Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
^Областной образовательный Форум Эти перспективные маленькие школы... ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА. Журналист я «деревенский», а житель — традиционно городской, даже родни в селе у меня нет. Но при всем том никто не переубедит меня, что городская школа на порядок выше сельской. Даже наоборот: условия для воспитания в ней, на мой взгляд, лучше, нежели на «асфальте». В школе небольшой, даже малокомплектной, педагогам просторнее и легче работать с каждым учеником. Да и сами эти школы —а побывал я во многих — выглядят как-то уютнее, теплее, нежели городские «коробки» на тысячу учеников. В этом вновь убедился на учитель ской конференции Измалковского района. На сей раз она проходила не в райцентре, а в древнем в липецком Подстепье селении — древнее Ельца — в Чернаве. Сколько школ в том же Липецке могут похвастаться тем, что им за сто лет?.. А в Чернаве их две — Никитская и Никольская. А рядом, за рекой Сосной, в селе Пят ницком, еще одна школа, существу ющая уже век. В районе что ни год, то столетний юбилей какого-нибудь учебного заведения. Перед началом конференции ди ректор Пятницкой школы Любовь Малыхина взялась просветить меня насчет «модных» ныне в среде учи тельства тем — инновационных про цессов в педагогике, мониторингов, мастер-классов... Тема оказалась не из разряда теоретических. Новаций и инноваций в скромной сельской «девятцлетке» хватит на педагоги ческий сборник по передовому опы ту. С помощью компьютерных мони торингов — анкетирования детей, родителей, учителей-предметников — здесь прослеживаются ход и ре зультаты педагогических процессов. Например, когда ввели третий час физкультуры в неделю, начали пре подавание иностранного языка со второго класса. А сейчас вот иссле дуют плюсы-минусы предполагае мых уроков инф орматики для третьеклассников. Благо, с компью теризацией школы все проблемы по зади. Практикуется здесь и углуб ленное изучение предметов. — Перспективы у нас хорошие. Больше детей пошло в первый класс. Кстати, в этом году в Пятницком уже пять новорожденных... — с оп тимизмом заметила Любовь Алек сандровна, руководитель малокомп лектной школы. Об этих перспективах и размыш ляли участники августовской конфе ренции. Хотя сам район в области считается в экономическом плане проблемным, у него все-таки буду щее. И закладывается оно в той же школе. А показатели ее выше сред необластной педагогической статис тики. Измалковское учительство мо жет гордиться своими «золотыми» и «серебряными» медалистами, хо рошистами и отличниками, которых почти половина школьников, ростом престижа среднего образования — все больше ребят продолжают обу чение в 10-11 классах. Добрый опыт у измалковских педагогов в органи зации летнего отдыха детей, в при влечении школьников к заготовкам для своих столовых овощей и фрук тов (на полмиллиона рублей вырас тили и запасли их). Гордятся здесь и спортивными до стиж ениям и , школьными музеями с богатейшими краеведческими материалами. Забегая вперед, скажу, что это было отмечено участвовавшей в ди алоге заместителем главы областной администрации Людмилой Курако- вой. А теперь о проблемах. Они упи раются в демографическую ситуа цию. Количество учащихся умень шается, при этом в классах некото рых школ глубинки уже половина детей из семей переселенцев с Кав каза. Анализ этим процессам был сделан в докладе начальника роно Марии Поповой. Если сегодня, го ворила она, в районе 13 средних, 10 основных и одна начальная школы, в которых 2244 ученика, то, по всем прогнозам, через пять лет за парты сядут 1844 ребенка. Останутся 11 средних школ и — ни одной само стоятельной начальной. Но это вов се не значит, что школы будут зак рыты. Часть основных школ-«девя тилеток» станут филиалами школ средних. Ни одно из зданий не ока жется брошенным. Планируется от крыть в них детские сады, группы подготовки дошкольников к перво му классу... Августовская конференция — это еще и деловой разговор, и праздник с чествованием лучших, с посвяще нием в учителя молодых специали стов, с приветствиями и поздравле ниями. Но все-таки глава района Ви талий Казьмин не удержался и в тему о педагогических приоритетах озадачил измалковское учительство: — Пусть высшее образование не будет самоцелью ваших учеников, а то уже в районе представителей ряда массовых рабочих профессий днём с огнем не найти. Из города зазываем сварщиков, каменщиков, штукату ров... На волнующие педагогов вопро сы ответила в своем выступлении Людмила Куракова. Она порадова ла известием: в новом году в Измал- ково начнется строительство плава тельного бассейна. Награждение грамотами лучших педагогов района заняло почти столько же времени, сколько доклад начальника райотдела образования. Так что с учительскими кадрами из- малковской сельской школе, считай, тоже повезло. Из города на нее свысока смот реть не стоит... Александр ДЕМ ЕН ТЬ ЕВ , соб . корр . «Липецкой газеты». Измалковский район. Экзамен самостоятельностью Переход на финансово хозяйственную самостоятельность стал для многих образовательных учреждений Липецка одним из главных событий ушедшего учебного года. Как идет этот процесс, что необходимо сделать, чтобы повысить эффективность и качественность образования? Ответы на эти вопросы педагоги искали на августовской конференции в рамках областного образовательного форума. Развитие любой отрасли невозможно без достойного финансирования. И в этом пла не образовательной системе Липецка вроде бы везет: с 2003 по 2005 год общий объем ее бюджета увеличился с 509 миллионов руб лей до 836 миллионов рублей, что составля ет около 20 процентов от общего объема го родского бюджета. Много средств идет на капительные и текущие ремонты, которые кое-где проводятся впервые за десятилетия. Но все же финансовый вопрос по-прежнему один из самых острых. Прежде всего это свя зано с оплатой учительского труда. Заработ ная плата повышается, но разрыв в заработ ках между учителями и работниками дру гих отраслей продолжает увеличиваться, констатировала председатель департамента образования Липецка Анна Шамаева. По ее словам, подобное положение унизительно, и руководителям образовательных учрежде ний необходимо использовать все возмож ности для поощрения учителей. А такие воз можности в последнее время появляются. Растет внебюджетное финансирование, его объем за 2004 год составил 13,5 миллиона рублей. Переход на финансовую самостоя тельность позволяет использовать средства с максимальной эффективностью. Но есть и сложности. Задержки с оплатой коммунальных услуг, сдачей отчетности, на рушения при начислении заработной платы — все это не преодолено, но в целом мы на пра вильном пути, считает Анна Шамаева. Соглас ны с этим и коллективы 65 образовательных учреждений, которые уже обрели хозяйствен ную самостоятельность. А теперь — о содержании и форме обуче ния. Популярная в последнее время идея про- филизации образования вдохновляет многих педагогов. Первые профильные классы появи лись у нас пятнадцать лет назад. Сейчас же их насчитывается 285. В 2004—2005 учебном году в 58 школах ввели раннее изучение ино странных языков, в 34 — информатики. В 50 школах появился третий, дополнительный час физкультуры. Особая роль — у учреждений дополнительного образования. Ведь именно там ребенку могут предложить такое разно образие специальных программ, освоить ко торые в школе просто немыслимо. Как отме чали некоторые выступающие, опыт учреж дений дополнительного образования должен способствовать модернизации основного обра зования. Возросло значение общественности в орга низации воспитательной работы. Если рань ше за все грехи ученика спрос предъявляли в основном к школе, причем родители не стес нялись упрекать учителей (что же, мол, не воспитали моего оболтуса), то сейчас поло жение изменилось. Очевидную истину, что ребенка воспитывает и семья, и городская среда, и многое другое, теперь надо уже не доказывать, а каждодневно ей следовать. Ас самблея родительской общественности, попе чительский совет города были созданы для того, чтобы обеспечить лучшие условия для становления личности, взаимодействие школ с различными учреждениями, организация ми, предприятиями. Такое эффективное со трудничество должно привести к созданию единой городской воспитательной системы, полагает Анна Шамаева. Предстоит отрабатывать и такую форму контроля за качеством образования, как ат тестация образовательного учреждения. Сей час эта процедура во многом формальна, не слишком эффективна. Получается, что в ка чественном образовании заинтересованы все, а ответственность за конечный результат никто не несет. Бывает, в школе, где до 80 процен тов педагогического состава — учителя пер вой и высшей категории, качество знаний ниже общегородского уровня. Конечно, это упрек не только и не столько в адрес учите лей, сколько системы. — До сих пор основной ориентир в обуче нии и для родителей, и для учителей — по ступление ребенка в вуз. Мы в школе гото вим детей только к этому. Но пройдет несколь ко лет, количество и вузов, и профессиональ ных училищ будет сокращаться. Значит, уже сейчас надо искать новые цели, готовить мо лодого человека к жизни в целом, а не только к поступлению в вуз, — резонно сказал на конференции председатель Департамента об разования и науки администрации Липецкой области Юрий Таран. И это, разумеется, тоже повод задуматься и педагогам, и родителям, и всем нам. Софья ВОБЛИКОВА . г. Липецк. Даже в компьютерном классе учитель важнее компьютера Давно заменено, что для защиты свободы вместе с армией не менее важно —просвещение. Уровень его должен отвечать требованиям времени. Именно об этом, говорили семьсот педагогов елецких школ на традиционной конференции в конце учебного года... Как подчеркнула заслу женный учитель РФ, началь ник МУ «Управление образо вания г. Ельца» Лидия Яро- викова, современная школа обязана помочь учащимся почувствовать себя уверенны ми на рынке труда, стать пси хологически устойчивыми к изменениям и кризисам, про исходящим в обществе. Именно поэтому в минувшем учебном году в Ельце в 38 классах старшей школы про должалось профильное обу чение. Предпрофильная под готовка осуществлялась в 13 классах второй ступени обу чения. Ребята получали пред ставление о профессиях швеи, столяра, электрика... А первый заместитель главы администрации города Владимир Овсянников на помнил, что в Ельце разра батывается программа подго товки кадров. С 2006 года в учреждениях профобразова ния обучение на бюджетной основе будет максимально ориентировано на спрос ра ботодателей. А значит, необ ходимо более тесное сотруд ничество работодателей, вла сти и представителей научно образовательного комплекса. Очень многое по-прежне му зависит от учителя, про фессионала с большой бук вы. Между тем кадры старе ют. Из 866 педагогов 15,4 процента достигли пенсион ного возраста. В области этот показатель меньше — 10,6 процента. Это серьёзная Про блема. Лидия Яровикова обрати ла внимание на роль компь ютеризации учебно-воспита тельного процесса. В образо вательных учреждениях Ель ца (классы и библиотеки) обеспеченность компьютер ной техникой сейчас высо кая. Один ПК приходится се годня на 24 ученика (два года назад — на 30). А если сопо ставить с российской ситуа цией, разница и того замет нее: в стране 1 ПК на 47 че ловек. И все же сама по себе техника — это только техни ка. Массовая компьютериза ция потребовала серьёзного повышения квалификации работников образования. Эту задачу сегодня частично ре шает региональный Центр федерации Интернет-образо вания, расположенный на базе ЛГТУ, где за два года прошли курсы двадцать че тыре елецких педагога. Кур сы в ЕГУ имени И.А. Буни на в минувшем учебном году посетили библиотекари всех школ города. Но этого недо статочно! Остается актуаль ным поиск более интенсив ных форм переподготовки преподавателей. Эту мысль продолжила проректор по учебной работе ЕГУ Ольга Сарычева. Да, нужно обучать работе на ком- пьютере руководителей школ, учителей. Однако пока заявок от управления обра зования не поступало. Меж ду тем на форуме в Липецке председатель департамента образования и науки админи страции Липецкой области Юрий Таран не случайно вел речь о том, что задача ком пьютерного всеобуча учите лей должна быть решена в течение 2006 года. Уникальность елецкой ситуации определяется тем, что в городе есть университет, где обучаются восемь тысяч студентов. Он взаимодейству ет с большинством учебных заведений. Директора школ привлекают его специалистов к проведению занятий, под готовке новых учебных кур сов, руководству научно-ис следовательской работой уча щихся старших классов. Та кое сотрудничество сказыва ется на результатах приема в вуз. В этом году на очное от деление университета посту пили 45 человек из лицея № 5, 40 — из средней школы № 10, 26 — из лицея № 24 и так далее. Всего среди тыся чи с лишним первокурсников этого года треть — из школ, которые входят в учебный ме тодический комплекс ЕГУ. Установлены и более тесные контакты со средними специ альными учебными заведени ями. Омодернизации образова ния, которая способствует повышению подготовки кон курентоспособного выпуск ника, говорили директор ли цея № 24 Алевтина Сотнико ва, учитель биологии и эко логии средней школы № 15 Елена Сидорова и другие. В перспективе на ближай шее время — активизация экспериментальной деятель ности по обновлению содер жания образования, его боль шей информатизации, а так же завершение перехода на предпрофильное обучение. Милада ФЕДЮ КИНА . г. Елец. Вчера в России отмечалась очередная годовщина первого, произведенного на территории СССР, атомного взрыва и успешного испытания первой атомной бомбы. Тогда же, 56 лет тому на зад, для обеспечения испы таний этого оружия были созданы специальные под разделения, в которые вхо дили военнослужащие и вольнонаемный состав Во оруженных Сил СССР, ор ганов КГБ, внутренних, же лезнодорожных, инженер ных и других формирова ний. Среди них были сотни наших земляков (на сегодня в области в живых осталось 73). Это и липчанин Леонид Мещеряков, поведавший чи тателям «ЛГ» в номере за 27 августа о первой советской атомной бомбе. И Юрий Ко- чергин, Иван Ряжских, Па вел Мелихов, Евгений Ко лесников, трудившиеся на Семипалатинском полигоне; Анатолий Кривенков, Вла димир Карлин, Виктор Не- хаев — на Тоцком полиго не. Это и липчане, служив шие на атомных подводных лодках, где возникали так называемые нештатные си туации, — Михаил Комков, Вадим Фокин, Валерий Бор цов, Евгений Иванников... Все они в свое время да вали подписку о неразглаше нии военной и государствен ной тайны. Засекреченность этих людей, забвение их го сударственными чиновника ми затянулись на десятиле тия. Пока были молоды, не ощущали на себе негативно го влияния этой самой засек реченности. А когда вышли на пенсию, когда все чаще стали посещать болезни (по следствия облучения), терпе ние кончилось. И тогда они стали писать письма — пре зиденту, правительству, в Госдуму, в Совет Федерации. О них вспомнили лишь... в связи с аварией на ЧАЭС. И признали, наконец, вете ранами подразделений осо бого риска (ПОР). Заметим, чернобыльцы ждали этого признания пять лет (Закон об их соцзащите был принят 15 мая 1991 г.), а участни ки обеспечения испытаний ядерного оружия — со дня первого в СССР атомного взрыва. Но, получив некото рые льготы, они их, соглас но Закону о монетизации, в одночасье лишились. А глав ное — возможности санатор но-курортного лечения... Зато в прошлом году уч редили праздник — День ве теранов подразделений осо бого риска. Отмечали его вчера в одном из лекцион ных залов ЛГПУ, а в кафе «Арка» для ветеранов ПОР были накрыты столы, выс тупали участники художе ственной самодеятельности гарнизонного Дома офице ров, исполнившие песни «о доблестях, о подвигах, о сла ве», о Родине, ради безопас ности которой эти люди рис ковали здоровьем и жизнью. Владимир ОСИПОВ . -----------------—Д газета — ^Творчество Пауза перед откровением Этот снимок сделан фотокорреспондентом «ЛГ» минувшей зимой, когда Сергей Басукинский приезжал с концертом в Липецк. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА. Вот он уже почти взрослый человек! А ведь земляки Сережи — поклонники фортепианной музыки —помнят его первый успех в семь лет: третье место в младшей возрастной группе на Всероссийском конкурсе имени Игумнова. С тех пор Сергей Басукинский много учил ся. В Центральной музыкальной школе при Московской консервато рии у Наума Львовича Штаркмана, последнего ученика Константина Николаевича Игумнова. Потом оказался в классе уникального на ставника — Киры Александровны Шашкиной. Тогда же игру Сережи услышал Михаил Плетнев. И до самого поступления мальчика в Московскую консерваторию был его вторым учителем. Даже пода рил ему рояль. Вместе изучали сложнейший репертуар, слушали редкие записи великих пианистов. Сергей не раз выступал с Рос сийским национальным симфоническим оркестром под управлени ем Плетнева. Победы его на международных и всероссийских конкурсах, мно гочисленные зарубежные выступления и концерты в нашей стране — особый разговор. А пока начинается четвертый учебный год в консерватории в классе профессора Сергея Доренского. В сентябре наш земляк едет в Парижскую консерваторию — по студенческому обмену. Во Франции его давно знают, ведь именно он открывал фестиваль «Москва — Париж: новый век русского пиа низма». А на днях Сережа вернулся вместе с Воронежским симфоничес ким оркестром из Испании. Наши музыканты были приглашены на фестивали в два города — Паленсию и Баруэлло. В Папенсии он сыграл Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром. Выступление проходило на открытом воздухе. А в Баруэлло, кроме исполнения концерта Чайковского, состоялось сольное выступле ние. Программа включала произведения Скрябина, Моцарта, Чай ковского, Дебюсси, Шопена. Я спросила, как все это звучало в Испании? — Вы, наверное, помните, — ответил Сергей, — я говорил, что стал теперь очень ценить паузы. Пытаюсь делать их такими, чтобы следующая нота становилась откровением... У Басукинского углубленная романтическая, философская мане ра, которую отмечают критики, когда поражает не каскад звуков, а звенящая тишина... Сережа жалеет, что в феврале «не доехал» до Липецка, хотя играл с Воронежским молодежным симфоническим оркестром со всем рядом — в Воронеже и Старом Осколе. В октябре по приглашению воронежцев он вновь намерен сыг рать Третий концерт Рахманинова для фортепиано с оркестром. Ольга КЛЕКОВКИНА . ^Происшествия Еще не все итоги, но уже печальные 17-летний житель села Елецкое Липецкого района, желая почувствовать себя взрослым, лихо рассекал на мотоцикле «Иж-Юпитер» по улицам. Увлекшись быстрой ездой, новоиспеченный байкер на полном ходу сбил восьмилетнюю девочку и шестилетнего мальчика, катавшихся на велосипеде рядом со своим домом. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА. Детей госпитализировали в областную детскую больницу. По предварительным данным, они получили тяжелейшие травмы — со трясение головного мозга, перелом основания черепа, многочис ленные переломы костей, глубокие травмы кожи и тканей. Драма произошла 25 августа, а на следующий день корреспондент «ЛГ» побывала на месте происшествия... 9 Мая — тихая малолюдная сельская улица. За полчаса, пока находились там, по ней не проехала ни одна машина. К нам подошли Павел Жулин, папа пострадавшего мальчика Ромы, и Татьяна Мельникова — мама Ани. Жулины и Мельниковы посели лись в Елецком два года назад, приехав сюда с юга Казахстана. С жильем еще не все обустроилось, и вдруг такая беда. Тем не менее, когда они рассказывали о событиях рокового дня, в их глазах не было ненависти по отношению к подростку-мотоцикписту. Говори ли, что щупленький на вид парнишка из многодетной семьи и что не слывет хулиганом. Был трезв, просто взял мотоцикл у кого-то из друзей покататься. Разогнавшись, не справился с управлением и выехал на обочину. Горе-мотоциклист и сам очень сильно пережи вает. — Как чувствуют себя дети? — Предварительный диагноз — «перелом основания черепа» — не подтвердился, — ответил Павел Петрович. — Но у мальчика дер жится высокая температура, на спине сильно повреждена кожа. Состояние девочки немного лучше. Сейчас врачи проверяют, нет ли серьезных травм позвоночника. Ясно одно: оба ребенка долго не смогут ходить в школу. Неизвестно, какими будут последствия трав мы. ... В тот же злополучный четверг на выезде из Доброго столкну лись две легковушки. Водитель «Волги», пытаясь избежать серьез ной аварии, увел машину в кювет. Среди пассажиров была малень кая девочка, которую женщина-пассажирка вынесла из машины, креп ко прижимая к себе. Девочка, по-видимому, или получила травму, или сильно испугалась, так как непрерывно плакала. Очевидцами ДТП стали корреспонденты «ЛГ», которые тут же вызвали для пост радавших службу «скорой помощи». ... А неделю назад в селе Троицкое 22-летний липчанин на «Жи гулях» сбил троих детей. Один из них погиб. Следует отметить, что перечисленные дорожно-транспортные происшествия с участием детей случились именно в дни традици онного месячника безопасности движения, который ГИБДД объяви ла перед началом учебного года. От комментариев в пресс-службе управления ГИБДД воздержа лись, сославшись на то, что итоги месячника будут подведены по зднее. Ольга БОЧКОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz