Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

После Канады — работа над ошибками Монреальская вода не стала легкой для белорусских спортсменов Юрий Ярыгин М И Н С К — М О С К В А — М О Н Р Е А Л Ь НА МИРОВОМ первенстве по водным видам спорта в Монреа­ ле приняли участие около 2000 спортсменов из 160 стран. Среди них — и представители Белару­ си. Увы, никто из них не смог за­ воевать медаль. Напомним, на прошлом чем­ пионате мира, проходившем два года назад в Барселоне, в копил­ ке сборной Беларуси оказалась одна награда. Причем высшего достоинства. Ее завоевала плов­ чиха Елена Попченко. Впрочем, не стоит посыпать голову пеп­ лом. Во-первых, в Канаде в со­ ставе белоруской делегации бы­ ло много дебютантов. В Монреа­ ле белорусская молодежь долж­ на была набраться опыта с при­ целом на Пекин-2008. Во-вто­ рых, до начала чемпионата мира никаких шапкозакидательских настроений у наставников сбор­ ной не проявлялось. Они реаль­ но оценивали положение дел. Подготовка к первенству проходила в нелегких условиях. Пловцы проводили заключи­ тельный сбор в закрытом бас­ сейне, а соревнования проходят в открытом. Прыгуны в воду во время первого этапа подготовки прыгали в холодную воду, так ка к горячую отключили. Неза­ долго до единственного сбора синхронисток в одном из мин­ ских дворцов спорта и вовсе от­ ключили воду. Сказались и тру­ дности адаптации. Конечно, можно было бы выехать в Мон­ реаль и пораньше, но пребыва­ ние за океаном — дорогое удо­ вольствие. Немалую роль сыграли и субъективные факторы. Елена Попченко 22 января вышла за­ муж за своего тренера Фредери­ ка Бернье из клуба «Клиши-92», за который она выступает уже несколько лет, и в рекордно ко­ роткий срок стала гражданкой Франции. По тому же пути пошла и Анна Щерба, а Светлана Хохло­ ва, подхватившая эстафету ли­ дера в плавании, перенесла пие­ лонефрит. Последствия тяжело­ го заболевания не позволяли рассчитывать на то, что Хохлова, серебряный призер прошлогод­ него первенства континента, сможет в Канаде составить серь­ езную конкуренцию грозным ав­ стралийкам и американкам на дистанции 50 метров вольным стилем. Безусловно, потенциал ко­ манды Беларуси могла бы уси­ лить Александра Герасименя, срок дисквалификации которой истек 4 июля, но личный тренер Саши решила не форсировать события, чтобы избежать психо­ логического надлома у подопеч­ ной. Андрей Мамонтов был заяв­ лен на чемпионат мира, но полу­ чил травму. В дуэте с Каптуром они могли бы побороться за 6—8 места в синхронных прыжках. Пришлось пробовать другую па­ ру: Каптур—Варламов. Она, кстати, показала лучший резуль­ тат в составе сборной Беларуси. Лучший результат среди белору­ сов показали Вадим Каптур и Александр Варламов, занявшие 6-е место в синхронных прыжках с 10-метровой вышки. Александ­ ру Варламову и Сергею Кучма- сову удалось выйти в финальную серию прыжков на 3-метровом трамплине. Однако в решающей серии прыжков белорусам не хватило сложности и слаженно­ сти. В итоговом протоколе Вар­ ламов и Кучмасов оказались на 10-м месте. В индивидуальных соревно­ ваниях на трехметровом трамп­ лине Сергей Кучмасов не смог пробиться даже в полуфинал. После трех попыток предвари­ тельного раунда Сергей занимал 24-е место. Удачный четвертый прыжок с коэффициентом 3,5 по­ зволил подняться на 17-е, но по­ том белорусу не хватило чистоты исполнения, и он откатился на 20-ю позицию... Белорусский дуэт синхрони­ сток в составе Екатерины Кульпо и Анастасии Надеждиной, заняв в Монреале 23-е место по сумме двух программ, не вышел в фи­ нал. Хотя наставники надеялись, что дебютанткам взрослого чем­ пионата мира удастся побороть­ ся за 16— 18-е позиции. В соло Настя Надеждина оказалась в итоговом протоколе на 25-м мес­ те. Единственный «марафонец» от Беларуси Сергей Пунько рас­ считывал попасть в восьмерку на дистанции 25 километров на открытой воде. Но олимпийский гребной канал оказался несчаст­ ливым для Сергея. Он сошел с дистанции. Что же касается россиян, то их «медальный улов» оказался богаче: пять золотых, три сереб­ ряных и две бронзовых. Правда, львиную долю этих наград при­ несли сборной России синхрони- стки. В этом виде плавания рос­ сиянки были наголову сильнее остальных. Они победили во всех видах соревнований, кроме соло. Достижения прыгунов в во­ ду более скромные. Лишь под за­ навес турнира они выиграли две медали: золотую и бронзовую. Героем стал Глеб Гальперин, ко­ торый сначала занял третье мес­ то, а затем в паре с Дмитрием Доброскоком победил на 10-мет- ровой вышке. Пловцы оказались еще скромнее. Их вклад пока ог­ раничивается двумя серебрян- ными и одной бронзовой медаля­ ми. До Олимпиады в Пекине оста­ лось три года. Для того чтобы не оказаться и там в тени китай­ ских, американских, канадских и австралийских «водников», и российским, и белорусским спортсменам необходима серь­ езная работа над ошибками. ■ Вадим Каптур из Беларуси занял в Монреале лишь шестое место. Но ведь этот чемпионат для него — не последний! Ц | I дИнрр Состязались славяне налесной поляне Николай Киреев О Р Л О В С К А Я О Б Л АС ТЬ В ОРЛОВСКОЙ области прошел международный молодежный спортивный слет, посвященный 60-летию Победы в Великой Оте­ чественной войне. В последние дни июля в Кром- ском районе на большой зеленой поляне в березовом лесу вблизи лагеря «Солнечный» был разбит палаточный городок. В нем посе­ лились братья-славяне из Рес­ публики Беларусь, Украины, Приднестровья. Россию пред­ ставляла гостеприимная Орлов­ щина. В первый день слета, 29 июля, стартовал межрегиональ­ ный автопробег «Память», по­ священный 62-й годовщине ос­ вобождения Орловщины от не­ мецко-фашистских захватчиков. Эта славная дата будет традици­ онно отмечаться 5 августа. Каждый участник слета мог проявить себя. Одни участвова­ ли в конкурсах песни, бивуаков, стенгазет. Другие выявляли сильнейших в традиционных иг­ ровых видах спорта: мини-фут­ боле, волейболе. Третьи метали булавы, бились тугими мешка­ ми. Нашлись и любители дар- тсатлона, армреслинга... В рамках слета прошел фес­ тиваль «Красавица», кавээнщи­ ки боролись за свой кубок. Ни од­ на из команд не осталась без призов и грамот. Андрей Петров: От симфонии до рэпа персона Александр Щуплов С А Н К Т -П Е Т Е Р Б У Р Г— ВИ Т Е Б С К КОМПОЗИТОРА Андрея ПЕТ­ РОВА любят все — и стар и млад. Музыкой народный ар­ тист СССР стал заниматься, по собственному признанию, позд­ новато — под впечатлением увиденного по окончании войны фильма «Большой вальс». Его композиторский интерес рас­ пространяется на многие жан­ ры — мюзикл и музыка к кино­ фильмам, пьесы для джаза и балет, симфонические и во­ кально-оркестровые сочине­ ния... Песни из «Человека-ам- фибии» и «Я шагаю по Москве» признаны всенародно. Не ме­ нее популярными стали знаме­ нитая мелодия из «Берегись ав­ томобиля» и романсы из «Слу­ жебного романа», «Гаража», «Вокзала для двоих»... На XIV фестивале «Славян­ ский базар в Витебске» компо­ зитор получил специальную на­ граду Президента Беларуси, названную в соответствии с де­ визом фестиваля: «Через ис­ кусство — к миру и взаимопо­ ниманию». Наш разговор со­ стоялся сразу после получения композитором награды. — Андрей Павлович, что вас свя­ зывает с Беларусью? — Замечательная страна, прекрасные люди! К Витебску у меня особые чувства: моя жена Наташа здесь родилась. Мне нравится сам город, его атмо­ сфера. По душе мне и «Славян­ ский базар»: замечательный фестиваль— в течение 20 дней весь город живет и днем, и но­ чью только этим событием. Я бывал на многих фестивалях — и российских, и зарубежных. Как правило, лишь малая часть населения участвует в фести­ вале, а основная живет своей жизнью, своими заботами. В Витебске происходит совер­ шенно уникальное событие: го­ род в июле начинает жить толь­ ко фестивалем. Каждый житель превращается либо в слушате­ ля, либо в участника «Славян­ ского базара». К тому же в фес­ тивале всегда принимают уча­ стие многие выдающиеся бело­ русские коллективы, в том чис­ ле и замечательный оркестр Михаила Финберга, с которым я проводил сольные концерты в Минске, Витебске, Петербурге, Москве. На сцене Театра бале­ та в Минске уже больше 20 лет идет мой балет «Сотворение мира» в постановке Валентина Елизарьева. Уже прошло более 200 спектаклей. Это — единст­ венная сохранившаяся на тер­ ритории бывшего СССР балет­ ная постановка с наиболее яр­ ким, самобытным решением. — Ваша супруга родом из Витеб­ ска. Она готовит вам дома драни- ки? — Наташа не владеет осо­ бым искусством в кулинарии. А изготовление драников — не такой простой с виду процесс. Там очень важны пропорции... — Что сейчас на вашем рабочем столе? — Как говорил Пушкин, «го­ да к суровой прозе клонят». Сейчас я перешел к иным жан­ рам. Что касается основной мо­ ей работы, то она еще в самом начале, и я, как человек суевер­ ный, ничего вам говорить о ней не буду. Скажу лишь, что сделал симфонические транскрипции для филармонических оркест­ ров своих наиболее известных мелодий из фильмов «Я шагаю по Москве», «Человек-амфи­ бия», «Осенний марафон»...По­ лучилась легкая симфониче­ ская музыка в том же жанре, что вальсы Штрауса, музыка Гер­ швина и Берстайна. Программу я назвал «Уличные мелодии в смокингах». Ее исполняет Пе­ тербургский оркестр филармо­ нии, симфонический оркестр Новгородской филармонии, му­ зыканты Петрозаводска... — Появятся ли ваши транскрипции для симфонических оркестров на компакт-дисках? — Такой компакт -диск уже появился. Между моими транс­ крипциями и музыкой в кино ­ фильме есть разница: в кино мелодия звучит одну-полторы минуты и ее играют несколько инструментов — аккордеон, са­ ксофон ... «Уличные мелодии в смокингах» — развернутые че­ тырехминутные пьесы, которые исполняют симфонические ор­ кестры, звучат и арфы, и вио­ лончели... — Приглашают ли вас сейчас ра­ ботать в кино? — Уже поменьше: Данелия перестал снимать кино, кое-кто уже ушел из жизни. Когда я на­ чинал работать в кино, режис­ серы любили обращаться к ком­ позиторам своего поколения. Сейчас пришли молодые ре­ жиссеры — у них свои компози­ торы ... Тем не менее в кино я продолжаю работать и пишу все больше на исторические те­ мы или на классические сюже­ ты. Молодежные темы остаются в стороне. — Что будет представлять из себя фестиваль вашей музыки в октяб­ ре, который, будет приурочен к ва­ шему юбилею? — Фестиваль открывается в Москве на Новой сцене Большо­ го театра, затем переместится в Питер. Будут представлены все жанры, в которых я работал, а также ряд ранних сочинений. Покажем оперу «Петр Первый», балет «Сотворение мира», сим­ фоническую программу в Боль­ шом зале филармонии, камер­ ную программу — в Малом зале филармонии. Во время фести­ валя состоится премьера мюзи­ кла «Синяя птица», где исполь- М Андрей Петров: «В приготовле­ нии драников очень важны про­ порции...» зована моя музыка к американ­ скому фильму и музыка моей дочки Ольги Петровой — к дра­ матическому спектаклю. Поста­ вили «Синюю птицу» ребята из театра «А-рок-опера» (они уже ставили рок-мюзикл «Капитан­ ская дочка», который мы напи­ сали вдвоем с дочкой). Еще со­ стоится вечер романсов, в кото­ ром примут участие певцы, уча­ ствовавшие, в свою очередь, прошедшей весной в конкурсе молодых на лучшее исполнение моих романсов. — В координатах ваших экспери­ ментальных проектов не возника­ ло у вас мысли — пригласить Ни­ киту Михалкова, чтобы он прошел­ ся по эскалатору метро и спел культовый шлягер «А я иду, ша­ гаю по Москве...», — как в знаме­ нитом фильме? — Это можно сделать. Инте­ ресная мысль! — Андрей Павлович, газета «СО­ ЮЗ» дарит вам эту идею и автор­ ские права на нее! Потому что мы вас любим — и в России, и в Бела­ руси. Чистый звук Сохранить классическое наследие поможет Сеть культура Алексей Балиев М О С К В А — М И НС К СОГЛАСНО недавним исследо­ ваниям электронных СМИ и жур­ налов по музыкальной тематике, крупнейшим бесплатным интер­ нет-архивом классической музы­ ки на постсоветском пространст­ ве остается коллекция белорус­ ского музыканта Аркадия ЧУБ- РИКА, размещенная в Сети с 2002 года. Его данными пользу­ ются российские и иностранные учебные заведения, исследова­ тели биографии и творчества Рахманинова, Мусоргского, Глинки, Прокофьева, Стравин­ ского, Скрябина, Сибелиуса. Архив содержит 1100 файлов общим объемом свыше 5 тысяч мегабайт. Уникальной информа­ цией заинтересовались консер­ ватория в Парагвае(основанная в 1930-х годах русскими эмиг­ рантами), Высшая нидерланд­ ская школа музыки в Гааге, Рус­ ская консерватория имени Рах­ манинова в Париже, Дягилев- ский фонд в Венеции. В декабре прошлого года, в канун 90-летия со дня кончины Скрябина, пред­ ставители этих и других зару­ бежных музыкальных учрежде­ ний, побывав в Москве и Петер­ бурге, сетовали на недостаток и отрывочность данных о биогра­ фии и творчестве многих музы­ кантов, на дефицит архивных за­ писей, фонограмм и т.п. Москов­ ская, Петербургская, Минская, Кишиневская и Ташкентская консерватории продолжают вос­ полнять эти пробелы, восстанав­ ливая прежние концертные запи­ си или полностью переписывая их по современным технологиям. Причем Московская и Минская консерватории такую работу ве­ дут со второй половины 1940-х годов. К данным архива и к его соста­ вителю ежедневно обращаются десятки граждан стран бывшего СССР и других государств. Вот не­ которые из недавних отзывов: Александр ДРОБЫШЕВ- СКИЙ, г. Гомель: «Мне 34 года, работаю в сфере маркетинга. Очень люблю хорошую музыку. Недавно появилась возмож­ ность бесплатно «посидеть» в Сети. На ваш сайт я попал в по­ исках цикла «Времена года» Чайковского. У меня есть не­ большая коллекция классиче­ ской музыки, в том числе «Вре­ мена года» в исполнении Рихте­ ра — но на грампластинках с сильными шумами, а хотелось бы наслаждаться чистым зву­ ком. Это получилось. Спасибо!» Михаил ПЛОТКИН, г. Нижний Новгород: «Я безумно рад, что нашел этот сайт!!! Давно ищу классическую музыку в Интерне­ те. До этого находил только в формате В т , что для классики неприемлемо. Мне 19 лет, клас­ сической музыкой серьезно ув­ лекаюсь около года. Когда-то я учился в музыкальной школе, но недоучился и бросил. А вот те­ перь снова играю целыми днями, и мне безумно нравится...» Леон ФРАЙГЕ, Нидерланды, г. Гронинген: «Я был приятно удив­ лен, пополнив свою коллекцию музыки Рахманинова и Стравин­ ского с помощью вашего интер­ нет-архива. Это очень важно и для музыкального искусства, изуче­ ния истории музыки в Нидерлан­ дах, и вообще для расширения кругозора. Доступность и подроб­ ность такого архива необходимы и впредь; надеюсь, он будет по­ полняться с помощью музыкантов и историков, в том числе моих со­ отечественников. ..» Кстати, музыкальные учеб­ ные заведения Беларуси — одни из первых в бывшем СССР: в 1924 году был основан Белорус­ ский музыкальный техникум, а в 1932-м открылась Белорусская государственная консерватория. В Беларуси чрезвычайно береж­ ное и высокопрофессиональное отношение к музыкальной куль­ туре. Характерный штрих: по свидетельствам этнографа, ком­ позитора, проректора в 1938 — 1949 годах Ташкентской консер­ ватории имени Ашрафи Виктора УСПЕНСКОГО и первого руково­ дителя студии звукозаписи Мос­ ковской консерватории им. Чай­ ковского (1944 — 1953 годы) пиа­ ниста Алексея ЧИЧКИНА, когда музыкальные архивы Беларуси под бомбежками эвакуирова­ лись в 1941-м в Среднюю Азию, груженые кузова грузовиков по­ крывались не только брезен­ том — люди, сопровождавшие такие караваны, часто закрыва­ ли собой бесценные реликвии. Ценой жизни удалось сохранить наследие. Как частушка пишет нашу историю О самом молодом жанре народного фольклора С войной пришел черед фрон­ товой частушки. В белорусской частушке времен Великой Отече­ ственной войны рассказывается о «партизанском подарке» немцам на Новый год: «Афщэр пастав|у Александр Беляев М О С К В А — М ИНС К ЧАСТУШКА является самым мо­ лодым жанром нашего фолькло­ ра. «Вечно юная, вечно кипучая частушка, — писал Павел Фло­ ренский, — есть бродящее вино нашей жизни». Частушка испокон века притягивала к себе внима­ ние исследователей. Этот жанр объединял все слои славянского общества по социальной вертика­ ли и возрастной диагонали. Первые упоминания о частуш­ ках относятся ко второй половине XIX столетия. Она возникла в муж­ ской среде: собирались парни тес­ ным кружком и пели. Постепенно частушка становилась самым мо­ бильным жанром, завоевывала Россию, Беларусь, славянские на­ роды... Уже в начале XX века ис­ следователи стали обращать вни­ мание на ее характерные черты: одни называли ее «нескромной», другие — «озорной», третьи — «похабной». Это песенное явление возник­ ло в разных частях России, где оно в разных местностях называ­ лось по-разному: припевки, коро- тушки, приговорки, прибаски, вертушки, прибрешки, матани... Такого рода песенки есть у всех славянских народов: козачки и ча- барашки— у украинцев, краковя­ ки и вырвасавы — у поляков, бе- чарацы— у боснийцев. У белорусов частушки называ­ лись скакухи, плясушки, подско­ ки... Белорусскую частушку род­ нит с русской частушкой та же фольклорная эротика, они про­ должают традиции эротических иносказаний обрядовой поэзии. Не случайно запрет на них снима­ ется во время ритуалов, связан­ ных с Колядой, Масленицей, Купа- лой, началом сева, жатвы... Бело­ русские исследователи отмеча­ ют, что «стройная религия, при­ шедшая на смену языческому разнобою, конечно, попыталась взять под контроль такие немало­ важные стороны жизни». И все- таки безудержная буйная сила на­ родного смехотворчества брала свое— и в Беларуси, и в России. Частушки — своеобразная ис­ тория нашего общего отечества. Частушка— и только частушка— стала настоящим учебником на­ шей истории. С первых лет совет­ ской власти стала создаваться «параллельная история». Народ уже в первые постреволюцион­ ные годы пел: «Скоро буду комис- саром:\ За идею я умруА Получать все буду даромЛНе дадут — сам отберу!» Народ живо разобрался в вож­ дях революции: «Троцкий — ой болтать мастак. \ А Ленин — по- хлещеЛ Троцкий взял бы нас в ку­ лак,\ А Ленин взял в клещи». С коллективизацией наряду с частушками официозного проис­ хождения, воспевающими деяния власти, появились и альтернатив­ ные мнения: «Записались в колле­ ктивы \Все колхозные дворыЛ Раньше хоть картошку ели,\ Те­ перь варят топоры». чарю,\ натвае у !х в!но,\ а 1ван гра^Ж натау скварку\ 1 м падюнуу у в а к Ч ^ но». Постоянным персонажем та­ ких частушек являлся фашист­ ский офицер, которого партизаны повесили на елке и прикололи на грудь поздравительную открытку с Новым годом для Гитлера. Новые времена — новые пес­ ни: перестройка и ее лидеры дали сильную подпитку развитию са­ мого мобильного жанра. Пере­ строечная эйфория запечатле­ лась в частушечном материале— частушки были добродушные, благожелательные, с надеждой, ожиданием и верой в лучшее: «Го­ ворили сгоряча\ Про Егор Тиму- рычаАА он очень добренький, \Ко- лобочек сдобненький!» Собиратели частушек и сегод­ ня живут в России и Беларуси. В Москве вышло двухтомное изда­ ние частушек уроженца Рязанщи­ ны Анатолия Волкова, собравше- ^ го за свои 76 лет более 50 тысяч Я образцов этого жанра. В Минске Иван Михайлович стал собирать частушки еще в 70-е годы. Час­ тушка остается в эпицентре вни­ мания серьезных российских ис­ следователей. В Беларуси ею се­ годня занимаются ведущие цент­ ры, исследующие проблемы тео­ рии, истории и практики музы­ кального фольклора и професси­ ональной музыки — Институт ис­ кусствоведения, этнографии и фольклора имени К. Крапивы На­ циональной академии наук Бела­ руси, Белорусская государствен­ ная академия музыки, Белорус­ ский государственный универси­ тет проблем культуры. Входят час­ тушки в репертуар Государствен­ ного академического народного хора Республики Беларусь имени Г.Цитовича. «В XIX веке были сло­ жены батрацкие, рабочие, рево­ люционные песни, а также при­ певки-частушки, а в Великую Оте­ чественную войну родился пласт современного белорусского фольклора — партизанские пес­ ни, — говорит художественный руководитель хора Михаил Дри- невский. — Все они есть в репер­ туаре нашего коллектива»... А в гомельской школе № 41 ре­ бята вместе с учителями пытают­ ся восстановить традиции, обря­ ды народа, проживавшего в «Пад- няпроу!». Школьный фестиваль искусств немыслим без частушек, которые исполняют второклаш­ ки... Прошли те времена, когда мы с поэтом Николаем Старшиновым в альманахе «Поэзия» собирали сборник частушек, который знако­ мые из СЭВа переплели нам в , светлый ситчик с голубыми неза­ будками по переплету. Помнится, этот сборник кто-то вывез в Скан­ динавию, там живехонько издали — и пошел он гулять по Европе, а потом, как водится, появился и в России. Правда, без упоминания составителей. А частушки-то бы­ ли все наши, родные. К А Л Е Н Д А Р Ь 4 — 10 августа в нашей истории День за Днем .6 августа — Международный день «Врачи мира за мир». И в России, и в Беларуси от­ мечается также День Железно­ дорожных войск. 7 августа — День железнодо­ рожника в Российской Федера­ ции. 9 августа — Международный день коренных народов мира. День первой в российской ис­ тории морской победы русского флота под командованием Пет­ ра I над шведами, согласно Фе­ деральному закону «О днях во­ инской славы (победных днях) России», также отмечается 9 ав­ густа. Схватки боевые Они приносили нам не только славные победы, но и горькие неудачи. Одна из них произошла ровно 150 лет назад 4 августа. Во время Крымской войны Алек­ сандр II настоял на взятии скали­ стых отвесных Федюхиных гор. Штурм обернулся большими по­ терями. Лев Толстой написал по этому поводу песню: Как четвертого числа Нас нелегкая несла Горы занимать... .. .Гладко вписано в бумаги, Да забыли про овраги, А по ним ходить... На Федюхины высоты Нас прошло всего три роты, А пошли полки!.. 5 ав гус та 1943 года в ходе Орловской наступательной опе­ рации «Кутузов» советские вой­ ска освободили Орел и Белго­ род. В честь этой победы в Мо­ скве впервые с начала войны был произведен артиллерий­ ский салют в 12 залпов из 124 орудий. 7 августа 1943 года началась Смоленская наступательная операция, в ходе которой были освобождены первые восточные районы Беларуси. 8 августа , 235 лет назад, во время Русско-турецкой войны корпус генерала Н.В. Репнина взял крепость Измаил. Впервые 5 августа, 65 лет назад, на­ чался первый в истории переход подводной лодки «Щ-423» под командованием капитан-лейте­ нанта А. Быстрова из Полярного во Владивосток Северным мор­ ским путем. 6 августа 1517 года белорус­ ский и восточнославянский пер­ вопечатник, ученый, перево­ дчик, гуманист и просветитель эпохи Возрождения Франциск Скорина издал в Праге первую белорусскую книгу. За два пос­ ледующих года он издал 23 кни­ ги Библии. Коротко 4 августа 1922 года создан Центральный архив Белоруссии. 7 августа, 10 лет назад, умер Максим Танк (Е.И. Скурко), на­ родный поэт Беларуси. 9 августа 1944 года в Минске организован автосборочный за­ вод. Впоследствии на его базе создан Минский автомобильный завод— МАЗ. 10 августа , 75 лет назад, в Минске открылась первая Всебе- лорусская сельскохозяйствен­ ная и промышленная выставка. 10 августа , 1958 года в Бе­ ларуси заложен новый город — Солигорск. Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО. “СОЮЗ. Беларусь-Россия» Периодическое изданиеСоветаМинистров Союзного государства Газетазарегистрирована вМинистерстве поделам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Российской Федерации10 марта2000 года. Регистрационный №77-1880. Тиражпо РФ: 299186 Тиражпо РБ: 503174 Тираж«СОЮЗа. Беларусь— Россия» в РФ иРБ: 802360 Шеф-редактор А.И. Батыгин (Москва) Первый заместитель шеф-редактора А.М. Таранда (Минск) Адрес редакции «СОЮЗа. Беларусь— Россия»: Москва, А-40, ГСП-3125993, улицаПравды, 24. Телефон: 257-5787Факс: 257-5787Е- таИ: Егта!да/а@гд.ги Адрес редакции газеты «Советская Белоруссия»: Республика Беларусь, 220013, Минск, улица Б. Хмельницкого, 10а. Тел. ифакс: 232-1432 Издательство: ЗАО «Информационно-издательский концерн «Российская газета» Адрес: Москва, А-40, ГСП-3125993, ул. Правды, 24. Тел. 257-53-62. Издательство «Советской Белоруссии»: Белорусский Дом печати, КИПУП «Сож». ОТПЕЧАТАНО в000 «Объединенный издательский дом «Медиа-Пресса». Адрес: 125865, ГСП, Москва-137, ул. Правды, 24. Распространяется по всем подписным индексам: «Российской газеты»:50202,32184,40942,40913,40924, 40945,38286,41591.«Советская Белоруссия»: 63889. По графику: 16.00 Номер подписан: 16.00. «СОЮЗ.Беларусь- Россия»печатаетсявАрхангельске, Владивостоке, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Калининграде, Кемерове, Краснодаре, Красноярске, МинеральныхВодах, Москве,Мурманске, НижнемНовгороде, Новосибирске,Омске,Оренбурге,Пензе, Перми, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Самаре,Саратове,Тюмени,Ульяновске, Уфе, Чебоксарах, Челябинске. «СоветскаяБелоруссия»печатаетсявг.Минске, Гомеле.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz