Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

21 сентября 2005 г., № 184 (22562) чуТайны XX века «Немецкислйед» вЛипецке В биографии областного центра, пожалуй, трудно найти более сложный эпизод, чем история секретной немецкой авиашколы, ^ действовавшей в Липецке 1925—1933 гг. В небольшом российском городке с населением около 20 тыс. человек оказался секретный объект рейхсвера. В течение нескольких лет здесь проходили летную подготовку германские курсанты, многие из которых затем сделали блестящую • карьеру в «Люфтваффе». Одновременно с подготовкой летных кадров в нашем городе проводились испытания новых моделей немецких самолетов. Р а з у м е е т с я , д е я т е л ь н о с т ь о б ъ е к т а б ы л а с т р о г о з а с е к р е ­ ч е н а в С С С Р и Г е р м а н и и . Л и ш ь в п о с л е д н и е г о ды с т а л о в о з ­ м о ж н ы м гл у бж е о ц е н и т ь б ы л о е . Р е ш и т ь т а к ую з а д а ч у б е з с о ­ тр уд н и ч е с т в а р о с с и й с к и х и н е м е ц к и х и с т о р и к о в н е в о зм ож н о . В с в я з и с э т и м , к а к уж е с о о б щ а л а «ЛГ», на б а з е Л и п е ц к о г о г о с у д а р с т в е н н о г о п е д а г о г и ч е с к о г о у н и в е р с и т е т а н е д а в н о п р о ­ ш л а м е ж д у н а р о д н а я к о н ф е р е н ц и я , п о с в я щ е н н а я п р о б л е м е с о в е т с к о - г е р м а н с к о г о с о т р у д н и ч е с т в а в 2 0 —3 0 - х г о д а х п р о ­ ш л о г о ве к а . Главной спецификой форума было то, что вопросы международ­ ной политики указанного периода тесно переплетались с историей нашего города и Центрального Черноземья. Не многие города Рос­ сии имеют возможность изучать свое прошлое в архивах иностран­ ных государств. А документы об уездном Липецке хранятся не толь­ ко в Германии, но и Польше, Чехии, Англии, Франции (разведки этих стран пристально наблюдали за объектами рейхсвера в СССР). Использование новых источников, прежде всего дневников быв­ ших немецких курсантов, позволило по-новому взглянуть на дея­ тельность немецкой летной школы в нашем городе. Эти материалы помогли уточнить многие факты и зримо увидеть эпизоды из жизни курсантов и липчан того времени. Так удалось частично воссоздать образ России и Липецка, сформировавшийся в сознании немцев после длительного пребывания в школе. Из доклада профессора Волгоградского государственного университета Н. Вашкау и немец­ кого исследователя Н. Зитца стало очевидно, что немецкие летчики не думали воевать с СССР, а готовились к войне с Польшей. Хотя, как дипломатично заявил Н. Зитц, они «не оставили своего сердца в России», а время, проведенное в Липецке, было «лишь эпизодом» в их жизни. Свидетельства иностранных очевидцев о жизни нашего края в период нэпа и коллективизации воссоздают ранее сознательно стер­ тые страницы его истории: детали быта липчан и крестьян окрест­ ных деревень; результаты коллективизации и т.д. Особенно важно подчеркнуть, что немецкие летчики были увле­ чены созданием фотоальбомов о Липецке. Некоторые из них специ­ ально собирали фотографии русских крестьян в национальной одеж­ де, исторических памятников, видов липецких улиц и площадей. Значительное время заняла дискуссия о многочисленных мифах, накопившихся за несколько десятилетий как в нашем городе, так и в Германии. Легенда о пребывании в Липецке Геринга и о его страст­ ной любви к одной из липчанок вызвала дружный смех большинства собравшихся историков. Гораздо больше времени пришлось затратить участникам кон­ ференции, чтобы выяснить вопрос о бомбардировках Липецка в годы Великой Отечественной войны. Для опровержения мифа, что Ли­ пецк не бомбили, был привлечен не только местный краеведческий материал, но и мемуары самих немецких летчиков, некоторые из которых «с грустью пролетали над липецким аэродромом, покры­ тым воронками от авиабомб». Особенностью прошедшей конференции было стремление впер­ вые попытаться выяснить дальнейшую судьбу летных кадров, под- ^■.тотовленных в Липецке. Немецкая сторона первой предложила это направление работы. Заместитель директора военного архива ФРГ в Кобленце доктор Кай фон Йена на базе материалов своего ведом­ ства подтвердил тот факт, что советские и немецкие летчики, про­ шедшие обучение в Липецке, впервые вступили в бой в небе Испа­ нии. На конференции был опровергнут также миф, что самолеты, ис­ пытанные в Липецке в 1930—1933 годах, не использовались «Люфт­ ваффе» в период Второй мировой войны. Эти боевые машины «во­ евали» на Восточном фронте вплоть до 1943 и даже 1944 годов. В одном из докладов прозвучала информация о доле «липецких» генералов в командовании «Люфтваффе». Читателям будет инте­ ресно узнать, что руководство Первым воздушным флотом герман­ ской авиации осуществлял генерал Отто Десслох, обучавшийся в Липецке в 1926 году. В зоне боевой деятельности подчиненных ему авиачастей «Люфтваффе» в 1942 г. находились Липецк и Воронеж. Ярким событием в работе конференции стало посещение Ли­ пецкого авиацентра имени В. Чкалова. Делегацию встречал генерал Александр Харчевский. Историки были тронуты теплой встречей, устроенной командованием Авиацентра. Незабываемые впечатле­ ния оставило посещение музея военного городка, в здании так на­ зываемого «старого немецкого казино». Подводя итоги конференции, её участники с грустью были вы­ нуждены признать, что «немецкий след» в истории отечественной авиации изучен гораздо лучше, чем судьба советских курсантов, обу­ чавшихся вместе с немцами. Одним словом, полной картины дея­ тельности германской авиашколы в Липецке из-за режима секрет­ ности в российских архивах историкам воссоздать пока не удалось. Международная конференция фактически стала началом совме­ стного российско-германского научного проекта по изучению исто­ рии немецкой авиашколы в Липецке. Её участники решили продол­ жить работу по спорным и малоизученным проблемам в российских и германских архивах, чтобы попытаться найти (в обход всем запре­ там) новые материалы. Отдельно следует сказать о судьбе частных архивов бывших немецких курсантов в Германии. Бесценные для липецких краеве­ дов коллекции фотографий и документов по истории Липецка име­ ются в государственных архивах ФРГ и семьях немецких летчиков. Так, лишь коллекция бывшего курсанта Макса Ибеля состоит из 5 (!) альбомов видов Липецка и его жителей. В центральных архивах Гер­ мании хранится огромный пласт документов и сотни фотографий о липецком крае. Эти источники рано или поздно должны «вернуться» в виде копий в наш город. Первые шаги в этом направлении уже сделаны, но дальше все будет зависеть от финансирования поиско­ вой и копировальной работы в ФРГ. Таким образом, успешно прошедшая в Липецке международная конференция «Липецкая школа немецких летчиков» подвела черту под достигнутыми результатами и наметила пути для дальнейшей работы отечественных и германских историков. Так и должно быть, когда речь идет о настоящей науке и истории родного края. ЮрийТИХОНОВ, кандидат исторических наук, доцент Липецкого государственного педагогического университета. ФОТО АНАСТАСИИ МЕНЬШИКОВОЙ. Счастье - тыоткрой ^ С в е т любви вот: глаза. Говорят, судьба —ожидаемая неожиданность, а мир тесен и все случайное в нем не случайно. Жизнь ведет тропинками, дорожками, иногда прерывистыми, чаще петляющими, по горным вершинам и скалистым ущельям, через дремучие леса и ясные поляны, вдоль цепких болот и пустых полей, сквозь тихие речушки или бурные водопады. И выводит человека на его Дорогу. Светлую, широкую. И тогда он перестает непонимающе повторять: «Так получилось». Безмерно счастливый, говорит: «Так было надо!» Всё не случайно... Дети Васильевы попали в детский дом; родители Викулины потеряли призванного в армию сына. Так надо было, чтобы они, дети без родителей и родители без детей, стали одной семьей. Дружной, крепкой. Приемной? А семья не может быть приемной. Семья есть СЕМЬЯ! Д о б р ы м п р и м е р о м З в о н к о е « З д р а в с т в у й т е ! » , т р и п а р ы ч и с т ы х н е б е с н ы х г л а з , т р и з о л о т и с т ы е г о л о в ы , с в е т л ы е - с в е т л ы е — П а в л и к , Л е н о ч к а , И р и ш к а . Д о б р а я , ч у т к а я м а м а Т а н я , г о р д ы й , д о ­ в о л ь н ы й п а п а И в а н . Э т о й с е м ь е — в о с е м ь л е т . Б ы л о в с е : и б е д ы , и р а д о с т и , с м е х п о с л е с л е з и с л е з ы о т с м е х а , б ы л и о б и д ы , н о п о с л е в с е г д а — в с е п р о щ е н и е . К а ж ­ д ы й и з н и х м о ж е т с к а з а т ь з а с е б я и д р у г и х : «М ы с ч а с т л и ­ вы ! — и н е с о в р е т : — М ы — с е м ь я » . С н и м и у ю т н о , р а д о с т н о , д у ш е в н о , т е п л о : в и д и ш ь и о щ у щ а е ш ь и с к р е н н ю ю з а б о т у о б л и ж н е м и б е с к о р ы с т н о е ж е ­ л а н и е - с т р е м л е н и е п о м о г а т ь д р у г д р у г у . Ч и с т а я п р а в д а н а п и с а н а в ш к о л ь н о й г р а м о т е : « С п а с и б о , р о д и т е л и , з а в о с п и т а н и е в а ­ ш и х д е т е й ! » . А в о с п и т а т ь , у б е ­ д и л и с ь р о д и т е л и , м о ж н о т о л ь ­ к о п р и м е р о м . — И р и ш а , е щ е к о т е н о к ? ! — в з м а х и в а е т р у к а м и м а м а Т а н я . — Э т о н е я п р и н е с л а : н а м п о д б р о с и л и . . . — д е в о ч к а , с о л ­ н е ч н а я , п р и ж и м а е т к с е б е п у ­ ш и с т ы й к о м о к . — У ж е к о т о р ы й ? — о б н и ­ м а я д о ч к у , в е д е т е е м а м а в д о м . — Т р е т и й в е д ь . . . В з р о с л ы е д е т и В з я л и д е т о к р о д и т е л и у ж е б у д у ч и в в о з р а с т е — п е ­ р е д с а м о й п е н с и е й . А П а в л и ­ к у б ы л о с е м ь л е т , Л е н е ш е с т ь , И р е ч е т ы р е . Е с т е ­ с т в е н н о , п о н а ч а л у р а с т е р я ­ л и с ь . Н е с о в с е м п о н и м а л и , п о ч е м у с н а ч а л а ж и л и д о м а , п о т о м н е д о м а , а з а т е м о п я т ь в р о д е б ы д о м а ( о п р е д е л и л и т а к : м о ж н о п р о с и т ь д о б а в ­ к у ) . . . И к а к - т о г у л я л и о н и в о д в о р е , г д е с о с е д с к а я ж е н щ и ­ н а в ы п у с т и л а н а с е д к у с ц ы п ­ л я т а м и . Д е т и з а ч а р о в а н н о и м и л ю б о в а л и с ь , д о л г о ш у ­ ш у к а я с ь м е ж д у с о б о й . Н а к о ­ н е ц в ы д в и н у л а с ь в п е р е д Л е ­ н о ч к а и , з а т а и в д ы х а н и е , с п р о с и л а : — А э т о е й р о д н ы е - р о д ­ н ы е д е т к и ? — Л ю б о й к у р о ч к е в с е ц ы п л я т а р о д н ы е ! — с п р а в е д ­ л и в о о т в е т и л а с о с е д к а д е т я м н а д а л е к о н е д е т с к и й в о п р о с . М а л ы ш и п р о с и я л и и п о н е м ­ н о г у с т а л и « о т к р ы в а т ь с я » . Н о б ы л о п о н я т н о с с а м о г о н а ч а л а : э т о — в з р о с л ы е д е т и . В о т и с е й ч а с : у м л а д ш е й И р и ­ н ы у д и в и т е л ь н о в з р о с л ы й п о ч е р к , т а к ч т о и з у м л я ю т с я д а ж е у ч и т е л я ; Л е н у в ш у т к у н а з ы в а ю т « м а л е н ь к а я м а м а » — т а к о н а п о - м а т е р и н с к и з а ­ б о т л и в а и о т в е т с т в е н н а ; П а ­ в е л — н а с т о я щ и й м у ж ч и н а , о б х о д и т е л ь н ы й , г а л а н т н ы й , р е ш и т е л ь н ы й . К р а с н ы й у г о л Ж и в е т ч а п л ы г и н с к а я с е ­ м ь я в к в а р т и р е п л о щ а д ь ю 2 7 м е т р о в . Э т о д в е к о м н а т к и — т е м ­ н ы е , т е с н ы е и н е к а з и с т ы е . В с е в н и х з а с т а в л е н о , с д в и ­ н у т о , п р и с т р о е н о : с т а р а я м е ­ б е л ь и н о в а я , н е р а с п а к о в а н ­ н а я — к о н е ч н о , е й з д е с ь н е м е с т о . Ф о р т е п ь я н о , л ю б и м и ­ ц а - г и т а р а , с т е л л а ж и с с о т н я ­ м и к н и г ; д о р о г у щ и й к о м п ь ­ ю т е р . . . н а к у х н е . Д е т и ж и в у т в о д н о й к о м ­ н а т е : з а х о д и ш ь — т р и ш и р о ­ к и е д о с к и , о д н а н а д д р у г о й , о т п о л а д о с а м о г о п о т о л к а . Э т о — к р о в а т ь . . . В ы т я н и р у к у — у ж е с т е ­ н а . А в н е й е с т ь н и ш а . С т о я т и к о н к и , Б и б л и я , с в е ч и . Г о ­ р и т л а м п а д к а . — К р а с н ы й у г о л , — з в е ­ н и т Л е н о ч к и н г о л о с . А в н а р о д е в о с х и щ е н н о г о в о р я т : в з я т ь н а в о с п и т а н и е р е б е н к а — в с е р а в н о ч т о х р а м в ы с т р о и т ь . Г о в о р я т е щ е , ч т о в т е с н о т е , д а н е в о б и д е ( и ч а щ е т е , к т о с а м ж и в е т в х о ­ р о м а х ) . Н е п е р е с т а е ш ь у д и в л я т ь ­ с я . « С ч а с т ь е — в о т о н о — е г о в и д е т ь н а д о ! — щ е ч к и д о ч к и у т о н у л и в м а т е р и н с к и х л а д о ­ н я х . — И р и ш е ч к а м о я ! » С а м ы й я р к и й с в е т Д е т и т а л а н т л и в ы е : и г р а ­ ю т н а ф о р т е п ь я н о (П а в е л и Л е н а у ж е о к о н ч и л и м у з ы ­ к а л ь н у ю ш к о л у — с о д н и м и п я т е р к а м и , м е ж д у п р о ч и м ) , н а г и т а р е , п о ю т в « Э л е г и и » ( к а к и е г о л о с а ! ) , и н т е р е с у ю т ­ с я и с т о р и е й (в п а п к е л и ч н ы х д о к у м е н т о в — г е н е а л о г и ч е с ­ к о е д р е в о ц а р с к о г о р о д а ) , х о р о ш о г о в о р я т п о - а н г л и й с ­ к и . В с е т р о е о т л и ч н о у ч а т с я в ш к о л е . Р о д и т е л и р е г у л я р н о с н и м и з а н и м а ю т с я , в м е с т е и з у ч а я д о п о л н и т е л ь н о к у п ­ л е н н ы е п о с о б и я . В с е с в о и с б е р е ж е н и я , н е ж а л е я , в к л а ­ д ы в а ю т в н е п р е х о д я щ у ю ц е н ­ н о с т ь — в г о л о в ы . И ч е с т н о п р и з н а ю т : « Е с л и б н е с а м и д е т и . . . » К а к , н а п р и м е р , Л е ­ н о ч к а , к о т о р а я , ч т о б ы б ы т ь с б р а т о м в о д н о м к л а с с е , н а ­ ч а л а у ч е б у в ш е с т ь л е т — и к т о м у ж е с о в т о р о й ч е т в е р т и ! В с е т о г д а у с в о и л а , д а е щ е и л у ч ш е м н о г и х ! Р е б я т а н е о т л ы н и в а ю т и о т х о з я й с т в а : д в а о г о р о д а , к у ­ р о ч к и , д о м а ш н и е д е л а . В с е й с е м ь е й з а к р ы в а ю т п о с о р о к б а н о к о г у р ц о в , п о п я т ь д е с я т — п о м и д о р о в , р а з н ы х с а л а ­ т о в , в с е в о з м о ж н ы х в а р е н и й . С и н т е р е с о м п р о б у ю т г о т о в и т ь с л о ж н ы е б л ю д а , т а к и е , к а к п и р о г и , п е ч е н ь я , д а ж е п и р о ­ ж н ы е . И т е п е р ь э т о у ж е т р а ­ д и ц и я : с е м е й н ы й п р а з д н и к с д о м а ш н и м т о р т о м . Н е д а в н о п е к л и с л о е н ы й — н а д е н ь р о ж д е н и я м а м ы . Е й и с п о л н и л о с ь 6 0 , н о в ы ­ г л я д и т о н а л е т н а 2 0 м о л о ­ ж е . Д е т и п о д а р и л и м а м е с в е ­ т и л ь н и к : ч т о б ы е й б ы л о с в е т ­ л е е . Н о , р а з у м е е т с я , с а м ы й я р к и й и г л а в н ы й е е и м у ж а с в е т — э т о с а м и д е т и . С в е т — т о т с а м ы й , ч т о о с ­ в е щ а е т и м и х Д о р о г у . Евгения ЗИМИНА. Послесловие к выставке Переводчик с мирского на божественный Далеко не каждому художнику удается достичь в своей жизни такого признания, какое выпало на долю Василия Нестеренко. Он —народный художник России, член-корреспондент Российской академии художеств, автор нескольких сотен живописных полотен. Его кисть касалась стен храма Христа Спасителя в Москве, Успенского Кафедрального собора в Дмитрове. Его 6-метровый холст «Триумф Российского Флота» открывает экспозицию Центрального музея Вооруженных Сил России, а портрет известной артистки Ирины Архиповой хранится в собрании Третьяковской галереи. Если учесть, что автору исполнилось в этом году всего лишь 38 лет, все эти достижения — значительные сами по себе —приобретают характер и вовсе фантастический. Вопрос о секрете столь невероятного успеха интересует многих. Причину ищут в таланте, везении, трудолюбии или в хороших связях. И забывают, что лучше всего о художнике рассказывают его работы. Липчане могли познакомиться с ними в течение месяца в областном выставочном зале. Корреспондент «ЛГ» воспользовался возможностью задать мастеру несколько вопросов. — В а с и л и й И г о р е в и ч , на о т к р ы т и и э к с п о з и ц и и в ы п р и з н а л и с ь , ч т о к а ж д а я н о ­ в а я в ы с т а в к а д л я в а с — и с ­ п ы т а н и е . Н е у ж е л и в ы , с т о л ь п р и з н а н н ы й м а с т е р , д о с и х п о р в о л н у е т е с ь ? — Конечно! Ведь выставка — это обнажение души худож­ ника. В России отношение к искусству, к живописи особое. Для русских важна порой не столько форма, сколько смысл работы, ум и сердце, вложен­ ные в нее. Как жить, куда идти — вольно или невольно наши зрители ищут в картинах отве­ ты именно на эти вопросы. И я, в свою очередь, пытаюсь своим творчеством отстоять определенную позицию: преж­ де всего бороться нужно за душу, учиться терпению, люб­ ви, вере. Если эти идеи удает­ ся передать зрителю, значит, я работал не напрасно. — Э к с п о з и ц и я , п р е д с т а в ­ л е н н а я л и п ч а н а м , д е л и т с я к а к б ы н а д в е ч а с т и . П е р ­ в а я — к а р т и н ы р а з н ы х ж а н ­ р о в , н о в о с н о в н о м п е й з а ­ ж и . В т о р а я — э с к и з ы р о с п и ­ с е й х р а м а Х р и с т а С п а с и т е ­ л я . Д у х о в н а я и с в е т с к а я ж и в о п и с ь — ч т о д л я в а с б о ­ л е е з н а ч и м о ? — На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Конечно, духовная живопись для меня, человека верующего, очень важна. Храмовые росписи я считаю промыслом Божьим. Только те, что полагаются на Него, кто искреннее верит, мо­ гут выполнить такую работу. Я, например, никогда не думал, что мне доведется участвовать в росписи храма Христа Спа­ сителя. Но не предполагал я и того, что буду расписывать храм в селе Домнино Костром­ ской области, в 400 километ­ рах от Москвы. А что касается светской живописи... В свое время я пребывал в Афонском монастыре. Это уди­ вительный мир, резко отлича­ ющийся от нашей повседнев­ ности. Там даже время иное: монахи живут по византийско­ му времени, когда сутки длят­ ся от восхода до заката солн­ ца. Утром монахи идут на служ­ бу, а я — пейзаж рисовать. Ра­ ботаю, а на душе неспокойно, думается: люди сейчас поис­ тине серьезным делом заняты, молитвой, а я тут. После мы встречаемся перед входом в трапезную, и они меня просят: покажи, что нарисовал. По­ смотрели и говорят: «Ну у это­ го своя молитва». И я сразу ус­ покоился, понял, что с Богом каждый говорит на своем язы­ ке. Ведь дарить зрителю ра­ дость созерцания творения — это тоже важно. — В е р а и г р а е т б о л ь ш у ю р о л ь в в а ш е й ж и з н и . А к о г ­ д а вы п р и ш л и к н е й ? Б ы л л и э т о о с о з н а н н ы й в ы б о р в з р о с л о г о ч е л о в е к а и л и в с е н а ч а л о с ь е щ е в д е т с т в е ? — Детство у меня, как и у моих ровесников, было обыч­ ным, пионерско-комсомольс­ ким. А потом уже как-то все стало постепенно меняться. Но я бы хотел сказать о другом. Знаете, прийти легко — остать­ ся труднее. Жизнь постоянно испытывает тебя на прочность. Бывают очень тяжелые момен­ ты, когда наваливаются и ус­ талость, и разочарование. Да и время сейчас непростое: по­ рой невозможно спокойно смотреть на то, что происхо­ дит вокруг. Сложно работать, когда чувствуешь постоянное противоборство современной антикультуры. Сегодняшних детей безумно жаль: такая га­ дость льется на них со всех сторон. Но я убежден: сделать нашу жизнь лучше мы сможем, если каждый на своем месте будет выполнять свою работу. Я — художник и своим языком пытаюсь объяснить зрителю важные для меня вещи. И вро­ де бы, милостью Божьей, это пока получается! Софья ВОБЛИКОВА. ЛИПЕЦКАЯ газета ^ В с е дети — наши Найди меня, мама! Н АТ АШ А К. Девочке 8 лет, черноглазая, очаровательная блондинка. Непременная участ­ ница различных утренников-кон­ цертов: Наташа быстро заучива­ ет большие по объему стихо­ творения и выразительно их чи­ тает. Самостоятельна. Всегда опрятна. Ей часто снятся сны, да­ лекие от реальной жизни. Но, может быть, и в ее судьбе что- то изменится, как в сказке, где добро непременно побеждает зло. У Наташи есть два брата, ей очень не хотелось бы с ними разлучаться. С Е Р ЕЖ А Н. Этому голубо­ глазому мальчику 9 лет. Так по­ лучилось, что учится он пока во втором классе, но довольно-таки успешно. Любимый предмет — математика. Занимается спор­ том. Во время игры в шашки ему нет равных. Пробует играть в шахматы и объясняет почему: «Они развивают ум и ответствен­ ность». Если Сережка сохранит в себе это стремление — быть ответственным, то еЬэ дети вряд ли когда-то окажутся в детском доме... ^ В И Т АЛ И Й К. Мечтает стать врачом, не потому, что сам час­ то болеет, просто хочет помогать людям. Виталик не знает, где он раньше жил, где его дом. Об этом он поведал нам с грустью и надеждой: вдруг мы что-то уз­ наем. Старается хорошо учить­ ся. Он —натура творческая: при­ нимает самое активное участие в общешкольных мероприятиях. 25 июня этот смуглый каре­ глазый мальчик праздновал свой день рождения. Без торта и све­ чей. Но когда-то настоящий праздник все равно будет, по другому быть не может. Хотя бы потому, что Виталик старается много читать, совершенствуется, работает над собой. Хотя от роду ему всего-то 8 лет. ■ КО Л Я С . В детском доме он уже живет более двух лет. Очень спокойный, рассудительный па­ рень. Увлекается спортом, хоро­ шо учится. Никогда не конфлик­ тует со сверстниками, умеет быть дипломатичным и всегда находит тему для разговора. Друзья любят его за веселый, добрый нрав. Воспитатели ценят в нем дисциплинированность, собранность, аккуратность. Глаза у Коли карие, волосы светлые. Сестренки, их две, тоже похожи на Колю. >»*-• 4 С АШ А и Н АД Я Ч . Родились 22 ноября 1995 года. Если оби­ дят одну, то вторая горько пла­ чет и — наоборот. Обе девочки обаятельны и высоки ростом, ласковы и исполнительны. В уче­ бе больших успехов нет, но они стараются. Саша увлекается ри­ сованием, хорошо танцует. Надя тоже любит музыку и занимает­ ся танцами. Глаза у девочек карие, воло­ сы темные. Если будут вместе, не пропадут. ГалинаКОЖУХАРЬ, ОльгаБЕЛЯКОВА (фото), ведущие рубрики. ^ В о п р о с — о т в е т Начторассчитывать приёмной семье? «В нашей семье только один ребенок. Полагаем, что мы могли бы взять на воспитание еще двух-трех детей, оставшихся безродителей. Это обдуманное решение. Все «за» и «против» мы обсуждали в течение года, при этом перед нами всегда лежала «Липецкая газета» со снимка­ ми детей-сирот, с материалами на эту непростую тему. Жилищные условия, состояние здоровья, возраст (нам с мужем по 36 лет) позволяют надеяться на создание приемной семьи. Однако возникает вопрос: можем ли мы рассчитывать на материальную поддержку от админи­ страции области, Департамента образования и науки? А также на моральную? Мы не педагоги, не психологи. Просто есть большое желание' воспитать ребят достой­ ными людьми. Е. ВАСИЛЕНКО. Усминский район». На в о п р о сы , з а д а н н ы е в п и с ь м е , о т в е ч а е т Н ин а КЛ Е В А Н , н ач а л ьни к о т д е л а с о ц и а л ь н о - п е д а г о г и ч е с к о й р а б о ты Д е п а р ­ т а м е н т а о б р а з о в а н и я и н ауки а д м и н и с т р а ц и и о б л а с ти : — Сразу скажу, что ни приемная семья, ни опекуны в нашей области не остаются наедине со своими проблемами. Денежные выплаты с каждым годом увеличиваются. Расходы на содержание приемных семей определены в соответствии с нормами обеспече­ ния, утвержденными постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 23 декабря 2004 года «О социальных нормах и норма­ тивах в образовательных учреждениях», а также исходя из числа детей, которых передали в приемную семью. На одного ребенка в год приемным родителям выплачивается сумма в 1239 рублей на канцтовары, на хозтовары — 363 рубля, стирально-моющие средства — 932 рубля, медикаменты — 345 руб­ лей, посуду — 219 рублей, средства гигиены — 2112 рублей. На учебные расходы предусмотрена сумма в размере 1000 рублей на каждого. К тому же один раз в месяц член приемной семьи — маль­ чик или девочка — получает 100 рублей на личные расходы и 200 рублей на проезд и социально-культурные мероприятия. По поводу расходов на одежду и питание. Если вашему ребенку еще нет года, на него предусмотрена сумма в размере 2177 рублей (486 — одежда, 1691 — питание) ежемесячно. Для ребят школьного возраста выплаты повыше, и это понятно почему. На одежду и пита­ ние на одного человека причитается 3511 рублей в месяц. Теперь о том, что касается оплаты труда приемных родителей. С 1 января 2005 года она на одного ребенка составляла 2160 рублей. К тому же добавлялись еще и 720 рублей на каждого ребенка, кото­ рого берут на воспитание в семью. С 1 июня оплата труда возросла до 2700 рублей, и на каждого ребенка —тоже. Теперь она составля­ ет 900 рублей. На сегодня в области 87 приемных семей, их число значительно выросло за последние годы. Присоединяйтесь, коль решение со­ зрело. Придем на помощь в любой момент. За помощью обращайтесь в Департамент образования и науки: г. Л ипец к , ул . Ц иолков ско го , 18 . Телеф оны : 7 4 -9 9 -6 8 , 3 6 -0 8 -8 2 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz