Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
1 СЕНТЯБРЯ 2005 ЧЕТВЕРГ № 34 (230) СО Ю 3 Беларусь—Россия Павел Бородин: Союзное государство обладает мощнейшим потенциалом развития! МиГ, которого не ждали Окончание. Началонастр. I Действительно , МиГ-29БМ , который прилетел на салон сра зу после завершения своего бое во го дежурства , привлек внима ние ка к дотошных специалистов, та к и простых посетителей МАКСа . О том, что конструкция МиГ -29 содержит о гром ны й мо- дернизационный потенциал , и з вестно было давно , но на сущ е ственное обновление этой моде ли хронически не хватало денег. Именно поэтому даже на родине истребителей, в РСК «МиГ», мо дернизированные варианты этих машин существуют лишь в опыт ных единичных экземплярах. В Беларуси же день ги на шлись , и на базе 558 -го авиаре монтного завода, расположенно го в Барановичах , силами бело русских и российских инженеров началось переоснащение строе вых истребителей в вариант МиГ-29БМ . Работы пошли столь успешно , что это вы звало даже зави сть в М оскве , дело едва не дошло до конф ли кта . Однако в ито ге восторжествовало бла го разумие, и специалисты Россий ской самолетостроительной кор порации «МиГ» признали, что бе лорусский проект полностью от вечает всем требованиям , кото рые предъявляют при модерни зации ра зработчики самолетов. И то, что М иГ-29БМ стоял на М АКСе -2005 в общем строю «ми говских» машин , го вори т о многом. З аместитель главно го инже нера Р е спубли кан ско го уни тар но го производ ственно го пред приятия «558-й авиационный ре монтный завод» Александр ВО РОБЕЙ, который не отходил от свое го детища , светился радо стью . Еще бы! Истребитель б у к вально атаковали деле гации из тех стран , где на вооружении традиционно стоят еще сове т с кие МиГи. Вызывал он чувство доброй зави сти и у ро ссийски х боевых летчиков. Новый старый МиГ -29 стараниями мастеров приобрел совершенно новый об л и к боевого самолета XXI века. Недалеко от МиГ-29БМ стоял ф ранцузский истребитель «Ми раж -2000» , и было хорошо вид но, что белорусская система до заправки выполнена более изящно, чем французская. К слову, не только боевыми доспехами гремел МАКС -2005 , были на нем представлены и со вершенно мирные проекты . Так, меж государственная ф инансо во-промышленная группа «Аэро космическое оборудование» де монстрировала новейшие эл е к тронные системы , создаваемые в рам ках про граммы развития дизел ьно го автомобилестрое ния. Генеральный директор МФПГ Валерий КИСЕЛЕВИЧ та к оце нил белорусскую экспозицию : — Для автомобильного транс порта мы предлагаем самые со вершенные электронные систе мы, которые ранее в отечествен ном автомобилестроении вооб ще не применялись . Однако без та ких систем дороги вперед нет, и я с удовольствием констати рую, что мы идем в русле миро во го про гресса . Привлекатель ной стороной наших изделий яв ляется их относительно низкая стоимость и то, что выпускаются они на предприятиях аэрокосми ческого комплекса, на самом со временном техноло гическом оборудовании . В совместном проекте участвуют такие автомо бильные ги ган ты , к а к КамАЗ , Уральский автомобильный з а вод, Ярославский автодизель , МАЗ , М инский моторный завод . К 2008 году все автомобили , ос нащенные нашей электроникой , будут полностью соо тве тство вать стандартам Евро-3 и Евро- 4, д оро га в Европу для россий с ких и белорусских автомашин не закроется ... И у льготы есть цена э н е р ге т и ка Дмитрий Фокин М И Н С К — М О С КВ А ПО СЛОВАМ перво го вице -пре мьера белорусско го правитель ства Владимира СЕМАШ КО , «в ходе переговоров в середине ав гус та с Россией неоднократно отмечалось, что объем поставок и цена ро ссийско го га за для Бе ларуси остаются на уровне 2005 года. Россия поставит в Бела русь 19,1 миллиарда кубометров газа по цене 46,68 доллара за од ну ты сячу кубометров , а та кж е при технической возм ожности тран зи тны х путей в республи ку будут поставляться дополни тельно 1,4 миллиарда кубом ет ров газа». Столь беспрецедентная цено вая льгота для Беларуси обусло влена трудностями в создании международного газотранзитно го консорциума (об этом сооб щал «СОЮЗ»). Через У краину пока экспортируется около поло вины россий с ко го г а з а ,п о с т а в ляемого в европейское зарубе жье . В нынешних условиях рос сийской стороне приходится д и версиф ицировать маршруты этих по ставо к и, в частности , увеличивать их через Беларусь. Тем более что белорусские газо транзитны е тарифы — мини мальные в экс-СССР. Окончание. Началона стр. I — А какие факты об этом прямо свидетельствуют? — П ожалуйста , вот вам оче видные факты , которые, кстати , я уже неоднократно приводил , и н и к то их не может о п р о в е р г нуть : топли вно -эн ер ге ти чес кий ком п л е кс Беларуси и России ин те гри ро ван на 95 процентов , м аш и нос троительны й — на 85, сельскохозяйственный — на 65, строи тел ьная индустрия — на 80 процентов . У России и Бела руси общ ая Государственная граница , самы й больш ой в з а имный то ва рооборо т на всем по с тсо ве тс ком прос тран с тве . А к тивн о развиваются военное и во е н н о -те хн иче с кое со тр уд ни чество , в заим о д е й с т ви е ФС Б России и К ГБ Беларуси , т ам о ж енны х и по гр ан и ч ны х сл ужб наш и х государств . В пр о и зво д ственной и научно -технической области разрабатываю тся и у с пеш но реализую тся нес кол ь ко д е ся т ко в со вм е с тны х р о с с и й с ко -б е л о р у с с ки х про грамм . Причем приоритет отдан ра зви тию со врем енны х н а у ко ем ки х те хнол о гий . Так , совм е с тным и усилиям и р о с с и й с ки х и бел о р усс ки х специалистов ра звива ю тся со врем енн ое ди зел ьное а в том об иле с троение , ка р ь е р ный тран спор т , со здается эле ментная ба за для эл е ктрони ки , м ощ ны х о те че с тве нны х с у п е р ком пью теро в , ра звиваю тся л а зерны е те хнол о гии в медицине и дру гих сферах. В а грарно -про мыш ленном ком пл е ксе р еш а ются задачи со зд ания машин для возделывания и переработ ки льна, картофеля, вы пуска ка ч е с твенны х молочны х п р о д у к тов . Больш ое значение имеет про грамм а развития самолето строения. — Какие из союзных программ, с вашей точки зрения, наиболее ус пешны и перспективны? — В качестве одно го и з при меров эф ф е ктивнос ти наш е го пар тнерства в области вы со ких технологий можно привести соз дание мощного суперкомпью те ра «СКИФ». Он включен в миро вой рей тин г самы х вы со копро изводи тельны х компью терны х систем . До настоящего времени лиш ь немногие страны мира об ладали собственными суперком пью терными техноло гиями . И вот теперь в их число вошло Со ю зное государство . С о здание «С КИФ К -500» повыш ает м еж дународный пре с тиж России и Беларуси , способствуе т ин тен сивном у развитию промыш лен ности , науки и обороноспособ ности за счет удовлетворения потребности в суперкомпью тер ных технологиях . В дальнейших планах — привлечь к этой про грамм е др у гие страны СНГ, ин те гр и р о ва в имеющ иеся нара б о т ки и опыт. М о гу с ка за ть , что п р о е к т новой научно -техниче с ко й про граммы («Р а звитие и внедрение в странах — участни цах С ою зно го государства нау коем ки х вычислительных техно логий на базе мультипроцессор ных вычислительны х систем» ), продолжающ ей про грамм у «С КИФ » , уже одобрен прави тельствами России и Беларуси и будет вынесен на рассмотрение Совета Министров Союзного го сударства. — Читатели нашей газеты знают, что Россия и Беларусь активно сот рудничают в области освоения кос моса. Что нового в этом направле нии совместной работы? — С о верш енно верно , еще одним перспективным союзным пр о е к том является недавно одобренная сою зная пр о гр ам ма «Ко см ос С ою зно го го суд ар ства» (официально она называ ется «Разработка и использова ние п е р спе кт и вны х к о см и ч е с ки х средств и технологий в ин тересах э кономическо го и науч н о -те хн и ч е с ко го ра зви тия С о ю зн о го го суд ар с тв а » ) . П ро грамма разработана совместно Российским авиационно -косми ч е с ким а ге н тс тв ом и Н ацио нальной а ка д ем ией н а у к Бела руси и р а ссчи тана на 2004— 2007 годы . Это уж е вторая ко с м и че с кая сою зная про грамма . Первая пр о грам м а «Р а зр а бо т ка и и сп ол ь зо вание к о см и ч е с ки х средств и технологий полу чения , обр а бо т ки и о то бр аж е ния ко см и чес кой информации» успешно выполнена. О сновная цель космической про граммы — создание ко н к у рентоспособны х ко смических средств и техноло гий на основе эффективной интеграции ракет но -ко см иче с ки х отраслей Рос сии и Беларуси . П одчеркну , что совместная российско -белорус ская работа в области освоения космоса не начинается с «чисто го листа» . Ф а к ти ч е с ки и в этой области происходит восстанов ление прежних интеграционных связей . В частности , белорус ское предприятие «Пеленг» ни когда не прерывало своих поста во к на Байконур техни ки , пред назначенной для обеспечения за п у с ка различны х ракет -носи телей и разгонных блоков. В ходе выполнения про граммы «Кос мос» будет создаваться единая система обеспечения космиче ской информацией всех потреби телей Сою зно го государства . Для э то го российскими и бело русскими учеными разрабатыва ется более 20 новых образцов техни ки косм и чес ко го назначе ния. С каж у также , что уже через полгода с космодрома Байконур с помощ ью российской конвер сионной ракеты -носителя «Днепр» может быть запущ ен в космос первый белорусский спутник «БелКА» . — Очевидно, что на экономическом форуме будут демонстрироваться результаты союзных программ. Что еще будет на форуме? — Да , на экономическом ф о руме и в рам ках Национальной выставки России в Минске будут представлены конкретные ре зультаты эффективной совмест ной деятельности . Кром е пре зентации результатов совмест ных про грамм , состоятся дело вые встречи , пройдут «круглые столы», симпозиумы , семинары по вопросам экономической ин теграции , в которых примут уча стие руководители белорусских и российских регионов, крупные хозяйственники , известные уче ные. — Успехи в экономическом взаимо действии наших братских госу дарств бесспорны, не видеть их мо жет только очень предвзятый и не гативно настроенный по отношению к союзному строительству наблю датель. А вот как обстоят дела с ин теграцией в политической сфере? — Напомню , что на апрель ском заседании Высшего Госу дарственно го Совета Сою зного государства президентами на ших стран было жестко сказано , что сою зное строительство не сводится лиш ь к экономической интеграции, что необходимо пос ледовательно решать и полити ческие задачи. Это прежде всего принятие Конституционного акта Союзного государства, создание полноценных ор ганов законода тельной, исполнительной и конт рольной власти , делегирование полномочий государств — участ ни ков Сою зного государства со юзным с труктурам . Это та кж е унификация нормативно -право вых а кто в и ф ормирование еди но го правово го пространства , обеспечение равных прав граж дан Беларуси и России ка к граж дан Единого Сою зно го государ ства. Обо всем этом откровенно говорили президенты России и Беларуси Владимир Путин и Александр Л у каш е н ко на своих встречах в этом году. — Кстати, есть ли, ка к говорится, подвижки в области обеспечения равных прав граждан? — Завершается работа над проектами четырех социально значимых соглашений: о порядке ока зания медицинской помощи, о сотрудничестве в области пен сионного обеспечения, о принци пах налогообложения доходов граждан, а также о свободе пере движения и выбора места прожи вания. Ш есто го сентября в Мин ске на заседании Совета М ини стров Сою зного государства эти соглашения должны быть подпи саны главами белорусско го и российского правительств. — Помимо социальной значимости, эти соглашения ведь имеют и эко номическое измерение... — Конечно, решение этих во просов , несомненно , о каж е т по ложительное влияние, в частно сти , на формирование общего рынка труда и капитала, на опти мизацию трудовой миграции . Сою зные производственные программы важны не только для развития э кономической инте грации и повышения научно-про изводственно го потенциала Бе ларуси и России, но и в социаль ном плане. Реализация союзных программ обеспечивает рабочие места для многих сотен тысяч бе лорусов и россиян, дает уверен ность в завтрашнем дне гражда нам наших стран-соседей , обес печивает их будущее. Мы ведь, по существу , суперсамодоста точны ! Союзное государство об ладает мощнейшим потенциа лом развития . И это наглядно продемонстрирует, в частности, первый белорусско -российский экономический форум. — Какие еще вопросы внесены в по вестку дня заседания Союзного Совмина шестого сентября? — Заявлено более 20 вопро сов. В основном будет решаться судьба производ ственны х и на учно -те хнол о гиче с ки х про грамм . В частности , будут под ведены ито ги выполнения про граммы производ ства оборудо вания для получения качествен ной. молочной продукции . Пла нируется обсудить проект науч но -технической программы раз работки и создания нового поко ления изделий СВЧ -электрони - ки , оп то эл е ктрони ки и м и кр о сен сори ки для радиоэлектрон ных систем , про грамм у по ра з витию д и зельно го автомобиле строения до 2008 года . Отдель ной стро кой заявлен вопрос о ре гулировании отношений соб ственности Сою зного государст ва, а та кж е о ф ормировании единого научно-технологическо го пространства . Намечено у т вердить новое положение о пре миях С ою зно го государства в области литературы и и с к у с с т ва. Будут обсуждаться меропри ятия, посвящ енные 10-й год ов щине Дня единения народов Бе ларуси и России :этот праздник в следующем год у планируется отметить с размахом. — Одним из перспективных союз ных проектов является проект соз дания мощного транспортного кори дора из Западной Европы через Бе ларусь и Россию в Юго-Восточную Азию. Вы по-прежнему убеждены в его высокой эффективности и необ ходимости для Союзного государст ва? — Идея строительства транс портного коридора из Европы в Азию через Беларусь и Россию очень перспективна . Я считаю, что это проект номер один для развития Союзного государства. Ведь сегодня ежегодный товаро оборот между Европой и Азией составляет около 600 миллиар дов долларов. Объем грузопото ка только между Европой и стра нами Ю го-Восточной Азии — бо лее 250 миллиардов долларов ежегодно . Это миллиарды тонн грузов. Они идут преимуществен но морским путем (через Индий ский океан, Суэцкий канал и Сре диземное море). Товарооборот постоянно увеличивается и будет, по прогнозам специалистов, и в дальнейшем возрастать. — А при чем же здесь сухопутный евразийский транспортный кори дор? — Так ведь пропускная спо собность С уэцко го канала о гра ничена. Вообще морской транс порт имеет некий предел гр у зо перевозок (по количеству судов, по тоннажу ). К тому же путь из Азии в Европу через Беларусь и Россию намно го быстрее и де шевле, чем по морям и океанам. Поэтому у нас есть возможность получать колоссальные деньги от транзита грузов. Россия в пос леднее время ежегодно получает от переброски зарубежных това ров по ее территории один мил лиард долларов. М ного это или мало? Сумма вроде бы внуш и тельная, однако ежегодные тран зитные доходы Советского Сою за составляли 15 миллиардов долларов. Д р у гим и словами , и Россия, и Беларусь мо гут значи тельно увеличить свои тран зи т ные доходы. — Это же и рабочие места для на ших граждан... — Строительство транспор т но го коридора — это дол говре менная про грамм а заня тос ти для сотен тысяч человек в Бела руси и России . Ведь транспор т ный коридор в наше время — не просто автодорога и железнодо рожная ветка, это Совокупность целой сети и автомобильных , и ж елезных доро г, и линий эл е кт ропередачи , и га з о п р о в о д о в ,и всей сопу тс твующ ей инф ра с тр у ктуры : запра во чны е с тан ции, а в том ас терс ки е , терм ин а лы, гостиницы , пункты питания. Э то в конце концов целые по сел ки и города . Помните , у зн а мени то го р у с с ко го д р ам а тур га А л е ксандра О с тр о в с ко го есть пьеса, где два купца размышля ют о том , вы годно ли в клады вать деньги в по строй ку «чугун ки» — ж елезной доро ги? В ко н це дискуссии один и з купцов де лает вывод : «Я бы капиталом к а к рассудил — строить тр а кти ры и дворы постоялые, а то и до ма доходные вдоль д оро ги -то . Лю д « ч у гун кой» кормиться б у дет, оседать по ней, им есть , пить и спать надо ведь. Вон в Верхнем Н и зо в с ке к а к « ч у гу н ку» строить стали, та к одних ма с теровы х пять тыщ на гнали . А к а к ва гоны туда -сюда погонят, т а к народу ещ е больше с та нет» ... С троител ьство тр а н с пор тно го коридора может стать локомотивом для экономики Со ю зн о го государства . Но и здесь необходимо принять поли тиче ское решение. — Известно, что, несмотря на оче видные преимущества объединения Беларуси и России, все еще суще ствует определенный скептицизм в отношении перспектив Единого Со юзного государства. Что вы можете сказать в этой связи? — Я возглавляю Постоянный Ком ите т — исполнительный ор ган Вы сше го Государственного Совета и Совета Министров Со ю зного государства , то есть з а нимаюсь конкретными делами . Сфера моей ответственности — прежде всего экономи ка . Впро чем, к а к известно , «политика — это концентрированное выраже ние экономи ки» . Именно э коно мика диктует свои правила игры, и политикам ни куда от э то го не деться. Я не сомневаюсь в успе хе объединения наших братских народов. Неоднократно говорил и повторю еще раз: убежден, что в перспективе восстановится ■ Идея строительства транспортного коридора из Европы в Азию через Беларусь и Россию — проект номер один для Союзного государства. единство все го постсове тско го пространства. — На чем основана такая твердая уверенность? — Дело в том , что движ ущ ей силой интеграции , с моей точ ки зрения , являются м а кро э коно мические законы . Современные экономисты утверждают: в наше время внутренний рынок должен состоять не менее чем из 300 миллионов потребителей . Это фундаментальный ма кро э коно мический за кон ; только то гд а действительно эфф е ктивно ра ботает рынок, успешно развива ются все отрасли э коном и ки , в том числе автомобилестроение, самолетостроение , корабле строение и другие мощные ком плексы. Если нет 300 миллионов жителей, значит, каких-то отрас лей просто не будет, значит, не избежна определенная однобо кость экономической структуры . Конечно , в условиях глобализа ции и всеобщ е го обмена пока можно сущ ествовать и та к , но динамично развиваться и обес печивать своим гражданам дос тойную жизнь — нет. Вот почему объединяется Европа, вот поче му между США и Канадой п р а к ти че с ки нет границ . Сегодня объединяются в сою зы и го с у дарства А зии , и Аф ри ки , и Л а тинской Америки. Все объединя ются, и это — следствие ма кро э коном иче с ки х за конов . Поэто му на постсоветском простран стве новые не зависимы е го су д арс тва неизбежно будут, по крайней мере э коном ичес ки , объединяться . В перспе ктиве обязательно восстановится единство все го по с тсо ве тс ко го пространства . М о гу т остаться президенты , гербы, гимны, фла ги, другие атрибуты суверените та , но эконом иче с кое единство будет восстановлено — это лишь вопрос времени. — А факторы политические и меж дународные вы учитываете? Воз можно, именно они не дают в пол ной мере реализоваться потенциалу интеграции? — Любой сою з суверенных и независимых государств строит ся непросто. Да, здесь уж е всту пают в силу законы политики; ка к гласит другое высказывание то го же классика на тему диалекти ки экономики и политики, «поли тика не может не первенствовать над экономи кой» . Евросою з , к примеру, строится уж е 40 лет, и ведь процесс европейской инте грации далеко не завершен . И з вестно , что сущ ествую т разные то ч ки зрения и подходы к евро пейской интеграции на междуна родной арене. Мы в нашем бело русско -российском Сою зе во многом идем путем Евросоюза, что обусловлено , видимо , еди ными за кономерностями инте грации. Беседовал Аркадий МЕДВЕДЕВ, заместитель шеф-редактора газеты «СОЮЗ. Беларусь — Россия». Военные побегут по-новому армия Владимир Федосенко М О С КВ А — М ИНС К БЕЛОРУССКИЕ и российские во енные всех рангов будут зани маться физической подготовкой по новой экспериментальной про грамме. Как сообщили в Министерстве обороны Республики Беларусь, новая система физзанятий выра ботана совместно с оборонным ведомством России. Военнослу жащие уже начали осваивать око ло 40 упражнений, которые после окончания эксперимента войдут в специальную инструкцию по фи зической подготовке. Все упраж нения разбиты на 27 тестов— по 3 для каждого рода войск, а также для военнослужащих—женщин, офицеров 45 лет и старше, воен нослужащих управлений, штабов и кафедр. По словам военных специали стов, большинство новых упраж нений выполняются без всяких нормативов, зато имеют военно прикладную направленность. На пример, военнослужащие танко вых, артиллерийских и зенитных ракетных подразделений, соглас но новым нормам, бе г на 60 мет ров будут сдавать с грузом, экви валентным по весу ящику патро нов. В соединениях и частях, кото рые включены в эксперимент, вве ден бег на дистанции 500 и 1500 метров, потому что он «характе рен для служебно-боевой деятель ности летчиков, связистов, ре монтников». В объединенном штабе коман дования союзной группировкой войск объясняют совершенство вание системы физической подго товки в армии тем, что действую щие в настоящее время наставле ние от 1992 года и положение от 2001 года не учитывали современ ных требований ведения боевых действий. В их основу были зало жены разработки Ленинградского военного института физической культуры 70— 80-х годов прошло го века, поэтому в них не нашли от ражения, к примеру, такие поня тия, к а к военнослужащий конт рактной службы, резервист и т.п. Ашулук ставит задачи с о д р у ж е с т в о Владимир Федосенко М О С КВА — АС ТРАХАН Ь В МИНУВШУЮ среду на полигоне Ашулук в Астраханской области завершились девятидневные ши рокомасштабные учения войск ПВО стран СНГ «Боевое содруже ство-2005», в которых самое а к тивное участие приняли подразде ления военно-воздушных сил и зе нитно-ракетных комплексов про тивовоздушной обороны Респуб лики Беларусь. Кроме того, что в ходе этих уче ний белорусские воины показали высокий уровень подготовки, в по следний день они провели боевые тактические стрельбы только на «отлично». Командующий учения ми главком ВВС РФ генерал-ар мии Владимир Михайлов расска зал, что главной особенностью ма невров стало «создание из сил и средств ПВО участников учений региональной группировки». При чем управление этой группиров кой ПВО шло в автоматизирован ном режиме, а все действия зенит ных ракетных войск координиро вались с одного командного пунк та. Основными задачами учений стало приведение соединений и воинских частей в высшую сте пень боевой готовности, а также перегруппировка сил и средств ПВО, части сил ударной авиации для усиления прикрытия обороня емых объектов и уничтожения тер рористов. От Беларуси в учениях приняли участие зенитная ракетная брига да и два зенитных ракетных диви зиона. А всего на территории 185- го центра боевой подготовки и бо евого применения ВВС Вооружен ных сил РФ участвовали свыше двух тысяч военнослужащих, а также зенитные ракетные систе мы и комплексы С-300, С-125, О- 75, фронтовые бомбардировщики Су-24, штурмовики Су-25, истре бители Су-27, МиГ-29. На заключительном этапе уче ний боевые расчеты зенитной ра кетной бригады ВВС и войск ПВО Республики Беларусь выполнили боевые стрельбы по двум раке там-мишеням «Стриж-3» и «Сини- ца-23». Действия союзников высо ко оценили руководители оборон ных ведомств Беларуси и России. А главное, ка к рассказал коррес понденту «СОЮЗа» министр обо роны Республики Беларусь гене рал-полковник Леонид Мальцев, «практически готовы документы о создании единой системы проти вовоздушной обороны наших стран». Министр уточнил, что в настоя щее время документы о единой системе ПВО «проходят внутриго сударственные процедуры». Он подчеркнул, что создание единой системы ПВО «усилит военно-тех ническое сотрудничество Белару си и России». В свою очередь ми нистр обороны России Сергей Иванов сообщил, что на будущий год запланированы крупные уче ния ВВС и ПВО Беларуси и Рос сии. Причем проходить они будут на территориях обоих государств. Янесомневаюсь вуспехе объединения нашихбратских народов. Неоднократно говорил иповторюеще раз: убежден, чтовперспективе восстановится единство всего постсоветского пространства. 1 А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz