Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

ПЕРСОНАЛЬНОЕ ДЕЛО Максим БРУНОВ. НЯГАНЬ ВСПОМНИЛА ГЛЮКОЗА ПРО МАШУ Губернатор Ханты-Ман­ сийского автономного округа А прк - гпнпп Филипенко решил напомнить теннисной звезде Ма­ рии Шара­ повой, не­ давно воз­ главившей м и р о в о й рейтинг, о ее корнях. Дело в том, что Маша ро­ дилась и первые годы жизни провела в северном Нягане, куда ее родители сбежали из Гомеля после чернобыльской трагедии. И вот теперь глава региона приглашает землячку на малую родину, где, по слухам, собирается произве­ сти Шарапову в почетную гражданку Нягани. Пока Ма- (ша еще хот|- итп-тл понимает. Ни специально надетая расшитая украинская кофточ- искоенние приветствия на «певу- - чей дер­ жавной мо- ве» не по­ могли мос- к о в с к о й гостье Глю­ козе рас­ положить к себе ка- п р и з н у ю львовскую публику. И певицу, и музыкантов ее груп­ пы агрессивно настроенная молодежь встретила криками «Вон москалей!» и забросала яйцами. Глюкоза, правда, оказалась на высоте и, едва сдерживая слезы, продолжи­ ла петь свои хиты. рна Дми неопределенное Iуое тор I верскои об­ ласти трий Зеленин на время пре­ вратился в б о м ж а . О б о с н о - вался он, правда, не в люке теп­ лотрассы , а в специ­ ально обо­ р у д о в а н ­ ном для не­ го дебар­ кадере на Волге в Конаковском районе. Так что маршрут губернато­ ра на работу и домой начи­ нается и заканчивается пере­ правой через реку на катере. Хотя что тут такого? Вон Ле­ нин вообще жил в шалаше, а потом в Кремль заехал. ВЫПУСК №30 ( 523 ) 6 сентября 2005 года Адрес в Интернете: т т .уЮ гш 'к .ги СТРАСТИ ВОКРУГАЭРОБУСАИЛ-96-300 ПРОДОЛЖАЮТ КИПЕТЬ, НОВСЕОЧЕВИДНЕЕ: КОМУ-ТО ОЧЕНЬВЫГОДНОИЗ МУХИ РАЗДУТЬСЛОНА После почти 14-летнего губи­ тельного застоя в авиастроении России вроде появилась надеж­ да на подъем. Особенно после феерического Международного салона «МАКС-2005», где наши авиазаводы наконец-то полу­ чили реальные заказы, впереди возникла перспектива нормаль­ ной и даже напряженной рабо­ ты. На седьмом небе парили и воронежцы: заявки на два де­ сятка среднемагистральных Ан- 148 и десяток суперлайнеров Ил-96-300 - это не шутки (в луч­ шем случае в последние годы собирали пару аэробусов)! Наконец-то свершилось! - радовались заводчане, отвы­ кшие от нормальных заказов и зарплаты. Но их ждал сюрприз, если не сказать - катастрофа. Началась она еще 2 августа, когда в аэропорту финского го­ рода Турку произошел сбой в тормозной системе шасси «бор­ та № 1» - самолета Владимира Путина. Президент улетел до­ мой на резервном лайнере... Казалось бы, ничего особен­ ного не случилось - техника есть техника, тем более сложная, бывают сюрпризы. И в космос не всегда гладко летаем. Надо разобраться и исправить. Одна­ ко туг же (между прочим, впер­ вые в истории российской граж­ данской авиации) Федеральная служба по надзору на транс­ порте принимает решение о приостановке эксплуатации сразу всех машин данного типа. Это страшный удар (причем в спину) по престижу Воронеж­ ского авиазавода (ВАСО), по 11-тысячному коллективу, если хотите - по всему российскому гражданскому Авиапрому. Тому самому, чью судьбу время от времени и правительство, и ру­ ководители государства обсуж­ дают с крайне озабоченным ви­ дом, после чего принимают оче­ редную «комплексную програм­ му». Ил-96-300 - «птичка» на за­ гляденье. Ею обязана гордиться (да и гордится!) авиастроитель­ ная отрасль России, в которой пока еще теплится жизнь. Чтобы окончательно убить производст­ во нашего лидирующего лайне­ ра, конкуренты должны были скомпрометировать его именно так, по-крупному, чтобы ни у ко­ го уже не возникало желания реабилитировать марку. Тут же возникли разговоры, что зря строили в Воронеже «Илы» сна­ чала для Ельцина, а потом для Путина, не стоит нам изобре­ тать велосипед и рисковать пре­ зидентом - пора-де, пересадить российского лидера на «Боинг». И что только бедные кубинцы (только что получившие из Во­ ронежа два лайнера для своих руководителей) могут кататься на столь опасных машинах... Надо ли говорить, что такие разговоры - манна небесная для американских и европей­ ских конкурентов «Ила»? А что все-таки случилось? Официаль­ но объявлено, что лайнер снаб­ жен некачественным блоком тормозной системы (комплекту­ ющее изделие литейно-механи­ ческого завода из подмосков­ ной Балашихи). Возникают сра­ зу вопросы: что, это такой изъ­ ян, что требуется столь ради­ кальное решение? И что дис­ кредитация флагмана нашей гражданской авиации - единст­ венный способ борьбы с нера­ дивым поставщиком? И что говорит статистика? Генеральный директор ВА­ СО Вячеслав Саликов, вернув­ шись из Москвы, вынужден был ежедневно объясняться на всех уровнях. Он втолковывал всем, что та же тормозная система имеет три уровня страховки безопасности, что огромное предприятие пользуется услуга­ ми более чем 1200 поставщи­ ков комплектующих изделий са­ молета и что требования ко всем им отныне будут резко по­ вышены - вплоть до отказа от их кооперационных услуг... - Произошедший случай явно недостоин столь навязчивого внимания. Это рядовая ситуа­ ция, ничего странного или пред­ намеренного в ней нет, есть лишь технические вопросы, ко­ торые непременно будут реше­ ны, - уверяет гендиректор. Но кто его слышит? Во всех газетах и с телеэкранов чинов­ ники произносят один и тот же текст: «Илы» от полетов отстра­ нить, единственно разумная ме­ ра, мы давно предупреждали... Можно было бы, конечно, вос­ хититься такой принципиально­ стью и стремлением защитить интересы пассажира. Но случай с Воронежским авиазаводом наводит и на размышления ино­ го порядка. Современным «Илам» (их кстати, произведено всего 16 штук) давно ставят подножку американцы. На ми-! ровом рынке авиапроизводите­ лей кипит жесточайшая конку­ рентная война. Ил-96-300 - ло­ бовой конкурент «Боинга», а также европейского «Эрбаса», Однажды американцы букваль­ но вынудили использовать на «Илах» их двигатели фирмы «Пратт энд Уитни», заставив при этом удлинить фюзеляж на два метра (идеальной формы фюзе­ ляж, признанный лучшим в ми­ ре) - дескать, шумят ваши перм­ ские моторы выше нормы. Годы ушли на согласования, заключе­ ния контрактов, проработку технических решений. Наконец, были собраны два лайнера... Где они? Ржавеют, словно за­ брошенные дорогущие игрушки, где-то в ангарах близ Москвы. Не пошли, темп российского производства в очередной раз был сбит - и надолго. Семь лет «Аэрофлот», нару­ шая правительственное реше­ ние, которое предписывает на­ шему флагману при покупке но­ вых машин соблюдать пропор­ ции в пользу отечественных про­ изводителей, тянул резину с за­ ключением контракта на строи­ тельство шести Ил-96-300, зато охотно приобретал чужую тех­ нику. Давно всем известно, что продажа очередного самолета американцами, европейцами сопровождается огромными де­ нежными «откатами». Стало быть, зачем авиаперевозчикам свои самолеты - без тугого ко­ шелька в «бардачке»? А потому к нашим машинам подчас предъявляют самые абсурдные требования. И скомпрометиро­ вать их готовы в любую минуту и по малейшему поводу. Сегодня специалисты, руко­ водители авиапрома обращают внимание на практически пол­ ное совпадение «тормозного скандала» и предшествующего ему всего несколькими днями наезда на лизинговую компа­ нию «Ильюшин Финанс», когда непонятный арест ее акций при­ вел к тому, что уже выделенные правительством РФ на возрож­ дение авиапрома шесть милли­ ардов рублей так и не поступи­ ли на счета самолетостроите­ лей - ни копейки! Вот и сегодня руководство «Аэрофлота» заявляет, что оно якобы уже в течение пяти лет предъявляло серьезные претен­ зии по качеству самолетов в ад­ Взлетает президентский «борт № 1». Что будет дальше с ним и с другими «Илами»? рес ВАСО (последний «Ил» главным авиаперевозчиком страны был куплен семь лет на­ зад). Фигурируют два с лишним десятка неполадок. Автору этих строк довелось отслеживать взаимоотношения «Аэрофлота» и завода весь названный пери­ од, и, поверьте, претензии сво­ дились в основном к комфорт­ ности салона, к установке спут­ никовых антенн, к возможности приема максимального числа телеканалов для пассажиров на борту. Они больше напоминали капризы. Наши авиастроители терпеливо дооснащали машину, хотя к безопасности полетов это, согласитесь, никакого отно­ шения не имело. И сегодня же глава Фе­ дерального агентства по про­ мышленности Борис Алешин охотно вторит вслед за пере­ возчиками: зафиксировано 19 отказов! Любопытно... Не столь давно мне довелось стоять ря­ дышком с г-ном Алешиным, когда он был в ранге вице-пре­ мьера правительства, в сбороч­ ном цехе ВАСО. Тогда он воз­ мущался внезапным отъездом (без согласования с вице-пре­ мьером), буквально демаршем руководителя «Аэрофлота», так и не подписавшим контракт на шесть «Илов». Алешин настаи­ вал на оформлении документа... Что же изменилось? Авиаперевозчик явно откре­ щивается от крупного заказа, хотя контракт все же пришлось подписать несколько месяцев назад. А дело в том, что в сен­ тябре состоится собрание акци­ онеров «Аэрофлота», где долж­ на быть утверждена названная сделка. Похоже, кому-то очень захотелось заранее вызвать у акционеров аллергию на Ил-96- 300. Правда, возведя обычные технические претензии в ранг пропагандистской акции, ее творцы, похоже, перестарались. Ряд акционеров компании-пере­ возчика возмутились по поводу раздутой шумихи и даже при­ грозили своим чиновникам, ви­ новным в «дискредитации само­ лета», что обратятся в этой свя­ зи в прокуратуру, в суд. Думается, они выиграют, ес­ ли пойдут на столь серьезный шаг. У них есть серьезные аргу­ менты. К сведению: пока «Илу» заламывают крылья, «Боинги» стали причиной гибели около трех тысяч пассажиров (только в минувшем августе их рухнуло два). Но никому в голову не приходит выносить поспешный приговор самолету. Может, по­ тому, что в США и Европе у чи­ новников совсем другие интере­ сы и задачи, чем у наших, с веч­ но бегающими глазами? Ил-96- 300 пока (тьфу, тьфу!) ни в чем не провинился перед пассажи­ рами. У воронежского лайнера репутация самого надежного самолета. И вот определенным конкурирующим кругам потре­ бовалось сразить его наповал в тот самый момент, когда он только-только начал расправ­ лять крылья. Анатолий СТАРУХИН. ВОРОНЕЖ. — — ИЗ ЖИЗНИ ПАМЯТНИКОВ ИВАНУ ГРОЗНОМУ, ЦАРЮ И ПЕРВОМУ ЧЕКИСТУ Памятник Ивану Грозному работы все того же вездесу­ щего Зураба Церетели поя­ вится в Ярославской области в городке Любим. За это ре­ шение проголосовали депута­ ты местного совета. Аргументы? Иван Грозный Любим основал, ездил сюда охотиться. Странно, что до сих пор его монументальная фигура не украшает площад­ ку рядом с районной админи­ страцией. С какой-то стати недалеко от органа власти стоит Михаил Лермонтов, но его, считают депутаты, лучше перетащить в сторону, к биб­ лиотеке. К тому же Зураб Це­ ретели, уже изваявший фигу­ ру Грозного, денег, как все­ гда, за установку не просит, обещает грозного царя горо­ ду просто подарить... Плодовитый скульптор, одарив своими творениями чуть ли не все континенты, до­ брался и до российской глу­ бинки. К 2010 году Церетели пообещал открыть в Ярослав­ ле филиал своей академии ху­ дожеств, а пока летом на на­ бережной Ярославля устано­ вил почему-то статую Святой Нино Капподокийской, покро­ вительницы Грузии. Очередной подарок в виде памятника Грозному не у всех вызвал радость. В адрес про­ курора, губернатора и феде­ рального инспектора напра­ вила письма Ярославская епархия, в котором дана, прямо скажем, нелестная ха­ рактеристика монарха. Духо­ венство полагает, что Ивану Грозному не место на пьеде­ стале. Крови попил неме­ рено. А тут еще в деревне с ласковым названием Кощее­ во (в том же Любимском рай­ оне) действует секта так на­ зываемых опричников Ивана Грозного «Опричное братст­ во», которые чтят его как игу­ мена и не признают Москов­ ский Патриархат... «Памятник приведет к дестабилизации обстановки в городе», - за­ ключают служители культа. Гу­ бернатор Анатолий Лисицын высказался более уклончиво: «У нас, слава Богу, есть люди, которые в большей степени заслуживают, чтобы их память увековечили». Да, умеет Зураб Констан­ тинович угадать с подарком! То Сталина навяжет, то Пет­ ра, которым впору младенцев пугать, то Колумба неприкаян­ ного, то вот Ивана Грозного... А может, его вместо Дзер­ жинского в Москве на Лубян­ ке водрузить? Как первого че­ киста, по-старому - опрични­ ка? Алексей БЕРДНИКОВ. Ярославская область. Ты почто боярыню обидел? ----------- ПРИМЕТА ВРЕМЕНИ = БЬЮТ НЕ ПО ТОРМОЗАМ, А ПО ФИЗИОНОМИИ ВБИТВЕПЕШЕХОДОВ ИВОДИТЕЛЕЙ ПОСЛЕДНИЕ ВЫИГРЫВАЮТСЯВНЫМПРЕИМУЩЕСТВОМ Недавно в Петербурге хоро­ нили очередную жертву крова­ вой разборки. Случай не гром­ кий, рядовой, не попавший в уголовную хронику. Можно сказать, бытовой... Зеленый «Хэндай» пустился в объезд огромной пробки прямо по пешеходной части. А там как раз шли двое друзей: Дима Матросов и Андрей Соболев. Чудом выскочив из-под колеса иномарки, они шарахнулись в разные стороны. Кто-то из ребят красноречиво покрутил пальцем у виска. Это сильно не понравилось водителю. «Вас что, б... , не на­ учили дорогу автомобилям усту­ пать?» Машина тормознула, и водила, выскочив наружу, с ходу ударил 21-летнего Диму - да так, что тот сразу потерял сознание. После этого «экипаж машины боевой» взялся за Ан­ тона. Водитель и его пассажи­ ры зверски колотили парня бейсбольными битами. По сло­ вам некоторых очевидцев (не пожелавших, впрочем, дать официальные показания), бандиты были вооружены еще и пистолетом. Впрочем, стрелять им не по­ надобилось. Антон умер еще до приезда «скорой». За пар­ ней, конечно же, никто не всту­ пился, хотя бойня шла на ожив­ ленной трассе. Прохожие даже не сразу позвонили врачам, хо­ тя мобильник нынче есть у каж­ дого. Даже привычные ко всему бойцы правопорядка возмути­ лись. «Нас неприятно удивила гражданская позиция людей. Мы даже не можем собрать очевидцев, чтобы найти приме­ ты убийц», - заявил начальник пресс-службы криминальной полиции Валерий Вехов. Сестра Антона, Лена, не просто потрясена случившимся - она уничтожена. «Страшно, что брата убили. Но еще страшней, что никого абсолютно не тронул тот факт, что у них на глазах убивали че­ ловека! Они не просто не вступались, они даже пожале­ ли несколько минут, чтобы дать свидетельские показания и по­ мочь милиции найти убийц. А ведь любой из них мог бы ока­ заться на месте Антона...» Антона похоронили через десять дней, завезя в родной дом, где собралась родня, од­ ноклассники, друзья по технику­ му. Убийц так и не нашли. Гово­ рят, у следователей нет ни од­ ной серьезной улики. Никто ни­ чего не запомнил... А что удивительного? Собственно-, ни­ кто даже не остановился. Два безжизненных тела лежат на тротуаре, а мимо авто продол­ жают мчаться по своим делам: по пешеходной части, по трам­ вайным путям... Как обычно, продираясь через эти злосчаст­ ные пробки. Это - обычная манера сего­ дняшней езды. Такое ощуще­ ние, что, поворачивая ключ в замке зажигания, человек запи­ рает в себе обыкновенные че­ ловеческие чувства: жалость, сочувствие, доброту, порядоч­ ность. Я лично видела, как под колесами оказался мальчонка. Его сбили на глазах у толпы, прямо на «зебре», при перехо­ де на зеленый свет. Побледнев­ ший водитель выскочил, стал названивать в «скорую». Но ос­ тальные участники движения так и мчались, даже не притормаживая, прямо по яр­ кой игрушке, которую пацан выронил... Теперь на этом проспекте едва не каждый фонарь укра­ шен табличками с маленькими венками. Если водители не реа­ гируют даже на светофор, то как они заметят «зебру»? Вгля­ дитесь в обладателей роскош­ ных авто. У одних физиономии потенциальных убийц, а другие - мальчики и девочки, паспорт, поди, еще не получили. Кто ж им права-то выдавал? А что ГАИ? Она, конечно же, не дремлет. Гаишников, на­ пример, можно часто встретить в кустах, на лучшей в Питере трассе «Скандинавия», ведущей в Финляндию. Они никогда не пропустят авто с грязными стек­ лами или треснутыми дворника­ ми. Они найдут причины при­ драться к автолюбителю, даже если он тащится со скоростью 40 километров в час. Об авто- шм. Русская рулетка? гражданке даже упоминать не будем - это повод для особого разговора и «решения проб­ лем» на месте. Зато инспектора днем с огнем не найти там, где он нужнее всего: на оживлен­ ных перекрестках в час пик. Ка­ кой тут для него заработок? А что власть? У нее своя жизнь и своя дорога. Членово- зы, мигалки, сирены. Собаки с воем прячутся под крыльцо, ок­ рестные жители жмутся к сте­ нам... Так к кому же апеллировать? Кого призывать к милосердию, к человеческому отношению друг к другу? Все больше машин, больше «лошадиных сил» под капотом. Некоторые считают это даже признаком прогресса и повышения народного благо­ состояния. Насчет благосостоя­ ния - трудно сказать. А вот мас­ совая озверелость - налицо. Рита ЖУКОВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ИЗ п о ч т ы «дв» БУБЛИК ОТКЛИКНУЛСЯ И предположить не смел, что на мой вопрос «Где ты, бублик?» («ДВ» от 05.04.2005) бублик отзо­ вется. Днями довелось побывать на московском хлебозаводе «Проле- тарец». Подвели к одной из печей, а там в жаркой истоме - дюжины три бубликов. Гэворят, пробная выпечка, но не последняя. Завод решил вернуть бублик на прила­ вок. Радует, что на «Пролетарце» такое теплое отношение к хлебной классике. Здесь пекут настоящий русский ржаной, ский». - А еще наши пекари готовы возродить бублик, присматри­ ваются к московской сайке, к городской булочке, - сказал мне гендиректор завода Владимир Макрушин. Теперь следующий вопрос: где и как торговать бубликом? Ведь он хорош свежим. В прежние времена лучшие булочные завозили бублики по три раза за день. А теперь и тех булоч- ных-то нет. Будь у московских хлебозаводов свой Дом хлеба, розничная сеть, там бы бублику самое место - рядом еще с 200 сортов всякой хлебной выпечки, что изо дня в день готовы по­ ставлять московские заводы. Константин БАРЫКИН. МОСКВА. «бородин- ОНИ - О НАС О ПАТРИОТИЧЕСКОМ КОЗЛЕ «Хандельсблат»: «Конечно же, «Патриот»! А как иначе должен называться автомо­ биль, который призван выта­ щить из кризиса потрепанный российский автопром и хоро­ шо продаваться на Западе? Итак, новый джип волжского автозавода УАЗ, принадле­ жащего российскому концер­ ну «Северсталь», называется «Патриот». Правда, предше­ ствующую модель, на кото­ рой в основном и сегодня ми­ лиция собирает на улицах трупы бомжей, в народе по­ чему-то называют «козлом». О БЛАГОДАРНОСТИ, НЕ ЗНАЮЩЕЙ ГРАНИЦ «Тагес Анцайгер»: «Офици­ ально обязательное образо­ вание в России все еще бес­ платно. Однако на деле ро­ дители стонут от огромных затрат, которые начинаются уже с детского сада. Ведь «подарком при поступлении» дело не ограничивается: что­ бы учителя хорошо обходи­ лись с ребенком и ставили приемлемые отметки, посто­ я н н о приходится «предлагать» то одно, то другое: на ремонт ^ школы, на школьные праздни- I ки. И не забудьте про подар­ ки учителям, которых совер- | шенно не избежать в такие . праздники, как Международ- I ный женский день или День ■ учителя. Некоторые педагоги I не стесняются составлять для | родителей целый список по- ■ желаний, что не в последнюю I очередь объясняется их скуд- * ными зарплатами, позволяю- | щими еле-еле сводить концы с - концами. Кстати, директора | детских садов и школ вовсе я не все «поборы» кладут в I собственный карман, по- ■ скольку средства, выделяемые ■ государством детским учреж- I дениям, слишком малы». О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ВАЛЕНСЫ «Таймс»: «Лех Валенса спу- ■ стился с баррикад и обратил- I ся к Западу с предостереже­ нием: «Опасайтесь России!» | Речь Валенсы збучала на не- . обычайно тревожной ноте. | Он сказал, что чрезмерно ам- ■ бициозный Запад, стремясь ■ установить на границах Рос- I сии демократическое правле- ■ ние, будь то Белоруссия, Мол- | давия или Средняя Азия, не должен провоцировать рус- | ского медведя».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz