Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

V ЛИПЕЦКАЯ газета 2 сентября 2005 г., № 171 (22549) ^ 4 сентября — День работников нефтяной и газовой промышленности Такая традиция - хотеть, уметь и любить работать Как известно, подачу природного газа на территорию нашей области обеспечивает одна из крупнейших дочерних газотранспортных компаний Газпрома —ООО «Мострансгаз». В канун Дня работников нефтяной и газовой промышленности Генеральный директор ООО «Мострансгаз» Алексей ГОЛУБНИЧИЙ ответил на вопросы журналистов. — Алексей Сергеевич, в последние годы появилось не­ мало фирм, которые, в сущ­ ности не представляя никакой ценности, ведут себя так, буд­ то они самые незаменимые и жизнь в районах без них зам­ рет. Но люди-то знают, кто чего стоит. Вот, например, без повседневной работы Мос- трансгаза действительно не обойтись. Только об этом по­ чему-то мало и редко вспоми­ нается, а сами вы свой труд не рекламируете. Это что, та­ кая позиция? — Давайте сначала разбе­ ремся, в каких случаях вспо­ минают про газовиков. Как правило, зимой, когда за окном — минус. Так, видимо, люди устроены: к газу привыкли, как к хлебу, к молоку, и не замечают, кто несет им тепло и уют. А вспоминают, когда что-то случается. Должен заме­ тить, что нареканий на свою работу мы не получали на про­ тяжении десятка лет. Постав­ ки газа потребителям носят стабильно непрерывный харак­ тер, независимо от времен года и дат в календаре, —это и есть реклама. — А если на проблему по­ смотреть, так сказать, с пози­ ции районного начальства. Почему, на ваш взгляд, не щедры на похвалу газовикам представители местной влас­ ти? Не ущемляет ли их само­ любие соседство с вашими «вышколенными» газовыми хозяйствами, которые на фоне других предприятий выгля­ дят, как оазисы в пустыне? — Из 38 наших филиалов — большинство дислоцирова­ но в сельской местности. По районным меркам они действи­ тельно «оазисы» — занимают большие площади, приметны численностью работающих, выделяются традиционно эсте­ тичным внешним видом: обус­ троены, огорожены, всегда ухо­ жены, обновлены. Все это яв­ ляется необходимым условием для обеспечения транспорти­ ровки газа — сложнейшего и опасного технологического процесса. И поддерживается это, заметьте, упорным каж­ додневным трудом всего персо­ нала. Полагаю, что местному ру­ ководству совсем не резон «за­ малчивать» заслуги работников газовых магистралей. Наобо­ рот, рекламируя, используя опыт и состоятельность наших газотранспортных подразделе­ ний, можно постепенно подтя­ гивать к их уровню и другие предприятия района. Порядок ведь можно навести всюду, было бы желание. Говорю с такой уверенностью потому, что на практике большинство руководителей филиалов Мос- трансгаза сталкиваются имен­ но с созидательной линией по­ ведения представителей район­ ных властей. — У всех в памяти недав­ няя авария на крупнейшей подмосковной подстанции РАО ЕЭС, в Чагино, в резуль­ тате которой одновременно без электричества оказалась поло­ вина Москвы и еще несколь­ ко областей. Может ли подоб­ ное ЧП случиться в вашем газовом «хозяйстве»? —В таком масштабе —од­ нозначно, нет, хотя у газови­ ков вся система тоже «завяза­ на» в единую цепочку, а объек­ ты относятся к категории жиз­ необеспечивающих. Подобного масштаба ЧП не может про­ изойти даже в случае форс-ма­ жорных обстоятельств, от ко­ торых никто не застрахован, например от стихийных бед­ ствий, ну и других бед... —Вы имеете в виду терак­ ты? — В том числе. — А на чем основана та­ кая уверенность? —Во-первых, в отличие от РАО ЕЭСв России функциони­ рует Единая система газоснаб­ жения — ЕСГ, с единой дис­ петчерской, с вертикальной подчиненностью. Она обеспече­ на своей собственной, образно выражаясь, «системой безопас­ ности», не позволяющей всту­ пить в силу «принципу доми­ но» (иными словами, веерному отключению потребителей). На случай внештатной ситуации создан комплекс подстраховок. Он включает в себя наличие не­ ливые. То, что к любому делу надо подходить основательно и с душой, может подтвердить пример с Чаплыгинской КС. Некоторое время назад оначис­ лилась у нас в «лидерах» по количеству остановок машин. Но это самая загруженная стан­ ция на участке, и нас серьезно беспокоили ее низкие показа­ тели. Мы решили на это «хо­ зяйство», грубо говоря, «нава­ литься» всеммиром. Выслуша­ ли доводы руководства стан­ ции, инженерного состава, на­ чальников служб, изучили ал­ горитмы работы агрегатов. На основе анализа силами нашего филиала «Липецкгазэнергоре- монт» провели ремонтные и профилактические работы, «почистили» систему телемеха­ ники и автоматики. На пользу пошли и кадровые перестанов­ ки. И что вы думаете? Резуль­ таты примененных комплекс­ ных мер оказались впечатля­ ющими. Уже в течение двух последующих лет наработка на отказ ГПА возросла почти в че­ тыре раза, то есть так заметно и оперативно удалось увели­ чить показатель надежности агрегатов. И самуюважную роль здесь сыграл человеческий фактор. — Вы уже четвертый год возглавляете Мострансгаз. Оглядываясь назад, скажите, когда вам было труднее управ­ лять предприятием: когда вас только назначили или сегод­ ня? — Пожалуй, сегодня. Да- да, сегодня. В первые дни тоже было нелегко. Требовалось опе­ ративно входить в должность. Время ведь не могло замереть в ожидании, пока я освоюсь. Но работать гораздо тяжелее именно сейчас, когда, казалось бы, все познал, объездил все подчиненные подразделения, выстроил управленческий про­ цесс по своему разумению. Почему? Чем глубже вникаешь в каждую проблему, тем силь­ нее возникает желание обяза­ тельно что-то исправить. Обо­ стряется чувство ответственно­ сти за последствия. А рассчи­ тывать надо только на себя. Успех или неудача —плод тво­ ей деятельности. И я очень гор­ жусь своей принадлежностью к семье газовиков, где трудно, но интересно и почетно. — Эта профессия стала одной из самых престижных в нашей стране. Как же Газ­ прому, Мострансгазу удается удерживать столь высокую планку? Когда два года назад началась судебная эпопея вокруг компании ЮКОС, переросшая в «дело о налоговых миллиардах», у многих возник естественный вопрос: а что будет с предприятиями, которыми владеет ЮКОС? Преходе всего с уже привычными заправочными комплексами, «поселившимися» более чем в двадцати регионах страны? Выдержат ли они испытание затянувшимся кризисом? Наверное, многие автомобилисты, заправляясь на АЗС под желто- зеленым треугольником, думали —не последнее ли это посещение их? Но, вопреки новостям федеральных каналов, регулярно повествовавших о все новых и новых претензиях государства к ЮКОСу, уровень сервиса и качество топлива на заправках компании оставались по-прежнему высокими... Первый вопрос, заданный вице-президенту по розничной торговле компании ЮКОС РМ Роману ХОМЕНКО, был, естественно, о главном. — Роман Анатольевич, даже в канун праздника не отбросить мысли о непростой ситуации, в которой оказалась некогда ведущая российская нефтекомпания. Парадоксаль­ но, но факт, если судить об активной деятельности АЗС ЮКОСа, которые по-прежне­ му работают в напряженном ритме, позиции компании на розничном рынке прочны. Чем объяснить эту уверенную стабильность? — Думаю, сказывается стратегический фактор — тот запас прочности, что сформи­ рован в предыдущие годы. Компания, по существу, первой в России начала и успешно осу­ ществила масштабную модер­ низацию розничной сети. Кста­ ти, 7 сентября будет отмечать­ ся своего рода корпоративная юбилейная дата —- открытие в 2000 году первого модернизи­ рованного АЗК в Воронеже. А результатом капиталовложе­ ний, объем которых составил несколько миллиардов рублей, стали современные заправоч­ ные комплексы с гарантиро­ ванным качеством топлива и европейским уровнем сервиса. Они, без преувеличения, стали неотъемлемой частью пейзажа на российских автотрассах и улицах городов Центрального Черноземья и Восточной Сиби­ ри, Поволжья и Кубани, Мос­ квы и Санкт-Петербурга. ВЛи­ пецкой области, в частности, возведено 35 АЗК: на эти цели было направлено около 20 млн. долларов. Но это лишь один из фак­ торов. Есть немало и других. Пожалуй, наиболее важный из них —мы работаем для потре­ бителя, образно говоря, 25 ча­ сов в сутки (что, кстати, отра­ жено на информационных сте­ лах и рекламных макетах^. Это не рекламный прием, а 'фор­ мула" нашей деятельности: уважать клиента! Уровень же доверия авто­ мобилистов к нам высок, о чем говорят такие цифры: в первом полугодии текущего года объем реализации топлива на авто­ заправочных комплексах пре­ высил 1,1 миллиона тонн. Пла­ новое задание —а мы не отка­ зались от текущего и перспек­ тивного планирования — вы­ полнено на 100 процентов с не­ большим ростом к итогам ана­ логичного периода прошлого года. Это относится и к регио­ нальным сетям АЗК. В начале лета на одном из наших заправочных комплек­ сов — может быть, в Липец­ кой области —был реализован 10-миллиардный (!) литр топ­ лива. А в феврале 2006-го, на­ деемся , будет реализована 10- миллионная тонна его... — То есть розничной сети не коснулись обстоятельства, резко изменившие условия, в которых осуществляет свою деятельность компания? —Розничная сеть работает в обычном напряженном режи­ ме. Она за последние годы была совершенно самодостаточной. Сегодня же является своего рода донором для других сек­ торов сбытовой сети компании. Другое дело, что если раньше мы могли направлять необхо­ димые средства на её содержа­ ние и развитие, то, скажем, на текущий год инвестиции в роз­ ницу вообще не планирова­ лись. Пока это особого беспо­ койства не вызывает — АЗК находятся в нормальном рабо­ чем состоянии, и только за счет повышения качества обслужи­ вания можно увеличивать объем продаж как топлива, так и сопутствующих товаров. Кстати, за последние три года в мини-маркетах на АЗК реализация товаров повседнев­ ного спроса возросла в шесть раз! Замечу, что в Европе реа­ лизация сопутствующих това­ ров к топливу достигает 40-60 процентов. Мы, например, в Липецкой области начинали с 2-3 процентов и достигли, на сегодня, 20-процентного уров­ ня. Это неплохой результат. — Но без инвестиций хо­ рошей перспективы развития розничной сети не выстроить. Каковыпрогнозы на будущее? — Заглядывать в завтраш­ ний день, особенно после мас­ штабной «налоговой атаки» на компанию, довольно сложно. Ясно одно — при сохранении розничной сети сохранится и европейский уровень сервиса. Мы строго следим за качеством топлива, поощряем коллекти­ вы, которые работают творчес­ ки и чутко реагируют на по­ требности рынка. В коллекти­ вах АЗК организовано и про­ должается профессиональное обучение кадров, ведется эко­ номическое соревнование, про­ ходят корпоративные конкур­ сы на звание «Лучший по про­ фессии». Все это, безусловно, положительно сказывается на экономической эффективности в целом. Убежден, если розничная сеть будет находиться под уп­ равлением действующей ко­ манды менеджеров, то прочное положение сохранится, по­ скольку будет обеспечен эффек­ тивный рабочий ритм, фирмен­ ный стиль и нацеленность на результат. — Работа с потребителем — одна из важнейших стра­ тегических действий компа­ нии. И здесь, очевидно, достиг­ нуты определенные успехи. В частности, следует напомнить о популярной карточной про­ грамме «Золотая карта». —Все разработанные ранее программы сохранены в пол­ ном объеме, действуют и раз­ виваются. Такие, как «Поку­ пай и выигрывай», «Макси­ мальная скидка», «Открой счет призам» и множество других в течение многих лет пользу­ ются большой популярностью у автомобилистов. Участника­ ми программ лояльности уже стали около 180 тысяч водите- лей-профессионалов и автолю­ бителей, и число их постоянно растет. Формула такой актив­ ности проста: «Чем больше зап­ равляешься, тем дешевле каж­ дый литр бензина!». Участники программ име­ ют возможность не только об­ рести сопутствующие товары, но и стать участниками еже­ квартальных розыгрышей при­ зов. Месяц назад во всех реги­ онах с розничными сетями ЮКОС состоялся очередной розыгрыш призов для облада­ телей «Золотой карты» с очень неплохим набором призов. Наиболее многочисленны клу­ бы «Золотая карта» в Бурятии, Хакасии, Краснодарском, Став­ ропольском краях, Самарской, Томской, Воронежской, Липец­ кой, Тамбовской, Пензенской областях. Это говорит о глав­ ном: о высоком доверии кли­ ентов к бренду ЮКОСа! А вот корпоративные топ­ ливные карты ЮКОСа, пред­ назначенные для юридических лиц, появились в 2001 году. Сегодня с помощью «зеленых» карт грузовые и легковые ав­ томобили заправляют водите­ ли десятков промышленных и транспортных предприятий, федеральных и муниципаль­ ных учреждений, различных коммерческих структур. ВРос­ сии сейчас используется более 175 тысяч таких карт.- В том числе в Липецкой области — более тысячи. По одной про­ стой причине: новая техноло­ гия расчетов удобна, безопас­ на и выгодна. — Но, наверное, клиентов не очень-то радует динамика цен на бензин: она упорно пол­ зет вверх. — На заправках других нефтяных компаний происхо­ дит то же самое... Ответ на это следует искать в размерах су­ ществующих пошлин, налогов и сборов. Рост розничных цен, наблюдаемых сегодня, —след­ ствие ситуации на международ­ ном и российском нефтяном рынке. Ведь цена закупки топ­ лива за полугодие по сравне­ нию с первым полугодием про­ шлого года выросла в оптовом звене на 33 процента! А цена реализации — например, на московском розничном рынке за этот же период — на 9,3 процента! Кстати, наши перерабаты­ вающие предприятия, вслед­ ствие все тех же «налоговых» причин, в основном работают на давальческом сырье. Толь­ ко по этой причине возможно­ сти как-то влиять на ценовую политику сильно ограничены. Проблему надо рассматривать в комплексе — совместно вла­ стью и бизнесом. Но российс­ кое правительство более заин­ тересовано в росте мировых цен на нефть: растут доходы федерального бюджета, увели­ чивается Стабилизационный фонд. Интересы мелких потре­ бителей уходят на задний план... — И тем не менее жизнь продолжается. А достойный труд непременно принесет до­ стойные результаты. —Мы не опускаем руки и продолжаем работать. И это главное. Я благодарен всем тру­ довым коллективам компании, конкретным специалистам — заправщикам, операторам-кас- сирам, менеджерам, управлен­ ческому персоналу за ежеднев­ ный напряженный труд. Он — надежная основа сохранения достигнутых результатов и оп­ тимизма на будущее. Поэтому прежде всего хочу пожелать коллегам достойно завершить год, добиться вы­ полнения напряженных, но вполне посильных плановых заданий. И, конечно, чтобы удача, надежда и благополучие никог­ да не оставляли нас! Беседовал Владимир ПЕТРОВ. скольких ниток газопроводов в одном коридоре, лупинги, то есть трубы, соединяющие ко­ ридоры. Если на каком-то уча­ стке произойдет авария, наши диспетчеры посредством теле­ механики в считанные мину­ ты изолируют аварийный уча­ сток газопровода, а газ пустят по другим, обводным, магист­ ралям. Во-вторых, Газпром прово­ дит жесткую политику по по­ вышению надежности эксплу­ атации всей газотранспортной системы, инвестируя в нее ог­ ромные средства. Почему? Как известно, большая часть газо­ проводов построена давно — почти каждый второй кило­ метр труб, которые эксплуати­ рует Мострансгаз, уложен в землю свыше тридцати лет на­ зад. Чтобы следить за техни­ ческим состоянием газовой ар­ терии, проводится тщательная внутритрубная диагностика, по результатам которой определя­ ются, а затем и моментально устраняются выявленные де­ фекты. Это делается ежегодно в летнее время, когда потреб­ ление газа значительно снижа­ ется. Эксплуатационникам по­ могают ученые. Важное место отводится замене труб, перево­ оружению компрессорных станций современным оборудо­ ванием, планово-предупреди­ тельным работам. При этом по­ вышается надежность эксплу­ атации газопроводов, проло­ женных не только на откры­ той местности, но и в компрес­ сорных цехах, где трубы име­ ют сложнейшую конфигура­ цию. Чтобы эффективно сле­ дить и за ними тоже, мы впер­ вые успешно применили робот, похожий на мини-трактор, ко­ торый проникает в труднодос­ тупные места. И в-третьих. Важным усло­ вием предупреждения и пре­ дотвращения ЧП служат мощ­ нейшие подземки Газпрома — искусственные кладовые при­ родного газа. В системе ООО «Мострансгаз» — это Москов­ ское, Калужское и крупнейшее в мире (в водоносных пластах) Касимовское ПХГ. Их основное предназначение — пополнять газотранспортную систему в зимних условиях. Но «подзем­ ный запас» гарантированно обеспечит необходимое коли­ чество «голубого топлива» в любое время года. А огромная Единая система газоснабжения позволяет «связать» весь газ, находящийся в трубе и подзем­ ных хранилищах газа. — А аварии когда-либо случались? — В этом году по причине стресс-коррозии нам довелось локализовывать три аварии на магистральных газопроводах. Уточняю, на магистральных, где давление внутри трубы 75 атмосфер. Во всех случаях в течение трех минут газ был пе­ рекрыт и направлен по лупин- гам в другие трубы, а потреби­ тели даже и не ощутили, что произошло. Правда, если ава­ рия случится на конечном, так называемом «тупиковом» газо­ проводе-отводе, потребители на незначительное время могут ос­ таться без газа. Но наши мо­ бильные аварийно-восстанови­ тельные поезда, сосредоточен­ ные в филиалах, на «трассе», оперативно прибудут к месту прорыва газопровода и устра­ нят аварию в считанные часы. — Алексей Сергеевич, ваша компания помимо маги­ стральных газопроводов экс­ плуатирует еще и газопрово­ ды-отводы. Значит ли это, что вы доводите газ до каждой газовой конфорки в домах наших граждан? — Не совсем так. Главная задача нашего Общества — транспортировка магистраль­ ных, больших объемов природ­ ного газа с высоким давлени­ ем в газопроводе (55-75 атмос­ фер) до газораспределительных станций. После ГРС газ с бо­ лее низким давлением — в 6- 10 атмосфер — поступает уже в систему распределительных газопроводов, эксплуатация ко­ торых — прерогатива газорас­ пределительных организаций. Они, получив от нас газ, дово­ дят его до конечного потреби­ теля —будь то сельский дом с газовой плитой или завод. — Нельзя не согласиться, что мощнейшие компрессор­ ные станции, газоперекачива­ ющие агрегаты и прочая тех­ ника —основа газового орга­ низма. А какую роль играет человеческий фактор? — Самую что ни на есть важную. Газовая отрасль - одна из самых опасных. А сле­ довательно, заниматься еюдол­ жны профессионалы, высоко­ классные специалисты. И я бы добавил к этому — люди бес­ покойные, одержимые, забот­ — Недавно кто-то из ана­ литиков с телевизионного эк­ рана с горечью «сострил»: мол, в нашей стране одна треть на­ селения торгует, другая треть — состоит в охранниках, и лишь оставшаяся треть зани­ мается «настоящей» работой. Это неудачная шутка. Но, как известно, в любой шутке энный процент правды присутствует. Так вот, что касается газови­ ков, они любят, хотят и умеют работать... К нам идут с большим же­ ланием. Привлекает стабиль­ ная зарплата, причем не ма­ ленькая, благоприятные ус­ ловия для плодотворного тру­ да, дисциплина. Люди име­ ют возможность повысить свою квалификацию, пройти обучение на курсах. Разумно сочетается трудовой сплав ветеранов и молодой поросли. И как в любой дружной се­ мье, в нашей основа всему — взаимопомощь, внимательное отношение друг к другу. А что касается уважения к про­ фессии газовика, воспитание идет буквально со школьной скамьи. В подшефных шко­ лах, где учатся дети газови­ ков, устраиваются экскурсии на компрессорные станции, газовые объекты, перед деть­ ми выступают заслуженные люди производства, прово­ дятся различные конкурсы «Мои родители — газовики». Уже четыре года подряд предприятие становится лауре­ атом Всероссийского смотра- конкурса «Российская органи­ зация высокой социальной эф­ фективности» в номинациях «Организация санаторно-ку­ рортного лечения и отдыха ра­ ботников» и «Развитие систе­ мы медицинского обеспечения работников», а ведомственный санаторий «Приокские дали», расположенный в Подмоско­ вье, признан лучшей здравни­ цей страны 2004 года и награж­ ден Золотой медальюМинздра­ ва Российской Федерации. — В будущем году Мос­ трансгазу, как известно, ис­ полнится 60 лет. Уже есть на­ метки, как будете отмечать юбилей? — Приятно говорить, что именно наше газотранспортное предприятие шесть десятиле­ тий назад стояло у истоков со­ здания и развития газовой от­ расли страны. Стех пор укоре­ нилось много замечательных традиций, которые, являясь своего рода стержнем взаимо­ отношений, позволяют нашему двадцатитысячному коллекти­ ву надежно и уверенно решать поставленные задачи. Для уве­ ковечивания трудовой доблес­ ти предшествующих поколе­ ний и воспитания на их при­ мере молодой смены мостранс- газовцев мы решили создать во всех филиалах комнаты трудо­ вой славы, а в масштабе Обще­ ства — издать «Книгу — Му­ зей», которую получит на па­ мять каждый работник. — Алексей Сергеевич, по­ звольте поздравить вас и всех газовиков с приближающим­ ся профессиональным празд­ ником. — Спасибо! Николай ВЕЛЕШОК. КомпаняиЮКОС: десятьмиллиардовлитров топливареализованоминувшимлетом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz