Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

На вопросы в сфере трудовых правоотноше­ ний отвечает главный правовой инспектор Фе­ дерации профсоюзов Липецкой области Тама­ ра ЛЕОНОВА. ЗАЩИТИ СЕБЯ САМ Трудовым кодексом РФ предусмотрен новый д л я трудового законодательства способ защиты прав работ­ н и к а — самозащита . Она предполагает самостоятель­ ные активные действия р а­ ботника по охране своих трудовых п р ав , ж и з н и и здоровья, не прибегая к по­ мощи суда и иных государ­ ственных и общественных органов. Общим условием п рим ен ен и я сам о з ащ и ты является наличие наруше­ ния права работника или возможность его н аруш е ­ ния, ■а такж е соответствие применяемых мер самоза­ щиты характеру и содержа­ нию нарушения со стороны работодателя. Право на са­ мозащиту реализуется р а ­ ботниками самостоятельно, независимо от других работ­ ников. В соответствии со стать­ ей 379 Трудового кодекса РФ возможность самозащи­ ты предусмотрена только в форме отказа от выполне­ ния работы (приостановки работы) до устранения на­ рушенного права работни­ ка. При этом Трудовой ко ­ декс РФ приводит три слу­ чая , когда в целях самоза­ щиты трудовых прав работ­ ник может о тк а за ть ся от выполнения работы: 1) если эта работа не пре­ дусмотрена трудовым дого­ вором (незаконный перевод на другую работу); 2) если эта работа непос­ р едственно у г р ож а е т его жизни и здоровью, то есть в о зн и к ае т опасность д л я жизни и здоровья работни­ к а вследствие наруш ения требований охраны труда; 3) если работодатель за­ держивает выплату заработ­ ной платы на срок более 15 дней. Отказ от работы в этих случаях не влечет за собой привлечения к ди сципли ­ нарной ответственности. Используя право на са­ мозащиту , необходимо со­ блю д ен и е о п р е д е л е н н о й процедуры . Т ак , приоста­ новка работы в случае за ­ держ ки выплаты заработ­ ной платы возможна лишь после письменного извеще­ ния работодателя (ч. 2 ст. 142 ТК РФ). Продолжитель­ ность приостановки выпол­ н ен и я трудовых обязаннос­ тей в порядке самозащиты не ограничивается и опре­ деляется временем, необхо­ димым для восстановления нарушенных прав работни­ ка . Сразу же после выпла­ ты заработной платы , изда­ ния приказа о восстановле­ нии на преж н ей работе, выдачи средств индивиду­ альной и коллективной за­ щиты и тому подобного ра­ ботник обязан приступить к исполнению трудовых обя­ занностей. Прибегая к самозащите, следует помнить, что работ­ ник не всегда будет полу­ чать оплату за время, в те­ чение которого он отказы­ вается от работы (приоста­ н а в л и в а е т работу ) , д аж е если право на отказ допус­ кается законом. При отка­ зе работника от выполнения работы в случае возникно­ вения опасности для жизни и здоровья, включая необес- печение работника средства­ ми индивидуальной и кол­ лективной защиты , время простоя работника оплачи­ вается по правилам ст. 157 ТК РФ , то есть с учетом н а л и ч и я и л и о тсу тст ви я вины работодателя либо р а­ ботника в причинах возник­ новения такой ситуации. При приостановке рабо­ ты в случае задержки вы­ п л аты заработной платы , при отказе от выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудо­ вым договором (ст. 220 ТК РФ), а такж е отказе от вы­ полнения работы, не предус­ мотренной трудовым дого­ вором (ст. 379 ТК РФ), Тру­ довым кодексом РФ не ус­ тановлена обязанность оп­ латы возникающего по этим причинам простоя. Оплата приостановки работы в этих случаях может быть предус­ мотрена коллективным до­ говором. Приостановка работы в ц е л я х з ащ и ты трудовы х прав не прекращает трудо­ вые отношения с работни­ ком, не умаляет и не огра­ ничивает его права. Трудовое законодатель­ ство вместе с тем устанавли­ вает, что прибегать к отказу от работы (приостановления работы) в качестве самоза­ щиты можно только в уста­ новленных законом случа­ ях . Так, в силу ч. 2 ст. 142 ТК РФ отказ от работы при задержке выплаты заработ­ ной платы не допускается в случаях, когда необходимы меры по обеспечению безо­ пасности населения, обще­ ства и государства. 8 октября 2005 г., № 196 (22574 ) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а ■И ПОРТРЕТ С ДОСКИ ПОЧЕТА * ОНЛИПЕЦКИИМЕТАЛЛПРОСЛАВИЛ Алексей ЕФРЕМОВ — бригадир группы горновых пя­ той доменной печи доменного цеха № 1 —прославил и липецкий металл, и своих коллег. В 1995 году, когда встал вопрос о том, кому возглавить бригаду горно­ вых, товарищи единодушно поддержали кандидатуру Алексея Георгиевича Ефремова. Ну чем не бригадир? Физически крепкий (что немаловажно для профессии горнового), стройный, красивый, спортивного сложения мужчина, в расцвете сил — всего-то 38 лет. К тому же основательно знает не только доменное производство, но владеет еще и специальностями слесаря-монтажни­ ка, газосварщика, токаря, стропальщика... Мы сидим с Алексеем Ге­ о р ги е ви ч ем в его ую тн ой трехкомнатной квартире на улице Мичурина и беседуем, к а к г о в о р я т в О дессе , за ж и зн ь . Биография Алексея Ефремова похожа на жизнен ­ ный путь многих его сверст­ ников. Родился в семье р а ­ бочих совхоза «Раненбург- ский» Чаплыгинского райо­ на. Мать — Нина Федоровна — доярка , отец — Георгий Дмитриевич — инвалид дет­ ства. При нападении банди­ тов на дом, где семья Ефре­ мовых ж и л а вместе с дедом- чекистом , пуля попала в м а­ л ен ь ко го Г ео р ги я — о тц а Алексея. Вот поэтому Геор­ гий Дмитриевич и работал в совхозе на легкой , так ск а ­ зать, должности — весовщи- ком-кладовщиком . В семье, где было пятеро детей и отец- инвалид , к труду приучали рано. В личном подворье и в совхозе дел невпроворот, и всем хватало чем заняться . — Зимой ходил в школу , — рассказывает Алексей, — а летом зарабатывал н а хлеб насущный на уборке зерно­ вых . Технику любил и с ком ­ б а й н ом у п р а в л я л с я , к а к взрослый. После окончания восьмилетки поступил в тех ­ ническое училище в Липец ­ ке. П рактику проходил в до­ м ен н ом ц е х е № 1 ОАО «НЛМК». — Уже тогда, — продол­ ж и л свой рассказ Алексей Георгиевич, — меня порази­ ли масштабы доменного про­ изводства. Я во время пр ак ­ тики утвердился в своем ж е ­ лании стать доменщиком и непременно — горновым. А аттестат слесаря-монтажника мне только помог в будущей профессии. Два года армейской служ ­ бы сначала на Украине, по­ том в Монголии прибавили еще одну специальность — радиотелеграфиста разведы­ вательного батальона. После во ен н ой сл уж бы А л е к с е й приш ел в коллектив пятой доменной печи, его оформи­ ли третьим горновым. — Я много полезного о своей проф ессии у зн а л от наставника Николая Федоро­ вича Ч екрыжова , — говорит Алексей Георгиевич. — Он н ас , м олоды х , н и к о гд а не оскорблял грубым словом . Т ерпелив был невероятно . Правда, строг бывал в плане соблюдения безопасности на рабочем месте. Но никогда не заставлял «рвать пупок» без надобности. Запомнилось его традиционное полушутливое обращение к нам: «Шалопай- чики вы мои молодые, слу­ ш айте меня, старика. П реж ­ де чем браться за дело, поду­ майте головой, а потом при­ меняйте силу мускулов». Н аказы Николая Федоро­ вича стали правилами в ра­ боте и ж и з н и б р и г а д и р а Алексея Ефремова. К ак ин­ структор производственного обучения Алексей Георгие­ вич передает свой богатый опыт молодым доменщикам. О молодежи наставник гово­ рит с нескрываемым удоволь­ ствием: — П риятно сегодня по­ смотреть на них , моих подо­ печных . Ребята выросли что называется на глазах . И про­ фессионально, и с точки зре­ ни я граж дан ской позиции . Вот Игорь Цыганков: сегод­ н я он — второй горновой , имеет 7-й профессиональный разряд . Иван Попов и Генна­ дий Сурнин работают треть­ ими горновыми по 6-му раз­ ряду . Пока. Я-то вижу: пар ­ ни вполне тянут на должно­ сти вторых горновых, пото­ му что хорошо подготовлены. И когда вторые горновые уй­ дут в отпуск, можно смело ставить н а смену Попова и Сурнина. Трудовая к н иж к а А л ек ­ сея Ефремова содержит одну- единственную запись в гра­ фе сведений о работе: с 1978 года он — горновой 5-й до­ менной печи доменного цеха № 1 ОАО «НЛМК». Зато мно­ го записей о вынесении ему бл а го д арн о с тей , вруч ен и и почетных грамот от руковод­ ства и профкома комбината. А когда в 1988 году на НЛМК рассматривался вопрос кому и з самы х л учш и х вручить ценные подарки — легковые автомобили ВАЗ-2193, в чис­ ле первых обладателей но­ веньких машин был назван А л ек сей Ефремов . В 1996 году Алексею Георгиевичу присвоено звание «Почетный металлург России» с вруче­ н и ем н а г р у д н о г о з н а к а . А л е к с е й Еф р ем о в н а всю жи знь запомнит и 25 сентяб­ р я 2004 года, когда руково­ дители области вручали ему нагрудный знак «Заслужен­ ный металлург Российской Федерации». Алексей Геор­ гиевич — ветеран труда ОАО «НЛМК», награжден почет­ ным знаком Новолипецкого комбината. — Наше горячее произ­ водство требует дисциплины и ответственности. И не тер­ пит расхлябанности и р а з ­ гильдяйства. Поэтому случай­ ные люди, привыкшие рабо­ тать ни ш атко ни валко , а получать премии наравне с передовиками, у нас не задер­ живаются. Да таких , к счас­ тью, было мало, — откровен­ ничает Алексей Ефремов. — Не люблю, сознаюсь, говор­ ливы х и подобострастных работничков, заискивающих перед начальством. Уважаю тех, кто отстаивает свою точ­ ку зрения в интересах дела, а не красуется на трибуне, — снова честно и открыто гово­ рит наш герой. — Уважаю и инж ен еров , и техн и ко в , и мастеров, — всех, кто внес в технологию производства то, что облегчает труд рабочего. А внедрено у нас много тех­ нических усовершенствова­ ний , я говорю это со знани ­ ем д е л а . С р а вн и в аю , к а к было в 1978 году и сегодня, спустя 27 лет. Прогресс оче­ виден. О семейных делах мы с Алексеем Георгиевичем тоже немного поговорили. — Ж и л р ан ьш е , к а к и многие молодые рабочие ком­ бината, в общежитии, — рас­ сказал Алексей Ефремов. — В свободное время рыбачил, читал книги из общежитской библиотеки. По вечерам хо ­ дил на танцы в парк строи­ телей. Там и познакомился со своей будущей женой Оль­ гой. В 1979 году, через пол­ года знакомства, мы пожени­ лись. 10 лет ж и ли в молодо- ж енке . З а это время семья увеличилась еще на два че­ ловека: родились дочь Евге­ ния , а затем сын Дмитрий. Е вгения стала финансовым работником, Дмитрий — сту­ дент 3-го курса физмата Л и ­ пецкого университета. Ком­ бинат дал нам 3-комнатную квартиру в центре города. Ч то в итоге? Лю бим ая жена, хорошие дети, прилич­ ная зарплата за труд на ком­ бинате (честно скажу , о ком­ бинате я мечтал еще когда учи л с я в училищ е ) . Особе. хочу сказать огромное спаси- 4 бо профкому комбината. Каж ­ дый год мне и всем желаю­ щим ДЦ № 1 выдает бесплат­ ные путевки в санаторий. Мои у в л е ч ен и я ? Очень люблю летом п оры б ачи ть . Именно летом , потому чтеъ только тогда на реке или о з ^ Ь ре настоящий отдых. И н о Я ^ да прилягу , посмотрю в без­ донное голубое небо — и ду- мается-то о хорошем, и пла­ ны как-то сразу сами собой выстраиваются, и мечты воз­ ни к аю т до б ры е .. . Любим всей семьей посидеть в сво­ бодное время у телевизора. Что ж поделаешь, мы тоже «дети прогресса». Особенно нравятся программы «Жди меня», «Час суда» с Астахо­ вым и Дмитриевой, програм­ ма «Дискавери» . Кумиры эстр ады д л я нас В а л ери й Меладзе и Александр Серов, Надежда Кадышева и Лари ­ са Долина. Из классики лю­ бим слушать произведения в исполнении Дмитрия Хворо­ стовского. Ну и, конечно , обож аем сп ор ти вны е п р о ­ граммы . Вот здесь сделаем, пож а­ луй , последнее уточнение. В юности, потом в армии , да и после, уж е обзаведясь семь­ ей, Алексей увлекался лег­ кой атлетикой , баскетболом, волейболом, имеет спортив­ ный разряд. Спорт позволя­ ет сохранить, к а к он сам го­ ворит, физическую форму и настроение. По стопам отца пошел сын Дмитрий. Он — главный участник спортив­ ной ж и зни Липецкого пед- университета. А всей семь­ ей любят они болеть за рос­ сиян, отстаивающих спортив­ ную честь страны на между­ н ар о д ны х с о р е в н о в а н и я х . Адреналин в кровь (в разум ­ ных пределах ) н и ко гд а не помешает... А ркадий ГАРБУЗОВ. ПЕРЕНИМАЯ ОПЫТ НЕНАДОЕЛОБЫТЬ РАЗМЕННОЙМОНЕТОЙ? Да не обрушат на меня гром и молнии профсоюз­ ные деятели, но сильных профсоюзов в западном по­ нимании этого слова, которые сумели бы добиться не разовой выплаты зарплаты, а существенных улучше­ ний на много лет вперед, по моему разумению, в Рос­ сии не было и до сих пор еще нет. При советской вла­ сти профсоюзы как-то пытались бороться за права ра­ ботников, но только с 1921 по 1928 годы, то есть до начала первой пятилетки. Впоследствии профессиональ­ ные объединения играли роль собесов, и вся их дея­ тельность сводилась к распределению путевок для ра­ ботников или выступали они еще чаще в роли массови- ков-затейников. При этом членами рабочих объедине­ ний были все сотрудники предприятия без исключения, в том числе директор и главный бухгалтер. Советские времена прошли, и сегодня российским профсоюзам есть много чему поучиться. НАРОДОВЩЕЛЬЦЫ... Распределение доходов в российской пореформен­ ной экономике имеет фундаментальное значение для социальной стабильности. Однако, чтобы составить ре­ альную картину, приходится корректировать офици­ альную статистику, используя и сопоставляя различ­ ные источники публикуемой информации. Получен­ ный результат заставляет серьезно задуматься. Например, американские ав топ рои звод и тели Роге! и ОМ, продажи которых пада­ ют, а убытки растут из года в год, не могут провести рес­ труктуризацию и сократить затраты н а персонал . Ведь сразу после увольнения со­ трудники автокомпаний по­ лучают 95 процентов чистой з а р п л а ты з а счет системы Но сначала немного истории. Автопробеги всегда имели боль­ шое значение. Главной их зада­ чей, как правило, является не достижение спортивных целей, а испытание техники, человека в тяжелейших условиях. Первый советский автопробег, так назы­ ваемый «К ара -Кум ский» , был организован в 1933 году. Он про­ шел практически без поломок. Три автомобиля были собраны вручную из запасных частей ино­ странного производства. Некото­ рые их детали не выдержали российских условий, про кото­ рые очевидцы говор ил и : «Не приведи, Господи». Пыль, жара, температура в салонах достига ­ ла 75 (!) градусов. Существенно сд ерж ивали д виж ение песок , песчаный грунт. Автомобили за ­ рывались в барханы, скорость движения иногда достигала 1 ки ­ лометра в час. Это была провер­ ка на прочность советского ав­ топрома, наладившего собствен­ ное серийное производство не­ многим более полугода назад. Позднее в России проводи­ лись автопробеги в самых раз­ личных климатических и гео гра­ фических условиях. 23 июля 1996 года на Красной площади стар­ товал автопробег по маршруту М ос ква—В ладивосто к , п о с в я ­ щенный 250-летию дорожной от­ расли и 100-летию автомобиль- госстрахования безработных и прежнего работодателя. И если через 48 недель уволен­ ный сотрудник не найдет ра­ боту или не вернется на пре­ жнее место, он может полу­ чать прежнюю зарплату це­ ликом за счет работодателя до достижения пенсионного возраста (правда, чтобы по­ лучить такое право, нужно ного транспорта. Всего пройде­ но по этому маршруту более 10 тысяч километров. Таким обра­ зом была проведена проверка выполнения Президентской про­ граммы «Дороги России до 2000 года». П ро тяженность маршрута , посвященного 100-летию проф­ союзов и 15-летию ФНПР, с о ­ ставляла около 14 тысяч кило­ метров, он охватил больше по ­ ловины ро с си й с ки х ре гионов . Почему же не все регионы ока­ зались охвачены автопробегом? По словам председателя ФНПР Михаила Шмакова , поскольку полтора месяца нынешнего ме­ роприятия и так срок немалый, решено было соединить запад и восток России кратчайшей лини­ ей. Впрочем, он пообещал по ­ думать над идеей “ волнообраз­ ного” маршрута с участием всех 89 регионов. — Может, приурочим такой автопробег к 110-летию профсо­ юзов, — то ли в шутку, то ли все­ рьез промолвил профлидер. В 37 городах и областных центрах делались пропагандист­ ские остановки, на которых мес­ тные жители исключительно теп­ ло встречали участников акции. Городские, областные и краевые территориальные объединения организаций профсоюзов готови­ ли митинги , концерты художе- сначала проработать на пред­ приятии 15 лет). Таких ус­ ловий 20 лет назад добился американский профсоюз ав­ томобильных рабочих. Сей­ час свыше чем на 10 тысяч бывших работников автоком­ паний и производителей ком­ плектующих прежние рабо­ т о д а т е л и т р а т я т о к о л о 1 млрд , долларов в год. При этом американские профсою­ зы имеют только локальное значение и не являю тся по­ литической силой. В странах Западной Евро­ пы объединения работников имеют гораздо больший вес — они поддерживают те или иные партии и добиваются своего не только забастовка­ ми, но и при помощи поли­ тической борьбы. Хотя ра з ­ нообразные акции протеста в ЕС тоже не редкость, напри­ мер, 11 августа 2005 г. со­ трудники аэропорта Хитроу начали забастовку в связи с увольнением 600 сотрудни­ ков компании — производи- ственной самодеятельности. В настоящий праздник выли­ лась, например, встреча во Вла­ димире. Сюда приехали также делегации из Костромы , Яро­ славля и Иванова. Как заметил председатель Ивановского обла­ стного объединения организаций проф сою зо в Александр М и р ­ ской, их приезд в соседнюю об ­ ласть того стоил. — Нам нужно показывать то ­ вар, то есть профсоюз, лицом, - сказал он. - Важно показать, что ФНПР - это не только Шмаков и Исаев, но все мы. Как отмечали участники про­ бега, трудно подробно расска­ зать о радушии всех городов и регионов . К примеру, Нижний Новгород порадовал не только массовостью митинга, но и куль­ турной программой, и радиоаги­ тацией. На всех встречах в Баш­ кирии собравшимся не давали скучать песни и танцы. Об этом позаботилась федерация проф­ союзов республики. Профсоюзы Читинской области не дали по­ вода усомниться в своих возмож­ ностях организовывать митинги, концерты и обустраивать быт ав­ токолонны. Каждый обком ста­ рался здесь обрести свой голос в приветствии автопробегу, взять шефство над концертом, устано­ вить отдельный рекламный щит, повесить оригинальную растяж- тёл я бортового пи тания . К акции присоединились груз­ чики , уборщики, работники багажного отделения и со­ трудники стоек регистрации би л е то в н а р ей сы В гШ вй Аггдааув. В результате дирек­ ции аэропорта пришлось от­ менить более 700 рейсов, по­ страдали 110 тысяч пассажи­ ров, а потери составили по­ чти 80 млн. долларов. И это не первый случай трудовых споров в Хитроу — в 2003 г. из-за трехдневной забастовки наземных служб не смогли улететь 10 ты сяч человек. Если российские профсо­ юзы пойдут по европейскому пути, самые большие пробле­ мы возникнут у руководите­ лей естественных монополий и инфраструктурных отрас­ лей . В первом случае басту­ ющие практически не риску­ ют лиш и ть ся работы и з -за банкротства работодателя. Во втором — эффект от акции протеста м ож ет прев зой ти все ожидания — забастовки ку в центре города. Такое раду­ шие во многом компенсировало тяготы дороги от Читы до Биро­ биджана. Празднично встречали гостей и Биробиджан, и Владивосток, и другие города и селения. Хаба­ ровск, например, поразил пока­ зом автомобилей-раритетов. Во время проезда по городу колон­ на удлинилась раза в три. Но, конечно, главное место занима­ ли встречи с трудовыми коллек­ тивами предприятий. Профакти­ висты разворачивали передвиж­ ные агитационные и консульта­ ционные пункты, где каждый член профсоюза мог получить консуль­ тацию юриста по социально-тру­ довому законодательству. Здесь же был организован прием в чле­ ны профсоюза. Многим участникам запомни­ лась, например, встреча замес­ тителя председателя ФНПР Ви­ талия Будько с проф а ктивом ОАО «Саянскхимпласт» - градо­ образующим предприятием го ­ рода Саянска. Интересно, что речь о профсоюзной солидарно­ сти, которая и делает профсою­ зы по-настоящему сильными, по­ вели женщины, работающие на вредном производстве, у кото­ рых, надо думать, и своих лич­ ных проблем хватает. Серьезный разговор состо­ ялся у Председателя ФНПР М. Шмакова на встрече с профак­ тивом Читинской области. Гла­ ва ФНПР напомнил о слабой организации первомайских ме­ роприятий, которые были дале- авиадиспетчеров , лоцманов или железнодорожников спо­ собны Парализовать экономи­ ку целого региона. П ри этом к ач ественное развитие профсоюзного дви­ ж ения может стать тормозом экономического роста, пока основным конкурентным пре­ имуществом российских ком­ паний остается дешевая рабо­ ч ая сила. Но, к счастью для работод ателей , профсою зы пока не очень-то пытаются стать серьезной и самостоя­ тельной политической силой. Довольно часто профсоюзы тех или иных предприятий играют роль разменной моне­ ты в спорах собственников или менеджеров. Иногда ру­ ководителю профсоюза круп­ ной компании удается стать мэром города, после чего о правах работников он благо­ получно забывает. А рабочим приходится отстаивать свои права самостоятельно. Кирилл МИХАЙЛОВ. ки от запланированной массово­ сти. — Странно слышать ссылки на совпадение Первомая с Пас­ хой от людей, которые до сих пор не научились правильно кре с ­ титься, — удивлялся Михаил Вик­ торович. — Это не те «объектив­ ные обстоятельства», на которые уместны ссылки. Массовость та ­ ких акций показывает уровень дисциплины организации, в ко ­ нечном счете, ее силу. З на чи тель ную часть пути пробегом руководил непосред­ с твенно пред седа тель ФНПР Михаил Шмаков, заняв место у руля флагманской машины. Вы­ ступая на Дворцовой площади Санкт-Петербурга на митинге, посвященном промежуточному старту, профсоюзный лидер за ­ явил: — Наша а кци я пр и зв а н а , прежде в се го , по ка за ть всей стране, что профсоюзное движе­ ние на второй сотне лет своей деятельности имеет силы для того, чтобы развиваться, чтобы привлекать в свои ряды новых членов. Мы твердо стоим на по­ зиции защиты человека труда, его прав на человеческое д ос ­ тоинство и на справедливое от­ ношение к нему со стороны ра­ ботодателей , создание более справедливо го политическо го климата в нашем обществе для того, чтобы мы с вами жили луч- Годовой ВВП распреде­ л я е т с я в н аш ей стр ан е в большей части (56 процен­ тов) в виде прибыли капи ­ талистического класса и в меньшей (43 процента) - в виде трудовых доходов. От столь высокой степени экс­ плуатации наемного труда современный капитализм на Западе вынужден был дав­ но отказаться из-за угрозы соци альны х к атакл и зм о в . Д ол я валовой п рибы ли в ВВП США, например, в пол­ тора раза ниже, чем в Рос­ сии , а доля оплаты труда наемных работников на 27 процентов выше. Мы-то, по простоте ду­ шевной, полагаем, что пра­ вительство ломает голову, к а к исправить свои ляпы . Но ни премьер, ни его ми ­ нистры так и не объяснили народу, почему идет наступ­ ление на его и без того силь­ но упавший жизненный уро­ вень в нашей задыхающей­ ся от нефтедолларов стране с несметными природными ресурсами . В о зник ает со ­ мнение, а распол агает ли правительство объективной информацией , аналитичес­ кими способностями, ж ел а ­ нием разобраться в причи­ н а х н арод н о го н ед о в о л ь ­ ства? Р осси й ска я п ри в а ти з а ­ ция не только создала в од­ ночасье на фоне общего эко­ номического упадка долла­ ровых миллиардеров, но и позволила им платить с до­ ходов и имущества ми зер ­ ны е н а л о г и . С о ц и а л ьн а я дифференциация в россий­ ском обществе усиливается в последние годы в резуль­ тате того, что рост реальных доходов н аселения прихо ­ дится в подавляющей части на верхнюю прослойку бур­ жуазии , а большинство на­ селения не испытывает ни ­ како го заметного улучш е­ ния . В отличие от России разрыв между богатыми и бедными в Европе не толь­ ко значительно меньше, но и имеет тенденцию к сокра­ щению. Меня могут упрекнуть: мол, н и з к а я оплата труда была характерна и для со­ ветского времени. Но тогда народу «доплачивали» за счет высокоразвитой систе­ мы социального обеспече­ ния , образования, здравоох­ ранения . Сегодня государ­ ство явно стремится сбро­ сить со своих плеч весь этот балласт, сделав в основном платной систему медицин­ ского обслуживания и про­ свещения, перестав дотиро­ вать науку, культуру, спорт, к омм ун ал ьн о е хо зяй ство , заменив целый ряд важных льгот населению отнюдь не ад ек в а тны м и ден еж ным и доплатами . Однако, чтобы перевести на рыночные на­ чала все виды социальных услуг и гарантий, надо обес­ печить людям соответству­ ющую зарплату , пенсии и дру ги е виды доходов. Об этом свидетельствует миро­ вая практика. Отрасли, работающие на внутренний рынок, заведо­ мо менее рентабельны, так к ак не имеют необходимых капиталовложений , сталки­ ваются с подавленным пла­ т еж е сп о со бны м спросом . П оэтом у они п ри х о д я т в упадок. Мощные монополии в сырьевой и топливной про­ мыш ленности , ориентиро ­ ванной на внешний рынок и п р и н о с ящ ей с в е р х п р и ­ быль , деформировали всю с т ру к туру эк он ом и ки . За свою более чем десятилет­ нюю историю российский к ап и т а л и зм не создал ни одного нового завоевавшего внутренние и внешние рын­ ки товара, не построил ни одного значимого для наци­ ональной экономики про ­ мыш ленного объекта . Ог­ ром ны е суммы в валю те , заработанны е трудом рос­ сийских граждан, уходят из страны . То немногое, что было сделано, следует отне­ сти в заслугу государству или муниципальным влас­ тям . Этим наш капитализм рази тел ьн о отли ч ается от ам ериканского и европей­ ского. Там компании и кор­ порации преимущественно возникали в результате но­ вейших научных, инженер­ ных и организационных до­ стижений , которые находи­ ли коммерческую реализа­ цию, создавали рабочие ме­ ста и приносили большие прибыли. К ак выйти из ловушки, в которую попала россий­ ская экономика? Необходи­ мо пересмотреть проводи­ мую государством полити­ ку , к ак в отношении дохо­ дов населения, так и сдер­ ж и в ани я аппетита олигар­ хического капитала. Нужно об е сп ечи т ь сп р а в е д л и в о е распределение национально­ го дохода, расширить рынок для отечественного произво­ дителя , создать благоприят­ ные предпосылки для ра з ­ в и т и я среднего и м алого бизнеса. Остается надеять­ ся , что власти это наконец осознают и примут соответ­ ствующие меры. Олег БОГОМОЛОВ. По материалам журнала «Вести ФНПР». Р. $. Юбилею профсоюзного движения в России был посвящен и состоявшийся в эти дни в Москве внеоче­ редной съезд ФНПР. Делегатом от профсоюзов Липец­ кой области был председатель ФПЛО Анатолий Жид­ ких. Интервью с ним и рассказ об итогах работы съез­ да читайте в нашем следующем выпуске. ■И АВТОПРОБЕГОМ ПО ЮБИЛЕЮ ПРОФСОЮЗНАЯ «АВАНТЮРА» ВЕКА «Единая страна - единые профсоюзы!» - под таким девизом прошел 40-днев­ ный трансконтинентальный автопробег по маршруту Калининград - Владивос­ ток - Сахалин. О том, как готовилась эта грандиозная акция, «Мы» уже сообща­ ли. Посвященный 100-летию профсоюз­ ного движения в России пробег был орга­ низован Федерацией Независимых Проф­ союзов России совместно с крупнейши­ ми отечественными автопроизводителя­ ми —«ЗИЛом» и «ВАЗом» с целью широ­ кого информирования населения о юби­ лее профсоюзов и деятельности член­ ских организаций ФНПР. Участники ав­ топробега совершили свой путь от Атлан­ тики до Тихого океана исключительно на новинках отечественного автопрома - всего профсоюзная автоколонна насчи­ тывала 15 машин. Теперь, когда его ито­ ги подведены, «Мы» можем подробнее рассказать об этой акции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz