Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
^Собеседник «ЛГ» «Яидеализируючеловека...» студентов тоже каникулы Новый год... летом Для липецкого художника Николая Савенкова спорт — не только голы, очки, секунды ... Гигантские фигуры баскетболистов движутся в причудливом танце с мячом к корзине. Чернокожий атлет, широко раскинув в победном жесте руки, парит, словно птица, над сектором для прыжков стадиона. Разноцветный пелетон велосипедистов вихрем несется по шоссе. Для липецкого художника Николая Савенкова спорт — это не только очки, голы, секунды, а в первую очередь борьба человеческих страстей, неукротимое желание быть первым, драма с непредсказуемой развязкой. На стенах его уютной мастерской с видом на реку —изящные женские портреты, темпераментные цыгане прекрасно уживаются с изображениями лыжников и хоккеистов, так же, как на книжных полках дневники Зинаиды Гиппиус соседствуют с альбомами по мексиканскому и древнеегипетскому искусству и жизнеописаниями Шаляпина и Пушкина. Мы пьем ароматный чай с чабрецом и не замечаем, как за беседой летит время. — Николай Иванович, вы, пожалуй, единственный из липецких художников, кто на протяжении многих лет последовательно работа ет над спортивной темой. Чем она вас привлекает? — Ну, если коротко, то я рисую спорт потому, что люб лю, как любят его миллиар ды людей на планете. Я ду маю, это заложено в самой человеческой природе — быть первым, дальше прыг нуть, пробежать быстрее, ут вердить свое превосходство. На этом построены все детс кие игры. Потом мы взрос леем, появляются дела, забо ты, но спорт по-прежнему остается желанной отдуши ной. Ты бежишь на лыжах, играешь в футбол, и все не приятности оказываются по зади, важна только победа. А какое это потрясающее зре лище! По своему значению олимпиады давно не уступа ют важнейшим политичес ким событиям. Разве можно остаться равнодушным ко всему этому? Интересоваться спортом я начал еще в детстве, которое пришлось на военное лихо летье. Родной хутор Красная Каменка в Курской области оккупировали фашисты . Школу, естественно, закры ли, время было голодное и страшное. И чтобы хоть как- то отвлечься, я с соседскими ребятами придумал игру в «шпиона». Я изображал ла зу тчик а во вражеском тылу, пробираясь по лесу на лыжах, а остальные меня ловили. Шла война, а я мечтал о путешествиях, дальних стра нах, зачитывался Арсенье вым, «Дерсу Узала» знал чуть ли не наизусть. «Не чи тай так много, с ума сой дешь», — ворчала мама, ког да я проводил с книгой ночь напролет. Хотел стать летчи ком или моряком, чтобы по видать мир. О том, что ког да-либо буду художником, даже не помышлял. Иногда мне попадались на глаза ре продукции в «Родной речи» Сурикова или Левитана, они меня потряеали, но казались какими-то небожителями. — Даже не верится, что в курской глубинке во вре мя войны вы смогли при страститься к рисованию... — Я тоже не могу понять, как это произошло. Наверное, судьба. В 44-м я перебрался к тете в Обоянь, поскольку у нас на хуторе была лишь на чальная школа? Со мной за партой сидел в новенькой по лувоенной форме (такую тог да выдавали детдомовцам) Коля Платонов. Парнем он был бойким, частенько на уроках озорничал или рисо вал. Особенно не любили мы уроки немецкого — сколько горя мы от фрицев натерпе лись за время оккупации, а тут еще их язык учить зас тавляют. И вот в это время Колька рисовал пером на про мокашке замечательные кар тинки — витязя на распутье, тигра,- удава. Мне они так нравились, что я решил обя зательно научиться рисовать не хуже, чем он. Сначала пытался копировать, потом начал рисовать сам. И пошло. Скоро я рисовал лучше всех в классе, оформлял стенгазе ту. Был 46-й год, начался страшный послевоенный го лод. За гонорар в несколько карточек, пару яиц или ку сочек сала я изображал одно сельчан, делал по фотографи ям портреты тех, кто не вер нулся с войны. Но о карьере художника еще не мечтал. Закончил семилетку на «отлично», поехал в Курск поступать в геологоразведоч ный техникум — манила все та же романтика экспедиций. Прошел без экзамена, оту чился там месяц, чувствую — не могу, не мое это совсем. Вдруг в газете увидел снимок — красивая девушка у моль берта, рядом солидный муж чина в строгом костюме и подпись «Занятия в художе ственно-графическом учили ще ведет преподаватель Ма- ныкин-Невструев». Вот это, думаю, фамилия, сразу вид но — мастер. И девчонка та кая симпатичная. Вот бы мне туда... Тем временем у меня кончился хлеб, вернулся я на хутор, все рассказал отцу, тот говорит: «Ну, раз решил, по ступай на художника на бу дущий год». Всю зиму про вел дома, охотился на зайцев с тремя патронами — так их берег, что в итоге поймал ма ленького зайца голыми рука ми. А весной отправился в Курск узнавать насчет усло вий приема. , В училище говорят: бу дешь сдавать рисунок и ком позицию. Я погрустнел —ри- совать-то я могу, а вот музы ке не обучен. Преподаватели смеются. Композиция и ком позитор, объясняют, вещи совершенно разные. Вернулся я домой, стал готовиться. Раньше я с нату ры почти никогда не рисовал. Экзамены сдавал вместе с городскими ребятами, те в художественных студиях учились, опыта у них поболь ше. Я смотрю сначала на на туру, потом на соседа — что он делает, так и рисую. Ког да пришел черед экзамена по композиции, долго сидел пе ред чистым листом, препода ватель — тот самый Маны- кин-Невструев — заметил, подошел и говорит, рисуй все, что тебе хочется. А в наших местах недавно ураган пронесся. И я изобразил его — вывернутые с корнем де ревья, смятые цветы, испу ганные птицы. Когда узнал, что получил «пятерку» и принят в училище, был на седьмом небе от счастья. По ставил себе цель — кровь из носу, а буду заниматься не хуже городских студентов. В итоге закончил его на «от лично» и получил вместе с еще одним выпускником на правление в Строгановку. — А как же спорт? На верное, было не до него в годы учебы? Как раз наоборот. Я и кроссы выигрывал, и в соста ве студенческой команды на лыжах бегал. Правда, медко миссия в военкомате выяви ла физическое недоразвитие. В 19 лет я выглядел тринад цатилетним — рост метр пятьдесят и вес сорок семь кило, сказалось голодное послевоенное детство. Но уступать более физи чески развитым ребятам ни в чем не хотел. В Строганов- ке у меня не приняли доку менты, сократили квоту для поступления, в Москве остал ся мой приятель-фронтовик Ванька Туренко, а я по зако ну должен был работать в школе. Честно говоря, такая перспектива меня не устраи вала, я даже в армию хотел пойти добровольцем. Но май ор в военкомате по-отечески охладил мой пыл: «Я пол жизни маюсь, не знаю, как погоны снять, а ты по доб рой воле их надеть хочешь!». И тогда я взял направление почти что на край света — в школу на Сахалине. Можно сказать, попал прямо в рай — хорошая зарплата, в каж дом магазине икра и крабы. От такой жизни я за год вы рос на двадцать сантиметров, поправился почти на трид цать килограммов. Ученики, когда увидели у меня значок разрядника по лыжам, окру жили на церемене, попроси ли потренеровать их. Так и пошло — днем в школе, ве чером — на тренировках. Лыжи, бег, занятия боксом, потом организовал кружок борьбы самбо, стал ходить в воинскую часть, заниматься классической борьбой. Начал участвовать в соревнованиях, причем успешно, выиграл чемпионат Сахалина по лы жам. В 1956 году ездил в Москву на Спартакиаду на родов России. Словом, о спорте знаю не понаслышке, и это дает мне огромное пре имущество перед другими ху дожниками. Я представляю, что переживает спортсмен во время состязаний, и это здо рово помогает в работе. Если бы я был простым болельщи ком, то не знал бы всех этих тонкостей. — Крутой жизненный зигзаг, наверное, заставил вас забыть о вашей мечте учиться в Строгановке? — Скорее мечта ушла куда-то в глубину души. Жизнь текла, я женился, ро дились дети. С Сахалина с семьей переехал в Кировоче- пецк. Спокойно преподавал в школе. Вроде бы все хорошо. Но иногда по ночам появля лось щемящее чувство разо чарования от того, что я так и не стал профессионалом- художником, занимаюсь со всем не тем, чем должен. Од нажды ко мне попал журнал с триптихом Коржева «Ком мунисты». Я был поражен. До сих пор считаю Гелия Михай ловича величайшим масте ром. Вы видели его работу «Поднимающий знамя»? Ка кая экспрессия, цвет, сколь ко скрытой силы в фигуре революционера! Настоящий шедевр. Словом, решил: будь что будет, а все равно поеду учиться у Коржева. Посове товался с женой, та удиви тельно легко согласилась. Поступил в Строгановское училище, правда, со второго раза. Мне уже тридцать два было. Набрался смелости, показал Коржеву свои рабо ты. Тот сказал, что они сы рые, но есть обостренное чув ство восприятия мира, воз можно, из меня получится хороший художник. Так я оказался на коржевском от делении монументальной живописи. После защиты диплома Коржев пригласил поработать в его мастерской, стать персональным учени ком. Я был рад, однако дол жен был по направлению уехать в Липецк, рассчитывая скоро вернуться в столицу. Но... засосала житейская кру говерть. Нужно было кормить семью, брать заказы. Я все от кладывал поездку в Москву, думал, вот покончу с суетой, напишу достойную картину, с которой не стыдно показать ся в столице, тогда и... Толь ко судьба распорядилась так, что с Коржевым мы так и не встретились. Лишь недавно, в июне, я поздравил его с 80- летием, прислал фото своих работ. Надеюсь, нам удастся увидеться... — Наверное, для боль шинства художников деньги —далеко не главный стимул для творчества, однако ведь и на хлеб тоже надо зараба тывать. Спорт —вряд ли са мая выгодная тема, а вы ос таетесь ей верны на протя жении многих лет. — Я абсолютно счастли вый человек. Были бы здоро вье, кусок хлеба и возмож ность работать, а все осталь ное для меня не важно. Чест но говоря, я даже к показу своих работ равнодушен. Только в прошлом году под дался на уговоры и сделал персональную выставку. Не хочу «светиться», лезть в гла за, даже одеваться стараюсь неброско, чтоб внимание не обращали. Бывает очень боль но, когда ты в творчестве от крываешь душу, а люди без различны к этому. Не думаю, что художник станет лучше рисовать после «персоналки». Может быть и наоборот: ком плименты, славословия — опасная вещь. Вот мой учи тель Коржев хоть был пред седателем Союза художников, лауреатом Госпремии, никог да не выставлялся персональ но. Конечно, успех, слава, деньги — здорово, но ведь это удовольствия тела, но не души, а значит, они от лука вого. Самый строгий судья для себя я сам, пострашнее любых критиков. — Что вас вдохновляет на создание картины, как возникает замысел? — У каждой картины своя история. Видите «Танец баскетболистов»? Еще в годы учебы в Строгановке я выб рался с друзьями-художни- ками в Лужники на матч СССР — Чехословакия. Ог ромный зал был переполнен, погас свет, лишь площадка в ярких огнях. И вот появля ются наши гиганты в крас ной форме и начинают раз минаться перед встречей, бросая мячи в корзину. (Ув лекшись, художник начина ет водить по комнате вообра жаемый мяч). Меня заворо жили их грация и пластика, слаженный ритм рук и ног. Вот это зрелище! «Я напишу это, ребята!» — тут же гово рю друзьям. Так появилась картина. Когда я писал ее, то вдохновлялся древнеегипет ским рельефом «Плакальщи ки». Там у фигур тоже очень длинная пластика рук и ног. Получилась своего рода пе рекличка эпох, правда, по нять это может только под готовленный зритель. Конечно, я реалист. Но как, скажите, мне изобразить добро и зло, радость, счастье, бесконечность? Порой хочет ся попробовать описать эти понятия языком символов, как это делали великие мек сиканцы Сикейрос и Ривера. Иногда происходит событие, которое просто потрясает во ображение. На Олимпиаде 68-го года в Мехико Боб Би мон прыгнул в длину на 8 метров 90 сантиметров. Это был, пожалуй, шок — под силу ли вообще такое дости жение человеку? Таким ре зультатом он наповал убил конкурентов, вознес свое до стижение на недосягаемую высоту. Мне сразу захотелось воспеть этот триумф безгра ничных возможностей чело века. Сейчас я реже слежу за спортивными состязаниями. Как-то неинтересно прихо дить болеть за «Металлург», зная, что его основу состав ляют абсолютно чужие игро ки, кочующие из команды в команду, где больше запла тят. Вот во времена моей юно сти был футбол! В Курске я едва ли не каждый день при ходил на стадион. И пусть иг рали на нем не великие мас тера, но как они старались по казать зрителю красивую игру! Пижонили изо всех сил, вратарь мог запустить в небо свечу на сто метров. Помню, нападающий грек провел мяч почти через все поле на голо ве. А сейчас... сумбур и на вал. Но тех липецких спорт сменов, которые действитель но добились чего-то, я очень уважаю. Восхищаюсь пловца ми, борцом Алексеем Колес никовым. Я давно знаю его тренера Александра Галушки на. Он очень мудрый человек, учит побеждать не грубой си лой, а умом, хитрой техникой и тактикой. Воспитал из Ко лесникова настоящего бога тыря. Я искренне переживал, когда из-за изменения правил Колесников не смог высту пать на соревнованиях — вес, видите ли, велик. Хотелось подбодрить его, и я написал картину «В доб рый путь». Алексей на ней изображен на пике своей формы, внимательно слуша ющим своего наставника. Колеников приезжал в мас терскую ко мне, позировал. Что ни говори, а спорт — огромная часть жизни. И мне, честное слово, обидно, когда на региональной выс тавке художников Центра России ни одна из 28 облас тей не представила картины на эту тему. Недавно мои работы экспонировались на выставке в столице, приуро ченной к олимпийской кам пании Москвы 2012 года. Ви димо, и у них дефицит спортивных художников, раз обо мне вспомнили. — Но ведь не спортом единым жив человек, есть же еще темы, мотивы, кото рые вам хотелось бы рас крыть в своем творчестве... — Безусловно, мне очень близко видение мира масте рами Возрождения. Они стре мились возвысить человека, показать все лучшее в нем — величие духа, красоту тела. Мне нравится не слепо копи ровать жизнь, а чуть идеали зировать ее, искать прекрас ное в повседневном. Так по явился цикл портретов совре- менниц-горожанок, серия танцующих цыганок. Побы вав однажды на концерте на стоящих кочевых цыган, я был покорен их чувством ритма, в танце они практи чески входят в экстаз. Такая экспрессия, дикое первобыт ное чувство не могут не вос хищать. Сегодня моя главная мечта — завершить работу «Явление». Наверное, каж дый помнит чувство благого вения и трепета, возникаю щее, когда видишь в музее картину Иванова «Явление Христа народу». Я хочу уви деть ее глазами моих совре менников, провести некую художественную параллель между людьми разных эпох, понять, что чувствуют они, соприкоснувшись с великим. Замысел грандиозный, я вов се не ставлю себя на одну сту пеньку с Ивановым, но тема духовности, внутреннего мира человека все больше меня волнует в последнее время. Искренне хочется сде лать мир вокруг себя краси вее и добрее. Может быть, это идеализм, но я верю, что ис кусство способно изменить жизнь в лучшую сторону. Беседовал Сергей МАЛЮ КОВ . ... А также марш-бросок и мастер-класс по дефиле, свадьба в карнавальном загсе и охота за мусором, дискотеки до упаду и занятия по социальному проектированию —всего и не перечислишь. Это программа областного фестиваля студенческого творчества и спортгщ| «Студенческое лето-2005», который про ходи т^ студенческом оздоровительном лагере «Политехник». Стоит ли удивляться, что почти все его участники —а их больше 150 —свои впечатления выражают в трех коротких словах: «Клево! Класс! Супер!» «Студенческое лето» —фестиваль традиционный, он про ходит в одиннадцатый раз. У него есть и стойкие поклонни ки, и даже ветераны. Например, Олег Стюшин, преподава- тель кафедры физвоспитания Елецкого государственного университета имени И. Бунина. Впервые на фестиваль он попал шесть лет назад студентом третьего курса: — Самое ценное в фестивале — атмосфера дружбы, обще ния, любви. И каждый год едешь сюда, предвкушая что-то новое, неожиданное. Мой младший брат вырос на рассказах о нем. А теперь и сам приезжает сюда уже второй раз. Второй год на фестивале и Юля Невежина, студентка Липецкого архитектурно-строительного колледжа. С ней мы встретились на мастер-классе по дефиле, где шла подготовка к вечернему показу. — Движение начинаем с правой, ноги на одной линии, бедра свободны, — раздавался над эстрадой голос руководи тельницы занятий, и девушки старательно следовали указа ниям. Для Юли это — уже пройденный этап: она пять лет псЩР щает стиль-студию «Каприз». Вообще Юля личность твор ческая. Неслучайно она на фестивале улдостоилась звания магистра. Это произошло на седьмой-восьмой день. Чтобы стать магистром, нужно пройти пять ступеней. За что именно да вали баллы, я уже точно и не вспомню: здесь такая дина мичная жизнь! Но все же большинство участников — новобранцы. Како во им выдерживать сумасшедший темп фестиваля? — По утрам тяжело вставать, зарядку делать неохота, — признается Аня Богословская из Липецкого государственно го технического университета. —- Но вообще уже все втяну лись. Здесь весело и интересно, об усталости не думаешь. Не высыпаются и организаторы фестиваля. Пока прове дут последнее мероприятие, пока подготовят все на следую щий день — на часах уже два-три ночи. А однажды вставать пришлось в половину шестого — по тревоге. Нет, ничего страшного не произошло. Это было начало игры «Гарнизон». Марш-бросок, «Зарница», «круглый стол» с военными и уча стниками боевых действий, соревнования по пейнтболу и вечерний концерт. Короче, студенты проявили истинно сол датскую стойкость. —Военно-патриотическому воспитанию мы посвятили два дня, —рассказывает руководитель фестиваля Сергей Поздня ков. —Многим идея понравилась. Эмоций через край. Неко торые до сих пор передвигаются по дороге, как на учениях: «Вспышка слева! Ложись!» Но больше всех удивили коман ды Елецкого и Липецкого педуниверситетов: они даже во время дискотеки ухитрились проводить строевые упражне ния. Видно, поэтому парад «Полковой развод» впервые был по-настоящему красивым. Шутки шутками, но на фестивале действительно умеют сочетать развлечения с общением и воспитанием. Корреспон денты «ЛГ» убедились в этом, побывав на занятии, органи зованном учебно-методическим центром Федерации профсо юзов Липецкой области. Студенты учились в наглядной, твор ческой форме объяснять, зачем нужен профсоюз, какую роль он может играть в молодежной жизни. В результате рожда лись целые оды: «Придя в профком, увидев взгляд, поймешь, что каждый тебе рад». —Хорошо вышло, —делится впечатлениями Любовь Ма лахова, директор УМЦ Калужского облсовпрофа, гость фес тиваля. — Готовится новая смена профсоюзных лидеров, и это замечательно. У себя в Калуге мы тоже собираемся сде лать что-то такое же. «Студенческое лето» завершится шестого августа. Впер вые за всю его историю лучшей команде будет вручен почет», ный кубок. Но воспоминания о пестрых фестивальных днях увезет с собой каждый. Софья ВОБЛИКОВА .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz