Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ газета ^гБыло бы желание Пригодится колодезной водицы напиться! Сегодня трудно поверить в то, что в некоторых домах отродясь не бывало водопровода. И, тем не менее, это так. Жители улиц Огневка и Серединка Покрово-Казацкой сельской администрации Лебедянского района с незапамятных времен и по сию пору пользуются колонками и колодцами. Правда, ничто не мешает им мечтать о центральном водоснабжении в каждой отдельно взятой квартире. Почти что горожане (это ближайший пригород Лебедями), отрезанные от благ цивилизации, они давно смирились с таким положением вещей... Да только и тут вышла незадача. Пошла как-то тетка за водой в колодец, вытянула из глубины ведерко, а из зеленой мутной жижи на нее глядела лягушка. Забила местная жи тельница тревогу: чай, не француженка она, чтобы лягушек кушать! Хотя дивиться тут было нечему. Шахтный колодец, коим долгие годы пользовались здешние люди, строили еще со ветские солдаты, квартировавшие в этих местах во времена Великой Отечественной войны. И хотя когда-то он был со оружен на славу, только и ему срок вышел — более чем за 60 лет пришел в негодность. Кирпичная кладка местами раз рушилась, а верхний деревянный сруб сгнил настолько, что практически весь рассыпался и упал в воду. Средств в местной казне (это единственная сельская ад министрация существует без дотаций района) не было. Ну не пить же, в самом деле, зеленую воду с тиной! Появилась идея, воплощением которой пришлось заниматься ее же авторам. За дело взялся сам глава сельской администрации Юрий Газин и его ближайший сподвижник, депутат сель ского Совета Александр Гришин. Инициативную группу под держали и добровольные помощники. Работали сообща, по этому на все про все понадобилось меньше двух месяцев. Раздобыв насос, предварительно откачали всю затхлую воду, остатки ее отчерпывали ведрами, затем очистили коло дец от мусора. Немало сноровки понадобилось, чтобы отре монтировать всю, 10-метровой глубины, шахту: выщерблен ные места каменной кладки заложили кирпичом, им же выложили и двухметровую окантовку верха колодца. А сгнив ший деревянный сруб и вовсе убрали, задраив колодец ме таллической крышкой, —смотрится вполне современно. Что бы сточные воды не попадали внутрь, соорудили специаль ный замок. Непосредственно перед установкой рычажного механизма пригласили местных бабушек, «для снятия мер ки» под их рост и силы. Вот как ловко и удобно управляется с ним пенсионерка Валентина Безлепкина! —Не одна я - все жители, берущие воду из этого источ ника, рады такому прекрасному колодцу. Попробуйте, ка кая теперь здесь чистая родниковая вода! - радушно предла гает Валентина Ивановна. ...Да, колодец вышел на славу. Доброе и полезное дело так увлекло неутомимых представителей власти, что они на мерены теперь продемонстрировать и свои дизайнерские спо собности - украсить отреставрированное сооружение ориги нальным деревенским орнаментом. Прав был немецкий фило соф Вильгельм Гумбольд, что стремление к какой-либо цели - половина успеха. А если по-нашему, то лиха беда начало. А оно ужо доложено. И не всегда, оказывается, на хорошее дело необходимо много денег. Главное, было бы желание. Марина ПЕРЕВЕРЗЕВА," соб. корр. «Липецкой газеты». Лебедянский район. ФОТО АВТОРА. ^Н очны е «забавы» Варвары - они и в Красном варвары Но наказание им от Божией Матери будет пострашнее милицейского Такого Красное не знало даже в годы воинствующего атеизма, когда закрывались храмы и крепкими мужиками «с Лениным в башке и наганом в руке» срывались кресты с куполов. Но тому вандализму хоть было какое-то объяснение. А в этой истории... Произошло же здесь в одну из августовских ночей - как раз под «Чистый четверг» — вот что. Территория местной церкви Владимирс кой Божией Матери подверглась погрому. Были повалены вазоны, цветы из них вырваны с корнем... Но этими «цветочками» дело не ограничи лось. Над входом в храм камнем было разбито стекло на иконе Божией Матери. В ту ночь в Красном пострадал один лишь храм. До других цветни ков и клумб, которых хватает окрест, у варваров руки не дошли. Может быть, Божия Матерь остановила дьявольское племя, как в древние вре мена Елецкая Божия Матерь остановила Тамерлана у поверженного града, и не пошел он со своим войском в глубь Руси?.. Как водится в селе, по поводу случившегося тотчас же началось «брожение умов» — не сатанисты ли какие, прости Господи, поглуми лись над православным храмом? Но представителей тоталитарных сект в Красном не замечено. Зато давно известна иная и давняя бесовщина - хулиганство, пьянство и дикость нравов в молодежной среде. В Красном любят и ценят красоту. Не случайно за последние годы оно стало одним из самых ухоженных уголков нашей области. И к цве там здесь отношение трепетное - по количеству клумб и палисадников на душу населения сельский райцентр впереди соседних Ельца и Ле бедяни. И к восстановленному храму не зарастает людская тропа, а вокруг церкви силами прихожан-краснинцев немало делается по бла гоустройству. Свой очередной, после погрома, «Чистый четверг» они посвятили дружной работе по наведению порядка у храма. Настоятель церкви иерей Сергий успокоил краснинских мирян: — Матерь Божия знает, кто это сделал. Она разберется... И краснинская красота уже вряд ли спасет оскотинившихся уро дов. Только остается разобраться муниципальному и сельскому миру, откуда они берутся, эти ночные сатанисты. И, конечно, с новым энтузи азмом взяться за благоустройство. Впрочем, за этим дело здесь ни когда не стояло. Владимирская Божия Матерь краснинцам в благой работе покровительствует. Александр ДЕМЕНТЬЕВ, соб. корр. «Липецкой газеты». 8 сентября 2005 г., № 175 (22553) «Чистый четверг»: время собирать камни Письмо землякам Мы творим историю не с чистого листа ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА. Обратиться к властям и жителям села Доброе подтолкнула меня публикация коллеги Вячеслава Искорнева, повествующая о жизни района (см. «ЛГ» от 31 августа). Доброе я посещаю часто, и речь пойдет о планах переустройства районного центра. Разумеется, преобразова ния, что ведутся в районном центре в рамках областной программы благоустройства, не могут не радовать. Но... Создается впечатление, что те, кто разрабатывает и про водит в жизнь «градопреобра зующие» задумки, забыли о главной составляющей столь ответственной работы. А именно —о чувстве Истории, ощущении исторического бы тия как неразрывного, цело стного процесса. В Добром подобная утрата проявляется особенно остро. Почему? Дело в том, что это не просто посе ление с более чем трехвеко вой историей. Здесь, на пра вом крутом берегу Воронежа, нашими славными предками пережита великая и трагичес кая история. Доброе — один из важнейших форпостов Московской Руси в противо стоянии со Степью. Будучи северным звеном в Белгород ской засечной черте, крепость на Воронеже достойно отра жала набеги крымских татар. Стратегически удобное и вы годное расположение и опре делило статус ее в годы рус ского Средневековья — город Добрый. Так он и развивался вначале, с классической го родской планировкой: коль цевые и радиальные улицы вокруг центральной террито рии, посада. Время многое сгладило на славных берегах. Помню ру ины главного, посадского Никольского храма, что на центральной площади. По мню, как начешись работы по приспособлению его под скла ды и прочие хозяйственные нужды. Две других церкви — уже непосредственно на мес те крепости — Преображен ская и Тихвинская, тацже разделили участь «культовых сооружений». Больше всего не повезло наиболее старой — Тихвинской, открытой еще в XVII веке: почти всю ее раз несли по кирпичику. На обез главленной колокольне влас ти повелели устроить водо напорную емкость. В Преоб раженской же разместили ро дильный дом. В 70-е годы прошлого века началось очередное наступле ние на историческую терри торию: там, где когда-то сто яла крепость (остатки ее и сейчас — в земле), проложи ли «окружную» (и теперь ока завшуюся ненужной) асфаль товую дорогу. Часть ее про легла по бывшему алтарю Тихвинской церкви (подпре стольный крест, возможно, и теперь лежит под асфальтом). И для куража на берегу воз вели пивнушку... Последнее по времени «преобразование» территории исторического пепелища и отеческих могил началось в наши дни. Не знаю, в чьей многомудрой голове родилась идея превратить посад в не что курортно-южное, чуждое нашим умеренным широтам, но она почти воплотилась в жизнь. Странное сооружение! Какие-то арки, гроты, водо пады, фонтаны — и все сто ит, недоделанное до конца... Вдумаемся в эту скорбную летопись! Посадский холм над Воронежем с крепостью, за щищавшей юго-восточные рубежи Руси, —место особое. .Алтари двух храмов, также обращенные на восток, — это тоже духовные бастионы пра вославной России, символы ее прочного и гордого само- стояния в мире и в истории. Что значит порушить их и превратить сакральный «уча сток» земли в торжище, в место развлечения и блуда? А ведь к этому все идет. Уже уничтожены деревья, осеняв шие посад, уже на могилы за возится чернозем и установ лена детская горка: весели тесь, детки, на костях пред ков! И теперь вот новая «за думка» — на месте «плача и молитв» старейшей Тихвин ской церкви построить уве селительное кафе, с машущей крыльями ветряной мельни цей. ...Добровцы, в силу раз ных причин, прохладны к восстановлению порушенных храмов. Потому-то главный, посадский, храм до сих пор служит мирским заботам: на месте приалтарных могил — игровые автоматы, в церкви — магазин, пристройки об лепили его стены. Что делать? Вопрос воз рождения храмов упирается, прежде всего, в крепость Веры живущих. Нет ее, и одну-то церквушку поднять нелегко. Это ведь не Дома культуры, которые советская власть строила и дарила оп том и в розницу —храмы воз водятся всем миром, по кир пичику... Но и власть здесь должна проявлять мудрость и взве шенность. То, что происходит сегодня в Добром по отноше нию к собственной истории, мудростью не назовешь. Спасению посада, истори ческого центра села, надо уде лять особое внимание, каж дый шаг взвешивать на весах Истории. А она в Добром от нюдь не бедная, а, напротив, богатейшая! \ Три названных храма сле дует в перспективе возрож дать — совместно с епархией и жителями. Нет достаточ ных средств — то хотя бы остановить продолжающееся кощунство и постепенно ос вобождать церкви от чуждых «насельников». Мне возразят: писать да советовать легко, а вот делать! Возражу и я. Одни, как, на пример, глава Становлянско- го района Владимир Гераси мов, возводят прекрасные хра мы с «нуля», другие же, как фантазирует архитектор Доб- ровского района, мечтают уже существующие превращать в «памятники истории», а то и просто — в места увеселения. Дело не в материальной бед ности или богатстве, а в ду ховном оскудении. Там, где оно велико, там дело худо: для живущих не существует ни прошлого, ни будущего. Есть только жизнь-однодневка! Но беспамятство — путь в никуда. Если бы наши пред ки кровью и неисчислимыми трудами не отстояли эти ру бежи, то сегодняшнего благо устройства Доброго не пона добилось бы. Достойны ли мы их бесценного дара? Владимир ПЕТРОВ, писатель. Липецк-Доброе. ^ у К о н ф л ш т Для чего же снесли деревья? Ответ на этот вопрос — в следующем выпуске «Чистого четверга» В редакцию обратились жильцы домов № 21 и 23 по улице Папина в Липецке: —Приезжайте к нам. У нас во дворе между домами собираются строить какое-то кафе. А мы против. У нас что, мало питейных заведений? И без того в подъездах, извините, туалет устроили. Тут и техникум через дорогу, и училище. Как будто студентам выпить и повеселиться негде. Нас никто не слышит, помогите... Приехав на место, я обнаружила стройплощадку. За о г р а ж ^ Ь т - ем экскаватор копал котлован. У первого подъезда собрались цы: — Это все владелец «Росы» затеял. Мало ему торговой точки, так он еще и увеселительное заведение задумал. Посмотрите сами: от стройплощадки до подъезда — всего метров десять-пятнадцать. Пей — не хочу!.. И для этого ему понадобилось девять хороших де ревьев повалить — березы, клены, тополя, которые мы когда-то са жали. В том числе и липу — символ города, между прочим... Небольшой современный магазинчик «Роса» — пристройка к жилому дому № 23, каких сейчас много в городе. По признанию самих протестующих, он не лишний. Тем более, что каждому жильцу его владелец Владимир Лункин предоставил возможность делать покупки по дисконтной карте «Наш сосед» с пятипроцентной скид кой. Карты эти он выдал в 2004 году каждому квартиросъемщику под расписку. И жильцы охотно ими пользуются. Теперь, когда раз горелся конфликт вокруг будущей новостройки, жильцы считают, что Лункин сделал это с далеко идущими планами. Они уверены, что так он заранее позаботился о том, чтобы получить расписку в их согласии на строительство. Теперь же они чувствуют себя заложни ками собственной неосмотрительности, так как, по их словам, рас писались на простом разграфленном листе без «шапки». На снос деревьев, как считают жильцы, у хозяина «Росы» тоже нет разрешения. Так это или нет, но протестующие не стали ждать, пока суд да дело, а 2 и 5 сентября адресовали подписанные жиль цами заявления руководству области и города, а также главному федеральному инспектору и прокурору области. Так что же все-таки там задумано построить и почему? Хуже или лучше будет от этого жильцам и студентам учебных заведений? Об этом мы расскажем в следующем выпуске «Чистого четверга». Ольга БОЧКОВА. ^ И з П О Ч Т Ы Я горжусь... Живу я в селе Соловьево Становлянского района. Здесь выросли мои дети, растут внуки. Меня очень радует, как на глазах хорошеет родное село. В уходящее лето было проведено много работ по благо устройству улиц: сделали изгородь вдоль центральной дороги, обно вили фасады школы, детского сада, магазина, сельсовета, медпункта, ДК, правления сельхозпредприятия. В планах — реставрация нашей достопримечательности - Кресто-Воздвиженской церкви. Большая заслуга в преображении сел и деревень принадлежит главе района Владимиру Герасимову, новатору и энтузиасту. А возглавляю щая наше отделение ООО «Соловьевское» Екатерина Рыкова чутц© и внимательно относится к нуждам и чаяниям каждого человека. Никогда не откажет в помощи пенсионеру или остро нуждающемуся. Да и сельская наша экономика не хромает — уже завершилась уборка зерновых, собран хороший урожай, начался сев озимых. Я ду маю, что производственные и социальные достижения — это одно целое. Поэтому искренне благодарю Владимира Герасимова, Екатерину Рыкову и сельскую администрацию за все, что они делают для района и его жителей. И горжусь тем, что живу в таком замечательном селе среди славных людей-тружеников и патриотов родного края. С уважением Алевтина ТОНКИХ. с. Соловьево, Становлянский район. Отмыть и заставить работать Липецк, наш общий дом, хорошеет буквально на глазах. И это радует нас, коренных горожан, вызывает добрую зависть гостей, откуда бы они ни приехали. Нынешним Липецком с его тротуарами, вымощенными плиткой, с фонтанами и морем цветов нельзя не гордиться. Л какие жилые дома у нас строят — загляденье! Да и с транспортом проблем становится все меньше и меньше. Казалось бы, живи и радуйся, наслаждайся красотой, благоле пием и комфортом городского бытия! Но, увы, часть горожан не ценит того , что для них сделано и делается в последнее время. Отсюда и замусоренность людных мест, и «роспись» стен домов несмываемой краской, и кражи вазонов с цветами. Не делает чести городу и городским властям и такое его «украшение», как бомжи. Они повсюду: на улицах, на рынках, вокзалах, в трамваях, на лавоч ках остановок общественного транспорта. Конечно, они «портят» лик столицы области, но они же — люди. Их, как мусор с тротуара, не уберешь. Поэтому, на мой взгляд, городские власти в своем благо родном стремлении сделать Липецк общим для всех домом должны позаботиться и об этих несчастных бездомных. Возможно, пожилых бедолаг можно определить в дома престарелых или специальные интернаты, а тех, кто молод и здоров, — отмыть и заставить рабо тать. Я убежден: в ходе акции «Чистый четверг» нужно решать воп рос и с бомжами. Иван ТУРЫКИН, ветеран труда. г. Липецк. лишь редкими указаниями сверху. Вот Иван Петрович чуть сместил стрелу —и крест замер на колокольне. В общей сложности вся «операция» по' его подъему и укреплению за няла 18 минут. — С праздником! — по здравил всех епископ Липец кий и Елецкий Никон, и ше поток радости и благодарнос ти прокатился среди верую щих. Крест и впрямь сиял там светло и обнадеживающе, так, что, казалось, с его водруже нием в Солнцево и окрестно стях действительно начнет ся новая жизнь. Хотя почему казалось? Она уже началась... Эмма МЕНЬШИКОВА. Отчистыхпомысловкочищениюдуши (Окончание. Начало на 1-й стр.) —На все воля Божья, Его промысел! — напомнил со бравшимся епископ Липец кий и Елецкий Никон, совер шавший молебен о благопо лучном водружении креста на колокольню. И, значит, са мим провидением уготована Александру Владимировичу такая благородная миссия — финансово поддержать вос становление церкви в отчем крае. Ибо болен он его судь бой и принимает деятельное участие в экономическом воз рождении родной земли. При шло время озаботиться и ду ховным исцелением живу щих на ней людей, что и дано было прочувствовать Фомиче ву как собственное послуша ние в святом деле возрожде ния православия. После освящения купола и креста епископ Липецкий и Елецкий Никон обратился к собравшимся с пастырским словом. Крест, сказал он, не сет помощь и духовное здо ровье людям, ограждает их от лукавого, охраняет и очища ет, однако без настоящей животворящей веры не может быть и духовного исцеления, радости, не может быть самой жизни. Восстановив храм и водрузив над ним крест, ос танется самое главное: найти верующих... И эти его слова обратили присутствующих в глубокую задумчивость... Зато сосредоточены и энергичны были члены бри гады, которой предстояло увенчать колокольню святым православным крестом. Иван Селезнев, водитель и кранов щик уникальной машины «ЫеЬЬегг» грузоподъемнос тью 150 тонн и высотой стре лы 56 метров, считается асом в этом деле. Он установил по всей области немало куполов и крестов на возрожденных храмах, прославившись чуть ли не ювелирной точностью и ловкостью, с которой он — с помощью своей бригады — «подгоняет» сложнейшие конструкции одну к другой. Смотрю на часы: минута, другая — и купол со шпилем, шаром и крестом—общей дли ной около 12 метров — уже повисает над колокольней, где умело и четко орудуют члены бригады, выпестованной в стенах НЛМК. Напряженное ожидание внизу разряжается ФОТО АНАСТАСИИ МЕНЬШИКОВОЙ. Краснинский район.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz