Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
13 сентября 2 0 0 5 г . , № 178 (2 2 5 5 6 ) ЛИПЕЦКАЯ газета ^ Ю т ц ы и д е т и Директива Грамматикова: «ТВ вернуть подросткам!» «В такой обстановке хочется говорить директивами. Ну-ка, что у нас там с мелиорацией?» — грозно нахмурил брови Владимир Грамматиков, оглядывая собравшихся в малом зале областной администрации. На встречу с заслуженным деятелем искусств РФ, ведущим режиссером детского кино пришли молодые журналисты, воспитанники детского творчества объединения «Спектр», студенты филологического факультета ЛГПУ. Состав публики был не случаен: встреча стала первым мероприятием, проведенным в рамках нового областного проекта —Международной академии молодежного фильма. Несмотря на шутливое начало, беседа режиссера с липец кой молодежью получилась очень серьезной. Что стало с дет ским вещанием на телевидении, каким должно быть наше современное кино, нужны ли нынешним подросткам серьез ные передачи — оказалось, что эти вопросы волнуют не только старшее поколение. А ответы автора фильмов «Усатый нянь», «Шла собака по роялю» и других замечательных картин лишний раз убедили: детское, молодежное кино и телевиде ние нуждаются в срочной реанимации. — ТВ просто преступно ведет себя по отношению к детям! — сказал Владимир Александрович. —Серьезных программ, где подростки могли бы обсудить свои проблемы, просто не существует. А самое удивительное — многие взрослые счи тают, что такие передачи нынешней молодежи и не нужны. Дети, мол, настолько самостоятельные, что сами со всем спра вятся, на все найдут ответ. Но это совершенно неверно. Со временный мир настолько насыщен разной информацией, что не всякий взрослый совладает с подобным напором. Как ориентироваться в медийном пространстве, как разумно уп равлять его колоссальными возможностями — этому нужно учить: в школе, на экране. Режиссер приехал в Липецк из лагеря «Орленок». Там он собирал материал для нового молодежного ток-шоу, показ которого планируется на канале «Звезда». Пилотный вы пуск, возможно, появится в декабре. Кроме данного проек та, предполагается создание ещё нескольких передач для детей. Например, программы «Спасатель» — о поведении в экстремальных условиях. Кстати, Владимир Александрович признался, что затертый термин «ток-шоу» его не устраива ет, хотелось бы ввести какое-то новое обозначение: — Я вот тут предлагал — «толковище», но тоже что-то не то. Может, конкурс объявить? Помогите, дайте свежую идею! Одной из главных причин бедственного положения дет ского вещания на центральных каналах Владимир Грамма тиков считает такое понятие, как «рейтинг». По его словам, это дамоклов меч, который висит над всеми работающими на телевидении: — Говорят: «Это не рейтинговая передача» — и все! По чему? Что не так? Никто не объяснит. Можно приводить разные доводы, аргументы, ссылаться на постановления пра вительства — ничто не поможет. Для самого Владимира Александровича один из способов определения рейтинговости, вернее, качества работы, открыл ся не так давно. Всего лишь месяц назад закончил он съем ки 12 серий иронического детектива «Горыныч и Василиса», а на черном рынке уже продаются копии фильма. «Если сво ровали, значит, проект хороший», — шутит режиссер и на деется, что новинку не постигнет судьба предыдущей рабо ты, многосерийного фильма «Сибирочка». Его премьера со стоялась год назад на канале «Культура», и за это время ни один канал не купил второй показ: считают, что не рейтин говый продукт. Хотя в ленте есть и приключения, и аван тюрная интрига, но, видно, не хватает остроты, крови или спецэффектов. — Зрелищные фильмы, где главный упор делается на раз личные визуальные эффекты, — не в наших традициях, — говорит Владимир Александрович. — Это намного лучше получается, например, у американцев. Наша козырная кар та — человечность. Кино о человеке и для человека, особая душевность — вот что надо развивать в наших работах, а не стараться, как всегда, догнать и перегнать. Ведь чувствен ную, эмоциональную историю американцы даже если и за хотят снять — не получится! Конечно, времена изменились, и сейчас коммерческая сторона, окупаемость картины — чуть ли не главный вопрос киноиндустрии. А поскольку моду в кинопрокате диктуют те же американцы, то и наши стремятся создавать что-то подобное. Поменялись и зрители, и киногерои. И вот уже, подумав над вопросом, мог бы в наше время появиться «усатый нянь», Владимир Грамматиков отвечает: — Нет, сейчас бы и дети были другими, и Кеша был бы, наверное, более предприимчивым. Он бы распределял по груп пам имущих-неимущих, какой-нибудь фонд развитого ребенка создавал бы: по 500 рублей с горшка. Да и я бы не смог снять такой фильм: опыт жизненный помешал бы. Но я благодарен судьбе, что создал тогда эту ленту, что нашел свою нишу — режиссера детского кино. Ведь самое большое счастье — заниматься любимым делом. Так в жизни везет не каждому, поверьте! Софья ВОБЛИКОВА. ^ рг С п о р т Ч е м п и о н и з п о с е л к а М а я к Михаил Пашков из поселка Маяк Елецкого района был единственным представителем нашей области на чемпионате Европы по боксу, проходившем в Твери. В континентальных соревнованиях приняли участие спорт смены из стран СНГ, Ирландии, Латвии, Польши, Турции... Ученик тренеров Павла Корсакова и Сергея Нефедова добил ся права выступать в составе сборной России на первенстве Европы по результатам предыдущих турниров. В прошлом году в Анапе он выиграл первенство страны среди младших юношей, а в марте нынешнего года Михаил стал третьим в первенстве России среди юношей до 16 лет, которое проходило в Гусь-Хрустальном. В Твери в полуфинале среди боксеров весовой категории до 65 килограммов М. Пашков встречался с соперником из Турции и выиграл бой с явным преимуществом, а в решаю щем поединке с представителем команды Белоруссии одер жал уверенную победу по очкам и занял первое место. С п а р т а к и а д а с в я з и с т о в н а р о д и н е б о г а т ы р я В городе Муроме Владимирской области прошла вторая летняя спартакиада ОАО «ЦентрТелеком». Место ее проведения символично: на родине богатыря Ильи Муромца собрались помериться силами команды 15 филиалов. Связисты Центрального федерального округа Рос сии состязались в командном и личном первенстве. В программу соревнований входили блиц-волейбол, мини- футбол, настольный теннис и летний полиатлон. Из коман ды Липецкого филиала успешнее всех выступил работник линейного участка цеха ГЭС Елецкого ЦУСа Владимир Фи- липьев, показавший лучший результат в плавании. В упор ной борьбе он выиграл две секунды у спортсменов из Кур ска. Оператор связи Елецкого ЦУСа Ольга Кобзева была вто рой в стрельбе. В командном зачете наши связисты заняли 13 место. Юрий КУЛИНИЧ. ^ И с т о к и « В Р о с с и ю в е д у т е л е ц к и е к о р н и . . . » В ч е р е д е п р а з д н и ч н ы х с о б ы т и й , с в я з а н н ы х с Д н е м г о р о д а Е л ь ц а , м е р о п р и я т и я , п о с в я щ е н н ы е д в о р я н с к о м у р о д у С т а х о в и ч е й , з а н я л и о с о б о е м е с т о и в ы з в а л и б о л ь ш о й р е з о н а н с Такое внимание не случайно. В работе конференции, организованной национальным Фондом русского либерального наследия на базе ЕГУ имени И.А. Бунина, и на открытии мемориальных досок на здании бывшего Народного дома по ул. Воронежской, 3 и на фасаде елецкого театра «Бенефис» участвовали внучатый племянник Михаила и Александра Стаховичей Михаил Михайлович Стахович, а также президент Фонда, профессор МГУ имени Михаила Ломоносова, доктор философских наук, заведующий отделом философии РАН, академик Алексей Кара-Мурза. Приветствуя гостей и участников встречи, ректор университета, профессор Вале рий Кузовлев заметил, что в плеяде знаменитых имен, ос тавивших свой след в истории России, Стаховичи занимают достойное место. Они жили и работали в Елецком уезде и сделали многое для того, что бы Елец стал известным горо дом в стране. И сегодня мы все должны помнить о своей святой обязанности: бережно хранить то наследие, что ос тавили нам наши предки. Этому благородному делу посвятила свою жизнь доцент кафедры историко-культурно го наследия ЕГУ Софья Васи льевна Краснова: —Говоря о таком уникаль ном российском явлении, как ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА В н уч а ты й п л ем я нн и к С т а х о в и ч ей М и х а и л М и х ай л о в и ч С т а х о в и ч н а ц е р ем о н и и о тк ры ти я м ем о р и а л ь н о й д о с к и с в о и м сл авны м р о д с т в е н н и к а м . род Стаховичей, хочу заме тить, что интерес к этому роду появился не только в послед ние годы. Я — коренная ель- чанка и помню, что имя Ста ховичей было на слуху даже в моем детстве. Иду, бывало, с отцом по Манежной (улица Ленина), а он показывает мне дом напротив табачной фабри ки и говорит, что здесь жил Стахович. В школе я училась с выходцами из Пальна-Ми- хайловки. С самых юных лет этот образ откладывался в мыслях, и закономерно, что когда спустя годы, после окончания МГУ, я вернулась в родной город, единствен ным желанием моим было продолжать начатую ранее краеведческую работу по изу чению елецкого окружения «дворянских гнезд». Одной из первых стала Пальна-Ми- хайловка.... ...В Елецком уезде ее не случайно называли «редким оазисом культуры». Имение, выдающееся как в Орловской губернии, так и в России не столько обширными земельны ми угодьями и высокими слу жебными степенями своих владельцев, сколько средоточи ем духовного богатства, под нявшего елецкий край к актив ному творению русской на циональной культуры. Искон ными владельцами были елец кие столбовые дворяне Перва- го, строители имения. Всерос сийскую известность Пальна приобрела в связи с хозяй ственной, общественной и культурной деятельностью бра тьев Стаховичей, первых па- ленских уроженцев Михаила Александровича и Александра Александровича. В широких общественных кругах лич ность первого получила особое ш * ' »,«й» ,'4ШШI '4«П!Д * * М: > *: р . г .1 и-,- \ии»!Н Р * # | Г г - , д 4ШН ■ ' ' ДЙШТ4Т Г0Р9Д4Й IГ"I!1И - !■“ 1*1'■ ШНМШ1 I |ЦЭ * ’ ГМРИ !1№ И4ТОРФ11ЙVЖШИШИН Г №ПУВД1 • ш признание в 50-х годах XIX века в связи с подготовкой ос вобождения крестьян с землей. Первые практические шаги в этом направлении, го рячее выражение сочувствия крестьянству в художествен ном творчестве и публицисти ке способствовали единоглас ному избранию Стаховича елецким уездным предводите лем дворянства, несмотря на сопротивление губернских властей. Его жизнь трагичес ки оборвалась в 38 лет... В своей книге-итоге мно голетних записей о важней ших событиях жизни «Клоч ки воспоминаний» младший брат Александр посвятил Ми хаилу стихотворение в прозе, в котором выразил уверен ность в том, что народ вспом нит своего заступника и писа- теля-патриота, какие бы дол гие годы ни разделяли граж данский подвиг и признание. Десять лет назад, благода ря исследовательской работе доцента Красновой, появилось первое современное издание страниц Стаховичей «Елецкие корни». В этот сборник вошли подлинно раритеты: работы, ни разу не переиздававшиеся после единственного (!) выхо да в свет и ставшие библиогра фической редкостью либо хра нившиеся в рукописях. Кни га, по словам ученого, стала возрожденным памятником елецкой земли ее лучшим пред ставителям и творцам русской национальной культуры. Надо сказать, что в семье Стаховичей воспитывались по коления активных деятелей на поприще культурной и обще ственной жизни России. Все сыновья Александра Алексан дровича прославились каждый на избранном пути. Второй сын Александр (1858 — 1915) был елецким предводителем дво рянства, учредителем школ и библиотек, строителем елецко го Народного дома, членом Второй Госдумы. Третий сын Михаил (1861 — 1923), изве стный общественный деятель (от уездного и губернского предводителя дворянства до члена Государственного Сове та и дипломата). Оказавшись за границей, он глубоко ана лизировал напряженную жизнь России последней тре ти XIX века с ее культурны ми взлетами, экономическими достижениями, а также рево люционным террором. Размышляя о роли Стахо вичей в политической жизни страны, Алексей Кара-Мурза озвучил актуальный для се годняшнего дня вопрос: что такое патриотизм — попытка угодничества либо серьезное осмысление России, понима ние, какой она должна быть, чтобы человеческая жизнь в ней высоко ценилась? Закономерным итогом конференции стало выступле ние внучатого племянника Михаила Михайловича Стахо вича, которого немало удиви ло то, сколь много внимания его роду уделяется сегодня на елецкой земле. — Я ощущаю себя не про сто почетным гостем, — при знался он, — и это порождает противоречивые чувства. Ведь это та самая страна, из кото рой изгоняли моих предков. Но все происходящее законо мерно: после смертей, войн и революций всегда образуется некий вакуум, после которо го наступает черед историчес кой справедливости. Мы обо рачиваемся к своим истокам, пытаемся через память проло жить тропинку к собственно му возрождению. Сегодня я чувствую себя на родной зем ле. И понимаю, что люблю Елец так, как любили его мои предки... Милада ФЕДЮКИНА. г. Елец. ^ В ы с т а в к и Гончарная сказка изСкопина Купия, квасник, медовница, кумган — уже сами названия авторских изделий мастеров из города Скопина Рязанской области звучат необыкновенно поэтично и сказочно. А если увидеть их воочию на открывшейся недавно выставке в центре декоративно прикладного и народного творчества, то непременно захочется самому взять в руки теплый и мягкий кусок глины и попробовать сотворить из него что- то подобное. — Творчество в глине не знает неудач, — считает Ана толий Якушкин, основатель династии скопинских масте ров. —Не получилось, не по нравилось —смял и делай за ново. Это вечный поиск... А еще Анатолий Алексее вич убежден, что глина сама выбирает человека, которому покорится, откроет свои сек реты. Именно такое чувство испытал он, когда впервые взял в руки этот материал. Было это еще в школьные годы, а теперь уже его внуч ка, Надя Якушкина, постига ет премудрости семейного ре месла. Работы одиннадцати летней художницы соседству ют на выставке с изделиями родителей, членов Союза ху дожников России. Всего же липчане могут увидеть более двухсот произведений гончар ного искусства, созданных шестью мастерами из Скопи на. Специалисты отмечают технологические особенности исполнения: скопинцы при держиваются традиционных методов обработки материала. Ну а затейливые фантазии гончаров удивят всех без ис ключения: бутылка «Лев», подсвечник «Хозяйка Медной горы», часы «Замок». По при знанию старшего из Якушки- ных, замыслы порой опережа ют возможности их воплоще ния, так что творческий за стой мастерам не грозит. Выставка продлится до 25 сентября. И, разумеется, по любившиеся работы можно купить. (Соб. инф.) Душестроительство Альберта Лиханова Сегодня Альберту Лиханову —писателю, журналисту, создателю и руководителю Советского Детского фонда (ныне — Международной ассоциации Детских фондов) — исполняется 70 лет. В Фонд, созданный им, замечательным писателем, главным редактором журнала “Смена” в 1987 году, люди пошли сразу. Одни для того, чтобы поделиться, нередко последним, с нуждающимися детьми, их семьями. Другие — чтобы получить какую-то по мощь. Мне кажется, первых по началу было больше. Советс кий Детский фонд занимал тогда небольшое помещение на первом этаже гостиницы ЦК ВЛКСМ “Юность”. Это позже Лихановым было сотворено такое, во что и поверить труд но: тщательно отреставрирова но знаменитое здание в Ар мянском переулке, где родил ся Федор Иванович Тютчев. Восстановлены многие комна ты, залы —все, как при юном поэте. Просто отремонтиро вать полуразрушенное здание — это не в стиле Альберта Анатольевича. А почему мне кажется, что дающих поначалу было боль ше? Возможно, потому, что Детский фонд всего через год после своего создания взвалил на свои плечи часть огромной беды, обрушившейся на Арме нию 7 декабря 1988 года, — последствия землетрясения. Уже через несколько часов Детским фондом был зафрах тован самолет, загружен оде ялами, лекарствами, питани ем, детской одеждой. В то же время сотни людей, еще не зная, что Лиханов с самым не обходимым уже летит в Ар мению, приехали в Детский фонд с одеждой, с теми же теп лыми одеялами, с фруктами... Не только москвичи — люди из других городов приезжали в столицу, желая принять в свою семью ребенка, чьи ро дители погибли, чтобы выра стить его, как родного. А Лиханов и его сотруд ники уже везли в Москву ре бятишек, нуждающихся в срочных и сложных операци ях. Армяне тогда не отдали в чужие руки ни одного осиро тевшего ребенка. У каждого хоть самый дальний родствен ник, да нашелся. Такой у это го народа обычай — не отда вать своих детей даже в самый замечательный детский дом, даже в самую замечательную, но чужую семью. Целые сутки по одному из телеканалов шел тогда благо творительный марафон. День ги привозили самые разные люди, от безвестных до, как сейчас помню, прославленных премьеров Большого театра — Екатерины Максимовой и Владимира Васильева. Когда Армения чуть сво боднее вздохнула, телемарафо ны продолжились уже ради других благотворительных дел. Альберт Анатольевич рас сказывал мне: — С с ам о г о н а ч а л а н а с а кт и в н о п о д д е р ж и в а л и бед н е йш и е с л о и н а р о д а . И м е н н о о н и в ы р а з и л и г л а в н ое до ве р и е Ф о н д у . И п р а в и л ь н о с д е л а л и . Н а ш к а п и т а л со ст о я л в о с н о в н о м и з “ п ят е р о к ” и “ т р е ш е к ” от т е х , кт о больш е д ат ь и н е м ог . М ы п о л у ч а л и ц е л ы е “ п р о с т ы н и ” с п о д п и с я м и лю д е й и з Д о м о в в е т е р а н о в . О н и п е р е ч и с л я л и н а м и з сво ей с к р о м н о й п е н с и и п о 3 и л и 5 р у б л е й в м е с я ц . И м е н н о п о эт о м у я а б с о л ю т н о у в е р е н , чт о Н а р о д н ы й б л а г от в о р и т е л ь н ы й ф о нд в о з м о ж е н и сей ча с . Е с л и б ы к а ж д ы й ( и с к л ю ч а я , к о н е ч н о , дет ей и со в сем у ж н е и м у щ и х л ю д е й ) в н о с и л еж е д н е в н о п о н ы н е ш н е м у , н и ч е г о не ст о ящ е м у р у б л ю в д ен ь , эт о б ы л и бы о г р о м н ы е деньги . А потом, как это часто у нас бывает, маятник народной любви качнулся в другую сто рону, в сторону словесной раз нузданности, а значит, мо ральной безответственности. Люди отказывались видеть очевидное. Для меня первый такой случай произошел в Москве, в больнице, где я ле чилась в 1990 году. Начал выходить журнал “Время ко локольчиков” Детского орде на милосердия Международ ной федерации детских орга низаций, я стала его редакто ром. И мы всей палатой (пач ки тиража первого номера нам в больницу подвозили еже дневно) вклеивали на опреде ленную страницу каждого эк земпляра фигурку оригами — чтобы показать детям, как это малоизвестное нам тогда япон ское искусство выглядит в действительности. В палату зашла медсестра, посмотрела на обложку и фыркнула: — Молодцы! На телемара фонах людей обобрали, так теперь еще и журнал выдума ли! Детский фонд называется! Что я могла сказать? Что она спутала две совершенно разные организации? Что журнал мой — совершенно бесплатный? Что средства Дет ского фонда Альберт Лиханов тратит только на нуждающих ся? Я промолчала (ну попла кала немножко, когда меня никто не видел). Ни разу не осмелилась спросить самого АльбертаАна тольевича: а выражали ли ему недоверие досужие люди? Ду маю, выражали. И в этом смысле пережил он, пожалуй, самое печальное —с развалом Советского Союза его переста ло поддерживать государство. А Фонд работал, продолжал свои программы. Лиханов объяснил: — К а к п р а в и л о , к н а м п р и х о д я т л ю д и , у ж е п о б ы в а вш и е везде . И х « от ш и в а л и » , у к а з ы в а я . . . ад р е с Д е т ского ф онда . И н а р о д и с к р е н не с ч ит а е т , чт о Д е т с к и й ф о н д — к а к б ы г о с у д а р ст в е н н а я к а с с а п о в ы д а ч е денег б е д ст в ую щ и м . Н а са м о м деле эт о не т а к . М ы н и к о г д а н и че го не п о л у ч а л и от г о с у д а р ст в а , з а и с к л ю ч е н и е м т о ч е ч н ы х , о т д е л ь н ы х , п р о г р а м м н ы х , о ч е н ь н е з н а ч и т е л ь н ы х в л и в а н и й . В се , ч т о и м е е м , с а м и с о б р а л и и л и з а р а б от а л и . . . В о п р о с д е н е г д л я н а с о ч е н ь в а ж е н . Н о б о л ь ш и н ст во не з н а ет , чт о п р а к т и ч е с к и о н о п и р а е т с я н а т р и з а к о н а : о б л а г от в о р ит е л ь н ы х о р г а н и з а ц и я х , об общ е ст в е н н ы х о б ъ е д и н е н и я х и о н е к о м м е р ч е с к и х о р г а н и з а ц и я х . Все о н и в н аш е й ст р а не н е с о в е р ш е н н ы . З а к о н о б л а г от в о р ит е л ь н о ст и с п и с а н с а м е р и к а н с к и х з а к о н о в и не соот в ет ст в ует п р а к т и к е н аш е й ж и з н и . Т а м л ю бы е с у м м ы о с в о б о ж д аю т с я от н а л о г о в , е сл и о н и п ере д а ю т с я б л а г от в о р ит е л ь н о м у ф о н д у . У н а с все н аоб о р от . В А м е р и к е бл а гот вор и т ел ьно ст ь н а зы в а ет с я т ре т ь и м с е кт о р о м в э к о н о м и ке , и к н е й от н о с ят с я о чен ь серьезно . П о л у ч и т ь ст ат у с т а к о г о ф о н д а н е п р о ст о . У н а с ж е б л а г от в о р ит е л ь н ую о р г а н и з а ц и ю в с ч и т а н н ы е д н и м о г ут со зд ат ь т р и че л о в е ка . Помню свое участие в под готовке десятилетия Детского фонда. Когда-то его учреди тельный пленум проходил в Колонном зале Дома союзов. А в том, 1997, году о Колон ном зале даже речи не было — Детский фонд должен был бы заплатить за аренду немыс лимую сумму. И праздничный пленум в честь десятилетия устроили в Центральном дет ском, ныне —Российском ака демическом молодежном теат ре. Его художественный руко водитель и главный режиссер Алексей Бородин отдал рос кошное свое здание для праздника бескорыстно. Вспоминаю, как звонили накануне десятилетия в Дет ский фонд из разных краев и областей, из бывших союзных республик, гдеФонды сохрани лись и работают (потому и на звание — Международная ас социация Детских фондов). И все приехали. И все друг друга вспомнили. И праздник какой был! Но государство как бы не имело к этому отношения. Познакомилась я в те дни с Любовью Крыжановской. Ее программа — “Фронтовые дети Чечни”. Крыжановская после бомбежек Грозного (ее дом получил большие повреж дения, а возглавляемый ею республиканский Детский фонд был разбомблен полнос тью, уничтожены все докумен ты, все имущество) заболела, скиталась по подвалам. Ка ким-то чудом добралась до Москвы и пришла прямо к Лиханову. Альберт Анатолье вич сразу же положил ее в больницу, сказав: “Когда вы лечитесь, поговорим о работе. Она вас ждет”. Потом Крыжановская по лучила задание: создать в Дет ском фонде новую программу помощи детям — чеченцам, русским, всяким, кто постра дал в результате военных дей ствий. Поехала в Чечню. Ра зыскивала детей, покалечен ных в результате бомбардиро вок и огнестрельных ранений, многих удалось привезти в Москву и организовать для них очень хорошее лечение. Но вылечившись, они оста лись калеками. И никто нигде не зафиксировал, что эти дети —жертвы военных действий. Им полагается инвалидность, забота, уход, а государствен ным мужам не до того. И тогда Детский фонд вы пустил буклеты с фотографи ями и сведениями о каждом из этих детишек. Буклеты ра зослали самым богатым лю дям России. Из каждой сот ни адресатов откликались семь. Тем не менее Фондом со бираются средства, которые будут нужны фронтовым де тям Чечни всю оставшуюся искалеченную жизнь. Боль шую сумму перечислил Иосиф Кобзон. Он и возглавил попе чительский совет программы Российского Детского фонда “Фронтовые дети Чечни”. А Любовь Крыжановская несколько раз устраивала вы ставки на Арбате. Предпола галось, что люди, увидев фо тографии несчастных детей, положат для них деньги в спе циально приготовленную ко робку. Рядом играли оркестр и солисты Центральной музы кальной школы — Москов ская консерватория поддержа ла Детский фонд. Народ шел мимо. Денег собирали так мало, что- акцию на Арбате при шлось прекратить. О деятельности Лиханова и его единомышленников, ко торые работают в каждой об ласти, республике, в каждом крае, очень мало пишут. Поэтому я расскажу хотя бы о некоторых делах Липец кого отделения Детского фон да, который семнадцать лет возглавляет Вера Жданова. И она, и глава администрации Липецкой области Олег Коро лев награждены орденом Свя того царевича Димитрия. Не бывалая эта награда учрежде на Российским Детским фон дом по благословению патри арха Всея Руси Алексия II. Вручается орден тем, кто осо бо отличился в деле защиты и спасения детства. В нашей области полнос тью выполнена программа Детского фонда “Глухие дети” —все, кому нужны были слу ховые аппараты, получили их. У всех ребят, больных сахар ным диабетом, есть глюкомет ры —приборы для измерения содержания сахара в крови. К нему — специальные тест-по- лоски, они дорогие, и требу ется их много. А программа “Дар жизни” —это спасение детей, рожден ных с тяжелыми пороками сердца. В область уже дваж ды приезжал профессор Мос ковского института кардиохи рургии имени Бакулева Вале рий Горбачевский. Он сам ос матривал детей. В прошлом году уникальные, дорогостоя щие операции на сердце были бесплатно сделаны восемнад цати детям нашей области в этом кардиоцентре, а двоим ребятам — в США. “Дар жиз ни” продолжает работать. Детский фонд — еще и за мечательное издательство. По программе “Детская библиоте ка” журналы “Дитя человечес кое”, “Путеводная звезда. Школьное чтение” и право славный журнал “Божий мир” бесплатно получают библиоте ки почти всех школ области. Лиханов несколько лет назад в Японии, где ему была присуждена премия “Сакура”, выступил с докладом, кото рый назвал “Душестроитель ство”. Кстати, мало кто зна ет, как известно и любимо в этой стране его творчество. — . . .С е г о д н я и в о о б р а з и т ь н е м ы с л и м о , чт о м о ж е т бы т ь ж и з н ь без всеви дящ его о к а — э к р а н а т еле в и з о р а , без голосов , к от о ры е п р и н о с и т р а д и о п р и е м н и к , чт о ве чер , особенно з и м н и й , м о ж е т т я н у т ь с я в е ч н о , и п о с к о л ь к у в т а к и е в е ч е р а м а л о свет а , л ю д и больш е го в о р я т д р у г с д р у г о м , ч е м д а ж е ч и т а ю т . Т о , чт о м о ж н о н а з в а т ь т е х н и ч е с к о й от ст а л о ст ью , в эт о ж е са м о е в р е м я м о ж н о о б о з н а ч и т ь к а к в р е м я п р о д л е н н ы х , у г л у б л е н н ы х , б л и з к и х ч е л о в е ч е с к и х о т н о ш е н и й , к а к э п о х у , с п о с о б ст в ую щ ую т в о р ч е с к о м у н а ч а л у в со зна н и и р е б е н к а . Р е д к о ст ь п о н ы н е ш н и м в р е м е н а м , к от о р у ю не к у п и ш ь н и з а к а к и е д е н ь г и . Так запомним же и примем его слово — душестроитель ство. Если оно станет всеоб щим, мы жить станем по-дру гому. А значит, и наши дети. Ольга КЛЕКОВКИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz