Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
С О Ю З Беларусь-Россия___ Ш На границе как на границе регион Михаил Скворчихин П С К О В С К А Я О Б Л АС ТЬ _______________ ПЫТАЛОВСКИЙ район на Псков щине сегодня у всех на слуху. За несло сюда некогда и офицера, бывшего крестьянского маль ч и ш к у из Беларуси, Петра Пет- ) ровича ШУСТИКА. Двадцать лет отбарабанил замполитом роты, военным быть в советскую пору было престиж но. Сто шестьдесят рублей — нормальные деньги. А в девяно сто шестом пошел в «новые рус ские». Арендовал у колхоза при дорожную бензоколонку. Купил себе жилье в Таврах, в соседнем городе Острове на ста рости лет собрался ставить дом, нет, не коттедж, атакой, который строил с отцом в Беларуси: свой, по-деревенски деревянный, из кругляка. Сам Петр Шустик из крестьянской семьи. У деда и от ца в деревне Корсынь Иванов ского района Брестской области был свой хутор, лошади, коровы. Петя с седьмого класса на лето заделывался пастушком, пас ко ров. — Яйцо возьмешь, кусок са ла, бутылку молока, — носталь гирует он до сих пор. — Кнут был из кожи, ременный, назывался пуго, на конце кнута «хлопец» из конско го волоса. Хлопаешь пу тай, слышно так, что коровы по нимают. Коровы не пропадали. Если заходила куда корова, всей деревней искали. Леса хо рошие, болота — Полесье! Па хали на волах. Ярмо деревянное вместое хомута. Два вола ста вятся попарно. Я водил их: «Цоб, цобе!» — Вот и хотел дом такой вы строить, чтоб как в детстве. Жи ви и радуйся. Так ведь нет! — за вершает мой собеседник. Пока Петр Петрович делал Свой бизнес, бывший колхоз, приткнувшийся у его бензоко лонки, хирел с каждым днем. Ру ководители менялись как пер чатки. Собрались бывшие колхозни ки. Сидят все в клубе пону рые,обсуждают: кому возглавить хозяйство? Начинался сенокос — не косили. КОровы не доились. Зерна не было. И Петр Петрович (дернул же его черт!) предложил: «Давайте я попробую». Был вполне прагматичный расчет: кто его знает, как новый предсе датель отнесется к бензиновому райскому островку на его кол хозной земле? И пошло-поехало. На бензи новые деньги построил телятник. Механизаторов стал с днем рож дения денежной премией позд равлять, бензиновыми деньгами зарплату платить (не меньше 1800 рублей), бесплатно горюч- кой колхозные трактора-комбай ны заправлять. Петр- Петрович временно приостановил вопло щение своей мечты о доме из кругляка, перешел с семьей на самообеспечение — все для жизни сам выращивает на собст венном огороде. А бывшие колхозники, как только «новый русский» Шустик надел фуфайку и резиновые са поги, сразу в нем председателя колхоза признали. Стали жены бегать, жаловаться на пьяных мужей. Шустик, делать нечего, мужиков вызывает, воспитыва ет: премию срезает, на утренней планерке перед всем честным народом прорабатывает. Петр Петрович свозил меня посмотреть на его гордость — реставрированную ферму. За леском, за полями Гаврскими уже поля заграничные, латыш ские. А оттого находятся под осо бым пограннаблюдением. Ладно бы еще пограничники разгляды вали их на своих мониторах. Но хоть косить, хоть ворошить, кре стьянам в одну руку грабли, в другую пропуск. — Наши поля, наши угодья, а нас не пускают,— сетует Петр Петрович.— А у меня пропуск есть подписанный командиром. Я, по идее, могу ездить по всему району, по пограничной зоне. Нет, все равно: иди звони опять к командиру, опять списки, опять езжай, договариайся, уговари вай, такая бюрократия. Долго, долго будешь ты, ко роль гаврской бензоколонки, еще строить свой дом деревенский, бревенчатый, как в далеком дет стве в родной Беларуси... В списках значатся... Первая биография компартии — от рождения до краха книжная полка Александр Батыгин М О С К В А ПРЕДСЕДАТЕЛЬ Президиума Верховного Совета СССР Анд рей Громыко, академик Борис Патон, художник Таир Салахов, писатель Александр Фадеев, слесарь-ремонтник Олег Асла нов, генерал армии Иван Треть як, банкир Виктор Геращенко, спортивный функционер Марат Грамов... Что объединяет этих разных по происхождению, обра зованию, профессиональной принадлежности людей? В раз ное время все они были членами ЦК КПСС. Сегодня можно по-разному от носиться к существовавшей деся тилетиями в бывшем Советском Союзе политической системе, ко торую исправно возглавляла и на правляла КПСС. С ностальгией, с иронией, с нескрываемой ненави стью. Перешагнувшие только два дцатилетний рубеж что-то слыша ли о той поре от старших, а боль ше черпают информацию из книг, кино и ТВ. А тут без крайностей, личных пристрастий и оценок не обойтись. В истории компартии было все — победы, поражения, светлые и темные стороны, из них слагались страницы истории общей нашей страны. Бессмысленно отрицать, что партия ничего не значила в жизни людей. Хотя бы в решении кадровых вопросов. Партийную элиту составляли члены и кандидаты в Централь ный комитет (политбюро — от дельный разговор, тут речь о не божителях). С 1917 по 1991 годы такой титул носили 1931 чело век. Среди них не просто разные люди, расставленные по сту пенькам иерархической лестни- цы. В разную пору члены ЦК при надлежали к разным историче ским эпохам. Первый пласт — профессиональные революцио неры, несгибаемые бойцы, ро дившиеся в XIX веке. Вторая вол на — их молодые коллеги, про шедшие испытания Гражданской войны. В 1930— 1950 годы в со став ЦК вошли те, кто строил со циализм, воевали, хорошо зна ли, что такое репрессии. Именно тогда сложился и забронзовел номенклатурный принцип — свя тая святых партии. И последний отряд, доживший до августа 91-го, ничем не напоминающий комиссаров «в пыльных шле мах»: идейную преданность все чаще меняли карьерные сообра жения, партийные бонзы созда вали кланы, оторванные от рядо вых членов КПСС... Результат известен — развал, крах 20-мил лионной партии, смена общест венно-политического строя. Обо всем этом вспоминаешь, перелистывая только что вышед ший в свет историко-биографиче ский справочник «Центральный Комитет», подготовленный в из дательском доме «Парад». На пя тистах страницах помещены ко роткие биографии и портреты всех членов и кандидатов ЦК, на чиная с августа 1917 года. Причем бумажная площадь всем выделе на «по-братски» — на каждой странице помещены по 4 — 5 справок. Сообщается самое глав ное: даты рождения (смерти, не редко насильственной), нацио нальность, этапы профессиональ ной деятельности, образование, научное звание, награды и т.д. Ин формация открывается чрезвы чайно любопытная, концентриро ванная. В мозаике биографий нет политических обобщений, наме ков на комментарийность— толь ко факты. Из более чем тысячи фами лий — немало достойных, неза урядных личностей. Таков был порядок — высшие должности в науке, Союзе писателей (худож ников, архитекторов, кинемато графистов и т.д.), в профсоюз ном движении, прессе и прочие подкреплялись высоким партий ным званием. В жизни, работе, общественной деятельности по добная принадлежность весьма ценилась и приносила несомнен ные выгоды. В многостраничных списках встречаются и фамилии простых рабочих, колхозников, строите лей. Чтобы не возникало сомне ний — в партийное руководство никому дорога не закрыта, под линное торжество демократии как раз и подразумевает подоб ный отбор самых лучших и дос тойных. Впрочем, отбор шел по разнарядке, спущенной в обко мы, райкомы, парткомы. Кроме биографических спра вок по каждому члену ЦК в томе публикуются составы руководя щих органов компартии и список руководителей партийных орга низаций союзных республик. Приведены и фамилии первых секретарей областных комите тов Компартии Белоруссии. При чем в том числе и областей, кото рых сегодня нет на карте Респуб лики Беларусь: Вилейской, Боб руйской, Белостокской, Моло- дечненской, Полесской, Полоц кой, Пинской... В перечне ловишь знакомую фамилию — Прищепчик Вита лий Викторович, он возглавлял Могилевский обком партии в 1974— 1983 годах. В 1982-м мне довелось быть в командировке в здешних краях. По заведенному обычаю спецкора «Правды» за вели в кабинет «первого», пого ворили о погоде, видах на уро жай, местных достопримеча тельностях... Выпущенный том «Централь ный Комитет» — первая попыт ка поистине энциклопедически обобщить сведения о персо нальном составе высшего орга на политической власти, суще ствовавшего в советские годы. У книги есть все шансы стать бестселлером. Ведь содержа щиеся в ней сведения — часть нашей общей истории. А из ис тории, как и из песни, слов не выкинешь. Татьяна Старченко: В нашей гостиной всегда аншлаг шввтт. Людмила Кусливая М И Н С К — М О С КВ А ОНА приехала в Минск ранней весной. Сначала влюбилась в чис тый, уютный, приветливый город. Еще больше— в публику на своих концертах — открытую, искрен нюю. А потом и просто по-женски влюбилась... Завершились все три романа вполне счастливо — российская пианистка Татьяна СТАРЧЕНКО вышла замуж за минчанина, переехала в Минск, стала ведущей солисткой Белгос- филармонии. Выступает с соль ными концертами, играет в ан самблях, с симфоническими и ка мерными оркестрами. Записала три компакт-диска, один из них— «Русская фортепианная музыка XIX — XX веков» — «историче ский концерт в миниатюре». Сос тавлен он из произведений Грибо- едова, Варламова, Скрябина, Метнера, Рахманинова, Шнитке. Татьяна Старченко выступила еще и автором фортепианного пе реложения знаменитой «Сюиты в старинном стиле» Шнитке, напи санной для скрипки и фортепиа но. Российская критика очень вы соко оценила ее творческую ин терпретацию. С успехом гастро лировала пианистка в Италии, Ав стрии, Венгрии, Израиле. А еще создала уникальный проект, «фи лармонию в филармонии» — «Му зыкальную гостиную». — Татьяна, вы были ужа известной в России пианисткой, когда пере ехали в Минск. Казалось бы, в ущерб творческим планам... — А получилось — наоборот. Именно здесь по-настоящему со стоялась моя творческая судьба. А в России я постоянно гастроли рую как солистка Белгосфилар- монии. Хотелось бы познакомить российских зрителей и с програм мой нашей гостиной, но пока это го не получается. К сожалению, «проката» в классической музыке в отличие от эстрады сейчас почти нет. Легче пригласить одного че ловека, чем целый коллектив. Приехав в тот или иной город, я веду обычно несколько программ — чисто сольную, фортепианную, детскую фортепианную, литера турно-музыкальную. А в Минск в «Музыкальную гостиную» пригла шаю известных российских музы кантов, вокалистов. С успехом вы ступали у нас народные артисты России Галина Писаренко и Мар гарита Шапошникова, заслужен ный артист России Юрий Тканов, лауреат международных конкур сов Лариса Лазарева и другие. — Ваш проект «Музыкальная гости ная» начинался в канун пушкинско го юбилея? — Да, в год 200-летия со дня рождения поэта мы подготовили свою первую программу. Высту пали с ней в России. И хотя заме чательных музыкальных про грамм было в тот юбилейный год немало, принимали нас велико лепно. Но сама идея гостиной и ее воплощение дались нам не легко. 5 лет я, мои друзья-музы канты, мой администратор Алла Волк доказывали, что гостиная имеет право на существование. И если сейчас ни у кого не вызы вает сомнений, что «Музыкаль ная гостиная» нужна, 6 лет назад' было очень много сомневающих ся. И лишь в феврале 2004 года «Музыкальная гостиная» полу чила официальный статус. — Кстати, и сама идея гостиной и ее воплощение— тоже ведь чисто рос сийские? — Да, Европа в музыкальном развитии шла впереди— там уже давали публичные концерты в Камерные, в которых слово соста вляет лишь небольшую часть про граммы. Главное — музыка. Про граммы — очень серьезные, инст рументальные, вокальные. Праздничные концерты — это ве чера, полные радости, света. Я приглашаю для участия в них луч ших артистов нашей страны. И са ма всегда радуюсь, какие у нас та лантливые музыканты! Особня ком стоит единственный концерт, который я провожу каждый год вот уже 6 лет, — «Музыканты шу тят». Я считаю, что мы делаем уникальную работу, аналогов ко торой в стране нет. — «Дар пианиста-исполнителя и дар собеседника— два удивитель но созвучных таланта Татьяны Стар ченко», — так представляют вас в программах «Музыкальной гости ной», Яне первый год хожу в гости ную на концерты, но, признаться, так и не смогла постигнуть тайну этого созвучия. Вы выходите на сцену, ярко, образно и доступно рассказываете о музыке и музы кантах, читаете стихи. А через три секунды садитесь за рояль— и иг раете... Сейчаслюбой концерт можно посмотреть, ипослушать, невыходя издому, — технические возможности это позволяют. Значит мы, музыканты, должны делать своедело на сцене по-новому, мастерски, яркой интересно. больших залах. А в Петербурге и Москве XIX века такая практика только начинала вводиться. Лю бители классической музыки со бирались в домах, обычно в самой большой комнате— гостиной. Му зицировали, читали стихи. При всей ироничности, в «Попрыгу нье» А.Чехова описана такая гос тиная. Или музыкальные вечера в «Крейцеровой сонате» Л.Толсто- го... И мой проект начинался при мерно так же — концерты для уз кого круга любителей в репетици онном зале филармонии. (Новых залов просто не было, а в филар монии шла реконструкция). Я ста ла автором, режиссером, веду щей, исполнителем на этих вече рах. Каждый концерт в гостиной — своеобразная сюита: несколько самостоятельных частей, объеди ненных общим художественным замыслом. Мне хотелось возро дить старинную атмосферу музы кальных гостиных XIX века. Ду маю, нам это удалось: все шесть лет в «гостиной» — аншлаги. Есть несколько видов концертов в на шей «Музыкальной гостиной». — Да, играю, о музыке расска зываю, стихи читаю, разве что че четку не бью. Шучу... А знаете, кстати, почему в подобном амп луа больше никто не выступает? Да это просто физически выдер жать невозможно — разные полу шария мозга нужно десять раз за концерт включать. Но насколько востребованным зрителями ока зался этот музыкально-просвети тельский жанр! Сколько благо дарных слов, слез и улыбок на на ших концертах! В «гостиной» зву чит музыка разных эпох, стилей, жанров, но всегда это — вечная классика. — В«гостиной» не только аншлаги — кстати, почему такое постоянст во?— но и не только академиче ский зритель. Всегда много школь ников, студентов. Они ведь обычно предпочитают выступления поп- звезд, а не сонаты Метнера и интер меццо Брамса... — Насчет постоянства... Знае те, еще когда-то, разучивая пер вые гаммы, я открыла для себя, ■ В «Музыкальной гостиной» Татьяна Старченко — автор, ре жиссер, ведущая, исполнитель... что музыкантом делает исполни теля любовь. Ведь многие, хоро шие профессионалы, кстати, к со жалению, не любят музыку. Они любят успех, себя. А ведь уже пос ле трех нот можно сказать, какой у музыканта характер, читает ли он стихи, как относится к людям. И, конечно, любит ли он музыку. По тому что все это — слышно! Я и все, кто выступают в гостиной, просто любим музыку и хотим по делиться этой любовью с теми, кто к нам приходит. — У вас есть еще одно необычное, точнее, забытое амплуа— концер ты в вузах. — Да, кроме одного афишно го концерта, мы называем его от крытым, каждый месяц у нас бы вает 5 — 7 концертов в вузах, причем только в тех, где есть ро яли, в музыкальных школах. Это, кстати, заслуга моего главного администратора Аллы Волк. — Азачем вам, пианистке, которая — цитирую российского музыкаль ного критика — «владеет редким даром быть не только виртуозным музыкантом, но и настоящим арти стом на сцене», тратить на эти кон церты силы и время? Ради чего? — А вы, точнее российский критик, сами же и ответили. Вир туозный музыкант и настоящий артист именно потому виртуоз ный и настоящий, что он любит музыку. И старается, чтобы как можно больше людей ее тоже по любили. На моем первом концер те-встрече со студентами универ ситета информатики и радиоэлек троники (технического вуза, за метьте), на вопрос о любимых классических произведениях сту денты отвечали: четвертая сим фония Чайковского, «Полет шме ля» Римского-Корсакова и «Боле ро» Равеля. А несколько лет назад это были «Лунная соната» и поло нез Огиньского. О чем это гово рит? Круг любителей классики расширился и изменился. И фи лармония в XXI веке не может ос таваться такой же, как в середине XX. Ведь сейчас любой концерт можно посмотреть и послушать, не выходя из дому,— технические возможности это позволяют. Зна чит мы, музыканты, должны де лать свое дело на сцене по-ново му, мастерски, ярко и интересно. Чтобы даже неискушенный слу шатель понял и оценил преиму щества живого классического концерта, живой музыки. Х О Р О Ш А Я Н О В О С Т Ь «Красная книга» на закладках БОТАНИЧЕСКИЙ сад Тверско го государственного универси тета выпустил закладки с изо бражением исчезающих расте ний. К а к сообщила ученый с е к ретарь сада Ольга Волкова, на закладках изображены десять видов редких и исчезающих растений Тверской области — таких, как прострел, кувш инка белая, башмачок, печеночница благородная, ирис сибирский , и другие. На ярких книжных за кладках расположена фотогра фия растения, его название на русском и латыни, а также за нимательные истории или ле генды, связанные с ним, и мес та, где растения можно встре тить. Закладки бесплатно будут раздавать школьникам города и области, а также посетителям Ботанического сада. По словам ученого секретаря, этот проект — часть программы «Открой сердце природе», по которой сотрудники сада привозят со всех уголков Тверской области редкие или исчезающие расте ния. К юбилею— торт небывалой величины ТОРТ диаметром 275 см смогут купить барнаульцы в День горо да 27 августа, когда будет отме чаться 275-летний юбилей Бар наула. Такую необычную акцию, связанную с юбилеем Барнау ла, решила провести админист рация Индустриального района города. На праздничной ярмар ке «Покупайте индустриаль ное» будет представлена про дукция предприятий-перера- ботчиков района. В программу ярмарки входит аукцион, на ко тором будут продавать продук ты, тем или иным образом свя занные с юбилейной цифрой 275. Например, колбасу и мака роны длиной 275 см, хлеб весом 2 к г 75 граммов или торт диа метром 275 см. К юбилею также будут выпу щены книги «Барнаул в воспо минаниях старожилов. XX век» и «Научно-справочный атлас Барнаула». Помимо этого, за планировано проведение боль шого количества массовых ме роприятий, народных гуляний, выступлений артистов художе ственной самодеятельности. Обязательно сбудется В ЭТИ ДНИ ночное небо объеди няет романтиков из разных стран. Уже несколько дней даже невооруженным глазом на нем можно увидеть ежегодный лет ний звездопад. Астрономы назы вают его метеорным потоком. Никакой опасности для землян несущиеся с огромными скоро стями небесные странники не представляют, поскольку обыч но сгорают в атмосфере далеко от поверхности Земли. С давних времен существует поверье, что «падающие звезды» предвеща ют удачу. А желание, загаданное в момент «звездного падения», обязательно исполнится! Служить заочно? ВЕСЕННЕ-летний призыв резер вистов пополнил ряды Вооружен ных сил Беларуси. В этом году «служить заочно» будут около 3 тысяч новобранцев. И хотя они еще совсем зеленые, но строевой шаг уже отточен, а на плечах бое вое оружие. Как никому другому, резервистам рассиживаться не когда. В минимальный срок нуж но освоить максимальный объем знаний и умений. Три сбора в те чение нескольких лет — и воен ная специальность в кармане. Посвящение Данае ПЕТЕРБУРГСКИЕ художники решили отметить 400-летие Рембрандта, подражая худож нику в написании обнаженной натуры. Выставочный центр Санкт-Петербургского союза художников на Васильевском острове до 1 сентября ежене дельно будет собирать масте ров разных видов искусства, го товых работать в стиле «ню». «Художникам предоставля ются материалы — бумага и краски, и обнаженная натура. Они должны сделать «посвяще ние Данае», но каждый может работать в рамках заданной те мы по-своему», — рассказала информагентствам куратор проекта Светлана Симина. По ее словам, проект, полу чивший название Международ ный открытый симпозиум по живописи, скульптуре и искус ствоведению «Портал искусст ва», проходит впервые, он дает возможность оценить совре менное искусство в стиле «ню» и по-новому подойти к такому мероприятию, как юбилей. Свет для автомобилистов К КОНЦУ года на Минской коль цевой автомобильной дороге станет светлее. До сих пор осве щение было только на развязках, что не очень комфортно для во дителей. Сегодня на дороге од новременно трудятся около 300 человек из 11 строительных ор ганизаций. Им предстоит проло жить 200 километров кабеля, ус тановить около 2 тысяч опор, смонтировать 4 тысячи светиль ников и подключить 12 транс форматорных подстанций. Сов ременная технология позволяет вести работы, не перекрывая до рогу и не нарушая дорожное по лотно. Новый год среди лета ШИКАРНЫЕ меха и дорогие у к рашения, богемная публика и но вогодняя елка. В таком антураже в одном из минских клубов реши ли отпраздновать новогоднее торжество в... конце июля. Среди приглашенных случайных лиц не наблюдалось. Несмотря на нали чие звезд белорусской эстрады, ни Полина Смолова, ни Саша По пов, ни группа «Стокс» на сцену в этот вечер так и не вышли. Не за были и про обязательный ново годний атрибут — Деда Мороза. Правда, на этот раз он явился без мешка с подарками. Берегись, «заяц», дисплея! Специальное считывающее устройство для проверки и учета проездных документов различных типов — валидатор, приобретено в Швеции Контрольно-ревизорской службой пригородных перевозок Октябрьской железной дороги. На дисплее устройства отображаются направление, расстояние и дата, на которые приобретен билет. Новые приборы позволяют также анализировать пассажиропоток на пригородных перевозках. Подготовили Виктория АВЕРБУХ (Москва) и Алексей КЛЕВИТСКИЙ (Минск)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz