Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
V ЛИПЕЦКАЯ газета 2 сентября 2005 г., № 171 (22549) ^ 4 сентября — День работников нефтяной и газовой промышленности Такая традиция - хотеть, уметь и любить работать Как известно, подачу природного газа на территорию нашей области обеспечивает одна из крупнейших дочерних газотранспортных компаний Газпрома —ООО «Мострансгаз». В канун Дня работников нефтяной и газовой промышленности Генеральный директор ООО «Мострансгаз» Алексей ГОЛУБНИЧИЙ ответил на вопросы журналистов. — Алексей Сергеевич, в последние годы появилось не мало фирм, которые, в сущ ности не представляя никакой ценности, ведут себя так, буд то они самые незаменимые и жизнь в районах без них зам рет. Но люди-то знают, кто чего стоит. Вот, например, без повседневной работы Мос- трансгаза действительно не обойтись. Только об этом по чему-то мало и редко вспоми нается, а сами вы свой труд не рекламируете. Это что, та кая позиция? — Давайте сначала разбе ремся, в каких случаях вспо минают про газовиков. Как правило, зимой, когда за окном — минус. Так, видимо, люди устроены: к газу привыкли, как к хлебу, к молоку, и не замечают, кто несет им тепло и уют. А вспоминают, когда что-то случается. Должен заме тить, что нареканий на свою работу мы не получали на про тяжении десятка лет. Постав ки газа потребителям носят стабильно непрерывный харак тер, независимо от времен года и дат в календаре, —это и есть реклама. — А если на проблему по смотреть, так сказать, с пози ции районного начальства. Почему, на ваш взгляд, не щедры на похвалу газовикам представители местной влас ти? Не ущемляет ли их само любие соседство с вашими «вышколенными» газовыми хозяйствами, которые на фоне других предприятий выгля дят, как оазисы в пустыне? — Из 38 наших филиалов — большинство дислоцирова но в сельской местности. По районным меркам они действи тельно «оазисы» — занимают большие площади, приметны численностью работающих, выделяются традиционно эсте тичным внешним видом: обус троены, огорожены, всегда ухо жены, обновлены. Все это яв ляется необходимым условием для обеспечения транспорти ровки газа — сложнейшего и опасного технологического процесса. И поддерживается это, заметьте, упорным каж додневным трудом всего персо нала. Полагаю, что местному ру ководству совсем не резон «за малчивать» заслуги работников газовых магистралей. Наобо рот, рекламируя, используя опыт и состоятельность наших газотранспортных подразделе ний, можно постепенно подтя гивать к их уровню и другие предприятия района. Порядок ведь можно навести всюду, было бы желание. Говорю с такой уверенностью потому, что на практике большинство руководителей филиалов Мос- трансгаза сталкиваются имен но с созидательной линией по ведения представителей район ных властей. — У всех в памяти недав няя авария на крупнейшей подмосковной подстанции РАО ЕЭС, в Чагино, в резуль тате которой одновременно без электричества оказалась поло вина Москвы и еще несколь ко областей. Может ли подоб ное ЧП случиться в вашем газовом «хозяйстве»? —В таком масштабе —од нозначно, нет, хотя у газови ков вся система тоже «завяза на» в единую цепочку, а объек ты относятся к категории жиз необеспечивающих. Подобного масштаба ЧП не может про изойти даже в случае форс-ма жорных обстоятельств, от ко торых никто не застрахован, например от стихийных бед ствий, ну и других бед... —Вы имеете в виду терак ты? — В том числе. — А на чем основана та кая уверенность? —Во-первых, в отличие от РАО ЕЭСв России функциони рует Единая система газоснаб жения — ЕСГ, с единой дис петчерской, с вертикальной подчиненностью. Она обеспече на своей собственной, образно выражаясь, «системой безопас ности», не позволяющей всту пить в силу «принципу доми но» (иными словами, веерному отключению потребителей). На случай внештатной ситуации создан комплекс подстраховок. Он включает в себя наличие не ливые. То, что к любому делу надо подходить основательно и с душой, может подтвердить пример с Чаплыгинской КС. Некоторое время назад оначис лилась у нас в «лидерах» по количеству остановок машин. Но это самая загруженная стан ция на участке, и нас серьезно беспокоили ее низкие показа тели. Мы решили на это «хо зяйство», грубо говоря, «нава литься» всеммиром. Выслуша ли доводы руководства стан ции, инженерного состава, на чальников служб, изучили ал горитмы работы агрегатов. На основе анализа силами нашего филиала «Липецкгазэнергоре- монт» провели ремонтные и профилактические работы, «почистили» систему телемеха ники и автоматики. На пользу пошли и кадровые перестанов ки. И что вы думаете? Резуль таты примененных комплекс ных мер оказались впечатля ющими. Уже в течение двух последующих лет наработка на отказ ГПА возросла почти в че тыре раза, то есть так заметно и оперативно удалось увели чить показатель надежности агрегатов. И самуюважную роль здесь сыграл человеческий фактор. — Вы уже четвертый год возглавляете Мострансгаз. Оглядываясь назад, скажите, когда вам было труднее управ лять предприятием: когда вас только назначили или сегод ня? — Пожалуй, сегодня. Да- да, сегодня. В первые дни тоже было нелегко. Требовалось опе ративно входить в должность. Время ведь не могло замереть в ожидании, пока я освоюсь. Но работать гораздо тяжелее именно сейчас, когда, казалось бы, все познал, объездил все подчиненные подразделения, выстроил управленческий про цесс по своему разумению. Почему? Чем глубже вникаешь в каждую проблему, тем силь нее возникает желание обяза тельно что-то исправить. Обо стряется чувство ответственно сти за последствия. А рассчи тывать надо только на себя. Успех или неудача —плод тво ей деятельности. И я очень гор жусь своей принадлежностью к семье газовиков, где трудно, но интересно и почетно. — Эта профессия стала одной из самых престижных в нашей стране. Как же Газ прому, Мострансгазу удается удерживать столь высокую планку? Когда два года назад началась судебная эпопея вокруг компании ЮКОС, переросшая в «дело о налоговых миллиардах», у многих возник естественный вопрос: а что будет с предприятиями, которыми владеет ЮКОС? Преходе всего с уже привычными заправочными комплексами, «поселившимися» более чем в двадцати регионах страны? Выдержат ли они испытание затянувшимся кризисом? Наверное, многие автомобилисты, заправляясь на АЗС под желто- зеленым треугольником, думали —не последнее ли это посещение их? Но, вопреки новостям федеральных каналов, регулярно повествовавших о все новых и новых претензиях государства к ЮКОСу, уровень сервиса и качество топлива на заправках компании оставались по-прежнему высокими... Первый вопрос, заданный вице-президенту по розничной торговле компании ЮКОС РМ Роману ХОМЕНКО, был, естественно, о главном. — Роман Анатольевич, даже в канун праздника не отбросить мысли о непростой ситуации, в которой оказалась некогда ведущая российская нефтекомпания. Парадоксаль но, но факт, если судить об активной деятельности АЗС ЮКОСа, которые по-прежне му работают в напряженном ритме, позиции компании на розничном рынке прочны. Чем объяснить эту уверенную стабильность? — Думаю, сказывается стратегический фактор — тот запас прочности, что сформи рован в предыдущие годы. Компания, по существу, первой в России начала и успешно осу ществила масштабную модер низацию розничной сети. Кста ти, 7 сентября будет отмечать ся своего рода корпоративная юбилейная дата —- открытие в 2000 году первого модернизи рованного АЗК в Воронеже. А результатом капиталовложе ний, объем которых составил несколько миллиардов рублей, стали современные заправоч ные комплексы с гарантиро ванным качеством топлива и европейским уровнем сервиса. Они, без преувеличения, стали неотъемлемой частью пейзажа на российских автотрассах и улицах городов Центрального Черноземья и Восточной Сиби ри, Поволжья и Кубани, Мос квы и Санкт-Петербурга. ВЛи пецкой области, в частности, возведено 35 АЗК: на эти цели было направлено около 20 млн. долларов. Но это лишь один из фак торов. Есть немало и других. Пожалуй, наиболее важный из них —мы работаем для потре бителя, образно говоря, 25 ча сов в сутки (что, кстати, отра жено на информационных сте лах и рекламных макетах^. Это не рекламный прием, а 'фор мула" нашей деятельности: уважать клиента! Уровень же доверия авто мобилистов к нам высок, о чем говорят такие цифры: в первом полугодии текущего года объем реализации топлива на авто заправочных комплексах пре высил 1,1 миллиона тонн. Пла новое задание —а мы не отка зались от текущего и перспек тивного планирования — вы полнено на 100 процентов с не большим ростом к итогам ана логичного периода прошлого года. Это относится и к регио нальным сетям АЗК. В начале лета на одном из наших заправочных комплек сов — может быть, в Липец кой области —был реализован 10-миллиардный (!) литр топ лива. А в феврале 2006-го, на деемся , будет реализована 10- миллионная тонна его... — То есть розничной сети не коснулись обстоятельства, резко изменившие условия, в которых осуществляет свою деятельность компания? —Розничная сеть работает в обычном напряженном режи ме. Она за последние годы была совершенно самодостаточной. Сегодня же является своего рода донором для других сек торов сбытовой сети компании. Другое дело, что если раньше мы могли направлять необхо димые средства на её содержа ние и развитие, то, скажем, на текущий год инвестиции в роз ницу вообще не планирова лись. Пока это особого беспо койства не вызывает — АЗК находятся в нормальном рабо чем состоянии, и только за счет повышения качества обслужи вания можно увеличивать объем продаж как топлива, так и сопутствующих товаров. Кстати, за последние три года в мини-маркетах на АЗК реализация товаров повседнев ного спроса возросла в шесть раз! Замечу, что в Европе реа лизация сопутствующих това ров к топливу достигает 40-60 процентов. Мы, например, в Липецкой области начинали с 2-3 процентов и достигли, на сегодня, 20-процентного уров ня. Это неплохой результат. — Но без инвестиций хо рошей перспективы развития розничной сети не выстроить. Каковыпрогнозы на будущее? — Заглядывать в завтраш ний день, особенно после мас штабной «налоговой атаки» на компанию, довольно сложно. Ясно одно — при сохранении розничной сети сохранится и европейский уровень сервиса. Мы строго следим за качеством топлива, поощряем коллекти вы, которые работают творчес ки и чутко реагируют на по требности рынка. В коллекти вах АЗК организовано и про должается профессиональное обучение кадров, ведется эко номическое соревнование, про ходят корпоративные конкур сы на звание «Лучший по про фессии». Все это, безусловно, положительно сказывается на экономической эффективности в целом. Убежден, если розничная сеть будет находиться под уп равлением действующей ко манды менеджеров, то прочное положение сохранится, по скольку будет обеспечен эффек тивный рабочий ритм, фирмен ный стиль и нацеленность на результат. — Работа с потребителем — одна из важнейших стра тегических действий компа нии. И здесь, очевидно, достиг нуты определенные успехи. В частности, следует напомнить о популярной карточной про грамме «Золотая карта». —Все разработанные ранее программы сохранены в пол ном объеме, действуют и раз виваются. Такие, как «Поку пай и выигрывай», «Макси мальная скидка», «Открой счет призам» и множество других в течение многих лет пользу ются большой популярностью у автомобилистов. Участника ми программ лояльности уже стали около 180 тысяч водите- лей-профессионалов и автолю бителей, и число их постоянно растет. Формула такой актив ности проста: «Чем больше зап равляешься, тем дешевле каж дый литр бензина!». Участники программ име ют возможность не только об рести сопутствующие товары, но и стать участниками еже квартальных розыгрышей при зов. Месяц назад во всех реги онах с розничными сетями ЮКОС состоялся очередной розыгрыш призов для облада телей «Золотой карты» с очень неплохим набором призов. Наиболее многочисленны клу бы «Золотая карта» в Бурятии, Хакасии, Краснодарском, Став ропольском краях, Самарской, Томской, Воронежской, Липец кой, Тамбовской, Пензенской областях. Это говорит о глав ном: о высоком доверии кли ентов к бренду ЮКОСа! А вот корпоративные топ ливные карты ЮКОСа, пред назначенные для юридических лиц, появились в 2001 году. Сегодня с помощью «зеленых» карт грузовые и легковые ав томобили заправляют водите ли десятков промышленных и транспортных предприятий, федеральных и муниципаль ных учреждений, различных коммерческих структур. ВРос сии сейчас используется более 175 тысяч таких карт.- В том числе в Липецкой области — более тысячи. По одной про стой причине: новая техноло гия расчетов удобна, безопас на и выгодна. — Но, наверное, клиентов не очень-то радует динамика цен на бензин: она упорно пол зет вверх. — На заправках других нефтяных компаний происхо дит то же самое... Ответ на это следует искать в размерах су ществующих пошлин, налогов и сборов. Рост розничных цен, наблюдаемых сегодня, —след ствие ситуации на международ ном и российском нефтяном рынке. Ведь цена закупки топ лива за полугодие по сравне нию с первым полугодием про шлого года выросла в оптовом звене на 33 процента! А цена реализации — например, на московском розничном рынке за этот же период — на 9,3 процента! Кстати, наши перерабаты вающие предприятия, вслед ствие все тех же «налоговых» причин, в основном работают на давальческом сырье. Толь ко по этой причине возможно сти как-то влиять на ценовую политику сильно ограничены. Проблему надо рассматривать в комплексе — совместно вла стью и бизнесом. Но российс кое правительство более заин тересовано в росте мировых цен на нефть: растут доходы федерального бюджета, увели чивается Стабилизационный фонд. Интересы мелких потре бителей уходят на задний план... — И тем не менее жизнь продолжается. А достойный труд непременно принесет до стойные результаты. —Мы не опускаем руки и продолжаем работать. И это главное. Я благодарен всем тру довым коллективам компании, конкретным специалистам — заправщикам, операторам-кас- сирам, менеджерам, управлен ческому персоналу за ежеднев ный напряженный труд. Он — надежная основа сохранения достигнутых результатов и оп тимизма на будущее. Поэтому прежде всего хочу пожелать коллегам достойно завершить год, добиться вы полнения напряженных, но вполне посильных плановых заданий. И, конечно, чтобы удача, надежда и благополучие никог да не оставляли нас! Беседовал Владимир ПЕТРОВ. скольких ниток газопроводов в одном коридоре, лупинги, то есть трубы, соединяющие ко ридоры. Если на каком-то уча стке произойдет авария, наши диспетчеры посредством теле механики в считанные мину ты изолируют аварийный уча сток газопровода, а газ пустят по другим, обводным, магист ралям. Во-вторых, Газпром прово дит жесткую политику по по вышению надежности эксплу атации всей газотранспортной системы, инвестируя в нее ог ромные средства. Почему? Как известно, большая часть газо проводов построена давно — почти каждый второй кило метр труб, которые эксплуати рует Мострансгаз, уложен в землю свыше тридцати лет на зад. Чтобы следить за техни ческим состоянием газовой ар терии, проводится тщательная внутритрубная диагностика, по результатам которой определя ются, а затем и моментально устраняются выявленные де фекты. Это делается ежегодно в летнее время, когда потреб ление газа значительно снижа ется. Эксплуатационникам по могают ученые. Важное место отводится замене труб, перево оружению компрессорных станций современным оборудо ванием, планово-предупреди тельным работам. При этом по вышается надежность эксплу атации газопроводов, проло женных не только на откры той местности, но и в компрес сорных цехах, где трубы име ют сложнейшую конфигура цию. Чтобы эффективно сле дить и за ними тоже, мы впер вые успешно применили робот, похожий на мини-трактор, ко торый проникает в труднодос тупные места. И в-третьих. Важным усло вием предупреждения и пре дотвращения ЧП служат мощ нейшие подземки Газпрома — искусственные кладовые при родного газа. В системе ООО «Мострансгаз» — это Москов ское, Калужское и крупнейшее в мире (в водоносных пластах) Касимовское ПХГ. Их основное предназначение — пополнять газотранспортную систему в зимних условиях. Но «подзем ный запас» гарантированно обеспечит необходимое коли чество «голубого топлива» в любое время года. А огромная Единая система газоснабжения позволяет «связать» весь газ, находящийся в трубе и подзем ных хранилищах газа. — А аварии когда-либо случались? — В этом году по причине стресс-коррозии нам довелось локализовывать три аварии на магистральных газопроводах. Уточняю, на магистральных, где давление внутри трубы 75 атмосфер. Во всех случаях в течение трех минут газ был пе рекрыт и направлен по лупин- гам в другие трубы, а потреби тели даже и не ощутили, что произошло. Правда, если ава рия случится на конечном, так называемом «тупиковом» газо проводе-отводе, потребители на незначительное время могут ос таться без газа. Но наши мо бильные аварийно-восстанови тельные поезда, сосредоточен ные в филиалах, на «трассе», оперативно прибудут к месту прорыва газопровода и устра нят аварию в считанные часы. — Алексей Сергеевич, ваша компания помимо маги стральных газопроводов экс плуатирует еще и газопрово ды-отводы. Значит ли это, что вы доводите газ до каждой газовой конфорки в домах наших граждан? — Не совсем так. Главная задача нашего Общества — транспортировка магистраль ных, больших объемов природ ного газа с высоким давлени ем в газопроводе (55-75 атмос фер) до газораспределительных станций. После ГРС газ с бо лее низким давлением — в 6- 10 атмосфер — поступает уже в систему распределительных газопроводов, эксплуатация ко торых — прерогатива газорас пределительных организаций. Они, получив от нас газ, дово дят его до конечного потреби теля —будь то сельский дом с газовой плитой или завод. — Нельзя не согласиться, что мощнейшие компрессор ные станции, газоперекачива ющие агрегаты и прочая тех ника —основа газового орга низма. А какую роль играет человеческий фактор? — Самую что ни на есть важную. Газовая отрасль - одна из самых опасных. А сле довательно, заниматься еюдол жны профессионалы, высоко классные специалисты. И я бы добавил к этому — люди бес покойные, одержимые, забот — Недавно кто-то из ана литиков с телевизионного эк рана с горечью «сострил»: мол, в нашей стране одна треть на селения торгует, другая треть — состоит в охранниках, и лишь оставшаяся треть зани мается «настоящей» работой. Это неудачная шутка. Но, как известно, в любой шутке энный процент правды присутствует. Так вот, что касается газови ков, они любят, хотят и умеют работать... К нам идут с большим же ланием. Привлекает стабиль ная зарплата, причем не ма ленькая, благоприятные ус ловия для плодотворного тру да, дисциплина. Люди име ют возможность повысить свою квалификацию, пройти обучение на курсах. Разумно сочетается трудовой сплав ветеранов и молодой поросли. И как в любой дружной се мье, в нашей основа всему — взаимопомощь, внимательное отношение друг к другу. А что касается уважения к про фессии газовика, воспитание идет буквально со школьной скамьи. В подшефных шко лах, где учатся дети газови ков, устраиваются экскурсии на компрессорные станции, газовые объекты, перед деть ми выступают заслуженные люди производства, прово дятся различные конкурсы «Мои родители — газовики». Уже четыре года подряд предприятие становится лауре атом Всероссийского смотра- конкурса «Российская органи зация высокой социальной эф фективности» в номинациях «Организация санаторно-ку рортного лечения и отдыха ра ботников» и «Развитие систе мы медицинского обеспечения работников», а ведомственный санаторий «Приокские дали», расположенный в Подмоско вье, признан лучшей здравни цей страны 2004 года и награж ден Золотой медальюМинздра ва Российской Федерации. — В будущем году Мос трансгазу, как известно, ис полнится 60 лет. Уже есть на метки, как будете отмечать юбилей? — Приятно говорить, что именно наше газотранспортное предприятие шесть десятиле тий назад стояло у истоков со здания и развития газовой от расли страны. Стех пор укоре нилось много замечательных традиций, которые, являясь своего рода стержнем взаимо отношений, позволяют нашему двадцатитысячному коллекти ву надежно и уверенно решать поставленные задачи. Для уве ковечивания трудовой доблес ти предшествующих поколе ний и воспитания на их при мере молодой смены мостранс- газовцев мы решили создать во всех филиалах комнаты трудо вой славы, а в масштабе Обще ства — издать «Книгу — Му зей», которую получит на па мять каждый работник. — Алексей Сергеевич, по звольте поздравить вас и всех газовиков с приближающим ся профессиональным празд ником. — Спасибо! Николай ВЕЛЕШОК. КомпаняиЮКОС: десятьмиллиардовлитров топливареализованоминувшимлетом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz