Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
10 сентября 2005 г., № 177 (22555) ЛИПЕЦКАЯ газета ^Р езон ан с БыанховиСтахановсметой непредусмотрены? Думаю, весьма знаменательно, что сообщение о проведении первого регионального образовательного Форума было помещено в том же номере «ЛГ», что и публицистические заметки Елены Бредис «Без родословной». «Убеждена: человек не может любить свою Родину, если он не знает и не любит своих предков» —это утверждение журналистки в сущности напрямую связано с главной темой форума, чьи участники озабочены «приоритетами, ресурсами и перспективами» становления «конкурентоспособной» личности. Личность — это, прежде всего, память, это осознание того, что ты звено в долгой цепи поколений, наследник, хранитель, продолжа тель. Между тем в заметках звучит чрезвычайно тревожная и, увы, небезосновательная мысль, что «сегодня мы пытаемся вырастить молодых патриотов, которые будут начинать свою родословную с перестройки и гайдаровских реформ». Да, эта опасность существует. Я наблюдал, как в многочисленных липецких филиалах различных ву зов студентов прямо-таки «оберегают» от краеведческой информа ции. Так что будущие специалисты могут просто-напросто никогда не узнать, что среди их земляков были настоящие реформаторы, не чета Егору Тимуровичу. Реформаторы, чьи идеи, открытия и деяния действительно служили созиданию России. Я имею в виду таких вы дающихся уроженцев края, как Семенов-Тян-Шанский, братья Шиш ковы, Лодыгин, Плеханов, Васильчиков, Данилевский. Уверенность, что все эти имена и судьбы лишние в нравственном, духовном багаже человека, близорука и пагубна. «Черные дыры» и «белые пятна», о которых пишет Елена Бредис, надо стирать, начиная с нашей «малой родины», вникая в родословную каждого из нас. Но этому препятствуют равнодушие и дурно истолкованный праг матизм. А чем, дескать, поможет стать «конкурентоспособное» об ращение к родной истории? Как будто личность целиком определя ется набором узкоспециальных знаний. Как будто ничто в душе че ловека не дрогнет, не изменится, если он поймет, что даже его на следная фамилия связана с трудами и подвигами предков. Ведь вовсе не случайно в наших городах и селах так много Куликовых, Бородиных, Донских, Пушкаревых, Стрелецких, Орловых, Добровых, Чаплыгиных. Почему же так часто чиновники от образования и культуры с необъяснимой настойчивостью норовят откреститься от липецкове- дения, краеведения? Почему одна начальница, прикрываясь якобы объективными государственными стандартами, не смущается зая вить, что все эти Быхановы, Басовы, Калайдовичи, Селищевы, Оша нины, Тольские, Прянишниковы не приоритетны и сметой, предназ наченной для упрочения памяти и просвещения, не предусмотрены? Региональная история и культура мало интересуют многих на ставников юношества в вузах и ссузах, разве что за исключением Елецкого государственного университета имени Бунина. Вот и поки дают студенческие аудитории люди с заветными ромбиками, краем уха не слышавшие ни про Вадковского, ни про Муравьева-Карского, ни про Эртеля или Воронского. Не верю, что эти «бескорневые» спе циалисты станут истинными гражданами, патриотами, хорошими вос питателями собственных детей. Невежество всегда ущербно. А когда дело касается своего, родного, кровного, оно ущербно вдвойне. Так резонно ли экономить на «региональном компоненте», на краеведческих пособиях, на издании портретов наших выдающихся земляков? Боюсь, даже иные историки, не говоря уже о прочих, не узнают в лицо ни академика Басова, ни создателя электросварки Славянова, ни писательницу Марко Вовчок. Горько, но вот уже це лые пять лет «не востребованы» изображения Бунина, Писарева, Нечаева, Левитова, Иловайского, Замятина, десятков других круп ных деятелей отечественной науки, культуры, педагогики. Они есть, они готовы, но эти портреты так и не появились на стенах школ, библиотек, а может — почему бы и нет? — в зданиях районных ад министраций. В одном из интервью глава администрации области Олег Коро лев отметил как доброе знамение времени преодоление депрессии, поворот к созидательной активности. Полагаю, что эти перемены чуть раньше или позже растопят и равнодушие к нашей общей слав ной родословной. Без традиций и корней люди не жизнестойки. Но им надо помочь. Начиная, конечно, со школы. Хорошо бы возродить деятельность различных просветительских «университетов», в част ности, используя богатейший опыт былого общества «Знание». К слову, многие годы это Всесоюзное общество возглавлял уроженец Усмани академик Н.Г. Басов. Не менее важно опереться и на огромный потенциал педагогов- ветеранов. Они могли бы немало сделать для развития внешколь ных, вневузовских форм народного просвещения. Большие надежды я возлагаю на Общественную палату. Хочу предложить ее активу взять под опеку подготовку, тиражирование и распределение необходимого минимума краеведческой литерату ры. Пусть на каждой школьной парте, у каждого студента будет учеб ное пособие по родной культуре. Пусть каждый желающий получит шанс раскрыть региональную хрестоматию, дабы приобщиться к фи лософской, нравственной, экономической мудрости Данилевского, Хомякова, Плеханова, Семашко, к пронзительным страницам прозы Марко Вовчок, Пришвина, Замятина, истории исканий и прозрений Аскоченского, Лодыгина, Славянова. И, возвращаясь к портретам, напомню: в зале заседаний Рос сийской академии наук висел портрет нашей землячки поэтессы Анны Буниной, которой императрица Елизавета Алексеевна пожало вала золотую лиру. Кисти Тропинина принадлежит портрет Степана Дмитриевича Нечаева, инициатора создания мемориала павших на Куликовом поле. Отчего бы их копиям, репродукциям не появиться в кабинетах государственных деятелей, депутатов? Наряду с другими изображениями — будь то Тихон Задонский, Евфимия Болховитино ва, Николай Данилевский... перечень бесконечен. Право, под их взгля дом, в их присутствии и решения будут приниматься более мудрые, дальновидные. Ведь, помня о предках, невольно думаешь и о по томках, перед которыми мы в ответе. Василий ШАХОВ, профессор кафедры культуры Липецкого технического университета, доктор филологических наук, руководитель научно-просветительского центра «Липецкая энциклопедия», член Союза писателей России. г. Липецк. чуТем временем «Куликовская битва и липецкий край» Научно-просветительский центр «Липецкая энциклопедия» осуществил третий выпуск просветительской серии «Липецковедение», посвященный 625-летней годовщине Куликовской битвы. Автор выпуска —доктор филологических наук, давний автор «Липецкой газеты» Василий Шахов. и Яште-цк^й « р г *Т>0* ОМ«нхшн- Академик Дмитрий Лихачев в свое время писал: «Святость мес та — в его истории. История при креплена к местности, неразрыв на с географическими пунктами». События 1380 года тесно связа ны и с липецким краем. Страницы исследования повествуют о дея тельности М.А. Стаховича (1820- 1858), который в своих трудах рас крывал историю Ельца, «древнего удельного Елецкого княжества как Украины Рязанской», затем «Укра ины Московской». Н.А. Ридингер в «Материалах для истории статис тики г. Ельца» (1865) также кон статирует: «Можно с гордостью припомнить, что елецкий князь Ф е дор был в этой битве». Автор выпуска обращается и к наследию Ивана Бунина. В рома не «Жизнь Арсеньева» он пишет ___________ о Ельце, который «лежал среди великих черноземных полей Подстепья на той роковой черте, за ко торой некогда простирались «земли дикие, незнаемые», и принадле жал к тем «важнейшим оплотам Руси, что, по слову летописцев, пер вые вдыхали бурю, пыль и хлад из-под грозных азиатских туч, то и дело заходивших над нею». Автор обратился и к наследию писателя В.Д. Ряховского (1897- 1951), компетентного знатока русской истории, автора повести «Ев- патий Коловрат», очерка о С.Д. Нечаеве (1792-1860), инициаторе по строения мемориального комплекса на поле Куликовом. Новое издание не избегает и спорных вопросов (например, об «изменничестве» великого князя Олега Рязанского, об участии рязан цев в сражении, о месте легендарных событий). А адресовано оно массовому читателю и, в первую очередь, школь нику и студенту. Вадим ВАСИЛЬЕВ. ^Поговорим по душам 0 любвиинетолько «Я не поэт-трибун, пишу только о любви или о смешном» —так определила свое творческое кредо поэтесса Лариса Рубальская. Ее лирическая героиня вовсе не девушка с обложки глянцевого журнала и не состоятельная обитательница гламурных интерьеров, а обычная россиянка с обычными бабьими проблемами, радостями и невзгодами. Может быть, такая намеренная «заземленность» стихов Рубальской и привлекает к ее творчеству все новых почитателей. «А ты, наверно, знаешь, чего не знаю я, какая ж мо лодая ты, доченька моя...», «Угнала тебя, угнала, как чу жую машину «девятку» я ...» , «Ты мой транзитный пассажир, я твой вокзал...», «Странная женщина, стран ная, схожая с птицею ране ной...» — эти строчки Лари сы Рубальской знает, навер ное, каждый благодаря попу лярным песням, исполнен ным Аллой Пугачевой, Ири ной Аллегровой, Михаилом Муромовым. Поэтесса актив но сотрудничает с ведущими эстрадными композиторами Давидом Тухмановым, Арка дием Укупником, Вячесла вом Добрыниным, Виктором Чайка. Обаяние, простота, мягкий юмор, самоирония делают поэтессу желанной гостьей в любой компании. Участницы липецкого клуба деловых женщин были мо ментально очарованы пози тивной энергетикой Ларисы Рубальской. Надеюсь, чита тели «Липецкой газеты» ее тоже почувствуют. Рубальс- кая много и с удовольствием общается на самые разные темы. Вот что она рассказы вает о себе. О начале карьеры Я была обычным ребен ком, ходила в обычную мос ковскую школу, после уро ков с одноклассниками бега ла смотреть «Тарзана», летом ездила в пионерский лагерь. Какими-то особыми таланта ми не блистала, но зато с удо вольствием пела в хоре. На верное, поэтому, закончив школу, я получила характе ристику: «Лариса Рубальс- кая имеет средние умствен ные способности. В институт не рекомендуется». Правда, сжалившись надо мной, классный руководи тель дописала: «Хороший то варищ. Активно участвует в художественной самодея тельности». С такой характе ристикой одна дорога — на эстраду. Правда, пединститут я все-таки закончила. Стихи начала писать по довольно банальной причине — хоте лось замуж, а никто не брал. Но все-таки нашелся один смельчак, стал ухаживать. Чтобы его удержать, я уж и так и этак, в конце концов, стала стихи сочинять, чтобы он оценил, какая я талант ливая. Так и пошло. А сти хи превратились в песни тоже по воле случая. Муж мой стоматолог. Как-то к нему подлечить зубик загля нул знакомый композитор. Супруг показал ему мои сти хи, и через несколько дней тот принес песню. Так все и началось. О «звездах» Если честно, я стараюсь как можно меньше находить ся в «звездной» тусовке. «Звезды» все пафосные, кап ризные, а я помню, какими они были, когда делали пер вые шаги на эстраде. Как-то, много лет назад, в дверь моей квартиры раздался звонок. Открываю. На пороге нечто длинноволосое, с нескольки ми сережками в ухе, в шине ли до пят. Я поначалу даже не поняла, кто это, парень или девушка. «Я, — говорит существо, — молодой испол нитель, дайте мне свою пес ню». А я одна дома, без мужа, очень испугалась не знакомца, ну, ладно, говорю, спойте мне что-нибудь. Тот достает из-за спины гитару и давай напевать что-то вроде «летят перепелки, гуляют телки» . Песня — тихий ужас, но голос хороший. Пришел муж, говорит: давай поможем парню. И через не сколько месяцев я увидела его, уже красивого, умытого, причесанного на телеконкур се в Юрмале. Александр Ма линин победил, исполнив мой романс «Плесните кол довства в хрустальный мрак бокала». Вообще я привыкла к тому, что звезды переделы вают мои тексты под себя. Строчки «Ты мой транзит ный пассажир, я твой тран зитный зал» Ирина Аллегро ва поет «Я транзитный вок зал». Когда я попробовала возмущаться, мол, что это еще за транзитный вокзал. Композитор Игорь Чайка от ветил: «А какая разница, пипл хавает». Игорек вооб ще часто переиначивает мои тексты. Лирические строки «Я не твоя больше» он заме нил на «Тебя запомнил я на ощупь». Я была в шоке, но достойно отомстила для его сольной песни строчкой «Куда ты денешься, когда разденешься». О творчестве на заказ Я, как и многие артисты, работаю на заказ. Удоволь ствия такое творчество не до ставляет, но «деньги любви не помеха». Как-то белорус ский композитор Ханок по просил меня написать песен ку про фабрику обоев. У меня получилось «Неужели вы еще не поняли, что лучшие обои — это в Гомеле». Какое- то время спустя у меня на даче делают ремонт рабочие- белорусы. И, представьте себе, они напевают эту песен ку. Я очень удивилась. «От куда вы ее знаете?» «А у нас ее на дискотеках крутят!» — отвечают. А еще я сочинила песенку про колготки. «Мы едем-едем-едем в далекие края. В колготках «голден леди» не страшно... ничего». Но заказчику почему-то она не понравилась. О лирической героине В основе моих стихов да леко не всегда лежит личный опыт. Чаще это истории из жизни моих знакомых, ка кие-то собирательные обра зы. Но люди нередко отож дествляют мою лирическую героиню со мной, спрашива ют, почему я изменяю мужу, дают советы. Это, конечно, очень трогательно и забавно. Как-то я читала стихи об оди нокой женщине с массой до стоинств, которую, несмотря на это, никто не берет замуж. После концерта подходит мужчина и просит: «Позна комьте меня со своей подру гой, у которой фигура хоро шая и готовит вкусно». «Так ведь таких женщин тысячи», —отвечаю. «Нет, — говорит, — ваша, из стихов, — осо бенная!» О популярности Меня довольно часто пока зывают по телевизору, и люди узнают на улицах. Как-то в слякоть я поскользнулась и упала в лужу, а проходящие рядом тетеньки толкают друг друга в бок: «Смотри, смотри, Рубальская лежит». В булоч ной незнакомая женщина под ходит и говорит: «Лариса, можно я от вашего батона от кушу...». Как-то сижу в кафе, и вдруг подходит ко мне жен щина и изо всех сил как дер нет за волосы. «Что это вы делаете», — возмущаюсь — «Да, понимаете, — объясняет она, — я поспорила, настоя щие у вас волосы или парик, и вот бутылку шампанского проиграла». «Ничего вы не проиграли, — не стала я ее огорчать, — у меня парик, а то что не оторвался, так это клей хороший». О серьезной поэзии Я пишу о женщинах и для женщин, которые хотят лю бить и жить. Конечно, мои стихи нельзя назвать серьез ной литературой, но порой так хочется уйти от забот и проблем. Моя подруга, писа тельница Виктория Токарева, как-то сказала: «Знаешь, Ла риса, вот берешь в руки «Но вый мир», видишь в нем про блемную, злободневную ста тью. Понимаешь, что нужно ее прочесть, а вникнуть в суть нет никакой возможности. Мозги расслабились, хочется чего-то легкого, женских журналов». А вообще я люб лю серьезную поэзию — Бо риса Пастернака, Евгения Евтушенко. Недавно прочита ла несколько романов Людми лы Улицкой. Искренне всем их рекомендую. О японском языке Закончив филфак педин ститута, я в 73 году поступи ла на курсы переводчиков японского языка. Читать и писать я так и не научилась — это очень сложно, тысячи иероглифов, а говорю свобод но. Я работала переводчиком в Госконцерте, японском те леканале «Эй-Ти-Ви» и газете «Асахи». Японцы очень забав ный, доброжелательный на род. Писать стихи на японс ком я, увы, не умею. Это очень сложно, у них практически нет рифмы, а вот песню на русском я написала: «Нали вай, самурай, будем пить за тайгу». Японцам нравится. О муже Спасибо всем, кто беспо коится о его здоровье. Он, увы, так и не смог оправить ся после инсульта. Состояние его сейчас стабильное, жить будет, но последствия болез ни, по мнению врачей, нео братимы. Я стараюсь не остав лять его надолго одного, на нимаю сиделку. Сергей ИВАНОВ. ЖЗемляки «Недлясебядеревьяплодоносят...» Есть в селе Архангельские Борки Липецкого района автобусная остановка. Официально именуется она по названию села, но для местных жителей это остановка Анны Трофимовны. Анна Трофимовна Кривошеева добилась, чтобы здесь построили новую остановку взамен старой, ликвидированной несколько лет назад. Она же способствовала открытию в 2000 году памятника павшим воинам, собирая имена односельчан, не вернувшихся с полей Великой Отечественной. Сейчас Анна Трофимовна ведет активную «дипломатическую» работу по телефониза ции села. Недавно была на приеме у главы админи страции Л ипец кой области Олега Королева, а если надо будет — поедет и к президенту. Анна Трофимовна не руководи тель, не бизнесмен, не лидер общественной организации. Она учительница, 54 года про работавшая в сельских школах. Награждена званием «Отличник народного просвещения». Вчера отметила свой 80 -летний юбилей. Вот уже много лет она живет в Липецке. Но о своем родном селе не забывает. Ар хангельские Борки — это и родительский дом, где кроме отца с матерью да бабушки росло одиннадцать детей, и школа, где вы водила первые буковки, а потом через мно го лет заканчивала свою трудовую деятель ность. Это воспоминания о страшных днях войны, которые навечно врезались в память. Учительница не воевала, над ее головой не грохотали взрывы бомбежек. Но всю свою долгую жизнь она делит на короткий , яркий и светлый промежуток «до войны» и длин ный , отмеченный горечью потерь, «после». Семья Тенихиных, в которой родилась Анна, считалась большой даже по тем вре менам. Славились они своим трудолюбием, крепким крестьянским укладом. Жили друж но, в уважении к старшим, в заботе о млад ших. Анна была последним ребенком. Окон чив Архангельско-Борковскую семилетнюю школу, она с братом Ванюшей уехала в М ос кву к сестре Валентине, которая работала учительницей в Мытищах. Там Аня закончи ла 8 и 9 классов. А дальше... была война. 21 июня 1941 года Анна с братом, стар шей сестрой и ее сыном в очередной раз отправились на каникулы к родителям. Ра нее утро 22 июня Анна запомнила в мель чайших деталях. На поезде они прибыли в Елец. Валентина отправилась к автобусной станции за билетами, Анна с племянником остались у чемоданов. Вдруг Валя вернулась расстроенная, чем-то встревоженная. Анна поначалу даже не придала значения разго ворам, что началась война. Думала: «Может, ошибка?» Счастье переполняло ее сердце: «Целое лето дома! Хороша Москва, а здесь все же лучше!» По дороге она с недоумени ем смотрела по сторонам: плачущие женщи ны, бодрящиеся мужчины, оживленные маль чишки. Так и ехала до родительского дома, радуясь и удивляясь. Первым на фронт ушел брат Никита, за тем Сергей , Митрофан, Филипп . В конце октября призвали Степана, которому снача ла как лучшему трактористу дали бронь. Забрали и Ванюшку, ему только-только ис полнилось 18 лет. Из семьи Тенихиных вой на взяла семь мужчин, а вернула только од ного. Анна тоже просилась на фронт — не по лучилось, осталась в родном селе. Помога ла на аэродроме: заправляла топливом са молеты. Трудилась на полевых работах. И нашла свое призвание: стала учителем на чальной школы. Вопреки тяготам войны она старалась сделать жизнь сельских малышей лучше. Открывала им красоту родной земли, учила любить тот единственный уголок — родное село, откуда начинается для каждого чело века Родина. Заботилась Анна Трофимовна о своих учениках не на словах, а на деле. Уже после войны ездила часто в Москву, привезла от туда для сельских ребятишек чудо техники — патефон и пластинки. Слушали музыку, пели. Прогулки на воздухе, физические уп ражнения, работа на пришкольном участке — все организовывала для ребят молодая учительница. Так случилось, что своих де тей ей Бог не послал, и всю материнскую любовь отдала она своим ученикам. В разных школах работала Анна Криво шеева: в Дегтевской, Круглянской, Ржавец- кой. На пенсию ушла в 1997 году из родной Архан гел ьско -Бор ковской школы. Вскоре школьные двери закрылись навсегда: выми рает село, некого учить. И войны вроде нет, а пустеют дома, и детских голосов уже по чти не слышно. Вот уже и автобусную оста новку ликвидировали: мол, до ближней де ревни и пешком дойдут, а дальше — куда старикам ехать? Не по душе Анне Трофи мовне были такие перемены. За это ли уми рали братья? Кто же на родной земле, от врага защищенной, останется? Кто память погибших почтит? И решила Анна Трофимовна дать отпор запустению. Остановку сельчанам вернула. Списки погибших в Великую Отечественную при помощи друзей составила. А ведь их даже в военкомате не было! Памятник сол датам открывали в мае 2000 года под гром кий салют, в присутствии многих гостей , среди которых были представители и рай онной, и областной администрации. Сейчас неутомимая женщина продолжает благоус траивать свою малую родину, считая, что телефон для села совсем не роскошь. Есть у поэтессы Людмилы Татьяничевой чудесные строки: Не для себя деревья плодоносят, Иреки чистыхвод своих не пьют... Себя мы с ними сравнивать не будем, Но каждый знает, этужизнь любя, Что чем щедрее отдаешь себя тылюдям, Темрадостнейживешь и для себя. Кажется, это написано именно об Анне Трофимовне Кривошеевой. Мария ДМИТРИЕВА, заслуженный учитель России, учитель русского языка и литературы Боринской средней школы. Александр ТРУБИЦИН, студент исторического факультета Липецкого государственного педагогического университета. 'уЖилищный вопрос Хороший дом начинается с хорошего проекта Отчего зависит качество строительных работ? Прежде всего от того, кто строит дом. Достаточно примеров, как те или иные фирмы делают его из рук вон плохо. Как правило, это какие-нибудь «гастролеры», фирмы-однодневки. С них и спросить потом бывает невозможно. И, наоборот, если стройка находится в надежных руках, проблем с качеством не будет. Другой фактор — добротность строительных материалов. К сожалению, в нынешнее рыночное время, когда выбор стро ительных и отделочных материалов огромный, некоторые предприятия пытаются на них сэкономить. В результате но воселы меняют двери, полы, плитку и т.д. Разумеется, за свой счет. Но есть и третья проблема — качество проектов. Наряду с солидными, известными проектными институтами («Ли- пецкгражданпроект», «Оргтехстрой», «Гипромез») появилась масса мелких архитектурных мастерских. То, что они пред лагают строителям, порой не выдерживает никакой крити ки. В них даже нет нормальных геодезических изысканий. К тому же такие проектировщики привыкли прятаться за органы экспертизы. Принцип тут такой: коль проект про шел экспертизу, то ответственность за него переходит к экс пертам. Центр нормативно-технической документации, имеющий филиальную сеть во многих областях России, предлагает свой вариант решения проблемы качества: на основе электрон ных справочных систем «Стройэксперт», «Стройтехнолог» и др. он осуществляет мониторинг и анализ информации в оте чественной строительной практике, и халтура в проектных разработках для строительных объектов не проходит. Такой центр открылся недавно и в Липецке. Теперь есть надежда, что липецкий филиал Центра нормативно-технической до кументации внесет свою лепту в повышение качества проек тной документации, а значит, и в качество жилья. Владимир БЕЛКИН, зам. генерального директора Ассоциации «Строительный комплекс Липецкой области». ^Накануне открытия сезона Итрадициисоблюдены, игастролерыневобиде В областном Дворце культуры —пока тишина. Но уже расклеены по городу афиши на ближайшие выступления здесь гастролеров. Да и как лишний раз не зайти в обновленное после капитального ремонта здание? Пройдясь по нему, обозреватель «ЛГ»направился в кабинет художественного руководителя ДК Маргариты Шмелевой. — Маргарита Петровна, не могу не задать вам вопрос, с которым я обращался к участникам июньского авторского концерта Андрея Эшпая, вопрос о качестве звука, об акусти ке большого зала ДК . Признаться, многие говорили о том, что звук гасится обивками зрительских кресел, что часть зву ка пропадает в открытой оркестровой яме. Ваше мнение? — Совершенно искренне отвечу: после ремонта мы ничего не потеряли и ничего не приобрели. Нельзя сказать, что нас акустика зала прежде идеально устраивала. Однако точки, откуда со сцены идет хорошее звучание и откуда артистам хорошо работать, — они остались. Проблема не в обивке кресел, а в конструктивных особен ностях зала, заложенных еще на стадии строительства. Насчет ор кестровой ямы — наверное, лучше, если бы ее при необходимости закрывали. Во всяком случае, отмечу: теперь никаких неудобств не будут испытывать зрители первых четырех рядов, которые раньше видели исполнителей чуть ли не по пояс. Пол под этими рядами приподняли, и они на самом деле стали первыми по «престижнос ти» зрительского восприятия происходящего на сцене. Кстати, она- то пока осталась в прежнем состоянии. Да, сцена и зал неплохо оснащены различного рода аппаратурой, и все же хотелось бы, что бы новейшие технические достижения не обошли наш Д К стороной. — Каков сегодня творческий потенциал Дворца культуры, и, раз в нем произошли внешние перемены, следует ли ждать перемен творческого свойства? — Сегодня в Д К существуют тридцать два формирования куль турно-досуговой деятельности: ансамбли, студии, подготовитель ные группы при них, оркестры, клубы по интересам, хор. Число уча стников достигает почти двух тысяч человек. Ничего менять мы не собираемся, наш основной приоритет — народное искусство — о с тается неизменным. Коллективы складывались десятилетиями, и основная задача администрации Д К — сохранять, поддерживать, развивать традиции. В народный ансамбль русской песни «Россиянка» и образцовый фольклорный ансамбль «Тараторочка» пришел новый руководитель — Ирина Романенко, прежде работавшая в муниципальном коллек тиве «Зень». Ее мы пригласили совсем не случайно. Ирина — воспитанница Марии Павловны Уваровой, которая долгие годы занималась с эти ми ансамблями и которую мы проводили на заслуженный отдых. Поэтому налицо преемственность поколений, стремление с помо щью профессионалов поддерживать достойный класс артистов-лю- бителей. Буквально через полмесяца в Саратов на заключительный тур четвертого Всероссийского фестиваля-конкурса имени Николая Калинина выезжает народный оркестр русских народных инструмен тов. Там он будет одним из немногих самодеятельных коллективов. Тем приятнее для нас то обстоятельство, что его должным образом оценили на предыдущем туре. Значит, наш оркестр вошел в число лучших в стране. — А поедет куда-нибудь ваш, пожалуй, самый знамени тый ансамбль танца «Раздолье»? — Вполне возможно — на международный фестиваль «Русская калинка» в Египет. Вопрос, естественно, упирается в финансирова ние поездки. Надеемся, он решится положительно. — Ваш дворец и до ремонта был востребованной прокат ной площадкой. Различные мероприятия, концерты, вечера порой сменяли друг друга, как в калейдоскопе. Повысился ли подобный интерес к Д К после его реконструкции? — В данный момент, когда мы еще не открыли сезон, говорить об этом рано. Но справедливости ради скажу: мы не будем отби ваться от предложений. Д К функционирует по заранее определен ному ежемесячному плану, и чтобы вовремя составить его, мы не считаем для себя зазорным позвонить в отдельные организации и предложить им наш дворец в аренду на тот или иной день. Как пра вило, предложения охотно принимаются. Люди знают: в Д К работа ют квалифицированные творческие и технические специалисты, ста рающиеся создать все условия, чтобы обеспечить должный уровень каждого праздника или делового собрания. — Наверное, вы особенно охотно идете навстречу органи заторам гастролей? Как-никак это выгодные проекты... — Не скажите. Гастролеров мы принимаем лишь в свободное от наших плановых мероприятий дни, помимо концертов, проводимых Липецкой государственной филармонией и городским департамен том культуры. Немного досадно, да что поделаешь... — На следующей неделе в вашем большом зале покажут «Мастера и Маргариту», под конец месяца у вас выступит хор Турецкого. Кто следующий? — Сначала — о названных проектах. Липчане в позапрошлом сезоне видели антрепризную инсценировку романа Булгакова с Вик тором Авиловым — Воландом. А теперь увидят совершенно не похо жую на нее. Поставил версию народный артист России Валерий Белякович, главный режиссер Московского театра на Юго-Западе, ведущим актером которого был, увы, безвременно ушедший из жизни Виктор Авилов. В спектакле заняты Анна Самохина (Маргарита) и ее дочь Александра (Гелла). Роль Понтия Пилата предположительно (сейчас точно сказать нельзя — состав исполнителей варьируется) сыграет Ивар Калныньш. Концерт хора Турецкого пройдет в рамках тура, приуроченного к 15-летию этого коллектива. Затем в октябре мы представим между народный проект «Звезды Санкт-Петербургского балета» — «Спящую красавицу» Чайковского с участием ведущих солистов Мариинского театра. И пригласим поклонников драматического искусства на пре мьеру липецкой антрепризы — трагикомедию Семена Злотникова «Вальс одиноких». Постановщик — заслуженный артист России Нико лай Чебыкин. В ролях — народные артисты России Валентина Браж ник, Михаил Янко, а также Евгений Гурьянов. Убеждена, новый сезон в реконструированном областном Двор це культуры будет предельно насыщенным и разнообразным, на все зрительские вкусы. Константин КЛЮТКИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz