Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
ДОБРЫЕ ЛИЦА В КАНУН 1 СЕНТЯБРЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ СЕКРЕТАМИ ДЕЛИТСЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ БАТЮШКА ДИМИТРИЙ КОТОВ Отец Димитрий с юной ученицей воскресной школы Устенькой Курашенко. В сентябре занятия начнутся не только в обычных, но и в воскресных школах. Их сейчас в России почти пять тысяч. В ка нун нового учебного года наш обозреватель встретился с диа коном Димитрием Котовым. Он служит в храме Спаса Неруко творного (что в подмосковном городе Долгопрудном) и зани мается с детьми в четырех вос кресных школах. Преподает батюшка не только Закон Бо жий, но и византийскую мозаи ку, ведь в 70-е годы он окончил Академию художеств в Ленин граде. На днях выходит в свет составленный отцом Димитрием удивительной красоты альбом, куда вошли работы воспитан ников воскресных школ - ри сунки, сказки и мозаики. - Когда подходишь к вашей школе, то кажется, что в таком сарайчике и двоим тесно, а тут столько детей рисуют, сочиня ют, делают мозаики, и родите лям хватает места. После заня тий дети уходят от вас счастли выми, а взрослые - умиротво ренными. Как вы этого добива етесь? - Вот узнал сегодня, что дев- 1 чушка провинилась, и родители не хотели пускать ее в воскрес ную школу на Закон Божий - она в слезы. Она хочет на За кон Божий! Нет, я не заблуж даюсь на свой счет. Педагог у всех нас один - Христос. А я лишь стараюсь сделать так, чтобы каждый - и ребенок, и взрослый - повернулся лучшей стороной своей души. Быть на солнышке любому приятно - даже цветок ведь поворачива ется за солнцем, раскрывается. - Когда вы поняли, что имен но дети - ваше призвание? - А я всю жизнь с ними. Ког да работал в детском саду ко чегаром, то рассказывал детям многосерийные сказки. Ночные няни были очень довольны. Де ти ведь могут часами слушать сказки. Мне и самому было ин тересно, куда меня фантазия выведет. - Что же вы - после Акаде мии художеств в кочегары по шли? - Это в советское время бы ло. Тогда многие из интеллиген ции подались в котельщики, дворники, кочегары, а я пошел работать втот садик, куда ходи ли мои дети, и пробыл там во семь лет. С тех пор я всегда на чинаю знакомство с малыми детьми со сказки. В начале 90-х целый год жил в Чувашии, рабо тал над большой иконой. Опре делили меня жить в клубе, запу щенном, заплеванном. Пишу, а за окном деревенские детишки семечки лузгают, на палках де рутся, все в грязи. А я не могу смотреть, как дети маются без дела. Стал рассказывать им сказки, а потом поехал в Моск ву, накупил красок, бумаги, при вез - и мы большими рисунками украсили почту, клуб, сельсовет. И жизнь преобразилась! - Такие способные дети ока зались в той деревне? - А бездарных детей нет. Кстати, самые талантливые жи вописцы выходят из неряшливых детей. От детей я не устаю. Я устаю от взрослых. - На занятиях вы все время тормошите детей вопросами, причем иногда сложнейшими, богословскими... - И ответы детей бывают настолько глубокие, что взрос лым и не снилось так ответить. Вот сидят родители - и образо ванные, и начитанные, а они порой не могут так точно сфор мулировать. - Я первое время вздраги вал, когда вы с ребятишками заговаривали о смерти, о за гробном мире... - Дети смерти не боятся, они ее не признают, они не верят в нее. И они абсолютно правы. Они ближе к ангелам и поэто му знают великую глубокую правду о том, что смерти нет. У Бога все живы. - Чудо для детей всегда без кавычек. Один мудрый человек, вспоминая детство, писал: «Чу десное не вызывает сомнений у ребенка». - Чудо - норма жизни для де тей. Они ближе к сущности, к зерну всех понятий. Они не ве дают тех пороков, заблуждений и сомнений, которые взрослым все чудеса заслонили. - Вас и детей разделяет поч ти полвека, несколько эпох - вы чувствуете эту' пропасть? - Я с детьми на одном бере гу, никакой дистанции не вижу. Сказал Господь: «Будьте как де ти». В каждом из нас есть что- то детское. Мир детей - осо бенный, он не замусорен, не загажен. У всех детей- совер шенно разное мировосприятие, но все они излучают ту первич ность, что была от сотворения мира, и которая очень ясно просматривается в древних культурах. - Где, в какой момент мы на всегда теряем эту детскость? - Увы, после десяти лет на чинается трудный возраст. Вторгается реальность, вос приятие засоряется, краски на чинают усложняться. Сейчас жизнь так давит на ребенка, что порой душа уродуется на глазах. Ездили мы недавно со старшими ребятами на кон церт, возвращались, и мне так горько было вдруг увидеть, что дети, чудесные дети, полны этого мусора школьного обще ния - плоские шутки, сальности, хи-хи, ха-ха... Многие из них и сами понимают, как это нехо рошо, но не могут противиться штампам подросткового обще ния. И это церковные дети, они причащаются, они слушают Божие Слово! Что же говорить о тех, кто не ходит в храм?.. У малых-то детей этой безвкуси цы гораздо меньше. Они в ос новном такие, какие мы в за мысле у Бога были. Какие мы должны быть! - Но бывают ведь дети и среди взрослых... - Бывают взрослые дети. Они' даже рисуют как дети. Вот Ефим Честняков - большой ре бенок! - Да, слушая вас, я уже не вольно вспомнил о б этом уди вительном художнике. Перед революцией он бросил столич ную жизнь и уехал в родную де ревню, где полностью посвятил себя сельским детям. Мне ка жется, что Честняков в каком-то смысле ваш учитель. - Я люблю его очень, душу его чистейшую, как родник. Для меня он - близкий человек. Я уверен, что мы были бы друзьями, если бы встретились в этой жизни. Я смотрю на его раб&ты - там много-много де тей, и узнаю в этих детях наших ребятишек, сегодняшних... - Неужели эпохи меняются, а дети не меняются? - Если раньше взрослая жизнь выхватывала детей в че тырнадцать-пятнадцать лет, то сейчас мир столь агрессивен, что похищает почти младенцев - шестилетних, сидящих за ком пьютером. А скоро и до трех летних доберется. Вот в чем бе да. Нынешняя цивилизация все раньше обрывает детство, все быстрее уничтожает неповто римость личности. Вот в электричке рядом со мной едет мама с четырехлет ним малышом и, чтобы занять ребенка, дает ему книжечку ко миксов. Через пять минут он просит: «Мама, дай еще!» Она дает ему еще - лишь бы не ме шал ей читать модный журнал. Домой она придет - сядет у те лефона болтать с подружкой, а ребенок куда? Телевизору на растерзание. - Насколько важно, чтобы ребенок с малых лет пришел в храм? - Насколько важно солнце для человека? Без солнца все живое погибает. Так же и душа человека - она погибает без Бога, без веры. Можно сущест вовать, а можно жить. Это раз ные вещи. У меня две жизни - одна до церкви, другая после. Я до 32 лет, как и многие, думал, что в церковь ходят только старушки. Поехал как-то с товарищем на заработки, чтобы дом купить. Ну, заработали, как многие ху дожники тогда - халтурой. Па мятников по всей Сибири на строили. Столько денег получи ли - по три машины купить мож но. Поехали обратно. Но вдруг так скучно стало - словами не передать... У нас был старый портфель, набитый деньгами, весь в краске. Замков на нем не было, и мы его оставили в аэропорту среди чемоданов других пассажиров - решили судьбу испытать. До отлета по шли погулять. Сорок минут ша тались, приходим - портфель на месте. Вот такое непонятное пижонство... Оно от тоски, пус тоты невероятной. Откуда эта зияющая пустота? Потом-то я понял, откуда. Когда в храм пришел, многое открылось... - А вы сами из Петербурга? - Нет, мы все из деревни, все пятеро детей. Семья у нас была самая простая, но не обычная. Все дети получили серьезное музыкальное обра зование, а я окончил Академию художеств, исполнил отцовскую мечту. Он был председателем колхоза, а с детства мечтал быть художником/ но его на сильно отдали в зоотехники. А у меня наоборот получилось: я хотел быть лесником, а меня в художники силком отдали. Я так плакал... - Как быть с детьми строгим, но не впасть в деспотизм и же стокость? - Нельзя свое раздражение выплескивать на детей. Если ре бенок провинился, надо преж де успокоиться, а потом уже назначать наказание. Вообще тут не может быть одного на всех рецепта. Одного наказа ние может озлобить, а для дру гого оно - как лекарство, горь кое, но необходимое. - Уже несколько лет не ути хают споры о преподавании основ православной культуры в школах. Нет единого мнения и у священнослужителей... - -Недавно мне пришлось участвовать в подготовке спе циалистов для преподавания этого курса. После общения с тремя десятками учителей я по нял, что лишь двое-трое дейст вительно способны к такой дея тельности. Остальные, боюсь, принесут больше вреда, чем пользы... Они, наверное, хоро шие учителя, профессионалы. Но преподавать православную культуру - для этого, поверьте, мало одних знаний, тут нужно особое устроение души. Это дело очень деликатное. Поэто му поспешно вводить такой курс повсеместно, не создав серьезной человеческой базы - опрометчиво. Это может приве сти к обратным результатам. Беседовал Дмитрий ШЕВАРОВ. ДОЛГОПРУДНЫЙ. Московская область. Фото автора. ЖИВОИ УГОЛОК НЕ ПОШЕЛ НА ТАРАН Настоящее благородство проявил водитель «Хонды», следо вавшей по трассе Тюмень - Курган. Когда на дорогу неожидан но выбежала косуля, он, избегая столкновения, направил ма шину в кювет. Водитель, к счастью, остался жив. А косуля, не тратя время на благодарность и извинения, скрылась в лесу. Страховая компания, оценив ситуацию, выделила благородно му автовладельцу 200 тысяч рублей на ремонт «Хонды». Ольга СВИБЛОВА. ТЮМЕНЬ. МАКАКУ ПРИЗНАЛИ УКРАИНКОЙ Частный зоопарк «Сказка», что под Ялтой, приобрел в Че хии восемь макак. Пока микроавтобус с обезьянами следовал к месту назначения, в Польше одна из самок родила. Но ра дость омрачили таможенники. При въезде макак во Львовскую область стражи границы обнаружили лишнюю обезьяну и об винили крымчан в контрабанде «живого товара». Пришлось на помнить известные строки: «Однако во время пути собака мог ла подрасти...» А здесь случай куда серьезнее! К счастью для малышки, все завершилось благополучно, ей все-таки разре шили пересечь границу и стать обитательницей «Сказки». Юрий КИРИЛЛОВ. ЛЬВОВ. КЕНГУРЕНОК УШЕЛ ПО-АНГЛИЙСКИ Владельцы популярного среди костромичей клуба «Кин-дза- дза», чтобы удивить завсегдатаев, специально из Москвы выпи сали австралийского кенгуренка. Но праздник был омрачен: главный сюрприз взял и сбежал. На ноги поднята вся местная милиция, за информацию о местонахождении кенгуренка объя влено вознаграждение. Но тот как в джунгли канул. Может, конкуренты умыкнули? Ольга БЫСТРОВА. КОСТРОМА. НАША М А Р К А : ПОТЕРЯЛИ ОХОТУ... Русскую борзую ныне приходится ввозить из зарубежья. Уникальные условия размещения на страницах газеты Т Р Э Д , следующих объявлений: ■ / Сообщений о существенных фактах, связанных с административно-хозяйственнойдеятельностьюэмитента • / Объявлений о собраниях акционеров, о реорганизации и ликвидации предприятий ■ / Бухгалтерской отчетности • / Проспектов эмиссий У Информации о проведении тендеров и пр. . Предлагаются | исключительные | условия для размещения | , обязательных публикаций. 1на постоянной основе. Подробности потелефону: (095) 200-01 -65,299-48-40 Е-таН: доосШтсЕги, |ата@1гиб.ги РУССКАЯ ПСОВАЯ БОРЗАЯ - НА ГРАНИ ИСЧЕЗНОВЕНИЯ Традиционно русскую пер- шинскую породу сохраняют и лелеют в Великобритании, а гатчинскую породу не менее бережно пестуют в США. И только на исторической родине русская борзая давно не в чес ти. Счет оставшихся в России чистокровных гончих идет чуть ли не на десятки. Прародители русской псо вой пришли на Русь еще в XIII веке в виде татарской борзой, родиной которой считается Ма лая Азия. Она перемешалась с русскими травильными собака ми - лошими, представлявшими нечто среднее между'лайкой и гончей (их использовали для охоты князья и прочая знать). Собаки-аборигены придали та тарской борзой рост и силу, взяв от нее, в свою очередь, выдающиеся скоростные каче ства. Позднее, в XVIII веке, в по роду была «добавлена» кровь курляндских борзых, в роду ко торых имелись ирландские вол кодавы. Во время кавказской и крымской войн свой вклад в по роду внесли тамошние собаки - горки и крымки. В конечном счете в результате всей этой селекции и получилась русская псовая борзая с целым набо ром замечательных качеств, способная охотиться как «нако ротке», так и «в даль». То есть, сочетавшая в себе спринтера и стайера, успешно работавшая и по зайцу, и по лисе, и по вол ку. Серого такая собака могла взять даже в одиночку, хотя в большинстве случаев для этой цели использовались своры - от двух до трех особей в каждой. Яркий представитель - соба ки так называемой першинской охоты. Выведена она в Тульской губернии дядей Николая II, Ни колаем Николаевичем Романо вым. Всего, как свидетельствуют источники той поры, с 1887 по 1912 годы борзые этой охоты затравили 681 волка, из кото рых 56 были Матерыми, 743 ли сицы, 4636 зайцев-русаков и 4026 зайцев-беляков. Собст венно, першинская охота и бы ла эталоном русской псовой борзой. В лучшие времена на считывала до 350 собак. 1917 год нанес удар не только по аристократам, но и по русской псовой, когда мно гие лучшие ее представители перемешались с дворовыми шариками и бобиками. В 1945 году знаменитый летчик Михаил Громов привез в качестве тро фея чистопородную борзую Фемину. А в 1951 году в Моск ве появился кобель Гермелин- орел. От них и от других им портных борзых пошли более- менее чистопородные псовые, которыми всерьез занялся мос ковский заводчик Игорь Со ловьев. Но после смерти Со ловьева в 1994 году его собаки в большинстве своем снова пе ремешались с низкопородными борзыми. Сегодня от соловьевских со бак в стране практически не осталось чистопородных осо бей. Неправильная селекцион ная работа, бессовестная под делка родословных... Стоит ли удивляться, что нынешние бор зые утеряли экстерьер, злобу, скорость. За все годы сущест вования Московского общества охоты и рыболовства, где на сегодняшний день сосредоточе на большая часть русских бор зых, они не затравили ни одно го волка, хотя во многом разво дились именно для этой цели. И сейчас восстановить поро ду очень сложно - при том, что вМоскве существуют несколько обществ и клубов борзовой псовой. - Сейчас в России не оста лось не только чистопородных борзых, но и ни одной стаи гон чих, питомники для которых в Тульской области, на Урале и Селигере сохранялись даже в советское время, - говорит из вестный знаток охотничьих со бак Марат Дудников. Три года назад скончался один из самых известных в стране гончатников, воронежец Валентин Яскин. Нет людей, ко торые смогли бы создать пол ноценную волкогонную стаю, - слишком кропотливый это труд. А жаль. Почему бы кому-то из сегодняшних состоятельных лю дей вместо покупки очередного португальца в московское «Ди намо» не вывезти из той же Ан глии нескольких собак чистых кровей и восстановить то, что мы уже почти потеряли? Боюсь, вопрос это риторический. По хоже, порода испортилась не только у псовых, но и у нас, грешных. Виталий МУХИН. ВОРОНЕЖ. ПОЧЕМУ? КАРАМЗИН НАМ НЕ УКАЗ БЕСПРЕПЯТСТВЕННО КИПЯТ СТРОЙКИ В ЗАПОВЕДНЫХ МЕСТАХ Это раньше «новые русские» строили свои здоровенные те рема красного кирпича на обум. теперь к купеческому размаху добавились, к несча стью, что-то вроде художест венного вкуса и интереса к родной истории. Некое товарищество «Брянск-2000» получило право на строительство элитного до ма с подземными гаражами не посредственно в охранной зо не Ботанического сада, уни кальной жемчужины в центре Брянска. Все здесь ухожено, утопает в зелени бульваров и парков. Ботанический сад был основан в военном 1944 году. Профессор лесотехнического института Борис Гроздов лю бовно называл свое детище уголком Эдема. Здесь действи тельно как в раю: более 600 видов экзотических деревьев, кустарников и трав, привезен ных со всего мира. Масса ре ликтовых растений. И вот те перь тут возникнет пятиэтажный особняк для особо важных пер сон. Для природного памятни ка, внесенного ЮНЕСКО во всемирный каталог ботаниче ских садов, соседство с гара жами и инженерными коммуни кациями означает гибель. Под ножом бульдозера уже уничто жены уникальные деревья и ку старники. Кстати, на тот самый уча сток, где кипит стройка, пре тендовала Брянская государст венная инженерно-технологи ческая академия, признанная кузница кадров для лесного хо зяйства страны. Ученые наме ревались расширить дендра рий - лабораторию, где обуча ются будущие лесоводы. Но победили, как не трудно дога даться, не ученые, а коммер санты и чиновники. На их сто роне оказался и суд... Еще одна история. Некий господин Величко купил у пре старелой жительницы села Вщиж под Брянском огород с покосившейся избушкой и по строил двухэтажный терем, предварительно вырыв для это го глубокий котлован. Все бы ничего, но под картофельными грядами оказалось, без пре увеличения, историческое дос тояние. Чтобы оценить это, надо вернуться в 1818 год. Тогда вы шел первый том «Истории госу дарства Российского» Карам зина. Это было событие! Пуш кин писал: «Все бросились чи тать историю своего Отечест ва, дотоле им неизвестную... тф; Брянская область. Музей-усадьбу Федора Тютчева в Овстуге пока не застроили... уд М ' Древняя Россия, казалось, най дена Карамзиным, как Амери ка - Колумбом». Среди исторических откры тий Карамзина был Вщиж - дельное княжество Ярослава 1удрого. Впервые Вщиж упо минается летописцами в 1142 году. А в 1238 году город был стерт с лица земли полчищами Батыя. «Местонахождение древнего русского города ныне неизвестно», - с горечью писал Карамзин. Но сразу же после выхода в свет своего труда историк получает письмо чита теля помещика Зиновьева. И в том же 1818 году, сдавая в пе чать второй том, Карамзин до полняет его специальным при мечанием: «Сей древний город есть ныне село Вщиж, Орлов ской Губернии, на берегу Дес ны, в 40 верстах от Брянска, в 90 верстах от Стародуба, и принадлежит Михайлу Никола евичу Зиновьеву, который по своей благосклонности писал ко мне...» Помещик Зиновьев сообщал историку, что в окрестностях Вщижа доныне видны следы укреплений и на ходятся большие гранитные кресты. При этом отмечал, что в здешних местах совсем нет гранита. И что на полях много курганов. «Выкапывают также не мало медных крестов, икон, железной конской сбруи и проч.» Ближайшим соседом поме щика Зиновьева был Федор Тютчев. Один из шедевров по эта первоначально назывался «По дороге во Вщиж». Читате лю, конечно, известны пронзи тельные для русского сердца строки: «От жизни той, что бушевала здесь, От крови той, что здесь рекой лилась, Что уцелело, что дошло до нас? Два-три кургана, видимых поднесь: Да два-три дуба выросли на них, Раскинулись и широко, и смело. Красуются, шумят, - и нет им дела, Чей прах, чью память роют корни их.» В древности те курганы на зывались шеломами. Они стоя ли по всей Руси на путях вели ких битв с половцами и печене гами. О них упоминает «Огаво о полку Игореве». «О Руская земле! Уже за шеломянемъ еси!» До нашего времени на земле, воспетой Тютчевым, чу дом сохранился один курган. Местный тракторист, которого мы подвезли до Овстуга, рас сказал, как лет 15 назад он по распоряжению председателя колхоза распахал, сровняв с полем, остальные курганы. Принялся было и за последний шелом, да кончилась смена, а на другой день председатель послал возить навоз... Чтобы мозолистая рука ка кого-нибудь недоумка не раз рушила последнюю память о прошлом, вокруг сохранивше гося кургана в 1999 году по ставили каменную оградку и воздвигли часовенку. В сорока шагах от кургана проходит проселочная дорога. На обо чине лежит гранитный великан. Валун прикатили ледники из Скандинавии. Позднее тем же путем по Десне приплыли во Вщиж варяги. Один из челнов, на которых плавали древние мореходы, недавно обнаружен под вщижскими кручами у бе рега Десны. Челн прекрасно сохранился и находится ныне в брянском историческом музее. Валун не дошел своим ходом до Вщижа всего каких-то три дцать километров. Он проле жал много тысяч лет в поле. Нашли его совсем недавно. И водрузили на развилке у ста ринного кургана. На граните высечены стихи Тютчева, кото рые поэт написал по дороге во Вщиж. Так удалось сохранить единственный уцелевший древ ний курган. Этим мы обязаны историку Николаю Карамзину, дворянину Михаилу Зиновьеву, великому поэту Федору Тютче ву. И двум нашим современни кам - художнику Александру Панченко и настоятелю храма Тихвинской Божией Матери игумену отцу Никите. Интерес к нашей истории, восстановление памяти о древ них вщижских святынях поисти не стало всенародным делом. Но объявились и новые вщиж- ские помещики, которых, в от личие от дворянина Зиновьева, история интересует лишь как ' он к собственным теремам, ак, при рытье котлована граж данин Величко полностью унич тожил слой древней культуры, покоившийся под его вновь приобретенными владениями. Кстати, недалеко от этого мес та академик Рыбаков в 1930-е годы провел археологические раскопки и обнаружил бесцен ные древние сокровища, ныне хранящиеся в Историческом музее. Величко, по всей види мости, в суде отстоит свое пра во на наследство бывшей удельной земли Ярослава Муд рого. Как и другие собственни ки, застолбившие участки на древнем вщижском городище. И последний штрих. Недав но в Брянск пришла радостная для православных весть: патри арх Московский и всея Руси благословил строительство в городе кафедрального собора. Прежний был уничтожен боль шевиками. Для нового храма выбрали место над кручей Верхнего Судка, хорошо впи сывающееся в ансамбль ста ринных церковных святынь. На приеме у Святейшего патриар ха побывала брянская делега ция во главе с губернатором. Областная Дума единогласно поддержала предложение о строительстве собора. Но... Городские чиновники без обиняков заявили, что место, намечаемое под строительство собора... занято. Дескать, по ка вы там с патриархом ряди ли-судили, предприимчивые лю ди подсуетились, выкупили зем лицу прямо у церквей. И стро ят себе особнячок с подземным гаражом. Так что извините-под- виньтесь... Эдуард МОХОРОВ. БРЯНСК. Л ЦЕПОВОЙ ;жш учредитель «Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» Издание зарегиарировано [ Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Рег. ПИ № 77 -7161 . Распространяется в качестве приложения к газетам: Адрес редакции: 127137, Москва, а /я № 34. Телефон для справок: (095) 257-37-92. Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-38-42. Е-шаП: уТогтк@ас11.ги «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав на перепечатку и использование материалов тел ./факс (095) 257 -37 -83 . Генеральный директор Главный редактор Ф.Сизый. В.Симонов. Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.663.991 экз. Цена - бесплатно. «Труд», «Европа-Экспресс» (Германия), «Архангельск» (Архангельск), «Комсомолец Каспия» (Астрахань), «Пульс Аксарайска» (Астрахань), «Белгородская правда» (Белгород), «Брянский рабочий» (Брянск), «Северная Осетия» (Владикавказ), «Волгоградская правда» (Волгоград), «На смену!» (Екатеринбург), «Панорама» (Зеленогорск), «Калининградская правда» (Калининград), «Вольная Кубань» (Краснодар), «Курская правда» (Курск), «Красноярский рабочий» (Красноярск), «Липецкая газета» (Липецк), «Гастроном» (Минск), «Минский курьер» (Минск), «Коммерсант Белоруссии» (Минск), «Продовольственный рынок» (Минск), «Правда Севера» (Новый Уренгой), «Нижегородские новости» (Нижний Новгород), «Новая газета» (Новосибирск), «Советская Сибирь» (Новосибирск), «Северная вахта» (Ноябрьск), «Поколение» (Орел), «Конкретная газета» (Озерск), «Вестник-Наша Пенза» (Пенза), «Вечерняя Пермь» (Пермь), «Северный курьер» (Петрозаводск), «Наше время» (Ростов-на-Дону), «Красный Север» (Салехард), «Волжская коммуна» (Самара), «Земское обозрение» (Саратов), «Северный рабочий» (Северодвинск), Ставропольская правда» (Ставрополь), «Тамбовская жизнь» (Тамбов), «Тюменская правда» (Тюмень), «Республика Башкортостан» (Уфа), «Челябинский рабочий» (Челябинск), «Забайкальский рабочий» (Чита), «Советский Сахалин» (Южно-Сахалинск), «Вторник» (Якутск), «Северный край» (Ярославль).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz