Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
29 СЕНТЯБРЯ 2005 ЧЕТВЕРГ № 38 (234) СОЮ3 Б е л а р у с ь — Р о с с и я ______Ш Х О Р ОШ А Я Н О В ОС Т Ь Индийские куклы повезут в путешествие В ГОСУДАРСТВЕННОМ музее Востока в Москве открылась уникальная выставка «Путеше ствие кукол» (кукольное искусст во народного театра Индии). Экспозиция насчитывает около 300 редких экспонатов из индийских собраний. Богатая коллекция дает уникальную воз можность познакомиться с ис кусством и бродячих артистов- кукольников, часто являющихся одновременно рассказчиками, певцами и танцорами; с художе ственным талантом профессио нальных театральных кудесни ков, а также с удивительным ма стерством тех, кто своими рука ми непосредственно изготовлял эти кукольные шедевры из са мых различных материалов, со общили в музее Востока журна листам. На выставке представлены театральные куклы из Бенгалии и Карнатаки, Андхра-Прадеш и Кералы, Ассама и Ориссы, Рад жастхана и Тамилнаду. Здесь же куклы теневого театра, они из козьей кожи, тут и марионетки на нитях и тростях. Выставлены так же музыкальные инструменты многих штатов Индии. * Выставка организована при содействии Министерства куль туры и массовых коммуникаций РФ, министерства культуры пра вительства Индии и Федераль ного агентства по культуре и ки нематографии России. Тыву защитят от беды РИТУАЛ закладки фундамента буддийского знака субургана со стоялся на правом берегу Енисея, на северной окраине столицы Ты вы Кызыла. Согласно буддийским верованиям, субурган призван за щитить город от бед и потрясений. Всего планируется построить че тыре подобных субургана. В торжественной церемонии закладки фундамента приняли участие монахи местного управ ления Камбы-ламы, представи тели правительства республики и мэрии Кызыла. Субурган — это каменный или бетонный прямо угольный столб высотой от 1,5 до 3 метров. Уже определено место под строительство трех других субурганов, призванных обере гать Кызыл. По мнению буддий ских священнослужителей, в связи с ухудшением криминоген ной обстановки подобная защи та жителям Кызыла будет необ ходима. Кстати, последователя ми буддизма являются 52 про цента жителей Тывы. Иностранцы посетили Кавказ на воздушных шарах VIIЖЕЛЕЗНОВОДСКИЙ между народный фестиваль воздушных шаров «Кавказские Минераль ные Воды— Жемчужина России- 2005» открылся в Железновод- ске. Для участия в фестивале при были 22 команды. В их числе — команда из Объединенных Араб ских Эмиратов. Шар из Объеди ненных Арабских Эмиратов при был в Железноводск, посетив Лондон, Париж и Рим. Кстати, этот аэростат считается одним из самых больших в Европе. На Железноводский фести валь приезжают только пилоты высокого класса; мастера спор та, призеры российских и между народных чемпионатов. Горный рельеф местности и непредска зуемые воздушные потоки зна чительно повышают сложность полетов. Победитель соревнова ний получит золотой перстень с бриллиантом. Калининградцы первыми получат загранпаспорта ЖИТЕЛИ Калининградской об ласти первыми получат биомет рические загранпаспорта нового образца, сообщили в пресс- службе объединения «Гознак». Также новые загранпаспорта бу дут получать работники россий ских посольств в Германии и странах Прибалтики. Печатать новые загранпас порта начнут с ноября 2005 года, выдачу биометрических загран паспортов планируют начать с 1января 2006 года. По всей России новые загран паспорта начнут выдавать в 2007 году. Как отмечают в пресс-служ бе, на эту программу на ближай шие три года, по разным оцен кам, планируется выделить от 14 до 20 млрд, рублей. На эти сред ства будет проведено переобору дование паспортных отделов, мо дернизация пограничных перехо дов и создание единой базы дан ных. В программе по созданию новых загранпаспортов участву ют также МВД России, МИД, Фе деральная миграционная служба и министерство информацион ных технологий и связи. Как сообщалось ранее, в но вых загранпаспортах будет уста новлена микросхема, в которой будет храниться следующая ин формация — паспортные дан ные, фотография и два отпечат ка пальцев. Сейчас паспорта с микросхемами введены только Бельгией, в ноябре похожие пас порта планирует начать печатать Германия. История повторяется Я Режиссер Андрей Кавун проводит съемки фильма «Охота на прира- нью» в Беларуси. Владимир Машков (в центре) во время работы. Специалист по красоте В БЕЛАРУСИ впервые начали го товить профессиональных меди цинских косметологов. Такой курс появился на базе Медицинской академии последипломного обра зования. Обязательное условие для поступления — высшее меди цинское образование по специ альности «лечебное дело» или «педиатрия», а также стаж не ме нее 5 лет. Диплом дает право ква лифицированно заниматься кос метологией в государственных и коммерческих учреждениях. Пабло, Дали и муза В МИНСКОМ кинотеатре «Побе да» начинается неделя испанского кино. О личной жизни и творчест ве, о друзьях и детях известного художника Пабло Пикассо зрите лям расскажет фильм Луиса Ма- мерто Лопес-Тапия «Пикассо: во семь историй о любви». Жизни не менее знаменитого художника СальвадораДали касается фильм Сильвии Мунт «Гапа». Он о жен щине с удивительной судьбой, ко торая родилась в Казани, но стала музой для французского поэта По ля Элюара и испанского сюрреа листа СальвадораДали. Сякоря сниматься! БЕЛОРУССКОЕ морское паро ходство осуществит первую пробную перевозку партии ка лийных удобрений через порты Калининграда. В настоящее вре мя ведется подготовка к фрахту судов. Напомним, что права на экспорт удобрений в стране пе реданы Белорусской калийной компании. Пароходство также занимается разработкой схемы перевозки торфа в Скандинав ские страны, поставки которого планируется начать в октябре. Подготовили Виктория АВЕРБУХ (Москва) и Алексей КЛЕВИТСКИЙ (Минск) П е р с п е к т и в а с к о т а м и Серьезно -несерьезное интервью с художником Виктором Чижиковым накануне его 70 -летия персона А л е к с а н д р Щ уп л о в ЗАСЛУЖЕННЫЙ художник Рос сии Виктор Чижиков посвятил детским книгам всю жизнь. Мож нобез преувеличения сказать, что его перо и кисть проиллюстриро вали всю нашу литературу для де тей: Маршак и Барто, Чуковский и Волков, Заходер и Коваль, Михал ков и Носов... А еще — Родари с его «Чиполлино»! А еще— Успен ский со ставшими уже классиче скими персонажами Дядей Федо ром и Котом Матроскиным! А еще— олимпийский Мишка, уле тевший давным-давно в лужни- ковское небо, вызывая слезы и ко мок в горле... А еще — серия из двух десятков книг издательства «Самовар» с приглашающим на званием «В гостях у Виктора Чи жикова». Наша беседа — с заме чательным российским художни ком книги Виктором Чижиковым. — Я люблю белорусских ху дожников, — рассказывает Вик тор Чижиков. — У меня есть в Минске замечательныйдруг Геор- гий Поплавский, народный худож ник, академик. Он является гла вой семьи художников: жена На таша — замечательный иллюст ратор детской книги, дочка Ка тя — тоже очень хорошая худож ница. Мы познакомились в Доме творчества в Паланге в 1967 году. Когда он бывает в Москве, то все гда заходит ко мне. Он очень из вестный мастер, иллюстрировал Якуба Коласа, других белорус ских писателей. За цикл индий ских работ получил премию Джа- вахарлала Неру. —Вычувствуетедыхание нового по коления вкнижной графике? Кому лиру будетепередавать, ВикторАле ксандрович? — К новому поколению я отно шу Вику Фомину, завоевавшую на биеннале в Братиславе почет ный приз «Золотое яблоко». Есть достойные художники и среди со всем молодых. Одно время на страницах журнала «Детская ли тература» писалось о каком-то кризисе «иллюстраторского жан ра». Я этого никогда не чувство вал. Всегда работало много та лантливых художников. Конечно, надо их поддерживать, особенно стариков. Например, очень много сделал для российской книжной графики Геннадий Калиновский. Ему сейчас около 75 лет, он бо лен, о нем мало вспоминают. Мы то, его друзья и коллеги, о нем по мним, но не можем обеспечить закупки его работ. А у него есть очень интересные работы к «Мас теру и Маргарите» и «Путешест вию Гулливера». Особенно он прославился иллюстрациями к «Алисе в Стране чудес». Лучших иллюстраций к этой книге я не ви дел! Еще один мой замечатель ный друг — недавно ушедший из жизни Евгений Григорьевич Мо нин. Художник очень высокого уровня, предмет гордости нашей графики. А о нем не было ни од ной телевизионной передачи. Ко гда все время на телеэкране по священо попсе, а иллюстраторам не уделяется внимания, это обед няет общую культуру. Ведь на ил люстраторах, особенно детской книги, держится огромный пласт культуры: первые шаги ребенка связаны не столько с текстом, сколько с картинками. Юмор в детских иллюстрациях очень ну жен. Правда, когда речь идет о серьезных или трагических ве щах, иллюстрация должна быть трагической. Но не для самых ма леньких! Помнится, однажды, ко гда создавался Детский фонд, мы разговаривали с Сергеем Влади мировичем Образцовым о том, с какого возраста можно пугать де тей, делать для них разные мод ные сейчас страшилки. Образцов говорил мне, что не хочет допус кать в своих театральных поста новках для самых маленьких ни чего страшного. Пусть дети как можно дольше сохраняются «не пугаными». А потом, когда подра стут, можно постепенно вводить в сказки и Бабу Ягу, и Волка, кото рый встречается с Красной Ша почкой... Он объяснял это тем, что у детей в будущем будет мно го поводов для испуга. Детская психика сначала должна возму жать, укрепиться, а потом уж ее можно загружать разными стра шилками. —Лесники говорят, чтоприрученные медвежата или оленята, когда их взрослыми выпускаютнаволю, чув ствуют себябеспомощными. Ау нас сейчас выросшиедети вступают втот же хищныйлес... — Да, сегодня все происходит не так, как говорил Образцов. Но я стараюсь делать своих страш ных героев смешными. Того же Волка, например, который соби рается скушать Красную Шапоч ку. —Сулыбкой будетеекушать? — Бармалейу меня в «Докторе Айболите» спит в кровати, а из- под подушки высовывается жур нал «Мурзилка» — любимое чти во Бармалея! Вот мой метод. —Анебоитесь, чтовстретятся потом выросшиедети с каким-нибудь Чика- тилойибудутискать, гдеу него вы совываетсяжурнал «Мурзилка»? — И все-таки ядаже страшный текст стараюсь рисунками смяг чить. Хотя жизнь все равно поста вит все на свои места. Я часто встречаю людей, которые мне го ворят: мы выросли на ваших книжках, спасибо, что вы нас ве селили! Это для меня звучит как награда. Я хотел и хочу, чтобы у детей было меньше страхов. Дет ство должно быть беззаботным. Вообще, мне кажется, это прису ще русскому народу. Вы обратили внимание, что в деревнях на праздники ходят ряженые: мужи ки выпьют и рядятся в женские платья... —Для этого не надоехать вдерев ню: включитетелевизор с какой-ни будь сатирической программой— сплошные мужики вженских плать ях! — Меня пугает изобилие таких мужиков на ТВ. Это уже не смеш но. А в народе ряженые — обыч ное дело, они органично вписыва ются своей беззаботностью и ухарством в праздник. Меня это всегда веселило в детстве. Потом вырастаешь — и на тебя посте пенно накладываются пласты культуры. Ты начинаешь немнож ко больше понимать. Немножко! Но главная закваска закладыва ется в детстве. Если ребенка вос питывать в страхе, все время пре дупреждать: мол, туда не ходи, и туда тоже, там страшно! — ребе нок будет сидеть онемевший по среди комнаты и всего бояться. А в жизни нужны люди, которые и постоять за себя могут, и посме яться от души. Мы должны воспи тывать таких людей. — Ну, вашемувеселомуБармалею никто неудивится— вконце концов ВикторЧижиков заставил олимпий ского Мишку улететь всвой сказоч ныйлес. До сих порМишка вселетит илетит наднашими головами, алю ди все плачут иплачут, прощаясь с ним... — И плачут по вполне естест венной причине: Мишку успели полюбить. Сцена была вокзаль ная: один уезжает, другие его про вожают. Мы всегда видим, как плачут на вокзалах. А почему пла чут? Потому что уезжает кто-то родной. Наш Мишка, став олимпий ским талисманом, впервые взгля нул в глаза зрителям: «Вот я та кой! Гостеприимный, крепкий, не завистливый и независимый, смо трю вам в глаза...» Медвежонок полюбился именно своим взгля дом. До него никакой олимпий ский талисман — никто на это ни когда не обращал внимания! — в глаза не смотрел: ни мюнхенская такса, ни канадский бобр... Яу них вообще глаз не помню. А вот пос ле олимпийского Мишки появи лись сеульский тигренок Ходори и сараевский волчонок Вучко— они уже смотрели в глаза зрителям. —Помнится, выболелиидеейнари совать серию«Котывеликихлю дей». Вкаком она состоянии? — Я ее то нарисую, то расфор мирую. У меня уже есть «Кот Сав расова», «Кот Шаляпина», «Кот Герострата». Есть даже «Кот Луж кова» — сам он не в кепке, но кеп ка участвует в этом процессе. —А«Кот Пушкина» есть? — Нет. Но есть «Кот Малеви ча», есть «Кот Есенина»: предста вляете — тонет кот. Рядом на бе- И Виктор Чижиков считает, что в жизни нужны люди, которые и постоять за себя могут, и по смеяться от души. регу сидит собака. Кот протягива ет лапу: «Дай, Джим, на счастье лапу мне»... Есть «Кот Гоголя»... — «Кот Гоголя», наверное, сдлин нымносом? — Нет, он стоит влодке в камы шах, за поясом заткнута дичь. Он целится из рогатки и говорит: «Редкая птица долетит до середи ныДнепра». —А«КотЛенина», представляете, сидит вШушенском, рядом—Наде жда Константиновна... Иеще— «Ко таПутина»ненарисовали?Рядомс президентскимлабрадором, которо го показывают потелевизору? — Нет, таких котов у меня пока нет. Для этого надо сесть и поду мать— серьезно отнестись к этой теме. Может, еще появятся. Тут не знаешь, что возникнет. Пока беру то, что лежит на поверхности. Хо рошо сказал философ Лихтен штейн: «Плохо быть правым в тех вопросах, в которых не правы сильные мира сего». К этой теме надо подходить осторожно. — Наверное, умныйбылфилософ, раз вчесть него княжество назва ли... — Определенно, дока. А котов у меня пока набралось 25. Этого мало для книги. Вообще-то коты у меня жили всю жизнь. С нами в деревне кот Чунька прожил 14 лет. Он послу жил толчком для создания целой серии рисунков о кошках. А по том ушел и не пришел. Говорят, кошки уходят умирать. Наш Чунь ка — как Толстой. Кстати, уход Толстого в моей серии о котах то же будет. Образ у меня уже най ден. — Интересно, вы сперва изучаете на туру, входитевобраз кота?Усов, правда, у вас нет, чтобыимишеве лить, хвостикатоже... — Совершенно верно, вхожу в образ. — Чтовыпожелаете читателямсво их книжек? — Хороших перспектив. Ху дожники в институте всегда изу чают такой предмет— «Перспек тива». Видеть четкую перспекти ву в своей жизни я и пожелаю чи тателям России и Беларуси. —Ачтовы пожелаетехудожнику Ви кторуЧижикову наего семидесяти летие? — Техже перспектив! Конечно, больших перспектив у меня уже нету. Но четкую перспективу лет на пять я бы себе пожелал! —Нуамы отимени читателейумно жим эту цифруна пять иещена пять... Погибшим, но не побежденным Белорусский союз архитекторов выдвинул своих кандидатов на соискание премии Союзного государства премия И р и н а З а в а д с к а я ГРОДНО КОГДА в Гродно приступили к возведению мемориала воинам- пограничникам и на пустыре, где раньше раскидывали шатер цир ка шапито, появился первый гра нитный камень, туда сразу же принесли цветы. Они появлялись там каждый день все время, пока продолжалось строительство па мятника. Приходили ветераны и горожане, интересовались, как идет работа, благодарили зодчих. Даже гостям города новую грод ненскую достопримечательность стали показывать задолго до ее официального открытия. Ведь до сих пор памятника погранични кам, первыми принявшим на себя удар фашистов, нигде в СНГ не было. Сегодня мемориал воинам-по- граничникам— одно из самых по пулярных мест в Гродно. Об этом его авторы— скульптор Геннадий БУРАЛКИН и архитектор Стани слав ФЕДЧЕНКО мечтали все три года совместной работы. Резуль тат получился достойным и горо да, и памяти погибших. «Погиб шим, но не побежденным воинам Белорусского пограничного окру га» — свидетельствуют бронзо вые буквы у подножия скульпту ры. Но гродненский монумент — не только выразительное бронзо вое изваяние, увековечившее за щитников границы в решающий момент их жизни, но и не менее продуманный городской ан самбль, сочетающий в себе пло щадь и скверик, торжественный и в то же время очень уютный. Здесь теперь всегда можно уз нать историю героических по гранзастав, сдерживавших в 1941-м наступление немецких танков в течение почти 9 часов... А можно просто хорошо отдох нуть от городской суеты. В лучших традициях зодчих прошлого Буралкин и Федченко сохранили в граните благодар ность всем тем, кто был причас тен к этому сооружению: погра ничникам Беларуси, России, Ка захстана, Кыргызстана, Молдо вы, организациям и частным ли цам, на средства которых был возведен монумент. А также предприятию «Карельский гра нит», где по проекту авторов вы полнялись многие элементы бу дущего ансамбля, и минскому предприятию «Отменное литье» — там отливали фигуры воинов. Монумент в Гродно — первая совместная работа скульптора и архитектора. Но наверняка не по следняя: сегодня творческий тан дем Буралкина—Федченко уже сам по себе «бренд», теперь их специально приглашают для ре конструкции и возведения памят ников в Минске и не только. Впро чем, в этом перспективном сот рудничестве можно было не сом неваться еще тогда, когда их про ект мемориальногоансамбля вои- нам-пограничникам в Гродно при знали лучшим из почти двух де сятков эскизов, предложенных на творческий конкурс. А сегодня Бе лорусский союз архитекторов вы двигает кандидатуры Геннадия Буралкина и Станислава Федчен ко на соискание премии Союзного государства России и Беларуси в области литературы и искусства. Их имена хорошо известны. Немало работ Геннадия Василье вича украшают улицы и парки в Америке, Ирландии, Черногории, Армении... Хотя внаибольшем ко личестве — все-таки в Беларуси. Памятник шахтерам в Солигор- ске, мемориал в Лиде, памятник отцу и сыну Еременко в Минске, пронзительные розы у входа в ме тро в память о трагедии на стан ции «Немига» — Буралкин спосо бен тактично воплощать даже очень непростые темы. В отличие от своего друга и коллеги Станислав Иванович на чинал свою творческую карьеру на Дальнем Востоке, хотя по отцу, уроженцу Волковыска, считаетсе бя белорусом. Здания, спроекти рованные Федченко, можно встретить вОмске, Новосибирске, Барнауле, Алма-Ате и еще в де сятке городов. В Минске он гор дится «своим» домом из красного кирпича на въезде в белорусскую столицу со стороны Могилевского шоссе (в свое время это был нова торский проект), столичной гости ницей «Планета». Не заметить его дома по улице Веры Хоружей так же совершенно невозможно — в Беларуси таких необычных зда ний немного. Ис особым чувством говорит архитектор о мемориаль ном комплексе «Доры» в Горках, посвященном одной из многих бе лорусскихдеревень, сожженных в годы войны... Сейчас Станислав Федченко завершает работу над памятни ком знаменитому «песняру» Вла димиру Мулявину, а Геннадий Бу ралкин готовится к очередному творческому конкурсу и персо нальной выставке. Ж Геннадий Буралкин и Стани слав Федченко. Информационные сообщения о проведении конкурса Постоянный КомитетСоюзного государства объявляет конкурс наавтотранспортное обслуживание на2006 год Предварительное собрание заинтересованных в участии в кон курсе лиц будет проводиться 1 ноября 2005 г. в 12 час. по адресу: 103132, г. Москва, Старая площадь, д. 8/5, подъезд № 3. Для участия в конкурсе необходимо в срок до 14 ноября 2005 г. представить в комиссию, расположенную по адресу: 103132, г. Моск ва, Старая площадь, д. 8/5, подъезд № 3, заявку на участие в конкур се и иную документацию, указанную в Положении о проведении кон курсов для нужд Постоянного Комитета Союзного государства. Бланк заявки на участие в конкурсе, формы представляемых с за явкой документов, требования по их заполнению, дополнительные сведения и условиях проведения конкурса можно получить по адре су: 103132, г. Москва, Старая площадь, д. 8/5, подъезд № 3, ежеднев но в рабочие дни, с 28 сентября 2005 г., с 11.00 до 17.00, или по кон тактному телефону: (095) 206-34-04. Окончательный срок приема заявок комиссией конкурсного отбо ра— 14 ноября 2005 г. до 12.00. Вскрытие конвертов с предложениями участников конкурса, их ог лашение, объявление протокола регистрации участников конкурса, порядке собеседования с ними, срока подведения конкурса состоит ся 15 ноября 2005 г. по адресу: 103132, г. Москва, Старая площадь, д. 8/5, подъезд N9 3. Постоянный КомитетСоюзного государства объявляет конкурс на закупку сувенирной продукции на2006 год Предварительное собрайие заинтересованных в участии в кон курсе лиц будет проводиться 1 ноября 2005 г. в 14.00 по адресу: 103132, г. Москва, Старая площадь, д. 8/5, подъезд N9 3. Для участия в конкурсе необходимо в срок до 14 ноябри 2005 г. представить в комиссию, расположенную по адресу: 103132, г. Моск ва, Старая площадь, д. 8/5, подъезд № 3, заявку на участие в конкур се и иную документацию, указанную в Положении о проведении кон курсов для нужд Постоянного Комитета Союзного государства. Бланк заявки на участие в конкурсе, формы представляемых с за явкой документов, требования по их заполнению, дополнительные сведения об условиях проведения конкурса можно получить по адре су: 103132, г. Москва, Старая площадь, д. 8/5, подъезд № 3, ежеднев но в рабочие дни с 28 сентября 2005 г. с 11.00 до 17.00 или по контакт ному телефону: (095) 206-34-04. Окончательный срок приема заявок комиссией конкурсного отбо ра— 14 ноября 2005 г. до 12.00. Вскрытие конвертов с предложениями участников конкурса, их ог лашение, объявление протокола регистрации участников конкурса, порядка собеседования с ними, срока подведения итогов конкурса состоится 15 ноября 2005 г. по адресу: 103132, г. Москва, Старая пло щадь, д. 8/5, подъезд N9 3.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz