Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
21 сентября 2005 г., № 184 (22562) чуТайны XX века «Немецкислйед» вЛипецке В биографии областного центра, пожалуй, трудно найти более сложный эпизод, чем история секретной немецкой авиашколы, ^ действовавшей в Липецке 1925—1933 гг. В небольшом российском городке с населением около 20 тыс. человек оказался секретный объект рейхсвера. В течение нескольких лет здесь проходили летную подготовку германские курсанты, многие из которых затем сделали блестящую • карьеру в «Люфтваффе». Одновременно с подготовкой летных кадров в нашем городе проводились испытания новых моделей немецких самолетов. Р а з у м е е т с я , д е я т е л ь н о с т ь о б ъ е к т а б ы л а с т р о г о з а с е к р е ч е н а в С С С Р и Г е р м а н и и . Л и ш ь в п о с л е д н и е г о ды с т а л о в о з м о ж н ы м гл у бж е о ц е н и т ь б ы л о е . Р е ш и т ь т а к ую з а д а ч у б е з с о тр уд н и ч е с т в а р о с с и й с к и х и н е м е ц к и х и с т о р и к о в н е в о зм ож н о . В с в я з и с э т и м , к а к уж е с о о б щ а л а «ЛГ», на б а з е Л и п е ц к о г о г о с у д а р с т в е н н о г о п е д а г о г и ч е с к о г о у н и в е р с и т е т а н е д а в н о п р о ш л а м е ж д у н а р о д н а я к о н ф е р е н ц и я , п о с в я щ е н н а я п р о б л е м е с о в е т с к о - г е р м а н с к о г о с о т р у д н и ч е с т в а в 2 0 —3 0 - х г о д а х п р о ш л о г о ве к а . Главной спецификой форума было то, что вопросы международ ной политики указанного периода тесно переплетались с историей нашего города и Центрального Черноземья. Не многие города Рос сии имеют возможность изучать свое прошлое в архивах иностран ных государств. А документы об уездном Липецке хранятся не толь ко в Германии, но и Польше, Чехии, Англии, Франции (разведки этих стран пристально наблюдали за объектами рейхсвера в СССР). Использование новых источников, прежде всего дневников быв ших немецких курсантов, позволило по-новому взглянуть на дея тельность немецкой летной школы в нашем городе. Эти материалы помогли уточнить многие факты и зримо увидеть эпизоды из жизни курсантов и липчан того времени. Так удалось частично воссоздать образ России и Липецка, сформировавшийся в сознании немцев после длительного пребывания в школе. Из доклада профессора Волгоградского государственного университета Н. Вашкау и немец кого исследователя Н. Зитца стало очевидно, что немецкие летчики не думали воевать с СССР, а готовились к войне с Польшей. Хотя, как дипломатично заявил Н. Зитц, они «не оставили своего сердца в России», а время, проведенное в Липецке, было «лишь эпизодом» в их жизни. Свидетельства иностранных очевидцев о жизни нашего края в период нэпа и коллективизации воссоздают ранее сознательно стер тые страницы его истории: детали быта липчан и крестьян окрест ных деревень; результаты коллективизации и т.д. Особенно важно подчеркнуть, что немецкие летчики были увле чены созданием фотоальбомов о Липецке. Некоторые из них специ ально собирали фотографии русских крестьян в национальной одеж де, исторических памятников, видов липецких улиц и площадей. Значительное время заняла дискуссия о многочисленных мифах, накопившихся за несколько десятилетий как в нашем городе, так и в Германии. Легенда о пребывании в Липецке Геринга и о его страст ной любви к одной из липчанок вызвала дружный смех большинства собравшихся историков. Гораздо больше времени пришлось затратить участникам кон ференции, чтобы выяснить вопрос о бомбардировках Липецка в годы Великой Отечественной войны. Для опровержения мифа, что Ли пецк не бомбили, был привлечен не только местный краеведческий материал, но и мемуары самих немецких летчиков, некоторые из которых «с грустью пролетали над липецким аэродромом, покры тым воронками от авиабомб». Особенностью прошедшей конференции было стремление впер вые попытаться выяснить дальнейшую судьбу летных кадров, под- ^■.тотовленных в Липецке. Немецкая сторона первой предложила это направление работы. Заместитель директора военного архива ФРГ в Кобленце доктор Кай фон Йена на базе материалов своего ведом ства подтвердил тот факт, что советские и немецкие летчики, про шедшие обучение в Липецке, впервые вступили в бой в небе Испа нии. На конференции был опровергнут также миф, что самолеты, ис пытанные в Липецке в 1930—1933 годах, не использовались «Люфт ваффе» в период Второй мировой войны. Эти боевые машины «во евали» на Восточном фронте вплоть до 1943 и даже 1944 годов. В одном из докладов прозвучала информация о доле «липецких» генералов в командовании «Люфтваффе». Читателям будет инте ресно узнать, что руководство Первым воздушным флотом герман ской авиации осуществлял генерал Отто Десслох, обучавшийся в Липецке в 1926 году. В зоне боевой деятельности подчиненных ему авиачастей «Люфтваффе» в 1942 г. находились Липецк и Воронеж. Ярким событием в работе конференции стало посещение Ли пецкого авиацентра имени В. Чкалова. Делегацию встречал генерал Александр Харчевский. Историки были тронуты теплой встречей, устроенной командованием Авиацентра. Незабываемые впечатле ния оставило посещение музея военного городка, в здании так на зываемого «старого немецкого казино». Подводя итоги конференции, её участники с грустью были вы нуждены признать, что «немецкий след» в истории отечественной авиации изучен гораздо лучше, чем судьба советских курсантов, обу чавшихся вместе с немцами. Одним словом, полной картины дея тельности германской авиашколы в Липецке из-за режима секрет ности в российских архивах историкам воссоздать пока не удалось. Международная конференция фактически стала началом совме стного российско-германского научного проекта по изучению исто рии немецкой авиашколы в Липецке. Её участники решили продол жить работу по спорным и малоизученным проблемам в российских и германских архивах, чтобы попытаться найти (в обход всем запре там) новые материалы. Отдельно следует сказать о судьбе частных архивов бывших немецких курсантов в Германии. Бесценные для липецких краеве дов коллекции фотографий и документов по истории Липецка име ются в государственных архивах ФРГ и семьях немецких летчиков. Так, лишь коллекция бывшего курсанта Макса Ибеля состоит из 5 (!) альбомов видов Липецка и его жителей. В центральных архивах Гер мании хранится огромный пласт документов и сотни фотографий о липецком крае. Эти источники рано или поздно должны «вернуться» в виде копий в наш город. Первые шаги в этом направлении уже сделаны, но дальше все будет зависеть от финансирования поиско вой и копировальной работы в ФРГ. Таким образом, успешно прошедшая в Липецке международная конференция «Липецкая школа немецких летчиков» подвела черту под достигнутыми результатами и наметила пути для дальнейшей работы отечественных и германских историков. Так и должно быть, когда речь идет о настоящей науке и истории родного края. ЮрийТИХОНОВ, кандидат исторических наук, доцент Липецкого государственного педагогического университета. ФОТО АНАСТАСИИ МЕНЬШИКОВОЙ. Счастье - тыоткрой ^ С в е т любви вот: глаза. Говорят, судьба —ожидаемая неожиданность, а мир тесен и все случайное в нем не случайно. Жизнь ведет тропинками, дорожками, иногда прерывистыми, чаще петляющими, по горным вершинам и скалистым ущельям, через дремучие леса и ясные поляны, вдоль цепких болот и пустых полей, сквозь тихие речушки или бурные водопады. И выводит человека на его Дорогу. Светлую, широкую. И тогда он перестает непонимающе повторять: «Так получилось». Безмерно счастливый, говорит: «Так было надо!» Всё не случайно... Дети Васильевы попали в детский дом; родители Викулины потеряли призванного в армию сына. Так надо было, чтобы они, дети без родителей и родители без детей, стали одной семьей. Дружной, крепкой. Приемной? А семья не может быть приемной. Семья есть СЕМЬЯ! Д о б р ы м п р и м е р о м З в о н к о е « З д р а в с т в у й т е ! » , т р и п а р ы ч и с т ы х н е б е с н ы х г л а з , т р и з о л о т и с т ы е г о л о в ы , с в е т л ы е - с в е т л ы е — П а в л и к , Л е н о ч к а , И р и ш к а . Д о б р а я , ч у т к а я м а м а Т а н я , г о р д ы й , д о в о л ь н ы й п а п а И в а н . Э т о й с е м ь е — в о с е м ь л е т . Б ы л о в с е : и б е д ы , и р а д о с т и , с м е х п о с л е с л е з и с л е з ы о т с м е х а , б ы л и о б и д ы , н о п о с л е в с е г д а — в с е п р о щ е н и е . К а ж д ы й и з н и х м о ж е т с к а з а т ь з а с е б я и д р у г и х : «М ы с ч а с т л и вы ! — и н е с о в р е т : — М ы — с е м ь я » . С н и м и у ю т н о , р а д о с т н о , д у ш е в н о , т е п л о : в и д и ш ь и о щ у щ а е ш ь и с к р е н н ю ю з а б о т у о б л и ж н е м и б е с к о р ы с т н о е ж е л а н и е - с т р е м л е н и е п о м о г а т ь д р у г д р у г у . Ч и с т а я п р а в д а н а п и с а н а в ш к о л ь н о й г р а м о т е : « С п а с и б о , р о д и т е л и , з а в о с п и т а н и е в а ш и х д е т е й ! » . А в о с п и т а т ь , у б е д и л и с ь р о д и т е л и , м о ж н о т о л ь к о п р и м е р о м . — И р и ш а , е щ е к о т е н о к ? ! — в з м а х и в а е т р у к а м и м а м а Т а н я . — Э т о н е я п р и н е с л а : н а м п о д б р о с и л и . . . — д е в о ч к а , с о л н е ч н а я , п р и ж и м а е т к с е б е п у ш и с т ы й к о м о к . — У ж е к о т о р ы й ? — о б н и м а я д о ч к у , в е д е т е е м а м а в д о м . — Т р е т и й в е д ь . . . В з р о с л ы е д е т и В з я л и д е т о к р о д и т е л и у ж е б у д у ч и в в о з р а с т е — п е р е д с а м о й п е н с и е й . А П а в л и к у б ы л о с е м ь л е т , Л е н е ш е с т ь , И р е ч е т ы р е . Е с т е с т в е н н о , п о н а ч а л у р а с т е р я л и с ь . Н е с о в с е м п о н и м а л и , п о ч е м у с н а ч а л а ж и л и д о м а , п о т о м н е д о м а , а з а т е м о п я т ь в р о д е б ы д о м а ( о п р е д е л и л и т а к : м о ж н о п р о с и т ь д о б а в к у ) . . . И к а к - т о г у л я л и о н и в о д в о р е , г д е с о с е д с к а я ж е н щ и н а в ы п у с т и л а н а с е д к у с ц ы п л я т а м и . Д е т и з а ч а р о в а н н о и м и л ю б о в а л и с ь , д о л г о ш у ш у к а я с ь м е ж д у с о б о й . Н а к о н е ц в ы д в и н у л а с ь в п е р е д Л е н о ч к а и , з а т а и в д ы х а н и е , с п р о с и л а : — А э т о е й р о д н ы е - р о д н ы е д е т к и ? — Л ю б о й к у р о ч к е в с е ц ы п л я т а р о д н ы е ! — с п р а в е д л и в о о т в е т и л а с о с е д к а д е т я м н а д а л е к о н е д е т с к и й в о п р о с . М а л ы ш и п р о с и я л и и п о н е м н о г у с т а л и « о т к р ы в а т ь с я » . Н о б ы л о п о н я т н о с с а м о г о н а ч а л а : э т о — в з р о с л ы е д е т и . В о т и с е й ч а с : у м л а д ш е й И р и н ы у д и в и т е л ь н о в з р о с л ы й п о ч е р к , т а к ч т о и з у м л я ю т с я д а ж е у ч и т е л я ; Л е н у в ш у т к у н а з ы в а ю т « м а л е н ь к а я м а м а » — т а к о н а п о - м а т е р и н с к и з а б о т л и в а и о т в е т с т в е н н а ; П а в е л — н а с т о я щ и й м у ж ч и н а , о б х о д и т е л ь н ы й , г а л а н т н ы й , р е ш и т е л ь н ы й . К р а с н ы й у г о л Ж и в е т ч а п л ы г и н с к а я с е м ь я в к в а р т и р е п л о щ а д ь ю 2 7 м е т р о в . Э т о д в е к о м н а т к и — т е м н ы е , т е с н ы е и н е к а з и с т ы е . В с е в н и х з а с т а в л е н о , с д в и н у т о , п р и с т р о е н о : с т а р а я м е б е л ь и н о в а я , н е р а с п а к о в а н н а я — к о н е ч н о , е й з д е с ь н е м е с т о . Ф о р т е п ь я н о , л ю б и м и ц а - г и т а р а , с т е л л а ж и с с о т н я м и к н и г ; д о р о г у щ и й к о м п ь ю т е р . . . н а к у х н е . Д е т и ж и в у т в о д н о й к о м н а т е : з а х о д и ш ь — т р и ш и р о к и е д о с к и , о д н а н а д д р у г о й , о т п о л а д о с а м о г о п о т о л к а . Э т о — к р о в а т ь . . . В ы т я н и р у к у — у ж е с т е н а . А в н е й е с т ь н и ш а . С т о я т и к о н к и , Б и б л и я , с в е ч и . Г о р и т л а м п а д к а . — К р а с н ы й у г о л , — з в е н и т Л е н о ч к и н г о л о с . А в н а р о д е в о с х и щ е н н о г о в о р я т : в з я т ь н а в о с п и т а н и е р е б е н к а — в с е р а в н о ч т о х р а м в ы с т р о и т ь . Г о в о р я т е щ е , ч т о в т е с н о т е , д а н е в о б и д е ( и ч а щ е т е , к т о с а м ж и в е т в х о р о м а х ) . Н е п е р е с т а е ш ь у д и в л я т ь с я . « С ч а с т ь е — в о т о н о — е г о в и д е т ь н а д о ! — щ е ч к и д о ч к и у т о н у л и в м а т е р и н с к и х л а д о н я х . — И р и ш е ч к а м о я ! » С а м ы й я р к и й с в е т Д е т и т а л а н т л и в ы е : и г р а ю т н а ф о р т е п ь я н о (П а в е л и Л е н а у ж е о к о н ч и л и м у з ы к а л ь н у ю ш к о л у — с о д н и м и п я т е р к а м и , м е ж д у п р о ч и м ) , н а г и т а р е , п о ю т в « Э л е г и и » ( к а к и е г о л о с а ! ) , и н т е р е с у ю т с я и с т о р и е й (в п а п к е л и ч н ы х д о к у м е н т о в — г е н е а л о г и ч е с к о е д р е в о ц а р с к о г о р о д а ) , х о р о ш о г о в о р я т п о - а н г л и й с к и . В с е т р о е о т л и ч н о у ч а т с я в ш к о л е . Р о д и т е л и р е г у л я р н о с н и м и з а н и м а ю т с я , в м е с т е и з у ч а я д о п о л н и т е л ь н о к у п л е н н ы е п о с о б и я . В с е с в о и с б е р е ж е н и я , н е ж а л е я , в к л а д ы в а ю т в н е п р е х о д я щ у ю ц е н н о с т ь — в г о л о в ы . И ч е с т н о п р и з н а ю т : « Е с л и б н е с а м и д е т и . . . » К а к , н а п р и м е р , Л е н о ч к а , к о т о р а я , ч т о б ы б ы т ь с б р а т о м в о д н о м к л а с с е , н а ч а л а у ч е б у в ш е с т ь л е т — и к т о м у ж е с о в т о р о й ч е т в е р т и ! В с е т о г д а у с в о и л а , д а е щ е и л у ч ш е м н о г и х ! Р е б я т а н е о т л ы н и в а ю т и о т х о з я й с т в а : д в а о г о р о д а , к у р о ч к и , д о м а ш н и е д е л а . В с е й с е м ь е й з а к р ы в а ю т п о с о р о к б а н о к о г у р ц о в , п о п я т ь д е с я т — п о м и д о р о в , р а з н ы х с а л а т о в , в с е в о з м о ж н ы х в а р е н и й . С и н т е р е с о м п р о б у ю т г о т о в и т ь с л о ж н ы е б л ю д а , т а к и е , к а к п и р о г и , п е ч е н ь я , д а ж е п и р о ж н ы е . И т е п е р ь э т о у ж е т р а д и ц и я : с е м е й н ы й п р а з д н и к с д о м а ш н и м т о р т о м . Н е д а в н о п е к л и с л о е н ы й — н а д е н ь р о ж д е н и я м а м ы . Е й и с п о л н и л о с ь 6 0 , н о в ы г л я д и т о н а л е т н а 2 0 м о л о ж е . Д е т и п о д а р и л и м а м е с в е т и л ь н и к : ч т о б ы е й б ы л о с в е т л е е . Н о , р а з у м е е т с я , с а м ы й я р к и й и г л а в н ы й е е и м у ж а с в е т — э т о с а м и д е т и . С в е т — т о т с а м ы й , ч т о о с в е щ а е т и м и х Д о р о г у . Евгения ЗИМИНА. Послесловие к выставке Переводчик с мирского на божественный Далеко не каждому художнику удается достичь в своей жизни такого признания, какое выпало на долю Василия Нестеренко. Он —народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств, автор нескольких сотен живописных полотен. Его кисть касалась стен храма Христа Спасителя в Москве, Успенского Кафедрального собора в Дмитрове. Его 6-метровый холст «Триумф Российского Флота» открывает экспозицию Центрального музея Вооруженных Сил России, а портрет известной артистки Ирины Архиповой хранится в собрании Третьяковской галереи. Если учесть, что автору исполнилось в этом году всего лишь 38 лет, все эти достижения — значительные сами по себе —приобретают характер и вовсе фантастический. Вопрос о секрете столь невероятного успеха интересует многих. Причину ищут в таланте, везении, трудолюбии или в хороших связях. И забывают, что лучше всего о художнике рассказывают его работы. Липчане могли познакомиться с ними в течение месяца в областном выставочном зале. Корреспондент «ЛГ» воспользовался возможностью задать мастеру несколько вопросов. — В а с и л и й И г о р е в и ч , на о т к р ы т и и э к с п о з и ц и и в ы п р и з н а л и с ь , ч т о к а ж д а я н о в а я в ы с т а в к а д л я в а с — и с п ы т а н и е . Н е у ж е л и в ы , с т о л ь п р и з н а н н ы й м а с т е р , д о с и х п о р в о л н у е т е с ь ? — Конечно! Ведь выставка — это обнажение души худож ника. В России отношение к искусству, к живописи особое. Для русских важна порой не столько форма, сколько смысл работы, ум и сердце, вложен ные в нее. Как жить, куда идти — вольно или невольно наши зрители ищут в картинах отве ты именно на эти вопросы. И я, в свою очередь, пытаюсь своим творчеством отстоять определенную позицию: преж де всего бороться нужно за душу, учиться терпению, люб ви, вере. Если эти идеи удает ся передать зрителю, значит, я работал не напрасно. — Э к с п о з и ц и я , п р е д с т а в л е н н а я л и п ч а н а м , д е л и т с я к а к б ы н а д в е ч а с т и . П е р в а я — к а р т и н ы р а з н ы х ж а н р о в , н о в о с н о в н о м п е й з а ж и . В т о р а я — э с к и з ы р о с п и с е й х р а м а Х р и с т а С п а с и т е л я . Д у х о в н а я и с в е т с к а я ж и в о п и с ь — ч т о д л я в а с б о л е е з н а ч и м о ? — На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Конечно, духовная живопись для меня, человека верующего, очень важна. Храмовые росписи я считаю промыслом Божьим. Только те, что полагаются на Него, кто искреннее верит, мо гут выполнить такую работу. Я, например, никогда не думал, что мне доведется участвовать в росписи храма Христа Спа сителя. Но не предполагал я и того, что буду расписывать храм в селе Домнино Костром ской области, в 400 километ рах от Москвы. А что касается светской живописи... В свое время я пребывал в Афонском монастыре. Это уди вительный мир, резко отлича ющийся от нашей повседнев ности. Там даже время иное: монахи живут по византийско му времени, когда сутки длят ся от восхода до заката солн ца. Утром монахи идут на служ бу, а я — пейзаж рисовать. Ра ботаю, а на душе неспокойно, думается: люди сейчас поис тине серьезным делом заняты, молитвой, а я тут. После мы встречаемся перед входом в трапезную, и они меня просят: покажи, что нарисовал. По смотрели и говорят: «Ну у это го своя молитва». И я сразу ус покоился, понял, что с Богом каждый говорит на своем язы ке. Ведь дарить зрителю ра дость созерцания творения — это тоже важно. — В е р а и г р а е т б о л ь ш у ю р о л ь в в а ш е й ж и з н и . А к о г д а вы п р и ш л и к н е й ? Б ы л л и э т о о с о з н а н н ы й в ы б о р в з р о с л о г о ч е л о в е к а и л и в с е н а ч а л о с ь е щ е в д е т с т в е ? — Детство у меня, как и у моих ровесников, было обыч ным, пионерско-комсомольс ким. А потом уже как-то все стало постепенно меняться. Но я бы хотел сказать о другом. Знаете, прийти легко — остать ся труднее. Жизнь постоянно испытывает тебя на прочность. Бывают очень тяжелые момен ты, когда наваливаются и ус талость, и разочарование. Да и время сейчас непростое: по рой невозможно спокойно смотреть на то, что происхо дит вокруг. Сложно работать, когда чувствуешь постоянное противоборство современной антикультуры. Сегодняшних детей безумно жаль: такая га дость льется на них со всех сторон. Но я убежден: сделать нашу жизнь лучше мы сможем, если каждый на своем месте будет выполнять свою работу. Я — художник и своим языком пытаюсь объяснить зрителю важные для меня вещи. И вро де бы, милостью Божьей, это пока получается! Софья ВОБЛИКОВА. ЛИПЕЦКАЯ газета ^ В с е дети — наши Найди меня, мама! Н АТ АШ А К. Девочке 8 лет, черноглазая, очаровательная блондинка. Непременная участ ница различных утренников-кон цертов: Наташа быстро заучива ет большие по объему стихо творения и выразительно их чи тает. Самостоятельна. Всегда опрятна. Ей часто снятся сны, да лекие от реальной жизни. Но, может быть, и в ее судьбе что- то изменится, как в сказке, где добро непременно побеждает зло. У Наташи есть два брата, ей очень не хотелось бы с ними разлучаться. С Е Р ЕЖ А Н. Этому голубо глазому мальчику 9 лет. Так по лучилось, что учится он пока во втором классе, но довольно-таки успешно. Любимый предмет — математика. Занимается спор том. Во время игры в шашки ему нет равных. Пробует играть в шахматы и объясняет почему: «Они развивают ум и ответствен ность». Если Сережка сохранит в себе это стремление — быть ответственным, то еЬэ дети вряд ли когда-то окажутся в детском доме... ^ В И Т АЛ И Й К. Мечтает стать врачом, не потому, что сам час то болеет, просто хочет помогать людям. Виталик не знает, где он раньше жил, где его дом. Об этом он поведал нам с грустью и надеждой: вдруг мы что-то уз наем. Старается хорошо учить ся. Он —натура творческая: при нимает самое активное участие в общешкольных мероприятиях. 25 июня этот смуглый каре глазый мальчик праздновал свой день рождения. Без торта и све чей. Но когда-то настоящий праздник все равно будет, по другому быть не может. Хотя бы потому, что Виталик старается много читать, совершенствуется, работает над собой. Хотя от роду ему всего-то 8 лет. ■ КО Л Я С . В детском доме он уже живет более двух лет. Очень спокойный, рассудительный па рень. Увлекается спортом, хоро шо учится. Никогда не конфлик тует со сверстниками, умеет быть дипломатичным и всегда находит тему для разговора. Друзья любят его за веселый, добрый нрав. Воспитатели ценят в нем дисциплинированность, собранность, аккуратность. Глаза у Коли карие, волосы светлые. Сестренки, их две, тоже похожи на Колю. >»*-• 4 С АШ А и Н АД Я Ч . Родились 22 ноября 1995 года. Если оби дят одну, то вторая горько пла чет и — наоборот. Обе девочки обаятельны и высоки ростом, ласковы и исполнительны. В уче бе больших успехов нет, но они стараются. Саша увлекается ри сованием, хорошо танцует. Надя тоже любит музыку и занимает ся танцами. Глаза у девочек карие, воло сы темные. Если будут вместе, не пропадут. ГалинаКОЖУХАРЬ, ОльгаБЕЛЯКОВА (фото), ведущие рубрики. ^ В о п р о с — о т в е т Начторассчитывать приёмной семье? «В нашей семье только один ребенок. Полагаем, что мы могли бы взять на воспитание еще двух-трех детей, оставшихся безродителей. Это обдуманное решение. Все «за» и «против» мы обсуждали в течение года, при этом перед нами всегда лежала «Липецкая газета» со снимка ми детей-сирот, с материалами на эту непростую тему. Жилищные условия, состояние здоровья, возраст (нам с мужем по 36 лет) позволяют надеяться на создание приемной семьи. Однако возникает вопрос: можем ли мы рассчитывать на материальную поддержку от админи страции области, Департамента образования и науки? А также на моральную? Мы не педагоги, не психологи. Просто есть большое желание' воспитать ребят достой ными людьми. Е. ВАСИЛЕНКО. Усминский район». На в о п р о сы , з а д а н н ы е в п и с ь м е , о т в е ч а е т Н ин а КЛ Е В А Н , н ач а л ьни к о т д е л а с о ц и а л ь н о - п е д а г о г и ч е с к о й р а б о ты Д е п а р т а м е н т а о б р а з о в а н и я и н ауки а д м и н и с т р а ц и и о б л а с ти : — Сразу скажу, что ни приемная семья, ни опекуны в нашей области не остаются наедине со своими проблемами. Денежные выплаты с каждым годом увеличиваются. Расходы на содержание приемных семей определены в соответствии с нормами обеспече ния, утвержденными постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 23 декабря 2004 года «О социальных нормах и норма тивах в образовательных учреждениях», а также исходя из числа детей, которых передали в приемную семью. На одного ребенка в год приемным родителям выплачивается сумма в 1239 рублей на канцтовары, на хозтовары — 363 рубля, стирально-моющие средства — 932 рубля, медикаменты — 345 руб лей, посуду — 219 рублей, средства гигиены — 2112 рублей. На учебные расходы предусмотрена сумма в размере 1000 рублей на каждого. К тому же один раз в месяц член приемной семьи — маль чик или девочка — получает 100 рублей на личные расходы и 200 рублей на проезд и социально-культурные мероприятия. По поводу расходов на одежду и питание. Если вашему ребенку еще нет года, на него предусмотрена сумма в размере 2177 рублей (486 — одежда, 1691 — питание) ежемесячно. Для ребят школьного возраста выплаты повыше, и это понятно почему. На одежду и пита ние на одного человека причитается 3511 рублей в месяц. Теперь о том, что касается оплаты труда приемных родителей. С 1 января 2005 года она на одного ребенка составляла 2160 рублей. К тому же добавлялись еще и 720 рублей на каждого ребенка, кото рого берут на воспитание в семью. С 1 июня оплата труда возросла до 2700 рублей, и на каждого ребенка —тоже. Теперь она составля ет 900 рублей. На сегодня в области 87 приемных семей, их число значительно выросло за последние годы. Присоединяйтесь, коль решение со зрело. Придем на помощь в любой момент. За помощью обращайтесь в Департамент образования и науки: г. Л ипец к , ул . Ц иолков ско го , 18 . Телеф оны : 7 4 -9 9 -6 8 , 3 6 -0 8 -8 2 .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz