Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

ПОДЫТОЖИМ?: ТОЛЬКО НЕ НАДО ПРО «МИРОВУЮ ТЕНДЕНЦИЮ»! ПОЧЕМУ В НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ РОССИИ РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ НА БЕНЗИН РАСТУТ КАК НА ДРОЖЖАХ? Рекордные котировки нефти во всем мире привели к тому, что цены на автомобильное то­ пливо повсеместно взлетели до небес. Если брать аналог Аи-95, то по Америке они в среднем перевалили за 2,2 доллара за галлон (галлон равен 3,78 лит­ ра), по Европе - за 1,8 евро за галлон, по России - 15 рублей за литр. Однако везде власти пыта­ ются облегчить жизнь гражда­ нам. Кроме России. У нас в от­ вет на возгласы автовладельцев из высоких кабинетов доносит­ ся одно: это, мол, естественный процесс, хватит кататься на ха­ ляву... Далеко не всем американ­ цам теперь по карману пере­ двигаться на собственной ма­ шине. Это до такой степени серьезно, что Федеральная ре­ зервная система (аналог наше­ го Центробанка) устами своего шефа Алана Гринспена заяви­ ла о комплексе мер по смягче­ нию удара по карманам авто­ владельцев. Отныне в Америке запрещено устанавливать про­ извольные цены на топливо вне зависимости от штата. Если раньше разница стоимости бензина „между, скажем, Огайо и Нью-Йорком достигала 15 процентов (продавцы ориенти­ ровались на уровень доходов), то сейчас это попросту невоз­ можно - правительство следит за автозаправками с помощью полиции и ФБР. А также ведет переговоры с топливными трейдерами - на предмет компенсации им воз­ можных убытков вследствие за­ мораживания розничных цен. То есть власти США, опасаясь самых серьезных претензий со стороны общественных органи­ заций и Конгресса, готовы рас­ кошелиться, лишь бы розничные цены не росли и дальше. А тут еще и всплеск специфической преступности: автолюбители взяли моду заправляться на АЗС и уезжать, не расплатив­ Компании - владельцы сетей АЗС в России (ТНК, «Лукойл», «Сибнефть», ВР и так далее) ут­ верждают, что оптовые цены на бензин, которые им диктуют по­ ставщики, не позволяют им не то что снижать цены, а даже держать их на стабильном уровне. Одновременно постав­ щики заявляют, что они вклады­ вают миллиарды долларов в «строительство нового государ­ ства» (мы, граждане, его не ви­ дим, хотя в нем живем), поэтому должны хоть как-то зарабаты­ вать на жизнь. А правительство (в частности, Герман Греф) с грустным видом вещает, что тенденция к росту цен на бен­ зин, конечно, прискорбна, но это мировая проблема... А какого, собственно, рожна правительство, нефтедобываю­ щие компании и крупнейшие владельцы АЗС ссылаются друг на друга? Ведь, по официаль­ ной статистике, 84 процента . акций нефтедобывающих ком- х паний России принадлежит го- о сударству. И те же нефтедобыт- ? чики «держат» сети АЗС. То | есть, по сути, российское пра­ вительство, которое что-то там встроит (несмотря на вопли на- Ценник - как в Европе, а зарплата - российская. шись, к тому же в течение авгу­ ста было зафиксировано 53 случая угона бензовозов. Па­ раллельно Федеральная ре­ зервная система заявила, что будет выплачивать компенсации владельцам малолитражек и ав­ томобилей с дизельным двига­ телем... Евросоюз, измученный топ­ ливным кризисом и внутренни­ ми неурядицами, не смог позво­ лить себе никаких дополнитель­ ных выплат автовладельцам. Максимум, на что хватило по­ роху комиссарам Единой Евро­ пы, - это пакетный договор с крупнейшими трейдерами реги­ онов (в первую очередь с ком­ панией «ВР») о погашении раз­ ницы в оптовых ценах до конца 2005 года. Само собой, в об­ мен на разумную политику в области розничных цен. И за это от европейцев спасибо. Прямо противоположная картина наблюдается в России. Несмотря на то что наша стра­ на является нефтяным донором, розничные цены на бензин по сравнению с началом 2004 го­ да у нас повысились на 33 про­ цента. Родное правительство вместо того, чтобы работать с трейдерами и сдерживать рост бензиновых цен р помощью компенсаций из Стабилизаци­ онного фонда, решительно иг­ норирует проблему. Время от времени важные лица (вплоть до президента) с озабоченным видом сетуют по поводу оче­ редного подорожания бензина, призывают нефтяных олигархов «проявить социальную ответст­ венность» - и те в ответ заверя­ ют, что. не будут повышать цены на бензин. Но через неделю вы приезжаете на заправку и ви­ дите совсем другие ценники. Вот и сейчас СМИ просто бурлят заявлениями Кабинета министров и глав ведущих ком­ паний насчет цен на бензин. ЭКО-НОВОСТЬ КИНО ПРО ГАЗ Целую неделю на предпри­ ятиях «Уренгойгазпрома» ра­ ботала немецкая телекомпа­ ния «ВауепзсЬег Кыпс1Ьпк», снимающая фильм о добыче природного газа в Сибири. 45-минутная лента выйдет под названием «Огонь из вечного льда». Она должна, по задум­ ке авторов, рассказать о том, как непросто достается «голу­ бое топливо» российским га­ зовикам. Фильм будет транс­ лироваться не только в Гер­ мании, но и в ряде других стран Европы. Татьяна ТРОФИМОВА. НОВЫЙ УРЕНГОЙ. КОТТЕДЖИ ДЛЯ СЕВЕРА На смену стоящим в Мур­ манске высоткам приходят коттеджи. В черте города на­ чалось строительство коттедж­ ного поселка. Дома, рассчи­ танные на одну семью, возво­ дятся из готовых конструкций. Василий БЕЛОУСОВ. МУРМАНСК. =Т0ЧКА НА КАРТЕ= 2 селения), само добывает нефть, о А 'г ' 5 перерабатывает и перегоняет е ее, имеет в итоге бензин и про­ дает его на внутреннем рынке. И при этом у нас бензин стрит уже дороже, чем в США, хотя средний уровень доходов меж­ ду странами разнится чуть ли в не 2000 процентов. Тенденция эта едва ли по­ правится в нашу с вами пользу. Главному собственнику нефти - государству - нет резона сни­ жать розничные цены на бен­ зин. Дешевле набивать Стаби­ лизационный фонд нефтедолла­ рами, а населению разъяснять что-то про мировые тенденции. И что пешком гулять гораздо полезнее для здоровья, чем ез­ дить на машине. ер1 | без мигалок в 2-3 ше». раза доль- ПУТЬ К ОЛИМПИАДЕ ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ ТОННЕЛЬ Состоялось торжественное открытие тоннеля и реконстру­ ированной автомобильной до­ роги Адлер - Красная Поляна. Принимать работу строителей приехали министр транспорта РФ Игорь Левитин, полпред президента РФ Дмитрий Козак, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, а так­ же члены заявочного комитета по проведению Зимней Олим­ пиады «Сочи-2014». Строите­ ли вручили мэру города Викто­ ру Колодяжному символиче­ ский ключ от тоннеля. По сло­ вам исполнительного директо­ ра заявочного комитета «Со­ чи-2014» олимпийского чемпи­ она Дмитрия Сватковского, от­ крытие тоннеля по дороге на Красную Поляну показывает, насколько серьезно относятся федеральные и местные власти к развитию этой территории. «Тоннель на олимпийской трас­ се горно-морского комплекса Красная Поляна - это первый шаг Сочи на пути к Олимпиаде 2014 года», - говорит Дмитрий Сватковский. Татьяна КУЛИК. СОЧИ. ш НА КУЛИ КО ВОМ ПОЛЕ БИТВА БЫЛА Тульские археологи раско­ пали на Куликовом поле же­ лезный наконечник от древнего копья. Находка настолько об­ радовала ученых, что они не­ медленно отправили ее в Мо­ скву. Что, в общем-то, понятно: в последние годы скептики ут­ верждают, что Куликовская битва - миф, а если она и бы­ ла, то на окраине нынешней Москвы. Теперь скептикам на­ несен удар. Мал наконечник, да дорог. Между прочим, в старину железо было дорогое, поэтому предки его берегли. После боя собирали и уносили *■. с собой каждый меч и кольчугу. Сейчас тоже уносят все, что плохо лежит. Но во «Вторсы­ рье»... Владислав АНИКЕЕВ. ТУЛА. . ПРОСТЫЕ РАДОСТИ ■ СЕРГЕЯ МИРОНОВА Умение радоваться про -1 I стым человеческим радостям I в всегда отличало спикерав I Совета Федерации Сергея I Миронова: «Сегодня на метро я дое- _ | хал от «Парка Победы» до | . «Чеховской» за 22 минуты. . | На машине с мигалкой мож -1 . но проехать то же расстоя-. | ние за то же в емя. А вот | ОЧЕНЬ НЕСКОРАЯ ПОМОЩЬ Роковым стал для «Скорой помощи» в Ростове Ярослав­ ской области самый обычный техосмотр. Из четырех машин, имевшихся в распоряжении до­ кторов, две забраковали сот­ рудники. ГИБДД, объявив их опасными для врачей и пациен­ тов. Да и две оставшиеся каре­ ты дышат на ладан. Два дрях­ лых «уазика» на крупный город - это очень мало, что уже по­ чувствовали жители Ростова. Но на все жалобы им совету­ ют при острых приступах доби­ раться до больницы на своем транспорте или на такси. Ольга Я РЦ ЕВ Д Р Ярославская область. ЧУКЧИ НАУЧАТ ИНДЕЙЦЕВ ОХОТЕ НА КИТА I Р.5. А теплой водки с со- 1 1 леным огурцом не пробова- ■ ли, Сергей Михайлович? Эф -1 1 фект тот_же, «Чивас Филипп НЕВЕРОВ. |^< Ч Т О О Т В И С К И I Ригал» со льдом и I маслиной. Морские охотники чукотско­ го села Лорино поделятся сво­ им опытом китобойного про­ мысла с североамериканскими индейцами племени Мако. Лю­ бопытно, что последним прак­ тически заново придется пости­ гать эти навыки, утерянные из- за долголетнего запрета на охоту. Теперь же, когда запрет снят, Международная китобой­ ная комиссия предоставила племени возможность учиться добывать кита у лучших мор­ ских охотников. Таковыми, по мнению экспертов, и являются лоринские зверобои, из поко­ ления в поколение передаю­ щие секреты этой охоты. Они перерыв в старинном промыс­ ле не делали. Виктор ДРАГУН. АНАДЫРЬ. КРАЙ ЗЕМЛИ: ПРИ КАМБУЗЕ ДАЖЕ В АРКТИКЕ ХОРОШ О В АРКТИКУ ОТПРАВИЛИСЬ 11 ПОЛЯРНИКОВ ИЗ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Им предстоит перелет в Певск, а затем на вертолетах - дорога до «Академика Федоро­ ва», отправившегося--в плава­ ние еще в середине июля и со­ бравшегося пройти географи­ ческую точку Северного полю­ са. Напомним, что СП-33 нача­ ла работу в прошлом году. Экспедиции (10 из 12 полярни­ ков - петербуржцы) предстоял долгий переход и поиски подхо­ дящей льдины. Для этого при­ шлось обследовать многие ты­ сячи километров площади Се­ верного Ледовитого океана - от 81 до 86-й параллели. Льды оказывались слишком тонкими. Может, из-за необыч­ ной «жары» (вместо привычных 10-15 градусов мороза темпе­ ратура воздуха в Арктике не опускалась ниже минус 7). По­ лярники отчаялись. Каждый день они летали на вертолетах на ледовую разведку. Наконец, за дело взялось начальство - дире­ ктор НИИ Арктики и Антаркти­ ки Иван Фролов. Именно ему и повезло. Уже через полтора ча­ са экипаж Ми-8 отрапортовал­ ся на «Академик Федоров» об успехе. Льдина нашлась бук­ вально в 26 милях от корабля. Работа русских на Север­ ном полюсе, напомним, была возобновлена в позапрошлом году, через 12 лет после ухода из Арктики. Станции закрылись во время перестройки. Но Ге­ рой Советского Союза, прези­ дент Ассоциации полярников и видный депутат Артур Чилинга­ ров сумел убедить правительст­ во вновь заняться «шапкой пла­ неты». СП-32 была открыта за счет спонсоров. СП-33 - «на совести» нашего руководства. С собой зимовщики привезли кучу всяческого добра - 1500 бочек топлива, два трактора, снегоход, 20 зимовочных доми­ ков, продукты, книги, компьюте­ ры. Общий вес груза тянул на 500 тонн. Но найти подходящую льди­ ну было нелегко. Когда она «гнилая», торосы могут смять оборудование и домики. Люди к этому привыкают. Никто из полярников с СП-32, которых возили на вертолетах (одним из них управлял питерский ас Ва­ дим Базыкин), на обстоятельст­ ва не жаловался. Чилингаров, лично полетевший на выручку ученым, заявил, что каждый-из полярников и пилотов достоин Звезды Героя. Звезд никому не дали. Но никто не обиделся. Героями эти мужики себя не считают, пото­ му что живут в вечном ожида­ нии разломов. Никто не знает, где пройдет трещина - в сторо­ не или прямо под твоим домом. Новый научный поселок раз­ местили у восточного хребта Ломоносова - место новое, для науки малоизвестное и потому особо интересное. Пока океа­ нологи занимались бытовухой - строительством размеченной флажками трассы и аэродрома, крепежом, рядом носилось «страшное оружие против бе­ лых медведей» - три полярные лайки двух с половиной месяцев отроду. Одного из щенков едва было «не приватизировал» ка­ питан «Академика Федорова» Валерий Викторов - мол, пусть останется на борту. Но началь­ ник экспедиции СП-33 Алексей Висневский (он же работал и на СП-32) вцепился в собачен- цию мертвой хваткой. Его при­ меру последовал повар Евгений Новохатский. Он обнял крепко­ го рыжего щенка, тут же назвал его Диксоном и заявил, что его любимец будет жить и харче­ ваться у камбуза самыми лако­ мыми кусками. Надо полагать, что за это время Диксон серьезно приба­ вил в весе. Работа СП-33 рас­ считана на 1,5-2 года. Сотруд­ ники Института Арктики и Ан­ тарктики наметили для себя ог­ ромный объем работы. Теперь им предстоит смениться и вы­ брать другую льдину - давешняя резко уменьшилась в размерах. И продолжить океанографиче­ ские исследования, наблюдение за погодой. А также изучить шельф Ледовитого океана, бо­ гатый полезными ископаемыми. - Россия будет прирастать Севером! - заявил Иван Фро ­ лов. Цитата из Ломоносова оказалась неточна, но убеди­ тельна. Дмитрий ПОГОДИН. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ' ~ т • ..~ - - г г - - - - - ; ; ; ■^ТГПГг'тГигм*.... .>*>*•*■, •■т ■ . ПОСТОРОННИМ ВХОД РАЗРЕШЕН АТОМОХОДЫ: СУХОЙ ОСТАТОК КАК БУДУТ ХОРОНИТЬ РЕАКТОРНЫЕ ОТСЕКИ ОТСЛУЖИВШИХ ПОДВОДНЫХ КРЕЙСЕРОВ А полярников уже ждут.. С егодня уже не припомнить, от кого и когда в первый раз услы­ шал про Сайда-губу. Про закрытое для посторонних место, куда со всего Севера свозят реакторные отсеки под­ водных лодок - то, что остается после их утилизации. А вот день на зыбкой границе с полярной ночью, когда до­ велось воочию увидеть эти многотон­ ные обрубки, вмерзшие в лед и зане­ сенные снегом, прочно врезался в па­ мять. Может, потому, что очень уж конт­ растировала открывшаяся панорама с картинкой похожего по назначению места в далеком от Кольского полу­ острова штате Вашингтон на Тихооке­ анском побережье США. Там, на тер­ ритории Хэнфордского ядерного ком­ плекса, в рукотворном котловане, давным-давно оборудована специаль­ ная площадка для приема и хранения выслуживших срок реакторных отсе­ ков американских АПЛ. Журналистов из России - с телекамерой и фотоап­ паратами - без особых проблем допу­ стили на этот, как оказалось, совсем не секретный объект, хотя он и не значился в нашей программе. Попасть в Сайда-губу я смог лишь десять лет спустя - в начале марте 2003 года, и то лишь благодаря им­ пульсивному решению Павла Стебли­ на, тогдашнего директора СРЗ «Нер­ па». Как и во многих схожих ситуаци­ ях, скрывали от посторонних глаз во­ все не военные и государственные се­ креты, а нашу разруху и бедность - неизбежное следствие былой расточи­ тельности, временных схем и отложен­ ных решений. Губа Сайда, с недавних пор именуемая в документах «пунктом длительного хранения» (ПДХ), а в соз­ нании моряков-североморцев ставшая просто кладбищем атомоходов, на ка­ кое-то время сняла у начальства ост­ рую головную боль - куда девать не подлежащие утилизации части АПЛ, но сам вопрос - что делать с реактор­ ными отсеками? - оставила открытым.' В разные годы идеи и проекты вы­ двигались разные: от примитивного и дешевого, но варварского по сути за­ топления в море (такие прецеденты, увы, были) до очень трудоемкого и до­ рогостоящего размещения этих отсе­ ков в глубоких скальных выработках (их создавали как базы-укрытия для атом­ ных подводных лодок в период совет­ ско-американского помешательства на различных сценариях ядерной войны). Ссылки на опыт США, где реализова­ ли внешне простой и разумный, если смотреть на соотношение «затраты - эффективность», вариант, долгое вре­ мя вызывали у наших специалистов, гражданских и военных, только раздра­ жение. При этом одни ссылались на то, что у нас, как водится, нет денег на со­ здание необходимых подъемных и транспортных устройств. Другие пуска­ лись в наукообразные рассуждения о том, что климатические условия в Хэн­ форде и на Кольском полуострове сильно отличаются: у них тепло и сухо, а у нас морозы и дожди... Словом, годы шли, а воз лишь дер­ гали из стороны в сторону, но с мес­ та он не сдвинулся, первые целена­ правленные подвижки и хоть какая-то определенность наметились после вы­ хода в 1998 году постановления пра­ вительства о передаче из ВМФ в Минатом всех функций по утилизации АПЛ, обращению с отработанным ядерным топливом и радиоактивными отходами. У же в 99-м году мы определи­ лись с приоритетами, - пере­ кидывает мостик из прошлого в день сегодняшний Виктор Ахунов, руково­ - • " ' ' ' " ' . Некогда грозные подводные крейсеры остаются «угрозой миру» и после своего последнего похода. дитель вновь образованного в цент­ ральном аппарате атомного ведомст­ ва управления экологии и вывода из эксплуатации ядерных и радиационно­ опасных объектов. - На первом этапе самой острой проблемой была вы­ грузка ядерного топлива из подводных лодок, давно находящихся в отстое, и увеличение темпов утилизации вооб­ ще. Сейчас уже больше половины АПЛ, выведенных из боевого состава, утилизированы. На Кольском полуост­ рове и в Северодвинске, где базиру­ ются корабли Северного флота, из 117 отслуживших атомоходов 70 АПЛ ликвидированы как военные объекты и как объекты ядерно-опасные. К 2010 - 2012 годам, по нашим прогнозам, мо­ гут быть утилизированы все списанные АПЛ - на Северном и Тихоокеанском флотах, в том числе и те, которые бу­ дут выводиться в ближайшие пять лет. - Однако была и все еще остается, как я понимаю, проблема реакторных отсеков? - Да, это так. Пока что мы вынуж­ дены утилизировать лодки не до кон­ ца и по не очень оптимальной техно­ логии... Это связано с тем, признает Вик­ тор Ахунов, что изначально было ре­ шено содержать вырезанные отсеки на плаву. По этой схеме вместе с цен­ тральным - реакторным отсеком - вы­ резались как минимум два смежных, чтобы обеспечить плавучесть всей конструкции. В результате получался очень громоздкий и неподъемный трехотсечный блок. Между тем в США и Франции, где тоже занимаются ути­ лизацией атомных лодок, вырезают только один реакторный отсек и раз­ мещают его для длительной выдержки на берегу. По оценкам специалистов, за 70 лет в результате естественного распада радиоактивность уменьшится настолько, что можно будет утилизи­ ровать и этот отсек. Таким образом, задача - обеспечить его безопасное и контролируемое хранение на протя­ жении нескольких десятилетий. - И надежней всего это достигает­ ся на берегу? - Конечно, - соглашается мой собе­ седник. - Ведь морская среда более' агрессивна. Но чтобы выбраться с во­ ды на сушу, требуются серьезные подъемные и транспортные механиз­ мы. Вес реакторного отсека, даже ес­ ли отрезать от него два смежных, мо­ жет достигать 1600 тонн. Но и эта за­ дача теперь решаема. В 2000 году по нашему заказу был разработан про­ ект берегового пункта длительного хранения реакторных отсеков в губе Сайда на Кольском полуострове. Аналогичный проект был сделан для Тихоокеанского флота - в бухте Раз­ бойник. Технико-экономическое обоснова­ ние только одного объекта - в губе Сайда - показывало, что обойдется он недешево. Если направить сюда только наши внутренние возможно­ сти, пришлось бы остановить на три года все работы по утилизации лодок. На это пойти не могли, стали искать внешние источники финансирования. И когда после встречи лидеров «вось­ мерки» в Кананаскисе родилась про­ грамма «Глобальное партнерство», к этому проекту подключилась Герма­ ния. - Немцы сами вызвались? - Было так, - восстанавливает хро­ нологию событий Виктор Ахунов. - Осенью 2002 года мы предложили им рассмотреть проект под названием «Безопасное обращение с реактор­ ными отсеками утилизированных атомных подводных лодок в Северном регионе». Он состоял из трех частей. И наши партнеры это приняли. Пер­ вая составляющая - подготовка одно­ отсечных реакторных блоков на заво­ де «Нерпа» в Мурманской области. Предусматривалось дооснащение за­ вода необходимой инфраструктурой. Вторая часть - транспорт для пере­ правки подготовленных одноотсечных блоков в губу Сайда - это 16 морских миль от завода по Кольскому заливу. И третья часть - вся необходимая бе­ реговая инфраструктура в губе Сай­ да, включая саму площадку для долго­ временного хранения отсеков и дру­ гих радиационно опасных объектов. В октябре 2003 года, во время ра­ бочей встречи и межгосударственных консультаций президента России Вла­ димира Путина и канцлера Германии Герхарда Шредера, в Екатеринбурге было подписано соответствующее российско-германское соглашение, а для его практического воплощения со­ зданы технический и управляющий ко­ митеты - на двухсторонней межведом­ ственной основе. Вместе с фирмой «Энергиверке Норд ЕУУЫ», выступаю­ щей заказчиком проекта с герман­ ской стороны, его реализацией вплот­ ную занялись специалисты РНЦ «Кур­ чатовский институт» и судоремонтного завода «Нерпа». - В какую сумму выливались пред­ полагаемые затраты? - Первоначально ориентировались на 250-300 миллионов евро, - осто­ рожничает с цифрами Ахунов. - Но жизнь, как правило, корректирует предварительные расчеты. Д есятого июля 2004 года на ме­ сте проектируемого берегово­ го хранилища отсеков в губе Сайда был установлен памятный знак - в символической церемонии принимала участие представительная делегация из Германии. Определились участни­ ки, источники финансирования, основ­ ные этапы и сроки реализации проек­ та. Однако то, о чем с осторожно­ стью говорил при нашей встрече Вик­ тор Ахунов, проявилось уже на стадии изыскательских работ и при согласо­ вании других принципиальных пози­ ций. Как признался журналистам заме­ ститель главы Росатома Сергей Анти­ пов, принимавший участие в послед­ нем по времени заседании россий­ ско-германского управляющего коми­ тета, «гладко было на бумаге, да за­ были про овраги». По его словам, ос­ ложнения возникли с началом углуб­ ленных геологических изысканий и при топографической съемке. Пло­ щадка на берегу губы Сайда, вы­ бранная для размещения объекта, оказалась весьма сложной в геологи­ ческом отношении, в связи с чем «объем работ весьма значительно увеличился». Как вывод - произошло удорожание проекта, а сроки его ре­ ализации сдвинулись. Но от намечен­ ной цели - уже в нынешнем году сдать пусковой комплекс - партнеры не от­ казались. Только прежде это намеча­ лось сделать в сентябре, а по скор­ ректированному графику отнесено на ноябрь. Сейчас на объекте организована трехсменная работа, привлечено дос­ таточное количество людей и техники. Партнеры с немецкой стороны не только обеспечивают финансирова-. ние, но и поставили на объект самую современную технику - японские буль­ дозеры, немецкие самосвалы, швед­ ские специальные машины. Как уверя­ ет Сергей Антипов, другую подобную строительную площадку - с такими темпами, такой техникой и такими объемами работ - сегодня трудно отыскать в России. Первая очередь ПДХ рассчитана на 30-40 реакторных отсеков, а весь сооружаемый комплекс в губе Сайда - на 120 отсеков. Здесь же, на специ­ ально сооружаемой стапельной пли­ те, предполагается выдерживать от­ служившие срок (или аварийные) ко­ рабли и суда технологического обслу­ живания, а их набирается несколько десятков, включая танкеры для транс­ портировки жидких радиоактивных от­ ходов, плавмастерские, перегрузчики ядерных реакторов АПЛ и атомных ледоколов. Успеют ли в этом году, как ожида­ лось, поставить «на твердое основа­ ние» хотя бы несколько реакторных отсеков, уверенно сказать нельзя. Да­ же если все будет готово на берегу, могут возникнуть проблемы с морским этапом операции - докованием и пе­ ревозкой уже подготовленных отсеков со стапелей «Нерпы» к месту долго­ временного хранения в Сайда-губу. Ведь ноябрь в Заполярье - это штор­ ма, ранние морозы и полярная ночь. Но педантичные немцы, приученные к точности и приучающие к этому своих российских партнеров, уже определи­ ли День «икс» - восемнадцатое нояб­ ря. Александр ЕМЕЛЬЯНЕНКОВ. А

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz