Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
с о в м е с т н ы й п р о е к т о б щ е р о с с и й с к о й о б щ е с т в е н н о - п о л и т и ч е с к о й г а з е т ы « Т р и б у н а » и л у ч ш и х р е г и о н а л ь н ы х и з д а н и й Р о с с и и ПЕРШ СНРИПКД В агентство «Пари», выпуска ющее «Книги рекордов Рос сии», Николай Скрипка обра тился по собственной инициа тиве, когда понял, что сможет улучшить достижения Алексан дра Беляева из Челябинска. За свидетельствовать попытку штурма «мнемонического» Олимпа в маленький уютный ресторанчик в центре Москвы пригласили только журналис тов. Зевакам, болельщикам из числа родственников и друзьям претендента вход сюда был строго заказан. Нас всех сразу же попросили отключить мобильные телефоны и раздали каждому по листочку, испещренному с обеих сторон колонками хаотично разбросан ных двузначных чисел из беско нечного «хвоста» знаменитого числа «пи». Собравшимся пред лагалось проконтролировать, насколько точно пока безвест ный инженер Николай Скрипка, недавно переехавший в столицу из Краснодара и работающий программистом в дезе, сможет воспроизвести их по памяти, не заглядывая в шпаргалку. Лично у меня от первой же попытки запомнить хотя бы один ряд этих цифр голова сразу же налилась свинцовой тяжес тью. А вот у главного героя предстоящего действа обилие «материала» мигрень, похоже, не вызывало. Двадцатипятилет ний кандидат в рекордсмены был бодр и по-детски весел. Он искренне радовался грядущему испытанию и даже не думал как- то специально на него настраи ваться. Вместо этого он решил развлечь меня. —Назовите любую цифру, а я скажу, в каких колонках и строчках она расположена, — улыбаясь, предложил он и тут же, почти не размышляя, дал правильный ответ. На неизбежное «Как вам это удается?!» Николай, явно до вольный моей восторженной ре акцией, простодушно признал- ИСТОРИЯ ВОПРОСА «Пи» - трансцендентное число (не удовлетворяющее ни какому алгебраическому уравнению с целыми коэффициен тами), равн ое отношению длины окружности к длин е е е ди аметра. Выражается бесконечной непериодической д е с я тичной дробью: «пи» = 3 ,1 4 1 5 9 2 6 5 3 7 9 3 2 3 8 4 6 2 6 4 3 . . . Вп ервы е он о было употр ебл ено английским м ат ем а тиком У. Дж он сом в 1 7 0 6 году, хотя в м е н е е точном з н а чении и спол ь зов ало сь ещ е в др евн ееги п ет ск и х вычис л ениях во II тысячелетии д о нашей эры . По с ей д ен ь ир рациональность этой за гадочной константы, входящей во многие формулы в математике , ф и зик е , химии , би о логии , эк он ом ик е , н е д а е т покоя ученым во всем мире . Во многих странах существуют клубы «пи», о бъ един яю щие тех, кто н е отчаивается уловить логику в х а о с е н еп о вторяющихся цифр п о сл е запятой . По одной и з л егенд , в избытке окружающих удивитель н о е число и озвученной в фантастическом фильме «Пи» Д арр ен а Аранофски , в зн ак ом ой всем с о школы др оби заш ифровано истинное имя Бога - ключ к пониманию мироздания . •ж $ - Щ ■<М , ■ ' ся, что никакой он не уникум. Однажды ему попалась в руки книжка по тренировке памяти, благодаря которой он с ходу су мел запомнить 200 цифр справа от запятой числа «пи». С тех пор упражнения для мозга стали его хобби. - Вы что, действительно ниче го не знаете о методиках запоми нания?! - искренне удивился он. - Конечно, приходилось чи тать о том, как будущих агентов ЦРУ учили мгновенно фиксиро вать в памяти многозначные но мера телефонов, услышанные один раз,—напрягла я извилины, чтобы окончательно не пасть в глазах собеседника.- Каждой из десяти цифр соответствовал оп ределенный цвет, порядок следо вания «привязывался» к предме там в воображаемой комнате. К примеру, стол —первая цифра, кресло —вторая. А синие туфли на женщине, находящейся в по мещении, - девятая. Но, по-мо ему, способ не лучший: момен тально «достать» нужную кар тинку из закоулков памяти, что бы воспроизвести требующиеся данные, наверное, сложновато... - Это только так кажется! - убежденно воскликнул Скрип ка. —Я действую по тому же принципу. Представляю, что гу ляю по улицам Москвы, где мне встречаются люди, символизи рующие то или иное число, ви жу таблички на домах с нужны ми номерами. Чего только не случается со мной! Порой инци денты, подпадающие под статьи Уголовного кодекса. Кого я только не встречаю! Киноакте ров, мультяшных героев. А бы вает, и президента России. Если бы вы могли взглянуть на то, что творится у меня в голове! О своей мнемонической «ре альности» Николай никому в подробностях не рассказывает. Да и о том, что идет на рекорд, сообщил лишь паре друзей. Те не поняли, зачем ему это надо. «Тебе что, делать нечего? - спросили они у меня», —смеясь, вспоминает он. — Может, позавидовали? — предположила я. —А чему? Денег за это не платят, да мне и не надо, - по жал плечами Скрипка. —Зато когда родители узнали, мама даже расплакалась от гордос ти... По словам главного редакто ра «Книги рекордов России» Алексея Свистунова, никаких дивидендов, кроме чувства удовлетворения и почетного «НЕ ОТВЛЕКАЙТЕ, у м е н я тут х о т ь и п у с т я ш н а я , но р а б о т а . ..» из досье ((Трибуны» Директор Института полупроводников АН СССР академик А. Ф. Иоффе ( 1 8 8 0 - 1 9 6 0 гг.) по памяти пользовался таблицами логарифмов , в которых 3 0 миллионов цифр. Первый русский чемпион мира по шахматам Александр Алехин ( 1 8 9 2 - 1 9 4 6 ) обладал необыкновенной памятью. Он мог с ходу, не заглядывая в з ап и си , в о спр ои зв ести любую и з сыгранных им пр еж де партий. В 1 9 3 2 го ду Алехин дал с е а н с одновр ем енн ой игры вслепую на 3 2 шахматных д о сках. *** В с ер е д и н е 2 0 -х годов прошлого века в поле зр ения врачей попал р е портер одной из московских газет Ш ерешевский , прозванный ими Ч елове ком, который помнит все . Он легко запоминал таблицы с огромным количе ством цифр, длиннющие комбинации слов н еи звес тн о го ем у языка, слож нейш ие формулы. Причем то, чего он н е понимал , запоминал гора здо л ег че , чем осмы сл енн о е . З а Ш ерешевским велись научные наблюдения около 3 0 лет, вплоть д о 1 9 5 6 года. Опыты н еи зм ен н о протоколировались . Ш ере шевский м ог запоминать колоссальные объемы информации . К тому ж е па мять у него была абсолю тно по прочности запоминания : спустя 2 0 лет его попросили воспрои зв ести однажды услышанную таблицу цифр, он закрыл глаза , м едл енно поводил пальцем по воздуху и назвал в с е цифры б е з е д и ной ошибки. Это абсолютный р ек орд давности зап омин ания . Ш ерешевский обладал эй д ети зм ом - разновидностью зрительной памяти. Когда диктова лись цифры, он видел их написанными столбцами на д о ск е . А запоминая слова , журналист обычно мы сленно соверш ал прогулку от Пушкинской пло щади по улице Горького к центру и по пути «расставлял» в с е услышанное. При в о спр ои зв ед ен ии ряда он как бы повторял маршрут, «считывая о б р а зы». Похожей методикой пользуется и нынешний р ек ор дсм ен России в о б ласти памяти Николай Скрипка. звания, программист из деза, действительно, не получит. —Это распространенное за блуждение, что людям, попада ющим на страницы нашего из дания или «Книги рекордов Гиннесса», выплачиваются крупные премиальные, —внес ясность Свистунов. —Зато по том могут зарабатывать, высту пая в различных шоу, а мы - вы пуская печатную продукцию. О том, чтобы стать професси ональным рекордсменом, Скрипка пока не задумывался, хотя ему интересно и продол жить эксперименты с числом «пи», и заняться опытами по за поминанию колоды из^тысячи карт Но больше всего ему хоте- лосЬгбы сочинять фантастичес кие романы. - У меня накопилось столько сюжетов! —успевает он поде литься мечтой перед тем, как от правиться к доске, на которой через три часа и пять минут вер но запишет 6006 знаков справа после запятой числа «пи». Пере крыв в два с лишним раза преж нее достижение, новый россий ский «Мистер Память», кажет ся, ничуть не устал. Говорит, что мог бы продолжить ряд и даль ше. Но лучше еще потренирует ся и попробует потягаться с ми ровым рекордсменом из Япо нии, который воспроизвел 83 431 цифру из «хвоста» «пи». А перед тем как приступить к тре нировкам, Николай Скрипка хочет съездить в родной Крас нодар - погреться на солнышке и навестить родителей. ■ Мария АХРОМОВА Фото автора щаил ооереватвль к н а ш Время работает на нас Поразительным образом ООН сегодня напоминает СНГ. Причем сравнение для данной организации даже комплимент. Б е з у с л о в н о , ООН — такой ж е п р о дукт Второй м и р о в о й войны , как Лига н аций — продукт П ерв ой . Эта ор ган и з а ц и я с о з д а н а п о б е д и т е л ем для з а к р епл ения с в о е г о л и д ер с т в а и п р ед о т в р ащ ени я «преды дущ ей» войны , к кото р ой , как г о вор и т и з в е с т н а я п о сл о в и ц а , в с е г д а готовятся г ен ер алы . Таким о б р а з о м , с о з д а н и е м еж д ун ар о дны х ин ститутов я вл я ет ся как бы з а п о з д а л ы м о т в е т ом на эту преды дущ ую войну. П ервым у д а р ом п о ООН стал крах П от сдам ск ой си с т емы . З д е с ь м ож н о пр оци тир ов ать ф р а з у и з и зв е с т н о г о а м е р и к а н ск о г о ф и л ьм а «Банды Нью- Йорка»: «Нужно с о б лю д а т ь видим ость за к о н н о с т и , о с о б е н н о когда зак оны н а рушаются». Это и е с т ь принцип ООН. Когда с ущ е с тв о в ал и д в е в ел и к и е д е р ж а вы , з а и н т е р е с о в а н н ы е в с о з д а н и и такой ви дим о сти , эт от м е х а н и зм как-то б о л е е - м е н е е коптил н е б о . Второй удар , который п р о сто с н е с ООН с л иц а з е м л и , — эт о крах В е ст ф ал ь ск ой си с т емы . Это, по сути, была си с т ем а г о с у д а р с т в ен н о г о с у в е р е н и т е та. П о сл е к р о в а в о й 3 0 -л е т н е й р ели ги о з н о й войны в Е в р о п е был сф орм ул и р о в а н о с н о в о п о л а г аю щ и й принцип го с у д а р с т в ен н о г о су в ер ен и т е т а , со г л а сн о к отор ом у с у в е р е н н а я с т р ан а с а м а в п р а в е о п р е д е лять с в о й внут р енний порядок . Но п о сл е того как м и р о в ой г е г е мон — США — от крыто за я в и л , что д ем ок р а ти я и п р а в а ч ел о в ек а стоят выш е с у в е р е н и т е та, ам ери к анцы попы тали сь п р е вратить ООН в о р ган м еж д у н а р о д н о го вм еш а т ел ь ст в а . Как они го в о р и /^ , в инстру м ен т гуманитар ных и н т ер в ен ц и й . С делать эт о н е у д ал о с ь , н о ООН ди скр еди тир о в али полностью . О днако то, что Р о ссия ц епл я ет ся з а ООН, н е удиви т ельн о . В настоящ ий м о м ен т наши п о зи ц и и в этой о р г а н и з а ц и и о ч ен ь сильны , потом у что эт о п о зи ци и п о ст о ян н о го чл ена С ов ет а Б е з о п а с н о с ти, н а д е л е н н о г о п р а в ом в е т о . И понят но , что Р о ссия готова д о р о г о продать эт о с в о е п р а в о , п о д д ерж и в а я р а сш и р е н и е С о в б е з а д о а д ек в а т н о г о с о в р е м ен н ой п оли тич еской картин е ур овня . Понятно, что р ечь и д е т о Японии , Гер м ании , Индии . И в этой политик е есть некоторы й смы сл . [ л а в н о е - э т о т о , что с е й ч а с мы н а б л ю д а е м о ч е в и д н ы е п р и зн а к и о с л а б л е н и я а м е р и к а н с к о й г е г е м о н и и . П о эт ом у е с т ь см ы сл п р о д о л ж а т ь п о д д е р ж и в а т ь ж и з н ь п а р а л и з о в а н н о й ООН, т а к ж е к ак е с т ь см ы сл п о д д е р ж и в а т ь ж и з н ь СНГ. Есть о с н о в а н и я п о л а г а т ь , что и т а м , и т ам в р е м я р а б о т а е т н а н а с . . . момент наши Iпозиции в ООН |очень сильны, Iпотому что {это позиции Iпостоннного членаСовета (наделенного авомвето С ЛЮБОВЬЮ ■ ГЛАВЕ ТАТЬЯНАДОГИЛЕВА «Люба, дети и завод» —это сериал о Золушке. Только наоборот. Главная ге роиня Любовь Орлова —тезка знамени той актрисы - всю жизнь жила за спи ной обеспеченного мужа. Действитель но, сидя в двухэтажном подмосковном коттедже, с трудом представляешь, от куда именно берутся деньги. Вот Люба и не знала. Она растила детей, занималась собой и прятала бутылки от мужа-алко- голика. А потом Люба решила жить од на. Выгнала мужа и попробовала стать независимой. Если можно быть таковой с тремя детьми на руках. Дом Любы Орловой вызывает ощуще ние «дежа вю». Где-то вы все это видели, только не можете вспомнить, где имен но. Вот холодильник с арбузиками на магнитах, детскими рисунками и гроз ными записками от мамы. Вот мойка с разбросанными вилками и ложками. Пара замученных кактусов на подокон нике. Типичная кухня с типичным мно годетным бардаком. Когда в доме появляются трое разно возрастных детей, бардак превращается в бедлам. Старший —Костя дергает за косички младшую - Лизу, та учит пра вильно произносить слово «какашка» полуторагодовалого Павлика. Тот в гос тиной ведет себя спокойно, но, как только попадает в спальню, сразу начи нает орать. Приходится режиссеру Леониду Ма- зору успокаивать разбушевавшееся дитя. Почему-то именно объятья этого высо кого очкастого дяди обладают удиви тельным успокаивающим эффектом. Павлик орать перестает, и бедлам пре вращается в нормальный рабочий про цесс. Вы действительно все это видели. Мо жет быть, в доме ваших соседей. А мо жет, и по телевизору. В 90-х этот дом и этот бардак уже показывали в сериале «Грейс в огне». «УЛюбы все будет по-другому! Не как в Америке! —уверена Татьяна Догилева. Теперь она сама —российская Грейс. То есть, простите, Люба Орлова. - У нас жизнь тяжелее! Нас жальче! Эта история вовсе не про американскую героиню. Это про женщину, которая смогла одна воспитать троих детей и выгнать из дома мужа-алкоголика. По-моему, ситуация типично русская». Когда становится ясно, что больших алиментов от бывшего мужа не дождать ся, Люба устраивается на местный хим комбинат. И попадает в абсолютно муж ской коллектив, который поначалу при нимает ее в штыки. Но кто из здраво мыслящих мужчин может сопротив ляться запоминающемуся раз и навсегда смеху Татьяны Догилевой? Естественно, никто! И начинается у главной героини роман за романом... Понятно, что рабочие на заводах, ко торые так мило смотрятся в сериале в оранжевых касочках, в жизни разгова ривают чаще всего на ненормативном русском. Понятно, что троих детей, как и огромный коттедж, невозможно со- Старшии - Костя дергает за косички младшуюЛизу, та учит правильно произносить слово «какашка» полуторагодовалого Павлика держать на заводскую зарплату. Увы, но у 95% российских женщин «за тридцать» (если они не замужем и не живут в мега полисе) практически не бывает личной жизни. Зато как тогда утешает картинка по телевизору! Догилева признается, что их с Любой объединяет страстное желание реализо вать себя. «Состояться можно не только в кино, —рассуждает Догилева, —или в бизнесе. Я вот в молодости считала, что все, абсолютно все девушки хотят быть актрисами. Но когда стала мамой, с ог ромным удивлением обнаружила, что многие женщины никогда и не мечтали стать актрисами! Домохозяйки смотрят на меня с ужа сом. Они меня даже жалеют! Особенно когда слушают рассказы о гастролях. Они уверены, что женщина может пре красно реализоваться в семье. И тогда я поняла: реализовать себя —это значит вести жизнь, которая тебе по душе. Жить так, как тебе кажется правильным. Люба как раз и пытается это делать». А вот в быту у Догилевой и Любы вза имопонимания нет. Есть только белая зависть —причем со стороны Догилевой. «Увы, я не из тех женщин, которые мо гут создать уют в доме, - смеется Татья на Догилева. Она осматривает декора ции, поправляет одеяло в детской и гру стно вздыхает. - Ничего общего мой ки ношный дом с моей городской кварти рой не имеет. Ремонт я в своей квартире делала лет восемь назад. Тогда еще был дефицит отделочных материалов, поэто му покупали не то, что хочется, а то, что удавалось достать. Да и жить в отдельном доме не люблю, —признается актриса. — Мне страшно. Однажды я снимала дом за городом. Так я не смогла нормально уснуть ни разу! Все думала: «Вот сейчас кто-нибудь залезет в мое окно!» ■ Ольга ТАРАКАНОВА Фото ИТАР-ТАСС
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz