Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

С п е ц в ы п у с к Л и п е ц к о г о о б л а с т н о г о к р а е в е д ч е с к о г о м у з е я и р е д а к ц и и « Л Г » Ш ^ Из блокнота краеведа Это было в «кукурузном») году... В прошлом году в Москве вышла книга из серии «Вглядываясь в прошлое» тиражом... 200 экземпляров. Естественно, в областную библиотеку она не поступила, а вот в личной библиотеке известного елецкого краеведа В. Заусайлова есть. Автор —наш земляк, сын елецкого священника Дмитрий Иванович Нацкий (1871 -1956 ). Название его воспоминаний —«Мой жизненный путь». На их страницах —богатейшие сведения по истории нашего края: и о купеческом быте, и о гимназической жизни, и о нравах русского духовенства. На мой взгляд, очень ценны для краеведов, например, та­ кие сведения. Нацкий пишет: «... На каникулах мы с Сашей съездили в Дрезгалово, в её училище. Железной дороги на Лебедянь не было, и мы ехали в телеге. Погода туда и обратно была хорошая, было интересно, так как в тех краях я не был. Дорога шла вдоль левого берега Сосны через село Талицу, которое во времена татарщины было городом. И называлось «Талицкий острог» — сторожевой пункт по наблюдению за кочевниками. Там сохранилась древняя церковь, в ней — Евангелие, с надписью о пожертвовании царем Михаилом Фе­ доровичем Романовым...». А вот строки о Бунине: «... Учился он со мной всего один год, а затем вышел из гимназии, как говорили, по неимению для содержания в гимназии. Его отец был пьяница и безоб­ разник. Все, что давало ему небольшое имение в деревне Ог­ невке Елецкого уезда, он прокучивал, не заботясь о судьбе детей. Путем самообразования, при помощи своего старшего брата Юлия Бунина Иван выдвинулся в число лучших рус­ ских писателей (...). Он был заносчив и форсист, на товари­ щей смотрел свысока». И еще одна подробность. Мало кому известно, как совре­ менники говорили об одном из голодных годов России — 1892. Оказывается, люди его прозвали «кукурузным», так как кре­ стьянам во время голода вместо ржи давали кукурузу. Так потом и вспоминали: «Это было в кукурузном году...» Хлеб и вера После прихода большевиков к власти начались гонения на Русскую Православную Церковь. Заявляя: «Религия — опи­ ум для народа», отбирали имущество церкви, арестовывали священников. В Задонском Свято-Троицком женском монастыре после революции находились 203 человека: 59 в монашестве, 138 послушниц и пять рабочих. Настоятельницей была 65-летняя игумения Виталия, казначеем — монахиня Маргарита. Са­ мая старшая из монахинь — Маврикия, 81 год, а самой юной послушнице исполнилось 19. 3 октября 1918 года правление Свято-Троицкого монасты­ ря направило письмо в Задонский уездный отдел: «... просим наделить нас землёю по установленной норме и разрешить произвести своими трудами яровой посев на 1919 год». Для убедительности прилагался полный список всех членов мона­ стыря. 21 марта 1919 года отдел решил: «Скорбященский монас­ тырь взять в ведение горисполкома». Но, видимо, землю так и не дали. Поэтому 1 апреля игумения Виталия с сестрами пишет новое обращение: «Вследствие отношения Земельного отдела Задонского Уездного Исполнительного Комитета от 27 марта с.г. за № 122 с предложением об образовании разного рода коллективов для обработки земли, для получения зе­ мельного надела имеем честь заявить, что, не получая нис­ колько с 6 февраля с.г. для своего пропитания хлеба, за ото­ бранием оного членом «Московского бюро рабочих» т. Прохоро­ вым, хлеба того урожая с Ксизовского монастырского хутора, который был обработан собственным трудом с затратою на этот же хлеб, взысканных с нас Ксизовским Волостным Ко­ митетом с разрешения Задонского Уездного отдела деньгами тысяча сто пять (1105) рублей, мы не решаемся на принятие выше означенного предложения, боясь и впредь подобного последствия в награду за труды свои, от которых мы никогда не отказываемся. Правление монастыря: игумения Виталия, монахиня Маргарита, монахиня Вера». Вскоре этот монастырь постигла печальная участь многих других обителей и православных церквей. Александр Т Р У Б И Ц И Н , студент исторического факультета Липецкого государственного педагогического университета. ^ З а б ы т о е имя С гитарой семиструнною Андрей Осипович Сихра, основоположник гитарного искусства в России; Сихры; Михаил Тимофеевич Высотский, ученик Аксенова. Семен Николаевич Аксенов, ученик «Он был одарен большою музыкальною способностью, и вместе с учителем своим — Сихрою —начал он совершенствовать новоизобретенный инструмент. Сихра писал для Аксенова первые трудные вещи для гитары, которые другим ученикам были еще не под силу, а вместе с тем и сам совершенствовался как писатель и как исполнитель». Так характеризовал наш земляк, фольклорист, краевед, автор не потерявшего до сего дня «Истории семиструнной гитары», вышедшей в 1864 году, Михаил Стахович другого уроженца Липецкого края С.Н. Аксенова. Село Лошаки Данковско- го уезда. Здесь 30 мая (11 июня — по новому стилю) 1853 года прервался земной путь этого, к сожалению, за­ бытого ныне гитариста, ком­ позитора и педагога. Семен Николаевич родился в 1784 году. В семнадцать лет начал службу в Москве на мелких чиновничьих должностях. Но у юноши была огромная тяга к музыке. Ему повезло встретить Андрея Осиповича Сихру, создателя семиструн­ ной гитары. Андрея Осиповича и Се­ мена Николаевича связала крепкая дружба, хотя учи­ тель был старше ученика на одиннадцать лет. Сихра именно Аксенову в 1818 году посвятил свое сочинение «Эк­ зерсисы». Вот строчки из письма Сихры Аксенову: «Любезный друг! Я имел удо­ вольствие быть твоим руко­ водителем в музыке. Дарова­ ния твои увенчались лучшим успехом, и в возмездие за труды мои ты полюбил меня. Посвящение экзерций моих да послужит доказатель ­ ством, что Сихра находит славу в таланте Аксенова, а честь — в дружбе его». Стахович в «Истории се­ миструнной гитары» отмеча­ ет: Аксенов «с первой поры оказал большие успехи и по­ мог Сихре усовершенствовать его новый инструмент, но, как русский, он первый с особой любовью начал обра­ батывать на гитаре русские песни. С ним вместе и Сихра писал русские песни для ги­ тары. К этому периоду, веро­ ятно, относятся его велико­ лепные пьесы: «Среди доли­ ны ровныя», «Чем тебя я огорчила» и другие вариации на русские'песни...» Но это увлечение чуть было не привело к... разрыву Аксенова с наставником. У того же Стаховича читаем: «В своих вариациях он (Ак­ сенов — В. Е.) первый начал употреблять особенно рос­ кошные лигато, и в этом они разошлись с Сихрою. Сихра не одобрял слишком боль­ ших требований певучести от гитары, которая, казалось ему, выходила у Аксенова за пределы средств инструмен­ та; он называл это «цыган­ щиной», но Аксенов остался при этом направлении». Обладая пытливым умом, Семен Николаевич старался находить все новые и новые краски для гитары, обогащая ее палитру. Он пошел даль­ ше своего учителя, изобрел искусственные флажолеты и вообще стал удивительным мастером звукоподражания. Аксенов с редким мастер­ ством передавал на гитаре пение птиц, перезвон коло­ колов, бой барабана, прибли­ жающегося и удаляющегося хора, и приводил слушателей в восторг. К сожалению, эти пьесы Аксенова до нас не дошли. С 1814 года он стал изда­ вать «Новый журнал для се­ миструнной гитары, посвя­ щенный любителям музы­ ки». На его страницах мы находим первые вариации русских песен. Напечатаны там и ноты романса Аксено­ ва «Уж все весну встречает» для голоса в сопровождении гитары. Позднее появятся его романсы на стихи русских поэтов: «Я не скажу тебе — люблю», «Ты песенки жела­ ла, Хлоя», «Цветы — одно мне утешенье» и другие. Хотя эти романсы написаны им для фортепиано, однако фактура сопровождения ти­ пично гитарная. Есть у Се­ мена Николаевича и другие интересные произведения. Он автор «Камаринской», «Ах, что же ты, голубчик, невесе­ ло сидишь», переложений для гитары композиций Мо­ царта, Филда, Дусика, Мау­ рера. Аксенов был близок к ли­ тературным кругам, в 1818 году даже становится членом Вольного общества любите­ лей словесности. Он живет в Санкт-Петербурге и часто бывает в доме у известного поэта М.М. Хераскова. Имен­ но у небо Аксенов встретил своего будущего ученика Михаила Тимофеевича Вы­ сотского. По словам послед­ него, «уж и помучил меня батенька Семен Николаевич! Бывало, уйдешь от него в лес и не рад, бывало, что напро­ сился учиться. Нет, батень­ ка, пойдет, сыщет, за ухо приведет и засадит за гита­ ру». Высотский позднее прев­ зошел своего учителя, создал свою школу. С ним водил знакомство сам Пушкин. В 1819 году, учитывая возрастающую популярность семиструнной гитары, Аксе­ нов издает самое доступное пособие для начинающих — «Школу» Гельда. Она выш­ ла под названием «Школа для семиструнной гитары Игнатия фон Гельда, рас­ смотренная и дополненная С. Аксеновым». «Школа» еще долгое время оставалась не­ превзойденным пособием для начинающих. К сожалению, в тридца­ тых годах XIX века интерес к семиструнной гитаре стал пропадать. Это было харак­ терно не только для светско­ го общества, где часто звучал этот инструмент, но и среди музыкальной богемы. И Ак­ сенов покидает столицу. Он поселяется в Лошаках Данковского уезда. Его час­ то можно было увидеть на знаменитой лебедянской кон­ ной ярмарке. Владелец Паль- ны-Михайловки Становляне- кого района Стахович всдо- минает: «Раз на Лебедянской ярмарке встретили его неко­ торые из моих соседей в гос­ тинице, где пели цыгане. Сидя один в углу, Аксенов взял было гитару и богаты­ ми аккордами начал наигры­ вать цыганскую песню «Ты не поверишь». Только что вошли в ту комнату другие, привлеченные необыкновен­ ными звуками его игры, он положил гитару и ушел. В последнее время его жизни редко кому удавалось его слышать, и то слишком близ­ ким людям или родственни­ кам. Но случаи эти были ред­ ки: обманом, как рассказы- вали и мне, добывали забы­ тую им превосходную и зна­ менитую гитару (это гитара работы знаменитого крепос­ тного мастера И.А. Батова — В. Е.) из ящика, переносили из комнаты в комнату, что­ бы он не догадался и чтобы сам случайно взял ее в руки и, играя, зафантазировался. Тогда только можно было его слышать». В историю отечественной музыки Аксенов вошел как блестящий гитарист-виртуоз, педагог, композитор. Он вы­ работал свой индивидуаль­ ный стиль, отличавшийся выразительной певучестью, повышенной романтической экспрессивностью, предло­ жил ряд новых приемов игры. Виктор Е Л И С Е Е В , краевед , член С Ж РФ , лауреат областной премии имени И .А . Бунина и премии «Л Г » «Золотое перо» . Добринский район. ту Из рода воинов Как батрак стал генералом В мужицком роду александровских аборигенов Масленниковых было немало отважных ратников. Одни участвовали в Семилетней войне, другие гнали из России наполеоновских супостатов, третьи воевали с турками на Кавказе, четвертые в Крымскую кампанию обороняли Севастополь. Но все они проходили по разряду «нижних чинов». И вряд ли кто из них мог предположить, что их потомок сможет пройти тернистый путь от простого солдата до генеральских погон. В старые времена редко кому даже из дворян удавалось дослужиться до такого чина. — Да, наш односельчан Николай Кузьмич Масленни­ ков в неполные пятьдесят лет стал генерал-майором, —рас­ сказывал мне большой знаток местной истории В.Д. Венде- ревский. —Происходил он из бедняцкой семьи, как говори­ ли раньше, из голытьбы. Ро­ дился будущий генерал в 1897 году. Отца не помнил. Тот умер, когда мальчику исполнилось два года. Николай, чтобы прокор­ миться, пошел в батраки. Об учебе приходилось только мечтать. Но он упорно осваи­ вал школьные учебники само­ стоятельно... До 1914 года Николай дни напролет, без выходных и праздников, гнул спину на местного фермера и торговца столыпинского покроя Степа­ на Щербакова, а затем на по­ мещика Свиридова, отличив­ шегося в годы Первой рус­ ской революции свирепым нравом. Приходилось делать все — стеречь скот, чистить конюшни, пахать и убирать урожай, не чураться никакой черной работы. Незадолго до начала Пер­ вой мировой войны молодой человек узнал, что на Орлов­ ском сахарном заводе требу­ ются разнорабочие. Его сра­ зу приняли пильщиком, по­ тому что на это тяжелое дело охотников находилось немно­ го. Два года в поте лица свое­ го Масленников умножал со­ стояние своих хозяев, жил в ночлежке, питался скромно, деньги отвозил матери, поку­ пал книги, особенно о воен­ ном деле. Он очень хотел стать военным. И вот в мае 1916 года по­ чтальон вручил Николаю призывную повестку. Полу­ чив трехлинейку Мосина об­ разца 1893 года, солдат встал в строй. Но не такой он пред­ ставлял себе войну. Его уди­ вило, что солдат плохо кор­ мят, они скверно обмундиро­ ваны, не хватает оружия и патронов. Да и воевали как-то стран­ но: иногда втыкали штык в землю и шли покурить с... немцами. Даже обнимались с ними. Это называлось «бра­ тание». А потом расходились по позициям и опять стреля­ ли друг в друга. В перерывах между боями приходили к солдатам боль­ шевистские агитаторы. Они рассказывали, что в городе и деревне люди мрут от голода. Не хватает хлеба, соли, керо­ сина, спичек. Народ разорен, вновь пахнет революцией. Когда произошла револю­ ция 1917 года, Николай Мас­ ленников, естественно, ока­ зался на стороне большеви­ ков. Происшедшее он пони­ мал не как эксперимент, а как единственный выход из ката­ строфического положения, в которое попало Отечество. В гражданскую он коман­ довал стрелковой ротой крас­ ных бойцов. Его солдаты би­ лись с белополяками и пет­ люровцами, участвовали в по­ давлении контрреволюцион­ ных выступлений. Он про­ явил себя талантливым ко­ мандиром и хорошим органи­ затором. За участие в Граж­ данской войне офицер Мас­ ленников был награжден ор­ деном Боевого Красного Зна­ мени. Великую Отечественную войну Масленников встретил в звании полковника. С вра­ гом воевал умело и храбро. В те годы он стоял во главе 308-й стрелковой дивизии. 22 сентября 1943 года постанов­ лением СНК СССР за подпи­ сью И.В. Сталина Масленни­ кову присваивается звание ге­ нерал-майора. Воины дивизии этого гене­ рала отличились в Горловс- кой, Брянской, Гомельско-Ре- жицкой наступательных опе­ рациях. Решением Правитель­ ства маеленниковская 308-я Краснознаменная дивизия была преобразована в 120-ю Гвардейскую Краснознамен­ ную дивизию. Тогда же наш земляк награждается орденом Суворова второй степени, с чем его личным письмом по­ здравил М.И. Калинин. Военный талант Николая Кузьмича особенно ярко про­ явился в Восточной Пруссии, где фашисты создали особо прочную оборону. Враги были вооружены до зубов и сража­ лись с ожесточением обречен­ ных, которым терять уже не­ чего. Но наши бойцы бесстраш­ но делали свое дело. А руко­ водили ими опытные и знаю­ щие командиры. В их числе — Масленников. Приказом Верховного Главнокомандую­ щего ему была объявлена бла­ годарность «за отличные бое­ вые действия по овладению городами Восточной Пруссии Линк, Нолендорф и Биалла». Потом грудь мужественного командира украсят два орде­ на Ленина и другие награды... Военный до мозга костей человек, Николай Кузьмич был, как ни странно, лирик по натуре. Он очень любил на­ родные песни, песни граждан­ ской войны, «Катюшу», «В лесу прифронтовом», «Казаки в Берлине». Он писал теплые письма своей супруге Варваре Федоровне. В его походном ежедневнике сохранилась за­ пись: «Вот сижу я и думаю, где же Варюша, сколько раз в минуты смертельной опаснос­ ти обращался к ней сердцем своим, к той, кого любишь. В этой любви искал поддержку своим иссякающим силам». Письма Масленникова нео­ днократно получали и в Алек­ сандровской семилетней шко­ ле, их на общем собрании за­ читывала директор М. Колес­ никова. По воспоминаниям учительницы Е. Земисевой, генерал присылал в школу письменные принадлежности и тетради, а в 1945 году уче­ ники получили от него тро­ фейное пианино и напольные часы весом в 16 килограммов. Много писем получала и его любимая дочка Аллочка. Вот одно из них, написанное на фронте: «Моя дорогая дочка! Как я рад, что ты своими малень­ кими ручками написала мне письмецо. Я ведь всегда гово­ рил, что ты у меня умница- разумница... Теперь ты «Три поросенка» сама читаешь? Катаешься ли ты на коньках? Успехи в учебе у тебя хоро­ шие. За это прошу маму поце­ ловать тебя. Ну а я расцелую тебя, как приеду домой. У меня успехи тоже непло­ хие. Я получил орден Красно­ го Знамени, а один у меня уже был. Звание мне присвоили полковника и повысили в дол­ жности. Теперь я командир полка. Целую тебя, моя дорогая дочка, много раз. Ну заодно и маму. Дочка, передай привет тво­ им учителям». Игорь В Е Т Л О В С К И Й , краевед. Добринский район. . — 1 — г а з е т а У г ^Ю билейная дата «Писать - значит жить...» К 105-летию со дня рождения писателя Николая Задонского Задонск — малая родина та­ лантливого писателя, автора ис­ торических романов и хроник, повестей и рассказов Николая Алексеевича Коптева, более из­ вестного читателям как Николай Задонский. В последние годы жизни он почти каждое лето приезжал в родной город, останавливался в отчем доме, где ему особенно хорошо работалось. — Здесь я словно молодею, — говорил он. Бывал Николай Алексеевич и в Липецке, Ельце, Усмани, об­ щался с местными коллегами по перу. Вот короткий рассказ ныне здравствующего поэта, прозаика, краеведа Сергея Панюшкина: — Послевоенная судьба забрасывает меня в Липецк. Я, моряк, знал: еду в места, где зарождалась петровская флотская Российс­ кая держава. Начинаю интересоваться историей здешних мест. За­ донск открылся необычно — встретился с человеком редкостным. Он водил меня по маленькому, аккуратному городку. Этим «гидом» был Николай Алексеевич Задонский. Потом мы переписывались. Его завидная любовь к истории края определила в будущем и мое писа­ тельство, научило мыслить историей... Мне также доводилось общаться с Задонским. Он был редкий собеседник. Было в его натуре что-то от пращуров-казаков: прямо­ та, открытость, что называется — душа нараспашку. От всей его великолепно сложенной, осанистой, хотя и тучной фигуры веяло уве­ ренностью, доброжелательностью, великодушием. Речь Николая Задонского, неспешная, плавно льющаяся, завораживала. О прошлом он говорил так, словно всему, что тогда случилось, был свидетелем, очевидцем. Помню рассказы о том, как встречала гостей Мария Саввишна Перекусихина в передней Екатерины Вто­ рой, как под Задонском искал руду Петр Первый. — Так вот, гм-гм... наш-то Викулин отвечает царю: «Земля-де, государь, у нас не рудная...» Гневно лупонул на него царь белками: «А тебе зело сие ведомо, харя пышноборбдая?» «Спокон веку», — запнулся наш Викулин. «Байбаки ленивые! О брюхе токомо радеете да поганый дух пускаете...» — И тут Задонский вкусно хохотал. За­ тем зычно, по-царски продолжал: «Антип! А, Антип! — это к Перегу­ дову: «Вдругорядь спрашиваю: есть руда в придонских землях? — «Есть, Государь», — отвечает. «В коем месте?» «Да, кубыть, особли­ во много у Липских Студенок... — «Ба! Кумпанства заводить пове­ лим... О пользе Отечестве, токомо помышляя...» Вновь и вновь история в лицах. Слушать Задонского можно было часами. Говорил, как и писал, — живо, увлекательно, все знал до тонкостей, а домысливал убедительно. Талант и трудолюбие у него были наследственные. Предки пи­ сателя — выходцы из вольнолюбивых донских казаков, бежавшие с Дона в Тёшевскую слободу после разгрома Булавинского восста­ ния. Отец — из купечества. Пользовался у задонцев уважением, из­ бирался городским головой. Мать — близкая родственница извест­ ного русского писателя С.Н. Терпигорева (Сергея Атавы) привела сыну любовь к книгам. Уже в молодости он решает посвятить себя литературе. В 1917 году работал в елецкой газете «Соха и Молот», через год — коррес­ пондент газеты «Воронежская беднота». Полувековой его путь в литературе был и не прост, и не прям. Писал в различных жанрах, не исключая стихов. Особенно много пьес: «Деньги», «Зарево», «Лейтенант Шмидт», «Глухая сторона», «Тайна исповеди», «День рождения», «Ложный стыд», «Бойкот», «Товарищ из центра», «Золотые берега», «Кондрат Булавин». А «Огни Курапст- роя» — о строительстве электростанции на реке Красивая Меча под Лебедянью — заняли в 1930 году первое место на конкурсе. На Николая Задонского обратил внимание Максим Горький. В 1934 году его приняли кандидатом в члены Союза писателей СССР. Билет подписал Алексей Максимович. Спустя пять лет, Задонский был принят в члены Союза. И в этот период, особенно после публи­ кации в 1940 году хроники «Мазепа», историческая тема заняла гла­ венствующее место в его творчестве. Задонский стал одним из ве­ дущих советских мастеров исторического жанра. Он много трудился в архивах, переписывался с коллегами по перу А.Н.Толстым, С.Н. Голубовым, С.П. Бородиным, чьи книги о минувших веках с интере­ сом читали, да и сейчас читают. Произведения самого Николая Задонского также не затерялись на полках. Назову некоторые: «Смутная пора», «Денис Давыдов», «Жизнь Муравьёва», «Донская Либерия», «Повесть о «золотом» ко­ миссаре», «Интересные современники», «Любопытная старина». На их страницах — галерея портретов выдающихся деятелей российс­ кой истории и культуры, людей высоких и чистых помыслов, что не боялись взвалить на себя ответственность за время, в которое жи­ вут. Он и сам был из таких людей. — Девизом его было: «Писать — значит жить!» , — рассказывала сестра Николая Алексеевича Елена Алексеевна. — А перед смертью, которую он сам себе предсказал за полгода, когда уже не мог пи­ сать, вздохнул: «Всё. Точка. Больше не пишу... Значит, и жить боль­ ше незачем...» Умер Николай Задонский 15 июня 1974 года, завещав похоро­ нить себя в своем родном городе... Александр Я Б Л О Н С К И Й . предках и потомках Судьба рода Наверное, самым известным, до сих пор незаоытым историей российской культуры из древнего рода дворян Бартеневых остается замечательный архивист, редактор и издатель Петр Иванович Бартенев. Между тем и среди его предков, и среди потомков были весьма яркие, талантливые и заслуженные люди. Упоминания о первых Бартеневых (в старину писалось Бортене- вых) относятся к XV веку. Дворяне, как известно, должны были нести военную службу вместе со своими вооруженными людьми. В доку­ ментах того времени встречаются, например, такие записи: Такой- то «служит на коне с пищалью и саблей, и с ним человек с мерином и саблей...» Более подробные свидетельства о Бартеневых находим уже ближе — в XVIII веке. Дед Петра Ивановича, Осип Никитович Бартенев, ро­ дился в Костромской губернии. Он был участником Семилетней войны со шведами (1756-1763). Служил в армии генерапа-фельдмаршала П.С. Салтыкова, в корпусе генерала В.В. Фермера. В отряде З.Г. Чернышева участвовал во взятии Берлина. Вышел в отставку в 1763 году по «Указу о вольностях дворянства». Женился на Ксении Фи ­ липповне Чегликовой, дочери галичского помещика. У них было два сына, и обоих звали... Иванами. Старший стал отцом Петра Ивановича. Жили они в своем наследственном имении —усадьбе Прозорово Солигаличского уезда, а также в усадьбе Мед­ ведки, полученной в приданое женой. Эти места — прародина Петра Ивановича... А сам он появился на свет на липецкой земле в селе Королевщино под Грязями. Дело его жизни — изучение судьбы Пуш­ кина. Написанная Бартеневым книга «Александр Сергеевич Пушкин. Материалы для его биографии» — опора всех поколений пушкинис­ тов до наших дней. Брюсов сказал о нем: «Он своим трудом создал эпоху в русской историографии!» У Петра Бартенева было четыре сына и две дочери. Одна дочь — Татьяна (по мужу Вельяшева) — художница, жила в имении Марицы- но Тверской губернии. Старший сын Иван был военным моряком, а затем занимался геологией и открыл богатейшие месторождения платины. Его близ­ кий друг — академик А.Е. Ферсман, известный геохимик и минеро- лог. Другой сын — Сергей Петрович — продолжил дело отца: издал три тома «Истории Московского Кремля». А вот четвертый том сго­ рел в типографии Сытина в Москве во время октябрьских боев 1917 года. Об этих смутных днях он написал воспоминания, которые хра­ нятся в библиотеке им. Ленина в специальном фонде. Сергей Бар­ тенев обладал талантом композитора и пианиста. А вот его сын, Николай Сергеевич (1897-1963), — морской офи­ цер, участник Моонзундского сражения на Балтике в 1917 году. Он попал в плен к немцам, затем, освободившись, служил сначала в Северодвинской, потом в Азовской военных флотилиях. Работал в Реввоенсовете республики. У него также было три сына: старший, Петр Николаевич, погиб при обороне Орла 19 октября 1941 года, близнецы Владимир и Сер­ гей, 1924 года рождения, — участники первого (Сталинского) удара (1943 г.) нашей армии, когда разжималась блокада Ленинграда, ос­ вобождался Новгород. Оба погибли в сражении под Новгородом и похоронены в братской могиле... Станислав Р А Д И Л О В . г. Липецк.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz