Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

с о в м е с т н ы й п р о е к т о б щ е р о с с и й с к о й о б щ е с т в е н н о - п о л и т и ч е с к о й г а з е т ы « Т р и б у н а » и л у ч ш и х р е г и о н а л ь н ы х и з д а н и й Р о с с и и ПЕРШ СНРИПКД В агентство «Пари», выпуска­ ющее «Книги рекордов Рос­ сии», Николай Скрипка обра­ тился по собственной инициа­ тиве, когда понял, что сможет улучшить достижения Алексан­ дра Беляева из Челябинска. За­ свидетельствовать попытку штурма «мнемонического» Олимпа в маленький уютный ресторанчик в центре Москвы пригласили только журналис­ тов. Зевакам, болельщикам из числа родственников и друзьям претендента вход сюда был строго заказан. Нас всех сразу же попросили отключить мобильные телефоны и раздали каждому по листочку, испещренному с обеих сторон колонками хаотично разбросан­ ных двузначных чисел из беско­ нечного «хвоста» знаменитого числа «пи». Собравшимся пред­ лагалось проконтролировать, насколько точно пока безвест­ ный инженер Николай Скрипка, недавно переехавший в столицу из Краснодара и работающий программистом в дезе, сможет воспроизвести их по памяти, не заглядывая в шпаргалку. Лично у меня от первой же попытки запомнить хотя бы один ряд этих цифр голова сразу же налилась свинцовой тяжес­ тью. А вот у главного героя предстоящего действа обилие «материала» мигрень, похоже, не вызывало. Двадцатипятилет­ ний кандидат в рекордсмены был бодр и по-детски весел. Он искренне радовался грядущему испытанию и даже не думал как- то специально на него настраи­ ваться. Вместо этого он решил развлечь меня. —Назовите любую цифру, а я скажу, в каких колонках и строчках она расположена, — улыбаясь, предложил он и тут же, почти не размышляя, дал правильный ответ. На неизбежное «Как вам это удается?!» Николай, явно до­ вольный моей восторженной ре­ акцией, простодушно признал- ИСТОРИЯ ВОПРОСА «Пи» - трансцендентное число (не удовлетворяющее ни­ какому алгебраическому уравнению с целыми коэффициен­ тами), равн ое отношению длины окружности к длин е е е ди ­ аметра. Выражается бесконечной непериодической д е с я ­ тичной дробью: «пи» = 3 ,1 4 1 5 9 2 6 5 3 7 9 3 2 3 8 4 6 2 6 4 3 . . . Вп ервы е он о было употр ебл ено английским м ат ем а ­ тиком У. Дж он сом в 1 7 0 6 году, хотя в м е н е е точном з н а ­ чении и спол ь зов ало сь ещ е в др евн ееги п ет ск и х вычис­ л ениях во II тысячелетии д о нашей эры . По с ей д ен ь ир ­ рациональность этой за гадочной константы, входящей во многие формулы в математике , ф и зик е , химии , би о ­ логии , эк он ом ик е , н е д а е т покоя ученым во всем мире . Во многих странах существуют клубы «пи», о бъ един яю ­ щие тех, кто н е отчаивается уловить логику в х а о с е н еп о ­ вторяющихся цифр п о сл е запятой . По одной и з л егенд , в избытке окружающих удивитель­ н о е число и озвученной в фантастическом фильме «Пи» Д арр ен а Аранофски , в зн ак ом ой всем с о школы др оби заш ифровано истинное имя Бога - ключ к пониманию мироздания . •ж $ - Щ ■<М , ■ ' ся, что никакой он не уникум. Однажды ему попалась в руки книжка по тренировке памяти, благодаря которой он с ходу су­ мел запомнить 200 цифр справа от запятой числа «пи». С тех пор упражнения для мозга стали его хобби. - Вы что, действительно ниче­ го не знаете о методиках запоми­ нания?! - искренне удивился он. - Конечно, приходилось чи­ тать о том, как будущих агентов ЦРУ учили мгновенно фиксиро­ вать в памяти многозначные но­ мера телефонов, услышанные один раз,—напрягла я извилины, чтобы окончательно не пасть в глазах собеседника.- Каждой из десяти цифр соответствовал оп­ ределенный цвет, порядок следо­ вания «привязывался» к предме­ там в воображаемой комнате. К примеру, стол —первая цифра, кресло —вторая. А синие туфли на женщине, находящейся в по­ мещении, - девятая. Но, по-мо­ ему, способ не лучший: момен­ тально «достать» нужную кар­ тинку из закоулков памяти, что­ бы воспроизвести требующиеся данные, наверное, сложновато... - Это только так кажется! - убежденно воскликнул Скрип­ ка. —Я действую по тому же принципу. Представляю, что гу­ ляю по улицам Москвы, где мне встречаются люди, символизи­ рующие то или иное число, ви­ жу таблички на домах с нужны­ ми номерами. Чего только не случается со мной! Порой инци­ денты, подпадающие под статьи Уголовного кодекса. Кого я только не встречаю! Киноакте­ ров, мультяшных героев. А бы­ вает, и президента России. Если бы вы могли взглянуть на то, что творится у меня в голове! О своей мнемонической «ре­ альности» Николай никому в подробностях не рассказывает. Да и о том, что идет на рекорд, сообщил лишь паре друзей. Те не поняли, зачем ему это надо. «Тебе что, делать нечего? - спросили они у меня», —смеясь, вспоминает он. — Может, позавидовали? — предположила я. —А чему? Денег за это не платят, да мне и не надо, - по­ жал плечами Скрипка. —Зато когда родители узнали, мама даже расплакалась от гордос­ ти... По словам главного редакто­ ра «Книги рекордов России» Алексея Свистунова, никаких дивидендов, кроме чувства удовлетворения и почетного «НЕ ОТВЛЕКАЙТЕ, у м е н я тут х о т ь и п у с т я ш н а я , но р а б о т а . ..» из досье ((Трибуны» Директор Института полупроводников АН СССР академик А. Ф. Иоффе ( 1 8 8 0 - 1 9 6 0 гг.) по памяти пользовался таблицами логарифмов , в которых 3 0 миллионов цифр. Первый русский чемпион мира по шахматам Александр Алехин ( 1 8 9 2 - 1 9 4 6 ) обладал необыкновенной памятью. Он мог с ходу, не заглядывая в з ап и си , в о спр ои зв ести любую и з сыгранных им пр еж де партий. В 1 9 3 2 го­ ду Алехин дал с е а н с одновр ем енн ой игры вслепую на 3 2 шахматных д о ­ сках. *** В с ер е д и н е 2 0 -х годов прошлого века в поле зр ения врачей попал р е ­ портер одной из московских газет Ш ерешевский , прозванный ими Ч елове ­ ком, который помнит все . Он легко запоминал таблицы с огромным количе­ ством цифр, длиннющие комбинации слов н еи звес тн о го ем у языка, слож ­ нейш ие формулы. Причем то, чего он н е понимал , запоминал гора здо л ег ­ че , чем осмы сл енн о е . З а Ш ерешевским велись научные наблюдения около 3 0 лет, вплоть д о 1 9 5 6 года. Опыты н еи зм ен н о протоколировались . Ш ере­ шевский м ог запоминать колоссальные объемы информации . К тому ж е па­ мять у него была абсолю тно по прочности запоминания : спустя 2 0 лет его попросили воспрои зв ести однажды услышанную таблицу цифр, он закрыл глаза , м едл енно поводил пальцем по воздуху и назвал в с е цифры б е з е д и ­ ной ошибки. Это абсолютный р ек орд давности зап омин ания . Ш ерешевский обладал эй д ети зм ом - разновидностью зрительной памяти. Когда диктова­ лись цифры, он видел их написанными столбцами на д о ск е . А запоминая слова , журналист обычно мы сленно соверш ал прогулку от Пушкинской пло­ щади по улице Горького к центру и по пути «расставлял» в с е услышанное. При в о спр ои зв ед ен ии ряда он как бы повторял маршрут, «считывая о б р а ­ зы». Похожей методикой пользуется и нынешний р ек ор дсм ен России в о б ­ ласти памяти Николай Скрипка. звания, программист из деза, действительно, не получит. —Это распространенное за­ блуждение, что людям, попада­ ющим на страницы нашего из­ дания или «Книги рекордов Гиннесса», выплачиваются крупные премиальные, —внес ясность Свистунов. —Зато по­ том могут зарабатывать, высту­ пая в различных шоу, а мы - вы­ пуская печатную продукцию. О том, чтобы стать професси­ ональным рекордсменом, Скрипка пока не задумывался, хотя ему интересно и продол­ жить эксперименты с числом «пи», и заняться опытами по за­ поминанию колоды из^тысячи карт Но больше всего ему хоте- лосЬгбы сочинять фантастичес­ кие романы. - У меня накопилось столько сюжетов! —успевает он поде­ литься мечтой перед тем, как от­ правиться к доске, на которой через три часа и пять минут вер­ но запишет 6006 знаков справа после запятой числа «пи». Пере­ крыв в два с лишним раза преж­ нее достижение, новый россий­ ский «Мистер Память», кажет­ ся, ничуть не устал. Говорит, что мог бы продолжить ряд и даль­ ше. Но лучше еще потренирует­ ся и попробует потягаться с ми­ ровым рекордсменом из Япо­ нии, который воспроизвел 83 431 цифру из «хвоста» «пи». А перед тем как приступить к тре­ нировкам, Николай Скрипка хочет съездить в родной Крас­ нодар - погреться на солнышке и навестить родителей. ■ Мария АХРОМОВА Фото автора щаил ооереватвль к н а ш Время работает на нас Поразительным образом ООН сегодня напоминает СНГ. Причем сравнение для данной организации даже комплимент. Б е з у с л о в н о , ООН — такой ж е п р о ­ дукт Второй м и р о в о й войны , как Лига н аций — продукт П ерв ой . Эта ор ган и ­ з а ц и я с о з д а н а п о б е д и т е л ем для з а ­ к р епл ения с в о е г о л и д ер с т в а и п р ед о т ­ в р ащ ени я «преды дущ ей» войны , к кото ­ р ой , как г о вор и т и з в е с т н а я п о сл о в и ц а , в с е г д а готовятся г ен ер алы . Таким о б ­ р а з о м , с о з д а н и е м еж д ун ар о дны х ин­ ститутов я вл я ет ся как бы з а п о з д а л ы м о т в е т ом на эту преды дущ ую войну. П ервым у д а р ом п о ООН стал крах П от сдам ск ой си с т емы . З д е с ь м ож н о пр оци тир ов ать ф р а з у и з и зв е с т н о г о а м е р и к а н ск о г о ф и л ьм а «Банды Нью- Йорка»: «Нужно с о б лю д а т ь видим ость за к о н н о с т и , о с о б е н н о когда зак оны н а ­ рушаются». Это и е с т ь принцип ООН. Когда с ущ е с тв о в ал и д в е в ел и к и е д е р ­ ж а вы , з а и н т е р е с о в а н н ы е в с о з д а н и и такой ви дим о сти , эт от м е х а н и зм как-то б о л е е - м е н е е коптил н е б о . Второй удар , который п р о сто с н е с ООН с л иц а з е м л и , — эт о крах В е ст ­ ф ал ь ск ой си с т емы . Это, по сути, была си с т ем а г о с у д а р с т в ен н о г о с у в е р е н и т е ­ та. П о сл е к р о в а в о й 3 0 -л е т н е й р ели ги ­ о з н о й войны в Е в р о п е был сф орм ул и ­ р о в а н о с н о в о п о л а г аю щ и й принцип го­ с у д а р с т в ен н о г о су в ер ен и т е т а , со г л а сн о к отор ом у с у в е р е н н а я с т р ан а с а м а в п р а в е о п р е д е ­ лять с в о й внут­ р енний порядок . Но п о сл е того как м и р о в ой г е г е ­ мон — США — от ­ крыто за я в и л , что д ем ок р а ти я и п р а ­ в а ч ел о в ек а стоят выш е с у в е р е н и т е ­ та, ам ери к анцы попы тали сь п р е ­ вратить ООН в о р ­ ган м еж д у н а р о д ­ н о го вм еш а т ел ь ­ ст в а . Как они го­ в о р и /^ , в инстру­ м ен т гуманитар ­ ных и н т ер в ен ц и й . С делать эт о н е у д ал о с ь , н о ООН ди скр еди тир о в али полностью . О днако то, что Р о ссия ц епл я ет ся з а ООН, н е удиви т ельн о . В настоящ ий м о ­ м ен т наши п о зи ц и и в этой о р г а н и з а ц и и о ч ен ь сильны , потом у что эт о п о зи ци и п о ст о ян н о го чл ена С ов ет а Б е з о п а с н о с ­ ти, н а д е л е н н о г о п р а в ом в е т о . И понят ­ но , что Р о ссия готова д о р о г о продать эт о с в о е п р а в о , п о д д ерж и в а я р а сш и ­ р е н и е С о в б е з а д о а д ек в а т н о г о с о в р е ­ м ен н ой п оли тич еской картин е ур овня . Понятно, что р ечь и д е т о Японии , Гер­ м ании , Индии . И в этой политик е есть некоторы й смы сл . [ л а в н о е - э т о т о , что с е й ч а с мы н а б л ю д а е м о ч е в и д н ы е п р и зн а к и о с ­ л а б л е н и я а м е р и к а н с к о й г е г е м о н и и . П о эт ом у е с т ь см ы сл п р о д о л ж а т ь п о д ­ д е р ж и в а т ь ж и з н ь п а р а л и з о в а н н о й ООН, т а к ж е к ак е с т ь см ы сл п о д д е р ­ ж и в а т ь ж и з н ь СНГ. Есть о с н о в а н и я п о л а г а т ь , что и т а м , и т ам в р е м я р а ­ б о т а е т н а н а с . . . момент наши Iпозиции в ООН |очень сильны, Iпотому что {это позиции Iпостоннного членаСовета (наделенного авомвето С ЛЮБОВЬЮ ■ ГЛАВЕ ТАТЬЯНАДОГИЛЕВА «Люба, дети и завод» —это сериал о Золушке. Только наоборот. Главная ге­ роиня Любовь Орлова —тезка знамени­ той актрисы - всю жизнь жила за спи­ ной обеспеченного мужа. Действитель­ но, сидя в двухэтажном подмосковном коттедже, с трудом представляешь, от­ куда именно берутся деньги. Вот Люба и не знала. Она растила детей, занималась собой и прятала бутылки от мужа-алко- голика. А потом Люба решила жить од­ на. Выгнала мужа и попробовала стать независимой. Если можно быть таковой с тремя детьми на руках. Дом Любы Орловой вызывает ощуще­ ние «дежа вю». Где-то вы все это видели, только не можете вспомнить, где имен­ но. Вот холодильник с арбузиками на магнитах, детскими рисунками и гроз­ ными записками от мамы. Вот мойка с разбросанными вилками и ложками. Пара замученных кактусов на подокон­ нике. Типичная кухня с типичным мно­ годетным бардаком. Когда в доме появляются трое разно­ возрастных детей, бардак превращается в бедлам. Старший —Костя дергает за косички младшую - Лизу, та учит пра­ вильно произносить слово «какашка» полуторагодовалого Павлика. Тот в гос­ тиной ведет себя спокойно, но, как только попадает в спальню, сразу начи­ нает орать. Приходится режиссеру Леониду Ма- зору успокаивать разбушевавшееся дитя. Почему-то именно объятья этого высо­ кого очкастого дяди обладают удиви­ тельным успокаивающим эффектом. Павлик орать перестает, и бедлам пре­ вращается в нормальный рабочий про­ цесс. Вы действительно все это видели. Мо­ жет быть, в доме ваших соседей. А мо­ жет, и по телевизору. В 90-х этот дом и этот бардак уже показывали в сериале «Грейс в огне». «УЛюбы все будет по-другому! Не как в Америке! —уверена Татьяна Догилева. Теперь она сама —российская Грейс. То есть, простите, Люба Орлова. - У нас жизнь тяжелее! Нас жальче! Эта история вовсе не про американскую героиню. Это про женщину, которая смогла одна воспитать троих детей и выгнать из дома мужа-алкоголика. По-моему, ситуация типично русская». Когда становится ясно, что больших алиментов от бывшего мужа не дождать­ ся, Люба устраивается на местный хим­ комбинат. И попадает в абсолютно муж­ ской коллектив, который поначалу при­ нимает ее в штыки. Но кто из здраво­ мыслящих мужчин может сопротив­ ляться запоминающемуся раз и навсегда смеху Татьяны Догилевой? Естественно, никто! И начинается у главной героини роман за романом... Понятно, что рабочие на заводах, ко­ торые так мило смотрятся в сериале в оранжевых касочках, в жизни разгова­ ривают чаще всего на ненормативном русском. Понятно, что троих детей, как и огромный коттедж, невозможно со- Старшии - Костя дергает за косички младшуюЛизу, та учит правильно произносить слово «какашка» полуторагодовалого Павлика держать на заводскую зарплату. Увы, но у 95% российских женщин «за тридцать» (если они не замужем и не живут в мега­ полисе) практически не бывает личной жизни. Зато как тогда утешает картинка по телевизору! Догилева признается, что их с Любой объединяет страстное желание реализо­ вать себя. «Состояться можно не только в кино, —рассуждает Догилева, —или в бизнесе. Я вот в молодости считала, что все, абсолютно все девушки хотят быть актрисами. Но когда стала мамой, с ог­ ромным удивлением обнаружила, что многие женщины никогда и не мечтали стать актрисами! Домохозяйки смотрят на меня с ужа­ сом. Они меня даже жалеют! Особенно когда слушают рассказы о гастролях. Они уверены, что женщина может пре­ красно реализоваться в семье. И тогда я поняла: реализовать себя —это значит вести жизнь, которая тебе по душе. Жить так, как тебе кажется правильным. Люба как раз и пытается это делать». А вот в быту у Догилевой и Любы вза­ имопонимания нет. Есть только белая зависть —причем со стороны Догилевой. «Увы, я не из тех женщин, которые мо­ гут создать уют в доме, - смеется Татья­ на Догилева. Она осматривает декора­ ции, поправляет одеяло в детской и гру­ стно вздыхает. - Ничего общего мой ки­ ношный дом с моей городской кварти­ рой не имеет. Ремонт я в своей квартире делала лет восемь назад. Тогда еще был дефицит отделочных материалов, поэто­ му покупали не то, что хочется, а то, что удавалось достать. Да и жить в отдельном доме не люблю, —признается актриса. — Мне страшно. Однажды я снимала дом за городом. Так я не смогла нормально уснуть ни разу! Все думала: «Вот сейчас кто-нибудь залезет в мое окно!» ■ Ольга ТАРАКАНОВА Фото ИТАР-ТАСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz