Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
р ^Заметки горожанки Елена БРЕДИС, обозреватель «Липецкой газеты» Как научиться * Родину любить? В жизни бывают истории, которые почему-то намертво врезаются в память. Это было почти девятнадцать лет назад. В роддоме рядом со мной лежала женщина, которой предстояло произвести на свет четвертого ребенка. На тот момент за свой хронический алкоголизм, за то, что дети во время ее запоев по две недели голодали, она была лишена родительских прав. Трое ее ребятишек пребывали в детском доме. И что же? Зимой, в мороз и метель, они ехали из района до Левого берега, потом добирались в роддом на Соколе, чтобы проведать непутевую «мамку». Старшая девочка, которой было лет двенадцать, спрашивала: «Мамка, я тебе купила сливочек, булочку и конфет. Что еще принести?» А потом дети жизнерадостно сообщали, что уже придумали имя будущему братику: «Мамка, пусть он будет Серенька!» От «Сереньки» мамка отказалась прямо в роддоме. Даже кормить его не стала, хотя врачи обещали продержать ее здесь два месяца, пока не закончится срок лишения прав. Знаете, почему я вспомнила это? Мне вдруг подумалось: а можно ли вот так же не за что, вопреки всему, любить Родину, как эти дети любили свою «мамку», которой они, в сущности, были не нужны? Попробуйте ответить на этот воп рос и вы почувствуете, насколько противоречивые чувства вскипают в вашей душе. ' Подозреваю, что главное противоречие будет заключать ся в том, что у вас не совпадут понятия «родина» и «государ ство». «Березка» и «картинка в родном букваре» ну никак не могут совместиться с той же монетизацией льгот или по вышением тарифов на энергоносители. Да подавляющее боль шинство россиян не сможет жить без этой хрестоматийной березки, но и выживать рядом с нею у них уже нету сил! Скажите, легко ли любить родину, имея высшее образо вание и получая зарплату в две тысячи восемьсот рублей, да при этом еще быть единственным специалистом в своей сфе ре на всю Липецкую область? Эта молодая женщина подра батывает ради выживания стрижками. У нее есть грустная шутка: «Моя работа по специальности — это мое любимое хобби. А на жизнь я зарабатываю ножницами». А легко ли любить Родину, будучи музыкантом-педаго- гом, и мыть в свободное время полы и окна у «новых рус ских», чтобы вырастить для этой Родины единственного сына, которому предстоит стать защитником Отечества? На самом деле обе эти мои подруги Родину любят и своей жизни бея нее не мыслят. Впрочем, может быть, потому, что и вариан тов у них нет? Вот ведь какая крамольная мысль... Гениальный советский поэт написал: «Я хочу быть понят своей страной, а не буду понят, — так что ж. По родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь». Что и говорить, красивая и высокая гражданская позиция. После этих строк в груди возникает странное щемящее чувство и сразу хочется соответствовать, иметь право под этими строч ками подписаться. Но повернется ли у вас язык обвинять молодых за то, что они не хотят «проходить стороной» и предпочитают найти свой путь за рубежом? Не так давно дочь мне сказала: «Я не мечтаю ни о вилле, ни о яхте. Но я хочу быть востребована со своей музыкой и иметь возможность достойно помогать вам, когда вы уже не сможете работать». Так вправе ли мы предъявлять претен зии молодым, если они просто-напросто оказались не вос требованы родной страной? И вправе ли требовать патрио тизма от тех, кто, выбросив диплом о высшем образовании, пошел торговать в киоск или на Петровский рынок? Высо кая гражданская позиция — это, конечно, здорово. Вот только поэт в итоге застрелился... Безусловно, бывает любовь не «за что-то», а как раз «воп реки». Вот только такие браки чаще всего по прошествии времени распадаются. Проходит первый юношеский порыв страсти и вдруг выясняется, что у «второй половины» слиш ком много недостатков, с которыми невозможно мириться до конца жизни. И люди начинают искать другую свою «по ловинку», уже вполне трезво оценивая все ее достоинства... Да, поколение современной молодежи рациональнее и рассу дочнее нас. Но стоит ли в них бросить за это камень? Мне звонит бывшая актриса, сейчас она на пенсии. Я об радованно приглашаю ее в гости и слышу в ответ: «Знаешь, мне ехать с двумя пересадками, а это в два конца двадцать четыре рубля. Я с моей пенсией не могу себе этого позво лить». Конечно, я тут же предлагаю отдать ей эти деньги, хотя понимаю, насколько для нее это унизительно. Получаю письмо от одинокой пенсионерки, инвалида вто рой группы липчанки И. С. Сенашовой. Состояние ее здоро вья, увы, таково, что она не может сама выходить из дома. Сбережения, накопленные за трудовую жизнь, большей час тью оказались «съедены» дефолтом, а оставшееся ушло на операцию глаз. До недавнего времени за услуги соцработни- ков она платила чуть больше 50 рублей, а теперь ей сообщи ли, что с первого сентября она должна будет платить триста. Дело в том, что ее пенсия выше прожиточного минимума, и из этой разницы будут высчитывать 25 процентов. Вы понимаете, что получается? Теперь любая индекса ция пенсии вызовет повышение тарифа оплаты этих услуг. Такой порядок повергает в шок не одних пенсионеров, но и сотрудников соцзащиты, местное руководство. Но... не они устанавливают правила. Решения в регионах принимаются в соответствии с требованиями федерального законодатель ства. Спрашивается, с какой стати? Только потому, что че ловек всю жизнь вкалывал и заработал пенсию чуть выше, чем нужно просто (по нынешним очень уж скромным мер кам) для выживания? И это так страна ценит своих труже ников? Впрочем, страна или государство? Ради Родины они отдавали силы и здоровье, а государство пытается на них сегодня еще и нажиться. Мне кажется, для этих людей Ро дина осталась там, в далеком прошлом, которое мы сегодня норовим еще и оплевать. Кто же спорит, проблема воспитания патриотизма назре ла не сегодня и даже не пять лет назад. Она назрела в тот момент, когда у нас стали говорить, что «жить нужно ТАМ, чтобы не было мучительно больно», а все социальные поряд ки подтверждали это ироническое изречение. Программа патриотического воспитания обязана была появиться на го сударственном уровне. Хотя бы для того, чтобы слово «пат риот» перестало ассоциироваться с националистическими организациями, чтобы вернуть ему исконный смысл. Без этого у страны просто не может быть будущего. Вопрос в другом: а можно ли воспитать молодых патриотов, если они все равно будут одним глазом коситься на Запад и думать о том, как бы организовать свою жизнь ТАМ? Как научить любить стра ну, которая не любит тебя? Будешь ли ты нуждаться в Роди не, которая не нуждается в тебе? Брак бывает счастливым, если любовь взаимная... Я, конечно, не знаю, как сложилась жизнь тех деток, которые возили «мамке» передачки в роддом. Я понимаю: ребенок скорее всего выберет голодную жизнь с матерью- алкоголичкой, а не детдом. Ну а если бы его усыновила нор мальная семья, в которой он бы ощущал любовь и заботу? Не предпочел бы он быть подальше от своей родной «мамки» и забыть весь тот ужас и кошмар, в котором прошли годы его раннего детства? Не знаю, не знаю... г ^Таланты и поклонники Вы слыхали, как поет казак?.. Ф О Т О АН А ТО ЛИ Я ЕВС ТРОПО ВА . ...Нет, не тот шолоховский казак с Нижнего Дона, а наш, доморощенный, из краснинского села Гудаловка. Недавно на концерте в честь Дня района земляки рукоплескали ему и не отпускали со сцены. А он, высокий, стройный, в белоснежной гимнастерке с медалью, подкручивая залихватские усы, раскланивался за радушный прием. Выступал Александр Клепов - участник Кубанского хора... Не возгордился наш ка зак-солист большими сцена ми и большими гастролями. Приехал в Гудаловку на цо- бывку, а из районного отдела культуры к нему с просьбой — порадуй, Саша, на празд нике земляков! Упрашивать не пришлось. Благо, концер тный костюм Александр, как знал, с собой прихватил. А впереди у него в этом костю ме новые гастроли. В ближай шей перспективе намечается поездка Кубанского хора по Дальнему Востоку, а потом в Китай... Мечтал когда об этом гу- даловский паренек? В дет стве и юности иные были интересы —рыбалка, пчелы, животные. Не мог, вспоми нает Сашина мама, пройти мимо раненой собачонки, птички с подбитым крылом — нес домой, выхаживал, выкармливал и отпускал... А о музыкальной школе — нет, не заикался. В краю гармони стов -п есенников даже хромка его мало зани мала. После «девятилетки» ре шил Саша стать учителем и поступил в Лебедянский пе дагогический колледж. И только тут начали раскры ваться его творческие способ ности. Всем студентам нуж но было обязательно научить ся игре на каком-нибудь ин струменте.. чтобы в тко.тте могли преподавать основы музыки. Так Александр впер вые взял в руки баян, а уже через месяц на слух мог по добрать нужную мелодию. Разве знал он тогда, что это пригодится ему не только в педагогике? После окончания с «крас ным дипломом» колледжа решил продолжить учебу и поехал поступать в Воронеж ский педагогический универ ситет. Проблем с поступлени ем на естественно-географи ческий факультет у отлични- ка-выпускника не было... И именно на географичес ком, с самого первого курса, увлекся Александр Клепов студенческой художествен ной самодеятельностью. При чем стал режиссером... Поста вил танец «Березка», в кото ром сам же и участвовал. Зрителям танец понравился. На концерте была мама Саши. За кулисами, когда она разговаривала с сыном, подошла заведующая кафед рой, пожала ей руку и сказа ла слова, которые оказались пророческими: «Спасибо вам за сына! Это — будущая звез дочка!» После того выступления Александр Клепов стал серь езно увлекаться танцами. Решил попытать счастья — показать себя местному ка зачьему ансамблю. Его при няли в коллектив. Танцам студент посвящал все свобод ное от учебы время. Но не долгим оказалось счастье но воиспеченного казака. Подве ли ноги... По рекомендации врачей от танцев пришлось отказаться. Однако Алек сандр не оставил полюбив шийся ему ка зачий ан самбль. Нашел в нем новое для себя призвание . Он стал... петь. Музыка и пение —вот что стало главным в жизни А. Клепова. После окончания вуза выбор был сделан в пользу музыкального творче ства. При экономико-право вом университете Александр организовал ансамбль «Ве черки». Студенты полюбили своего художественного ру ководителя. С танцевальны ми казачьими программами они гастролировали по раз ным городам, выступали в Первопрестольной. За успехи в пропаганде казачьего само бытного творчества Алек сандр Клепов был награжден памятной медалью, которую ему вручил атаман Северо- кавказского округа. Но рамки художествен ной самодеятельности уже были тесны для Александра. Решил показать свое мастер ство — в пении и танцах — профессионалам. Поехал в исконные казачьи края. В результате ему предложили работать в Кубанском хоре. — Я была против, — вспоминает Валентина Кле пова, мама Александра. — Когда он приехал в Гудалов ку и сообщил о своем реше нии, я долго плакала. А по том успокоилась: пусть едет... Что его рядом держать-то! Тем более молодой еще... Александру Клепову двадцать семь. Все еще впе реди в его творческой карье ре. И хочется верить, что на краснинских побывках «ку банский казак» из Гудалов- ки не раз порадует своими песнями земляков , а его стать и шикарные усы снова будут сводить с ума местных девчат. Наталья КАПУСТИНА , студентка отделения журналистики Елецкого государственного университета и И .А . Б ) имен Краснинский район. эунина. АПЕННИНСКИЙ ДНЕВНИК Эмигрантам разрешили избирать Администрация итальянской Анконы, центра промышленной области Марке, сотрудничающей с Липецкой областью, утвердила на днях изменения к статьям 5 и 12 Устава города, дающие право голоса иностранным гражданам, не проживающим в Европейском Союзе, и лицам, не имеющим гражданства, для избрания мэра и депутатов городского Совета, несмотря на возражения Совета министров, отменившего своим постановлением решение администрации города Генуя по расширению права голоса эмигрантов. Несколькими месяцами ранее городская власть Анконы уже дала право голоса не членам Евросоюза на выборах в окружные Советы. Все - в спортзалы! По данным Промышленно-ремесленной Конфедерации, в провинции Анкона за последние 4 года значительно возросло число спортзалов, центров здоровья и салонов красоты. Жителям Анконы нравится производить хорошее впечат ление. Чтобы быть в хорошей форме в купальном костюме, они изрядно трудятся в спортивных залах и центрах здоровья пе ред наступлением пляжного сезона. По данным Промышленно-ремесленной Конфедерации, в провинции Анкона за последние 4 года число спортзалов уве личилось на 6,5 процента, и сейчас там 33 тренажёрных зала. Как правило, предпочтения отдаются клубам ВДпезв и ^еИпезз. Людей больше интересует хорошая форма своего тела, а не мышечная масса. Марке и Эмилия Романья - за сотрудничество с Балканами Итальянские регионы Марке и Эмилия Романья подписали договор о сотрудничестве, направленный на защиту интересов несовершеннолетних инвалидов войн на Балканах, произошедших в 90-х годах. Две области, участвующие в таких проектах уже почти 10 лет, решили довести до конца начатую инициативу, помимо Боснии и Сербской Республики. Общая стоимость проекта оценивается почти в 3,5 милли она евро. Данную сумму поделят между собой министерство иностранных дел, области Эмилия Романья и Марке. Целью мероприятия является воплощение системы школь ного обучения со включением в процесс детей-инвалидов, а так же облегчить доступ к службе физико-психологической реаби литации несовершеннолетних, пострадавших во время войны. Договор с банком инвестиций Область Анкона получила 100 миллионов евро на восстановление и ремонт стратегически важной инфраструктуры, особенно систем водоснабжения. Это стало возможным благодаря соглашению, заключён ному администрацией области Марке и Европейским банком инвестиций, помимо уже двух заключённых ранее Соглаше ний в связи с землетрясением в совместном финансировании европейских проектов. Средства выделяются по льготной ставке на выгодных рыночных условиях. Новое положение о производственной практике Администрация области Марке разъяснила принятое правительством новое положение о прохождении производственной практики подростков. По словам начальника областного управления труда Уго Асколи, недавно принятый документ должен способствовать вовлечению молодёжи в трудовую деятельность, улучшить уро вень профессионализма и возможность получения работы. Нормативный акт содержит основные положения, касаю щиеся рынка труда, гибкого графика работы, новую версию трудового договора с практикантом. В области насчитывается примерно 30 тысяч практикан тов. Данный эксперимент был уже опробован в прошлом году в торговых организациях, а теперь он может быть распространён и на другие отрасли. По материалам Интернет-портала и официального сайта администрации области М арке Григорий КЛИМ ЕШ ОВ . едие Младший богатырь Александру Левитову — 170 лет Когда-то было справедливо замечено: русская литература так богата, что ее гиганты —Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов —как бы заслоняют для нас великолепных мастеров слова, которые в любой европейской стране занимали бы почетный первый ряд классиков. Это наверняка относится и к нашему земляку, самобытному и глубокому прозаику Александру Левитову, чье 170-летие мы сейчас отмечаем. Максим Горький назвал писателей- разночинцев «младшими богатырями русской литературы». И с этим, право же, не поспоришь... «Теперь о Левитове ник то не знает, не помнит, а он был когда-то в первых рядах русской литературы и был не случайно, а с полным осно ванием, хотя талант его не развивался и в десятой доле должной меры», — писал Иван Бунин. В дневнике Ивана Алек сеевича отмечено, что 24 июня 1841 года он перечи тывал сочинения Алексан дра Левитова. Что там при влекало его в трагические дни, когда началось вражес кое вторжение в Россию? Надо думать, «Степные очер ки» — лирическая, музы кальная проза о Подстепье, о родных и Бунину, и Леви тову местах, о «загадках рус ской души». Например, рас сказ «Сапожник Шкурлан». ...Шесть могучих сыновей вырастил Шкурлан. Прозви ща им дал в честь минув ших сражений — «одного он князем Кутузовым звал, дру гого Паскевичем, третьего Дибичем». Как раз накану не севастопольской страды послал он своих сыновей слу жить: «Иду, говорит, и я ре бят в солдаты отдать всех до одного человека, потому враг на нас идет многочислен ный...» В сражениях за Се вастополь сыновья сапожни ка погибли. «А горе у него, — пишет Левитов, — долж но быть, в самом деле вели ко было, потому истинно, что всеми своими кровями кри чал Шкурлан по ночам и бу дил нас... Будил нас теми своими криками страшными, как голос доможила, когда он «к худу» вещает...» Бунин читал левитов- скую прозу и думал в даль нем далеке о России. Вско лыхнулись воспоминания: «Опять испытал некоторое очарование. И замечательно: с изумлением увидел, что много мест и фраз я помню с тех пор чуть ли не н аи зусть. ..» Чем был Левитов для многих современников и по томков, хорошо объяснил другой крупный писатель- народник П. Засодимский: «Если ум измерять аршином лавочника — способностью устраивать и «проводить» свои дела, то, разумеется, Левитов окажется совсем глупым человеком... Но если посмотреть на предметы не с куриной точки зрения, но с точки зрения более высокой, более открытой, то Левитов нам явится иным... Он вы шел из деревни, можно ска зать, из народа — и всю жизнь, до гробовой доски, он любил этот народ всем сер дцем, всей душой. Все помыс лы его посвящались народу, и в нем самом всю жизнь сказывался простой и сим патичный русский человек... стойко, неуклонно шедший к своей цели, обрывавшийся, спотыкавшийся, получав ший удар то с той, то с дру гой стороны за свое упрям ство и все-таки изо дня в день ведший «свою линию». Про него можно сказать: «Вот — человек, несмотря на все грустные перипетии жизни, сохранивший в себе «душу живу». За то толпа молоде жи провожала его на клад бище... Земля наша может гордиться, что в ней родятся такие люди, как Левитов, и подобные ему. И уж, разу меется, не их вина, если большая часть их талантов темною ночью зарывается в землю чьей-то неведомой ру кой». «По художественному размаху только Успенские и Слепцов идут Левитову под стать», — полагал критик и литературовед начала XX столетия А. Измайлов. Этот исследователь считал, что Левитов писал, «как бы про рочествуя об акварельных тонах Чехова». Левитова на зывали и «предтечей Макси ма Горького». А сам Горький утверждал: «Прекрасно мож но отдохнуть душою на ми лых книгах Левитова, одно го из лучших лириков в про зе». Особая заслуга Левитова — в развитии жанра лири ческого очерка. Богатство по этической лексики, чуткость к народному слову, ритми чески организованное, почти музыкальное повествование, пафос заступничества за про стого русского человека — все это привлекало читателя к книгам прозаика. Объясняя свое «пристра стие» к городским предмес тьям, Александр Иванович признавался: «Ах, какой там милый народ проживает!.. Лик божий, кажись, давно утерял, давно уж он весь от жизни измызган и заброшен за забор, как бабий истоп танный башмак, а эдак вот проживешь с ним, побеседу ешь по душе, ан там, на глу- би-то, внутри-то, она и све тится, как светлячок, душа- то божья, и мигает...» Задушевное слово о рус ском землепашце Подстепья очень сильно звучит в лири ческой прозе Левитова. В «Степной дороге ночью» он рисует берега Дона в предо сеннее время («сено скошено, рожь сжата, а до уборки про са, овсов и гречихи было ещё далеко»). В «Степной дороге днём» размышляет о трудной судьбе хлебороба-степняка («Эх ты, проезжая степная дорога, вдоль и поперёк по том и кровью залитая! Когда это так же часто будет ходить по тебе светлая радость люд ская, как часто ходит теперь по тебе людское, тёмное горе!..»). В повести «Накану не Христова дня» повеству ет о «черноземе необъятных полей» («горсть посеешь — воза собирай...»), о «слобоц- ких крестьянах» посада Чер- нополье Черноземского уез да. о «тихом Воронеже». В «Соседях», «Горбуне», «Рас праве» стремится осмыслить нравственные и социальные противоречия, отягчавшие жизнь «земледельческого народа». Прекрасен пейзаж с «просяными и пшеничны ми посевами» в очерке «Уличные картинки — ребя чьи учители». На основе впечатлений о «малой родине», с опорой на местные реалии (упоминание о Кривце, «кривецких мужи ках») в «Степных выселках» даны колоритные зарисовки женского труда на селе: «... тут-то жгло ноне после обета солнце — страсть! Уткнусь так-то в рожь головой и ду маю: не полегче ли голове в колосьях будет; а оно тебе, солнце-то, в спину парит, до болятков парит. Жала-жала я так-то, спешила-спешила к вечеру полоску покон чить ...» ) . Примечательны упоминания у Левитова Доб рого, Махонова, Лебедяни, Волчьего, Крутого, других приворонежских и придон ских окрестностей. На родине писателя чтут память о «народном защит нике». Создан музей Левито ва. В Липецке и в районном центре Доброе проводятся Левитовские чтения. «Быв шего города Доброго понома ря Ивана сын» оставил насле дие, которое необходимо всем, кто хочет понять на род России, его дух, его силу, его душу. Я верю, что, отло жив в сторону россыпь пес трого современного чтения и откровенного чтива, раньше или позже каждый из дума ющих земляков Александра Ивановича обратится к кни гам «младшего богатыря» родной литературы... Василий ШАХОВ , профессор кафедры культуры ЛГТУ , руководитель научно просветительского центра «Липецкая энциклопедия», доктор филологических наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz