Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
3 сентября 2005 г., № 172 (22550) ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ ЛИПЕЦКАЯ газета ПРОГРАММА развития ииспользования научно-технического иинновационного потенциала Липецкой области на2005-2010 годы Приложение к постановлению Липецкого областного Совета депутатов № 928-пс от25.08.2005 г. Паспорт Программы развития и использования научно- технического и инновационного потенциала Липецкой области на 2005—2010 годы . Наименование Программы Государственный заказчик Программы____________ Основной разработчик Программы Основание для разработки Программы Цель Программы Задачи Программы Сроки реализации Программы 2005—2010 годы 2005— 2007 годы — 1-й этап 2008— 2010 годы — 2-й этап Объёмы и источники финансирования Программы Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Исполнители Программы Контроль за выполнением Программы Программа развития и использования научно-технического и инновационного потенциала Липецкой области на 2005— 2010 годы (далее — Программа) Администрация Липецкой области Липецкий государственный технический университет Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» N8 127-ФЗ от 23,08.1996 г. Распоряжение Правительства РФ от 11 декабря 2002 года N8 17-64Р «Основные направления государственной инвестиционной политики РФ в сфере науки и технологий». Решение Правительства Российской Федерации от 22 января 2004 г, по вопросу «О стимулировании инновационной деятельности и внедрении в производство наукоемких технологий». Закон Липецкой области от 14.06.2001 N 8144 -03 «О промышленной политике в Липецкой области». Интенсификация экономического развития Липецкой области на основе использования ее промышленного, научно-технологического и инновационного потенциала путем перевода экономики области на инновационный путь развития, который определяется внедрением научных результатов, изобретений, высокоэффективных рационализаторских предложений в производство, созданием условий для решения социальных и экономических проблем области, повышения качества жизни населения. 1) формирование инновационной инфраструктуры области;- 2) создание условий для эффективного использования имеющегося научно-технического и инновационного потенциала, стимулирования инновационной активности работников предприятий всех видов деятельности; 3) создание условий для скорейшего внедрения изобретений и рационализаторских предложений в хозяйственный оборот с целью повышения производительности и конкурентоспособности выпускаемой продукции; 4) увеличение числа предприятий, использующих инновации; 5) увеличение объёма инновационной продукции, производимой предприятиями области, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках, разработка новых технологий, повышение технического уровня производства; потенциала для решения наиболее актуальных задач промышленного комплекса области; 7) совершенствование системы привлечения инвестиций для и частного (в том числе иностранного) капитала; 8) содействие предприятиям в присвоении международных сертификатов качества инновационной продукции; 9) организация подготовки кадров по коммерциализации научных разработок; 10) создание дополнительных рабочих мест; 11) проведение постоянного мониторинга развития инновационного сектора экономики. Объемы финансирования мероприятий Программы из средств областного бюджета: 1 этап 2005 г. — 11,5 млн. руб. 2006 г. — 140,31 млн. руб. (по прогнозу) 2007 г. — 139,71 млн. руб. (по прогнозу) 2 этап 2008— 2010 гг. выполнение основных организационных мероприятий (за ежегодно. Источником финансирования являются средства областного бюджета и внебюджетных средств. Объёмы расходов на финансирование Программы уточняются ежегодно при формировании областного бюджета.________________________ Реализация 1 этапа Программы в течение 2005—2007 годов позволит: — активизировать научно-технический и инновационный потенциал области; — создать инфраструктурное обеспечение инновационной деятельности, включая не менее двух инновационных бизнес-инкубаторов, техноцентр и инновационно-технологический центр; — за счёт увеличения доли инновационной продукции обеспечить прирост объёма промышленного производства области до 10-15% в год; — создать не менее 30 новых малых инновационных предприятий и не менее 1000 новых рабочих мест._________ Реализация 2 этапа Программы в течение 2008—2010 годов позволит: — создать сеть новых малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность на территории области; — на постоянной основе осуществлять меры экономической поддержки предприятий разной формы собственности, осуществляющих инновационную деятельность; совершенствовать систему информационно-аналитического обеспечения инновационной деятельности, сформировать и постоянно обновлять базу данных инновационных разработок, выполненных в области, в стране и за рубежом и представляющих интерес для предприятий области; — обеспечить мониторинг результатов реализации Программы; — отладить функционирование системы экономических, правовых и организационных мер государственной поддержки инновационной деятельности, при необходимости вносить в нее коррективы; — на основании анализа результатов функционирования созданной системы управления инновационной деятельностью разрабатывать и реализовывать предложения по ее дальнейшему совершенствованию; создать учебно-научно-инновационный комплекс; — успешно реализовать не менее пятидесяти инновационных проектов на предприятиях области; создать не менее 50 новых малых инновационных предприятий и не менее 1200 новых рабочих мест.____________ Управление промышленности администрации области, департамент образования и науки администрации области, комитет по развитию малого бизнеса администрации области, организации научно-образовательного и информационного комплексов Липецкой области (по согласованию), промышленные предприятия, в том числе предприятия малого бизнеса (по согласованию), администрация г. Липецка (по согласованию). Ежегодное рассмотрение выполнения Программы на Президиуме Совета администрации области, представление информации о выполнении Программы в областной Совет 1 раз в полугодие. Постановление тридцать четвертой сессии Липецкого областного Совета депутатов третьего созыва N3 928-пс от25.08.2005 г. О Программеразвитияииспользования научно-техническогоиинновационногопотенциала Липецкойобластина2005-2010 годы Рассмотрев представленный главой ад министрации области проект программы развития и использования научно -техни ческого и инновационного потенциала Л и пецкой области на 2005—2010 годы, руко водствуясь пунктом 3 статьи 30 Устава Л и пецкой области Российской Федерации и учитывая решение комитета по э кономи ке, областной Совет депутатов постанов ляет: 1, Утвердить Программу развития и использования научно-технического и ин новационного потенциала Липецкой обла сти на 2005—2010 годы (прилагается). 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опублико вания. Председатель областного Совета депутатов А. САВЕНКОВ Введение Программа развития и использования научно-технического и инновационного потенциала области на 2005—2010 гг. направлена на переориентацию экономики Липецкой области на инновационный путь развития, повышение конкурентоспособности товаропроизводителей об ласти, обеспечение инвестиционной привлекательности региона. Переход к инновационному развитию страны определен основной целью государственной политики в области развития науки и технологий. Реализация Программы приведёт к диверсификации производства на территории Липец кой области с увеличением доли высокотехнологичной продукции в валовом региональном продукте, создаёт более широкие возможности для внедрения изобретений, высокоэффектив ных рационализаторских предложений, патентования, лицензирования новой техники, стимули рования её создателей. Основу приоритетных разработок и технологий должны составлять способные к правовой охране результаты интеллектуальной деятельности. Именно объекты интеллектуальной собственности могут обеспечить разработку продукции высокого качества с лучшими техническими и потребительскими характеристиками с высокой экономической эф фективностью и конкурентоспособностью. В Программе учтены приоритетные направления развития науки, техники и технологий Рос сийской Федерации, а также специфика и задачи развития отраслевой структуры экономики Липецкой области. 1. Содержание проблемы и необходимость её решения программными методами Стратегия современного развития общества определяется построением экономики иннова ционного типа. Одной из главных задач общества и государства является наращивание произ- — проведение тематических семинаров, конференций, деловых встреч и т.д. 6 , Порядок осуществления мониторинга реализации Программы „ Исполнителями Программы являются управление промышленности администрации Липец кой области, департамент образования и науки администрации Липецкой области, комитет по развитию малого бизнеса администрации области совместно с организациями научно-образо вательного и информационного комплексов Липецкой области, промышленными предприятия ми, в том числе предприятиями малого бизнеса, администрацией г. Липецка. Управление промышленности администрации Липецкой области осуществляет админист ративное руководство ходом реализации Программы: — организует проведение конкурсного отбора исполнителей работ по выполнению меро приятии Программы; — осуществляет координацию работ по выполнению мероприятий Программы; — организует выполнение плановых мероприятий, проведение тематических семинаров, конференции, деловых встреч и т.д.; — проводит мониторинг реализации Программы; — осуществляет корректировку перечня программных мероприятий и сроков их реализа- 7 . Система организационных мероприятий В Программе предусматривается реализация мероприятий, направленных на повышение инновационной активности ученых, а также инженерно-технических работников, изобретателей и рационализаторов области, развитие инновационной инфраструктуры и поддержку инноваци онных проектов. Основные организационные мероприятия Программы приведены в таблице. Основные организационные мероприятия по развитию инновационной инфраструктуры и поддержке инновационных проектов водительности в инновационной сфере. Экономика все больше ориентируется на инновации и формирует такую систему взаимоотношений между наукой, промышленностью и обществом, при которой инновации служат основой развития промышленности и общества, а те, в свою очередь, стимулируют развитие инновационной и научной деятельности. Программа актуальна особенно в период подготовки России к вступлению во всемирную торговую организацию (ВТО). Совершенствование механизмов государственного содействия в реализации инновацион ных проектов позволит; — осуществить перевод экономики на инновационный путь развития; — широко использовать передовые производственные технологии; — обеспечить участие малых высокотехнологичных предприятий в федеральных, регио нальных, межведомственных и отраслевых программах для реализации различных инновацион ных проектов; — повысить привлекательность предпринимательской деятельности в области инновацион ного предпринимательства путём широкой пропаганды успехов и опыта работы в средствах массовой информации, включая сети Интернет, формирование инновационной культуры насе- лвния; — добиться повышения эффективности производства и конкурентоспособности продукции и услуг. Переход к инновационному развитию страны определен основной целью государственной политики в области развития науки и технологий. Анализ тенденций развития науки и технологий показывает, что перевод экономики на ин новационный путь развития возможен лишь при условии комплексного реформирования науч но-технической сферы от фундаментальных исследований до производства наукоемкой про дукции и выхода с ней на мировой рынок. Весь процесс такого реформирования условно можно разбить на три основных элемента: — организация научных исследований, позволяющих обеспечить сохранение и расширение областей, в которых российская наука занимает лидирующие позиции в мире; — создание инновационной системы, включая инновационную инфраструктуру, обеспечива ющую эффективную коммерциализацию знаний; — модернизация промышленности на основе инноваций. Использование инноваций является условием создания качественно новой конкурентоспо собной продукции с высокой долей добавленной стоимости и тем самым служит источником устойчивых темпов экономического роста. При этом значительная доля работы по стимулиро ванию инновационной деятельности должна и может осуществляться на областном уровне, располагающем наиболее полной информацией о состоянии предприятий и организации обла сти. В Липецкой области 10% промышленных предприятий производят 90% общего объема выпускаемой продукции, а 615 предприятий (90%) производят только 10% от общего объема выпускаемой промышленной продукции. Инновационно-активными являются около 6% про мышленных предприятий, что на 4% ниже, чем в среднем по России (10%). В то же время научно-технический, интеллектуальный и производственный потенциал, на копленный в Липецкой области, позволяет разрабатывать широкий спектр инновационных и инвестиционных проектов, осуществлять технологические разработки, конкурентоспособные на мировом рынке. В Липецкой области разработана основная нормативная база инвестицион ной деятельности. Приняты законы о поддержке инвестиционной деятельности на территории Липецкой области, о предоставлении государственных гарантий, о залоговом фонде. В настоящее время основными целями инновационной.политики области являются:____ , — переход к инновационному пути развития промышленности области; — создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности; 8К!.8 — принятие нормативно-правовых актов, создающих благоприятные экономические и орга низационные условия для развития инновационной деятельности; — создание промышленных зон технологического развития; — создание системы государственной поддержки инновационного бизнеса; — эффективное использование научного и научно-образовательного, научно-производствен ного комплексов для социально-экономического развития, повышения жизненного уровня на селения области. Для повышения инновационной активности ученых области необходимо наладить более тесное взаимодействие с российскими и зарубежными фондами, принимать более активное участие в конкурсах грантов и программ различных уровней. Одним из приоритетных направлении данной Программы является создание условий для широкого внедрения инновационных разработок и технологий на предприятиях малого и сред него бизнеса. Необходимо создать инфраструктурное обеспечение инновационной деятельности, вклю чая инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы. В качестве пилотного проекта целесообразно создать региональный инновационно-техно логический центр по оказанию услуг в сфере инноваций и технологий предприятиям малого и среднего бизнеса. Центр, накопив необходимый опыт, будет работать в областях, являющихся стратегическими с точки зрения экономического и промышленного развития, а именно: — научно-исследовательские разработки в промышленности, сфере инноваций и передачи технологий; услуги НИ и ОКР, проектирование и инженерный консалтинг; — сертификация продукции, определение соответствия продукции директивам ЕС по каче ству, подготовка предприятий к сертификации по стандартам 150 9000; — лабораторные испытания продукции; — подготовка персонала. 2 . Сроки и этапы реализации Программы Реализация Программы рассчитана на период 2005—2010 годы: первый этап — 2005—2007 гг.; второй этап — 2008—2010 гг. Программа направлена на поэтапное формирование эффективной модели государственной поддержки инновационной деятельности на территории Липецкой области, в соответствии с поэтапным развитием национальной инновационной системы. Этапы реализации Программы связаны с существующими тенденциями и динамикой эко номических преобразований и учитывают необходимость последовательной реализации про граммных мероприятий, направленных на развитие инновационной деятельности. 3 . Кадровое обеспечение инновационной деятельности Переход на инновационный путь развития промышленности области потребует формирова ния качественно нового кадрового состава специалистов, обеспечивающих инновационную ак тивность промышленного комплекса, на основе внедрения многоуровневой системы подготов ки, переподготовки и повышения квалификации ведущих специалистов промышленных пред приятий в сфере инноваций и промышленных технологий. В подготовке кадров для данной Программы важную роль будут играть: Президентская программа подготовки управленческих кадров, Программа развития системы подготовки кад ров Аля предприятий промышленности Липецкой области на 2005—2010 гг. В вузах области необходимо осуществить открытие новых специальностей. В Липецком государственном тех ническом университете, начиная с 2005 года, осуществляется подготовка инженеров по специ альности «Управление качеством», организованы курсы повышения квалификации по основным образовательным программам данной специальности. В области кадрового обеспечения инновационной деятельности приоритетным является: — создание рынка труда в области инновационной деятельности; — развитие многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалифика ции специалистов для инновационной деятельности в производственно-технологической и на учной областях, включая: а) финансирование за счет средств бюджетов различных уровней подготовки специалистов высшего и среднего профессионального образования, кадров высшей квалификации для инно вационной деятельности; б) создание системы единого научно-методического и учебно-методического обеспечения подготовки кадров для инновационной деятельности, включая научных работников и препода вателей в сфере инновационной деятельности; в) обеспечение систематического обучения и повышения квалификации в сфере интеллек туальной собственности сотрудников региональных органов власти и участников инновацион ной деятельности. 4 . Ресурсное обеспечение Программы Для успешной реализации Программы важное значение имеют следующие нефинансовые формы государственной поддержки инновационной деятельности: — информационное обеспечение участников инновационной деятельности; — представление интересов предприятий Липецкой области на выставках, конференциях; — деятельность по координации взаимодействия учёных, изобретателей, рационализато ров с производственниками; — участие в формировании крупных инновационных проектов и содействие в их инвестиро вании; — содействие в создании специализированных фондов для поддержки инновационной де ятельности, включая венчурные фонды. Реализация основных мероприятий Программы потребует следующих объемов финанси рования из средств областного бюджета: 1 этап . 2005 г. — 11,5 млн. руб. 2006 г. — 140,31 млн. руб. (по прогнозу) 2007 г. — 139,71 млн. руб. (по прогнозу) 2 этап 2008 -2010 гг. выполнение основных организационных мероприятий (за исключением п.15, п. 16) по про гнозу составит — 1,71 млн. руб. ежегодно. Объемы финансирования мероприятий Программы из средств областного бюджета еже годно уточняются при формировании бюджетов. 5. Информационное обеспечение Программы Формирование конкурентоспособной экономики напрямую связано с развитием информа ционной инфраструктуры, которая способна обеспечивать решение маркетинговых и управлен ческих задач предпринимательства. Одновременно она становится не только отображением существующих принципов управления, но и проводником новых бизнес-идей, позволяющих изменить картину конкурентной среды. В рамках данной Программы проблема информационного обеспечения сводится к реше нию следующих задач: — формирование системы мониторинга инновационной деятельности в области, прежде всего в отрасли «машиностроение и металлообработка»; — статистические и аналитические исследования инновационной среды для обеспечения выработки и принятия решений; — создание информационных банков данных по основным составляющим инновационного процесса (научно-технические разработки, проекты, кадры, продукция, ресурсы, конъюнктура рынков и т.д.); — составление регионального реестра научно-технических разработок; — информационное обеспечение руководителей, специалистов предприятий правилами де ятельности в условиях ВТО, прежде всего в подготовительный период предприятий для их вхождения в ВТО; — информационное взаимодействие участников Программы, в том числе через глобальную сеть Интернет; — рекламно-презентационная деятельность; — мультимедийная постоянно действующая выставка инновационной продукции; N9 п/п Наименование мероприятий Исполнители Ожидаемые результаты Срок выполнения, год Средства областного бюджета, тыс. ОУб. 1 2 3 4 5 е 1 Определение приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Липецкой области для внедрения ё промышленность____ Департамент образования и науки; управление промышленности Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники 4 квартал 2005 г. 100 2 Определение критических технологий для внедрения в промышленность Липецкой области ..... Департамент образования и науки; управление промышленности Перечень критических технологий 4 квартал 2005 г, 100 3 Создание и обновление базы данных перспективных инновационных разработок(на ко н к у р с н о й основе} Управление промышленности; комитет по развитию малого бизнеса; департамент образования и науки Информацион ная поддержка реализации мероприятий Программы 2006 . 2007—2010 400 100 4 Продвижение инновационных разработок на рынок путем консалтинговой и маркетинговой деятельности(на конкурсной 0СН0ВЭ) Управление промышленности; управление инвестиций и международных связей; комитет по развитию малого бизнеса Оказание помощи в продвижении инновационных разработок на эынок 2006 2007—2010 300 100 в год ежегодно 5 Проведение мониторинга инновационной деятельности в Липецкой области (на [К о н к у р с н о й основе) Управление промышленности; управление инвестиций и международных связей; департамент образования и науки; комитет по развитию малого бизнеса Уточнение и корректировка Программы 2005—2010 100 в год ежегодно 6 Подготовка и проведение семинаров, по вопросам, способствующим повышению инновационной активности предприятий, 2 раза в ЯШ___________________ Управление промышленности; департамент образования и науки; управление экономики; комитет по развитию малого бизнеса Повышение квалификации /юполнителей Программы 2005—2010 40 в год ежегодно 7 Организация и обновление постоянно действующей виртуальной выставки научно-технических разработок и инновационных проектов предприятий области «Инновации XXI века» (на Управление промышленности; департамент образования и науки Продвижение инновационной продукции на рынок, привлечение инвестиций 2006 2007—2010 200 100 в год ежегодно 8 Создание и обновление базьТ--Н' данных электронной библиотеки диссертаций по техническим наукам (на конкурсной основе} Департамент образования и науки Информацион ное обеспечение 2005 2006—2010 160 20 в год ежегодно 9 Организация выпуска информационного сборника «Липецкий промышленник» (на к о н к у р с н о й основе) Управление промышленности Информацион ное обеспечение 2006—2010 150 в год ежегодно 10 Проведение областного конкурса «Инженер года» Управление промышленности Выявление лучших инновационных проектов 2005—2010 400 в год ежегодно 11 Проведение областного конкурса «Лучший изобретатель года» Управление промышленности Выявление лучших инновационных проектов 2006—2010 100 в год ежегодно 12 Организация творческого содружества между учёными, изобретателями Липецкой и других областей____________ Управление промышленности Обмен опытом 2005—2010 100 в год ежегодно 13 Проведение ежегодных районнь^ городских и областной конференций изобретателей и рационализаторов с изданием бюллетеня «Изобретатель и рационализатор Липецкой области» Управление промышленности, с участием союза инженеров Липецкой области Обмен опытом, выявление лучших инновационных разработок 2005—2010 500 в год ежегодно 14 Предоставление субсидий на создание и развитие технопарков, бизнес-инкубаторов и прочих объектов инновационной инфраструктуры (на основании проведенных конкурсных отборов) Управление промышленности; комитет по развитию малого бизнеса; департамент образования и науки Увеличение количества инновационно активных малых предприятий 2006 2007 5000 16000 15 Оказание государственной поддержки в виде субсидий на покупку оборудования и приборной базы, проведение научно-исследова тельских и опытно-конструкторских разработок, софинансирование проектов, победивших в конкурсах, проводимых государственными фондами (на основании конкурсных отборов инвестиционных проектов, реализуемых в научно-технической и инновационной сферах) Управление промышленности; комитет по развитию малого бизнеса Привлечение инвестиций для инновационной деятельности, обеспечение доступа к кредитным ресурсам 2006—2010 100000 в год (данная сумма требует ежегодного уточнения) 16 Создание регионального инновационно-техно логического центра (на конкурсной основе) Управление промышленности Продвижение инновационной продукции на рынок 2005 2006 2007 2008 2009 2010 10000 33000 22000 15000 10000 5000 8 . Оценка ожидаемых результатов реализации Программы Программа направлена на создание благоприятных организационных, экономических и иных условий для развития инновационной деятельности в промышленном комплексе, сфере сред него и малого бизнеса Липецкой области. В результате реализации Программы будут достигнуты следующие положительные резуль таты: — создано инфраструктурное обеспечение инновационной деятельности; — разработаны механизмы реализации мер экономической поддержки инновационной де ятельности на предприятиях разной формы собственности, стимулирования межрегионального и международного сотрудничества в инновационной сфере и привлечения инвестиций в инно вационные проекты; — создана система информационно-аналитического обеспечения, маркетинговой и консал тинговой поддержки инновационной деятельности, сформирована и постоянно обновляемая база данных инновационных разработок; — создана сеть новых малых предприятий, осуществляющих инновационную деятельность на территории области; — успешно реализовать не менее пятидесяти инновационных проектов на предприятиях области- — обеспечен мониторинг результатов реализации Программы. Предполагаемые результаты^реализации Программы. На первом этапе в 2 0 0 5—2 0 0 7 гг.: — активизация научно-технического и инновационного потенциала области; — создание инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности, включая не ме нее двух инновационных бизнес-инкубаторов, техноцентра и инновационно-технологического центра; — обеспечение за счёт увеличения доли инновационной продукции прироста объёма про мышленного производства области до 10-15% в год; — создание не менее 30 новых малых инновационных предприятий и не менее 1000 новых рабочих мест. На втором этапе в 2 0 0 8—2 0 1 0 гг.: — создание учебно-научно-инновационного комплекса; — реализация не менее пятидесяти инновационных проектов на предприятиях области; — создание не менее 50 новых малых инновационных предприятии и не менее 1200 новых рабочих мест.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz