Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
^Пассажирский транспорт В р е м я л и м о н н ы х автобусов Несколько лет назад на улицах Липецка появились первые ЛиАЗы-5256. Заходишь в такой новенький лимонного цвета автобус — салон просторный, и утро как-то по-новому начинается. С чего-то светлого. Молодежи сразу понравилось запрыгивать на задние места — “места для поцелуев”. Пожилые люди оценили невысокие ступеньки и широкие двери. Потому родители с колясками ждут на остановках, пропуская “Икарусы”, именно лимонные. А вообще за последние три года претензий к общественному транспорту в Липецке поубавилось. По данным последнего мониторинга, всего менее четверти опрошенных отметили неудовлетворительную работу пассажирского транспорта. А как же оценивают себя сами транспортники? Чем еще они могут порадовать жителей областного центра? Об этом мы решили поговорить с председателем департамента городского транспорта Николаем НОВИКОВЫМ. — За последние месяцы — не более двух жалоб в декаду, — говорит Николай Александрович. —Скорее это даже пред ложения. Например, просят продлить маршруты или заме нить старый автобус новым. Особенно весной, когда на ули це прохладно, люди из села Желтые Пески сетовали: “Поче му везде новые автобусы, а у нас таких только половина?.. Наши дети ездят — хочется, чтобы в салоне было тепло, светло и уютно” . Вот скажите, могли ли мы подумать о том, чтобы выполнить подобную просьбу, года четыре назад? Сей час мы уже и об окраинах города беспокоимся. Постепенно претворим в жизнь и пожелание жителей Желтых Песков. — Интересно, Николай Александрович, сколько же но вых автобусов закупил город за последние три года? — 112 новых автобусов большой вместимости — ЛиАЗ- 5256. А еще — 35 троллейбусов. В транспортные предприя тия и раньше, конечно, поступали деньги на обновление под вижного состава из областного и городского бюджетов. Но не в таких объемах и в основном — на приобретение автобу сов, бывших в эксплуатации. Теперь же возросли собствен ные доходы предприятий. И знайте: если возраст автобуса подходит к 15 годам, он уже не приносит прибыли и нужны деньги на его бесконеч ный ремонт. Вот почему мы предложили открыть в банке кредитную линию на три года в размере 121 миллиона руб лей. Такая схема позволит сверх плана закупить еще 50 еди ниц новой техники (ориентировочно — 16 троллейбусов и 34 автобуса), а старые, приносящие одни лишь убытки, маши ны списать. В этом нас поддержали глава города и депутаты горсовета. — Насколько после такого обновления снизится сред ний возраст парка городского транспорта? — С десяти до 8,2 года — это один из лучших показате лей в Центральном федеральном округе. Кстати, старые ав тобусы мы отправляем на металлолом, а узлы, детали — на склад, где их реставрируют. У нас мощная ремонтная база, добротные станки и главное — люди-профессионалы. — А на текучесть кадров среди водителей как-то повли яло обновление подвижного состава? — Безусловно, повлияло. Сейчас такой текучести, как раньше, нет. Очень важно, что за эти три года ни одного срыва или задержки по заработной плате не было — день в день, месяц в Месяц. Кроме того, в коллективном договоре зафиксировано' ежегоднбе увеличение заработной платы до 20 процентов. Если в 2002 году средняя зарплата составляла 2850 рублей, то сейчас — 9930 рублей. Так что потери опыт ных водителей мы не опасаемся. — Но как же частные предприниматели? Они не пере манивают ваших водителей? Это же законы рынка! — Если водитель лет двадцать проработал на стареньком автобусе и получил новый — то для профессионала, который любит свое дело, это большая радость и большая удача. А теперь, когда многократно возросли объемы закупаемой тех ники, люди почувствовали уверенность в завтрашнем дне. А где на стороне найдешь оплачиваемый больничный лист, отпуск в 43 дня? Сохранена и социальная сфера — дети ра ботников муниципальных транспортных предприятий летом отдыхают в лагере “Солнечный” . Родители платят совсем немного по сравнению с тем, что получает на отдыхе ребе нок. Есть у нас и общежитие на 180 мест, а в кабинетах здравпунктов врачи-специалисты и здоровье водителей по правят. В двух наших столовых, где готовят очень вкусно и по приемлемым ценам, питаются не только водители, но и много людей приходит со стороны. —Николай Александрович, а в будущем году какие пла ны? — Трудно предсказать финансирование отрасли в следу ющем году, когда вступит в силу федеральный закон о мест ном самоуправлении. Но ожидаем, что и городской, и обла стной бюджеты о транспорте не забудут, а значит, подвиж ной состав и дальше будет обновляться. Безусловно, ищем и новые источники доходов, позволяющие не только повышать заработную плату, но и развивать материальную базу. В 2006 году думаем завершить оснащение муниципальных автобу сов более современными техническими средствами контро ля. Хотим обновить технологическое оборудование и отре монтировать производственные площади на некоторых на ших предприятиях. Впереди — открытие новых маршрутов, ведь Липецк растет. Зная, что у нашего города проблемы с загазованностью, рассматриваются перспективы строитель ства трамвайных путей и троллейбусных линий в новых микрорайонах. — Значит, сменятся приоритеты? И областной центр больше будет покупать не автобусов, а, например, троллей бусов? — Мы будем постепенно наращивать процент подвижно го состава электротранспорта. Он бесшумен, экологически чист, экономически выгоден. Но и автобусы Липецку нужны. Думаю, что обязательно решится проблема загруженности кольца трубного завода и других оживленных направлений. В следующем году откро ется новая линия по улицам Механизаторов — 50 лет СССР — НЛМК, которая разгрузит поток транспорта на проспекте Победы. Мы прислушиваемся к предложениям липчан, по их просьбам изменяем и открываем новые маршруты. Но есть места, где из-за несоответствия дороги параметрам безо пасности мы это сделать пока не можем. К примеру, на ули цах Полиграфической, Стаханова, Кривенкова, Папина и Циолковского требуется обустройство дорожного полотна. По- прежнему будем держать на контроле сокращение интервала движения и качество обслуживания. Ведь главное для нас — обеспечить стабильную работу пассажирского транспорта. Беседовала Александра МИХАЙЛОВА. Липецк — наш общий дом Михаил ГУЛЕВСКИЙ: ^И т о ги и перспективы «Цельуменяодна- чтобылипчане гордилисьроднымгородом...» Три года назад Михаил Гулевский был избран главой администрации Липецка. Что изменилось за это время? Мэр Липецка (в центре) во время очередного объезда города. Конечно, пройденный путь измеряется осязаемыми величинами — новыми авто бусами и троллейбусами, от ремонтированными школами и детскими садами, благоуст роенными дворами и кило метрами европейского уровня дорог. Но ими не выразить самое главное. А главное то, что Липецк станет лучшим городом Черноземья, а в пер спективе его столицей. Этой сверхзадаче подчинены все усилия Михаила Булевского. Любопытно, что свой про ект будущий градоначальник обнародовал еще в 2000 году, но тогда его голос мало кто услышал. Понадобилось вре мя, чтобы идея завладела умами. Социологи недавно выдали потрясающую цифру — проект «Липецк — жем чужина Черноземья» поддер живают 93 процента жителей областного центра. Но теперь нужен следую щий шаг — чтобы идея зав ладела сердцами, вдохнови ла липчан на трудовые под виги во имя родного города. Это не праздные мечты. Со ветская власть, убежден Ми хаил Владимирович, тем и была сильна, что могла пред ложить масштабные проек ты, способные увлечь моло дежь, мобилизовать всю Рос сию на их осуществление. Девяностые годы, напро тив, отмечены знаком траги ческого безвременья. Но с приходом президента Влади мира Путина Россия посте пенно поднимается с колен. Не исключено, что уже в бли жайшем будущем перед стра ной встанут масштабные за дачи, Россия вновь обретет смысл своего исторического бытия, осознает четкую гео политическую перспективу. По зеркальному сценарию развивались события и в Ли пецке. Когда Гулевский по бедил на выборах, команде его единомышленников при шлось в аварийном режиме латать многочисленные дыры. Но уже тогда градона чальник продемонстрировал государственный подход, умение видеть перспективу. В числе первых его дел стал капитальный ремонт внутри домовых сетей. В одном толь ко 2003 году были заменены сотни километров прогнив ших труб. В результате ра дикально изменился смысл работы жилищно-эксплуата ционных служб. Если рань ше им приходилось немало сил тратить на косметичес кий ремонт квартир, постра давших от порывов внутри домовых сетей, то теперь они смогли сосредоточиться на профилактических меропри ятиях, плановой замене сис тем холодного и горячего во доснабжения. Когда аварийно-восстано вительный период в работе новой команды управленцев стал изживать себя, Михаил Гулевский выдвинул новую инициативу — подготовить план стратегического разви тия Липецка на десятилетие вперед. Цель, которую он пре следует, понятна — превра тить Липецк в жемчужину Черноземья. Но что самое главное — стратегический план позволит политической философии градоначальника обрести под собой твердую почву, претвориться в про грамму долгосрочных дей ствий. Важно ведь не только указать цель, но и найти оп тимальный путь, который приведет к ее достижению. «Такой сложный орга низм, каким является муни ципальное хозяйство, не тер пит бессистемного подхода», — не раз приходилось слы шать от Булевского такие слова. Михаил Владимиро вич знает, о чем говорит. Вот, пожалуй, самый поучитель ный пример — в период ель цинского безвременья в Ли пецке закрыли 59 детских садов. Никто даже не удосу жился заглянуть на несколь ко лет вперед, посчитать, какое дошкольное учрежде ние в самом деле можно лик видировать, а какое ни в коем случае трогать нельзя. Результатом недальновидной политики стали многотысяч ные очереди в детсады, по явившиеся после того, как увеличилась рождаемость. Нет, забота о самых ма леньких липчанах всегда была в числе важнейших приоритетов Михаила Булев ского. Не случайно в струк туре администрации города появился самостоятельный департамент дошкольного об разования. Что это дало? За каких-то три года финанси рование отрасли увеличилось втрое, ассигнования, выделя емые на капитальный ремонт детских садов, выросли в 7 раз, на косметический ре монт — в 14 раз! Но и это еще не все... Нынешним летом в одном из самых густонаселенных рай онов Липецка сдан в эксплу атацию филиал детского сада № 6. А в двадцать седьмом микрорайоне продолжается строительство нового ДОУ, которое скорее будет напоми нать дворец, чем детсад. Ана логичный объект проектиру ется и в двадцать шестом микрорайоне... Но сегодняшняя потреб ность города — 17 новых дет ских садов. Построить их за год-другой — такое не по си лам даже команде Булевско го. Михаил Владимирович, тем не менее, в числе пору чений разработчикам страте гического плана дал и такое — в кратчайшие сроки лик видировать очереди в до школьные учреждения. Если градоначальник сказал, то слово свое обязательно сдер жит . Вот только усилий сколько потребуется, чтобы восстановить порушенное. Само собой разумеется, что стратегическое планирова ние, на котором настаивает Булевский, сделает немысли мой ситуацию, подобную той, что в девяностые годы про изошла с детскими садами. Разговор о «новом поли тическом курсе», провозгла шенном мэром областного центра, невозможен без упо минания одной черты, прису щей Михаилу Владимирови чу, — он умеет слушать лю дей, умеет словом и делом поддержать смелые проекты и начинания. В память вре зался один эпизод —пару лет назад Булевский предложил старшему поколению руково дителей посмотреть вместе с ним город. Стояла ранняя осень — время, располагаю щее к конструктивной рабо те. Так что разговор в ходе объезда получился предельно содержательным. Кто-то из ветеранов неожиданно загово рил о набережной реки Воро неж. На бумаге проект суще ствует уже лет двадцать, но у муниципальных властей руки не доходят, чтобы его осуще ствить. Булевский вниматель но выслушал предложение. И что же? Через два года реку Воронеж украсила прекрас ная набережная, которая сра зу же превратилась в излюб ленное место отдыха горожан. Вот и стратегический план ни в коем случае не станет плодом субъективного произ вола. Его, наоборот, можно уподобить губке, которая вбе рет в себя самые ценные идеи. Ведь не случайно админист рация Липецка пригласила все заинтересованные сторо ны (бизнес-сообщество, реги ональные отделения полити ческих партий, общественные организации) принять учас тие в разработке плана. В этом свете по-новому вырисовывается замысел Ми хаила Булевского — объеди нив усилия всех липчан, раз работать план устойчивого развития города на десятиле тие вперед. Но что самое глав ное — документ, воплотив ший в себе коллективную волю жителей областного центра, будет сильнее игры случая и преходящей полити ческой конъюнктуры. В этом залог того, что все намечен ное будет претворено в жизнь. Начавшаяся в городе кол лективная работа над планом стратегического развития — не исключение из правил. Стремление сделать работу городской администрации прозрачной для общества — один из важнейших принци пов мэра Липецка. Откры тость, как показал опыт про шедших трех лет, заставляет административный аппарат работать более эффективно. Мало того, если власть дума ет о завтрашнем дне, стремит ся сделать жизнь лучше, то информационная открытость только помогает решать не простые задачи. Взять, к при меру, тупиковую ситуацию, в которой несколько лет назад оказался городской пасса жирский транспорт. «Безби летный коммунизм» к тому времени себя полностью ис черпал. Бородскому бюджету оказалось не по силам содер жать на своих плечах весь му ниципальный транспорт. Следствием хронического не дофинансирования стал ката строфический износ подвиж ного состава и непозволитель но высокая текучесть кадров. Но и отказ от транспортного коммунизма грозил всколых нуть бурю возмущения горо жан. Прежний градоначаль ник попробовал было сокра тить процент «бесплатных» автобусов и троллейбусов на городских маршрутах, но тут же отказался от этой затеи. Булевский, наоборот, при нял непопулярное решение, ликвидировав транспортный коммунизм, но общественное мнение оказалось на его сто роне. Как это ему удалось? Секрет прост — открытый диалог о проблемах муници пального транспорта, в ходе которого мэр смог четко и ясно объяснить свои цели. Прав ли был Булевский, покусившись на святая святых — «безби летный коммунизм»? Судите сами: за последние два года поток жалоб на работу пасса жирского транспорта сокра тился в 17 раз! Каков же общий итог пути, пройденного за три года? Пожалуй, лучше дру гих ответили жители одного из домов в поселке тракторо строителей, которые на грант городской администрации обустроили собственный двор. А значит, призыв сде лать Липецк лучшим горо дом Черноземья нашел от клик в сердцах горожан. Лучшей оценки работе мэра Липецка трудно себе представить. Сергей КИБАЛЬНИЧЕНКО. «Большая клумба» в сердце России ^Фоторепортаж Миллион деревьев за пять лет! —такую задачу поставил мэр Липецка год назад. Украсить свой двор зелеными насаждениями теперь может всяк желающий. В рамках акции “Посади и сохрани дерево” саженцы выдаются добровольцам абсолютно бесплатно. Неудивительно, что с каж дым годом Липецк все боль ше напоминает цветочную клумбу. Удивляют не только оригинальные рисунки разно цветных живых ковров, но и длительные сроки цветения. Орден из цветов на площади Бероев, например, расцветает накануне Дня Победы. До пер вых заморозков на соседних клумбах будут распускаться красные и розовые махровые петуньи — одна из последних новинок, украсивших област ной центр. Секрет цветочного “долголетия” кроется в сорто вых гибридных семенах из Москвы. Они, конечно, в два- три раза дороже обычных се мян. Зато у цветков одинако вая окраска, махровость, рост. Да и экономить на красоте го род не намерен! Еще одно нов шество последних лет — рас саду сначала распикировыва ют в опоки (это небольшие пластиковые стаканчики), дают ей передохнуть от пере езда и уже оттуда, с большим, комом земли, — на постоян ное место “работы”, то есть на городскую клумбу. Так расте ние и цветет дольше, и не бо леет, даже если его посадить уже цветущим. Так поступи ли и на майские праздники, впервые вырастив и высадив с бутонами гибридные голлан дские тюльпаны: розовые, ко ричневые, белые, двухцветные и желтые махровые. Чтобы липчанам не надо едали привычный кизильник да тополя, решили поэкспе риментировать и с новыми сортами саженцев. Закупили редкие для наших широт го лубые ели из Нальчика, пи рамидальную и шаровидную туи. Много кустарников — например, три разновиднос ти гортензии, барбарис пур пурнолистный, дерен пестро листный и золотой, пузыре- плодник (куст, который, воп реки своему неблагозвучному названию, радует глаз изящ ными желтыми и фиолетовы ми листьями). Все это агро номы “Зеленхоза” намерены черенковать и далее разво дить уже в Липецке. Для воплощения ориги нальных дизайнерских реше ний впервые стали использо вать и новые материалы — известняк , декоративную плитку, сетку, мраморную крошку, металлоконструк ции. Но комбинированные цветники — это не только роскошь, но и необходимость. Например, когда два года на зад шла реконструкция Ниж него парка, пришлось изба виться от аварийных деревь ев. А вот пни, оставшиеся от них, совсем не радовали глаз отдыхающих. Выкорчевывать трудоемко и дорого, а остав лять пеньки посреди обнов ленного парка —это не в пра вилах команды мэра. И тогда родилась идея — сделать из пней корзиночки с цветами. А как обыгран ландшафт в Сокольском парке! — Представьте: на одной из аллей стояли три серых бетонных столба, — расска зывает директор “Зеленхоза” Александр Кулаков. — Уб рать их было невозможно. Увидев, как они уродуют парк, мэр Липецка Михаил Булевский распорядился вписать их в ландшафт, пре вратить в изюминку. И вот результат — столбы, утонув шие в море цветов, не узнать. Сокольцы теперь специально приходят к ним, чтобы сфо тографироваться . А учеников прогимназии № 59 Липецка ждет необыч ный сюрприз — полушария глобуса из цветов на фоне го сударственного флага России. На материке Евразия даже выложены гранитом горы, так что географию дети смо гут изучать на свежем возду хе. В следующем году цвето- ФОТО АНАСТАСИИ МЕНЬШИКОВОЙ И НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА. Так цветут голландские тюльпаны; здесь любят фотографироваться сокольцы; победа, запечатленная в цветах. воды собираются удивить липчан зелеными арками над тротуарами по бульвару Не делина и обыграть Петровс кий спуск. Так что горожа нам будет еще где замереть от восхищения или щелкнуть затвором фотоаппарата. Нельзя не упомянуть и о новой технике для ухода за зелеными насаждениями, которая позволила начать массовую реконструкцию га зонов. Косы сменили шведс кие травокосилки, появилась даже косилка-манипулятор, производящая покос на скло нах, на неровных поверхнос тях, вертикальную и гори зонтальную стрижку кустар ника. Приобретен также ка- тарпиллер —универсальный агрегат, с помощью которо го ведется рекультивация газонов, их горизонтальная планировка, дробление пней. В планах — закупка но вой поливочной системы, подающей с машины специ альным насосом воду на рас пылители. Полив будет про изводиться и в ночное время. — А как вы хотели? — реагирует на мое немое удив ление Александр Кулаков, — В Англии еще не так газоны и кустарники пестуют! Даже с тем же цветком два-три ме сяца нужно нянчиться, и только тогда увидишь резуль тат. Маленькую рассаду за ботливо поливают теплой во дой из леечки. И газонную часть тоже нужно поливать. Мы даже овсяницу, которой раньше засевали газоны, ста ли менять на сортовые травя ные смеси —теневыносливые и влагоустойчивые. Так что если не Англией, то жемчу жиной центрального Чернозе мья Липецк уж точно станет. Срезать негодные газоны, вывозить грунт “Зеленхозу” помогает предприятие по убор ке города. А “Липецкгорсвет”, например, поставив световые шары по улице Катукова, кра сиво подсветил цветочные клумбы. Но будет ли смотреть ся клумба, если вокруг нее — разбитые бордюры и выбоины в асфальте? Их устраняет ре монтно-строительное дорож ное предприятие. Все это зве нья одной цепи — благоуст ройства. Каждый дополняет друг друга, как и положено в общем доме. Одним словом, “Липецк — наш общий дом”. Анастасия КОНОПЛЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz