Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

9 сентября 2005 г., № 189 (22567) ЛИПЕЦКАЯ газета Устами младенца, или У каждой дочки должна быть мама... Пока дети катались на лошадях, смотрели спектакли, участвовали в концертах, ходили на дискотеки и с интересом изучали подаренные им игрушки, родители скрупулезно скрипели ручками, записывая советы разных специалистов и... друг друга. Так в минувшие выходные в лагере «Прометей» проходил слет приемных и опекунских семей Липецкой области. Уже пятый. Впору, как заметил Юрий Таран, председатель Департамента образования и науки администрации области, говорить о создании в скором будущем ассоциации или союза. Но все-таки главное на сегодня, по его мнению, рассказать о том великом деле, о котором сами родители, воистину герои нашего времени, скромно замалчивают. Хотя это и понятно: настоящий подвиг в словах не нуждается... Я о такой, как ты, всю жизнь мечтала... — А где твоя дочка? — подлетает Юля Кочурка, два белых банта, озорная улыбка. — Ну... — ищу ответ, а четырехлетняя малышка, об­ нимая меня за шею, жадно заглядывает в глаза. — Нет еще? А тут у всех есть! — удивляется Юля. — У каждой мамы дочка, у каждой дочки — мама! У моей даже две: я и Аня. И Павлик есть! Алексей Филатов, сам детдомовский, вероятно, как никто другой хотел иметь свою семью. Как и его жена — Зинаида Филатова: она ведь старшая дочь в много­ детной семье, воспитала всех младших братьев и сестер. Но своих детей Бог не дал... Пашу (11 лет) семья Фи­ латовых усыновила груднич­ ком. «Только его вынесли нам, я увидела серые, как мои, глазки — мой, мой! — восторженно рассказывает Зинаида Александровна. — Как будто я его родила!» А в шесть лет кто-то по­ старался Паше «глаза от­ крыть». Всей семьей ревели- рыдали двое суток. А мама Зина читала вслух свой днев­ ник, который писала с пер­ вой минуты появления у них мальчика. И в конце второго дня плакали уже от счастья, радости, искренности. Такой же дневник есть и для Ани Перовой (10 лет), хотя девочка сама помнит и знает, как появилась в этой семье: ей было уже семь лет. Есть особая тетрадка с теп­ лыми словами и для неугомон­ нойЮльки, общей любимицы. — Год назад пришла со­ седка, говорит: «Хочу семью, как у тебя». Я ее повела в детдом, а там — темненькая с глазками-угольками: я о такой всю жизнь мечтала! — энергичная, подвижная Зи­ наида Александровна о детях рассказывает взахлеб, с не­ иссякаемым энтузиазмом бе­ рется за любую затею или игру, весело и заразительно смеется. Но иногда внезапно замирает — и на лице такая печаль, такой страх. — Боюсь, что моих дочек отнимут, боюсь! Так называ­ емая бабушка (недавно объя­ вившаяся, внучки никогда не видевшая) угрожает... На слете семья из посел­ ка Добринка получила все разъяснения по вопросам удочерения приемных детей. Дабы не говорить им, что по улице могут ходить бабаи, называющие себя бабушками и мамами... Я тебе помогу Подскакивая, подпрыги­ вая, что-то напевая, мимо пробегают две очень нарядные девочки. Делаю комплимен­ ты их бантам и заколкам. А они — разом скидывают теп­ лые кофты, кружатся-вертят- ся и почему-то суют потрогать красивые платья на ощупь. Ну хочется девочкам по­ чувствовать тепло рук. — Ой, какие вы модные! — хвалю их наряды, касаясь ткани. — Ну конечно! Тебе вещи кто покупает? А нам-то Ли­ дия Ивановна! — хором объясняют Маша (9 лет) и Люда (6 лет) Родионовы. Лидия Петрова уже выра­ стила двух сыновей — Вита­ лия и Юрия: сегодня они жи­ вут своими семьями. Когда старшего забирали в армию, был самый опасный «чечен­ ский» год. Мать молилась: «Не отправят в Чечню — по­ могу чьему-то ребенку!» И просто чудом спортивный, статный, высокий парень служил недалеко от дома. А когда Виталий демобилизо­ вался, сам повел свою маму к детям. Наверное, ни она одна давала обет... Сначала девочек — тогда чумазеньких, запуганных, «закрытых» — брали на вы­ ходные. Сейчас у них статус семьи, пусть и приемной: они — обожаемые младшие сест­ ренки и ненаглядные дочки, которых все балуют и песту­ ют. Людочка —- любознатель­ ная, мудрая и рассудитель­ ная не по годам! Старшая ФОТО АНАСТАСИИ МЕНЬШИКОВОЙ. Подарки на слете приемных и опекунских семей достались всем его участникам — Лидии Петровой и ее дочкам Люде и Маше, озорной Юле Кочурка и другим взрослым и детям, которых тепло приветствовал председатель департамента образования и науки администрации области Юрий Таран. ^ В с е дети — наши Маша, видно, послушная, за­ думчивая, немного скован­ ная. О тех местах, где они бывали, она пишет стихи: про «Прометей» уже сочини­ ла, а про дом — пока нет. — Как бы я хотела с их мамой поговорить... Как жен­ щина с женщиной, — кача­ ет головой элегантная Лидия Ивановна из села Ярлуково Грязинского района. —Мно­ го чего я бы ей рассказала. Ведь мама — это Мама, я и девочкам так говорю. Надо принимать маму ребенка: ведь какая бы она ни была, она дала ему жизнь... Вы — мое счастье На пустой площади перед скульптурой Прометея, по легенде принесшего людям спасительный огонь, гуляют четверо ребятишек из Данко­ ва. Ваня Козак (13 лет) с не­ обыкновенной бережностью держит на руках маленькую Соню Репникову, Алина Ко­ зак (9 лет) и Андрей Репни- ков кружат вокруг них. — Сонечка, пойдешь ко мне? — протягиваю руки к малышке. Она долго и задумчиво всматривается, робко машет головой и шепчет: — К маме! Дети на руки не к каждо­ му пойдут, а уж тем более жить абы у кого не будут. Ваня и Алина родную тетю стали называть мамой на похоронах папы, воспитывав­ шего их практически в оди­ ночку. Это уже много познав­ шие дети — и горестей, и ра­ дости. Но они остаются деть­ ми: непосредственными, ак­ тивными, доброжелательны­ ми, а главное — любимыми. — Нет у нас такого «мои — не мои», — говорит Тать­ яна Репникова, прикладывая ладони к груди. — Они все — наши! Все родные! Всех одинаково любим! Мужу спа­ сибо, что первым же сказал: берем, никакого детдома! Это ведь мое счастье — дать сча­ стье детям! Однако не так это просто — оградить детей от беды и равнодушия, вырастить их здоровыми, добрыми, не та­ ящими зла на людей и судь­ бу. На слете и учатся прием­ ные родители создавать на­ стоящую, связанную крепки­ ми узами семью, осваивают особое свое предназначение — дарить душевное тепло и заботу детям, оставшимся на белом свете без материнско­ го участия и любви... . Евгения ЗИМИНА. КамАЗы грязи не боятся, но ухода требуют. Профессионального Именно поэтому вскоре после пуска в Набережных Челнах завода-автогиганта правительством СССР было принято решение о создании в стране фирменной системы обслуживания новых мощных грузовых автомобилей. В Липецке автоцентр КамАЗ появился ровно четверть века назад, в сентябре 1980 года. Руководителем нового предприятия был назначен Николай Валяев, совсем еще молодой инженер-автомобилист. Сегодня под руководством заслуженного работника транспорта Российской Федерации Н.В. Валяева коллектив ООО «Липецкий автоцентр КамАЗ» отмечает своё 25-летие. — Н и к о л ай В а с и л ь е в и ч , н ачина ть н о в о е д е л о п р а к т и ч е с к и с ч и с т о г о л и с т а , т о ч н е й , с п р и к а з а о н а з н а ­ ч е н и и р у к о в о д и т е л е м е щ е н е с у щ е ­ с т в у ю щ е г о п р е д п р и я т и я , бы л о , н а ­ в е р н о , н е п р о с т о . . . — Непросто, но интересно. Трудно­ стей, конечно, хватало, однако сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, насколь­ ко нашему коллективу еще и повезло, что называется, с «датой рождения». В нача­ ле 80-х еще четко и отлаженно работали все министерства и ведомства. «Проби­ вать и толкать», разумеется, приходилось. Но речь шла по большей части об уско­ рении процесса создания предприятия. Что же касается ресурсов, то в этом и на уровне Министерства автомобильной промышленности, и на уровне областно­ го руководства поддержка была стабиль­ ная. Именно поэтому нам удалось в очень короткие сроки создать в селе Сенцово временное, но хорошо оснащенное ав­ тосервисное предприятие, способное взять на обслуживание все КамАЗы, ра­ ботающие в области. — А м н о г о и х б ы л о в т о т п е р и ­ о д ? — Гораздо меньше, чем сегодня — всего около 950 единиц. Однако парк этих большегрузных автомобилей стре­ мительно расширялся. А с открытием нашего центра процесс этот пошел еще активнее. Мы стали своего рода пол­ номочными представителями завода в области. Проблемы с обслуживанием КамАЗов, ремонтом, обеспечением за­ пасными частями, узлами и агрегатами были сняты с повестки дня. Одновре­ менно наш автоцентр стал выполнять и функцию продавца. Выражаясь на со­ временном языке, мы стали крупным и единственным дилером завода в нашей области: поставляли и реализовывали новые автомобили, осуществляли их га­ рантийное обслуживание, на нашей базе шло обучение специалистов для предприятий и организаций, эксплуа­ тирующих КамАЗы. Словом, могу без ложной скромности сказать: наш кол­ лектив внес весьма существенный вклад в развитие автомобильного транспор­ та и, следовательно, ведущих отраслей экономики области и продолжает это делать сегодня. — Т а к и х о ч е т с я п р о д о л ж и т ь : « . ..но уж е на д р у г о м , б о л е е в ы с о ­ к о м , уро вне» . .. —Абсолютно верно. С созданием в Липецке в начале 1993 года собствен­ ной производственной базы мы вышли на новый технический уровень в обслу­ живании предприятий, организаций и частных владельцев автомобилей мар­ ки «КамАЗ». К слову, сейчас парк этих машин в области составляет почти 6000 единиц, на КамАЗах перевозится более 65 процентов всех грузов. Самыми круп­ ными нашими партнерами по-прежне­ му остаются предприятия и организа­ ции агропромышленного комплекса, строители, транспортные предприятия. И должен отметить, что в нынешних экономических условиях наши связи с партнерами стали более крепкими. При­ обрести новый грузовой автомобиль далеко не каждому предприятию по силам, поэтому рачительные хозяева стараются беречь свой автопарк. Ну а мы всегда готовы им в этом помочь. Сегодня наш автоцентр не только в короткие сроки (от 24 до 40 часов) мо­ жет обеспечить владельцев КамАЗов любыми запчастями, провести качествен­ ный ремонт автомобиля любой модифи­ кации, но и полностью его модернизи­ ровать, заменив все узлы и агрегаты и даже «превратив», скажем, бортовой гру­ зовик в КамАЗ-самосвал или наоборот. — А у ч и ты в а ю т с я л и п ри та к о й к ап и та л ьн о й м о д е р н и з а ц и и п о с л е д ­ н и е н о ви н к и а в т о м о б и л е с т р о е н и я ? — В обязательном порядке. За пос­ ледние годы выпускаемая автозаводом «КамАЗ» техника во всех отношениях продвинулась далеко вперед, Поэтому и мы не просто «омолаживаем» боль­ шегрузные автомобили «зрелого и пре­ клонного» возраста, но вносим при мо­ дернизации существенные изменения в менный автомобиль, сэкономив при этом значительные средства. — Но в т а к о м с л у ч а е вы , п о л у ч а ­ е т с я , с о к р а щ а е т е д р у г о й с е к т о р с о б с т в е н н о й д е я т е л ь н о с т и — п р о ­ д аж у н о вы х К а м А З о в . — Да, проще и выгодней было бы просто продавать новые автомобили и вести их обслуживание в течение срока заводской гарантии. Но автоцентры, по­ добные нашему, изначально создавались не для этого, а в условиях сегодняшне­ го дня мы и вовсе не имеем права оста­ ваться в стороне от общих проблем. Наше предприятие — это не торговая фирма-однодневка, действующая по принципу: «накрутил» свой процент, «сбагрил» товар и забыл про покупате­ ля. Мы такие же работяги, как и наши клиенты, привыкшие считать каждый ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ. их конструкцию, технические характе­ ристики. В результате значительно улучшаются эксплуатационные свойства КамАЗов в соответствии с нормами и требованиями отечественных и между­ народных стандартов «Евро-0», «Евро-1» и «Евро-2». Иными словами, владелец капитально модернизированного КамАЗа не только дарит своему «кор­ мильцу» вторую жизнь продолжитель­ ностью десятки и сотни тысяч километ­ ров, но получает новый, более совре- рубль. Мы живем и трудимся рядом с теми, для кого трудимся и кто трудится для нас — хлеб растит, дома и дороги строит, перевозит людей и грузы. Нам, к примеру, доводилось ремонтировать КамАЗы спецназовцев и милиции после их возвращения из командировок в Чеч­ ню, когда там шли полномасштабные бо­ евые действия. Машины приходили — покореженные кабины да рамы, их пол­ ностью восстанавливать приходилось. Причем в очень короткие сроки — дру­ гих-то нет, а грузы нашим ребятам от­ правлять надо. Затянуть ремонт или про­ вести его кое-как мы просто не имели права, совесть не позволяла, хотя и зна­ ли, что деньги за эту работу получим не скоро и не в полном объеме. — Н и к о л ай В а с и л ь е в и ч , а к а к в о ­ о б щ е в а ш е м у к о л л е к т и в у ж и л о с ь в с а м ы е к р и з и с н ы е п е р е с т р о е ч н ы е в р е м е н а ? — Как и всем. Сложно. Но и коллек­ тив, и производственную базу сохранить удалось полностью. Более того, даже в самые трудные годы мы понемногу рас­ ширяли свое предприятие и налаживали новые партнерские отношения. Сегодня, являясь официальным дилером акцио­ нерного общества «КамАЗ» и таких пред­ приятий, как Ливенский автоагрегатный завод, Ставропольский завод автоприце­ пов и ряда других, мы имеем возмож­ ность в полном объеме и в сжатые сро­ ки выполнять все заказы наших клиен­ тов. Кроме того, мы создали собствен­ ную фирменную сеть филиалов. В Ли­ пецке, помимо основной базы в районе цемзавода, действуют наши, условно го­ воря, мини-автоцентры в Левобережном районе и на улице Папина, а по области — в Елецком, Данковском, Лебедянском и Задонском районах. За счет этого мы сумели приблизиться к потребителю на­ ших услуг. Ну а что касается повышения качества этих самых услуг, то и в этом плане мы не стоим на месте, постоянно обновляя нашу производственную базу. Современное диагностическое оборудо­ вание, профессионально подготовленный персонал, обеспеченный всеми необхо­ димыми техническими средствами, —все это способствует сокращению сроков ка­ чественного ремонта автомобилей и уве­ личивает пропускную способность наше­ го автоцентра. — С у д я п о в с е м у , у к о л л е к т и в а е с т ь в с е о с н о в а н и я о т м е т и т ь о бщ и й ю б и л е й с х о р о ш и м н а с т р о е н и е м . — Когда есть работа, есть перспек­ тивы развития, есть уверенность в завт­ рашнем дне,тогда и настроение у чело­ века нормальное. Думаю, нашему кол­ лективу есть чем гордиться: за четверть века мы создали общими усилиями хо­ рошее, крепкое предприятие. От всей души хочется сказать за это спасибо всем, кто трудился и трудится в Липец­ ком автоцентре КамАЗ, и пожелать креп­ кого здоровья и благополучия. — Н а в е р н я к а к э т и м п ож е л а н и я м п р и с о е д и н я т с я и в аш и м н о г о ч и с л е н ­ ны е п а р тн е ры , в с е , д л я к о го р а б о т а ­ е т в аш к о л л е к ти в . С ю б и л е е м в а с и с п а с и б о з а и н те р в ью . Марина АСТАХОВА. ^Актуально! Р о с т к о м м у н а л ь н ы х т а р и ф о в : р а с к о ш е л и м с я п о п о л н о й ? Тарифы на воду, газ и электроэнергию сегодня невозможно долго удерживать на одном уровне. Вопрос в том, как сделать очередной скачок цен на коммунальные услуги менее обременительным для потребителей. По темпам роста тарифов наша область выгодно отличается от соседей, если за восемь месяцев текущего года в некоторых регионах России они выросли на 30 процентов, то в области — всего на 12,3 процента. Как заметил на брифинге в областной администрации председатель региональной энергетической комиссии Владимир Чунихин, это результат совместных усилий органов власти и энергетических компаний. Тем не менее удержать планку на прежнем уровне все равно не удастся. С 1 января будущего года повысятся тари­ фы на газ и электроэнергию для населения и промышлен­ ных предприятий. РЭК пытается сделать этот процесс плав­ ным, чтобы не ударить по бюджету товаропроизводителей. В данном случае, подчеркнул В. Чунихин, целесообразней при­ держиваться золотой середины: и тарифы поднять, и не пре­ пятствовать наращиванию объемов выпуска продукции. А с 1 июля 2006 года возрастут тарифы на отопление и горячую воду. Предположительно, цена на электроэнергию увеличится на 15—20 процентов, газ — 10—20 процентов, в этом же ценовом коридоре будут и тарифы на воду. Это позволит прог­ нозировать и регулировать рост цен на коммунальные услу­ ги на год вперед. Как известно, инвестиционные составляю­ щие в энергетике закладываются в тарифы, поэтому собран­ ные дополнительные средства пойдут на ремонт электричес­ ких и тепловых сетей, модернизацию оборудования, на реа­ лизацию новых проектов. С разделением ОАО «Липецкэнерго» на несколько само­ стоятельных акционерных обществ, занимающихся генера­ цией и поставкой электро- и теплоэнергии потребителям, воз­ росли требования к программам техперевооружения област­ ного энергетического комплекса. Ситуация в отрасли стала в целом меняться к лучшему. Хотя есть немало нерешенных проблем. В частности, предстоит выравнивать тарифы на теп­ ловую энергию по районам области. Сегодня, например, в Задонском, Лев-Толстовском и Хлевенском районах они в три с лишним раза выше, чем в Липецке. Преодолеть ненор­ мальную диспропорцию, по мнению РЭК, возможно присое­ динив районы к крупным энергетическим компаниям. Не­ уклонно снижается число неплательщиков за коммунальные услуги. Положительной динамике платежей будет способствовать и проводимая политика установки в домах приборов учета расходов холодной и горячей воды. В последнее время число их увеличилось в два раза, но это пока только десять про­ центов собственников жилья! Эту цифру надо приблизить к 70—80 Процентам, тогда, по мнению председателя РЭК, мож­ но будет говорить о том, что энергоресурсы расходуются и оплачиваются эффективно. Виктор МАНАЕНКОВ. ^Послесловие к выставке-ярмарке о 'ч.щЦц I !У1НЬЖМ&1Д 1 Р'Эйппс Л и п е ц к - М о с к в а : с о т р у д н и ч е с т в о с т а н е т ш и р е Именно такой вывод сделали участники «круглого стола», который состоялся в рамках выставки- ярмарки московских и липецких товаропроизводителей, завершившей вчера свою работу в областном Дворце культуры. И это естественно: впечатления, вынесенные с выставки товаров, необходимо было осмыслить уже в плане перспективного сотрудничества. Хотя и «первый блин», как мы уже сообщали, комом не оказался —интерес к визиту москвичей проявлен был огромный. Претензия, пожалуй, одна: недоставало широты. Но на то есть серьезная причина —Липецк пока на располагает необходимыми площадями для того, чтобы выставки-ярмарки обрели чисто русский размах. Заинтересованный диалог участников «круглого стола» определил дальнейшие пути расширения экономического, научного и культурного сотрудничества между столицей и нашей областью. Взаимоотношения с Москвой, крупнейшим потребителем липецких товаров, выстраиваются не один год, — в рамках ранее подписанных соглашений. На предстоя­ щей VII Международной инвестиционной конференции «Ли­ пецкая область: развитие через инвестиции», которая состо­ ится в столице, эти соглашения будут продлены и расшире­ ны. К более широкому развитию партнерства подталкивают объективные предпосылки. Наша область поставляет в Москву товаров продовольствен­ ной и промышленной группы на сумму свыше 15 млрд, руб­ лей. Значительную долю товаров составляют холодильники, листовая сталь, прокат, водопроводные трубы, насосы. Высо­ кую оценку получили и сельхозпродукты, ежегодно презен­ туемые на ярмарках в Южном федеральном округе столицы, — прежде всего по качеству и экологической чистоте. Однако, отмечалось на «круглом столе», обратный поток московских товаров в область намного беднее. И организа­ ция ежегодных подобных выставок-ярмарок станет серьез­ ным фактором увеличения товарооборота. Между тем налаживаются и производственно-кооператив­ ные связи: скажем, предприятия Москвы могут закрыть по­ требности в компрессорах для наших холодильников «Инде­ зит», елецкий «Комтез» нашел надежного партнера на мос­ ковском заводе «Призма» и так далее. Сегодня рассматрива­ ется уже сорок предложений о сотрудничестве с товаропро­ изводителями столицы, кроме того, готовятся четыре меж­ региональных контракта. Где можно расширить нишу взаимовыгодной торговли? Очевидно, Москва может серьезно потеснить импортные това­ ры на рынках области. Сегодня их завозится на сумму более 500 млн. долларов, а это значит — московским товаропроиз­ водителям есть над чем подумать: и по промышленной группе товаров, и по продовольственной. Аргумент в пользу москов­ ских товаров один — качество и разумная ценовая политика. Необходимо также расширять товаропроизводящую сеть, развивать партнерские и кооперативные связи между пред­ приятиями столицы и нашей области. Сегодня объем товаро­ оборота достигает 22 млрд, рублей и год из году растет. Но, конечно, как неоднократно подчеркивали участники разго­ вора, диспаритет поставок надо выравнивать. Перспективна и такая форма сотрудничества, как выпол­ нение целевых заказов правительства Москвы: тут есть над чем подумать уже нашим промышленникам. В ходе состоявшейся дискуссии были затррнуты и другие серьезные аспекты развития сотрудничества. В частности, говорилось о широких возможностях московской фирмы «Роствест», обеспечивающей правовые и информационные ас­ пекты качества производимых товаров, о возможной помощи со стороны координатора проекта выставок «Выставка-Сер­ вис», липчане также смогли подробнее ознакомиться с воз­ можностями Гильдии предприятий «Мебель специальная». «Круглый стол» таким образом высветил главное: про­ стор для взаимовыгодного партнерского сотрудничества меж­ ду товаропроизводителями Москвы и Липецкой области ог­ ромен. Надо лишь эффективнее использовать преимущества такого партнерства — все для этого имеется. Владимир ПЕТРОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz