Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

^Собеседник «ЛГ» «Яидеализируючеловека...» студентов тоже каникулы Новый год... летом Для липецкого художника Николая Савенкова спорт — не только голы, очки, секунды ... Гигантские фигуры баскетболистов движутся в причудливом танце с мячом к корзине. Чернокожий атлет, широко раскинув в победном жесте руки, парит, словно птица, над сектором для прыжков стадиона. Разноцветный пелетон велосипедистов вихрем несется по шоссе. Для липецкого художника Николая Савенкова спорт — это не только очки, голы, секунды, а в первую очередь борьба человеческих страстей, неукротимое желание быть первым, драма с непредсказуемой развязкой. На стенах его уютной мастерской с видом на реку —изящные женские портреты, темпераментные цыгане прекрасно уживаются с изображениями лыжников и хоккеистов, так же, как на книжных полках дневники Зинаиды Гиппиус соседствуют с альбомами по мексиканскому и древнеегипетскому искусству и жизнеописаниями Шаляпина и Пушкина. Мы пьем ароматный чай с чабрецом и не замечаем, как за беседой летит время. — Николай Иванович, вы, пожалуй, единственный из липецких художников, кто на протяжении многих лет последовательно работа­ ет над спортивной темой. Чем она вас привлекает? — Ну, если коротко, то я рисую спорт потому, что люб­ лю, как любят его миллиар­ ды людей на планете. Я ду­ маю, это заложено в самой человеческой природе — быть первым, дальше прыг­ нуть, пробежать быстрее, ут­ вердить свое превосходство. На этом построены все детс­ кие игры. Потом мы взрос­ леем, появляются дела, забо­ ты, но спорт по-прежнему остается желанной отдуши­ ной. Ты бежишь на лыжах, играешь в футбол, и все не­ приятности оказываются по­ зади, важна только победа. А какое это потрясающее зре­ лище! По своему значению олимпиады давно не уступа­ ют важнейшим политичес­ ким событиям. Разве можно остаться равнодушным ко всему этому? Интересоваться спортом я начал еще в детстве, которое пришлось на военное лихо­ летье. Родной хутор Красная Каменка в Курской области оккупировали фашисты . Школу, естественно, закры­ ли, время было голодное и страшное. И чтобы хоть как- то отвлечься, я с соседскими ребятами придумал игру в «шпиона». Я изображал ла­ зу тчик а во вражеском тылу, пробираясь по лесу на лыжах, а остальные меня ловили. Шла война, а я мечтал о путешествиях, дальних стра­ нах, зачитывался Арсенье­ вым, «Дерсу Узала» знал чуть ли не наизусть. «Не чи­ тай так много, с ума сой­ дешь», — ворчала мама, ког­ да я проводил с книгой ночь напролет. Хотел стать летчи­ ком или моряком, чтобы по­ видать мир. О том, что ког­ да-либо буду художником, даже не помышлял. Иногда мне попадались на глаза ре­ продукции в «Родной речи» Сурикова или Левитана, они меня потряеали, но казались какими-то небожителями. — Даже не верится, что в курской глубинке во вре­ мя войны вы смогли при­ страститься к рисованию... — Я тоже не могу понять, как это произошло. Наверное, судьба. В 44-м я перебрался к тете в Обоянь, поскольку у нас на хуторе была лишь на­ чальная школа? Со мной за партой сидел в новенькой по­ лувоенной форме (такую тог­ да выдавали детдомовцам) Коля Платонов. Парнем он был бойким, частенько на уроках озорничал или рисо­ вал. Особенно не любили мы уроки немецкого — сколько горя мы от фрицев натерпе­ лись за время оккупации, а тут еще их язык учить зас­ тавляют. И вот в это время Колька рисовал пером на про­ мокашке замечательные кар­ тинки — витязя на распутье, тигра,- удава. Мне они так нравились, что я решил обя­ зательно научиться рисовать не хуже, чем он. Сначала пытался копировать, потом начал рисовать сам. И пошло. Скоро я рисовал лучше всех в классе, оформлял стенгазе­ ту. Был 46-й год, начался страшный послевоенный го­ лод. За гонорар в несколько карточек, пару яиц или ку­ сочек сала я изображал одно­ сельчан, делал по фотографи­ ям портреты тех, кто не вер­ нулся с войны. Но о карьере художника еще не мечтал. Закончил семилетку на «отлично», поехал в Курск поступать в геологоразведоч­ ный техникум — манила все та же романтика экспедиций. Прошел без экзамена, оту­ чился там месяц, чувствую — не могу, не мое это совсем. Вдруг в газете увидел снимок — красивая девушка у моль­ берта, рядом солидный муж­ чина в строгом костюме и подпись «Занятия в художе­ ственно-графическом учили­ ще ведет преподаватель Ма- ныкин-Невструев». Вот это, думаю, фамилия, сразу вид­ но — мастер. И девчонка та­ кая симпатичная. Вот бы мне туда... Тем временем у меня кончился хлеб, вернулся я на хутор, все рассказал отцу, тот говорит: «Ну, раз решил, по­ ступай на художника на бу­ дущий год». Всю зиму про­ вел дома, охотился на зайцев с тремя патронами — так их берег, что в итоге поймал ма­ ленького зайца голыми рука­ ми. А весной отправился в Курск узнавать насчет усло­ вий приема. , В училище говорят: бу­ дешь сдавать рисунок и ком­ позицию. Я погрустнел —ри- совать-то я могу, а вот музы­ ке не обучен. Преподаватели смеются. Композиция и ком­ позитор, объясняют, вещи совершенно разные. Вернулся я домой, стал готовиться. Раньше я с нату­ ры почти никогда не рисовал. Экзамены сдавал вместе с городскими ребятами, те в художественных студиях учились, опыта у них поболь­ ше. Я смотрю сначала на на­ туру, потом на соседа — что он делает, так и рисую. Ког­ да пришел черед экзамена по композиции, долго сидел пе­ ред чистым листом, препода­ ватель — тот самый Маны- кин-Невструев — заметил, подошел и говорит, рисуй все, что тебе хочется. А в наших местах недавно ураган пронесся. И я изобразил его — вывернутые с корнем де­ ревья, смятые цветы, испу­ ганные птицы. Когда узнал, что получил «пятерку» и принят в училище, был на седьмом небе от счастья. По­ ставил себе цель — кровь из носу, а буду заниматься не хуже городских студентов. В итоге закончил его на «от­ лично» и получил вместе с еще одним выпускником на­ правление в Строгановку. — А как же спорт? На­ верное, было не до него в годы учебы? Как раз наоборот. Я и кроссы выигрывал, и в соста­ ве студенческой команды на лыжах бегал. Правда, медко­ миссия в военкомате выяви­ ла физическое недоразвитие. В 19 лет я выглядел тринад­ цатилетним — рост метр пятьдесят и вес сорок семь кило, сказалось голодное послевоенное детство. Но уступать более физи­ чески развитым ребятам ни в чем не хотел. В Строганов- ке у меня не приняли доку­ менты, сократили квоту для поступления, в Москве остал­ ся мой приятель-фронтовик Ванька Туренко, а я по зако­ ну должен был работать в школе. Честно говоря, такая перспектива меня не устраи­ вала, я даже в армию хотел пойти добровольцем. Но май­ ор в военкомате по-отечески охладил мой пыл: «Я пол­ жизни маюсь, не знаю, как погоны снять, а ты по доб­ рой воле их надеть хочешь!». И тогда я взял направление почти что на край света — в школу на Сахалине. Можно сказать, попал прямо в рай — хорошая зарплата, в каж­ дом магазине икра и крабы. От такой жизни я за год вы­ рос на двадцать сантиметров, поправился почти на трид­ цать килограммов. Ученики, когда увидели у меня значок разрядника по лыжам, окру­ жили на церемене, попроси­ ли потренеровать их. Так и пошло — днем в школе, ве­ чером — на тренировках. Лыжи, бег, занятия боксом, потом организовал кружок борьбы самбо, стал ходить в воинскую часть, заниматься классической борьбой. Начал участвовать в соревнованиях, причем успешно, выиграл чемпионат Сахалина по лы­ жам. В 1956 году ездил в Москву на Спартакиаду на­ родов России. Словом, о спорте знаю не понаслышке, и это дает мне огромное пре­ имущество перед другими ху­ дожниками. Я представляю, что переживает спортсмен во время состязаний, и это здо­ рово помогает в работе. Если бы я был простым болельщи­ ком, то не знал бы всех этих тонкостей. — Крутой жизненный зигзаг, наверное, заставил вас забыть о вашей мечте учиться в Строгановке? — Скорее мечта ушла куда-то в глубину души. Жизнь текла, я женился, ро­ дились дети. С Сахалина с семьей переехал в Кировоче- пецк. Спокойно преподавал в школе. Вроде бы все хорошо. Но иногда по ночам появля­ лось щемящее чувство разо­ чарования от того, что я так и не стал профессионалом- художником, занимаюсь со­ всем не тем, чем должен. Од­ нажды ко мне попал журнал с триптихом Коржева «Ком­ мунисты». Я был поражен. До сих пор считаю Гелия Михай­ ловича величайшим масте­ ром. Вы видели его работу «Поднимающий знамя»? Ка­ кая экспрессия, цвет, сколь­ ко скрытой силы в фигуре революционера! Настоящий шедевр. Словом, решил: будь что будет, а все равно поеду учиться у Коржева. Посове­ товался с женой, та удиви­ тельно легко согласилась. Поступил в Строгановское училище, правда, со второго раза. Мне уже тридцать два было. Набрался смелости, показал Коржеву свои рабо­ ты. Тот сказал, что они сы­ рые, но есть обостренное чув­ ство восприятия мира, воз­ можно, из меня получится хороший художник. Так я оказался на коржевском от­ делении монументальной живописи. После защиты диплома Коржев пригласил поработать в его мастерской, стать персональным учени­ ком. Я был рад, однако дол­ жен был по направлению уехать в Липецк, рассчитывая скоро вернуться в столицу. Но... засосала житейская кру­ говерть. Нужно было кормить семью, брать заказы. Я все от­ кладывал поездку в Москву, думал, вот покончу с суетой, напишу достойную картину, с которой не стыдно показать­ ся в столице, тогда и... Толь­ ко судьба распорядилась так, что с Коржевым мы так и не встретились. Лишь недавно, в июне, я поздравил его с 80- летием, прислал фото своих работ. Надеюсь, нам удастся увидеться... — Наверное, для боль­ шинства художников деньги —далеко не главный стимул для творчества, однако ведь и на хлеб тоже надо зараба­ тывать. Спорт —вряд ли са­ мая выгодная тема, а вы ос­ таетесь ей верны на протя­ жении многих лет. — Я абсолютно счастли­ вый человек. Были бы здоро­ вье, кусок хлеба и возмож­ ность работать, а все осталь­ ное для меня не важно. Чест­ но говоря, я даже к показу своих работ равнодушен. Только в прошлом году под­ дался на уговоры и сделал персональную выставку. Не хочу «светиться», лезть в гла­ за, даже одеваться стараюсь неброско, чтоб внимание не обращали. Бывает очень боль­ но, когда ты в творчестве от­ крываешь душу, а люди без­ различны к этому. Не думаю, что художник станет лучше рисовать после «персоналки». Может быть и наоборот: ком­ плименты, славословия — опасная вещь. Вот мой учи­ тель Коржев хоть был пред­ седателем Союза художников, лауреатом Госпремии, никог­ да не выставлялся персональ­ но. Конечно, успех, слава, деньги — здорово, но ведь это удовольствия тела, но не души, а значит, они от лука­ вого. Самый строгий судья для себя я сам, пострашнее любых критиков. — Что вас вдохновляет на создание картины, как возникает замысел? — У каждой картины своя история. Видите «Танец баскетболистов»? Еще в годы учебы в Строгановке я выб­ рался с друзьями-художни- ками в Лужники на матч СССР — Чехословакия. Ог­ ромный зал был переполнен, погас свет, лишь площадка в ярких огнях. И вот появля­ ются наши гиганты в крас­ ной форме и начинают раз­ минаться перед встречей, бросая мячи в корзину. (Ув­ лекшись, художник начина­ ет водить по комнате вообра­ жаемый мяч). Меня заворо­ жили их грация и пластика, слаженный ритм рук и ног. Вот это зрелище! «Я напишу это, ребята!» — тут же гово­ рю друзьям. Так появилась картина. Когда я писал ее, то вдохновлялся древнеегипет­ ским рельефом «Плакальщи­ ки». Там у фигур тоже очень длинная пластика рук и ног. Получилась своего рода пе­ рекличка эпох, правда, по­ нять это может только под­ готовленный зритель. Конечно, я реалист. Но как, скажите, мне изобразить добро и зло, радость, счастье, бесконечность? Порой хочет­ ся попробовать описать эти понятия языком символов, как это делали великие мек­ сиканцы Сикейрос и Ривера. Иногда происходит событие, которое просто потрясает во­ ображение. На Олимпиаде 68-го года в Мехико Боб Би­ мон прыгнул в длину на 8 метров 90 сантиметров. Это был, пожалуй, шок — под силу ли вообще такое дости­ жение человеку? Таким ре­ зультатом он наповал убил конкурентов, вознес свое до­ стижение на недосягаемую высоту. Мне сразу захотелось воспеть этот триумф безгра­ ничных возможностей чело­ века. Сейчас я реже слежу за спортивными состязаниями. Как-то неинтересно прихо­ дить болеть за «Металлург», зная, что его основу состав­ ляют абсолютно чужие игро­ ки, кочующие из команды в команду, где больше запла­ тят. Вот во времена моей юно­ сти был футбол! В Курске я едва ли не каждый день при­ ходил на стадион. И пусть иг­ рали на нем не великие мас­ тера, но как они старались по­ казать зрителю красивую игру! Пижонили изо всех сил, вратарь мог запустить в небо свечу на сто метров. Помню, нападающий грек провел мяч почти через все поле на голо­ ве. А сейчас... сумбур и на­ вал. Но тех липецких спорт­ сменов, которые действитель­ но добились чего-то, я очень уважаю. Восхищаюсь пловца­ ми, борцом Алексеем Колес­ никовым. Я давно знаю его тренера Александра Галушки­ на. Он очень мудрый человек, учит побеждать не грубой си­ лой, а умом, хитрой техникой и тактикой. Воспитал из Ко­ лесникова настоящего бога­ тыря. Я искренне переживал, когда из-за изменения правил Колесников не смог высту­ пать на соревнованиях — вес, видите ли, велик. Хотелось подбодрить его, и я написал картину «В доб­ рый путь». Алексей на ней изображен на пике своей формы, внимательно слуша­ ющим своего наставника. Колеников приезжал в мас­ терскую ко мне, позировал. Что ни говори, а спорт — огромная часть жизни. И мне, честное слово, обидно, когда на региональной выс­ тавке художников Центра России ни одна из 28 облас­ тей не представила картины на эту тему. Недавно мои работы экспонировались на выставке в столице, приуро­ ченной к олимпийской кам­ пании Москвы 2012 года. Ви­ димо, и у них дефицит спортивных художников, раз обо мне вспомнили. — Но ведь не спортом единым жив человек, есть же еще темы, мотивы, кото­ рые вам хотелось бы рас­ крыть в своем творчестве... — Безусловно, мне очень близко видение мира масте­ рами Возрождения. Они стре­ мились возвысить человека, показать все лучшее в нем — величие духа, красоту тела. Мне нравится не слепо копи­ ровать жизнь, а чуть идеали­ зировать ее, искать прекрас­ ное в повседневном. Так по­ явился цикл портретов совре- менниц-горожанок, серия танцующих цыганок. Побы­ вав однажды на концерте на­ стоящих кочевых цыган, я был покорен их чувством ритма, в танце они практи­ чески входят в экстаз. Такая экспрессия, дикое первобыт­ ное чувство не могут не вос­ хищать. Сегодня моя главная мечта — завершить работу «Явление». Наверное, каж­ дый помнит чувство благого­ вения и трепета, возникаю­ щее, когда видишь в музее картину Иванова «Явление Христа народу». Я хочу уви­ деть ее глазами моих совре­ менников, провести некую художественную параллель между людьми разных эпох, понять, что чувствуют они, соприкоснувшись с великим. Замысел грандиозный, я вов­ се не ставлю себя на одну сту­ пеньку с Ивановым, но тема духовности, внутреннего мира человека все больше меня волнует в последнее время. Искренне хочется сде­ лать мир вокруг себя краси­ вее и добрее. Может быть, это идеализм, но я верю, что ис­ кусство способно изменить жизнь в лучшую сторону. Беседовал Сергей МАЛЮ КОВ . ... А также марш-бросок и мастер-класс по дефиле, свадьба в карнавальном загсе и охота за мусором, дискотеки до упаду и занятия по социальному проектированию —всего и не перечислишь. Это программа областного фестиваля студенческого творчества и спортгщ| «Студенческое лето-2005», который про ходи т^ студенческом оздоровительном лагере «Политехник». Стоит ли удивляться, что почти все его участники —а их больше 150 —свои впечатления выражают в трех коротких словах: «Клево! Класс! Супер!» «Студенческое лето» —фестиваль традиционный, он про­ ходит в одиннадцатый раз. У него есть и стойкие поклонни ­ ки, и даже ветераны. Например, Олег Стюшин, преподава- тель кафедры физвоспитания Елецкого государственного университета имени И. Бунина. Впервые на фестиваль он попал шесть лет назад студентом третьего курса: — Самое ценное в фестивале — атмосфера дружбы, обще­ ния, любви. И каждый год едешь сюда, предвкушая что-то новое, неожиданное. Мой младший брат вырос на рассказах о нем. А теперь и сам приезжает сюда уже второй раз. Второй год на фестивале и Юля Невежина, студентка Липецкого архитектурно-строительного колледжа. С ней мы встретились на мастер-классе по дефиле, где шла подготовка к вечернему показу. — Движение начинаем с правой, ноги на одной линии, бедра свободны, — раздавался над эстрадой голос руководи­ тельницы занятий, и девушки старательно следовали указа­ ниям. Для Юли это — уже пройденный этап: она пять лет псЩР щает стиль-студию «Каприз». Вообще Юля личность твор­ ческая. Неслучайно она на фестивале улдостоилась звания магистра. Это произошло на седьмой-восьмой день. Чтобы стать магистром, нужно пройти пять ступеней. За что именно да­ вали баллы, я уже точно и не вспомню: здесь такая дина­ мичная жизнь! Но все же большинство участников — новобранцы. Како­ во им выдерживать сумасшедший темп фестиваля? — По утрам тяжело вставать, зарядку делать неохота, — признается Аня Богословская из Липецкого государственно­ го технического университета. —- Но вообще уже все втяну­ лись. Здесь весело и интересно, об усталости не думаешь. Не высыпаются и организаторы фестиваля. Пока прове­ дут последнее мероприятие, пока подготовят все на следую­ щий день — на часах уже два-три ночи. А однажды вставать пришлось в половину шестого — по тревоге. Нет, ничего страшного не произошло. Это было начало игры «Гарнизон». Марш-бросок, «Зарница», «круглый стол» с военными и уча­ стниками боевых действий, соревнования по пейнтболу и вечерний концерт. Короче, студенты проявили истинно сол­ датскую стойкость. —Военно-патриотическому воспитанию мы посвятили два дня, —рассказывает руководитель фестиваля Сергей Поздня­ ков. —Многим идея понравилась. Эмоций через край. Неко­ торые до сих пор передвигаются по дороге, как на учениях: «Вспышка слева! Ложись!» Но больше всех удивили коман­ ды Елецкого и Липецкого педуниверситетов: они даже во время дискотеки ухитрились проводить строевые упражне­ ния. Видно, поэтому парад «Полковой развод» впервые был по-настоящему красивым. Шутки шутками, но на фестивале действительно умеют сочетать развлечения с общением и воспитанием. Корреспон­ денты «ЛГ» убедились в этом, побывав на занятии, органи­ зованном учебно-методическим центром Федерации профсо­ юзов Липецкой области. Студенты учились в наглядной, твор­ ческой форме объяснять, зачем нужен профсоюз, какую роль он может играть в молодежной жизни. В результате рожда­ лись целые оды: «Придя в профком, увидев взгляд, поймешь, что каждый тебе рад». —Хорошо вышло, —делится впечатлениями Любовь Ма­ лахова, директор УМЦ Калужского облсовпрофа, гость фес­ тиваля. — Готовится новая смена профсоюзных лидеров, и это замечательно. У себя в Калуге мы тоже собираемся сде­ лать что-то такое же. «Студенческое лето» завершится шестого августа. Впер­ вые за всю его историю лучшей команде будет вручен почет», ный кубок. Но воспоминания о пестрых фестивальных днях увезет с собой каждый. Софья ВОБЛИКОВА .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz