добро- вский, Краснинский, Липецкий, Становлянский, Чаплы- гинский районы). Реализация мероприятий Программы развития быто­ вого обслуживания населения Липецкой области на 2003 — 2005 годы дала положительный эффект: темп роста объе­ мов бытовых услуг в 2004 году по районам области соста­ вил 117,4% при среднеобластном показателе 104,5%. В рамках Программы открыты новые комплексные прием­ ные пункты в сельской местности, приобретено техноло­ гическое оборудование для швейного и обувного производ­ ства, инструменты и рабочие места для парикмахеров, вы­ сокотехнологичное цифровое фотооборудование, автотран­ спорт и т.д. Модернизация материально-технической базы позволила организовать дополнительно около 100 рабочих мест, расширить перечень оказываемых услуг, повысить их качество, обеспечить более полное использование тру­ довых ресурсов. Договорные формы взаимоотношений между специа­ лизированными предприятиями города Липецка и район­ ными службами быта позволили осуществить централи­ зованную доставку заказов в сельские населенные пункты области на сумму свыше 10 млн. рублей. Учитывая особую социальную значимость сферы быто­ вого обслуживания, с целью увеличения объемов и расши­ рения видов оказываемых услуг, обеспечения их террито­ риальной и ценовой доступности, увеличения занятости населения, а также для закрепления положительных тен­ денций, достигнутых в ходе реализации мероприятий Про­ граммы развития бытового обслуживания населения Ли­ пецкой области на 2003—2005 годы, необходимо в даль­ нейшем осуществлять поддержку развития и совершен­ ствования службы быта в сельской местности. 1. СОСТОЯНИЕ СФЕРЫ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ В последние годы наметилась устойчивая тенденция ро­ ста объемов бытовых услуг, при этом не только расширя­ ется их ассортимент, но и улучшается качество. Постановление тридцать пятой сессии Липецкого областного Совета депутатов третьего созыва № 969 -пс от 06 .10 .2005 г. 0 Программе поддержки бытового обслуживания сельского населения Липецкой области на 2006-2008 годы Рассмотрев представленный главой администрации об­ ласти проект Программы поддержки бытового обслужива­ ния сельского населения Липецкой области на 2006—2008 годы, учитывая решение комитета по экономике, в целях устойчивого развития сферы бытового обслуживания сель­ ского населения области и руководствуясь пунктом 3 ста­ тьи 30 Устава Липецкой области Российской Федерации, областной Совет депутатов постановляет: 1. Утвердить Программу поддержки бытового обслу­ живания сельского населения Липецкой области на 2006— 2008 годы (прилагается). 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель областного Совета депутатов А . САВЕНКОВ Динамшка объемов бытовых услуг населению Липецкой области в 2000—2004 годах (млн. рублей, %> В настоящее время в обеспечении повседневного комфор­ та жизни населения области участвует более 3 тысяч объек­ тов службы быта и индивидуальных предпринимателей, за­ нято свыше 6 тысяч человек. Совершенствуется материально-техническая база предпри­ ятий отрасли, открываются новые объекты службы быта. Укрепляет свои позиции и способствует оживлению конку­ ренции в бытовом обслуживании населения малый бизнес, на долю которого приходится 78,5 % объема бытовых услуг области. Однако позитивные тенденции развития сферы услуг кос­ нулись в основном бытового обслуживания городского насе­ ления. Низкий уровень рентабельности предприятий бытового об­ служивания, длительные сроки окупаемости реконструиру­ емых и строящихся объектов сокращают возможность при­ влечения инвестиций для развития отрасли в сельской ме­ стности. Процессы, происходящие в бытовом обслуживании, непосредственно связаны с платежеспособностью населения. Доля бытовых услуг в доходах населения с 2001 года прак­ тически не увеличилась и составляет всего 2,4%. Доля расходов населения на оплату бытовых услуг в общей сумме доходов (% ) В последние годы в связи с увеличением тарифов на жилищно-коммунальные услуги, услуги транспорта и связи произошло снижение удельного Веса бытовых услуг в струк­ туре платных услуг с 20,4 % в 2001 году до 15,9 % в 2004 году. Д инамика структуры платных услуг населению (% ) 2001 год 2004 год В Бытовые услуги □ Услуги ЖКХ, транспорта и связи В Прочие В условиях дифференциации населения по уровню дохо­ дов все еще сохраняются значительные диспропорции между городом и селом по объемам бытовых услуг, оказан­ ных на 1 жителя. По данным статистики, в I квартале 2005 года среднедушевой доход бедного населения, основная доля которого проживает в сельской местности, составлял 70,3% от величины прожиточного минимума. Кроме того, по состо­ янию на 01.04.2005 года задолженность по выплате заработ­ ной платы в сельскохозяйственных предприятиях составила 46,3% от общей задолженности по заработной плате в обла­ сти. Объем бытовых услуг на 1 жителя области в 2 0 0 4 году Обслуживая малообеспеченную часть населения, предпри­ ятия сельских служб быта стараются сохранить цены на до­ ступном уровне, в результате чего вынуждены зачастую ра­ ботать с убытками. Вследствие реализации мероприятий Программы развития бытовых услуг населению Липецкой области на 2003—2005 годы сумма убытков по предприяти­ ям службы быта в сельской местности снизилась в 2 раза, однако значительной она еще сохраняется в Задонском и Чап- лыгинском районах. Сдерживающим фактором в развитии бытового обслужи­ вания является географическая удаленность населенных пун­ ктов от стационарных специализированных предприятий службы быта. Поэтому для сельских жителей наиболее удоб­ ной формой остается выездное обслуживание. Наличие автотранспортных средств для организации выездного обслуживания в районах области Кол-во сельских населен­ ных пунктов в области Наличие автотран­ спорта на 01.01. 2005 г., ед. Год вы­ пуска Износ автотран­ спорта на 01.01. 2005 г., % Приоб­ ретено авто­ трас- порта в 2005 г., ед. Воловский 76 1 2000 68 1 Грязинский 56 - - Данковский 139 1 2000 60 1 Добринский 114 1 2000 57 1 Добровский 44 2 1994 1994 90 90 1 Долгоруков­ ский 96 2 1999 2004 60 Елецкий 93 2 1996 2000 60 48 1 Задонский 118 3 1996 1997 2003 70 60 28 Измалков- ский 119 1 2000 75 1 Краснинский 82 1 2000 57 1 Лебедян­ ский 85 1 2003 28 Лев- Толстовский 43 1 2003 28 1 Липецкий 83 2 2000 2001 60 57 1 Становлян­ ский 114 3 2000 2003 2003 60 30 30. 1 Тербунский 75 3 1993 2000 2004 100 50 7 1 Усманский 60 1 2000 60 1 Хлевенский 46 2 2000 2004 40 Чаплыгин- ский 96 4 1987 1990 1997 2003 100 100 67 28 1 Итого 1539 31 13 Для организации работы выездных бригад районные пред­ приятия службы быта имеют 44 единицы автотранспорта. Этого крайне недостаточно для обслуживания более 1,5 тыс. населенных пунктов, организации необходимой периодично­ сти выездов бригад в комплексные приемные пункты, сокра­ щения сроков исполнения заказов и улучшения состояния бытового обслуживания сельских жителей. Кроме того, боль­ шая часть автомобилей требует ремонта (износ 60 % и бо­ лее). Одной из проблем развития бытовых услуг является обес­ печенность предприятий службы быта специалистами. Мно­ гие сельские территории испытывают потребность в квали­ фицированных мастерах по ремонту телерадиоаппаратуры, сложнобытовой техники, обуви, часов. Не хватает в сельс­ кой местности закройщиков, портных, парикмахеров и дру­ гих специалистов. Потеря преемственности в работе, а так­ же отсутствие тесной связи между рынком образовательных услуг и рынком труда привели к полной утрате в отдельных районах некоторых видов бытовых услуг. Вместе с тем необходимым условием для сохранения в организациях рабочих мест, обеспечения роста производи­ тельности труда и конкурентоспособности товаров и услуг является наличие квалифицированных кадров. Организация дополнительных рабочих мест, новых видов бытовых услуг, внедрение современных технологий с использованием высо­ копроизводительного оборудования требуют подготовки и повышения квалификации как инженерно-технических, так и рабочих специальностей в сфере бытового обслуживания. 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Сфера бытового обслуживания населения, являясь состав­ ной частью потребительского рынка, представляет собой со­ циально-значимый сектор экономики, который нуждается в поддержке со стороны государства. Основным инструментом реализации государственной политики по развитию бытового обслуживания населения является Программа поддержки бытового обслуживания сельского населения Липецкой области. В течение последних лет с целью оказания помощи пред­ приятиям бытового обслуживания в области предпринят ряд важных шагов. В рамках Программы развития бытовых ус­ луг населению Липецкой области на 2003—2005 годы на об­ новление автотранспорта, централизованную доставку зака­ зов, ремонт и открытие комплексных приемных пунктов в сельской местности из областного и местных бюджетов на условиях софинансирования направлено более 10 млн. руб­ лей. Законом Липецкой области «О едином налоге на вменен­ ный доход для определенных видов деятельности» для пред­ приятий бытового обслуживания и индивидуальных пред­ принимателей, оказывающих бытовые услуги населению, введены понижающие коэффициенты, учитывающие совокуп­ ность особенностей ведения предпринимательской деятель­ ности. В соответствии с Программой поддержки малого пред­ принимательства в Липецкой области на 2005—2008 годы бытовое обслуживание населения включено в число приори­ тетных отраслей. Программа поддержки бытового обслуживания населения на 2006—2008 годы предусматривает комплексный план дей­ ствий по созданию благоприятной среды для развития быто­ вого обслуживания сельского населения. Целями настоящей Программы являются: — создание благоприятных экономических условий для развития и эффективной деятельности предприятий быто­ вого обслуживания на селе; — повышение уровня и качества жизни сельского насе­ ления; — рост объемов и расширение видов оказываемых быто­ вых услуг, обеспечение их территориальной доступности для населения и гарантии качества; — увеличение занятости населения. Достижение указанных целей требует решения следую­ щих задач: — создание правовых, экономических и организацион­ ных условий для устойчивого развития сферы бытового об­ служивания населения; — развитие конкуренции на рынке бытовых услуг; — повышение культуры, улучшение качества обслужи­ вания населения; — более полное использование трудовых ресурсов обще­ ства, обучение и повышение квалификации кадров; — обеспечение поддержки бытового обслуживания насе­ ления. 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДДЕРЖКИ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В рамках реализации поставленных приоритетных задач поддержка развития бытового обслуживания в сельской ме­ стности осуществляется по следующим направлениям (при­ ложение): — финансирование функций по координации работы рай­ онных предприятий бытового обслуживания; — приобретение автотранспорта для организации рабо­ ты сельских комплексных приемных пунктов бытового об­ служивания населения и выездных бригад; -— компенсация транспортных расходов (затрат на авто­ мобильное топливо) по доставке заказов в населенные пунк­ ты районов области, кроме райцентров; — повышение квалификации кадров сферы бытовых ус­ луг; — проведение конкурсов профессионального мастерства. 3.1. Финансирование функций по координации работы районных предприятий бытового обслуживания В целях обеспечения развития сферы бытовых услуг, по­ вышения качества обслуживания населения, оказания прак­ тической и методической помощи сельским предприятиям службы быта, сохранения минимального уровня цен на ус­ луги предусматривается финансирование функций по коор­ динации работы районных предприятий бытового обслужи­ вания. Координация работы включает в себя: информационно­ методическую помощь районным предприятиям службы быта, организацию снабжения их оборудованием, инструментом и материалами, организацию и проведение обучающих семи­ наров и конкурсов, консолидацию заявок районных пред­ приятий бытового обслуживания, обеспечение их выполне­ ния специализированными предприятиями и доставки зака­ зов населения в районы области. Финансирование будет осуществляться в форме возмеще­ ния победителю конкурса фактических затрат в порядке, определяемом администрацией области в пределах выделяе­ мых сумм, утвержденных в бюджете. 3.2. Приобретение автотранспорта для организации работы сельских комплексных приемных пунктов бытового обслуживания населения и выездных бригад Автотранспортные средства (грузопассажирские и грузо­ вые автомобили грузоподъемностью до 2-х тонн) для орга­ низации работы сельских комплексных приемных пунктов и выездных бригад, доставки заказов сельскому населению приобретаются для каждого района на конкурсной основе и передаются в муниципальную собственность в соответствии с Законом Липецкой области от 04.12.98 г. № 16-03 «О по­ рядке приема и передачи объектов государственной (област­ ной) и муниципальной собственности». Распределение автотранспортных средств по муниципаль­ ным районам будет осуществляться с учетом количества сель­ ских комплексных приемных пунктов и наличия в муници­ пальной собственности парка автомобилей, используемого для бытового обслуживания населения. Передача автотранспортных средств в пользование хозяй­ ствующим субъектам для организации работы выездных бри­ гад и обслуживания комплексных приемных пунктов осу­ ществляется органами местного самоуправления на конкур­ сной основе. 3.3. Компенсация транспортных расходов (затрат на приобретение автомобильного топлива) по доставке заказов в населенные пункты районов области (кроме райцентров) В целях сохранения и поддержки деятельности субъек­ тов бытового обслуживания в сельских районах, снижения убыточности предприятий, создания равных условий хозяй­ ствования субъектам сферы услуг в городской и сельской местности, обеспечения ценовой доступности бытовых услуг предусматривается компенсация транспортных расходов при оказании бытовых услуг сельскому населению. Возмещению будет подлежать сумма средств, направлен­ ная на приобретение автомобильного топлива, для доставки заказов в сельские населенные пункты. Компенсация транспортных расходов предоставляется два раза в год (за 1-е и 2-е полугодие отчетного финансового года) в порядке, определяемом администрацией области в преде­ лах выделяемых сумм, утвержденных в бюджете. 3.4. Повышение квалификации кадров сферы бытовых услуг В целях повышения качества оказываемых услуг, рас­ ширения их внутривидового ассортимента, внедрения современных технологий и методов обслуживания предус­ матривается повышение квалификации кадров сферы быто­ вых услуг. Повышение квалификации специалистов сферы бытовых услуг осуществляется совместно с профессиональными учеб­ ными заведениями, ассоциациями, объединениями путем проведения областных, зональных семинаров, совещаний, конференций, круглых столов. Финансирование будет осуществляться в порядке, опре­ деляемом администрацией области в пределах выделяемых сумм, утвержденных в бюджете. 3.5. Проведение конкурсов профессионального мастерства В целях сохранения преемственности в работе, поддержки престижа профессий сферы услуг, распространения передово­ го опыта предприятий предусматривается проведение ежегод­ ных областных конкурсов профессионального мастерства, кон­ курсов на лучшую организацию бытового обслуживания. Финансирование будет осуществляться в порядке, опре­ деляемом администрацией области в пределах выделяемых сумм, утвержденных в бюджете, 4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих результатов: — увеличения объема бытовых услуг в сельской местно­ сти в 2008 году к уровню 2005 года на 13,5 %; — качественного улучшения бытового обслуживания сельского населения за счет увеличения видов оказываемых услуг и периодичности доставки заказов в отдаленные насе­ ленные пункты; — развития предпринимательской деятельности в сфе­ ре бытовых услуг в сельских населенных пунктах; — стабилизации финансового состояния субъектов бы­ тового обслуживания; — создания рабочих мест для сельского населения; — формирования в отрасли стабильного, высококвали­ фицированного кадрового потенциала. Социальная значимость от реализации Программы выра­ жается в удовлетворении спроса сельского населения на бытовые услуги, обеспечении их территориальной и ценовой доступности для населения. Приложение к Программе поддержки бытового обслуживания сельского населения Липецкой области на 2006—2008 годы. Основные направления поддержки бытового обслуживания сельского населения Липецкой области на 2006—2008 годы. № п/п Наименование мероприятий Объем финансирования за счет средств областного бюджета всего, (млн. руб.) в том числе по годам 2006 год 2007 год 2008 год 1. Финансирование функций по координации работы районных предприятий бытового обслуживания 3,4 0,9 1,1 1,4 2. Приобретение автотранспорта для организации работы сельских комплексных приемных пунктов бытового обслуживания населения и выездных бригад 24,0 7,7 7,4 8,9 3. Компенсации транспортных расходов (затрат на автомобильное топливо) по доставке заказов в населенные пункты районов области (кроме райцентров) 4,9 .1,5 1,6 1,8 4. Повышение квалификации кадров сферы бытовых услуг 0,8 0,2 0,3 0,3 5. Проведение конкурсов профес­ сионального мастерства 6,6 0,1 0,2 0,3 Итого 33,7 10,4 10,6 12,7 м

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz