Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
Ядро и баскетбол Чемпионка мира в толкании ядра Надежда Остапчук предпочитает играть в игру великанов — 60 000 долларов. Но хоро шо, если эти деньги от междуна родной федерации получу толь ко к весне. Александр Ванкович М И НС К «ПАС, пас, я под кольцом откры тая!» — прокричала Надя Остап чук своей партнерше по коман де. Получила мяч и от щита от правила его в корзину. Она хоро шо играла в баскетбол, была ре зультативным игроком школьной команды. Надя всегда с легко стью посылала мяч в кольцо... Вы, наверное, подумали, что автор сошел с ума. Какой бас кетбол и Остапчук? Сегодня это имя ассоциируется у всех по клонников спорта исключитель но с толканием ядра. А ведь за ниматься легкой атлетикой На: дя начала всего 10 лет назад, ко гда вовсю уже шла ее баскет больная «карьера»... — Всегда любила баскетбол, занималась им в школе с самого детства. Я вообще была спортив ным ребенком, постоянно крос сы за честь школы бегала, в во лейбольной команде играла. Но ни о чем, кроме баскетбола, все рьез не думала. И вот как-то в 1995 году в очередной раз надо было защищать честь области на соревнованиях по легкой ат летике. Тренер отобрал девочек покрепче, в их числе была и я, и сказал, что мы будем толкать яд ро. Отправились на турнир. Я вы играла с большим преимущест вом. Потом несколько раз сходи ла на тренировки в школе и ре шила заниматься толканием яд ра параллельно с баскетболом. Очень скоро стала показывать хорошие результаты. Поняла, что нужно сосредоточиться на чем-то одном. Выбрала толка ние. Вскоре мой тренер Валерий Оксенчук предложил мне пере браться в брестский УОР. Я-то была двумя руками «за», а вот мама моя категорически не хоте ла отпускать дочку. Мы с трене ром целое лето ее уговаривали. В итоге она сдалась, и я отправи лась в Брест. Атам пошло-поеха- ло... — Надежда, на какой отметке упало ядро после вашего первого в жизни броска 10 лет назад? — За 13 метров толкнула, правда, тогда ядро было легкое, специальное, для детей. — Что вам больше нравится: толка ние или баскетбол? — Определенно баскетбол. Я люблю динамичные, подвижные командные игры. Кстати, когда играю в баскетбол, можно ска зать, что отдыхаю. А в толкании мало интересного. К тому же вид сам по себе очень тяжелый фи зически. — Скажите, а мама после того как вы стали демонстрировать хорошие результаты, по-прежнему была против ваших занятий? — Нет. Она потом всячески меня поддерживала. Мы с ней часто вспоминали, как она тогда своими «добрыми намерения ми» могла преградить мне доро гу в большой спорт. Помню, как- то приехала домой после очеред ного успешного выступления и говорю: «Мама, ты всегда убеж дала меня, что спорт меня не на кормит. Ты ошибалась!» И дейст вительно толкание ядра меня и кормит, и одевает, и обувает, а главное— спорт сделал меня не зависимой. — Неужели у вас настолько шикар ные финансовые условия? — Я бы не сказала. Того, что я заработала за время выступлений, хорошо, если хватит дожить до Пе кина. Ведь жизнь— это не только поесть, попить, приодеться... — Сколько вам причитается за по беду на чемпионате мира? — Ваш вид спорта довольно травмо опасный, есть ли у вас какие-ни будь хронические повреждения? — У меня проблемы с правой стопой и левым коленом. Эти травмы надо лечить на протяже нии целого года. Естественно, в этот период тренироваться нель зя. Поэтому и не ложусь на опе рации, кто его знает, как полу чится восстановиться. Многие после операционного стола во обще карьеру заканчивают. Вот и мучаюсь с ними уже пять лет. Пока терпимо — буду терпеть. — Какие нагрузки приходится пере носить на тренировках? — Тренируюсь примерно по 6 часов в день. За это время прихо дится поднимать в общей сумме по 20 тонн штанги, выполнять около 100 толчков ядра. — Ваш тренер Александр Ефимов работает с олимпийской чемпион кой Яниной Корольчик, какие у вас взаимоотношения? — Нельзя сказать, что мы с ней подруги по жизни. Мы с Яной просто коллеги по работе. — Что помешало воспитаннице Ефи мова Остапчук повторить олимпий ский успех воспитанницы Ефимова Корольчик? — До Олимпиады в Афинах много было внеспортивной суе ты. Тогда был период смены вла сти в федерации. Мне не давали спокойно готовиться. Особенно нервная сложилась ситуация с допинг-контролем. За несколько недель до Игр мне сказали прой ти очередной допинг-тест. При хожу в диспансер, мне дают ба ночку из-под майонеза и предла гают сдать анализ. Естественно, отказалась. Сказала, чтобы пре доставили специальную тару для подобных процедур. Неделю та ры нет, вторую. Вдруг объявля ют, что Остапчук не сдала доп- контроль и не едет на Олимпиа ду. У меня в душе все оборва лось. Я уже плюнула на эти Афи ны, тренировки забросила. А по том позвонили и сказали, что привезли тару. Мой допинг-тест, конечно, дал отрицательную пробу. Я не знаю, кто устраивал эти козни, но врач в диспансере сам был удивлен, что так затяну ли. Ведь, как оказалось, тара по явилась гораздо раньше, чем мне об этом сообщили! Второй причиной моего не лучшего выступления считаю организацию Олимпийских игр. Я два с половиной часа после квалификации просидела на скамейке, ожидая автобус. По том приехала в отель, переоде лась и через час уже вышла на финальную разминку. Если бы белорусская делегация подсуе тилась и нашла какую-нибудь машину для моей перевозки, все могло быть по-другому... Российских спортсменок, на пример, сразу же после квали фикации представители их де легации забрали на специаль ном автобусе и увезли в гости ницу. А мы, как дурни, сидели. К тому же на Олимпиаде я была очень уставшая, а ничего, кроме «золота», не хотела. Пошла ва- банк, решила не размениваться на «серебро» и «бронзу». — В последнее время в вашем виде практически на каждых серьезных соревнованиях участников дисква лифицируют из-за допинга. Вы во обще нервничаете, когда проходите контроль на запрещенные препара ты? — Я всегда спокойна на этих тестах. На воре шапка горит, а мне чего бояться? Леонид Носырев: Не хочу предлагать зрителям «жвачку» ■ Надежде Остапчук нравится играть вбаскетбол, но чемпионкой мира она стала в толкании ядра. Александр Карлюкевич М И Н С К — М О С КВ А ИЗВЕСТНЫЙ художник и режис сер российской мультипликации Леонид НОСЫРЕВ сам для себя и своих работ установил «желез ный занавес». Не берусь судить, хорошо это или плохо, но его мультфильмы на западный эк ран не выходили. «Рыжий, ры жий, конопатый», «Два веселых гуся», «Антошка», «Не любо — не слушай», «Волшебное коль цо» — вот только некоторые из произведений мастера. Впро чем, вероятно, такие мультики на западную действительность не ложатся, а яркие обороты рус ской речи, которыми щеголяют герои фильмов, дословно и по нятно, во всей красе на англий ский язык не перевести. О творческой лаборатории мультипликатора, старых и но вых работах — наш с Леонидом Носыревым разговор. — Леонид Викторович, как вам уда лось совместить в ваших первых ра ботах мультяшную динамичность, скорость и миниатюру, традиции русской росписи? — К тому времени, когда я стал делать фильмы по произве дениям Писахова и Шердина, за плечами уже был какой-то опыт. Первые работы — в журнале «Веселая карусель», который придумали молодые мультипли каторы. А первые самостоятель ные шаги — «Антошка», «Два ве селых гуся», «Хомяк-молчун», «Рыжий, рыжий, конопатый». И только затем — «Вершки-кореш ки». В свое время я закончил фа культет декоративно-прикладно го искусства, учился у знамени того Кудрявцева росписи дере вянной игрушки. Всегда любил крестьянское искусство, кото рое, думаю, искусствоведы не сколько опрометчиво называют примитивным. Роспись обладает особой зрелищностью. Яркость цвета, отсутствие полутонов — в этом есть особая прелесть. — Сказки Писахова имеют глубокие народные корни. Видно, очень не просто «переложить» их на рису нок? — Действительно, они самым тесным образом — и по фактиче скому материалу, и по характеру повествования — связаны с по морскими обычаями. В этом кон тексте в мультфильме «Нелюбо— не слушай», к примеру, получив шем приз за изобразительную роспись, следовало и рисунок, и звук оформлять. Поэтому работе непосредственно над картинка ми к фильму предшествовало долгое изучение северного дере вянного зодчества, северной ар хитектуры. А затем стали бо роться с уже устоявшимися цехо выми технологиями «Союзмульт фильма». Надо было и смешно, озорно все изобразить, и вместе с тем рисованый ряд не должен был дрыгать-прыгать. А это тре бовало многих и многих часов дополнительной работы. К сча стью, в нашей художнической группе царило взаимопонима ние, и общими усилиями чего-то добиться смогли. — А хитреца Антошку, которого все звали копать картошку, вы сами придумали или кто-то подсказал об раз? — Все началось с «Веселой карусели» — мультжурнапа, вок руг которого тусовалось много молодежи — художников, поэ- тов-песенников, сценаристов. Энтин, тогда совсем юный, при нес сценарий по своей же песне. Мне сразу представился Антош ка — этакое безобидное дитя, ко торое, впрочем, если потребует ся, себя в обиду не даст. Дитя с юмором, ленцой, мальчишка, над которым можно не очень зло посмеяться. Важно было через рисунок передать и ритм слов, и ритм музыки. Шаинский оркест ровку писал уже на основе ре жиссерского сценария. И грачо- ский сын. Да и сами рассказчики понимали, очевидно, что созда ют придумку, возводят вымысел в ранг правды. Но ими двигало осознание масштабов личности, понимание степени проникнове ния поэзии Пушкина в сознание народа. В рассказе Шергина — мнение крестьянина, рыбака о гении всей России, а не только пересуды салонных столиц. Точ нее и полнее, лаконичнее и глу биннее лично для меня никто не смог передать Пушкина... Поэто му и мультфильм «Пинежский Пушкин» был самой напряжен ной работой. Тем мне и дорог. — Теперь понимаю, что, кроме фольклора и этнографии, стать «международными» вашим мульт фильмам мешает привязанность их создателя — режиссера и художни ка к слову... — А разве только движение, ритм и видеоряд способны вооб- Если мультик следует реалиям жизни и только, то он становится скучным. В основе мультипликации — волшебство, преображение, нечто удивительное. нок, и подсолнух, под которым лежал, благоденствовал Антош ка, — все придумывалось ради верно избранной Энтиным инто нации. И только после успеха сю жета в «Веселой карусели» поя вился мультфильм «Антошка». — И стал ваш дебют визитной кар точкой... — Как, впрочем, сегодня ви зитной карточкой разных там мыл, зубных паст и прочего, мо жет быть, и не совсем плохого то вара. Но Антошка при чем?! Ве роятно, и мы когда-либо придем к тому, что и практика, и теория в сфере законодательной будут явлениями из области цивилизо ванных взаимоотношений, бли же к честности и порядочности, нежели к беззаконию и воровст ву. Пока же отношение к автор скому праву, а, соответственно, к личности автора — пренебрежи тельное. Доказывать что-либо бесполезно. Проще сражаться с ветряными мельницами. — «Пинежский Пушкин»— ваша анимационная инсценировка рас сказа Бориса Шергина. Поэт в фильме— крестьянский малый, свой парень. На дуэли они с Данте сом стреляются из ружей, а не из пистолетов. Никто на вас не обидел ся за такого Пушкина? — Надо знать предысторию рассказа Шергина. В 1937 году, пожалуй, впервые при советской власти широкомасштабно отме чалась годовщина смерти Пуш кина. А задолго до 100-летия со дня гибели Александра Сергее вича началась подготовка. И пи сатель Борис Шергин за несколь ко лет до 1937-го ездил по Севе ру, Поморью и записывал преда ния, легенды, сказы. Написал на их основе рассказ о Пушкине ус тами крестьян. Да, это все вы думка, что Пушкин — крестьян- ще кино сделать искусством?.. Что касается «прорыва» моих мультфильмов за рамки Союза, России, то вспоминается поезд ка во Францию в 1980 году. Там я показывал «Не любо — не слу шай». Шли субтитры. И зрители, кажется, все хорошо понимали. Важно ведь еще и настроить пуб лику. Или даже важно самой пуб лике настроиться. — Чак Джонс так охарактеризовал мультипликацию:« Анимация — это не иллюзия жизни. Это жизнь!» Вы согласны или готовы поспорить? — В принципе согласиться можно, если подразумевать под жизнью не бытописание, а ду мать, размышлять о действи тельности несколько шире. Но все-таки анимация — это вы мышленное искусство. Если мультик следует реалиям жизни и только, то он становится скуч ным. У мультфильма — другие жанровые возможности, другое поле, нежели у документального кино. В основе — волшебство, преображение, нечто удивитель ное. Буквальное не интересно. Когда приступаешь к мультфиль му, хочется рассказать о чем-то необычном, ярком, питающем твое воображение, способном развить и воображение твоих по тенциальных зрителей. — У вас нет желания реанимиро вать «Антошку», сделать из него се риал? Сегодня это модно... — Я считаю, что мультиплика ция больше предрасположена к штучному характеру производ ства. Да и любая реанимация вряд ли когда-либо лучше старо го и хорошо знакомого. Хотя Ан тошка появлялся еще в фильмах «Два веселых гуся» и «Рыжий, рыжий, конопатый». И в фильме «Фантазер из деревни Угоры» — опять дедуся, Антошка. Но это не ■ Герои мультфильмов Леонида Носырева берут за душу своей народной мудростью. сериал. Герои просто переходят из фильма в фильм. Я старался, чтобы это носило органичный ха рактер. Несомненно, можно бы ло бы раскрутить маховик на 10 — 20 серий. Но лично мне неин тересно предлагать зрителю «жвачку». Показывать по сто раз одно и то же, дробить мысли, мельчить героев, искусственно приспосабливать их к множеству ситуаций — это совсем не приоб ретения, а потери в художествен ном плане. — Как складывается судьба муль типликационного фестиваля «Золо тая рыбка»? — Я сейчас не участвую в этом проекте. Хотя в свое время придумал эмблему фестиваля. Вообще, трудно говорить о дет ском кино, детской мультипли кации... Все это превращено в нечто непонятное. Подходить к искусству, адресованному де тям, с такими же требованиями, как и к взрослому кино, — аб сурд какой-то. Хотя что-то дела ется. Сильнее даже в каком-то плане стали выглядеть регионы. В Новосибирске традицией ста новится фестиваль, который ос новала детская анимационная студия. Меня приглашали про вести мастер-класс. Там и смот рят мультфильмы, и учатся их делать. Сами дети, между про чим. Вырастут, возможно, вос становят, вернут к жизни многие традиции российской мультип ликации. — Почему все-таки сейчас снимают так мало мультфильмов? — Причина на виду. Раньше студия финансировалась на год. Составлялся годовой план. За ранее утверждались проекты ка ждой студии. Сегодня люди, ли шенные возможности зарабаты вать, просто разбежались с «Со юзмультфильма». Потерялось «среднее звено» специалистов, без которого и гениальным ху дожникам не обойтись. Если ре жиссер и раньше мог себе позво лить уйти в «простой», то для «цехов» это непозволительно. Заново, даже если вдруг с неба свалятся необходимые финан сы, создать прежнюю структуру почти невозможно. Для этого нужны годы. Кадры никто не го товит и... Словом, брюзжать мо гу долго. Только что от этого из менится? Фестивали проводят ся, а «кина» нет... — Но сами-то вы все же снимаете... — Поговорю с коллегами о си туации и от грустных мыслей бе гу в работу. Делаю фильм по сти хотворению сибирского поэта Тимофея Белозерова «Лесной плакунчик». Есть такое сущест во — плачет с детьми, успокаи вает их. Привлекла мягкость тек ста, доброта, от стихотворных строк веет покоем. Думаю, что сегодня побольше именно таких тем разрабатывать следует — мягких, человечных, добрых. Мир еще будет им аплодировать В белорусской столице прошли мастер-классы российских мастеров искусств культура Ирина Завадская М И НС К ИЗ УЧЕБНОГО зала выскочила девушка с сияющими глазами: — Пообщаться с таким чело веком! Он же гений! Эту восторженность ей можно было простить. И понять — сту дентка Брестского музыкального колледжа Юлия Переу только что прошла мастер-класс профессо ра Московской консерватории знаменитого Андрея Диева, чье имя в исполнительском каталоге фирмы «Стейнвей» стоит рядом с именами Рихтера, Рахманинова, Гилельса и других легендарных пианистов. Обучая юных белорус ских музыкантов умению чувство вать инструмент, Андрей Борисо вич никакой тайны из процесса передачи своего уникального ис полнительского опыта не делает — все его занятия проходят с мак симально возможным количест вом публики, которую только спо собен вместить класс Республи канского учебного комплекса гим назии-колледжа при Белорусской государственной академии музы ки. Это отдельное шоу даже для тех, в чьей биографии музыкаль ной школы так и не случилось. По казывая ученику, как можно сыг рать тот или иной отрывок (при этом каждый раз инструменту Ди ева звучит по-разному), маэстро неподражаемо жестикулирует и отпускает остроумные замеча ния. Публика следит за процес сом, затаив дыхание... Впрочем, на уроках других именитых российских педагогов, чьи мастер-классы в программе Года России в Беларуси едва ли не полгода интриговали поклон ников серьезного искусства, про исходило все то же самое. Этого события ждали. Причем не только потенциальные ученики, прибыв шие в Минск ради такого случая из самых разных белорусских го родов. Публики мастер-классы собирали не меньше, чем концер ты, проходившие в Белгосфилар- монии. Еще бы, когда можно «живьем» увидеть и услышать ви олончелиста с мировым именем Кирилла Родина или первую скрипку Московской филармонии Татьяну Беркуль, лично пооб щаться с худруком знаменитого скрипичного квартета им. Чайков ского Александрой Францевой и, может быть, впервые в жизни осознать, насколько многогран ными могут быть барабаны, посе тив урок крупнейшего авторитета в этой области, создателя единст венного в Европе ансамбля удар ных Марка Пекарского... В Акаде мии искусств прошли не менее от крытые и откровенные уроки на родного художника России Вале рия Малолеткова, чьи декоратив ные произведения хранятся в крупнейших музеях и галереях мира. Новые ученики признанно го графика и керамиста работали вдохновенно и оперативно. И вы ставка, и отчетный концерт про шли успешно— все участники ма стер-классов получили соответст вующие сертификаты. — У вас много талантливых ребят. Ябы с удовольствием при ехал в Минск еще раз, — говорит маэстро Диев. — Никаких барье ров в творческом общении! Не то, что в Японии... Яудивлена: — Но ведь Япония сейчас, по жалуй, как никакая другая стра на фанатично увлечена акаде мическим искусством... Маэстро снисходительно улы бается: — Фанатизм — не лучшее ка чество для передачи романтики классической музыки, для уме ния ее чувствовать... Россия и Бе ларусь — это все-таки одна куль тура, и на симфонические кон церты люди ходят здесь в основ ном после трудового дня, а не по сле сытного ужина в ресторане... Действительно, увлечение серьезным искусством модой у нас не назовешь. Не массово, зато глубоко. У этих ребят, выросших в семьяхтех, кто посещает верниса жи и симфонические концерты по сле трудового дня, настоящая му зыка или живопись — естествен ная потребность. Конечно, у них есть свои достойные педагоги. Но возможность пройти мастер-класс у тех, чьи имена знает весь мир, — дополнительный бонус и хороший стимул. Ведь в идеале всякий уче ник стремится превзойти своего педагога. А творческая молодежь ой какая честолюбивая... ■ Профессор Московской консерватории Андрей Диев дает мастер-класс студентке Брестского музыкального колледжа Юлии Переу. 25 — 31 августа в нашей истории календарь Схватки боевые 26 августа , 60 лет назад, со ветские войска завершили осво бождение Южного Сахалина от японских захватчиков. 30 августа, 760 лет назад, князь Даниил Галицкий одержал победу над объединенными си лами польских и венгерских ры царей в Ярославской битве. 30 августа, 305 лет назад, на чалась Северная война между Россией и Швецией за выход к Балтийскому морю, в которой шведская армия потерпела по ражение от русских воинов. В этот же день 21 год спустя был подписан договор со Швецией «о вечном, истинном и нерушимом мире», закрепивший победу Рос сии в этой войне. «Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!..» Сражение произошло 26 ав густа (ст. ст.). После битвы Напо леон сказал с горечью: «Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наимень ший успех». Впервые в стране и мире 27 августа , 115 лет назад, в Петербургской консерватории состоялся Первый международ ный конкурс пианистов и компо зиторов «на музыкальные пре мии Антона Рубинштейна», по ложивший начало традиции про ведения регулярных музыкаль ных состязаний. 50 лет назад в этот день в Ве ликобритании вышло в свет пер вое издание Книги рекордов Гин несса. 28 августа 1910 года старто вал первый автопробег на авто мобилях «Руссо-Балт» по марш руту Петербург— Неаполь. 29 августа, 75 лет назад, в Со ветском Союзе впервые осуще ствлена дозаправка самолета в воздухе. 31 августа в московских Со кольниках начал работать пер вый в мире вещательный корот коволновый передатчик мощно стью 1кВт. Это было ровно 80 лет назад. Герои и подвиги 25 августа, 30 лет назад, в бе лорусском городе Жодино от крыт монумент в честь матери- патриотки. Прообразом послу жила местная жительница А. Ку приянова, все пять сыновей кото рой погибли в боях с немецко- фашистскими оккупантами. 26 августа, 90 лет назад, ро дился Б. Сафонов, легендарный советский морской летчик-севе- роморец времен Великой Отече ственной войны, дважды Герой Советского Союза. Он совершил 234 боевых вылета, сбил лично 30 и в группе — 3 самолета про тивника. Рубрику ведет Владимир Потапенко. «СОЮЗ.Беларусь-Россия» Периодическое изданиеСоветаМинистров Союзного государства Газетазарегистрирована вМинистерстве поделам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РоссийскойФедерации 10 марта2000 года. Регистрационный №77-1880. Тиражпо РФ: 299186 Тиражпо РБ: 503174 Тираж«СОЮЗа.Беларусь— Россия» в РФ и РБ: 802360 Шеф-редактор А.И. Батыгин (Москва) Первый заместитель шеф-редактора А.М. Таранда (Минск) Адрес редакции «СОЮЗа. Беларусь— Россия»: Москва, А-40, ГСП-3125993, улица Правды, 24. Телефон: 257-5787Факс: 257-5787 Е- таН: Егтакома@гд.ш Адрес редакции газеты «Советская Белоруссия»: Республика Беларусь, 220013, Минск, улица Б. Хмельницкого, 10а. Тел. и факс: 232-1432 Издательство: ЗАО «Информационно-издательский концерн «Российская газета» Адрес: Москва, А-40, ГСП-3125993, ул. Правды, 24. Тел. 257-53-62. Издательство «Советской Белоруссии»: Белорусский Дом печати, КИПУП «Сож». ОТПЕЧАТАНО в 000 «Объединенный издательский дом «Медиа-Пресса». Адрес: 125865, ГСП, Москва-137, ул. Правды, 24. Распространяется по всем подписным индексам: «Российской газеты»:50202,32184,40942,40913,40924, 40945,38286,41591.«Советская Белоруссия»: 63889. По графику: 16.00 Номер подписан: 16.00. •СОЮЗ.Беларусь- Россия»печатаетсявАрхангельске,Владивостоке, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге,Иркутске, Казани, Калининграде, Кемерове, Краснодаре, Красноярске,МинеральныхВодах, Москве, Мурманске, НижнемНовгороде,Новосибирске,Омске,Оренбурге,Пензе,Перми, Ростове-на-Дону,Санкт-Петербурге,Самаре,Саратове,Тюмени,Ульяновске,Уфе,Чебоксарах, Челябинске. «СоветскаяБелоруссия»печатаетсявг.Минске, Гомеле.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz