Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
1 сентября 2005 г. , № 170 (22548) ЛИПЕЦКАЯ газета ^Тема дня Сыграть мелодию на струнке души Если попробовать нарисовать педагогическую карту России (хотя карты такой еще никто не составлял), то Липецкая область на ней будет один из самых интересных мест. Эта мысль пришла мне в голову после того, как я познакомилась с Раковским. Этот человек создал школу, опередившую время. Первым делом Михаил « Борисович показал мне небы- 4 валую расписку: “Если мы, ” хоккеисты команды “Ура ган” , проиграем команде “Гренада”, то обреем головы наголо. В свою очередь я, ди ректор 24-й школы, обещаю: если команда “Ураган” выиг рает у команды “Гренада”, то обреюсь наголо”. Далее — корявые подписи мальчишек и твердая, мужская —Ваков ского. — Ну как еще было вдох новить ребят? — улыбается Михаил Борисович. Он в то время возглавлял 24-ю ли пецкую школу, где ребята буквально ночевали. В кабинете у него висел портрет Антона Семеновича Макаренко, и фундаментом его деятельности были мака- ренковские идеи —- уважение и требовательность. Одна из главных задач ди ректора, — рассуждает Миха ил Борисович, — уметь дер жать дистанцию. Нельзя быть с учениками запанибрата, но и отдаленное расстояние тоже не годится. Как найти золо тую середину? Та самая рас писка из далекого 1977 года — один из примеров. — Я мог устроить обык новенную кучу-малу, — вспо минает Михаил Борисович. — Ребята были счастливы — на директора прыгнуть... А? И в то же самое время, после всего этого, держать дисцип лину. Раковский утверждает: в школе никто не должен чув ствовать себя ущербным, ведь это порождает последу- *ющие, уже взрослые, беды. Необходимо найти для каж дого нечто, что даст ощуще ние его значимости. Чтобы: «У-у-у-у, П етька , да ты глянь, да мы и не знали, что ты так умеешь!..» Ребенок всегда стремится быть чело веком уважаемым, звездоч кой первой величины. Нуж но найти струнку его души и помочь ему на этой струнке сыграть главную мелодию всей жизни. Школа жила походами. Кто-то хорошо умеет перехо дить речку, кто-то управлять лодкой, разводить костер, ставить палатку, а кто-то лучше всех... селедку чистит. А что? Это совсем непросто! —Как-то отмечали в пути день рождения. А где на ря занской Мещере купишь по дарок? Да и не было тогда ничего в сельских магазинах, кроме бубликов. Купили их четырнадцать штук (по чис лу лет именинника), связа ли и надели ему на шею. А потом устроили концерт. Деньги на походы зара батывали, ремонтируя соб ственную школу. Ученичес кие бригады трудились на заводах — например, на ЗЖБИ-2. Частично помогали шефы. А зимой — Снежная республика —школьный ла герь, основанный на самоуп равлении. Оказывается, председатель департамента образования и науки админи страции Липецкой области Юрий Таран в свои аспиран тские годы работал в 24-й школе. И воспоминания его об этом — самые веселые: — Затеяли как-то празд ничное шоу. А какой празд ник без клоунов? Михаил Борисович собрал преподава телей и старшеклассников — совет Снежной республики — и спросил: “Кто не боится быть клоуном?” Посмотрел на меня, я и вызвался. И, знаете, клоунада здорово ска залась на моем авторитете! Дети смотрели на меня со всем другими глазами. Липецкая школа № 24 стала известна и благодаря своим педагогическим клас сам. Создать их возникла мысль, когда проанализиро вали, куда поступают выпус кники. Оказалось, больше половины выбирает педагоги ческий университет (тогда — институт). Опыт удался. В 24-ю шко лу ученики потянулись из разных концов города. Что бы поступить в такой класс, достаточно было свидетель ства об окончании девятого класса. Ценились качества, необходимые педагогу, —на пример, любовь к детям. Но как это выяснить? Придума ли такой веселый экзамен — “абитуриенты ” должны были создать «живую скуль птуру» из школьников на какую-то тему. На мое замечание, что это, пожалуй, напоминает эк замены в театральный вуз, Михаил Борисович Раков ский ответил: — А чем учитель не ар тист?! Конечно, были и дру- ФОТО АНАСТАСИИ МЕНЬШИКОВОЙ. гие тесты, например, анкеты. Но, честно говоря, мало кому отказывали. Хотя некоторым говорили просто: знаешь, тебе это не нужно. Определя ли, на какую специальность стоит ученику ориентиро ваться (по его желанию, ко нечно), и давали необходи мые знания по максимуму. Ради этого даже меняли рас писание уроков и общегосу дарственную программу. Так, химия кое для кого значи лась всего раз в неделю: ос новы, общие знания. Но зато для тех, кто поступал на био химический факультет или шел в медицину, занятия по химии утраивались. Уже в те, 80-е годы, вы пускной экзамен в 24-й шко ле приравнивался к вступи тельному в вуз. За экзамена торским столом сидели ря дом школьные учителя и преподаватели педагогичес кого института. Я не стала спрашивать Михаила Борисо вича, чего ему стоило добить ся этого... Ввели пятидневку. Сде ланное в школе Раковского двадцать лет назад теперь получило одобрение по всей стране. Преподавателей при глашали в Москву читать лекции директорам столич ных школ. На базе 24-й про водились практические кон ференции. Это была иннова ционная школа, которую многие стремились увидеть. . — Но в педагогике, —- Объясняет Михаил Борисо вич, — нельзя рисковать. Иначе детям можно жизнь искалечить. Необходима вы- веренность во всем. У нас сложился педагогический коллектив, который все кон цептуальные позиции прини мал близко к сердцу, тща тельно взвешивая все мето дики. Эти люди не рискова ли судьбами ребят. Юрий Таран считает Ра ковского своим учителем и одним из тех, кто оказал вли яние на его профессиональ ную деятельность: —Для меня он — дирек тор-педагог. Школа Михаи ла Борисовича была очень уютной, хотя я никогда не за мечал, как именно он реша ет хозяйственные проблемы, зато всегда видел его в наших творческих делах, в походах и на экскурсиях. И тут мы с Юрием Нико лаевичем вспомнили о поня тии, которое впервые встре чается в педагогических со чинениях К. Д. Ушинского, — “дух заведения”. — О-о! — оживился Та ран, — этим определяется все, хотя дух, конечно, нельзя потрогать руками. Михаил Борисович всем да вал возможность поэкспери ментировать. Помню, как мы вдруг увлеклись интеллекту альными играми. На не сколько недель школа была парализована, особенно стар шие классы. И хотя это явно мешало учебе, Михаил Бори сович нас опекал, контроли ровал. Конечно, учебный процесс — это очень важно. Но Раковский знал, что глав ное — атмосфера, созданная общением людей во время интересного дела. Дух школы Раковского отразился на многих и мно гих судьбах. Думаю, добрых судьбах. Анастасия КОНОПЛЕВА. Как любить детей? ^Накануне Первого сентября Признаться, Первое сентября никогда не было для меня каким-то особенным торжеством. Но чем шире поток времени, отделяющий меня от школьных берегов, тем нежнее воспоминания. И вот уже я с умилением гляжу на забавных первоклашек, шумных пятиклашек, надменных старшеклассниц, оживленных, нарядных учителей... Море цветов, и музыка, и звонкие голоса. Но все это уже взгляд со стороны. А что же чувствуют и думают сами участники события? — Совершенно нет на строения говорить о чем- либо, — попыталась укло ниться от беседы Надежда Копытина, учитель англий ского языка из липецкой ^школы № 40. Она только вер- чйулась с одного из семина ров, проходивших в рамках областного образовательного Форума. Там преподаватели познакомились с новым ком плектом: учебники,прописи, аудио- и видеокассеты, кни га для чтения, книга для учи теля. Все в целом потянет на тысячу рублей. В классах, где работает Надежда Алек сеевна, контингент прибли зительно такой: у половины детей —хронические заболе вания, пятая часть — из не благополучных семей. Под силу ли родителям приобре тать каждый год по комплек ту? Освоят ли их дети изло женные в нем премудрости? — с сомнением спрашивает педагог и тут же добавляет: «Да и вообще, о празднике надо говорить с молодыми. У них еще полно и сил, и энер гии. Хотя, конечно, и мы, кто постарше, пытаемся себя взбодрить, думать о прият ном. Вот, например, в этом году у меня не будет класс ного руководства. Это свое образная премия за выпуск одиннадцатого класса. Пред ставляешь: совещание какое- нибудь, в конце говорят: «Всем классным руководите лям остаться». А я встаю, и ухожу! Это фантастика!» Тем, кто не работал в школе, непросто предста вить, что значит классное ру ководство, особенно когда у тебя выпускники. Когда, к примеру, девочка не хочет идти на экзамен только по тому, что ей «не в чем»! Ко нечно, родители дали две ты сячи на босоножки, но разве за эти копейки что-то при личное купишь? Или когда выясняется, что ученик про пал: из дома ушел, до шко лы не дошел. Поиск ни к чему не приводит, родители не звонят. И на следующий день, в воскресенье, надо идти к ним на работу, может быть, на рынок, выяснять, в чем дело. — Конечно, во все време на были разные ученики, раз ные семьи. Но сейчас роди тели все же больше заняты добыванием денег, на детей времени просто не остается. Поэтому если раньше куре ние среди подростков было чем-то из ряда вон выходя щим, то сейчас — чуть ли не норма. Многие отцы и мате ри вполне спокойно относят ся к тому, что их дети пьют пиво. Главное, чтоб в хоро шей компании, а не в подво ротне где-нибудь, — продол жает моя собеседница. В свое время Надежда Алексеевна работала в по сольской школе в Болгарии. После года пребывания там у нее возникло ощущение, что так и должно быть все гда и везде: ученики, ловя щие каждое слово, вбираю щие все, что им даешь, усло вия, позволяющие работать с удовольствием. Ну, а когда вернулась... — Лучше или хуже стало наше образование? Мне очень сложно ответить на этот воп рос. А ЕГЭ — это такая не рвотрепка и для детей, и для родителей. По-моему, альтер натива ему обязательно дол жна быть. Или вот новые учебники. Они все сделаны на западный манер, весь стиль подачи материала ка кой-то не наш. Мне кажет ся, российские все же долж ны быть другими. — Ну а как же все-таки Первое сентября? —допыты ваюсь я. — Неужели теперь это всего лишь еще один ра бочий день? — Вообще, неловко при знаться, но для меня это все- таки еще праздник. Как-ни как начало нового учебного года, встреча с новыми деть ми. А дети у нас, несмотря ни на что, хорошие. На уро ках мы рассуждаем о многом. И их мысли убеждают: не все безнадежно. Например, в Ан глии принято престарелых родителей помещать в специ альные дома. Там взрослые дети, конечно, их навещают, лечат, развлекают. Но мои ученики всегда против этого. Для них «семья», «сострада ние» не пустые слова. А если мы пишем сочинение на тему «Лучшее место в мире, где я бы хотел жить», то большин ство утверждает: жить надо на родной земле. Не увере на, что они доросли до како го-то необыкновенно высоко го патриотизма, они часто стесняются выразить свои чувства, но в равнодушии их не упрекнешь. Так что встре тишься с ними Первого сен тября —и какая-то искра все равно внутри зажигается. Но наверняка молодые коллеги на сей счет могут больше ска зать. И я отправилась беседо вать с молодыми энтузиаста ми педагогики — с девушка ми, у которых вполне сим волические имена — Надеж да Будюкина и Любовь Мо- накова. Я познакомилась с ними на традиционной авгу стовской конференции. Они закончили в этом году ЛГПУ и День знаний впервые встре чают в роли учителей. — Очень волнуемся, — признаются подруги, — как поладим с учениками, най дем ли общий язык. После практики впечатления, ко нечно, приятные остались, но теперь-то совсем другое бу дет. Опыта — ноль, а он в нашем деле очень важен. Надежда и Любовь будут работать в 48-й школе Липец ка. Кстати, из их однокурс ников сеять разумное, доб рое, вечное решились лишь единицы. Не считая, конеч но, парней, которые соглас ны на все, лишь бы в армию не идти. Главное, что отпу гивает молодежь, — низкая заработная плата. — Если у тебя только ставка, то есть 18 часов в не делю, оклад будет 1800 руб лей, — объясняет Люба. По пробуй прожить на эти день ги. А на помощь родителей не все могут рассчитывать. Но, знаете, даже при всем том устроиться в школу не просто. Некоторые наши зна комые так и не смогли, до сих пор ищут место. А вот повышение требо ваний к качеству работы учи теля их ничуть не смущает. Надежда считает, что это ес тественно и необходимо: —Жизнь меняется очень быстро. Нельзя отставать. Особенно педагогу. Его труд тонкий и сложный, порой приходится совершать пря мо-таки чудеса. Вот я, напри мер, пошла на истфак, хотя история не была моим люби мым предметом. А закончи ла я вуз с красным дипло мом. Почему? А преподава тели были замечательные, су мели по-настоящему увлечь. Так и нужно работать. Тем более сейчас, когда дети, по- моему, вообще ничему не хотят учиться. — Так ли это? — поинте ресовалась я у Кати Полухи ной, одиннадцатиклассницы липецкой школы № 47. Мы разговаривали среди роз, ли лий и хризантем: на канику лах Катя подрабатывала про давцом цветов. — Мне кажется, в шко лах больше беспокоятся не за учебу, а за свой внешний вид. Твой имидж важнее того, что у тебя в голове. Это огорча ет. А радует, что есть учите ля, которые всегда готовы тебе помочь. Ведь программа одна, а способности у всех разные. Ели учителю абсо лютно все равно, справился ты с заданием или нет, то и желание учиться пропадает. По мнению Кати, завое вать симпатии детей учите лю не так уж и сложно. Надо помнить о двух правилах: никогда не повышать голос и не требовать в первый же день многого. В общем, с по ниманием относиться к не легкой ученической доле. Как , например, директор школы № 47 Галина Иванов на Галкина. —Не то чтобы она совсем не ругалась. Но все знают: она добрая. И не обижают ся. Поэтому в школу идти приятно, и Первое сентября — праздник. Конечно, меся ца через два будешь скучать по лету, но сейчас страшно хочется встретиться с одно классниками, учителями, со школой. Школьные годы все-таки веселые, такого уже не будет никогда. И мне уже немного грустно, потому что этот год будет последним... В начале своей школьной жизни Катя многому удивля лась: как экзамены сдают? Как чужой язык учат? Как вообще люди чему-то учатся? Сейчас время удивляться наступило для Миши Щедри на. Ему семь лет, и он те перь первоклассник той же школы, где учится Катя. Его учительницу зовут Татьяна Васильевна, для нее Миша купил самые красивые цве ты на свете — розы. — В школе дети учатся, и это очень здорово — узна вать что-то новое. Я уже умею читать, писать, счи тать, но в школе научусь еще многому, — с гордостью рас сказывает он. Миша уже избрал себе настоящую мужскую профес сию: хочет быть пожарни ком. А на вопрос «Какими должны быть учителя, что бы все дети их любили?» пер воклассник, подумав секун ду, ответил кратко: «Ласко вые!» Почему-то думается, что Мишу встретят именно такие педагоги. Пока среди моло дых находятся герои, гото вые совершенствоваться, за бывая о мизерных зарплатах, пока опытные учителя, не смотря на многолетнюю ус талость, видят в своем деле не только тяжелый труд, но и праздник, у наших детей будут и веселые школьные годы, и теплые воспомина ния о них. Софья ВОБЛИКОВА. ^Конфликт Каккоммунальный начальник вредномудеду насолил... Ветеран Великой Отечественной войны и труда Семен Антонович Торшин проживает в однокомнатной квартире дома N3 32 на улице Космонавтов с 1968 года, то есть с момента его заселения 37 лет минуло, а капитального ремонта в доме еще не было. Он обветшал, трубы и другая сантехника пришли в негодность... Об этих и других своих житейских проблемах, приведших к конфликту с некоторыми работниками жилищно-коммунальной сферы, Семен Антонович рассказал корреспонденту «ЛГ». 28 июля прошлого года в нашем доме проводилась герме тизация межпанельных швов. Прихожу в тот день из поли клиники и вижу: на стенах соседних 51-й и 53-й квартир швы приведены в порядок, а на моей остались нетронутыми, хотя она угловая и больше других нуждается в герметизации. В этот же день я пошел на прием к начальнику Северо- западного района Липецкой городской управляющей компа нии Владимиру Панину, но тот не стал со мной даже разгова ривать, сославшись на занятость. Об этом бестактном со сто роны руководителя поступке я рассказал депутату горсовета Федору Жигарову. Моя настойчивость пришлась Панину не по душе, и с тех пор все мои заявки — как старшего по дому и как рядового жильца — стали откладываться «на потом» или вовсе игнорироваться. Остались, например, неопиленны- ми старые деревья у окон моей квартиры, не заменены при шедшие в полную негодность трубы и вентили в туалете и на кухне... Первого октября я вновь обратился за помощью к депута ту Жигарову. Федор Алексеевич тепло меня принял, поздра вил с днем рождения и сообщил радостную весть: в качестве подарка к моему 89-летию швы на стенах, наконец-то, загер метизированы. Но вместе с радостью в душу закралось сомне ние: можно ли такую довольно сложную и ответственную ра боту выполнить за каких-то полтора часа? К сожалению, мои опасения подтвердились. Подхожу к подъезду и вижу размытые, в подтеках швы, грубо замазан ные жидким раствором. Не успел зайти в квартиру, как ре монтники подносят мне расписку: подпиши, дескать, работа выполнена. Я начал было возражать, качество, мол, не то, но меня заверили, что все будет исправлено по первому же мое му требованию. Словом, произошло все по худшему варианту. Влага и ветер продолжали хозяйничать в квартире. Чтобы не быть субъективным, приведу короткую запись из акта, со ставленного специалистом городской службы социальной защиты через два месяца после той самой «герметизации»: «Углы и стены в комнате влажные, покрыты плесенью на высоте 80 сантиметров от пола. Северо-западный угол сырой I. По лись...» до самого потолка толок черный от плесени, обои отклеи- Куда уж дальше?! Но вот, наконец, блеснул долгождан ный свет в конце тоннеля: решением городской администра ции от 21 февраля нынешнего года ремонт моей квартиры запланировано провести в первом квартале. А несколькими днями раньше Владимир Панин в категоричной форме сооб щил мне, что с 15 по 17 февраля у меня будет ремонтировать ся санузел и чтобы я к этому времени убрал оттуда все лиш нее. Я выполнил это задание, но никто из ремонтников ко мне так и не пришел. 18 февраля встречаю Панина, спраши ваю насчет обещанного и слышу в ответ уже набившую оско мину фразу: нет денег. Ремонт моей квартиры оказался пере несенным на третий квартал... Ну, ладно, и с этим как-то можно смириться. Но тут Па нин преподнес мне еще один «подарок». 16 апреля, как толь ко закончился отопительный сезон, он дает команду своим рабочим просверлить в межпанельных швах моей стены от верстия. С какой целью — непонятно. Никакими строитель ными технологиями, как мне пояснили специалисты, эта опе рация не предусмотрена, да и, кроме как над моей кварти рой, такой «эксперимент» нигде не проводился. Единствен ное, как я считаю, определение, которое сюда подходит, — это злонамерение. Вот захотелось Панину насолить вредному деду, который посмел пожаловаться на него в горсовет, — и все тут. Рабочие исправно выполнили задание своего руководите ля, просверлив на моем участке стены 35 отверстий глубиной 10 сантиметров и шириной 10-12 миллиметров, и заделали их пенопластом, который с наступлением жарких дней отвалил ся. Теперь ветер и влага стали проникать в квартиру практи чески беспрепятственно, несмотря на то, что нанятые мной рабочие вставили в просверленные отверстия деревянные шты ри. Если июньскими ночами я и моя тяжело болевшая и недавно умершая супруга укрывались всеми теплыми веща ми, которые только можно было найти в доме, то представьте себе, какая «погода в доме» будет зимой, если швы так и останутся незаделанными. Жить в квартире практически ста нет невозможно. Поскольку руководство Главной управляющей компании никаких мер по отношению самовольства Панина так и не приняло, мне ничего не оставалось делать, как обратиться за помощью в мировой суд. 30 июня я подал заявление, и уже на 5 июля было назначено первое заседание. Но Панин и не думал на него являться. Очевидно, избегая неприятной ситуации, он решил хоть как-то искупить свою вину и доделать эти злополучные швы. Но оказалось, что пу стил только пыль в глаза. Сделали все присланные им рабо чие наспех, кое-как. Да и какой толк мог выйти, если на 20 погонных метрах межпанельных швов было затрачено всего около ведра уплотнительной смеси, к тому же некачествен ной, тогда как по установленным нормам положено как ми- >. Издевательство, да и только! ;читая, видимо, свой долг исполненным, коммунальный начальник Северо-западного района не явился и ца последую щие назначаемые судом заседания. Теперь дело отложено на неопределенный срок, назначена судебная экспертиза, и тоже без конкретного срока исполнения. Словом, пошла чиновни чья волокита... Я только одного никак не могу понять: неужели Панину не стыдно так неблагородно и некрасиво обращаться с пожи- мум С к лым человеком? А, может, и вправду не стыдно. Жизнь-то сейчас сложная, бесцеремонная. Тем, кто в дружбе с благо родством да учтивостью, быстро бока намнут. Лучше уж без них как-нибудь... Записал Александр КИБАЛЬНИЧЕНКО. туДеньги Плтаазателефопновысится, но сэкономить все-таки можно С первого сентября липчанам, которые пользуются абонентской системой оплаты услуг, ежемесячно придется платить за телефон 180 рублей (вместо 150). Если вы не любите вести долгие и обстоятельные разговоры, а общаетесь по телефону лаконично, то вам, возможно, имеет смысл перейти на повременную оплату: с начала осени абонентская линия «повременки» будет обходиться в 108 рублей плюс 17 копеек за каждую минуту местных звонков. Следовательно, 10 минут разговора в день обойдутся вам в рубль семьдесят, итого за месяц ежедневных десятиминутных разговоров вы наговорите на 51 рубль — тридцать рублей экономии в кармане. Если вы решили, что повременная оплата для вас выгоднее, то изменить способ оплаты очень просто. Для этого достаточно прий ти с паспортом в «Сервис-Центр» на улице Терешковой, 32 /3 . За смену одной системы оплаты на другую платить вам не придется, но это надо сделать до 20 числа каждого месяца, если вы хотите в новом месяце платить по-новому. Но следует уточнить в «Сервис- Центре», достаточно ли у обслуживающей вас АТС технических воз можностей для оказания этой услуги. Оплата за телефон выросла, зато связисты снизили тарифы на междугородние звонки. Они подешевеют на пять процентов, но только в рабочие дни с восьми утра до восьми вечера. Одна минута ра зго вора с Москвой теперь обойдется липчанам в 3 рубля 85 копеек (вместо 4.05 р.), а минута связи с Санкт-Петербургом вместо 4 руб лей 95 копеек «потянет» на 4.70. Стоимость «межгорода» в вечерние и выходные дни останется прежней. Служба новостей «Липецкой газеты». 4
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz