Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
ПОДЫТОЖИМ? П Р И В Ы Ч К А Ж А Л О В А Т Ь С Я Ч У Ж О М У Д Я Д Е ИТОГИ НЕДЕЛИ ПОДВОДИТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ ПАВЕЛ ВОЩАНОВ На прошлой неделе активи сты молодежного движения «Наши» приехали в гости к рос сийскому президенту в подмос ковную резиденцию. На встре че В.Путина с молодежью вдруг выяснилось, что гражданское общество, о необходимости ко торого уже давно и безуспешно хлопочут разношерстные оппо зиционеры и правозащитники, у нас в России уже построено. И лучшее тому доказательст во - сам факт встречи в Завидо во. Демократия - это вам не всенародные выборы и не сво бодная пресса. Это вот такие задушевные встречи у костерка, когда молодой гражданин под шашлычок может задать главе государства свой вопрос. Правда, отвечать на вопро сы «Наших» куда приятнее, чем каких-нибудь • правозащитников. Проверенная молодежь не на говорит дерзостей и не испор тит настроение какой-то кавер зой. Молодые люди задали те вопросы, на которые президент хотел и должен был дать ответ. И дело не только в том, что их заранее кто-то проинструктиро вал. Здесь действует закон вну тренней самоЦензуры. Веришь - не веришь, а вслух скажешь только то, что надлежит произ носить вслух. Кроткий вопрос - короткий ответ. Главное, не усложнять и не прислушиваться к тому, что советуют из-за бугра. У нас свой путь. Потому что мы, не смотря на всеобщую нищету и повальное казнокрадство сверхдержава. Есть у нас в Рос сии и гражданское общество. Сей факт следует, видимо, не обсуждать, а принять к сведе нию. Но надо ж было случиться такому нелепому совпадению: эта установка была дана вдни, когда число жалоб, поданных россиянами в различные между народные инстанции, достигло прямо-таки рекордного числа. С чего бы это? Если власть под контрольна обществу, если следствие и суд независимы от этой самой власти, если законы едины для всех, независимо от социального статуса и служеб ного положения, то за каким шутом ищем справедливости не у себя дома?! И ведь находим - вот что в свете последних уста новок труднее всего уразуметь! Орловский фермер В.Рыца- рев, несколько лет конфликто вавший с местной администра цией за право собственности на земельный участок, который он унаследовал от родителей, подвергся милицейскому произ волу. За свои «незаконные при тязания» летом 2000 года он был задержан и получил, как говорится, по полной програм ме. Его избивали, пытали, не кормили, не давали воды. Тре бовали одного - отказной под писи на «нужных» документах. Мытарства продлились почти три месяца. Но и после освобо ждения не закончились. Рыца рев обивал пороги разных ин станций, требуя справедливо сти, и всюду получал отказ. Ос тавался один путь - в Европей ский суд. Только под давлением из Страсбурга российские вла сти признали милиционеров ви новными в применении пыток. Случилось это как раз несколь ко дней назад. Получается, ровно пять лет фермер имел возможность ощутить на себе все гарантии нашего «граждан ского общества». Всю прошлую неделю Твер ской суд Москвы рассматривал дело 39 «лимоновцев», захва тивших в декабре здание при емной администрации прези дента на Ильинке. По закону срок их содержания под стра жей вроде бы истек (без реше ния суда можно держать за ре шеткой не более шести меся цев), но суд в освобождении от казал. И понятно почему - на что замахнулись хулиганы! На святое. Бузить в приемной само го президента! Впрочем, во всем этом деле (а оно беспре цедентно по числу обвиняемых - такого в России не было с лихих сталинских лет) лежит отпечаток «назидания другим». А потому, можно не сомневаться, в итоге оно закончится обращением в международные инстанции. А что остается делать? Уж на что влиятельна (и, надо сказать, ос торожна в оценках) российская газета «Коммерсантъ», и та, как было объявлено, вознамерилась пожаловаться в Европейский суд по правам человека после того, как Высший арбитражный суд России отказал ей в удовле творении жалобы по поводу ис ка Альфа-банка к изданию (кстати, главе банка президент на днях вручил орден за заслу ги перед Отечеством). Не хочу вдаваться в суть того конфликта, речь о другом: граждане (или как теперь принято говорить, физические и юридические ли ца) не верят в независимость и в непредвзятость российского правосудия. А потому ищут правду за пределами родного Отечества. Наверное, поэтому в гааг ском суде оказалось и дело «МЕНАТЕП против Российской Федерации», которое на про шлой неделе было принято к рассмотрению. Трудно сказать, чем оно закончится. Если в пользу Невзлина, то наши до морощенные патриоты загалдят о международном заговоре против России. Хотя все проще: у нас такое «гражданское об щество», что любые дела, в ко торых гражданин или группа граждан выступают против госу дарства, будут в конечном сче те оказываться в международ ных инстанциях. Вкладчик банка «Российский кредит», потерявший все деньги во время дефолта 1998 года, набегавшись по российским су дам, осознал этот грустный факт, а потому обратился в Страсбург. Там долго разбира лись, пока на прошлой неделе вынесли решение: принять дело к' рассмотрению. Что будет дальше - покажет время. Я веду речь о другом: гражданское об щество защищает гражданина, а если этого общества нет, то, понятное дело, он ищет защиту на стороне. Очевидные вещи. Иной раз до курьезов дохо дит. Взять хотя бы КПРФ. Каза лось бы, она настолько непри язненно относится к буржуаз ному правосудию, что ее лиде ров должно просто-таки мутить от одного упоминания о Евро пейском суде по правам чело века. А вот надо же как все по вернулось! На прошлой неделе партия пригрозила подать жа лобу в Страсбург, если Верхов ный суд России вновь отклонит ее кассационную жалобу, каса ющуюся иска против Центриз биркома, не признавшего пред ложенный коммунистами все российский референдум. И ведь подаст! И Европейский суд бу дет заниматься этим делом. А все потому, что ни коммунисты, ни их сторонники не верят (кстати, не без оснований), что в нынешней России судебные решения принимаются без уче та политических рекомендаций из-за кремлевской стены. Самое нелепое, если дачный конфликт экс-премьера Касья нова с Генпрокуратурой тоже закончится в каком-нибудь меж дународном суде. В нашем «гражданском обществе» по добных нелепиц хватает. Три года назад ульяновский журна лист И.Гринберг написал про губернатора (теперь уже быв шего) В.Шаманова, что у того «ни стыда, ни совести» (речь шла о том, как в результате конфликта с губернатором 18- летняя журналистка попала в тюрьму). И получил иск, закон чившийся судебным пригово ром: выплатить Шаманову не малый штраф. За что? «Утвер ждение автора публикации о том, что у истца нет ни стыда ни совести, оскорбительно, по скольку наносит вред чести и деловой репутации истца. От ветчик не смог предоставить су ду доказательства того, что его утверждение правдиво»... Грин берг пошел по судам и всюду слышал одно: «Предоставьте доказательства, что у губерна тора нет совести!» В России все были на стороне влиятельного генерала. Но Европейский суд признал: россиянина наказали за то, что он просто высказал свое суждение, а его нельзя рассматривать, как заведомо ложную информацию. И обяза ли власти выплатить ему ком пенсацию морального ущерба в размере тысячи евро. Сумма, конечно, невелика, но это как раз тот случай, когда не в день гах счастье. ЭКО- НОВОСТЬ ГЛИНА НРАВИТСЯ Завод по производству об лицовочного керамического кирпича и стеновых блоков мощностью до 40 миллионов штук в год начало строить О О О «Атомэнергомонтаж». Стоимость объекта - свыше 40 миллионов евро. Войдет он в строй уже через год. Автома тическую линию немецкой фирмы «Келлер» станут обслу живать всего 12 человек. Тер- бунский район для строитель ства выбран не случайно: немцам очень понравилась здешняя глина. Юрий БАКЛАНОВ. ЛИПЕЦК. МЕЖДУ НАМИ, АТОМЩИКАМИ На Калининской АЭС в г.Удомля Тверской области по бывала группа американских специалистов-атомщиков. Они приехали за опытом управле ния и контроля строительных работ на третьем блоке КА- ЭС во время эксплуатации двух остальных блоков. В шта те Флорида намечено строи тельство новых блоков на уже действующей АЭС. Светлана АВДЕЕВА. Тверская область. новинки ТРАКТОР СЕЕТ И ПАШЕТ НА АВТОПИЛОТЕ I т р у д н ы й в ы б о р | I Перед нелегким выбором ■ оказался председатель п р а - | | вления Пенсионного фонда ■ России Геннадий Батанов: | | «Если довести базовую | I пенсию до прожиточного ■ минимума - никакого Стаб -| | фонда не хватит!» 1 Р.5. А если довести про- ■ житочный минимум до базо -1 1 вой пенсии, то пенсионеров ■ не останется, вымрут. Чем | ^т г д а распоряжаться? Странная картина: из мир но рокотавшего трактора «Джон Дир» выпрыгнул механи затор, а машина, ни на градус не изменив курса, продолжала самостоятельно двигаться и па хать. Посмотреть на такое чу до в Тюмень съехались специа листы-аграрии из Омска, Ека теринбурга, Оренбурга, Крас ноярска, Москвы и даже Ка захстана. Знаменитую спутниковую систему ОРЗ (61оЬа1 РозШоптд 5уз(ет), долгое время работав шую только на оборонный комплекс США, а ныне позво ляющую управлять через кос мос и сельскохозяйственной техникой, компания «АгроИн- тел» - ведущее семеноводче ское предприятие Тюменской области - внедрила в произ водство первой не только в ре гионе, но и в стране. То, что для американских и европей ских фермеров уже перестало быть новостью (там подобная система начала внедряться лет пять назад), теперь добралось и до России. Как это выглядит? Две ма ленькие антенны на. кабине трактора, несколько соединен ных с компьютером датчиков, и переносная базовая станция, которая может находиться на расстоянии до 100 километров от работающей машины. Вот в принципе и вся «начинка». Сто ит она около 50 тысяч долла ров. Скажете, дорого? Это как считать. По словам руководст ва компании «АгроИнтел», ре шение внедрить ОРЗ в россий скую сельскохозяйственную действительность - не дань мо де, а производственная необ ходимость, поскольку позволя ет существенно экономить. - Одна из причин, по кото рой мы приобрели это обору дование, это возможность пол ной эксплуатации машин и в ночное время, - поясняет коор динатор проекта Эдуард Анд рианов. - Если трактором уп равляет в ночное время чело век, то производительности труда можно смело снижа ‘ процентов на тридцать. Им* портная техника, на которую устанавливается «автопилот», конечно, не дешевая. Для ее окупаемости требуется макси мальное использование ресур сов. Одна минута простоя ма шины, по подсчетам экономи стов, обходится хозяйству поч ти в 600 рублей. «Автопилот» же позволяет не снижать про изводительности и ночью, и в туман - и тем самым добивать ся наибольшего экономическо го эффекта. Еще одно незаменимое дос тоинство системы - возмож ность программирования уро жая. Во время первого прохо да машины бортовой компью тер создает подробную карту поля: исследует состав почвы, прогнозирует качество зерна и урожайность. На следующий год при следовании по тому же маршруту компьютер с учетом, прошлогодних показателей ав-' томатически определяет рас ход семян и удобрений для ка ждого конкретного участка по ля. Что для России немаловаж но, новая техника ставит за слон воровству: датчики под считывают и вносят в память бортового компьютера каждый пропущенный через комбайн килограмм зерна. По подсчетам специалистов «АгроИнтела», на десяти тыся чах гектаров пашни такая сис тема способна окупиться за один сезон. Так что за «косми ческими» тракторами, считают они, будущее и российской де ревни. Ольга ВАЛЕНТИНОВА. Тюменская область. ж яР АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ ЧЕЛОВЕК ЛЕТАЮЩИЙ - НАТУРА АРТИСТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИК, ИЗВЕСТНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИИ ЛЕТНОГО ТРУДА ВЛАДИМИР ПОНОМАРЕНКО РАЗМЫШЛЯЕТ, ЗАЧЕМ ВООБЩЕ НУЖНЫ АВИАШОУ В конце минувшей недели тысячи россиян и зарубежные гости стали зрителями, а кто-то и участниками авиашоу «Летающие легенды». Подготовка этого действа в подмосковном М о нино велась с особой тщательностью - особен но в том, что касалось обеспечения безопасно сти показательных полётов. Ведь у многих еще свежи в памяти жуткие видеокадры с военного аэродрома Скнылов под Львовом, где три года назад рухнувший прямо на публику Су-27 стал причиной гибели 77 человек, в том числе 28 де тей. Проведенное прокуратурой расследование установило грубейшие нарушения при подго товке и проведении тех полетов. Шестеро долж ностных лиц, в том числе оба летчика, пилоти ровавшие злополучный самолет, недавно осуж дены на сроки от 6 до 14 лет. Однако погибших это не вернет, искалеченных на ноги не поста вит. Организаторы авиашоу в Монино еще нака нуне уверяли общественность, что у них ничего подобного случиться не может. Начальник уп равления по использованию воздушного про странства и управлению воздушным движением Минобороны РФ генерал-лейтенант Михаил Ки- зилрв даже провел в Москве специальную пресс-конференцию. «Принято решение, - зая вил он, - чтобы пилотаж ни в коем случае не проводился над местами скопления зрителей». По его же словам, проводился тщательный ос мотр всей авиатехники. Достаточно ли таких мер, чтобы исключить трагедии, подобные Скныловской? Насколько важен в таких ситуациях человеческий ресурс и каким требованиям должен отвечать сегодня во енный летчик? Наш собеседник - известный ис следователь психологии летного труда, генерал- майор медицинской службы, академик РАО Владимир ПОНОМАРЕНКО . Постоянным чита телям «Делового вторника» он уже знаком по интервью «О чем не расскажет «черный ящик» («ДВ», № 4 от 8 февраля 2005 г.) - Владимир Александрович, зачем вообще нужны авиа шоу? Ведь боевые самолеты создают не для того, чтобы они крутили фигуры высшего пило тажа, щекотали нервы, проно сясь над самыми трибунами? Для этого существует спортив ная авиация. А у военной тех ники, как я понимаю, иные за дачи... - Вопрос лично для меня не простой. Я ведь не только ученый, но и патриот авиации. Восемнадцать лет провел в са молете, участвовал во многих испытаниях. Скажу, наверное, так: во всем должна быть мера. С профессиональной точки зрения в авиашоу есть,- по меньшей мере, один принципи альный момент. Это всевозмож ные упражнения на групповую слетанность. Когда истребитель один - он сам себе предостав лен. Когда же он идет в группе, ведомый должен точно отсле живать, что делает ведущий. И вот этот момент, поскольку у них в крови «Я сам!» (имею в виду сейчас истребительную авиацию), очень важен. Если ты в бою, то там ты прикрываешь «хвост» своего ведущего. На кону жизнь. Когда не в бою - этого мотива нет. Нужно только удержаться. Могут возникать разные вестибулярные и зри тельные иллюзии, когда он близко подходит, тень не так падает, облака... Может ка заться, что самолет на него на валивается или от него отклоня ется. У нас по этой причине не мало летных происшествий, в том числе столкновений в воз духе, в том числе с печальным исходом. То есть, я хочу сказать, что групповая слетанность - это очень сложное искусство. И ко гда его демонстрируют, то тем самым предъявляют высшие возможности машины и челове ка. Это должно убеждать: при грамотных и регулярных трени ровках такие трюки постижимы и должны быть использованы в процессе боевой подготовки. Зачем еще нужны авиашоу? Не будем забывать, что авиация - это еще и артистическая дея тельность. • Вот как? - Да, да - это и артистизм, и публичность. Летчика и его са молет видят на посадке, видят, как он взлетает. Момент любо вания, выражения себя - «я мо гу!» - объективно существует. И вообще, надо сказать, летчики, авиаторы требуют подпитки своей любви из других источни ков. Можно это не уважать, можно на это плюнуть. Но эта зависимость существует. И ко гда тебя показывают, когда лю ди тебя приветствуют, когда оценивают по заслугам, - это, конечно, создает определен ную ауру и формирует мотив на достижение высшего про фессионализма. А его без дис циплины, без организованно сти, без здоровья, без порядоч ности не достигнешь. Просто ручку держать - это не профес сионализм, это ремесло. - А какой-то пример из сво его опыта можете привести? - Когда начались полеты на четвертом поколении (это МиГ- 29, Су-27, Ту-160, вертолеты Ми-28, Ка-26 «Черная акула»), стало очевидно, что уровень подготовки в училищах отстает от возросших требований. Учи лища выдают не вполне конди ционные, неподготовленные кадры, потому что в этой новой технике изменилось главное - время и пространство, в кото ром пребывает человек. И вто рое - возросла сила физиче ских воздействий на человече ский организм и на психику че ловека. А подготовка - в том виде, как она была организова на в училищах, - оказалась не адекватной. Мало того: оказа лось морально не готово к та кому обороту событий и руко водство. Первое, что они стали делать, это накладывать огра ничения на новые самолеты. Ограничения на перегрузку, на высоты, на применение ору жия... Что получалось? Вогнали ог ромные деньги, обеспечили на стоящий прорыв - в аэродина мике обошли американцев! - и первыми стали делать эти само леты... Если бы у нас была хо рошая цифровая техника, мы бы их фундаментально обошли. Но у нас не оказалось к тому времени быстродействующих цифровых машин...Тем не менее по ряду качеств мы явно лиди ровали. А командование, в большинстве своем выросшее на старых самолетах, не оценило этого прорыва. И ко гда на показах стали выполнять маневры практически на нуле вых скоростях - долой этот ре жим. По действовавшим инст рукциям не дай бог на пять ки лометров занизить скорость! А МиГ-29 может практически на нулевой скорости опуститься в «колоколе», повернуться и по лететь дальше. Это расценили как хулиганство. По сути - за клеймили прорыв, призвав на подмогу законы аэродинамики. И новые машины эксплуатиро вали как третье поколение. По требовалось 5-6 лет, чтобы бо лее-менее вывести эти самоле ты в эксплуатацию летным со ставом. А ведь мы предвидели эти осложнения и даже пыта лись предвосхитить. - Каким образом? - Мы добились разрешения организовать на базе летных училищ специальную програм му. Назвали ее «Личность лет чика XXI века». Три училища бы ли подключены - Качинское, Ар мавирское и Черниговское. Нам разрешили на 30 процентов из менить курс учебно-летной под готовки (КУЛП). Мы отобрали курсантов и давали им специ альную подготовку для самоле тов 4-го поколения. На это дело работала почти половина сот рудников нашего института. Мы определили, что нужно для пилотов самолетов 4-го поколе ния, как новые машины влияют на психические функции и со стояния, какой должен быть уро вень подготовки человека - и в общекультурном, и в професси ональном смысле. Какая должна быть физическая подготовка? Какая должна быть мотивация человека? И кто вообще может освоить такие самолеты в пол ном-соответствии с ЛТХ? Пять лет занимались курсан тами - вели их с первого курса до выпуска. Более того, и после выпуска вели, и когда они пере учивались на МиГ-29. Это была потрясающая работа, и все эти люди были «окольцованы» - на каждого было заведено свое «персональное дело». Они ле тали гораздо больше своих од нокурсников, их изучали со всех сторон, крутили у нас на цент рифуге, проверяли на тренаже ре, их возили в КБ Микояна, Сухого, организовывали встре чи с писателями, Героями Со ветского Союза. В казарме, где они жили, были специально вы горожены комнаты на двоих, им показывали редкие кинофиль мы. То есть, очень широкая, в том числе социальная и куль турная, программа получилась. Еще когда мы только разра батывали, а потом пробивали по инстанциям нашу программу, я немного схитрил. Написал об текаемо, что в процессе подго товки предполагается проводить некоторые операции, которые «требуют дополнительной умст венной активности». И это все благополучно проморгали. А что имелось ввиду? Полеты на отказы в воздухе, полеты ночью, участие в ЛТУ - обычных курсан тов к таким вещам и близко не подпускали. Но самое главное - показательные полеты на МиГ- 29. Я договорился с летчиком Мигуновым во Владимировке и, по сути, угнал МиГ-29... - То есть как - угнали? - Угнол на время. Приехал к генеральному конструктору ОКБ им. Микояна Р.А.Белякову: дайте мне вашего шеф-пилота Меницкого, чтобы он повозил курсантов, и дайте мне само лет. То есть сначала попросил официально. Он в ответ: «Я в плохих отношениях с Кутахо- вым, мне неудобно, поэтому да вайте сделаем так: мы ничего не знаем, а вы с Меницким са ми поговорите...» А Валера за дверью, ждет меня в коридоре. Он-то уже загорелся моей идей... I И вот приземляется Мениц кий на МиГ-29 в Конотопе - тут поблизости Черниговское учи лище. А из Владимировки, дру гого нашего центра, что под Волгоградом, сюда же прилета ет Петров. Курсантов к тому времени мы уже подготовили: они у нас на третьем курсе прошли «восьмерку» по пере грузке, что другим запрещено. Отлетали на стенде-имитаторе МиГ-29, встретились с многими летчиками. Им пообещали: кто лучше всех будет учиться, полу чит право сесть в кабину. Толь ко в кабину сесть! А тут... Весь Конотоп сбежался, ко гда прилетел МиГ-29: сидели на ангарах, на крышах столовых, с детьми пришли. Сначала кур сантов выстроили, и Петров им рассказывает, что такое МиГ- 29. Рядом со мной мужик, дер жит двух пацаненков - годика по четыре. Говорит, не знаю, кого благодарить, но это такое счастье: я детям показал, что мы можем сделать, вот какую технику можем показать, вот какая сила! И он такой не один - вывели все детские сады. Де тишки бегут к этим самолетам, их отгоняют, они плачут... А я Петрову: «Саша, ты только не выкобенивайся... Ты только взлети, покажи и - на посад ку...» Ведь не дай бог до на чальства дойдет... Петров взлетает и машину ставит вот так - где-то на высо те пятнадцати метров. Я глянул - у меня все рухнуло. Как пред ставил: завалить такую работу! Потом он на малой высоте прошел, показал «колокол». В общем, выступил по полной программе. Все обалдели. На род бурлит, училище бурлит, техники сияют... После этого показа я решил: надо обязательно поднять в воздух курсантов и их инструк торов на МиГ-29. И мы это сде лали - на втором этапе, когда они уже заканчивали училище. Происходило это на одном из бывших аэродромов ПВО - ту да по предварительной догово ренности прилетел на МиГ-29 Меницкий и вся обслуживаю щая команда. И Меницкий на чал вывозить. Он сделал четыр надцать полетов - вы можете себе представить? - За один день? - Да. Четырнадцать полетов. Мы начали где-то в семь утра, чтоб никто не мешал. Аэро дром, повторяю, закрытый, но отличная полоса, маяки стоят - все для безопасности в районе аэродрома было обеспечено. Сначала летали инструкторы, потом курсанты. Меницкий да вал пройти по кругу и - заход на посадку. Где-то пять-семь ми нут самостоятельного полета. Перед этим говорю: «Валера, только по кругу и никаких мне этих самых...» - «О чем ты гово ришь?!» Набрал высоту, выровнялся, скорость 160 - еле-еле машина движется... Потом смотрю - по тащился на «колокол», показал «колокол». А вслед за этим да ет ручку курсанту, и тот само стоятельно пилотирует самолет, выполняет несколько фигур - «бочку», «эммельман», «петлю». Всего три минуты, чтобы выпол нить комплекс пилотажный. Они заходят на посадку, останавли ваются, я поднимаюсь по стре мянке и беру интервью. У меня до сих пор хранится пачка этих В воздухе - «Русские витязи». восторженных свидетельств. Надо было еще видеть их лица - это совершенно счастливые люди! Задыхаясь, они говорили, что ничего подобного никогда не испытывали. Понимаете, их обучали на Л-39, а тут сразу такая машина - МиГ-29... Потом, уже когда ходил по начальству, я всем задавал во прос: почему у нас даже инст руктор не знает, к какому типу самолетов нужно готовить че ловека? Почему у нас нет в училище самолетов, на которых они будут летать? Хотя бы для воспитания, для мотивации, для повышения общей культуры! Я снова возвращаюсь к тем ин тервью, к тому, что говорили курсанты: «Да если б я это раньше почувствовал, разве бы стал волынить? Курежка, выпив ка - да на хрена все это? Вот оно, настоящее счастье!» - С вами трудно не согла ситься: показ возможностей но вой техники курсантам, без пя ти минут летчикам - тут какие могут быть вопросы? А вот за чем устраивать рискованные пируэты над городскими стади онами и в не приспособленных для таких показов военных го родках? - Вопрос резонный: есть по каз авиатехники, а есть демон- „ страция с целью продажи. И лично меня авиашоу волнуют не только с точки зрения безо пасности. Меня волнует, что наши авиашоу в большинстве своем - это лапша на уши. Де ло все в том, что собственно новой техники нет. То, что пока зывают, сделано 20 и более лет назад. И там есть целый ряд принципиально новых, еще не до конца отработанных вещей. Очень многое на грани риска, и во многих случаях спасает от беды особый талант летчиков- испытателей. Но если дать сего дня в войска тот же Су-37 с бо ковой тягой, мы будем иметь массу сложностей. Сейчас еще все в пути... - Но ведь самолеты, которые мы продаем за рубеж, не сколько отличаются от собст венно российских аналогов. В частности, на них другая авио ника... - В том-то и дело! Самолет - наш, тут своя культура, авиони ка - западная. Это нельзя про сто механически соединить. Мы знаем, к примеру, что у наших приборов есть запас 2-3 секун ды - так называемое «запазды вание на человека», это запаз дывание совпадает с физиоло гией. А если все переводим на электронную индикацию, кото рая срабатывает без запазды вания, то на приличном манев ре получится разрыв между тем, что видит летчик, и тем, что он чувствует. У него может на ступить момент дезориентации, нарушиться координация дви жений... Вот здесь и включается наука - эргономика. Когда авиашоу организуют, допустим, на сборах руководя щего состава или даже на сбо рах призывников, когда есть элемент самовыражения, эле мент культуры - это одно дело. Но когда авиашоу - базар, как в Дубае, это совсем другое. Там иные задачи. Меня угнета ет, когда вижу не авиацию, а рынок, где идет торг. Понимаю, что как государственный чело век я не прав. Но как человек чувствующий вижу: все нацеле но на покупателей, а вовсе не на тех, кто аплодирует с три бун. Идет показ товара - на ог раничения, на новые возможно сти, на безопасность, на преде лы допустимого риска... И лет чики там уже - не летчики. Это нанятые люди - продавцы, де монстранты. Увы - не мы это придумали, не нам и отменять. Однако вы разить свою боль, думаю, у ме ня есть право. Беседовал Александр ЕМЕЛЬЯНЕНКОВ. Л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz