Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
Святая к музыке любовь Год культуры России в Беларуси продолжат «мастер-классы» продолжаем тему Алексей Балиев МОСКВА — МИНСК В РАМКАХ мероприятий Года культуры России в Беларуси с 15 по 21 августа в Минске состоятся «мастер-классы» 50 российских музыкантов и педагогов. Взаим ные «десанты» деятелей музы кальной культуры и юных талан тов в союзном государстве прохо дят с 1990-х годов. Руководитель российской де легации — народный артист РФ, доцент Московской консервато рии им. Чайковского пианист Анд рей ДИЕВ. Его сольный концерт состоится в Малом зале Белорус ской консерватории им. Григория Ширмы. Всего в этих мероприяти ях участвуют 10 музыкальных уч реждений Беларуси. Уроки мас терства даются россиянами по шести специальностям — форте пиано, скрипка, альт, виолончель, ударные инструменты и музыка в изобразительном искусстве. Многие мероприятия нынешнего сезона российских «мастер-клас сов» в Беларуси будуттранслиро вать местные телевидение и ра дио. В средних и высших музыкаль ных учебных заведениях Москвы ныне обучаются свыше 500 бело русских граждан, там же ежегод но стажируются около 100 музы кантов из Беларуси. Документы, подтверждающие музыкальное образование в России и Белару си, идентичны, так что «союзное музыкальное пространство» из бавлено от юридических и про фессиональных препятствий. Важно и то, что классическая, в том числе симфоническая музыка постоянно присутствует в теле- и радиоэфире Беларуси. А во-вто рых, — в республике запрещено использовать фонограмму (кроме оркестрового или инструменталь ного сопровождения солиста) в «живых» музыкальных мероприя тиях. Тем временем в большинст ве стран СНГ «фанера», увы, обосновывается и в симфониче ских концертах... Российские музыканты-препо даватели Московской консерва тории — организаторы и постоян ные участники не только «мастер- классов» в Беларуси, но многих музыкальных фестивалей в этой республике. Среди них— Алексей ПАРШИН, профессор кафедры органа и клавесина, заслуженный артист РФ. С 1990-х годов именно по его инициативе регулярно про водится конкурс молодых органи стов в Софийском Соборе бело русского Полоцка. Кроме того, именно белорус ские и российские музыканты фа ктически основали мероприятия, посвященные многим композито рам. Так, юные пианисты из 50 го родов России и Беларуси с 1995 года регулярно встречаются в Пя тигорске на конкурсе памяти В. Сафонова — выдающегося рос сийского композитора, исполни теля и педагога, современника Скрябина, Глазунова, Стравин ского, Рахманинова, Черепнина. Руководитель жюри этого конкур са — тот же Андрей Диев из Мос ковской консерватории. В последние годы много гово рят и пишут о талантливом бело русском пианисте, 18-летнем Ти муре Щербакове: он стал победи телем Сафоновского конкурса в 2003 году. Т. Щербаков впервые предложил новое, поистине «бун тарское» прочтение Второго кон церта для фортепиано С. Рахма нинова. Благодаря такой интер претации вроде бы «заезженная» музыка приобрела особую поэти ческую экспрессию. Благодаря Т. Щербакову пассажи даже духо вых инструментов слаженны и точны, что весьма затруднительно при «шаблонном» исполнении та кого произведения. Иными словами, белорусским и российским музыкантам не за нимать мастерства, взаимопони мания и совместных творческих идей. Здоровье начинается в детстве Развитие организма ученые могут направить в нужную сторону ведены в Москве и городах Сара товской области — в областном центре, в Балаково, отличающим ся высоким уровнем загрязнения .Альберт Валентинов МОСКВА — МИНСК_______________ «БИОСОЦИАЛЬНАЯ адаптация человеческих популяций в связи с воздействием природных и антро погенных факторов» — так назы вается совместная работа рос сийских и белорусских антрополо гов, позволившая установить вли яние факторов окружающей сре ды на физическое развитие ре бенка, определяющее состояние его здоровья на всю последую щую жизнь. А значит позволяю щая своевременно нейтрализо вать или ослабить негативные фа кторы. Исследования проводились сотрудниками НИИ и Музея антро пологии МГУ и Института искусст вознания, этнографии и фолькло ра им. К. Крапивы НАН Беларуси на территории обеих стран. Изу чались особенности процессов роста, формирования организма и полового созревания детей и подростков в разных социальных и экологических условиях и в раз ных регионах. Как сформулирова ли ученые, исследовалась про странственная изменчивость ан тропологических характеристик детских популяций. — Известный постулат: рост населения есть зеркало происхо дящих в обществе процессов точ но отражает суть нашего сущест вования, — говорит доктор био логических наук, профессор Еле на ГОДИНА, ведущий научный со трудник НИИМА МГУ. — На пер вом этапе работы мы и наши бе лорусские коллеги во главе с про фессором, зав. отделом антропо логии и экологии Лидией ТЕГАКО, провели совместные экспедици онные исследования на террито рии Беларуси. Были обследованы дети обоего пола, городские и сельские, из Минской, Гомель ской, Брестской, Гродненской, Могилевской и Витебской облас тей. Изучались районы, самые разнообразные по факторам эко логического воздействия. Иссле дования включали анкетирование и обследование различных воз растных групп детей по обширной программе антропологических измерений, всего более 30 пока зателей. Разработанная анкета включала сведения о родителях, братьях и сестрах обследованно го ребенка, условиях его жизни и социально-экономическом стату се его семьи. Такие же совместные экспеди ционные исследования были про- техногенного и антропогенного характера, Хвалынске, почвы ко торого содержат крайне низкие концентрации йода. Дефицит это го микроэлемента напрямую влияет на рост и развитие детей, особенно в период полового со зревания, когда щитовидная же леза крайне уязвима для негатив ных влияний. У подростков с уве личением щитовидной железы наблюдается отставание умст венного и физического развития, нарушения работы сердечно-со судистой системы, наличие хро нических очагов инфекции, раз нообразные расстройства вегета тивной нервной системы, психи ческие заболевания. Полученные данные важны и для анализа процессов роста у бе лорусских подростков в тех облас тях, где щитовидная железа полу чила тяжелый радиационный удар при аварии на Чернобыльской АЭС. Что же касается техноген ных и антропогенных загрязне ний, то яркий пример их влияния показали балаковские дети: в сре днем они ростом выше хвапын- ских, но ниже москвичей, причем у девочек эти различия больше, чем у мальчиков. — Основная цель работы на заключительном этапе, — гово рит профессор Година, — состо яла в выявлении ведущих факто ров жизнеобеспечения, механиз мов и способов адаптации дет ского организма в конкретных со циальных и природных условиях на разных этапах развития. Если говорить о результатах исследо ваний, то можно констатировать, что экологические факторы ощу тимо влияют на развитие детско го организма. Так, у белорусских детей более активно протекают процессы изменения продольно го роста и более быстрое поло вое созревание. Не будем гово рить, хорошо это или плохо— тут выводы будут делать медики. Для нас важно определить при чины, обусловливающие разви тие и направленность этих про цессов, главные из которых — радиация, техногенные и антро погенные загрязнения, социаль но-экономические условия жиз ни. В каждом регионе такие и другие факторы действуют в той или иной совокупности. Следова тельно, целенаправленно воз действуя на них, можно напра вить развитие детского организ ма в нужную сторону. Между тем Министерства здравоохранения Беларуси и России планируют заключить договор о предоставлении на взаимной основе плановой высокотехнологич ной помощи гражданам двух государств. Об этом сообщил заместитель ми нистра здравоохранения Беларуси Александр Романенков. В договоре сто роны определят, каким образом следует оказывать дорогостоящие виды медпомощи гражданам Беларуси в России и России— в Беларуси. БЕЛТА. Алла Демидова: По этой дороге всегда и шла... персона Александр Щуплов МОСКВА—МИНСК С БЕЛАРУСЬЮ Аллу ДЕМИДОВУ связывает многое. 35 лет назад она снялась на Белорусском ТВ в фильме «Вся королевская рать». Несколько лет назад на торжест венной церемонии вручения пре мии «Триумф» Василю Быкову произносила приветственное сло во в честь лауреата — замеча тельного белорусского писателя. — А еще запомнились гастро ли нашего театра на Таганке в Минске, — рассказывает Алла Демидова.— Целый месяц мы вы ступали перед белорусскими зри телями. — Публикадоброжелательновстре чала спектакли? Все-такиТаганка всегда вызывала споры... — Таганку в то время все хоро шо принимали: она была каким-то фетишем. Тогда же, во время га стролей в Минске, меня познако мили с художником Борисом За боровым. Позже он переехал в Париж, получил там известность, недавно у него была выставка в Третьяковской галерее. Мы под ружились на всю жизнь. Мне нра вится его работа в театре. Когда Анатолий Васильев поставил в па рижском «Комеди Франсез» «Ма скарад», Заборов делал ему деко рации и костюмы... — Театр— коллективноеявление илиштучное? — Театр — коллективное твор чество. Это — как в оркестре. Хо тя в оркестре есть первая скрипка! С другой стороны, театр — явле ние многослойное, архитектур ное. Театр — явление временное. Театр, по выражению Немирови ча-Данченко, — один коврик, один актер и один зритель! Какой он, театр, — хороший или плохой? Все тут зависит и от актера и от зрителя— соединилась у них виб рация или нет. Иными словами, в театре обязательно должен быть хоть один зритель. Когда идет ре петиция — это еще не театр, хотя режиссер — все-таки зритель. Но он еще и соучастник, партнер. А вот зритель, который непосредст венно смотрит спектакль, включа ется в процесс или не включается, переживает или не переживает— вот что делает театр театром, вот когда происходит настоящий спе ктакль, а не репетиция. — Знаю, выведетедневники... — У меня их много— таких го дичных книжек. Это не постоян ные записи. Вроде того, что чита ешь у Блока: «Уехала Люба. Прие- зала Люба... Уехала мама. Прие хала мама...» Не сравниваю себя с Блоком, но принцип ведения дневника у меня такой же. — Ячиталоднуиз вашихкниг, куда вывключили отрывкииз своихднев ников. Оченьинтересночитаются. Знаю, чтонекоторые студенткипи шуткурсовыепоним... — Я хочу сейчас немножко по работать с этими дневниками. Только не хочу выпускать дневни ки, как это сделал Золотухин. Хо тя я с удовольствием прочитала его книгу и с удивлением обнару жила, что как бы работала в дру гом театре — не видела ту жизнь, которую он описывает. Но он ни чего не выдумывал. Он-то точно не выдумывал!’Я как-то пришла на репетицию с опозданием, села рядом. Он что-то пишет. Я поду мала, что надо что-то записывать, заглянула к нему в тетрадку. Он пишет: «Пришла Демидова, села рядом...» Что вижу— то пою! — Свашей книгойобАхматовойпро исходиликакие-томистические ис тории.. .Каквы пришлик Ахмато вой? — В семидесятые годы я реши ла читать «Поэму без героя» — с ансамблем Дмитрия Покровско го, поскольку понимала, что чте ние поэмы должна сопровождать музыка, но музыка странная. Фольклорный ансамбль Покров ского для этого очень подходил. Чтение должно было состояться в Большом зале Ленинградской филармонии. В первом отделении Алиса Фрейндлих должна была читать Цветаеву, а мы — соответ ственно — ахматовскую поэму. Но неожиданно позвонили из Ле нинграда и сообщили, что кто-то заболел и концерт отменяется. Я поняла, что никто не заболел — просто не разрешили читать «По эму без героя». Но Ахматова меня захватила, и я стала вписывать в свою тетрадочку мысли и впечат ления от этой поэмы. Поэма Ахма товой удивительная тем, что за хватывает тебя и затягивает как в воронку. Я стала открывать для себя поэму Ахматовой дальше, постепенно набирая материал из записных книжек, отрывков, вос поминаний, комментариев, просе яла через себя все — начиная от серьезных исследований и кончая мемуарами. Так получилась кни га, которая обращена не к искус ствоведам, а к читателям, кото рые интересуются поэзией. — Чья еще поэзия легла в основу ва ших программ? — У меня был «цветаевский» период, когда мы работали с Ро- цея, 19 октября, читала Пушкина. Зал был переполнен, люди сиде ли на хорах, за сценой... Я не ожи дала такого и поблагодарила пи терцев. — Не кажется ли вам, что сегодня по эзия превращается в искусство для посвященных, нечто эзотерическое? — Абсолютно не соглашусь с вами. Видя переполненные залы поэтических вечеров и «Новой Оперы», я понимаю, что люди со скучились по высокой поэзии. Видя переполненные залыпоэтических вечерови«НовойОперы», японимаю, чтолюди соскучилисьповысокой поэзии. маном Виктюком, — ставили «Федру», сыграли первыми пьесы Цветаевой. До нас никто до них не дотрагивался, потому что это очень сложно сделать. Возникла идея образа автора. Мы решили перевести тему в пластику од ного голоса уже казалось недос таточно, искали театральный язык, который объединил бы пла стику и поэтическое слово. Нам очень помог приехавший в Моск ву работать по контракту с труп пой Касаткиной и Василёва заме чательный латиноамериканский балетмейстер Альберто Алонсо, в свое время сделавший для Майи Плисецкой «Кармен». Ему сказа ли, что актеры на Таганке пытают ся найти синтез балета и поэзии, звучащей со сцены. Алонсо загля нул к нам просто из любопытства после репетиции — и остался до глубокой ночи. Так он приходил к нам до самого конца своего мос ковского контракта — и мы репе тировали, пока нас не выгоняли сторожа. Он прочистил нам мозги и внушил, что пластика «Федры» должна быть простая, прямая, по скольку поэтическая цветаевская речь очень сложная. Я читала Цветаеву на ТВ. Если вернуться к вашему воп росу о современных поэтах, то на помню, что уже несколько лет я выступаю в Большом зале фи лармонии в Петербурге. Сначала на этой сцене я читала программу «От Пушкина до Бродского», в ко торую входили изумительные стихи Олега Чухонцева и Влади мира Высоцкого (некоторые сти хи Высоцкого очень хороши!). На второй год приехала читать «Поэ му без Героя», потом на день Ли- Больше вам скажу: после ок тябрьского вечера Пушкина меня пригласили на Ленинградское ТВ. Приезжаю немного раньше, вижу — идет запись встречи со зрите лями одного из ленинградских композиторов. Жалко, говорит он, что на прекрасные музыкальные вечера в Большом и Малом залах филармонии приходит мало наро ду. Вот бы вы все пришли на такие концерты... Стою, слушаю, а сама вспоминаю: только вчера у меня был переполненный зал на Пуш кина. Я к тому, что сейчас поэзия собирает переполненные залы. — Вы выступали на одном ахматов- ском вечере с Иосифом Бродским... — Бродский неожиданно по звонил мне из Америки в год сто летия Ахматовой и сказал: «Я хо тел бы пригласить вас на вечер, посвященный столетию Ахмато вой, который я устраиваю в Теат ре поэзии в Бостоне». Я согласи лась. Бродский читал Ахматову так же, как свои стихи — поет, со единяет строчки. Чтение на слух — монотонное, не подчерки вается ни мысль, ни метафора, не расставляются логические ак центы, не выделяется конец стро фы... Потом — моя очередь. Я пом ню, что Ахматова спустя годы тер петь не могла стихотворение «Сжала руки под темной вуалью». И тогда я, войдя в образ старой Ахматовой, надменным, скрипу чим голосом, выделяя твердое пе тербургское «г», почти шаржируя, прочитала: «Сжа-ла ру-ки под те мной ву-алью». Сажусь на место. Бродский мне — тем же старым В Алла Демидова: «Мое достоин ство — терпение». скрипучим голосом Ахматовой: «По-тря-са-юще...» — Можнолидружить всреде акте ров? — Да. У меня есть подруга Ма- квала Касрашвили, правда, она— не драматический актер, а сопра но из Большого театра. — Как выотноситесь к своимврагам: по-христиански?Илидаете сдачу? — Никогда не давала сдачи, потому что всегда могу оправдать другого человека. — Похарактеру— наэкранеина сцене— выиз техлюдей, которые на ударотвечаютударом! — Это мои роли. Как раз по ха рактеру это просто незамечаемо. Запросто отхожу в сторону. — Вашидневниковые записитоже выдают крутойхарактер! — А я ведь специально выби рала такие записи, чтобы у вас сложилось такое впечатление... — Апочему?Ведьчитателювашей книги витоге нехватаеттепла, сенти ментальности... — Зачем разрушать имидж?! — Вкаких ваших роляхбольше всего ДемидовойиотДемидовой? — Нет такой роли. Например, в моей любимой роли Раневской в «Вишневом саде», который поста вил Эфрос, вообще нет меня ни на секунду. Но в то же время это я— со своей пластикой и своей скоро говоркой речи. Но это не я. — Какой плюс иминус выбыотмети лиу актрисыАллыДемидовой? — Недостаток — лень, но она практически есть у всех актеров. А достоинство— терпение. — Вычувствуете сейчас своювос требованностьвременем, страной, зрителями? — Я никогда не думала над этим. Я скорее прислушивалась к своей судьбе и чувствовала вос требованность судьбы. По этой дороге всегда и шла. Диагноз— одиночество Так оценивает состояние души своей героини белорусская актриса Татьяна Хорошилова МОСКВА — МИНСК_______________ НА ЭКРАНЫ вышел фильм «Ду ра», где сыграла молодая актри са из Беларуси Оксана КОРО- СТЫШЕВСКАЯ. Корреспондент «СОЮЗа» взял интервью у акт рисы — исполнительницы глав ной роли. — Ваши впечатления отпремьеры? — Было три премьеры: в Мо скве, Питере, Киеве. Очень вол новалась по поводу премьеры в Москве в «Пушкинском». Был полный зал. Я села во втором ряду с краешку и не на экран смотрела, а на реакцию в зале. Смеялись. Хлопали. Очень мно го было сказано теплых слов. Созданный мною образ хвали ли... ...Оксана родом из Беларуси, она дебютировала в главной ро ли в фильме «Тихие омуты». В фильме заняты известные акте ры. Александр Абдулов сыграл светило науки, хирурга, который делает операции на сердце. Он убегает в деревню. О пропаже трубят СМИ. Журналистка — ее роль исполняет Оксана — отпра вляется в деревню искать учено го, находит его, там вспыхивают их чувства. — Абдуловвампомогална съемках? — Мне все очень сильно по могали. Александр Абдулов — опытный — и как актер, и как че ловек. Даже в решении бытовых проблем. Обычно на съемочной площадке дают картошку, мясо, супчик... А я не ем мясного и по тому оставалась без еды. Но ни кому об этом не говорила. Абду лов однажды заметил, что я из всего предложенного обеда смогла затолкать в себя только вареное яйцо и сказал: «Так, мне не нравится...» Позвал водителя: «Поехали в районный центр». Отвез меня и накормил. — Послеэтогофильма где снима лись? — Несколько картин на моем счету есть. «Вход через окно», «Игра в модерн», где у меня главная роль. Благодаря послед нему фильму окунулась в эпоху модерна начала века, у меня в гардеробе было более 25 плать ев! — Вфильме «Дура» увас главная роль. Расскажите оней. — Моей героине 33 года. Она не такая, как все. Ее развитие ос тановилось на возрасте десяти летнего ребенка. Живя с желани ем общаться, дружить, любить, она не находит человека, кому она нужна. Нет любимого чело века... Ульяна больше всего на свете «боится умереть и не оста вить после себя памяти на Зем ле». У нее есть единственный родной человек — сестра-двой- О. Коростышевская. няшка Лиза. Хрупкая гармония отношений рушится, когда в до ме Тулиных появляется Мужчи на. Он — начинающий писатель, мечтающий прославиться. Он оказывается нужным одновре менно обеим сестрам. Все, что росло и хранилось в душе Улья ны, начинает выплескиваться. Если взрослый человек совсем не похож на остальных людей, то он, как правило, одинок... — Вфильмемногомузыки? — Музыку написал сын актри сы Ольги Волковой. Музыка очень красивая, но не ложилась на кадр. Пригласили Сергея Шу стицкого. Он работал ночами, но уложился в срок. У меня от этой музыки — сразу ком в горле... — Сейчас — перерыв... Мы едем на Выборгский фестиваль, наш фильм «Дура» — в конкурсной программе. — Ваша героиня— нетипичная? Как создавалиэтотстранныйобраз? — Это собирательный образ. Это такая боль! Хоть раз кого-то посещала мысль, что он одинок. — Небоитесь, чтоэтотобраз станет клише? — Не боюсь. — Вынафантазировали своюгерои ню? — Это сублимация моих вос поминаний. Вначале хотела по наблюдать за такими людьми. Моя героиня не больна. Ее диаг ноз — одиночество. — Фильмпролюбовь? — У Ульяны два сердца... Во время съемок мы рассуждали об этом. Она любит жить, но она ни кому не нужна. У других — жиз ненные проблемы не дают любви раскрыться. — Сейчасчемзанимаетесь? — Прилетела из Израиля, где участвую в съемках фильма «По танцуй со мной». Это мелодра ма. Моя героиня — русская де вушка, вышла замуж за израиль тянина. К А Л Е Н Д А Р Ь 18— 24 августа в нашей истории День за Днем 21 августа — День Воздушно го флота России. 22 августа — День Государст венного флага Российской Фе дерации. 23 августа — Международ ный день памяти о работорговле и ее ликвидации. В соответствии с Федераль ным законом 1995 года «О днях воинской славы (победных днях) России» 23 августа отмечается также День разгрома советски ми войсками немецко-фашист ских войск в Курской битве. 23 августа, 85 лет назад, Во енно-революционный комитет Белоруссии принял постановле ние о создании Центрального статистического бюро. В память об этом отмечается День работ ников государственной статисти ки в Беларуси. Впервые «Настало время призвать вы борных людей от всей земли рус ской к постоянному и деятельно му участию в составлении зако нов...» Цитата из царского Мани феста об учреждении Государст венной думы — первого предста вительного законодательного учреждения в России. Документ был издан 100 лет назад, 19 авгу ста. 22 августа, 125 лет назад, в Петербурге русский инженер Ф. Пироцкий продемонстрировал свое изобретение — передвиже ние обычного вагона конки, обо рудованного электродвигате лем. 23 августа 1382 года, соглас но Никоновской летописи, рус ские воины, оборонявшие Моск ву от хана Токтамыша, впервые применили в бою артиллерию: «...иные пушки великие пуща- ху»... 24 августа, 105 лет назад, на Международном электротехни ческом конгрессе в Париже рус ский физик К. Перский впервые предложил термин «телевизи- он» по отношению к передаче движущихся картинок на рас стояние. Ныне это принятый во всем мире термин «телевиде ние». Наследие 18 августа, 160 лет назад, по инициативе адмирала Федора Литке в Петербурге основано Императорское Русское геогра фическое общество — одно из старейших в мире. Ныне Русское географическое общество. 19 августа, 215 лет назад, 'купцами и промышленниками Мальцевыми основана Дятьков- ская хрустальная фабрика. Се годня «Дятьковский хрусталь» — старейшее в России предпри ятие художественного стеклоде лия. 24 августа, 225 лет назад, близ Обуховского моста на Фон танке в Санкт-Петербурге была торжественно открыта для пуб лики первая городская общедос тупная больница. Последние полвека в этом здании размеща ется клиника Военно-медицин ской академии. Коротко 18 августа 1914 года в связи с началом войны с Германией Санкт-Петербург был переиме нован в Петроград. 1 9 августа 1923 года в Моск ве открылась Первая всероссий ская сельскохозяйственная и ку старно-промышленная выстав ка. 20 августа, 130 лет назад, в Москве состоялась закладка Ис торического музея. Рубрику ведет Владимир Потапенко. «СОЮЗ.Беларусь-Россия» ПериодическоеизданиеСоветаМинистровСоюзногогосударства ГазетазарегистрированавМинистерствеподелампечати,телерадиовещанияисредствмассовыхкоммуникацийРоссийскойФедерации10марта2000года.Регистрационный№77-1880. Тиражпо РФ:299186 ТиражпоРБ:503174 Тираж«СОЮЗа.Беларусь— Россия»вРФиРБ:802360 Шеф-редактор А.И. Батыгин(Москва) Первыйзаместитель шеф-редактораА.М.Таранда(Минск) Адресредакции«СОЮЗа.Беларусь—■Россия»: Москва,А-40, ГСП-3125993,улицаПравды, 24. Телефон:257-5787Факс:257-5787Е- таИ: Егшакоуа@гд.ги Адресредакциигазеты«СоветскаяБелоруссия» РеспубликаБеларусь, 220013, Минск, улица Б.Хмельницкого, 10а. Тел. ифакс:232-1432 Издательство:ЗАО«Информационно-издательскийконцерн«Российскаягазета» Адрес:Москва, А-40, ГСП-3125993,ул. Правды, 24. Тел. 257-53-62. Издательство«СоветскойБелоруссии»: БелорусскийДомпечати, КИПУП«Сож». ОТПЕЧАТАНОв000 «Объединенныйиздательскийдом «Медиа-Пресса». Адрес: 125865, ГСП, Москва-137, ул. Правды, 24. Распространяетсяповсемподписныминдексам: Пографику: 16.00 «Российскойгазеты»: 50202,32184,40942,40913,40924, Номерподписан: 16.00. 40945,38286,41591. «СоветскаяБелоруссия»: 63889. «СОЮЗБеларусь- Россия»печатаетсявАрхангельске,Владивостоке,Волгограде,Воронеже,Екатеринбурге,Иркутске,Казани,Калининграде,Кемерове,Краснодаре,Красноярске,МинеральныхВодах,Москве,Мурманске,НижнемНовгороде,Новосибирске,Омске,Оренбурге,Пензе,Перми,Ростове-на-Дону,Санкт-Петербурге,Самаре,Саратове,Тюмени,Ульяновске,Уфе,Чебоксарах,Челябинске. «СоветскаяБелоруссия»печатаетсявг.Минске,Гомеле.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz