Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Святая к музыке любовь Год культуры России в Беларуси продолжат «мастер-классы» продолжаем тему Алексей Балиев МОСКВА — МИНСК В РАМКАХ мероприятий Года культуры России в Беларуси с 15 по 21 августа в Минске состоятся «мастер-классы» 50 российских музыкантов и педагогов. Взаим­ ные «десанты» деятелей музы­ кальной культуры и юных талан­ тов в союзном государстве прохо­ дят с 1990-х годов. Руководитель российской де­ легации — народный артист РФ, доцент Московской консервато­ рии им. Чайковского пианист Анд­ рей ДИЕВ. Его сольный концерт состоится в Малом зале Белорус­ ской консерватории им. Григория Ширмы. Всего в этих мероприяти­ ях участвуют 10 музыкальных уч­ реждений Беларуси. Уроки мас­ терства даются россиянами по шести специальностям — форте­ пиано, скрипка, альт, виолончель, ударные инструменты и музыка в изобразительном искусстве. Многие мероприятия нынешнего сезона российских «мастер-клас­ сов» в Беларуси будуттранслиро­ вать местные телевидение и ра­ дио. В средних и высших музыкаль­ ных учебных заведениях Москвы ныне обучаются свыше 500 бело­ русских граждан, там же ежегод­ но стажируются около 100 музы­ кантов из Беларуси. Документы, подтверждающие музыкальное образование в России и Белару­ си, идентичны, так что «союзное музыкальное пространство» из­ бавлено от юридических и про­ фессиональных препятствий. Важно и то, что классическая, в том числе симфоническая музыка постоянно присутствует в теле- и радиоэфире Беларуси. А во-вто­ рых, — в республике запрещено использовать фонограмму (кроме оркестрового или инструменталь­ ного сопровождения солиста) в «живых» музыкальных мероприя­ тиях. Тем временем в большинст­ ве стран СНГ «фанера», увы, обосновывается и в симфониче­ ских концертах... Российские музыканты-препо­ даватели Московской консерва­ тории — организаторы и постоян­ ные участники не только «мастер- классов» в Беларуси, но многих музыкальных фестивалей в этой республике. Среди них— Алексей ПАРШИН, профессор кафедры органа и клавесина, заслуженный артист РФ. С 1990-х годов именно по его инициативе регулярно про­ водится конкурс молодых органи­ стов в Софийском Соборе бело­ русского Полоцка. Кроме того, именно белорус­ ские и российские музыканты фа­ ктически основали мероприятия, посвященные многим композито­ рам. Так, юные пианисты из 50 го­ родов России и Беларуси с 1995 года регулярно встречаются в Пя­ тигорске на конкурсе памяти В. Сафонова — выдающегося рос­ сийского композитора, исполни­ теля и педагога, современника Скрябина, Глазунова, Стравин­ ского, Рахманинова, Черепнина. Руководитель жюри этого конкур­ са — тот же Андрей Диев из Мос­ ковской консерватории. В последние годы много гово­ рят и пишут о талантливом бело­ русском пианисте, 18-летнем Ти­ муре Щербакове: он стал победи­ телем Сафоновского конкурса в 2003 году. Т. Щербаков впервые предложил новое, поистине «бун­ тарское» прочтение Второго кон­ церта для фортепиано С. Рахма­ нинова. Благодаря такой интер­ претации вроде бы «заезженная» музыка приобрела особую поэти­ ческую экспрессию. Благодаря Т. Щербакову пассажи даже духо­ вых инструментов слаженны и точны, что весьма затруднительно при «шаблонном» исполнении та­ кого произведения. Иными словами, белорусским и российским музыкантам не за­ нимать мастерства, взаимопони­ мания и совместных творческих идей. Здоровье начинается в детстве Развитие организма ученые могут направить в нужную сторону ведены в Москве и городах Сара­ товской области — в областном центре, в Балаково, отличающим­ ся высоким уровнем загрязнения .Альберт Валентинов МОСКВА — МИНСК_______________ «БИОСОЦИАЛЬНАЯ адаптация человеческих популяций в связи с воздействием природных и антро­ погенных факторов» — так назы­ вается совместная работа рос­ сийских и белорусских антрополо­ гов, позволившая установить вли­ яние факторов окружающей сре­ ды на физическое развитие ре­ бенка, определяющее состояние его здоровья на всю последую­ щую жизнь. А значит позволяю­ щая своевременно нейтрализо­ вать или ослабить негативные фа­ кторы. Исследования проводились сотрудниками НИИ и Музея антро­ пологии МГУ и Института искусст­ вознания, этнографии и фолькло­ ра им. К. Крапивы НАН Беларуси на территории обеих стран. Изу­ чались особенности процессов роста, формирования организма и полового созревания детей и подростков в разных социальных и экологических условиях и в раз­ ных регионах. Как сформулирова­ ли ученые, исследовалась про­ странственная изменчивость ан­ тропологических характеристик детских популяций. — Известный постулат: рост населения есть зеркало происхо­ дящих в обществе процессов точ­ но отражает суть нашего сущест­ вования, — говорит доктор био­ логических наук, профессор Еле­ на ГОДИНА, ведущий научный со­ трудник НИИМА МГУ. — На пер­ вом этапе работы мы и наши бе­ лорусские коллеги во главе с про­ фессором, зав. отделом антропо­ логии и экологии Лидией ТЕГАКО, провели совместные экспедици­ онные исследования на террито­ рии Беларуси. Были обследованы дети обоего пола, городские и сельские, из Минской, Гомель­ ской, Брестской, Гродненской, Могилевской и Витебской облас­ тей. Изучались районы, самые разнообразные по факторам эко­ логического воздействия. Иссле­ дования включали анкетирование и обследование различных воз­ растных групп детей по обширной программе антропологических измерений, всего более 30 пока­ зателей. Разработанная анкета включала сведения о родителях, братьях и сестрах обследованно­ го ребенка, условиях его жизни и социально-экономическом стату­ се его семьи. Такие же совместные экспеди­ ционные исследования были про- техногенного и антропогенного характера, Хвалынске, почвы ко­ торого содержат крайне низкие концентрации йода. Дефицит это­ го микроэлемента напрямую влияет на рост и развитие детей, особенно в период полового со­ зревания, когда щитовидная же­ леза крайне уязвима для негатив­ ных влияний. У подростков с уве­ личением щитовидной железы наблюдается отставание умст­ венного и физического развития, нарушения работы сердечно-со­ судистой системы, наличие хро­ нических очагов инфекции, раз­ нообразные расстройства вегета­ тивной нервной системы, психи­ ческие заболевания. Полученные данные важны и для анализа процессов роста у бе­ лорусских подростков в тех облас­ тях, где щитовидная железа полу­ чила тяжелый радиационный удар при аварии на Чернобыльской АЭС. Что же касается техноген­ ных и антропогенных загрязне­ ний, то яркий пример их влияния показали балаковские дети: в сре­ днем они ростом выше хвапын- ских, но ниже москвичей, причем у девочек эти различия больше, чем у мальчиков. — Основная цель работы на заключительном этапе, — гово­ рит профессор Година, — состо­ яла в выявлении ведущих факто­ ров жизнеобеспечения, механиз­ мов и способов адаптации дет­ ского организма в конкретных со­ циальных и природных условиях на разных этапах развития. Если говорить о результатах исследо­ ваний, то можно констатировать, что экологические факторы ощу­ тимо влияют на развитие детско­ го организма. Так, у белорусских детей более активно протекают процессы изменения продольно­ го роста и более быстрое поло­ вое созревание. Не будем гово­ рить, хорошо это или плохо— тут выводы будут делать медики. Для нас важно определить при­ чины, обусловливающие разви­ тие и направленность этих про­ цессов, главные из которых — радиация, техногенные и антро­ погенные загрязнения, социаль­ но-экономические условия жиз ­ ни. В каждом регионе такие и другие факторы действуют в той или иной совокупности. Следова­ тельно, целенаправленно воз­ действуя на них, можно напра­ вить развитие детского организ­ ма в нужную сторону. Между тем Министерства здравоохранения Беларуси и России планируют заключить договор о предоставлении на взаимной основе плановой высокотехнологич­ ной помощи гражданам двух государств. Об этом сообщил заместитель ми­ нистра здравоохранения Беларуси Александр Романенков. В договоре сто­ роны определят, каким образом следует оказывать дорогостоящие виды медпомощи гражданам Беларуси в России и России— в Беларуси. БЕЛТА. Алла Демидова: По этой дороге всегда и шла... персона Александр Щуплов МОСКВА—МИНСК С БЕЛАРУСЬЮ Аллу ДЕМИДОВУ связывает многое. 35 лет назад она снялась на Белорусском ТВ в фильме «Вся королевская рать». Несколько лет назад на торжест­ венной церемонии вручения пре­ мии «Триумф» Василю Быкову произносила приветственное сло­ во в честь лауреата — замеча­ тельного белорусского писателя. — А еще запомнились гастро­ ли нашего театра на Таганке в Минске, — рассказывает Алла Демидова.— Целый месяц мы вы­ ступали перед белорусскими зри­ телями. — Публикадоброжелательновстре­ чала спектакли? Все-такиТаганка всегда вызывала споры... — Таганку в то время все хоро­ шо принимали: она была каким-то фетишем. Тогда же, во время га­ стролей в Минске, меня познако­ мили с художником Борисом За­ боровым. Позже он переехал в Париж, получил там известность, недавно у него была выставка в Третьяковской галерее. Мы под­ ружились на всю жизнь. Мне нра­ вится его работа в театре. Когда Анатолий Васильев поставил в па­ рижском «Комеди Франсез» «Ма­ скарад», Заборов делал ему деко­ рации и костюмы... — Театр— коллективноеявление илиштучное? — Театр — коллективное твор­ чество. Это — как в оркестре. Хо­ тя в оркестре есть первая скрипка! С другой стороны, театр — явле­ ние многослойное, архитектур­ ное. Театр — явление временное. Театр, по выражению Немирови­ ча-Данченко, — один коврик, один актер и один зритель! Какой он, театр, — хороший или плохой? Все тут зависит и от актера и от зрителя— соединилась у них виб­ рация или нет. Иными словами, в театре обязательно должен быть хоть один зритель. Когда идет ре­ петиция — это еще не театр, хотя режиссер — все-таки зритель. Но он еще и соучастник, партнер. А вот зритель, который непосредст­ венно смотрит спектакль, включа­ ется в процесс или не включается, переживает или не переживает— вот что делает театр театром, вот когда происходит настоящий спе­ ктакль, а не репетиция. — Знаю, выведетедневники... — У меня их много— таких го­ дичных книжек. Это не постоян­ ные записи. Вроде того, что чита­ ешь у Блока: «Уехала Люба. Прие- зала Люба... Уехала мама. Прие­ хала мама...» Не сравниваю себя с Блоком, но принцип ведения дневника у меня такой же. — Ячиталоднуиз вашихкниг, куда вывключили отрывкииз своихднев­ ников. Оченьинтересночитаются. Знаю, чтонекоторые студенткипи­ шуткурсовыепоним... — Я хочу сейчас немножко по­ работать с этими дневниками. Только не хочу выпускать дневни­ ки, как это сделал Золотухин. Хо­ тя я с удовольствием прочитала его книгу и с удивлением обнару­ жила, что как бы работала в дру­ гом театре — не видела ту жизнь, которую он описывает. Но он ни­ чего не выдумывал. Он-то точно не выдумывал!’Я как-то пришла на репетицию с опозданием, села рядом. Он что-то пишет. Я поду­ мала, что надо что-то записывать, заглянула к нему в тетрадку. Он пишет: «Пришла Демидова, села рядом...» Что вижу— то пою! — Свашей книгойобАхматовойпро­ исходиликакие-томистические ис­ тории.. .Каквы пришлик Ахмато­ вой? — В семидесятые годы я реши­ ла читать «Поэму без героя» — с ансамблем Дмитрия Покровско­ го, поскольку понимала, что чте­ ние поэмы должна сопровождать музыка, но музыка странная. Фольклорный ансамбль Покров­ ского для этого очень подходил. Чтение должно было состояться в Большом зале Ленинградской филармонии. В первом отделении Алиса Фрейндлих должна была читать Цветаеву, а мы — соответ­ ственно — ахматовскую поэму. Но неожиданно позвонили из Ле­ нинграда и сообщили, что кто-то заболел и концерт отменяется. Я поняла, что никто не заболел — просто не разрешили читать «По­ эму без героя». Но Ахматова меня захватила, и я стала вписывать в свою тетрадочку мысли и впечат­ ления от этой поэмы. Поэма Ахма­ товой удивительная тем, что за­ хватывает тебя и затягивает как в воронку. Я стала открывать для себя поэму Ахматовой дальше, постепенно набирая материал из записных книжек, отрывков, вос­ поминаний, комментариев, просе­ яла через себя все — начиная от серьезных исследований и кончая мемуарами. Так получилась кни­ га, которая обращена не к искус­ ствоведам, а к читателям, кото­ рые интересуются поэзией. — Чья еще поэзия легла в основу ва­ ших программ? — У меня был «цветаевский» период, когда мы работали с Ро- цея, 19 октября, читала Пушкина. Зал был переполнен, люди сиде­ ли на хорах, за сценой... Я не ожи­ дала такого и поблагодарила пи­ терцев. — Не кажется ли вам, что сегодня по­ эзия превращается в искусство для посвященных, нечто эзотерическое? — Абсолютно не соглашусь с вами. Видя переполненные залы поэтических вечеров и «Новой Оперы», я понимаю, что люди со­ скучились по высокой поэзии. Видя переполненные залыпоэтических вечерови«НовойОперы», японимаю, чтолюди соскучилисьповысокой поэзии. маном Виктюком, — ставили «Федру», сыграли первыми пьесы Цветаевой. До нас никто до них не дотрагивался, потому что это очень сложно сделать. Возникла идея образа автора. Мы решили перевести тему в пластику од­ ного голоса уже казалось недос­ таточно, искали театральный язык, который объединил бы пла­ стику и поэтическое слово. Нам очень помог приехавший в Моск­ ву работать по контракту с труп­ пой Касаткиной и Василёва заме­ чательный латиноамериканский балетмейстер Альберто Алонсо, в свое время сделавший для Майи Плисецкой «Кармен». Ему сказа­ ли, что актеры на Таганке пытают­ ся найти синтез балета и поэзии, звучащей со сцены. Алонсо загля­ нул к нам просто из любопытства после репетиции — и остался до глубокой ночи. Так он приходил к нам до самого конца своего мос­ ковского контракта — и мы репе­ тировали, пока нас не выгоняли сторожа. Он прочистил нам мозги и внушил, что пластика «Федры» должна быть простая, прямая, по­ скольку поэтическая цветаевская речь очень сложная. Я читала Цветаеву на ТВ. Если вернуться к вашему воп­ росу о современных поэтах, то на­ помню, что уже несколько лет я выступаю в Большом зале фи­ лармонии в Петербурге. Сначала на этой сцене я читала программу «От Пушкина до Бродского», в ко­ торую входили изумительные стихи Олега Чухонцева и Влади­ мира Высоцкого (некоторые сти­ хи Высоцкого очень хороши!). На второй год приехала читать «Поэ­ му без Героя», потом на день Ли- Больше вам скажу: после ок­ тябрьского вечера Пушкина меня пригласили на Ленинградское ТВ. Приезжаю немного раньше, вижу — идет запись встречи со зрите­ лями одного из ленинградских композиторов. Жалко, говорит он, что на прекрасные музыкальные вечера в Большом и Малом залах филармонии приходит мало наро­ ду. Вот бы вы все пришли на такие концерты... Стою, слушаю, а сама вспоминаю: только вчера у меня был переполненный зал на Пуш­ кина. Я к тому, что сейчас поэзия собирает переполненные залы. — Вы выступали на одном ахматов- ском вечере с Иосифом Бродским... — Бродский неожиданно по­ звонил мне из Америки в год сто­ летия Ахматовой и сказал: «Я хо­ тел бы пригласить вас на вечер, посвященный столетию Ахмато­ вой, который я устраиваю в Теат­ ре поэзии в Бостоне». Я согласи­ лась. Бродский читал Ахматову так же, как свои стихи — поет, со­ единяет строчки. Чтение на слух — монотонное, не подчерки­ вается ни мысль, ни метафора, не расставляются логические ак­ центы, не выделяется конец стро­ фы... Потом — моя очередь. Я пом­ ню, что Ахматова спустя годы тер­ петь не могла стихотворение «Сжала руки под темной вуалью». И тогда я, войдя в образ старой Ахматовой, надменным, скрипу­ чим голосом, выделяя твердое пе­ тербургское «г», почти шаржируя, прочитала: «Сжа-ла ру-ки под те­ мной ву-алью». Сажусь на место. Бродский мне — тем же старым В Алла Демидова: «Мое достоин­ ство — терпение». скрипучим голосом Ахматовой: «По-тря-са-юще...» — Можнолидружить всреде акте­ ров? — Да. У меня есть подруга Ма- квала Касрашвили, правда, она— не драматический актер, а сопра­ но из Большого театра. — Как выотноситесь к своимврагам: по-христиански?Илидаете сдачу? — Никогда не давала сдачи, потому что всегда могу оправдать другого человека. — Похарактеру— наэкранеина сцене— выиз техлюдей, которые на ударотвечаютударом! — Это мои роли. Как раз по ха­ рактеру это просто незамечаемо. Запросто отхожу в сторону. — Вашидневниковые записитоже выдают крутойхарактер! — А я ведь специально выби­ рала такие записи, чтобы у вас сложилось такое впечатление... — Апочему?Ведьчитателювашей книги витоге нехватаеттепла, сенти­ ментальности... — Зачем разрушать имидж?! — Вкаких ваших роляхбольше всего ДемидовойиотДемидовой? — Нет такой роли. Например, в моей любимой роли Раневской в «Вишневом саде», который поста­ вил Эфрос, вообще нет меня ни на секунду. Но в то же время это я— со своей пластикой и своей скоро­ говоркой речи. Но это не я. — Какой плюс иминус выбыотмети­ лиу актрисыАллыДемидовой? — Недостаток — лень, но она практически есть у всех актеров. А достоинство— терпение. — Вычувствуете сейчас своювос­ требованностьвременем, страной, зрителями? — Я никогда не думала над этим. Я скорее прислушивалась к своей судьбе и чувствовала вос­ требованность судьбы. По этой дороге всегда и шла. Диагноз— одиночество Так оценивает состояние души своей героини белорусская актриса Татьяна Хорошилова МОСКВА — МИНСК_______________ НА ЭКРАНЫ вышел фильм «Ду­ ра», где сыграла молодая актри­ са из Беларуси Оксана КОРО- СТЫШЕВСКАЯ. Корреспондент «СОЮЗа» взял интервью у акт­ рисы — исполнительницы глав­ ной роли. — Ваши впечатления отпремьеры? — Было три премьеры: в Мо­ скве, Питере, Киеве. Очень вол­ новалась по поводу премьеры в Москве в «Пушкинском». Был полный зал. Я села во втором ряду с краешку и не на экран смотрела, а на реакцию в зале. Смеялись. Хлопали. Очень мно­ го было сказано теплых слов. Созданный мною образ хвали­ ли... ...Оксана родом из Беларуси, она дебютировала в главной ро­ ли в фильме «Тихие омуты». В фильме заняты известные акте­ ры. Александр Абдулов сыграл светило науки, хирурга, который делает операции на сердце. Он убегает в деревню. О пропаже трубят СМИ. Журналистка — ее роль исполняет Оксана — отпра­ вляется в деревню искать учено­ го, находит его, там вспыхивают их чувства. — Абдуловвампомогална съемках? — Мне все очень сильно по­ могали. Александр Абдулов — опытный — и как актер, и как че­ ловек. Даже в решении бытовых проблем. Обычно на съемочной площадке дают картошку, мясо, супчик... А я не ем мясного и по­ тому оставалась без еды. Но ни­ кому об этом не говорила. Абду­ лов однажды заметил, что я из всего предложенного обеда смогла затолкать в себя только вареное яйцо и сказал: «Так, мне не нравится...» Позвал водителя: «Поехали в районный центр». Отвез меня и накормил. — Послеэтогофильма где снима­ лись? — Несколько картин на моем счету есть. «Вход через окно», «Игра в модерн», где у меня главная роль. Благодаря послед­ нему фильму окунулась в эпоху модерна начала века, у меня в гардеробе было более 25 плать­ ев! — Вфильме «Дура» увас главная роль. Расскажите оней. — Моей героине 33 года. Она не такая, как все. Ее развитие ос­ тановилось на возрасте десяти­ летнего ребенка. Живя с желани­ ем общаться, дружить, любить, она не находит человека, кому она нужна. Нет любимого чело­ века... Ульяна больше всего на свете «боится умереть и не оста­ вить после себя памяти на Зем­ ле». У нее есть единственный родной человек — сестра-двой- О. Коростышевская. няшка Лиза. Хрупкая гармония отношений рушится, когда в до­ ме Тулиных появляется Мужчи­ на. Он — начинающий писатель, мечтающий прославиться. Он оказывается нужным одновре­ менно обеим сестрам. Все, что росло и хранилось в душе Улья­ ны, начинает выплескиваться. Если взрослый человек совсем не похож на остальных людей, то он, как правило, одинок... — Вфильмемногомузыки? — Музыку написал сын актри­ сы Ольги Волковой. Музыка очень красивая, но не ложилась на кадр. Пригласили Сергея Шу­ стицкого. Он работал ночами, но уложился в срок. У меня от этой музыки — сразу ком в горле... — Сейчас — перерыв... Мы едем на Выборгский фестиваль, наш фильм «Дура» — в конкурсной программе. — Ваша героиня— нетипичная? Как создавалиэтотстранныйобраз? — Это собирательный образ. Это такая боль! Хоть раз кого-то посещала мысль, что он одинок. — Небоитесь, чтоэтотобраз станет клише? — Не боюсь. — Вынафантазировали своюгерои­ ню? — Это сублимация моих вос­ поминаний. Вначале хотела по­ наблюдать за такими людьми. Моя героиня не больна. Ее диаг­ ноз — одиночество. — Фильмпролюбовь? — У Ульяны два сердца... Во время съемок мы рассуждали об этом. Она любит жить, но она ни­ кому не нужна. У других — жиз ­ ненные проблемы не дают любви раскрыться. — Сейчасчемзанимаетесь? — Прилетела из Израиля, где участвую в съемках фильма «По­ танцуй со мной». Это мелодра­ ма. Моя героиня — русская де­ вушка, вышла замуж за израиль­ тянина. К А Л Е Н Д А Р Ь 18— 24 августа в нашей истории День за Днем 21 августа — День Воздушно­ го флота России. 22 августа — День Государст­ венного флага Российской Фе­ дерации. 23 августа — Международ­ ный день памяти о работорговле и ее ликвидации. В соответствии с Федераль­ ным законом 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России» 23 августа отмечается также День разгрома советски­ ми войсками немецко-фашист­ ских войск в Курской битве. 23 августа, 85 лет назад, Во­ енно-революционный комитет Белоруссии принял постановле­ ние о создании Центрального статистического бюро. В память об этом отмечается День работ­ ников государственной статисти­ ки в Беларуси. Впервые «Настало время призвать вы­ борных людей от всей земли рус­ ской к постоянному и деятельно­ му участию в составлении зако­ нов...» Цитата из царского Мани­ феста об учреждении Государст­ венной думы — первого предста­ вительного законодательного учреждения в России. Документ был издан 100 лет назад, 19 авгу­ ста. 22 августа, 125 лет назад, в Петербурге русский инженер Ф. Пироцкий продемонстрировал свое изобретение — передвиже­ ние обычного вагона конки, обо­ рудованного электродвигате­ лем. 23 августа 1382 года, соглас­ но Никоновской летописи, рус­ ские воины, оборонявшие Моск­ ву от хана Токтамыша, впервые применили в бою артиллерию: «...иные пушки великие пуща- ху»... 24 августа, 105 лет назад, на Международном электротехни­ ческом конгрессе в Париже рус­ ский физик К. Перский впервые предложил термин «телевизи- он» по отношению к передаче движущихся картинок на рас­ стояние. Ныне это принятый во всем мире термин «телевиде­ ние». Наследие 18 августа, 160 лет назад, по инициативе адмирала Федора Литке в Петербурге основано Императорское Русское геогра­ фическое общество — одно из старейших в мире. Ныне Русское географическое общество. 19 августа, 215 лет назад, 'купцами и промышленниками Мальцевыми основана Дятьков- ская хрустальная фабрика. Се­ годня «Дятьковский хрусталь» — старейшее в России предпри­ ятие художественного стеклоде­ лия. 24 августа, 225 лет назад, близ Обуховского моста на Фон­ танке в Санкт-Петербурге была торжественно открыта для пуб­ лики первая городская общедос­ тупная больница. Последние полвека в этом здании размеща­ ется клиника Военно-медицин­ ской академии. Коротко 18 августа 1914 года в связи с началом войны с Германией Санкт-Петербург был переиме­ нован в Петроград. 1 9 августа 1923 года в Моск­ ве открылась Первая всероссий­ ская сельскохозяйственная и ку­ старно-промышленная выстав­ ка. 20 августа, 130 лет назад, в Москве состоялась закладка Ис­ торического музея. Рубрику ведет Владимир Потапенко. «СОЮЗ.Беларусь-Россия» ПериодическоеизданиеСоветаМинистровСоюзногогосударства ГазетазарегистрированавМинистерствеподелампечати,телерадиовещанияисредствмассовыхкоммуникацийРоссийскойФедерации10марта2000года.Регистрационный№77-1880. Тиражпо РФ:299186 ТиражпоРБ:503174 Тираж«СОЮЗа.Беларусь— Россия»вРФиРБ:802360 Шеф-редактор А.И. Батыгин(Москва) Первыйзаместитель шеф-редактораА.М.Таранда(Минск) Адресредакции«СОЮЗа.Беларусь—■Россия»: Москва,А-40, ГСП-3125993,улицаПравды, 24. Телефон:257-5787Факс:257-5787Е- таИ: Егшакоуа@гд.ги Адресредакциигазеты«СоветскаяБелоруссия» РеспубликаБеларусь, 220013, Минск, улица Б.Хмельницкого, 10а. Тел. ифакс:232-1432 Издательство:ЗАО«Информационно-издательскийконцерн«Российскаягазета» Адрес:Москва, А-40, ГСП-3125993,ул. Правды, 24. Тел. 257-53-62. Издательство«СоветскойБелоруссии»: БелорусскийДомпечати, КИПУП«Сож». ОТПЕЧАТАНОв000 «Объединенныйиздательскийдом «Медиа-Пресса». Адрес: 125865, ГСП, Москва-137, ул. Правды, 24. Распространяетсяповсемподписныминдексам: Пографику: 16.00 «Российскойгазеты»: 50202,32184,40942,40913,40924, Номерподписан: 16.00. 40945,38286,41591. «СоветскаяБелоруссия»: 63889. «СОЮЗБеларусь- Россия»печатаетсявАрхангельске,Владивостоке,Волгограде,Воронеже,Екатеринбурге,Иркутске,Казани,Калининграде,Кемерове,Краснодаре,Красноярске,МинеральныхВодах,Москве,Мурманске,НижнемНовгороде,Новосибирске,Омске,Оренбурге,Пензе,Перми,Ростове-на-Дону,Санкт-Петербурге,Самаре,Саратове,Тюмени,Ульяновске,Уфе,Чебоксарах,Челябинске. «СоветскаяБелоруссия»печатаетсявг.Минске,Гомеле.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz