Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
20 сентября 2005 года ДОБРЫЕ ЛИЦА1 ководила мать поэта, княжна Анна Николаевна Оболенская. Отец, гвардии поручик Влади мир Петрович Веневитинов, умер, когда Дмитрию не было и десяти лет. Анна Николаевна поначалу сама занималась с детьми Митей, Алешей и Со ней, а вскоре пригласила к ним лучших московских учителей. Обе " уве Мс В СЕНТЯБРЕ И С ПО ЛН Я Е ТСЯ 2 0 0 Л Е Т С О Д Н Я Р О Ж Д Е Н И Я Д М И Т Р И Я В Е Н Е В И Т И Н О В А - С А М О Г О Ю Н О Г О П О Э Т А В П А Н Т Е О Н Е Р У С С К О Й Л И Т Е Р А Т У Р Ы X IX В Е К А Душ а сказала мне давно: Ты в мире молнией промчишься! Тебе все чувствовать дано , Но жизнью ты не насладишься... Д. ВЕНЕВИТИНОВ Москва встречает юбилей Дмитрия Веневитинова без вся кой программы, обычной в та ких случаях. Как сказали бы в XIX веке - с хладным равноду шием. Когда я безуспешно ис кал по книжным магазинам сто лицы хоть маленькую книжечку Веневитинова, меня везде пере спрашивали, как пишется эта фамилия и где ее искать в ком пьютерном каталоге - в детекти вах или в кулинарии. Заглянув в поэзию, сообщали: такого нет. Так, может быть, этот поэт, родившийся в Москве 14 сентя бря 1805 года, не стоит внима ния потомков? Возможно, его произведения не выдержали проверку временем и не дос тойны переиздания? Но еще не давно, в 80-е годы, Веневитино ва издавали и «Детская литера тура» в «Школьной библиоте ке», и академическое издатель ство «Наука» в знаменитой се рии «Литературные памятники». Значит, все-таки дело не в «переоценке ценностей», а в нашем равнодушии. Хотя бы в эти дни давайте признаемся, что имя человека, о котором плакал в Симоновом монасты ре Пушкин, мы просто забыли. Давайте устыдимся тому, что усадьба Веневитиновых в Кри воколенном переулке который год стоит брошенной, осквер ненной. Дом, где звучали голо са Пушкина и Баратынского, Мицкевича и Хомякова, оказал ся не нужен Москве? Еще в конце 90-х годов его пытались потихоньку снести, но подос певший пушкинский юбилей спас особняк Веневитиновых. Дом отдали некоему таинствен ному арендатору, который не торопится реставрировать па мятник отечественной культуры, очевидно, ожидая, когда он рухнет. Последнее, что защи щает дом Веневитиновых, - две мемориальные доски на фаса де. Два крохотных щита против беспамятства... Вспоминается до отчаяния горький возглас Пушкина, об ращенный к друзьям: «Почему вы позволили ему умереть?!» Фамилия Веневитиновых происходит от названия древ него русского города Венева, стоявшего на южной границе московских земель. После оче редного разорения его уже не стали отстраивать, а уцелев шие жители рассеялись по раз ным княжествам, где их стали звать Веневитиновыми. Так на воронежской земле появился род Веневитиновых, позднее перебравшийся в Москву, но не забывший свои пенаты - усадьбу Новоживотинное (здесь сейчас открыт музей поэта). Что вместила в себя корот кая жизнь Дмитрия Веневитино ва? Не весь его архив дошел до нас, но и то, что осталось по томкам, изумляет многообрази ем творчества. А более всего - гармонией и цельностью. Веневитинов превосходно рисовал и сочинял музыкальные пьесы. Когда друзья стали гото вить посмертное издание, Вла димир Одоевский настаивал на том, чтобы в книгу вошли ри сунки и музыкальные произведе ния Веневитинова: «Мне бы хо телось издать их вместе с сочи нениями моего друга, чудно со единявшего в себе все три ис кусства». А еще Веневитинов серьезно занимался математи кой и интересовался медици ной, увлекался фехтованием и верховой ездой, писал критиче ские статьи и создал литератур но-философский журнал «Мос ковский вестник», переводил Ге те и Гофмана. В последний год жизни он выдвинулся в число ведущих сотрудников Азиатско го департамента Иностранной коллегии и готовился к команди ровке в Персию. Все это были плоды домаш него образования, которым ру- >разование Дмитрия было ' нчано посещением лекций в юсковском университете в 1822-1824 годах. Поражает удивительная для двадцатилетнего поэта завер шенность его стихов. Совсем немного начатых и заброшен ных отрывков. Все стихотворе ния отделаны с тщательностью зрелого мастера. Борис Садов ский уже в зените Серебряного века восхищался: «Форма у Ве невитинова безукоризненна. Плохих стихов у него вовсе нет, и эта черта, как и некоторые другие, сближает его с Пушки ным. Что-то пушкинское заме чается в самой фактуре его стиха». И в философских сочинениях Веневитинова трудно отыскать юношескую горячность и по спешность выводов. Хотя, ко нечно, были и еще почти дет ская увлеченность познанием мира, и любовь к мысли, к муд рости. Позднее Иван Киреев ский писал: «Кто вдумается с любовью в сочинения Веневи тинова, тот узнает... поэта глу бокого, самобытного, которого каждое чувство освещено мыс лью, каждая мысль согрета сердцем...» Именно юный Веневитинов дал название целому направле нию в русской философии - лю бомудрие. Участники кружка, собиравшегося в доме Веневи тиновых, называли себя любо мудрами. Познакомившись с лучшими образцами немецкой философии, они решили, что возьмутся за создание самосто ятельной русской философии. Если Веневитинову удалось только вступить на этот путь, то ближайший друг его детства и юности Алексей Хомяков во шел в историю как основатель славянофильства и русской ре лигиозной философии. * * V Когда братья Веневитиновы и братья Хомяковы были подро стками, они вместе мечтали бе жать из дома на помощь гре кам, восставшим против турец- кого ига. Греция была ,для них почти родной страной, ведь од ним из их любимых учителей был грек Байло, они прекрасно знали греческий язык и в под линнике читали Гомера и Со фокла. Дмитрий Веневитинов до конца жизни не расставался с греческим Евангелием. Люби мым поэтом мальчишек был Байрон, оставивший благопо лучие и «обман свободы» (сло ва Д. Веневитинова из драма тического пролога «Смерть Байрона») ради того, чтобы по мочь грекам отстоять свое дос тоинство и обрести независи мость. Алексей Хомяков писал в «Послании к Веневитиновым»: Так, я пойду, друзья, пойду в кровавый бой За счастие страны, по сердцу мне родной!.. При этом своему другу Мите Веневитинову он советовал ос таваться дома, поскольку уже тогда ценил поэтический дар друга и опасался за его жизнь. Пой, Дмитрий! Твой венец - зеленый лавр с оливой; Любимец сельских Муз и друг мечты игривой, С душой безоблачной, беспечен как дитя, Дни юности златой проходишь ты шутя... Свято храня память о друге и опираясь на его идеи, Хомя ков положил в основание своей философской системы христи анскую любовь и настолько да леко обогнал свое время, что его сочинения читаются сегодня как написанные нашим совре менником. «Приобрести жизненные си лы посредством полного внут реннего соединения с живым просвещением Запада невоз можно... - писал Алексей Хомя ков в 1846 году. - Создать для своего обихода какое-то эклек тическое русско-западное су ществование.., как мечтают благонамеренные эклектики, ут ратившие в мертвой книжности всякое здравое понятие о жиз ни.., есть несбыточная, безрас судная мечта, осуждающая нас на самопроизвольное ничтоже ство...» В последние полтора года жизни Дмитрий Веневитинов был й для Пушкина одним из самых близких людей. А дом Веневитиновых - родным для ве ликого поэта. (Кстати заметим, что Александр Сергеевич и Дмитрий Веневитинов были чет вероюродными братьями.) Ини циатором знакомства был Пуш кин, прочитавший статью Вене витинова о «Евгении Онегине» и признавшийся друзьям: «Это единственная статья, которую я прочел с любовью и внимани ем. Все остальное - или брань, или переслащеная дичь...» Заглянем в хронику жизни Пушкина. Вот начало осени 1826 года: «10 сентября. У Пушкина с визитом поэт Д.В. Веневитинов... 11 сентября. Пушкин приходит к Веневитино вым... 12 сентября. Утром в гос тях у Пушкина Д.В. Веневити нов. Вместе они обедают в не давно открытой французской «ресторации» Яр... I/ сентября. Пушкин на балу у Веневитино вых... 18 сентября. Пушкин у Веневитиновых... 25 сентября. Пушкин читает «Бориса Годуно ва» у Веневитиновых... 27 сентя бря. Пушкина ожидали к обеду Веневитиновых... 12 октября. 1ушкин с утра у Веневитино вых, где назначено публичное чтение трагедии «Борис Году нов»... 13 октября. Пушкин вновь в доме Веневитиновых...» По этим записям можно по думать, что русские поэты в пушкинскую эпоху только и де лали, что ходили друг к другу в гости да гуляли по ресторанам. Но откуда тогда этот почти не объятный для нас объем напи санного ими, обдуманного и выстраданного? Похоже, у поэ тов той поры были совершенно особые отношения со време нем, позволявшие им жить с не вероятной духовной интенсив ностью. Федор Хомяков писал о Ве- ь невитинове своему брату Алек сею: «Хотелось бы для твоего исправления, чтобы ты пожил с нами здесь, посмотрел на Дми трия. Это чудо, а не человек; я перед ним благоговею. Пред ставь себе, что у него в 24 ча сах, из которых составлены су тки, не пропадает ни минуты, ни полминуты. Ум, воображе- В ЭТОМ Д О Ш V " Г-рДИт* я . ЖТ!Л п о э т ДМИТРИЙ В лА ДЩ Й КШ Ч В Е Н Е В И Т И Н О В 1805 -:'Ш 7 ние и чувство в беспрестанной деятельности. Как скоро он встал, и до самого того време ни, как он выезжает, он или пи шет, или бормочет новые стихи; приехал из гостей, весело ли ему было или скучно, опять за то же принимается, и это про должается обыкновенно до 3 часов ночи... Он гулять никогда не ходит, выезжает только по обязанности...» При этом он не был само уверенным вундеркиндом, в нем не было ни капли заносчи вости и снобизма. Как и многие талантливые люди в этом воз расте, он мучительно думал, в чем же его истинное призва ние. «Последнее время меня тя готит сомнение в себе, - писал он одному из своих близких друзей. - Трудно жить, когда ни чего не сделал, чтобы заслу жить свое место в жизни. Надо что-то сделать хорошее, высо кое, а жить и не делать ничего - нельзя...» .. За полгода до своей внезап ной кончины, в ноябре 1826 го да, Дмитрий Веневитинов был арестован в Петербурге, его подозревали в симпатии к дека бристам и участии в тайной ор ганизации. Юный поэт прибыл в столицу, чтобы приступить к своим обязанностям на госу дарственной службе, и справед ливо считал оскорблением свой арест. В запальчивости он ска зал жандармам, что был бы счастлив принадлежать к обще ству декабристов. Несколько дней его продержали в сыром и холодном карцере. Не найдя никаких доказательств вины, его выпустили, но пережитое потря сение и простуда вскоре сказа лись на здоровье Веневитинова. Последние его письма груст ны. В промозглом Петербурге он чувствовал себя как на чуж бине, сильно тосковал по Мо скве. «Тоска замучила меня, - писал он Михаилу Погодину 7 марта 1827 года. - Здесь, среди холодного, пустого и бездушно го общества, я - один. Скорее бы отсюда, в Москву, к вам. Я ни за что не могу взяться. Мало верст нас отделяет, а мне ка жется, что я далеко от вас всех, в каком-то тридевятом царст ве...» Не желая доставлять вол нения матери, он просит друга: «При получении письма моего, езжай к матушке. Попроси у нее за меня прощения и, смот ри, Мишель, ничего не говори ей. Тысячи поцелуев ее рукам... Соничке скажи, что скоро при шлю ей ноты. Пришлю ей не му зыку, а что-то неизъяснимое...» Сестре Соне писал, что час то ходит в Казанский собор. «Я люблю эту церковь... Так как в Петербурге очень мало церк вей.., то сюда стекается столь ко народу, что когда кончается служба, толпа выливается че рез три двери в течение полу часа, заполняя всю площадь. Это мне очень нравится...» Друзья и родные считали, что его тоска - от безответной любви. Мне не хотелось бы сегодня касаться истории любви Дмит рия Веневитинова к княгине Зи наиде Волконской. Об этом слишком много написано. Вспомню лишь три строчки из ^стихотворения Юрия Домбров- |ского: во 2 Спи, мой юный, мой чистый, мой гордый, |- Н е достать их догадливой | сплетне 8 Д о любви твоей о двадцатилетней... СЮЖЕТЫ К А К Х О Р О Ш О БЫ ТЬ Г Е Н Е Р А Л ЬШ Е Й . . . Супруга жителя Твери, генерала и Героя России, долго уговаривала скром ного супруга оформить на конец полагающиеся льго ты. А тот ни в какую! Тогда, захватив необходимые до кументы, она тайком от му жа отправилась по инстан циям. Тут-то и выяснилось, что ее суженый действи тельно служил Родине, но... в чине капитана. Липовой оказалась и Звезда Героя. Против супруга возбудили уголовное дело. Но даже не это больше всего мучает женщину: она потрясена, что была липовой гене ральшей... ЮрийМАХРИН. ТВЕРЬ. С КО РОС ТЬ - Р О К СЕМЬИ? Казалось, «Мерседес» плавно развернулся со встречной полосы, но вдруг резко вырулил сразу на се редину шоссе. По трассе Москва - Воронеж мчался на мотоцикле известный в Воронеже 44-летний бай кер Сергей Сычев. Удар в правый бок «мерса»... Бай кер погиб, его спутник, как и пассажирка авто, получи ли травмы. За рулем маши ны был 49-летний М. Приз нав его виновным в ДТП, автоинспекторы с удивле нием вспомнили: всего не делю назад практически на этом же месте молодой че ловек двадцати лет на джи пе сбил весьма авторитет ного в крае хирурга-вете- рана, смертельно его трав мировав. Молодой лихач - сын сегодняшнего гражда нина М. Скорее всего в од ной семье окажется двое подсудимых почти по ана логичным ЧП, связанным со смертельным, исходом. АнатолийСТАРУХИН. ВОРОНЕЖ. ЛЮДИ И ЗВЕРИ СМОЖЕТЛИ РОМАНАБРАМОВИЧ ПРОКОРМИТЬ 5 4 КОТА? П ЕНС ИО Н Е РЫ И Щ У Т С П О Н С О РО В Д Л Я Б Р О Д Я Ч И Х ж и в о т н ы х ВПетербурге, поофициаль ным данным, живет около 5 тысяч бездомных псов. Котов, скрывающихсявподвалах, пе речесть еще никому не уда лось. Ноихнамногобольше. А вот приютов для животных практически нет. В государст венный, на Ильинке, можно впихнуть лишь 400 лохматых мбри о? дяг. Чтоделатьсостальны Сердца истинных любителей животных истекают кровью. «ДВ» не раз рассказывал о подвижниках, сделавших при ютом свою собственную квар тиру, и их несчастных соседях. И вот, начитавшись газет и на смотревшись в телевизор, пен сионеры Владимир Потапов и Лариса Назарова решили тря сти не местную администрацию (она глуха к их просьбам), а знаменитых актеров и спасите лей «меньших братьев» Брижит Бардо и Мэла Гибсона. От дельное послание отправлено чукотскому губернатору оли гарху Роману Абрамовичу. В доме у Ларисы Ивановны живет' 30 кошек. При этом пен сионерка обитает в коммуналь ной квартире и располагает двумя комнатами. Одна из них полностью заселена кисками. Когда соседи уходят на работу, она выпускает их в общий ко ридор, а затем тщательно моет места общего пользования. Родоначальники всей этой оравы - три. брошенные быв шими постояльцами кошки. Од на из них была беременной и вскоре родила шестерых котят. И - понеслось! Тем более что хозяйка никогда не могла пройти мимо бездомного и больного уличного кота. Так, популяция продолжала расти, а вот пристроить котят в хоро шие руки удавалось крайне редко. Чтобы прокормить жи вотных, бывшая сотрудница проектного института пошла торговать на рынок. Объяснить такую жертвенность сложно, но можно. Когда Лариса была маленькой, она жила в осаж денном Ленинграде. И пре красно помнит, что за 900 блокадных дней здесь практи чески не осталось ни одного кота - люди всех съели, чтобы выжить. Владимир же Павлович пал жертвой зачастившей на его дачу кошки. Начал с Мурки, а со временем стал обладателем 24 пушистиков. Он носил ко шек на стерилизацию, колол им гормональные препараты. От прописанных ветеринарами лекарств те почему-то стали хворать и даже умирать. С го ря он начал продавать вещи, наконец, дело дошло до того, что он пустил с молотка и са му дачу. А что делать? Выле чить животное, как и человека, сейчас дорогого стоит. Питомцы Владимира Пота пова неприхотливы. В месяц каждая объедает его меньше чем на стольник. На всю «шай ку» уходит около 2 тысяч руб лей. Но для пенсионера это очень солидная сумма, тем бо лее что и продавать уже почти Мяу, Абрамович! нечего. А вот для Абрамовича, чьи яхты и «Челси» каждый день мелькают в новостях, эти день ги - что ком снега на безбреж ных просторах Севера. В об щем, объединившись с Лари сой Ивановной, Потапов на строчил несколько писем в на дежде, что богатые спонсоры помогут им открыть в Питере кошачий приют. Пожалуй, у начальника Чу котки появился отличный шанс выбиться из скучного ряда обя зательных удовольствий оли гархов. Ведь ежели Роман Ар кадьевич возьмет на довольст вие 54 питерских кота (в конце концов хватило же у него средств выкупить особнячок на Английской набережной под представительство Чукотки!), то остальные олигархи просто лопнут от зависти. Подобный поступок будет свеж, эксцент ричен и, разумеется, чрезвы чайно гуманен. Глядишь, и на род к нему потянется! РитаЖУКОВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ВЫСТАВКА ПРИДВОРНЫЙ ХУДОЖНИК П О Ч Е М У Ж И В О П И С Ц А С Х О Р О Ш Е Й Ф А М И Л И Е Й Т А К ТЯНЕТ К С И Л Ь Н Ы М М И Р А СЕГО? домВеневитиновыхвКривоколенномпереулкеМосквы. ДмитрийШЕВАРОВ. 43-летниймосковскийхудожникДмит рий Врубель готовит персональную вы ставку с громким названием «Портреты эпохи». Вотличиеотсвоеговеликогоод нофамильца Михаила Врубеля Врубель нынешний так и норовит запечатлеть сильныхмирасего: олигархов, депутатов, политиков. Зачем?Наэтотмалоделикат ныйвопросотвечаетсамтворецпортрет ной галереи: - Меня мало интересует, скажем, лик Абрамовича - его глаза, нос, уши. Я ри совал Абрамовича как символ нашего времени, как самого богатого человека России. Каждый герой моего проекта «Портреты эпохи» - Людмила Путина, Сергей Ястржембский, Владимир Пота нин, Анатолий Чубайс - что-то олицетво ряет, о чем-то свидетельствует. Напри мер, Потанин - образец непотопляемо сти, этакий наш постперестроечный Рот шильд. Многие его коллеги-банкиры вро де Гусинского и Смоленского куда-то ка нули, а Потанин процветает несмотря ни на что. Ястржембский - вечный царедво рец, наш Талейран, который умеет быть полезен любой власти. Или финансовый магнат Мамут, которого я однажды нари совал с «черным квадратом» в руке, - это олицетворение загадочности, случайно сти происхождения «новых русских». Кста ти, герой этого портрета произнес весьма интересную фразу, увидев себя на полот не под названием «Мамут - это абстрак ция»: «Я действительно себя ощущаю в полной абстракции. Порой я не понимаю, где нахожусь и кто я на самом деле». - Чего явно не скажешь о еще одном ярком персонаже - все о том же Романе Абрамовиче. У вас он почему-то получил-,-, ся жизнерадостным молодцем с красной кепочкой и со своей фирменной ухмыл кой... - Однажды, встретившись с Абрамови чем на концерте Евгения Гришковца, к ко торому олигарх питал симпатию, я был поражен несоответствием между публич ным Абрамовичем и настоящим. Это два абсолютно разных человека - антиподы! От Абрамовича исходит невероятно аг рессивная мощь. Он показался таким же лезным, предельно жестким человеком, что рядом с ним я чувствовал себя дис комфортно. Хотя все говорят, что он лег кий, обаятельный, похожий на Остапа Бендера герой. Именно таким он и полу чился на моем портрете - я не стал дове ряться только своим ощущениям. Еще одно невольное расхождение ори гинала и изображения - это зам. главы кремлевской администрации Владислав Сурков. Когда я рисовал его с фотогра фии, то подумал: «Для человека, от кото рого зависят все назначения в стране, для кремлевского серого кардинала, у не го на удивление такое романтическое, бесхитростное, открытое лицо. Впрочем, ведь Сурков еще и поэт... - А что вы думаете о двух прекрасных дамах - Людмиле Путиной и Валентине Матвиенко, портреты которых украшают вашу выставку? - Самое сложное - рисовать портре ты женщин на заказ. Поскольку я рисовал Людмилу и Валентину исключительно по собственной воле, то делал это с радо стью. Честно вам скажу, писать портрет Людмилы Александровны - одно удоволь ствие. Красивая, милая, сексуальная жен щина. которая не путается поп ногами мужа, а занимается своим делом. Кстати, Людмилу Путину я рисовал по фотогра фии, которую по моей просьбе мне дали люди из аппарата президента. Как ни странно, но среди огромного количества опубликованных в печати снимков первой леди России я не нашел ни одного хоро шего. А та фотография, которую мне пе редала из своего семейного альбома Людмила Александровна, отражает ее внутренний мир. Она женщина, от кото рой исходит сияние... - А что уж тогда сказать про ваши чув ства по поводу любимого персонажа - Владимира Владимировича Путина? и богачей? Писать людей из народа не пробовали? В России художники, в том числе и знаменитые, этим никогда не брезговали. - Было время, я запоем рисовал беззу бых старушек, спившихся мужиков и доя рок. За лицами охотился по всей стране. Таких лиц, как в России, нет нигде в мире. Потом я писал портрет Аллы Пугачевой с обнаженной грудью, который был опубли кован в «Плейбое»... Но в итоге я пришел к выводу: настоящее влияние на мир ока зывают только политики. Вне политики и денег - все мираж, все не интересно. А тут еще благодаря обошедшему весь мир портрету Брежнева с Хонекером я, как говорят, на следующий день проснулся знаменитым. Мой немецкий друг, у кото- - Это очень сложный для художника ге рой. Стоит ошибиться на какой-то милли метр - и портрет мгновенно превращает ся в карикатуру. Я очень много рисовал Путина, сделал даже календарь «Двенад цать настроений президента». И каждый раз поражался, насколько необычное, живое, изменчивое у него лицо. Если на лице Бориса Ельцина было всего три всем нам хорошо известные эмоции, то здесь - целый спектр. Хотя Путин и был разведчиком, все мгновенно отражается, все прочитывается на его лице. Доволен ли, во гневе - сразу видно. Мне кажется, это нравится обывателю. - А вы случаем не знаете, как Влади мир Владимирович воспринимает свои портреты кисти Врубеля? - Два его портрета еще в 2000 году у меня купили чиновники за весьма прилич ные деньги. Что же касается реакции са мого президента, то она, как мне сказа ли, «сдержанно позитивная». Мне этого достаточно, честное слово! Как там у классика: «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь». - А зачем вообще рисовать политиков ВрубельXXI века. е ого я остановился, жил в 500 метрах от ерлинской стены в тот момент, когда она рушилась. Можно сказать, мне по везло. Поцелуй Брежнева с Хонекером определил мое творчество. - Почему ж е вы не рисуете оппонен тов Путина: Зюганова, Анпилова, Х а ка маду? - Они - не персоны и даже не нари цательные герои. Они как раз из тех, кто мало что определяет. Из доярок. - У вас жесткая конкуренция в борьбе с другими придворными художниками - те ми же Зурабом Церетели и Никасом Сафроновым? - Я с ними не борюсь, я их рисую. Саф ронов - гений пиара. Мало кто знает его картины, тогда как его имя у всех на ус тах. А вот Зураба Константиновича я изо бразил с золотой кистью в руке, точнее, в деснице. Церетели одержим тем, что хо чет полностью заполнить все пространст во своими работами. А еще ему по бара бану общественное мнение. Чем не вдох новляющий пример? Анжелика Беседувела ЗАОЗЕРСКАЯ №1 НОРИИ УчредительиИздатель «Информационно-аналитическоеагентство «Деловойвторник» Изданиезарегистрировано МинистерствомРФподелам печати,телерадиовещания исредствмассовых коммуникаций Рег. ПИ№ 77 - 7161 . Распространяетсяв качестве приложенияк газетам: Адресредакции: 127137,Москва, а/я№34. Телефондлясправок: (095) 257-37-92. Телефон/факсотдела рекламы: (095) 257-38-42. Е-таН: уТогтк@а<Я.п 1 «Деловойвторник». Перепечаткабез согласованиясредакциейнедопускается. Приобретениеправнаперепечаткуииспользованиематериаловтел./факс ( 095 ) 257 - 37 - 83 . Генеральный директор Главный редактор Ф.Сизый. В.Симонов. Номерподписанв15.00. Пографикув15.00. Отпечатановтипографии«Липецкоеиздательство» 398055, г.Липецк, ул.Московская, 83. Общийтираж1.663.991 экз. Цена- бесплатно. «Труд», «Европа-Экспресс» (Германия, «Архангельск» (Архангельск), «Комсомолец Каспия» (Астрахань), «Пульс Ахсарайска» (Астрахань), «Белгородская правда» (Белгород), «Брянский рабочий» (Брянск), «Северная Осетия» (Владикавказ), «Волгоградская правда» (Волгоград), «На смену!» (Екатеринбург!, «Панорама» (Зеленогорск), «Калининградская правда» (Калининград), «Вольная Кубань» (Краснодар), «Курская правда» (Курск), «Красноярский рабочий» (Красноярск), «Липецкая газета» (Липецк), «Гастроном» (Минск), «Минский курьер* (Минск), «Коммерсант Белоруссии» (Минск] «Продовольственный рынок» (Минск) «Правда Севера» (НовыйУренгой), «Нижегородские новости» (Нижний Новгород], «Новая газета» (Новосибирск), «Советская Сибирь» (Новосибирск), «Северная вахта» (Ноябрьск), «Поколение» (Орел), «Конкретная газета» (Озерск), «Вестник-Наша Пенза» (Пенза), «Вечерняя Пермь» (Пермь), «Северный курьер» (Петрозаводск), «Наше время» (Ростов-на-Дону), «КрасныйСевер» (Салехард), «Волжская коммуна» (Самара), «Земское обозрение» (Саратов), «Северный рабочий» (Северодвинск), Ставропольская правда» (Ставрополь), «Тамбовская жизнь» (Тамбов), «Тюменская правда» (Тюмень), «Республика Башкортостан» (Уфа), «Челябинский рабочий» (Челябинск), «Забайкальский рабочий» (Чита), «Советский Сахалин» (Южно-Сахалинск), «Вторник» (Якутск), «Северный край» (Ярославль).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz