Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
На вопросы в сфере трудовых правоотноше ний отвечает главный правовой инспектор Фе дерации профсоюзов Липецкой области Тама ра ЛЕОНОВА. ЗАЩИТИ СЕБЯ САМ Трудовым кодексом РФ предусмотрен новый д л я трудового законодательства способ защиты прав работ н и к а — самозащита . Она предполагает самостоятель ные активные действия р а ботника по охране своих трудовых п р ав , ж и з н и и здоровья, не прибегая к по мощи суда и иных государ ственных и общественных органов. Общим условием п рим ен ен и я сам о з ащ и ты является наличие наруше ния права работника или возможность его н аруш е ния, ■а такж е соответствие применяемых мер самоза щиты характеру и содержа нию нарушения со стороны работодателя. Право на са мозащиту реализуется р а ботниками самостоятельно, независимо от других работ ников. В соответствии со стать ей 379 Трудового кодекса РФ возможность самозащи ты предусмотрена только в форме отказа от выполне ния работы (приостановки работы) до устранения на рушенного права работни ка. При этом Трудовой ко декс РФ приводит три слу чая , когда в целях самоза щиты трудовых прав работ ник может о тк а за ть ся от выполнения работы: 1) если эта работа не пре дусмотрена трудовым дого вором (незаконный перевод на другую работу); 2) если эта работа непос р едственно у г р ож а е т его жизни и здоровью, то есть в о зн и к ае т опасность д л я жизни и здоровья работни к а вследствие наруш ения требований охраны труда; 3) если работодатель за держивает выплату заработ ной платы на срок более 15 дней. Отказ от работы в этих случаях не влечет за собой привлечения к ди сципли нарной ответственности. Используя право на са мозащиту , необходимо со блю д ен и е о п р е д е л е н н о й процедуры . Т ак , приоста новка работы в случае за держ ки выплаты заработ ной платы возможна лишь после письменного извеще ния работодателя (ч. 2 ст. 142 ТК РФ). Продолжитель ность приостановки выпол н ен и я трудовых обязаннос тей в порядке самозащиты не ограничивается и опре деляется временем, необхо димым для восстановления нарушенных прав работни ка . Сразу же после выпла ты заработной платы , изда ния приказа о восстановле нии на преж н ей работе, выдачи средств индивиду альной и коллективной за щиты и тому подобного ра ботник обязан приступить к исполнению трудовых обя занностей. Прибегая к самозащите, следует помнить, что работ ник не всегда будет полу чать оплату за время, в те чение которого он отказы вается от работы (приоста н а в л и в а е т работу ) , д аж е если право на отказ допус кается законом. При отка зе работника от выполнения работы в случае возникно вения опасности для жизни и здоровья, включая необес- печение работника средства ми индивидуальной и кол лективной защиты , время простоя работника оплачи вается по правилам ст. 157 ТК РФ , то есть с учетом н а л и ч и я и л и о тсу тст ви я вины работодателя либо р а ботника в причинах возник новения такой ситуации. При приостановке рабо ты в случае задержки вы п л аты заработной платы , при отказе от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудо вым договором (ст. 220 ТК РФ), а такж е отказе от вы полнения работы, не предус мотренной трудовым дого вором (ст. 379 ТК РФ), Тру довым кодексом РФ не ус тановлена обязанность оп латы возникающего по этим причинам простоя. Оплата приостановки работы в этих случаях может быть предус мотрена коллективным до говором. Приостановка работы в ц е л я х з ащ и ты трудовы х прав не прекращает трудо вые отношения с работни ком, не умаляет и не огра ничивает его права. Трудовое законодатель ство вместе с тем устанавли вает, что прибегать к отказу от работы (приостановления работы) в качестве самоза щиты можно только в уста новленных законом случа ях . Так, в силу ч. 2 ст. 142 ТК РФ отказ от работы при задержке выплаты заработ ной платы не допускается в случаях, когда необходимы меры по обеспечению безо пасности населения, обще ства и государства. 8 октября 2005 г., № 196 (22574 ) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а ■И ПОРТРЕТ С ДОСКИ ПОЧЕТА * ОНЛИПЕЦКИИМЕТАЛЛПРОСЛАВИЛ Алексей ЕФРЕМОВ — бригадир группы горновых пя той доменной печи доменного цеха № 1 —прославил и липецкий металл, и своих коллег. В 1995 году, когда встал вопрос о том, кому возглавить бригаду горно вых, товарищи единодушно поддержали кандидатуру Алексея Георгиевича Ефремова. Ну чем не бригадир? Физически крепкий (что немаловажно для профессии горнового), стройный, красивый, спортивного сложения мужчина, в расцвете сил — всего-то 38 лет. К тому же основательно знает не только доменное производство, но владеет еще и специальностями слесаря-монтажни ка, газосварщика, токаря, стропальщика... Мы сидим с Алексеем Ге о р ги е ви ч ем в его ую тн ой трехкомнатной квартире на улице Мичурина и беседуем, к а к г о в о р я т в О дессе , за ж и зн ь . Биография Алексея Ефремова похожа на жизнен ный путь многих его сверст ников. Родился в семье р а бочих совхоза «Раненбург- ский» Чаплыгинского райо на. Мать — Нина Федоровна — доярка , отец — Георгий Дмитриевич — инвалид дет ства. При нападении банди тов на дом, где семья Ефре мовых ж и л а вместе с дедом- чекистом , пуля попала в м а л ен ь ко го Г ео р ги я — о тц а Алексея. Вот поэтому Геор гий Дмитриевич и работал в совхозе на легкой , так ск а зать, должности — весовщи- ком-кладовщиком . В семье, где было пятеро детей и отец- инвалид , к труду приучали рано. В личном подворье и в совхозе дел невпроворот, и всем хватало чем заняться . — Зимой ходил в школу , — рассказывает Алексей, — а летом зарабатывал н а хлеб насущный на уборке зерно вых . Технику любил и с ком б а й н ом у п р а в л я л с я , к а к взрослый. После окончания восьмилетки поступил в тех ническое училище в Липец ке. П рактику проходил в до м ен н ом ц е х е № 1 ОАО «НЛМК». — Уже тогда, — продол ж и л свой рассказ Алексей Георгиевич, — меня порази ли масштабы доменного про изводства. Я во время пр ак тики утвердился в своем ж е лании стать доменщиком и непременно — горновым. А аттестат слесаря-монтажника мне только помог в будущей профессии. Два года армейской служ бы сначала на Украине, по том в Монголии прибавили еще одну специальность — радиотелеграфиста разведы вательного батальона. После во ен н ой сл уж бы А л е к с е й приш ел в коллектив пятой доменной печи, его оформи ли третьим горновым. — Я много полезного о своей проф ессии у зн а л от наставника Николая Федоро вича Ч екрыжова , — говорит Алексей Георгиевич. — Он н ас , м олоды х , н и к о гд а не оскорблял грубым словом . Т ерпелив был невероятно . Правда, строг бывал в плане соблюдения безопасности на рабочем месте. Но никогда не заставлял «рвать пупок» без надобности. Запомнилось его традиционное полушутливое обращение к нам: «Шалопай- чики вы мои молодые, слу ш айте меня, старика. П реж де чем браться за дело, поду майте головой, а потом при меняйте силу мускулов». Н аказы Николая Федоро вича стали правилами в ра боте и ж и з н и б р и г а д и р а Алексея Ефремова. К ак ин структор производственного обучения Алексей Георгие вич передает свой богатый опыт молодым доменщикам. О молодежи наставник гово рит с нескрываемым удоволь ствием: — П риятно сегодня по смотреть на них , моих подо печных . Ребята выросли что называется на глазах . И про фессионально, и с точки зре ни я граж дан ской позиции . Вот Игорь Цыганков: сегод н я он — второй горновой , имеет 7-й профессиональный разряд . Иван Попов и Генна дий Сурнин работают треть ими горновыми по 6-му раз ряду . Пока. Я-то вижу: пар ни вполне тянут на должно сти вторых горновых, пото му что хорошо подготовлены. И когда вторые горновые уй дут в отпуск, можно смело ставить н а смену Попова и Сурнина. Трудовая к н иж к а А л ек сея Ефремова содержит одну- единственную запись в гра фе сведений о работе: с 1978 года он — горновой 5-й до менной печи доменного цеха № 1 ОАО «НЛМК». Зато мно го записей о вынесении ему бл а го д арн о с тей , вруч ен и и почетных грамот от руковод ства и профкома комбината. А когда в 1988 году на НЛМК рассматривался вопрос кому и з самы х л учш и х вручить ценные подарки — легковые автомобили ВАЗ-2193, в чис ле первых обладателей но веньких машин был назван А л ек сей Ефремов . В 1996 году Алексею Георгиевичу присвоено звание «Почетный металлург России» с вруче н и ем н а г р у д н о г о з н а к а . А л е к с е й Еф р ем о в н а всю жи знь запомнит и 25 сентяб р я 2004 года, когда руково дители области вручали ему нагрудный знак «Заслужен ный металлург Российской Федерации». Алексей Геор гиевич — ветеран труда ОАО «НЛМК», награжден почет ным знаком Новолипецкого комбината. — Наше горячее произ водство требует дисциплины и ответственности. И не тер пит расхлябанности и р а з гильдяйства. Поэтому случай ные люди, привыкшие рабо тать ни ш атко ни валко , а получать премии наравне с передовиками, у нас не задер живаются. Да таких , к счас тью, было мало, — откровен ничает Алексей Ефремов. — Не люблю, сознаюсь, говор ливы х и подобострастных работничков, заискивающих перед начальством. Уважаю тех, кто отстаивает свою точ ку зрения в интересах дела, а не красуется на трибуне, — снова честно и открыто гово рит наш герой. — Уважаю и инж ен еров , и техн и ко в , и мастеров, — всех, кто внес в технологию производства то, что облегчает труд рабочего. А внедрено у нас много тех нических усовершенствова ний , я говорю это со знани ем д е л а . С р а вн и в аю , к а к было в 1978 году и сегодня, спустя 27 лет. Прогресс оче виден. О семейных делах мы с Алексеем Георгиевичем тоже немного поговорили. — Ж и л р ан ьш е , к а к и многие молодые рабочие ком бината, в общежитии, — рас сказал Алексей Ефремов. — В свободное время рыбачил, читал книги из общежитской библиотеки. По вечерам хо дил на танцы в парк строи телей. Там и познакомился со своей будущей женой Оль гой. В 1979 году, через пол года знакомства, мы пожени лись. 10 лет ж и ли в молодо- ж енке . З а это время семья увеличилась еще на два че ловека: родились дочь Евге ния , а затем сын Дмитрий. Е вгения стала финансовым работником, Дмитрий — сту дент 3-го курса физмата Л и пецкого университета. Ком бинат дал нам 3-комнатную квартиру в центре города. Ч то в итоге? Лю бим ая жена, хорошие дети, прилич ная зарплата за труд на ком бинате (честно скажу , о ком бинате я мечтал еще когда учи л с я в училищ е ) . Особе. хочу сказать огромное спаси- 4 бо профкому комбината. Каж дый год мне и всем желаю щим ДЦ № 1 выдает бесплат ные путевки в санаторий. Мои у в л е ч ен и я ? Очень люблю летом п оры б ачи ть . Именно летом , потому чтеъ только тогда на реке или о з ^ Ь ре настоящий отдых. И н о Я ^ да прилягу , посмотрю в без донное голубое небо — и ду- мается-то о хорошем, и пла ны как-то сразу сами собой выстраиваются, и мечты воз ни к аю т до б ры е .. . Любим всей семьей посидеть в сво бодное время у телевизора. Что ж поделаешь, мы тоже «дети прогресса». Особенно нравятся программы «Жди меня», «Час суда» с Астахо вым и Дмитриевой, програм ма «Дискавери» . Кумиры эстр ады д л я нас В а л ери й Меладзе и Александр Серов, Надежда Кадышева и Лари са Долина. Из классики лю бим слушать произведения в исполнении Дмитрия Хворо стовского. Ну и, конечно , обож аем сп ор ти вны е п р о граммы . Вот здесь сделаем, пож а луй , последнее уточнение. В юности, потом в армии , да и после, уж е обзаведясь семь ей, Алексей увлекался лег кой атлетикой , баскетболом, волейболом, имеет спортив ный разряд. Спорт позволя ет сохранить, к а к он сам го ворит, физическую форму и настроение. По стопам отца пошел сын Дмитрий. Он — главный участник спортив ной ж и зни Липецкого пед- университета. А всей семь ей любят они болеть за рос сиян, отстаивающих спортив ную честь страны на между н ар о д ны х с о р е в н о в а н и я х . Адреналин в кровь (в разум ных пределах ) н и ко гд а не помешает... А ркадий ГАРБУЗОВ. ПЕРЕНИМАЯ ОПЫТ НЕНАДОЕЛОБЫТЬ РАЗМЕННОЙМОНЕТОЙ? Да не обрушат на меня гром и молнии профсоюз ные деятели, но сильных профсоюзов в западном по нимании этого слова, которые сумели бы добиться не разовой выплаты зарплаты, а существенных улучше ний на много лет вперед, по моему разумению, в Рос сии не было и до сих пор еще нет. При советской вла сти профсоюзы как-то пытались бороться за права ра ботников, но только с 1921 по 1928 годы, то есть до начала первой пятилетки. Впоследствии профессиональ ные объединения играли роль собесов, и вся их дея тельность сводилась к распределению путевок для ра ботников или выступали они еще чаще в роли массови- ков-затейников. При этом членами рабочих объедине ний были все сотрудники предприятия без исключения, в том числе директор и главный бухгалтер. Советские времена прошли, и сегодня российским профсоюзам есть много чему поучиться. НАРОДОВЩЕЛЬЦЫ... Распределение доходов в российской пореформен ной экономике имеет фундаментальное значение для социальной стабильности. Однако, чтобы составить ре альную картину, приходится корректировать офици альную статистику, используя и сопоставляя различ ные источники публикуемой информации. Получен ный результат заставляет серьезно задуматься. Например, американские ав топ рои звод и тели Роге! и ОМ, продажи которых пада ют, а убытки растут из года в год, не могут провести рес труктуризацию и сократить затраты н а персонал . Ведь сразу после увольнения со трудники автокомпаний по лучают 95 процентов чистой з а р п л а ты з а счет системы Но сначала немного истории. Автопробеги всегда имели боль шое значение. Главной их зада чей, как правило, является не достижение спортивных целей, а испытание техники, человека в тяжелейших условиях. Первый советский автопробег, так назы ваемый «К ара -Кум ский» , был организован в 1933 году. Он про шел практически без поломок. Три автомобиля были собраны вручную из запасных частей ино странного производства. Некото рые их детали не выдержали российских условий, про кото рые очевидцы говор ил и : «Не приведи, Господи». Пыль, жара, температура в салонах достига ла 75 (!) градусов. Существенно сд ерж ивали д виж ение песок , песчаный грунт. Автомобили за рывались в барханы, скорость движения иногда достигала 1 ки лометра в час. Это была провер ка на прочность советского ав топрома, наладившего собствен ное серийное производство не многим более полугода назад. Позднее в России проводи лись автопробеги в самых раз личных климатических и гео гра фических условиях. 23 июля 1996 года на Красной площади стар товал автопробег по маршруту М ос ква—В ладивосто к , п о с в я щенный 250-летию дорожной от расли и 100-летию автомобиль- госстрахования безработных и прежнего работодателя. И если через 48 недель уволен ный сотрудник не найдет ра боту или не вернется на пре жнее место, он может полу чать прежнюю зарплату це ликом за счет работодателя до достижения пенсионного возраста (правда, чтобы по лучить такое право, нужно ного транспорта. Всего пройде но по этому маршруту более 10 тысяч километров. Таким обра зом была проведена проверка выполнения Президентской про граммы «Дороги России до 2000 года». П ро тяженность маршрута , посвященного 100-летию проф союзов и 15-летию ФНПР, с о ставляла около 14 тысяч кило метров, он охватил больше по ловины ро с си й с ки х ре гионов . Почему же не все регионы ока зались охвачены автопробегом? По словам председателя ФНПР Михаила Шмакова , поскольку полтора месяца нынешнего ме роприятия и так срок немалый, решено было соединить запад и восток России кратчайшей лини ей. Впрочем, он пообещал по думать над идеей “ волнообраз ного” маршрута с участием всех 89 регионов. — Может, приурочим такой автопробег к 110-летию профсо юзов, — то ли в шутку, то ли все рьез промолвил профлидер. В 37 городах и областных центрах делались пропагандист ские остановки, на которых мес тные жители исключительно теп ло встречали участников акции. Городские, областные и краевые территориальные объединения организаций профсоюзов готови ли митинги , концерты художе- сначала проработать на пред приятии 15 лет). Таких ус ловий 20 лет назад добился американский профсоюз ав томобильных рабочих. Сей час свыше чем на 10 тысяч бывших работников автоком паний и производителей ком плектующих прежние рабо т о д а т е л и т р а т я т о к о л о 1 млрд , долларов в год. При этом американские профсою зы имеют только локальное значение и не являю тся по литической силой. В странах Западной Евро пы объединения работников имеют гораздо больший вес — они поддерживают те или иные партии и добиваются своего не только забастовка ми, но и при помощи поли тической борьбы. Хотя ра з нообразные акции протеста в ЕС тоже не редкость, напри мер, 11 августа 2005 г. со трудники аэропорта Хитроу начали забастовку в связи с увольнением 600 сотрудни ков компании — производи- ственной самодеятельности. В настоящий праздник выли лась, например, встреча во Вла димире. Сюда приехали также делегации из Костромы , Яро славля и Иванова. Как заметил председатель Ивановского обла стного объединения организаций проф сою зо в Александр М и р ской, их приезд в соседнюю об ласть того стоил. — Нам нужно показывать то вар, то есть профсоюз, лицом, - сказал он. - Важно показать, что ФНПР - это не только Шмаков и Исаев, но все мы. Как отмечали участники про бега, трудно подробно расска зать о радушии всех городов и регионов . К примеру, Нижний Новгород порадовал не только массовостью митинга, но и куль турной программой, и радиоаги тацией. На всех встречах в Баш кирии собравшимся не давали скучать песни и танцы. Об этом позаботилась федерация проф союзов республики. Профсоюзы Читинской области не дали по вода усомниться в своих возмож ностях организовывать митинги, концерты и обустраивать быт ав токолонны. Каждый обком ста рался здесь обрести свой голос в приветствии автопробегу, взять шефство над концертом, устано вить отдельный рекламный щит, повесить оригинальную растяж- тёл я бортового пи тания . К акции присоединились груз чики , уборщики, работники багажного отделения и со трудники стоек регистрации би л е то в н а р ей сы В гШ вй Аггдааув. В результате дирек ции аэропорта пришлось от менить более 700 рейсов, по страдали 110 тысяч пассажи ров, а потери составили по чти 80 млн. долларов. И это не первый случай трудовых споров в Хитроу — в 2003 г. из-за трехдневной забастовки наземных служб не смогли улететь 10 ты сяч человек. Если российские профсо юзы пойдут по европейскому пути, самые большие пробле мы возникнут у руководите лей естественных монополий и инфраструктурных отрас лей . В первом случае басту ющие практически не риску ют лиш и ть ся работы и з -за банкротства работодателя. Во втором — эффект от акции протеста м ож ет прев зой ти все ожидания — забастовки ку в центре города. Такое раду шие во многом компенсировало тяготы дороги от Читы до Биро биджана. Празднично встречали гостей и Биробиджан, и Владивосток, и другие города и селения. Хаба ровск, например, поразил пока зом автомобилей-раритетов. Во время проезда по городу колон на удлинилась раза в три. Но, конечно, главное место занима ли встречи с трудовыми коллек тивами предприятий. Профакти висты разворачивали передвиж ные агитационные и консульта ционные пункты, где каждый член профсоюза мог получить консуль тацию юриста по социально-тру довому законодательству. Здесь же был организован прием в чле ны профсоюза. Многим участникам запомни лась, например, встреча замес тителя председателя ФНПР Ви талия Будько с проф а ктивом ОАО «Саянскхимпласт» - градо образующим предприятием го рода Саянска. Интересно, что речь о профсоюзной солидарно сти, которая и делает профсою зы по-настоящему сильными, по вели женщины, работающие на вредном производстве, у кото рых, надо думать, и своих лич ных проблем хватает. Серьезный разговор состо ялся у Председателя ФНПР М. Шмакова на встрече с профак тивом Читинской области. Гла ва ФНПР напомнил о слабой организации первомайских ме роприятий, которые были дале- авиадиспетчеров , лоцманов или железнодорожников спо собны Парализовать экономи ку целого региона. П ри этом к ач ественное развитие профсоюзного дви ж ения может стать тормозом экономического роста, пока основным конкурентным пре имуществом российских ком паний остается дешевая рабо ч ая сила. Но, к счастью для работод ателей , профсою зы пока не очень-то пытаются стать серьезной и самостоя тельной политической силой. Довольно часто профсоюзы тех или иных предприятий играют роль разменной моне ты в спорах собственников или менеджеров. Иногда ру ководителю профсоюза круп ной компании удается стать мэром города, после чего о правах работников он благо получно забывает. А рабочим приходится отстаивать свои права самостоятельно. Кирилл МИХАЙЛОВ. ки от запланированной массово сти. — Странно слышать ссылки на совпадение Первомая с Пас хой от людей, которые до сих пор не научились правильно кре с титься, — удивлялся Михаил Вик торович. — Это не те «объектив ные обстоятельства», на которые уместны ссылки. Массовость та ких акций показывает уровень дисциплины организации, в ко нечном счете, ее силу. З на чи тель ную часть пути пробегом руководил непосред с твенно пред седа тель ФНПР Михаил Шмаков, заняв место у руля флагманской машины. Вы ступая на Дворцовой площади Санкт-Петербурга на митинге, посвященном промежуточному старту, профсоюзный лидер за явил: — Наша а кци я пр и зв а н а , прежде в се го , по ка за ть всей стране, что профсоюзное движе ние на второй сотне лет своей деятельности имеет силы для того, чтобы развиваться, чтобы привлекать в свои ряды новых членов. Мы твердо стоим на по зиции защиты человека труда, его прав на человеческое д ос тоинство и на справедливое от ношение к нему со стороны ра ботодателей , создание более справедливо го политическо го климата в нашем обществе для того, чтобы мы с вами жили луч- Годовой ВВП распреде л я е т с я в н аш ей стр ан е в большей части (56 процен тов) в виде прибыли капи талистического класса и в меньшей (43 процента) - в виде трудовых доходов. От столь высокой степени экс плуатации наемного труда современный капитализм на Западе вынужден был дав но отказаться из-за угрозы соци альны х к атакл и зм о в . Д ол я валовой п рибы ли в ВВП США, например, в пол тора раза ниже, чем в Рос сии , а доля оплаты труда наемных работников на 27 процентов выше. Мы-то, по простоте ду шевной, полагаем, что пра вительство ломает голову, к а к исправить свои ляпы . Но ни премьер, ни его ми нистры так и не объяснили народу, почему идет наступ ление на его и без того силь но упавший жизненный уро вень в нашей задыхающей ся от нефтедолларов стране с несметными природными ресурсами . В о зник ает со мнение, а распол агает ли правительство объективной информацией , аналитичес кими способностями, ж ел а нием разобраться в причи н а х н арод н о го н ед о в о л ь ства? Р осси й ска я п ри в а ти з а ция не только создала в од ночасье на фоне общего эко номического упадка долла ровых миллиардеров, но и позволила им платить с до ходов и имущества ми зер ны е н а л о г и . С о ц и а л ьн а я дифференциация в россий ском обществе усиливается в последние годы в резуль тате того, что рост реальных доходов н аселения прихо дится в подавляющей части на верхнюю прослойку бур жуазии , а большинство на селения не испытывает ни како го заметного улучш е ния . В отличие от России разрыв между богатыми и бедными в Европе не толь ко значительно меньше, но и имеет тенденцию к сокра щению. Меня могут упрекнуть: мол, н и з к а я оплата труда была характерна и для со ветского времени. Но тогда народу «доплачивали» за счет высокоразвитой систе мы социального обеспече ния , образования, здравоох ранения . Сегодня государ ство явно стремится сбро сить со своих плеч весь этот балласт, сделав в основном платной систему медицин ского обслуживания и про свещения, перестав дотиро вать науку, культуру, спорт, к омм ун ал ьн о е хо зяй ство , заменив целый ряд важных льгот населению отнюдь не ад ек в а тны м и ден еж ным и доплатами . Однако, чтобы перевести на рыночные на чала все виды социальных услуг и гарантий, надо обес печить людям соответству ющую зарплату , пенсии и дру ги е виды доходов. Об этом свидетельствует миро вая практика. Отрасли, работающие на внутренний рынок, заведо мо менее рентабельны, так к ак не имеют необходимых капиталовложений , сталки ваются с подавленным пла т еж е сп о со бны м спросом . П оэтом у они п ри х о д я т в упадок. Мощные монополии в сырьевой и топливной про мыш ленности , ориентиро ванной на внешний рынок и п р и н о с ящ ей с в е р х п р и быль , деформировали всю с т ру к туру эк он ом и ки . За свою более чем десятилет нюю историю российский к ап и т а л и зм не создал ни одного нового завоевавшего внутренние и внешние рын ки товара, не построил ни одного значимого для наци ональной экономики про мыш ленного объекта . Ог ром ны е суммы в валю те , заработанны е трудом рос сийских граждан, уходят из страны . То немногое, что было сделано, следует отне сти в заслугу государству или муниципальным влас тям . Этим наш капитализм рази тел ьн о отли ч ается от ам ериканского и европей ского. Там компании и кор порации преимущественно возникали в результате но вейших научных, инженер ных и организационных до стижений , которые находи ли коммерческую реализа цию, создавали рабочие ме ста и приносили большие прибыли. К ак выйти из ловушки, в которую попала россий ская экономика? Необходи мо пересмотреть проводи мую государством полити ку , к ак в отношении дохо дов населения, так и сдер ж и в ани я аппетита олигар хического капитала. Нужно об е сп ечи т ь сп р а в е д л и в о е распределение национально го дохода, расширить рынок для отечественного произво дителя , создать благоприят ные предпосылки для ра з в и т и я среднего и м алого бизнеса. Остается надеять ся , что власти это наконец осознают и примут соответ ствующие меры. Олег БОГОМОЛОВ. По материалам журнала «Вести ФНПР». Р. $. Юбилею профсоюзного движения в России был посвящен и состоявшийся в эти дни в Москве внеоче редной съезд ФНПР. Делегатом от профсоюзов Липец кой области был председатель ФПЛО Анатолий Жид ких. Интервью с ним и рассказ об итогах работы съез да читайте в нашем следующем выпуске. ■И АВТОПРОБЕГОМ ПО ЮБИЛЕЮ ПРОФСОЮЗНАЯ «АВАНТЮРА» ВЕКА «Единая страна - единые профсоюзы!» - под таким девизом прошел 40-днев ный трансконтинентальный автопробег по маршруту Калининград - Владивос ток - Сахалин. О том, как готовилась эта грандиозная акция, «Мы» уже сообща ли. Посвященный 100-летию профсоюз ного движения в России пробег был орга низован Федерацией Независимых Проф союзов России совместно с крупнейши ми отечественными автопроизводителя ми —«ЗИЛом» и «ВАЗом» с целью широ кого информирования населения о юби лее профсоюзов и деятельности член ских организаций ФНПР. Участники ав топробега совершили свой путь от Атлан тики до Тихого океана исключительно на новинках отечественного автопрома - всего профсоюзная автоколонна насчи тывала 15 машин. Теперь, когда его ито ги подведены, «Мы» можем подробнее рассказать об этой акции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz