Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
г а з е т а ^З ам етки горожанки Елена БРЕДИС, обозреватель «Липецкой газеты» >Прикажут - вспомним, прикажут - забудем ™ Помнится, в разгар перестройки с легкой руки Чингиза Айтматова мы, в порыве самобичевания, кинулись называть себя манкуртами. Что на наш, русский, лад означает «Иваны, родства не помнящие». Причем свои «провалы в памяти» мы связывали исключительно с забвением жертв сталинских репрессий и благородного прошлого царской России. Тут, как нельзя кстати, появился фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние». И пошло «выкапывание трупов» и выбрасывание их на свалку истории. Мемуары, исследования, обвинения... Кто спорит, без памяти и покаяния душа человеческая, считай, в зародыше находится: недозрелая она, ущербная. Кто спорит, в годы советской власти мы отдавали дань памяти только тем, на кого нам указывали «сверху». Против чего и начали бурно протестовать, как только эти протесты стали возможны. Кажется , что было это совсем недавно, а ведь уж е два десятка лет минуло. И уже по официальной версии у нас в стране нет манкуртов, поскольку все язвы своей истории мы многократно вскрыли и анафеме предали. На государствен ном, так сказать , уровне. Заклеймили и палачей, и вертуха ев, и тех , кто приказы отдавал. И сами покаялись , стоя со свечкой в храме (неважно, что поначалу не знали , почему свечку надо в левой руке держать , — это мелочи, детали). Теперь с чистой совестью можем идти в светлое будущее. И вот все бы было ничего и можно было бы смело шагать, если бы не программа телепередач. Она, эта программа, со вершенно наглядно демонстрирует, что находимся мы с вами в том самом далеком советском прошлом, когда и помнили, и каялись исключительно по указанию партии и правитель ства. Нет указаний — нет и памяти . Я ведь о чем? Я о «Сме- хопанораме» 3 октября . О привычных боевиках, сериалах, эстрадных шоу с низкопробными юмористами. Ладно бы, на частных каналах , а то ведь на государственных... Правда, с утра пораньше НТВ показало документальный фильм о кро вавых событиях двенадцатилетней давности у «Белого дома». Лично у меня сложилось впечатление, что авторы фильма все время пытались ответить на вопрос «кто первый начал» . Прямо к ак м альчиш ки после драки . Какой нам предлагался ответ, вы можете догадаться сами. Из всего фильма запом нилась только фраза командира отряда «Альфа», когда он объяснял , почему бойцы отказывались идти на штурм с ору жием в руках : «В «Белом доме» были не враги. Там были депутаты , избранные своим народом». Спасибо, что не выре зали . Сохранили для видимости некий плюрализм. Впрочем, о чем это я? Кто видел этот фильм , если пока зывали его в самое что ни на есть рабочее время? Д а и вооб- — ще, кто из нас сегодня вспоминает эти октябрьские дни? Нам сообщают, сколько солдат и мирных жителей погибло при штурме «Белого дома». Но нам до сих пор не сказали , сколь ко реально погибло его защитников . А мы и не спрашиваем. У нас цены на бензин лезут вверх, ожидается подорожание хлеба. А самое главное — нет указаний «сверху» вспомнить и покаяться . Вот, объявили черные дни в Беслане всеваррд,- ным трауром, и мы вспоминаем, заново переживаем , уж аса емся, сострадаем. А если бы не объявили? Многие ли вспом нили бы год спустя? К слову сказать , а вы слышали , чтобы кто-нибудь покаял ся за то, что произошло с бесланскими ребятиш ками? А чтобы кто-нибудь ответил по закону? А чтобы кто-нибудь, кроме несчастных родителей, требовал этого? Покаяние — это, понятно, дело совести каждого . Если, конечно, это не официальная акци я . А раз акции нет, то я что-то не вижу , чтобы кто-нибудь из аплодировавших рас стрелу Белого дома знаменитых наших артистов и писателей начал бы каяться . Может, они это делают в душе? Но ведь аплодировали-то прилюдно... И Верховный наш главнокоман дующий тех лет мук совести, похоже, не испытывает. У него другая забота — ногу залечить. Д а и у нас слишком много забот, чтобы отягощать свою память тягостными воспоминаниями. Ну, пошумели по по воду монетизации льгот, покричали «Зурабова к ответу!», и что? Кто ответил? Кто наказан? А уж катастрофа с отключе нием электроэнергии совсем недавно была, но кто ее сейчас вспоминает? Народ лелеял тихую надежду, что уж после этого ненавистный Чубайс «слетит». Удержался. Даж е продемон стрировал гражданское мужество, заявив , что готов понести ответственность. Н аверняка ж е знал , что никто на него эту ответственность не возложит. А мы и успокоились. До сле дующей энергокатастрофы. В комедийном боевике «Ангел мести» герой говорит героине: «На Сицилии память перево дится к ак вендетта». Упаси Бог, я вовсе не призываю к мес ти. Но если мы будем так легко забывать виновных, то и все последующие преступления будут сходить им с рук. По большому счету, главный виновник всех наших бед — наш а забывчивость. 4 октября на Соборной площади Липец к а КПРФ организовала митинг памяти . Пришло человек сто. В основном — пожилые люди. Сорокалетним некогда, двад цатилетние понятия не имеют, что было в 1993 году. В ш коль ном курсе истории про это не рассказывается. В листовках , которые раздавались, виновным объявляется «ельцинско-пу тинский режим» . И никому не пришло в голову сказать , что виноваты все мы, допустившие эти события и забывшие их. Одна из участниц митинга бурно возмущалась перезахороне нием «кровавого Деникина» . А Антон Иванович, между про чим , из эмиграции просил Сталина дать ему полк и позво лить сражаться против фашистских захватчиков. Молился за победу Советского Союза. Забыли . Или не знаем. Уж очень избирательна у нас память и всегда имеет определенную «иде ологическую окраску» . Коммунисты помнят одно, демокра ты — другое. Но это которые политически активные. А н а род помнит, сколько денег осталось у него до зарплаты . Объя вят «памятной датой» третье октября — может, вспомнит, х что с этим связано. Но еще лучше, если бы выходной в этот день устроили: можно последний урожай с дачного участка вывезти. ...В минувший вторник, четвертого октября , около наш е го дома опять был фейерверк. Это у «новых русских» , отды хающих после трудов праведных в ресторане, душа громко го просила. Оружейного залпа в пам ять погибших в этот день не было. Д аж е в столице. ^П ри говор вынесен 12 лет - за убийство дочери Липецкий областной суд 4 октября вынес обвинительный приговор в отношении 37-летней жительницы Грязей Светланы Лесниковой, которая признана виновной в убийстве своей 16-летней дочери. В мае минувшего года присыпанный землей труп девуш ки был обнаружен в районе кладбищ а на окраине города. В ходе следствия подозрение пало на мать жертвы и ее сожите ля . Однако в ходе первого суда над этими лицами не было найдено достаточных доказательств их вины в убийстве. Суд установил только, что сожитель обвиняемой состоял в поло вых отношениях с несовершеннолетней Кристиной, за что и был осужден, а Лесникову оправдали. По протесту областной прокуратуры Верховный суд Рос сии отменил этот приговор, и дело было направлено на допол нительное расследование, в ходе которого были получены сви детельства того, что мать во время ссоры убила дочь молот ком. В итоге Лесникова приговорена к 12 годам лишения сво боды в колонии общего режима, а ее сожитель проведет в колонии три года. Агентство «Липецк-Инфоцентр». Как здорово, что есть у СМИ сегодня Дагомыс П Р И В Е Т С Т В У Е М У Ч А С Т Н И К О В X Ф ттпмио ш и «ВСЯ РОССИЯ 2005» ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ. Журналисты Липецкой области-у стен комплекса «Дагомыс»; Леонид Винников рассказывает об акции «ЛГ», а Всеволод Богданов награждает. (Окончание. Начало на 1-й стр.) Р аз в год Союз журнали стов Р о сси и под р у к о в о д ством своего пред седателя Всеволода Богданова собира ет грандиозную тусовку, к ак бы смотр сил, на который ре гиональные СМИ съезжают ся людей посмотреть и себя показать. Ну и , разумеется, поучиться друг у друга и у признанных мастеров жанра. В частности, на X фору ме состоялись круглые сто лы и з д а н и й — «Д ел о в ой вторник», «Литературная га зета» , «Журналист» , заседа ние Всероссийской ассоциа ции районны х (городских ) г а з е т , к о н г р е с с н а т ем у «Нравственность профессии — нравственность общества». А такж е научно-практичес к а я к о н ф е р е н ц и я «О бщ е ственное телерадиовещание в России» , телемост Дагомыс — Москва — Томск «Сибирь — будущее России», дискус сия на тему «Россия — ЕС — друзья — соперники». В течение всей недели р а ботала юридическая гостиная Независимого экспертно-пра вового со в е та по п р о е к т у ю р и д и ч е с к о й п о д д е р ж к и журналистов и СМИ в слу чаях нарушения их прав. Де монстрировался впечатляю щий цикл «Документальное кино: авторы и герои». В дис куссионном клубе «Персона» ж урн али сты встречались с руководителем федеральной службы по надзору за соблю дением законод ательства в сфере массовых коммуника ций и охраны культурного наследия Борисом Боярско вым, президентом телекомпа нии ТВЦ Олегом Попцовым, обозревателем газеты «Дело вой вторник» Павлом Богда новым, главным редактором «Литературной газеты» Юри ем Поляковым , главным ре д ак тором «Новой г азеты » Дмитрием Муратовым, теле ведущей Юлианой Шаховой. Что ни им я — то легенда. Кроме того, в программе фестиваля состоялась презен тационная выставка каждой дел егации , прем ьеры тел е фильмов, презентация л е к ционного фонда «Россия в глобальной политике» , кон к у р с н а я п р о г р ам м а «Наш российский дом». Конкурс социальных проектов «Мала хитовая ш катулка» , состояв шийся впервые, вызвал осо бый резонанс, и на фестива ле было п ри н я то реш ени е придать ему статус всерос сийского. Как раз в этом конкурсе отличилась «Липецкая газе та» , представив свою акцию , продолжающуюся с апреля 2001 года. Н азы вается она «Найди меня, мама!» и про ходит на страницах газеты под рубрикой «Все дети — наши» . Задумывалась и осу ществляется акци я совмест но с Департаментом образо вания и науки администра ции Липецкой области. Суть ее проста. Галина Кож ухарь и Оль га Б е л я к о в а п осещ аю т то один, то другой детский дом Липецкой области, всего их 28. И после каждого ви зи та , по средам, на 3-й стра нице нашей газеты п о явл я ется колонка под выш еозна ченной рубрикой , а под ней — чудесные портреты м алы ш ей , оставшихся без роди телей , с к р атким и , но очень ем кими х ар а к т ер и с ти к ам и — кто такой , откуда , сколь ко лет и так далее. Там же консультации специалистов д л я ж ел ающ и х у сы нови ть ребятиш ек . Впрочем, посто янные читатели «ЛГ» отлич но знают эту колонку. Таким образом, за пять лет в Л и пецкой области почти 1300 детей з аж и л и в при емны х с ем ь я х , под к рыш ей дома опекунов, среди мам и пап , д а вш и х р еб ен ку свою лю бовь. Казалось бы, просто, как подать умирающему стакан воды, но вот, кроме нас, ни кому така я идея в голову не пришла. А кция заинтересо вала многих журналистов , и сейчас редакция «ЛГ» н ал а живает контакты с другими изданиями для ее расшире ния . Дай Бог ей развиваться дальше, возможно, во всерос сий ском м асш таб е , за что спасибо ф ести в алю . Ш анс для этого нашим журналис там он предоставил. Вообще, за возможность общаться, н ал аж ивать кон такты , за возможность по нять , чем Дышит журналист ская братия, не в творческом плане, тут все ясно — боль шинство пиш ет то , за что платят, а с точки зрения лич ностных позиций, фестивалю отдельная благодарность. Ко нечно же, все в Дагомысе, так или иначе, говорили о день гах — к ак выжить , как про жить , или к ак нажить — в зависимости от степени бла госостояния издания. В этом плане характерна интересная деталь. Представ л я я редактора «Новой газе ты» Дм и трия Муратова на презентации его нового соци ального п ро ек та , ведущ ий сказал: «Дмитрий возглавля ет коллектив , который, даже если ему денег не платить, будет работать , более того, они сами готовы кому угод но приплачивать , лиш ь бы можно было работать». Ска зано, конечно, для красного словца , ведь мы -то знаем , всегда найдется тот, кто со гласится приплачивать либо для того, чтобы помалкива ли , либо для того, чтобы не молчали . Муратов тогда ник ак не отреагировал на комплимен тарную эскападу , зато в к л у бе «Персона» очень четко об рисовал рецепт достижения популярности своей газеты , а следовательно, и финансо вой стабильности. На вопрос о том , к а к и м образом его коллектив добивается успе ха , он ответил: «По принци пу того пса, из «Трое в лод ке, не считая собаки» Дж е рома К. Джерома: а Монмо ранси вновь притащил к ры су ...» Что и говорить, про фессионализм «Новой газе ты» — конфликтной , ж ест кой , оты скивающ ей самые н елиц еп ри ятны е ф ак ты из нашей жи зни — вне сомне ний . А вот полярная точка зре ния . На презентации все тех ж е с о ц и а л ь н ы х п р о е к т о в представитель одного из са марских СМИ призывал бра тьев по перу: «Не судите, и не судимы будете, и ж и ть всем будет хорошо». Зато единодушно и гром ко все без исключения газет чики к ля ли почту за ее гра бительские расценки на дос тавку газет. Ж аль , но вряд ли эти гласы вопиющих бу дут услышаны в коррумпи р о в а н ны х д ж у н г л я х . К а к ж аль и того, что не был ус лыш ан и по достоинству оце нен гум ан и т ар ны й проек т у см ан с к о й г а з е ты “Н о в ая жи зн ь” под названием “Зов малой Родины” . И к голосу Вениамина Демина, редакто ра елецкой газеты «Красное зн ам я » н а В с еро с сий ской конференции районных (го родских) газет, попросивше го коллег вместо декларации самоотчетов объединиться и п р ед п ри н ять к о н с тр у к ти в ные меры в поддержку райо нок, не прислушались. Мо ж ет быть, вольготно, весело живется районкам на Руси? Как бы там ни было, Д а гомыс, вы я вл я я и противо речия, и блеск, и нищету оте чественной ж урн али сти ки , все-таки объединял предста вителей масс-медиа. Именно поэтому Союз журналистов России, дирекция комплек са “Дагомыс” и все участни ки X фестиваля решили: Все р о с с и й с к о м у ф е с т и в а лю средств массовой информ а ции “Вся Россия” в Дагомы се быть ежегодно. Александр УЧАЕВ. В свободное от семинаров время Николай Страхов о своем проекте «Зов Родины» ^Концертная жизнь Пересекая границы... Московские музыканты экстра-класса — Государственный струнный квартет имени М.И. Глинки —в зале «Чайка» открыли очередной сезон Липецкой филармонии. Ныне это коллектив, ставший одной из ее «структурных единиц». После концерта, в котором квартет исполнил сочинения Шуберта, Сметаны и Чайковского, обозреватель «ЛГ» встретился с его руководителем лауреатом международных конкурсов Олегом СМИРНОВЫМ. — Почему вы решили поменять столичный статус ан самбля на провинциальный? — Принципиально наше положение никоим образом не изменилось. Квартет по-прежнему будет давать около сотни концертов за сезон самостоятельно, и лишь часть их — под эгидой филармонии. С ее руководителем Наталией Мекаевой мы договорились сотрудничать как равноправные партнеры, показывать в Липецке премьеры наших новых программ. Кроме того, мы не имели ничего против, чтобы вписаться в весьма достойный контекст деятельности Липецкой филармо нии, которая инициирует крупные интересные события — Все российский конкурс имени Обуховой, фестиваль имени Голи цына, проводит гастроли всемирно известных исполнителей. — Карьера каждого из тех, кто играет в квартете, и до прихода в него складывалась благополучно. Чем же вы су мели завлечь, «пленить» их, что они вошли в его состав? — Дело, разумеется, не во мне лично, а в самом квартет ном исполнительстве. Это — сложнейшее искусство, вид ис полнительства, подразумевающий безупречное чувство лок тя . Надо иметь особую к нему предрасположенность и, кроме того, быть достаточно рисковым, смелым человеком. Играть в квартете — занятие менее надежное в финансовом смысле по сравнению с оркестром. Там музыкантам, как правило, га рантирована стабильная зарплата, график их работы состав ляют администраторы и продюсеры. Нам же, хотя мы тесно контактируем с российскими и зарубежными продюсерами, самим приходится прилагать определенные усилия для орга низации гастролей, студийных и телевизионных записей. Сей час нам стало, конечно, полегче. З а одиннадцать лет суще ствования квартет сумел завоевать известность. Практически остается лишь вопрос выбора — где, с кем , когда выступать. Год_назад к нам из квартета имени Глазунова перешел народ ный артист и лауреат Госпремии России альтист Александр Галковский. Так что мы сейчас вместе со скрипачками Татья ной Колчановой и Еленой Харитоновой сильны к ак никогда. А исток этой силы, повторюсь, как раз в огромном желании музицировать именно в квартетном «формате». — Только что вы сыграли классические вещи. Но у вас есть и джазовые композиции. Насколько распространена подобная практика для ансамблей вашего плана? — Не думаю, что распространена. Впрочем, точно не ска жу. Но, по моему, ни один уважающий себя музыкант не дол жен замыкаться в чересчур жестких границах, будь то серьез ная классика, дж аз или эстрада. Профессионалу интересны, близки все оттенки мелодического спектра. Джаз с удоволь ствием исполняют многие замечательные филармонические артисты. С нашим квартетом его играл Николай Петров, но вую джазовую программу мы намерены подготовить с Дени сом Мацуевым. Квартет связывает творческая дружба с изве стнейшим джазменом Даниилом Крамером. Надеемся на со трудничество и с саксофонистом Георгием Гараняном. В об щем, стараемся идти в ногу со временем, — причем отнюдь не в ущерб традиционному для нас репертуару. — У каждого творческого человека есть мечта. О чем мечтаете вы? — Еще раз выступить с величайшей американской певи цей Джесси Норман. В двухтысячном году мы подписали с ней контракт на шестьдесят 'с лишним концертов, но отыгра ли совсем немного. Джесси поссорилась со своим импресарио, и наши с ней гастроли прервались. Никогда не забуду гранди озную программу памяти Дюда Эдцргтона в немецком Бреме н е — Джесси пела там поочередно с нами, фантастическим джазовым негритянским хором из Англии, интернациональ ным камерным оркестром. Джесси подвластно все. Она — я р чайший образец для исполнителей любой музыки. — Вы тоже стремитесь постоянно удивлять публику? — Безусловно. Достичь популярности не столь уж и слож но, если ты профессионал. Намного труднее — удержаться на достигнутой высоте, а главное — находить силы идти даль ше. Остановка, заминка на этом пути равносильна пораже нию. К счастью (тьфу-тьфу-тьфу!), у квартета есть потенци ал, и мы верим в долгое будущее нашего коллектива. Константин КЛЮТКИН. ^У ро ки и дороги ПДД эш ка и три поросенка Именно эти сказочные персонажи будут учить школьников правильно переходить улицу Вчера вДК «Сокол» состоялась премьера детского спектакля «Посвящение в пешеходы». Инициаторами этой необычной постановки стали сотрудники управления ГИБДД УВД Липецкой области, а вдохнули в нее жизнь режиссер Липецкого муниципального театра Олег Пономарев и артисты Татьяна Тарасова, Роман Коновалов, Ростислав Семенихин и Дмитрий Фролов. Теа трализо ванное пр е д ставление-урок, рассчитанное на младших школьников, про должается ровно 45 минут — как в обы чной ш кол е . Д е в о ч ка ПДДэшка, одетая в форму инс пектора ГИБДД, учит хулигани стых поросят Нифа, Нафа и Нуфа правилам дорожного движения. Забавные персонажи танцуют, поют и играют с маленькими зрителями, ненавязчиво преподавая ос новы поведения на дороге. Самую громкую и веселую реакцию ма леньких зрителей вызвал «взрыв» светофора, куда один из поросят полез с отверткой; игра с залом в футбол (ворота располагались на проезжей части, и зрителям сразу объяснили, чем это может гро зить) и сценка оказания первой помощи сбитому поросенку. В конце представления зрители вместе с 'актерами принесли «Клятву примерного пешехода». Александр Карелин, заместитель начальника ГИБДД УВД облас ти, и Юрий Овчинников, замначальника отдела педагогической ра боты областного Департамента образования и науки, поблагодари ли создателей спектакля и пожелали ребятам воспользоваться но выми знаниями и правильно вести себя на дороге. Первыми зрителями стали воспитанники детских домов, школ- интернатов, дети из малообеспеченных семей. Спектакль планиру ется демонстрировать не только в областном центре, но и в районах области. Служба новостей «Липецкой газеты».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz