Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
ПЕРСОНАЛЬНОЕ ДЕЛО Максим БРУНОВ. НЯГАНЬ ВСПОМНИЛА ГЛЮКОЗА ПРО МАШУ Губернатор Ханты-Ман сийского автономного округа А прк - гпнпп Филипенко решил напомнить теннисной звезде Ма рии Шара повой, не давно воз главившей м и р о в о й рейтинг, о ее корнях. Дело в том, что Маша ро дилась и первые годы жизни провела в северном Нягане, куда ее родители сбежали из Гомеля после чернобыльской трагедии. И вот теперь глава региона приглашает землячку на малую родину, где, по слухам, собирается произве сти Шарапову в почетную гражданку Нягани. Пока Ма- (ша еще хот|- итп-тл понимает. Ни специально надетая расшитая украинская кофточ- искоенние приветствия на «певу- - чей дер жавной мо- ве» не по могли мос- к о в с к о й гостье Глю козе рас положить к себе ка- п р и з н у ю львовскую публику. И певицу, и музыкантов ее груп пы агрессивно настроенная молодежь встретила криками «Вон москалей!» и забросала яйцами. Глюкоза, правда, оказалась на высоте и, едва сдерживая слезы, продолжи ла петь свои хиты. рна Дми неопределенное Iуое тор I верскои об ласти трий Зеленин на время пре вратился в б о м ж а . О б о с н о - вался он, правда, не в люке теп лотрассы , а в специ ально обо р у д о в а н ном для не го дебар кадере на Волге в Конаковском районе. Так что маршрут губернато ра на работу и домой начи нается и заканчивается пере правой через реку на катере. Хотя что тут такого? Вон Ле нин вообще жил в шалаше, а потом в Кремль заехал. ВЫПУСК №30 ( 523 ) 6 сентября 2005 года Адрес в Интернете: т т .уЮ гш 'к .ги СТРАСТИ ВОКРУГАЭРОБУСАИЛ-96-300 ПРОДОЛЖАЮТ КИПЕТЬ, НОВСЕОЧЕВИДНЕЕ: КОМУ-ТО ОЧЕНЬВЫГОДНОИЗ МУХИ РАЗДУТЬСЛОНА После почти 14-летнего губи тельного застоя в авиастроении России вроде появилась надеж да на подъем. Особенно после феерического Международного салона «МАКС-2005», где наши авиазаводы наконец-то полу чили реальные заказы, впереди возникла перспектива нормаль ной и даже напряженной рабо ты. На седьмом небе парили и воронежцы: заявки на два де сятка среднемагистральных Ан- 148 и десяток суперлайнеров Ил-96-300 - это не шутки (в луч шем случае в последние годы собирали пару аэробусов)! Наконец-то свершилось! - радовались заводчане, отвы кшие от нормальных заказов и зарплаты. Но их ждал сюрприз, если не сказать - катастрофа. Началась она еще 2 августа, когда в аэропорту финского го рода Турку произошел сбой в тормозной системе шасси «бор та № 1» - самолета Владимира Путина. Президент улетел до мой на резервном лайнере... Казалось бы, ничего особен ного не случилось - техника есть техника, тем более сложная, бывают сюрпризы. И в космос не всегда гладко летаем. Надо разобраться и исправить. Одна ко туг же (между прочим, впер вые в истории российской граж данской авиации) Федеральная служба по надзору на транс порте принимает решение о приостановке эксплуатации сразу всех машин данного типа. Это страшный удар (причем в спину) по престижу Воронеж ского авиазавода (ВАСО), по 11-тысячному коллективу, если хотите - по всему российскому гражданскому Авиапрому. Тому самому, чью судьбу время от времени и правительство, и ру ководители государства обсуж дают с крайне озабоченным ви дом, после чего принимают оче редную «комплексную програм му». Ил-96-300 - «птичка» на за гляденье. Ею обязана гордиться (да и гордится!) авиастроитель ная отрасль России, в которой пока еще теплится жизнь. Чтобы окончательно убить производст во нашего лидирующего лайне ра, конкуренты должны были скомпрометировать его именно так, по-крупному, чтобы ни у ко го уже не возникало желания реабилитировать марку. Тут же возникли разговоры, что зря строили в Воронеже «Илы» сна чала для Ельцина, а потом для Путина, не стоит нам изобре тать велосипед и рисковать пре зидентом - пора-де, пересадить российского лидера на «Боинг». И что только бедные кубинцы (только что получившие из Во ронежа два лайнера для своих руководителей) могут кататься на столь опасных машинах... Надо ли говорить, что такие разговоры - манна небесная для американских и европей ских конкурентов «Ила»? А что все-таки случилось? Официаль но объявлено, что лайнер снаб жен некачественным блоком тормозной системы (комплекту ющее изделие литейно-механи ческого завода из подмосков ной Балашихи). Возникают сра зу вопросы: что, это такой изъ ян, что требуется столь ради кальное решение? И что дис кредитация флагмана нашей гражданской авиации - единст венный способ борьбы с нера дивым поставщиком? И что говорит статистика? Генеральный директор ВА СО Вячеслав Саликов, вернув шись из Москвы, вынужден был ежедневно объясняться на всех уровнях. Он втолковывал всем, что та же тормозная система имеет три уровня страховки безопасности, что огромное предприятие пользуется услуга ми более чем 1200 поставщи ков комплектующих изделий са молета и что требования ко всем им отныне будут резко по вышены - вплоть до отказа от их кооперационных услуг... - Произошедший случай явно недостоин столь навязчивого внимания. Это рядовая ситуа ция, ничего странного или пред намеренного в ней нет, есть лишь технические вопросы, ко торые непременно будут реше ны, - уверяет гендиректор. Но кто его слышит? Во всех газетах и с телеэкранов чинов ники произносят один и тот же текст: «Илы» от полетов отстра нить, единственно разумная ме ра, мы давно предупреждали... Можно было бы, конечно, вос хититься такой принципиально стью и стремлением защитить интересы пассажира. Но случай с Воронежским авиазаводом наводит и на размышления ино го порядка. Современным «Илам» (их кстати, произведено всего 16 штук) давно ставят подножку американцы. На ми-! ровом рынке авиапроизводите лей кипит жесточайшая конку рентная война. Ил-96-300 - ло бовой конкурент «Боинга», а также европейского «Эрбаса», Однажды американцы букваль но вынудили использовать на «Илах» их двигатели фирмы «Пратт энд Уитни», заставив при этом удлинить фюзеляж на два метра (идеальной формы фюзе ляж, признанный лучшим в ми ре) - дескать, шумят ваши перм ские моторы выше нормы. Годы ушли на согласования, заключе ния контрактов, проработку технических решений. Наконец, были собраны два лайнера... Где они? Ржавеют, словно за брошенные дорогущие игрушки, где-то в ангарах близ Москвы. Не пошли, темп российского производства в очередной раз был сбит - и надолго. Семь лет «Аэрофлот», нару шая правительственное реше ние, которое предписывает на шему флагману при покупке но вых машин соблюдать пропор ции в пользу отечественных про изводителей, тянул резину с за ключением контракта на строи тельство шести Ил-96-300, зато охотно приобретал чужую тех нику. Давно всем известно, что продажа очередного самолета американцами, европейцами сопровождается огромными де нежными «откатами». Стало быть, зачем авиаперевозчикам свои самолеты - без тугого ко шелька в «бардачке»? А потому к нашим машинам подчас предъявляют самые абсурдные требования. И скомпрометиро вать их готовы в любую минуту и по малейшему поводу. Сегодня специалисты, руко водители авиапрома обращают внимание на практически пол ное совпадение «тормозного скандала» и предшествующего ему всего несколькими днями наезда на лизинговую компа нию «Ильюшин Финанс», когда непонятный арест ее акций при вел к тому, что уже выделенные правительством РФ на возрож дение авиапрома шесть милли ардов рублей так и не поступи ли на счета самолетостроите лей - ни копейки! Вот и сегодня руководство «Аэрофлота» заявляет, что оно якобы уже в течение пяти лет предъявляло серьезные претен зии по качеству самолетов в ад Взлетает президентский «борт № 1». Что будет дальше с ним и с другими «Илами»? рес ВАСО (последний «Ил» главным авиаперевозчиком страны был куплен семь лет на зад). Фигурируют два с лишним десятка неполадок. Автору этих строк довелось отслеживать взаимоотношения «Аэрофлота» и завода весь названный пери од, и, поверьте, претензии сво дились в основном к комфорт ности салона, к установке спут никовых антенн, к возможности приема максимального числа телеканалов для пассажиров на борту. Они больше напоминали капризы. Наши авиастроители терпеливо дооснащали машину, хотя к безопасности полетов это, согласитесь, никакого отно шения не имело. И сегодня же глава Фе дерального агентства по про мышленности Борис Алешин охотно вторит вслед за пере возчиками: зафиксировано 19 отказов! Любопытно... Не столь давно мне довелось стоять ря дышком с г-ном Алешиным, когда он был в ранге вице-пре мьера правительства, в сбороч ном цехе ВАСО. Тогда он воз мущался внезапным отъездом (без согласования с вице-пре мьером), буквально демаршем руководителя «Аэрофлота», так и не подписавшим контракт на шесть «Илов». Алешин настаи вал на оформлении документа... Что же изменилось? Авиаперевозчик явно откре щивается от крупного заказа, хотя контракт все же пришлось подписать несколько месяцев назад. А дело в том, что в сен тябре состоится собрание акци онеров «Аэрофлота», где долж на быть утверждена названная сделка. Похоже, кому-то очень захотелось заранее вызвать у акционеров аллергию на Ил-96- 300. Правда, возведя обычные технические претензии в ранг пропагандистской акции, ее творцы, похоже, перестарались. Ряд акционеров компании-пере возчика возмутились по поводу раздутой шумихи и даже при грозили своим чиновникам, ви новным в «дискредитации само лета», что обратятся в этой свя зи в прокуратуру, в суд. Думается, они выиграют, ес ли пойдут на столь серьезный шаг. У них есть серьезные аргу менты. К сведению: пока «Илу» заламывают крылья, «Боинги» стали причиной гибели около трех тысяч пассажиров (только в минувшем августе их рухнуло два). Но никому в голову не приходит выносить поспешный приговор самолету. Может, по тому, что в США и Европе у чи новников совсем другие интере сы и задачи, чем у наших, с веч но бегающими глазами? Ил-96- 300 пока (тьфу, тьфу!) ни в чем не провинился перед пассажи рами. У воронежского лайнера репутация самого надежного самолета. И вот определенным конкурирующим кругам потре бовалось сразить его наповал в тот самый момент, когда он только-только начал расправ лять крылья. Анатолий СТАРУХИН. ВОРОНЕЖ. — — ИЗ ЖИЗНИ ПАМЯТНИКОВ ИВАНУ ГРОЗНОМУ, ЦАРЮ И ПЕРВОМУ ЧЕКИСТУ Памятник Ивану Грозному работы все того же вездесу щего Зураба Церетели поя вится в Ярославской области в городке Любим. За это ре шение проголосовали депута ты местного совета. Аргументы? Иван Грозный Любим основал, ездил сюда охотиться. Странно, что до сих пор его монументальная фигура не украшает площад ку рядом с районной админи страцией. С какой-то стати недалеко от органа власти стоит Михаил Лермонтов, но его, считают депутаты, лучше перетащить в сторону, к биб лиотеке. К тому же Зураб Це ретели, уже изваявший фигу ру Грозного, денег, как все гда, за установку не просит, обещает грозного царя горо ду просто подарить... Плодовитый скульптор, одарив своими творениями чуть ли не все континенты, до брался и до российской глу бинки. К 2010 году Церетели пообещал открыть в Ярослав ле филиал своей академии ху дожеств, а пока летом на на бережной Ярославля устано вил почему-то статую Святой Нино Капподокийской, покро вительницы Грузии. Очередной подарок в виде памятника Грозному не у всех вызвал радость. В адрес про курора, губернатора и феде рального инспектора напра вила письма Ярославская епархия, в котором дана, прямо скажем, нелестная ха рактеристика монарха. Духо венство полагает, что Ивану Грозному не место на пьеде стале. Крови попил неме рено. А тут еще в деревне с ласковым названием Кощее во (в том же Любимском рай оне) действует секта так на зываемых опричников Ивана Грозного «Опричное братст во», которые чтят его как игу мена и не признают Москов ский Патриархат... «Памятник приведет к дестабилизации обстановки в городе», - за ключают служители культа. Гу бернатор Анатолий Лисицын высказался более уклончиво: «У нас, слава Богу, есть люди, которые в большей степени заслуживают, чтобы их память увековечили». Да, умеет Зураб Констан тинович угадать с подарком! То Сталина навяжет, то Пет ра, которым впору младенцев пугать, то Колумба неприкаян ного, то вот Ивана Грозного... А может, его вместо Дзер жинского в Москве на Лубян ке водрузить? Как первого че киста, по-старому - опрични ка? Алексей БЕРДНИКОВ. Ярославская область. Ты почто боярыню обидел? ----------- ПРИМЕТА ВРЕМЕНИ = БЬЮТ НЕ ПО ТОРМОЗАМ, А ПО ФИЗИОНОМИИ ВБИТВЕПЕШЕХОДОВ ИВОДИТЕЛЕЙ ПОСЛЕДНИЕ ВЫИГРЫВАЮТСЯВНЫМПРЕИМУЩЕСТВОМ Недавно в Петербурге хоро нили очередную жертву крова вой разборки. Случай не гром кий, рядовой, не попавший в уголовную хронику. Можно сказать, бытовой... Зеленый «Хэндай» пустился в объезд огромной пробки прямо по пешеходной части. А там как раз шли двое друзей: Дима Матросов и Андрей Соболев. Чудом выскочив из-под колеса иномарки, они шарахнулись в разные стороны. Кто-то из ребят красноречиво покрутил пальцем у виска. Это сильно не понравилось водителю. «Вас что, б... , не на учили дорогу автомобилям усту пать?» Машина тормознула, и водила, выскочив наружу, с ходу ударил 21-летнего Диму - да так, что тот сразу потерял сознание. После этого «экипаж машины боевой» взялся за Ан тона. Водитель и его пассажи ры зверски колотили парня бейсбольными битами. По сло вам некоторых очевидцев (не пожелавших, впрочем, дать официальные показания), бандиты были вооружены еще и пистолетом. Впрочем, стрелять им не по надобилось. Антон умер еще до приезда «скорой». За пар ней, конечно же, никто не всту пился, хотя бойня шла на ожив ленной трассе. Прохожие даже не сразу позвонили врачам, хо тя мобильник нынче есть у каж дого. Даже привычные ко всему бойцы правопорядка возмути лись. «Нас неприятно удивила гражданская позиция людей. Мы даже не можем собрать очевидцев, чтобы найти приме ты убийц», - заявил начальник пресс-службы криминальной полиции Валерий Вехов. Сестра Антона, Лена, не просто потрясена случившимся - она уничтожена. «Страшно, что брата убили. Но еще страшней, что никого абсолютно не тронул тот факт, что у них на глазах убивали че ловека! Они не просто не вступались, они даже пожале ли несколько минут, чтобы дать свидетельские показания и по мочь милиции найти убийц. А ведь любой из них мог бы ока заться на месте Антона...» Антона похоронили через десять дней, завезя в родной дом, где собралась родня, од ноклассники, друзья по технику му. Убийц так и не нашли. Гово рят, у следователей нет ни од ной серьезной улики. Никто ни чего не запомнил... А что удивительного? Собственно-, ни кто даже не остановился. Два безжизненных тела лежат на тротуаре, а мимо авто продол жают мчаться по своим делам: по пешеходной части, по трам вайным путям... Как обычно, продираясь через эти злосчаст ные пробки. Это - обычная манера сего дняшней езды. Такое ощуще ние, что, поворачивая ключ в замке зажигания, человек запи рает в себе обыкновенные че ловеческие чувства: жалость, сочувствие, доброту, порядоч ность. Я лично видела, как под колесами оказался мальчонка. Его сбили на глазах у толпы, прямо на «зебре», при перехо де на зеленый свет. Побледнев ший водитель выскочил, стал названивать в «скорую». Но ос тальные участники движения так и мчались, даже не притормаживая, прямо по яр кой игрушке, которую пацан выронил... Теперь на этом проспекте едва не каждый фонарь укра шен табличками с маленькими венками. Если водители не реа гируют даже на светофор, то как они заметят «зебру»? Вгля дитесь в обладателей роскош ных авто. У одних физиономии потенциальных убийц, а другие - мальчики и девочки, паспорт, поди, еще не получили. Кто ж им права-то выдавал? А что ГАИ? Она, конечно же, не дремлет. Гаишников, на пример, можно часто встретить в кустах, на лучшей в Питере трассе «Скандинавия», ведущей в Финляндию. Они никогда не пропустят авто с грязными стек лами или треснутыми дворника ми. Они найдут причины при драться к автолюбителю, даже если он тащится со скоростью 40 километров в час. Об авто- шм. Русская рулетка? гражданке даже упоминать не будем - это повод для особого разговора и «решения проб лем» на месте. Зато инспектора днем с огнем не найти там, где он нужнее всего: на оживлен ных перекрестках в час пик. Ка кой тут для него заработок? А что власть? У нее своя жизнь и своя дорога. Членово- зы, мигалки, сирены. Собаки с воем прячутся под крыльцо, ок рестные жители жмутся к сте нам... Так к кому же апеллировать? Кого призывать к милосердию, к человеческому отношению друг к другу? Все больше машин, больше «лошадиных сил» под капотом. Некоторые считают это даже признаком прогресса и повышения народного благо состояния. Насчет благосостоя ния - трудно сказать. А вот мас совая озверелость - налицо. Рита ЖУКОВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ИЗ п о ч т ы «дв» БУБЛИК ОТКЛИКНУЛСЯ И предположить не смел, что на мой вопрос «Где ты, бублик?» («ДВ» от 05.04.2005) бублик отзо вется. Днями довелось побывать на московском хлебозаводе «Проле- тарец». Подвели к одной из печей, а там в жаркой истоме - дюжины три бубликов. Гэворят, пробная выпечка, но не последняя. Завод решил вернуть бублик на прила вок. Радует, что на «Пролетарце» такое теплое отношение к хлебной классике. Здесь пекут настоящий русский ржаной, ский». - А еще наши пекари готовы возродить бублик, присматри ваются к московской сайке, к городской булочке, - сказал мне гендиректор завода Владимир Макрушин. Теперь следующий вопрос: где и как торговать бубликом? Ведь он хорош свежим. В прежние времена лучшие булочные завозили бублики по три раза за день. А теперь и тех булоч- ных-то нет. Будь у московских хлебозаводов свой Дом хлеба, розничная сеть, там бы бублику самое место - рядом еще с 200 сортов всякой хлебной выпечки, что изо дня в день готовы по ставлять московские заводы. Константин БАРЫКИН. МОСКВА. «бородин- ОНИ - О НАС О ПАТРИОТИЧЕСКОМ КОЗЛЕ «Хандельсблат»: «Конечно же, «Патриот»! А как иначе должен называться автомо биль, который призван выта щить из кризиса потрепанный российский автопром и хоро шо продаваться на Западе? Итак, новый джип волжского автозавода УАЗ, принадле жащего российскому концер ну «Северсталь», называется «Патриот». Правда, предше ствующую модель, на кото рой в основном и сегодня ми лиция собирает на улицах трупы бомжей, в народе по чему-то называют «козлом». О БЛАГОДАРНОСТИ, НЕ ЗНАЮЩЕЙ ГРАНИЦ «Тагес Анцайгер»: «Офици ально обязательное образо вание в России все еще бес платно. Однако на деле ро дители стонут от огромных затрат, которые начинаются уже с детского сада. Ведь «подарком при поступлении» дело не ограничивается: что бы учителя хорошо обходи лись с ребенком и ставили приемлемые отметки, посто я н н о приходится «предлагать» то одно, то другое: на ремонт ^ школы, на школьные праздни- I ки. И не забудьте про подар ки учителям, которых совер- | шенно не избежать в такие . праздники, как Международ- I ный женский день или День ■ учителя. Некоторые педагоги I не стесняются составлять для | родителей целый список по- ■ желаний, что не в последнюю I очередь объясняется их скуд- * ными зарплатами, позволяю- | щими еле-еле сводить концы с - концами. Кстати, директора | детских садов и школ вовсе я не все «поборы» кладут в I собственный карман, по- ■ скольку средства, выделяемые ■ государством детским учреж- I дениям, слишком малы». О ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ ВАЛЕНСЫ «Таймс»: «Лех Валенса спу- ■ стился с баррикад и обратил- I ся к Западу с предостереже нием: «Опасайтесь России!» | Речь Валенсы збучала на не- . обычайно тревожной ноте. | Он сказал, что чрезмерно ам- ■ бициозный Запад, стремясь ■ установить на границах Рос- I сии демократическое правле- ■ ние, будь то Белоруссия, Мол- | давия или Средняя Азия, не должен провоцировать рус- | ского медведя».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz