Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

ПОДЫТОЖИМ? П Р И В Ы Ч К А Ж А Л О В А Т Ь С Я Ч У Ж О М У Д Я Д Е ИТОГИ НЕДЕЛИ ПОДВОДИТ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ ПАВЕЛ ВОЩАНОВ На прошлой неделе активи­ сты молодежного движения «Наши» приехали в гости к рос­ сийскому президенту в подмос­ ковную резиденцию. На встре­ че В.Путина с молодежью вдруг выяснилось, что гражданское общество, о необходимости ко­ торого уже давно и безуспешно хлопочут разношерстные оппо­ зиционеры и правозащитники, у нас в России уже построено. И лучшее тому доказательст­ во - сам факт встречи в Завидо­ во. Демократия - это вам не всенародные выборы и не сво­ бодная пресса. Это вот такие задушевные встречи у костерка, когда молодой гражданин под шашлычок может задать главе государства свой вопрос. Правда, отвечать на вопро­ сы «Наших» куда приятнее, чем каких-нибудь • правозащитников. Проверенная молодежь не на­ говорит дерзостей и не испор­ тит настроение какой-то кавер­ зой. Молодые люди задали те вопросы, на которые президент хотел и должен был дать ответ. И дело не только в том, что их заранее кто-то проинструктиро­ вал. Здесь действует закон вну­ тренней самоЦензуры. Веришь - не веришь, а вслух скажешь только то, что надлежит произ­ носить вслух. Кроткий вопрос - короткий ответ. Главное, не усложнять и не прислушиваться к тому, что советуют из-за бугра. У нас свой путь. Потому что мы, не­ смотря на всеобщую нищету и повальное казнокрадство сверхдержава. Есть у нас в Рос­ сии и гражданское общество. Сей факт следует, видимо, не обсуждать, а принять к сведе­ нию. Но надо ж было случиться такому нелепому совпадению: эта установка была дана вдни, когда число жалоб, поданных россиянами в различные между­ народные инстанции, достигло прямо-таки рекордного числа. С чего бы это? Если власть под­ контрольна обществу, если следствие и суд независимы от этой самой власти, если законы едины для всех, независимо от социального статуса и служеб­ ного положения, то за каким шутом ищем справедливости не у себя дома?! И ведь находим - вот что в свете последних уста­ новок труднее всего уразуметь! Орловский фермер В.Рыца- рев, несколько лет конфликто­ вавший с местной администра­ цией за право собственности на земельный участок, который он унаследовал от родителей, подвергся милицейскому произ­ волу. За свои «незаконные при­ тязания» летом 2000 года он был задержан и получил, как говорится, по полной програм­ ме. Его избивали, пытали, не кормили, не давали воды. Тре­ бовали одного - отказной под­ писи на «нужных» документах. Мытарства продлились почти три месяца. Но и после освобо­ ждения не закончились. Рыца­ рев обивал пороги разных ин­ станций, требуя справедливо­ сти, и всюду получал отказ. Ос­ тавался один путь - в Европей­ ский суд. Только под давлением из Страсбурга российские вла­ сти признали милиционеров ви­ новными в применении пыток. Случилось это как раз несколь­ ко дней назад. Получается, ровно пять лет фермер имел возможность ощутить на себе все гарантии нашего «граждан­ ского общества». Всю прошлую неделю Твер­ ской суд Москвы рассматривал дело 39 «лимоновцев», захва­ тивших в декабре здание при­ емной администрации прези­ дента на Ильинке. По закону срок их содержания под стра­ жей вроде бы истек (без реше­ ния суда можно держать за ре­ шеткой не более шести меся­ цев), но суд в освобождении от­ казал. И понятно почему - на что замахнулись хулиганы! На святое. Бузить в приемной само­ го президента! Впрочем, во всем этом деле (а оно беспре­ цедентно по числу обвиняемых - такого в России не было с лихих сталинских лет) лежит отпечаток «назидания другим». А потому, можно не сомневаться, в итоге оно закончится обращением в международные инстанции. А что остается делать? Уж на что влиятельна (и, надо сказать, ос­ торожна в оценках) российская газета «Коммерсантъ», и та, как было объявлено, вознамерилась пожаловаться в Европейский суд по правам человека после того, как Высший арбитражный суд России отказал ей в удовле­ творении жалобы по поводу ис­ ка Альфа-банка к изданию (кстати, главе банка президент на днях вручил орден за заслу­ ги перед Отечеством). Не хочу вдаваться в суть того конфликта, речь о другом: граждане (или как теперь принято говорить, физические и юридические ли­ ца) не верят в независимость и в непредвзятость российского правосудия. А потому ищут правду за пределами родного Отечества. Наверное, поэтому в гааг­ ском суде оказалось и дело «МЕНАТЕП против Российской Федерации», которое на про­ шлой неделе было принято к рассмотрению. Трудно сказать, чем оно закончится. Если в пользу Невзлина, то наши до­ морощенные патриоты загалдят о международном заговоре против России. Хотя все проще: у нас такое «гражданское об­ щество», что любые дела, в ко­ торых гражданин или группа граждан выступают против госу­ дарства, будут в конечном сче­ те оказываться в международ­ ных инстанциях. Вкладчик банка «Российский кредит», потерявший все деньги во время дефолта 1998 года, набегавшись по российским су­ дам, осознал этот грустный факт, а потому обратился в Страсбург. Там долго разбира­ лись, пока на прошлой неделе вынесли решение: принять дело к' рассмотрению. Что будет дальше - покажет время. Я веду речь о другом: гражданское об­ щество защищает гражданина, а если этого общества нет, то, понятное дело, он ищет защиту на стороне. Очевидные вещи. Иной раз до курьезов дохо­ дит. Взять хотя бы КПРФ. Каза­ лось бы, она настолько непри­ язненно относится к буржуаз­ ному правосудию, что ее лиде­ ров должно просто-таки мутить от одного упоминания о Евро­ пейском суде по правам чело­ века. А вот надо же как все по­ вернулось! На прошлой неделе партия пригрозила подать жа­ лобу в Страсбург, если Верхов­ ный суд России вновь отклонит ее кассационную жалобу, каса­ ющуюся иска против Центриз­ биркома, не признавшего пред­ ложенный коммунистами все­ российский референдум. И ведь подаст! И Европейский суд бу­ дет заниматься этим делом. А все потому, что ни коммунисты, ни их сторонники не верят (кстати, не без оснований), что в нынешней России судебные решения принимаются без уче­ та политических рекомендаций из-за кремлевской стены. Самое нелепое, если дачный конфликт экс-премьера Касья­ нова с Генпрокуратурой тоже закончится в каком-нибудь меж­ дународном суде. В нашем «гражданском обществе» по­ добных нелепиц хватает. Три года назад ульяновский журна­ лист И.Гринберг написал про губернатора (теперь уже быв­ шего) В.Шаманова, что у того «ни стыда, ни совести» (речь шла о том, как в результате конфликта с губернатором 18- летняя журналистка попала в тюрьму). И получил иск, закон­ чившийся судебным пригово­ ром: выплатить Шаманову не­ малый штраф. За что? «Утвер­ ждение автора публикации о том, что у истца нет ни стыда ни совести, оскорбительно, по­ скольку наносит вред чести и деловой репутации истца. От­ ветчик не смог предоставить су­ ду доказательства того, что его утверждение правдиво»... Грин­ берг пошел по судам и всюду слышал одно: «Предоставьте доказательства, что у губерна­ тора нет совести!» В России все были на стороне влиятельного генерала. Но Европейский суд признал: россиянина наказали за то, что он просто высказал свое суждение, а его нельзя рассматривать, как заведомо ложную информацию. И обяза­ ли власти выплатить ему ком­ пенсацию морального ущерба в размере тысячи евро. Сумма, конечно, невелика, но это как раз тот случай, когда не в день­ гах счастье. ЭКО- НОВОСТЬ ГЛИНА НРАВИТСЯ Завод по производству об­ лицовочного керамического кирпича и стеновых блоков мощностью до 40 миллионов штук в год начало строить О О О «Атомэнергомонтаж». Стоимость объекта - свыше 40 миллионов евро. Войдет он в строй уже через год. Автома­ тическую линию немецкой фирмы «Келлер» станут обслу­ живать всего 12 человек. Тер- бунский район для строитель­ ства выбран не случайно: немцам очень понравилась здешняя глина. Юрий БАКЛАНОВ. ЛИПЕЦК. МЕЖДУ НАМИ, АТОМЩИКАМИ На Калининской АЭС в г.Удомля Тверской области по­ бывала группа американских специалистов-атомщиков. Они приехали за опытом управле­ ния и контроля строительных работ на третьем блоке КА- ЭС во время эксплуатации двух остальных блоков. В шта­ те Флорида намечено строи­ тельство новых блоков на уже действующей АЭС. Светлана АВДЕЕВА. Тверская область. новинки ТРАКТОР СЕЕТ И ПАШЕТ НА АВТОПИЛОТЕ I т р у д н ы й в ы б о р | I Перед нелегким выбором ■ оказался председатель п р а - | | вления Пенсионного фонда ■ России Геннадий Батанов: | | «Если довести базовую | I пенсию до прожиточного ■ минимума - никакого Стаб -| | фонда не хватит!» 1 Р.5. А если довести про- ■ житочный минимум до базо -1 1 вой пенсии, то пенсионеров ■ не останется, вымрут. Чем | ^т г д а распоряжаться? Странная картина: из мир­ но рокотавшего трактора «Джон Дир» выпрыгнул механи­ затор, а машина, ни на градус не изменив курса, продолжала самостоятельно двигаться и па­ хать. Посмотреть на такое чу­ до в Тюмень съехались специа­ листы-аграрии из Омска, Ека­ теринбурга, Оренбурга, Крас­ ноярска, Москвы и даже Ка­ захстана. Знаменитую спутниковую систему ОРЗ (61оЬа1 РозШоптд 5уз(ет), долгое время работав­ шую только на оборонный комплекс США, а ныне позво­ ляющую управлять через кос­ мос и сельскохозяйственной техникой, компания «АгроИн- тел» - ведущее семеноводче­ ское предприятие Тюменской области - внедрила в произ­ водство первой не только в ре­ гионе, но и в стране. То, что для американских и европей­ ских фермеров уже перестало быть новостью (там подобная система начала внедряться лет пять назад), теперь добралось и до России. Как это выглядит? Две ма­ ленькие антенны на. кабине трактора, несколько соединен­ ных с компьютером датчиков, и переносная базовая станция, которая может находиться на расстоянии до 100 километров от работающей машины. Вот в принципе и вся «начинка». Сто­ ит она около 50 тысяч долла­ ров. Скажете, дорого? Это как считать. По словам руководст­ ва компании «АгроИнтел», ре­ шение внедрить ОРЗ в россий­ скую сельскохозяйственную действительность - не дань мо­ де, а производственная необ­ ходимость, поскольку позволя­ ет существенно экономить. - Одна из причин, по кото­ рой мы приобрели это обору­ дование, это возможность пол­ ной эксплуатации машин и в ночное время, - поясняет коор­ динатор проекта Эдуард Анд­ рианов. - Если трактором уп­ равляет в ночное время чело­ век, то производительности труда можно смело снижа ‘ процентов на тридцать. Им* портная техника, на которую устанавливается «автопилот», конечно, не дешевая. Для ее окупаемости требуется макси­ мальное использование ресур­ сов. Одна минута простоя ма­ шины, по подсчетам экономи­ стов, обходится хозяйству поч­ ти в 600 рублей. «Автопилот» же позволяет не снижать про­ изводительности и ночью, и в туман - и тем самым добивать­ ся наибольшего экономическо­ го эффекта. Еще одно незаменимое дос­ тоинство системы - возмож­ ность программирования уро­ жая. Во время первого прохо­ да машины бортовой компью­ тер создает подробную карту поля: исследует состав почвы, прогнозирует качество зерна и урожайность. На следующий год при следовании по тому же маршруту компьютер с учетом, прошлогодних показателей ав-' томатически определяет рас­ ход семян и удобрений для ка­ ждого конкретного участка по­ ля. Что для России немаловаж­ но, новая техника ставит за­ слон воровству: датчики под­ считывают и вносят в память бортового компьютера каждый пропущенный через комбайн килограмм зерна. По подсчетам специалистов «АгроИнтела», на десяти тыся­ чах гектаров пашни такая сис­ тема способна окупиться за один сезон. Так что за «косми­ ческими» тракторами, считают они, будущее и российской де­ ревни. Ольга ВАЛЕНТИНОВА. Тюменская область. ж яР АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ ЧЕЛОВЕК ЛЕТАЮЩИЙ - НАТУРА АРТИСТИЧЕСКАЯ АКАДЕМИК, ИЗВЕСТНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ПСИХОЛОГИИ ЛЕТНОГО ТРУДА ВЛАДИМИР ПОНОМАРЕНКО РАЗМЫШЛЯЕТ, ЗАЧЕМ ВООБЩЕ НУЖНЫ АВИАШОУ В конце минувшей недели тысячи россиян и зарубежные гости стали зрителями, а кто-то и участниками авиашоу «Летающие легенды». Подготовка этого действа в подмосковном М о ­ нино велась с особой тщательностью - особен­ но в том, что касалось обеспечения безопасно­ сти показательных полётов. Ведь у многих еще свежи в памяти жуткие видеокадры с военного аэродрома Скнылов под Львовом, где три года назад рухнувший прямо на публику Су-27 стал причиной гибели 77 человек, в том числе 28 де­ тей. Проведенное прокуратурой расследование установило грубейшие нарушения при подго­ товке и проведении тех полетов. Шестеро долж­ ностных лиц, в том числе оба летчика, пилоти­ ровавшие злополучный самолет, недавно осуж­ дены на сроки от 6 до 14 лет. Однако погибших это не вернет, искалеченных на ноги не поста­ вит. Организаторы авиашоу в Монино еще нака­ нуне уверяли общественность, что у них ничего подобного случиться не может. Начальник уп­ равления по использованию воздушного про­ странства и управлению воздушным движением Минобороны РФ генерал-лейтенант Михаил Ки- зилрв даже провел в Москве специальную пресс-конференцию. «Принято решение, - зая­ вил он, - чтобы пилотаж ни в коем случае не проводился над местами скопления зрителей». По его же словам, проводился тщательный ос­ мотр всей авиатехники. Достаточно ли таких мер, чтобы исключить трагедии, подобные Скныловской? Насколько важен в таких ситуациях человеческий ресурс и каким требованиям должен отвечать сегодня во­ енный летчик? Наш собеседник - известный ис­ следователь психологии летного труда, генерал- майор медицинской службы, академик РАО Владимир ПОНОМАРЕНКО . Постоянным чита­ телям «Делового вторника» он уже знаком по интервью «О чем не расскажет «черный ящик» («ДВ», № 4 от 8 февраля 2005 г.) - Владимир Александрович, зачем вообще нужны авиа­ шоу? Ведь боевые самолеты создают не для того, чтобы они крутили фигуры высшего пило­ тажа, щекотали нервы, проно­ сясь над самыми трибунами? Для этого существует спортив­ ная авиация. А у военной тех­ ники, как я понимаю, иные за­ дачи... - Вопрос лично для меня не­ простой. Я ведь не только ученый, но и патриот авиации. Восемнадцать лет провел в са­ молете, участвовал во многих испытаниях. Скажу, наверное, так: во всем должна быть мера. С профессиональной точки зрения в авиашоу есть,- по меньшей мере, один принципи­ альный момент. Это всевозмож­ ные упражнения на групповую слетанность. Когда истребитель один - он сам себе предостав­ лен. Когда же он идет в группе, ведомый должен точно отсле­ живать, что делает ведущий. И вот этот момент, поскольку у них в крови «Я сам!» (имею в виду сейчас истребительную авиацию), очень важен. Если ты в бою, то там ты прикрываешь «хвост» своего ведущего. На кону жизнь. Когда не в бою - этого мотива нет. Нужно только удержаться. Могут возникать разные вестибулярные и зри­ тельные иллюзии, когда он близко подходит, тень не так падает, облака... Может ка­ заться, что самолет на него на­ валивается или от него отклоня­ ется. У нас по этой причине не­ мало летных происшествий, в том числе столкновений в воз­ духе, в том числе с печальным исходом. То есть, я хочу сказать, что групповая слетанность - это очень сложное искусство. И ко­ гда его демонстрируют, то тем самым предъявляют высшие возможности машины и челове­ ка. Это должно убеждать: при грамотных и регулярных трени­ ровках такие трюки постижимы и должны быть использованы в процессе боевой подготовки. Зачем еще нужны авиашоу? Не будем забывать, что авиация - это еще и артистическая дея­ тельность. • Вот как? - Да, да - это и артистизм, и публичность. Летчика и его са­ молет видят на посадке, видят, как он взлетает. Момент любо­ вания, выражения себя - «я мо­ гу!» - объективно существует. И вообще, надо сказать, летчики, авиаторы требуют подпитки своей любви из других источни­ ков. Можно это не уважать, можно на это плюнуть. Но эта зависимость существует. И ко­ гда тебя показывают, когда лю­ ди тебя приветствуют, когда оценивают по заслугам, - это, конечно, создает определен­ ную ауру и формирует мотив на достижение высшего про­ фессионализма. А его без дис­ циплины, без организованно­ сти, без здоровья, без порядоч­ ности не достигнешь. Просто ручку держать - это не профес­ сионализм, это ремесло. - А какой-то пример из сво­ его опыта можете привести? - Когда начались полеты на четвертом поколении (это МиГ- 29, Су-27, Ту-160, вертолеты Ми-28, Ка-26 «Черная акула»), стало очевидно, что уровень подготовки в училищах отстает от возросших требований. Учи­ лища выдают не вполне конди­ ционные, неподготовленные кадры, потому что в этой новой технике изменилось главное - время и пространство, в кото­ ром пребывает человек. И вто­ рое - возросла сила физиче­ ских воздействий на человече­ ский организм и на психику че­ ловека. А подготовка - в том виде, как она была организова­ на в училищах, - оказалась не­ адекватной. Мало того: оказа­ лось морально не готово к та­ кому обороту событий и руко­ водство. Первое, что они стали делать, это накладывать огра­ ничения на новые самолеты. Ограничения на перегрузку, на высоты, на применение ору­ жия... Что получалось? Вогнали ог­ ромные деньги, обеспечили на­ стоящий прорыв - в аэродина­ мике обошли американцев! - и первыми стали делать эти само­ леты... Если бы у нас была хо­ рошая цифровая техника, мы бы их фундаментально обошли. Но у нас не оказалось к тому времени быстродействующих цифровых машин...Тем не менее по ряду качеств мы явно лиди­ ровали. А командование, в большинстве своем выросшее на старых самолетах, не оценило этого прорыва. И ко­ гда на показах стали выполнять маневры практически на нуле­ вых скоростях - долой этот ре­ жим. По действовавшим инст­ рукциям не дай бог на пять ки­ лометров занизить скорость! А МиГ-29 может практически на нулевой скорости опуститься в «колоколе», повернуться и по­ лететь дальше. Это расценили как хулиганство. По сути - за­ клеймили прорыв, призвав на подмогу законы аэродинамики. И новые машины эксплуатиро­ вали как третье поколение. По­ требовалось 5-6 лет, чтобы бо­ лее-менее вывести эти самоле­ ты в эксплуатацию летным со­ ставом. А ведь мы предвидели эти осложнения и даже пыта­ лись предвосхитить. - Каким образом? - Мы добились разрешения организовать на базе летных училищ специальную програм­ му. Назвали ее «Личность лет­ чика XXI века». Три училища бы­ ли подключены - Качинское, Ар­ мавирское и Черниговское. Нам разрешили на 30 процентов из­ менить курс учебно-летной под­ готовки (КУЛП). Мы отобрали курсантов и давали им специ­ альную подготовку для самоле­ тов 4-го поколения. На это дело работала почти половина сот­ рудников нашего института. Мы определили, что нужно для пилотов самолетов 4-го поколе­ ния, как новые машины влияют на психические функции и со­ стояния, какой должен быть уро­ вень подготовки человека - и в общекультурном, и в професси­ ональном смысле. Какая должна быть физическая подготовка? Какая должна быть мотивация человека? И кто вообще может освоить такие самолеты в пол­ ном-соответствии с ЛТХ? Пять лет занимались курсан­ тами - вели их с первого курса до выпуска. Более того, и после выпуска вели, и когда они пере­ учивались на МиГ-29. Это была потрясающая работа, и все эти люди были «окольцованы» - на каждого было заведено свое «персональное дело». Они ле­ тали гораздо больше своих од­ нокурсников, их изучали со всех сторон, крутили у нас на цент­ рифуге, проверяли на тренаже­ ре, их возили в КБ Микояна, Сухого, организовывали встре­ чи с писателями, Героями Со­ ветского Союза. В казарме, где они жили, были специально вы­ горожены комнаты на двоих, им показывали редкие кинофиль­ мы. То есть, очень широкая, в том числе социальная и куль­ турная, программа получилась. Еще когда мы только разра­ батывали, а потом пробивали по инстанциям нашу программу, я немного схитрил. Написал об­ текаемо, что в процессе подго­ товки предполагается проводить некоторые операции, которые «требуют дополнительной умст­ венной активности». И это все благополучно проморгали. А что имелось ввиду? Полеты на отказы в воздухе, полеты ночью, участие в ЛТУ - обычных курсан­ тов к таким вещам и близко не подпускали. Но самое главное - показательные полеты на МиГ- 29. Я договорился с летчиком Мигуновым во Владимировке и, по сути, угнал МиГ-29... - То есть как - угнали? - Угнол на время. Приехал к генеральному конструктору ОКБ им. Микояна Р.А.Белякову: дайте мне вашего шеф-пилота Меницкого, чтобы он повозил курсантов, и дайте мне само­ лет. То есть сначала попросил официально. Он в ответ: «Я в плохих отношениях с Кутахо- вым, мне неудобно, поэтому да­ вайте сделаем так: мы ничего не знаем, а вы с Меницким са­ ми поговорите...» А Валера за дверью, ждет меня в коридоре. Он-то уже загорелся моей идей... I И вот приземляется Мениц­ кий на МиГ-29 в Конотопе - тут поблизости Черниговское учи­ лище. А из Владимировки, дру­ гого нашего центра, что под Волгоградом, сюда же прилета­ ет Петров. Курсантов к тому времени мы уже подготовили: они у нас на третьем курсе прошли «восьмерку» по пере­ грузке, что другим запрещено. Отлетали на стенде-имитаторе МиГ-29, встретились с многими летчиками. Им пообещали: кто лучше всех будет учиться, полу­ чит право сесть в кабину. Толь­ ко в кабину сесть! А тут... Весь Конотоп сбежался, ко­ гда прилетел МиГ-29: сидели на ангарах, на крышах столовых, с детьми пришли. Сначала кур­ сантов выстроили, и Петров им рассказывает, что такое МиГ- 29. Рядом со мной мужик, дер­ жит двух пацаненков - годика по четыре. Говорит, не знаю, кого благодарить, но это такое счастье: я детям показал, что мы можем сделать, вот какую технику можем показать, вот какая сила! И он такой не один - вывели все детские сады. Де­ тишки бегут к этим самолетам, их отгоняют, они плачут... А я Петрову: «Саша, ты только не выкобенивайся... Ты только взлети, покажи и - на посад­ ку...» Ведь не дай бог до на­ чальства дойдет... Петров взлетает и машину ставит вот так - где-то на высо­ те пятнадцати метров. Я глянул - у меня все рухнуло. Как пред­ ставил: завалить такую работу! Потом он на малой высоте прошел, показал «колокол». В общем, выступил по полной программе. Все обалдели. На­ род бурлит, училище бурлит, техники сияют... После этого показа я решил: надо обязательно поднять в воздух курсантов и их инструк­ торов на МиГ-29. И мы это сде­ лали - на втором этапе, когда они уже заканчивали училище. Происходило это на одном из бывших аэродромов ПВО - ту­ да по предварительной догово­ ренности прилетел на МиГ-29 Меницкий и вся обслуживаю­ щая команда. И Меницкий на­ чал вывозить. Он сделал четыр­ надцать полетов - вы можете себе представить? - За один день? - Да. Четырнадцать полетов. Мы начали где-то в семь утра, чтоб никто не мешал. Аэро­ дром, повторяю, закрытый, но отличная полоса, маяки стоят - все для безопасности в районе аэродрома было обеспечено. Сначала летали инструкторы, потом курсанты. Меницкий да­ вал пройти по кругу и - заход на посадку. Где-то пять-семь ми­ нут самостоятельного полета. Перед этим говорю: «Валера, только по кругу и никаких мне этих самых...» - «О чем ты гово­ ришь?!» Набрал высоту, выровнялся, скорость 160 - еле-еле машина движется... Потом смотрю - по­ тащился на «колокол», показал «колокол». А вслед за этим да­ ет ручку курсанту, и тот само­ стоятельно пилотирует самолет, выполняет несколько фигур - «бочку», «эммельман», «петлю». Всего три минуты, чтобы выпол­ нить комплекс пилотажный. Они заходят на посадку, останавли­ ваются, я поднимаюсь по стре­ мянке и беру интервью. У меня до сих пор хранится пачка этих В воздухе - «Русские витязи». восторженных свидетельств. Надо было еще видеть их лица - это совершенно счастливые люди! Задыхаясь, они говорили, что ничего подобного никогда не испытывали. Понимаете, их обучали на Л-39, а тут сразу такая машина - МиГ-29... Потом, уже когда ходил по начальству, я всем задавал во­ прос: почему у нас даже инст­ руктор не знает, к какому типу самолетов нужно готовить че­ ловека? Почему у нас нет в училище самолетов, на которых они будут летать? Хотя бы для воспитания, для мотивации, для повышения общей культуры! Я снова возвращаюсь к тем ин­ тервью, к тому, что говорили курсанты: «Да если б я это раньше почувствовал, разве бы стал волынить? Курежка, выпив­ ка - да на хрена все это? Вот оно, настоящее счастье!» - С вами трудно не согла­ ситься: показ возможностей но­ вой техники курсантам, без пя­ ти минут летчикам - тут какие могут быть вопросы? А вот за­ чем устраивать рискованные пируэты над городскими стади­ онами и в не приспособленных для таких показов военных го­ родках? - Вопрос резонный: есть по­ каз авиатехники, а есть демон- „ страция с целью продажи. И лично меня авиашоу волнуют не только с точки зрения безо­ пасности. Меня волнует, что наши авиашоу в большинстве своем - это лапша на уши. Де­ ло все в том, что собственно новой техники нет. То, что пока­ зывают, сделано 20 и более лет назад. И там есть целый ряд принципиально новых, еще не до конца отработанных вещей. Очень многое на грани риска, и во многих случаях спасает от беды особый талант летчиков- испытателей. Но если дать сего­ дня в войска тот же Су-37 с бо­ ковой тягой, мы будем иметь массу сложностей. Сейчас еще все в пути... - Но ведь самолеты, которые мы продаем за рубеж, не­ сколько отличаются от собст­ венно российских аналогов. В частности, на них другая авио­ ника... - В том-то и дело! Самолет - наш, тут своя культура, авиони­ ка - западная. Это нельзя про­ сто механически соединить. Мы знаем, к примеру, что у наших приборов есть запас 2-3 секун­ ды - так называемое «запазды­ вание на человека», это запаз­ дывание совпадает с физиоло­ гией. А если все переводим на электронную индикацию, кото­ рая срабатывает без запазды­ вания, то на приличном манев­ ре получится разрыв между тем, что видит летчик, и тем, что он чувствует. У него может на­ ступить момент дезориентации, нарушиться координация дви­ жений... Вот здесь и включается наука - эргономика. Когда авиашоу организуют, допустим, на сборах руководя­ щего состава или даже на сбо­ рах призывников, когда есть элемент самовыражения, эле­ мент культуры - это одно дело. Но когда авиашоу - базар, как в Дубае, это совсем другое. Там иные задачи. Меня угнета­ ет, когда вижу не авиацию, а рынок, где идет торг. Понимаю, что как государственный чело­ век я не прав. Но как человек чувствующий вижу: все нацеле­ но на покупателей, а вовсе не на тех, кто аплодирует с три­ бун. Идет показ товара - на ог­ раничения, на новые возможно­ сти, на безопасность, на преде­ лы допустимого риска... И лет­ чики там уже - не летчики. Это нанятые люди - продавцы, де­ монстранты. Увы - не мы это придумали, не нам и отменять. Однако вы­ разить свою боль, думаю, у ме­ ня есть право. Беседовал Александр ЕМЕЛЬЯНЕНКОВ. Л

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz