Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
С О Ю З Беларусь—Россия 13 ОКТЯБРЯ 2005 ЧЕТВЕРГ № 40 (236) Лучше раз увидеть Журналисты российских федеральных и региональных СМИ побывали на Могилевщине Павел Минченко М О Г И Л Е В — М О С К В А ПРОГРАММА презентации эко номического, экспортного, инве стиционного, социального и культурного потенциала Моги левской области, которую для российских журналистов органи зовало посольство Республики Беларусь в Российской Федера ции, была более чем напряжен ной. Затри дня сотрудники феде ральных и региональных газет, студий радио и телевидения по сетили предприятия Могилева и Бобруйска, побывали в Могилев ском и Шкловском районах. Посещению промышленных и социально-культурных объектов предшествовала встреча журна листов с председателем Моги левского облисполкома Борисом Батурой. Б. Батура рассказал предста вителям СМИ о социально-эко номическом развитии региона, ведущих отраслях народного хо зяйства, подробно остановился на торгово-экономическом сот рудничестве области с россий скими регионами. Так, если внешний товарооборот области сейчас составляет больше мил лиарда долларов, то на долю России приходится 60 процентов От этой суммы. Половина из ко торой, в свою очередь,’— товаро оборот с Москвой. Но не все в межрегиональном сотрудничестве обстоит так гладко и безоблачно, как хоте лось бы. Отвечая на вопрос псковского журналиста, почему Могилевщина не сотрудничает с Псковщиной, губернатор отме тил, что несколько раз предста вители администрации Псков ской области приглашались к участию в совместных меропри ятиях. Но пока безответно... А вот с Санкт-Петербургом сотруд ничество развивается очень а к тивно. В Ленинградской области Могилевщина закупает паракси лол — сырье для местных хими ков, сейчас ведутся переговоры о покупке для сельскохозяйст венных кооперативов Могилев ской области высокопродуктив ных коров. А в конце октября мо- гилевчане планируют провести в Санкт-Петербурге выставку сво ей продукции. Представители российских СМИ за три дня смогли ознако миться практически со всеми ас пектами жизни этого белорус ского региона. И остались до вольны увиденным. — Я всегда по-доброму зави довала своим коллегам, которые ехали в Беларусь, — рассказы вает корреспондент газеты «Сельская жизнь» Раиса Губано ва. — Меня впечатлили внедряе мые социальные стандарты, осо бенно касающиеся села. Это просто замечательно: в каждой деревне должны быть хорошие дороги, центральные усадьбы превращаются в агрогородки со всеми социальными удобствами. И самые отдаленные населен ные пункты связаны с райцент ром автобусным сообщением. Я уж не говорю о поддержке сель хозпроизводителя на государст венном уровне — в этом плане Беларусь ставят в пример мно гим. 20 процентов бюджета, иду: щего на нужды села, — это очень серьезно. Меня интересовало также, как белорусские сельчане выживают в условиях роста цен на горюче-смазочные материа лы. Оказалось, весьма неплохо — государство установило для них фиксированные цены на топ ливо. — Ощущения от нашей поезд ки просто замечательные, — продолжает заместитель редак тора отдела социального разви тия «Строительной газеты» Ви талий Козачек. — Я впервые в Беларуси и просто поражен гос теприимством. Белорусские го рода потрясли меня своей чисто той. — Приятно удивило, что все колхозы у вас работают, что предприятия выпускают велико лепную продукцию, способную конкурировать на западных рын ках, — говорит специальный кор респондент газеты «Труд» Сер гей Турченко. — В общем, я те перь буду совсем по-иному смот реть на Союзное государство, которое пока во многих вещах только декларируется. Хотя фронтом не считали Закавказскую границу в годы Великой Отечественной войны защищали и белорусы победившие вместе Алексей Чичкин М О С К В А — М И Н С К — Е Р Е В А Н В 1941 — 1945 ГОДАХ в Закавка зье оказались десятки белорус ских предприятий и многие тыся чи белорусов. А закавказскую границу СССР во время Великой Отечественной войны защища ли около четырех тысяч воинов и добровольцев-белорусов. В конце июля 1941 года было решено создать особый Закав казский оборонительный район. На турецко-советской границе в то время было сосредоточено свыше одного миллиона солдат и офицеров Турции: эта армия была оснащена главным образом гер манским и итальянским вооруже нием, а советники из Берлина и Рима фактически командовали кавказской группировкой турец ких войск. По германо-турецкому договору о дружбе, подписанному 18 июня 1941 года, вторжение Турции в Закавказье планирова лось через некоторое время после начала блицкрига. В то же время из Беларуси в Закавказье было эвакуировано около 50 предпри ятий и до 30 гуманитарных учреж дений. Количество же в этом реги оне эвакуированных белорусов превысило 20 тысяч человек. Для обороны региона выделя лась особая 45-я армия, оснащен ная современным оружием: сог ласно мемуарам главы Армении той поры А. Пирузяна (1990 г.) «от Батуми до Ленкорани, Каспия и ирано-турецкой границы (в север ном Иране в августе1941 — апре ле 1946 годов находились совет ские войска. — Прим, ред.) про стирался, можно сказать, потен циальный фронт. А 45-я армия бы ла многонациональной: ее солда тами и офицерами были русские, белорусы, представители наро дов Кавказа и Средней Азии, гре ки, курды...» Служило в ней около трех тысяч белорусов. Хотя Тур ция так и не решилась напасть на СССР, в 1941 — 1945 годах в по граничных и смежных инцидентах с турецкими войсками и национа листами, по советским официаль ным данным, погибли и пропали без вести до полутора тысяч сол дат и офицеров Красной армии, из них примерно 500— белорусы. Характерный штрих: добро вольцами в 45-ю армию вступали белорусы — духоборы и молока не. Они вместе с русскими и укра инскими единоверцами выселя лись с XIX века в отдаленные ре гионы России, в том числе в За кавказье. Славянские переселен цы помогали обезвреживать гер мано-турецкую агентуру: в 1941— 1946 годах с помощью духоборов и молокан в грузино- и армяно-ту рецком приграничье было выяв лено около 70 диверсантов, в том числе 30 распространителей смертельно опасных инфекций. Эксцессы на турецко-совет ской границе, согласно архивным данным, были в тот период посто янными. Провоцирование пере стрелок, нелегальные переходы границы, диверсии в Закавказье, распространение прогерманской и пантюркистской литературы из турецкого приграничья — это требовало постоянной бдитель ности не только пограничников и других войск, но и всех жителей региона. Положение осложнялось тем, что, во-первых, советское ру ководство предписало войскам ни в коем случае не переходить гра ницу с Турцией, резонно полагая, что иначе будет спровоцирована турецкая агрессия. А во-вторых, эта граница, фактически установ ленная Брестским договором (1918 г.), и сегодня проходит лишь в 10 — 20 км от Батуми, Еревана, Нахичевани. Погранзаставы часто приходи лось оставлять один на один с крупными группировками турец ких войск: только в одном из таких неравных боев на Ленинаканском участке границы в 1942 году по гибли около 60 военнослужащих- белорусов. Почти 100 их соотече ственников погибли и пропали без вести в аналогичных стычках на границе вблизи Батуми и Еревана в том же году. Детские пособия по единым правилам Готовится новое соглашение проект Михаил Кузнецов ГРАЖДАНЕ России смогут вско ре получать детские пособия на территории Беларуси, а белорус ские граждане, соответственно, на территории России вне зави симости от обстоятельств. В этой связи в настоящее время разра батывается проект специального Соглашения между Беларусью и Россией. Напомним, что до сих пор получать детские пособия, к примеру, на территории Белару си могло ограниченное число гра ждан России, которые, как прави ло, постоянно проживают и рабо тают на территории Беларуси. Минск на карте Европы Окончание. Начало на стр. I Итак, как же воспринимают все это сами минчане? Ведь здесь они не гости или туристы, а постоянные жители. И их волнуют вполне земные проблемы. Как и в любом городе мира, важнейшая из них — обеспечить себя средст вами для достойного существо вания, а проще говоря, найти ра боту. Легко ли это сделать? Не бу дем лукавить, этот вопрос для многих разрешается очень непро сто. Больше половины опрошен ных считают, что ответ будет «нет» или «скорее, нет». И это вполне естественно в современ ном постиндустриальном обще стве. Однако по количеству тех, кто смотрит на проблему оптими стично, Минск все-таки опережа ет Берлин и Мюнхен, Мадрид и Рим, находясь примерно на рав ных с Веной. При этом нужно учесть, что безработица в белорусской столи це по мировым меркам мизерная около процента трудоспособно го населения. Несложно найти ра боту в промышленности или сфе ре обслуживания. Однако у мин чан высок уровень образования, в том числе высшего и среднего специального. Отсюда и достаточ но высокая конкуренция при уст ройстве на работу в интеллекту альных сферах деятельности. Не менее важный вопрос: лег ко ли в 'городе найти жилье по приемлемой цене? Проблемный оттенок ему придает целый ряд обстоятельств. Так, население Минска за последние 40 лет вы росло втрое и составляет сегодня 1 млн. 760 тысяч человек. Это при том, что город практически пол ностью был разрушен во время Отечественной войны. Несмотря на бурное строительство жилья в советские времена и активное строительство его сейчас, на од ного среднестатистического мин чанина приходится лишь около 20 квадратных метров жилой пло щади. Это меньше, чем, напри мер, в Москве или многих других крупных городах Европы. Тысячи семей состоят в очереди нуждаю щихся в улучшении жилищных ус ловий. Отсюда и результат: по данным социологического опро са, снять комнату или квартиру по приемлемой цене в Минске слож нее, чем в Берлине или Вене, Брюсселе. Но все-таки проще, чем в Мюнхене, Париже, Сток гольме. И надо полагать, рейтинг Минска в этом плане будет воз растать. Жилья здесь строится все больше, и этот показатель должен в ближайшее время дос тичь миллиона квадратных мет ров в год. Многие семьи пользу ются государственной финансо вой поддержкой при улучшении жилищных условий. В итоге через 15 лет средняя обеспеченность жильем должна возрасти пример но на четверть. Транспортная проблема — еще один непременный атрибут крупного города. В Москве, Пари же дорога на работу и обратно только в один конец может зани мать полтора-два часа. В Минске ситуация более благоприятная. Здесь развиты все виды город ского транспорта: метро и трам вай, автобус и троллейбус, марш рутное такси. В городе почти пол- миляиона легковых автомоби лей. Активно ведется реконструк ция и строительство транспорт ных магистралей. К примеру, вслед за Москвой недавно была кардинально расширена Кольце вая автодорога, взявшая на себя и значительную часть городских перевозок. В итоге минчан, удов летворенных работой обществен ного транспорта, почти втрое больше, чем тех, кто ею недово лен. По этому показателю ситуа ция в белорусской столице луч ше, чем в Мадриде или Лондоне, Риме. Правда, в области транс портного сообщения нам есть еще чему поучиться у Вены, Мюн хена, Берлина. Не будем утруждать читате лей «СОЮЗа» цифровыми дан ными по другим графам социоло гического опроса. Отметим В На улицах Минска сегодня мож но найти любое занятие или за баву по душе. лишь, что минчане на уровне или даже выше жителей многих евро пейских столиц оценивают рабо ту общеобразовательных школ города, состояние зеленых зон отдыха. Ну а их гордостью по пра ву считается чистота на столич ных улицах. Более 85 процентов жителей Минска считают свой го род чистым. В отличие от лондон цев, парижан и прочих европей цев, которые весьма критически относятся к работе своих муници палитетов. Общий же вывод таков: свы ше 85 процентов минчан в целом удовлетворительно оценивают свою жизнь в городе. Тут бело русская столица смотрится на равных с Берлином и Парижем, Лондоном и Мадридом. Лишь среди венцев и мюнхенцев боль ший, чем в Минске, процент тех, кто положительно оценивает свой город. Но зато минчане ча ще других утвердительно отвеча ли на вопрос о том, будет ли их го род более привлекательным че рез пять лет. Однозначно «да» заявили почти 52 процента опро шенных. (Следующий за Мин ском Стокгольм набрал лишь 16 процентов.) Так что Минск — го род оптимистов. В торговле межсезонья не бывает За год поставки белорусского продовольствия в Россию выросли на треть агропром Лилия Хлыстун М И Н С К — М О С К В А У БЕЛОРУССКИХ аграриев есть хороший повод для оптимизма — достигнут самый высокий пока затель экспорта белорусского АПК за последние годы. И спрос на продукты питания отечествен ных марок на внешнем рынке продолжает расти. К примеру, за 8 месяцев продукции экспорти ровано более чем на 480 миллио нов долларов. Поставки продо вольствия в Россию, составляю щие в этом объеме почти 90 про центов, по сравнению с прошло годним уровнем увеличились на треть, повлияв на всю структуру белорусского экспорта. В частно сти, доля продовольствия в ней вырослас15,7 процента до 20,1. По словам начальника главно го управления внешнеэкономиче ской деятельности Минсельхоз прода Беларуси Василия Прудни кова, экспортный рост обуслов лен несколькими факторами. Во- первых, увеличением аграрного производства. Так, за 9 месяцев валовая продукция сельского хо зяйства выросла на 7,5 процента. Во-вторых, повышением качест ва и расширением ассортимента изделий мясо-молочной промыш ленности. Отчасти это результа ты реализации программы техни ческого перевооружения перера батывающей промышленности, принятой несколько лет назад, и внедрения новшеств, разрабо танных по союзной программе. Только за последние 2 года на пе реоснащение молочных заводов и мясокомбинатов было направ лено более 100 миллионов долла ров. В результате появились де сятки новых видов изделий, улуч шился их товарный вид. Ну а вы сокие вкусовые качества бело русской продукции российским потребителям известны давно. Не случайно она присутствует у соседей на обеденных столах в школах и детских садах Москов ской, Смоленской, Брянской об ластей, а также Москвы и Санкт- Петербурга. Дело в том, что мно гие белорусские предприятия, придерживаясь старых ГОСТов, при изготовлении мясных или мо лочных изделий по-прежнему ориентируются на их «натураль ность», не применяя различные добавки и консерванты. А в последнее время сделан еще один шаг по повышению кон курентоспособности пищевой продукции. Десятки белорусских предприятий сертифицировали системы качества по междуна родным стандартам. Теперь та кую работу ведут еще около сот ни заводов. Дело это хоть и за тратное, но стоит того, убеждены в Минсельхозпроде. К примеру, после того как система менедж мента качества на базе междуна родных стандартов 150 9000 бы ла внедрена на Щучинском мас- лосырзаводе, его экспорт в Рос сию вырос на четверть. Дятлов- ский сыродельный завод, полу чивший аналогичный сертифи кат, за 9 месяцев увеличил по ставки на 40 процентов. И это не предел. Ожидается, что по итогам года экспорт бело русского АПК составит 700 мил лионов долларов. Тем более что в скором времени аграрии намере ны серьезно поработать и по та ким товарам, как картофель и овощи. Пока идет закладка этой продукции на межсезонный пери од для обеспечения потребностей внутреннего рынка, после чего часть урожая будет продана за пределы страны, в том числе в Россию. Если столь высокие темпы экс порта сохранятся и в дальнейшем, то рубеж в 900 миллионов долла ров, который белорусские агра рии собирались преодолеть, сог ласно принятой в этом году стра тегии развития экспорта продук ции АПК лишь к 2010 году, похо же, будет взят гораздо раньше. Но, как сказал Василий Пруд ников, в структуре экспорта АПК неизбежны изменения. Молочные комбинаты сокращают поставки менее выгодного сливочного мас ла на российский рынок и увели чивают экспорт твердых сыров, казеина, молока, при производст ве которых затраты ниже, а при быль больше. Мясокомбинаты вместо сырья — говядины и сви нины— через товаропроводящую сеть пытаются найти рынки сбыта для колбасных изделий, копчено стей, мясных консервов. Это бо лее выгодно не только с точки зре ния экономики, но и имиджа пред приятий, которые при продаже из делий, а не сырья становятся уз наваемыми, а значит, и более кон курентоспособными на рынке. ■ Подмосковные товары при шлись по вкусу белорусам, а тем временем в Москве прохо дят традиционные осенние яр марки из Беларуси. Борис Грызлов: Мы стремимся к большей интеграции Окончание. Начало на стр. I , Члены комиссии по подготов ке документа исходят из того, что есть желание народов и ясно вы раженная политическая воля ру ководства наших стран к объеди нению. В скором будущем доку мент может быть вынесен на рас смотрение Парламентского Соб рания. Парламентское Собрание, как и другие органы Союзного го сударства, находится на пороге принятия важного решения по Конституционному Акту. Понятно, разработка Консти туционного Акта — вопрос чрез вычайно сложный, многоэтап ный. Отрадно, что один из руково дителей Союзного государства публично заявляет о принятии главного союзного документа к рассмотрению в «не очень дале ком будущем». Впрочем, о кон кретных сроках говорить прежде временно. Тот же Борис Грызлов в интервью «СОЮЗу» заметил: «На сегодняшний день более це лесообразно уделить главное внимание не столько окончатель ному сроку принятия Конституци онного Акта, а последовательной реализации всех промежуточных этапов. Нужно быть реалистами и действовать последовательно». Надо полагать, компетентная белорусско-российская комис сия, доводящая до кондиции глав ный проект Союза, ровно через неделю сумеет свести разговор к выработке главных приоритетов в будущем Конституционном Ак те. Тут и формы правления в Со юзном государстве, и определе ние функций союзного парламен та и других ветвей власти. Все мы надеемся после будущего четвер га увидеть отредактированный текст документа. Сколько раз еще соберется на свои заседания авторитетная комиссия перед Вы сшим Госсоветом, гадать не бу дем. Очевидно, что на суд руково дителей наших стран следует вы носить не вызывающий сомне ний, согласованный проект. Толь ко в таком случае есть твердая га рантия, что союзное строительст во обретет надежную правовую основу во всех сферах. От переговоров — к взаимной выгоде геополитика Алексей Балиев М И Н С К — К И Ш И Н Е В — К И Е В ВНЕШ НЕЭ КОНОМИЧЕС КИЙ прагматизм Беларуси воплотил ся во взаимовыгодных догово ренностях республики с Латви ей, Молдавией и Украиной в кон це сентября — начале октября. Речь идет, в частности, о созда нии общерегиональной зоны свободной торговли. Результаты недавних перего воров премьера Молдавии Васи лия Тарлева с белорусскими кол легами обозначили формирова ние белорусско-молдавского та моженно-экономического про странства. Молдавия, являясь членом ВТО, подтвердила свою поддержку вступлению Белару си в эту структуру. Взаимный то варооборот двух стран в ближай шие годы увеличится в 1,5 — 2 раза: это мнение высказал в ин тервью журналистам посол Мол довы в Беларуси Иван Филимон. Молдова увеличит импорт бе лорусских нефтепродуктов, что особенно важно для молдавской экономики и социальной сферы в осенне-зимний период. Будут расти поставки в Молдавию бе лорусских химудобрений, пере работанной древесины, сельхоз техники, автотранспортных средств. Наряду с традиционны ми товарами молдавского экс порта Беларусь увеличит импорт из Молдавии посадочных мате риалов. Как отметил В. Тарлев, Молдова ежегодно поставляет в Беларусь 10 — 12 тыс. тонн се мян кукурузы, а Беларусь напра вляет на молдавский рынок око ло 12 тыс. тонн картофеля: эти объемы планируется увеличить минимум на треть. Стороны в ближайшее время доработают проект создания со вместного предприятия по про изводству комбайнов, тракторов и малогабаритной сельхозтехни ки. В ближайшие три года Мол дова готова закупить до 5 тысяч белорусских тракторов. Догово рились Молдова с Беларусью о продолжении сотрудничества и в курортно-туристической отрас ли, сферах культуры, науки и здравоохранения. Укрепляются экономические связи Беларуси и с Украиной. Обе страны заинтересованы в сооружении новых нефте- и газо проводов из Черноморско-Кас пийского региона и Средней Азии в западный регион экс- СССР. Многие украинские СМИ отмечают обязательность бело русских торговых и инвестицион ных партнеров, высокое качество и сравнительно низкие цены на белорусскую продукцию. Уча стие обеих стран в реализации общерегиональных водно-транс портных проектов предопределя ют белорусско-украинское парт нерство. По мнению украинского экономиста И. Коваленко, «не только во многих белорусских промышленных товарах, но и в белорусских технологиях есть стабильный спрос в Украине. По этому обеим сторонам выгодны и взаимные, и общерегиональные связи». Что касается экономических связей Белоруссии с Латвией, их стабильность и взаимовыгод- ность положительно влияют и на российско-латвийские отноше ния. Латвия и Беларусь догово рились о долгосрочном лесопро мышленном и природоохранном сотрудничестве, в том числе в рамках долгосрочной экономи ко-экологической программы «Даугава — Западная Двина», в которой участвуют Псковская и Тверская области. В предстоя щие годы таможенно-погранич ный пункт Терехово будет осна щен современным логистиче ским оборудованием, что расши рит его использование для меж дународного, в том числе бело русского транзита. По мнению эксперта проекта Александра Гришуленка, «автоперевозчики смогут с помощью логистиче ской технологии своевременно хранить и комплектовать грузы, направляющиеся в сторону либо латвийских портов, либо Рос сии». Два колеса для участкового Белорусская милиция садится на мотоциклы Руслан Климович М И Н С К ПЕРВЫЕ милицейские патрули на мотоциклах на улицах Москвы появились три года назад. Бело фиолетовые «Ижи» поступили в распоряжение сотрудников вне ведомственной охраны, которые были готовы на любой тревож ный сигнал прибыть через 4 ми нуты, несмотря на дорожные пробки. Их задача состояла в том, чтобы блокировать выход квартирным ворам до приезда группы задержания, С недавних пор и минская ми лиция наладила деловые взаимо отношения с Минским мотовело заводом. Осваивать двухколес ную технику начали с поставки партии велосипедов для патруль но-постовой службы. Милицей ские наряды на улицах столицы стали мобильнее. Затем сотруд ничество МВД и мотовелозавода вышло на новый, технически бо лее солидный уровень. На днях в распоряжение белорусской мили ции поступили 70 мотоциклов, предназначенных для участковых инспекторов милиции. По словам начальника Управ ления охраны правопорядка бело русского МВД Леонида Фармагея, это легкие, но в то же время мощ ные двухколесные машины со стартерным зажиганием, которые могут легко двигаться по тесным дворам — там, где автомобиль не проедет. Как сказал Л.Фармагей, МВД намерено и дальше наращи вать свой мотоциклетный парк. Тем участковым, у кого нет во дительских удостоверений, при дется сдавать соответствующие экзамены в ГАИ. Модель «милицейских» мото циклов на мотовелозаводе была разработана под заказ. Как и в ра боте с другими заказчиками, кон структоры завода учли пожелания МВД. На этих машинах установле- л ны особые 4-тактные экологич ные бесшумные двигатели им портного производства, усилен ные дуги безопасности, дополни тельные щитки-наколенники, бо ковые багажники и стойка для проблескового маячка. Прямо на заводе мотоциклы окрашиваются в традиционные для милицейской техники белый и фиолетовый тона с надписью «Милиция». Но даже при таком тюнинге, как рассказа ла заместитель генерального ди ректора ММВЗ Альбина Рогова, стоимость мотоцикла составила около 750 долларов. Импортный аналог обошелся бы не меньше чем в 1200 долларов. — Мы готовы выполнить лю бой заказ на производство, в том числе и таких мотоциклов, как от белорусской, так и от российской милиции, — сказала А. Рогова. — Производственные возможности для этого у нас есть. Кстати, сразу после разработ ки мотоцикла для белорусского МВД этой же моделью заинтере совались в Татарстане. Есть на мерение приобрести 12 таких же машин. Но пока заключение конт ракта упирается в слишком высо кие для такого малого количества техники транспортные расходы по доставке мотоциклов заказчику.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz