Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
С п е ц в ы п у с к Л и п е ц к о г о о б л а с т н о г о к р а е в е д ч е с к о г о м у з е я и р е д а к ц и и « Л Г » Ш ^ Из блокнота краеведа Это было в «кукурузном») году... В прошлом году в Москве вышла книга из серии «Вглядываясь в прошлое» тиражом... 200 экземпляров. Естественно, в областную библиотеку она не поступила, а вот в личной библиотеке известного елецкого краеведа В. Заусайлова есть. Автор —наш земляк, сын елецкого священника Дмитрий Иванович Нацкий (1871 -1956 ). Название его воспоминаний —«Мой жизненный путь». На их страницах —богатейшие сведения по истории нашего края: и о купеческом быте, и о гимназической жизни, и о нравах русского духовенства. На мой взгляд, очень ценны для краеведов, например, та кие сведения. Нацкий пишет: «... На каникулах мы с Сашей съездили в Дрезгалово, в её училище. Железной дороги на Лебедянь не было, и мы ехали в телеге. Погода туда и обратно была хорошая, было интересно, так как в тех краях я не был. Дорога шла вдоль левого берега Сосны через село Талицу, которое во времена татарщины было городом. И называлось «Талицкий острог» — сторожевой пункт по наблюдению за кочевниками. Там сохранилась древняя церковь, в ней — Евангелие, с надписью о пожертвовании царем Михаилом Фе доровичем Романовым...». А вот строки о Бунине: «... Учился он со мной всего один год, а затем вышел из гимназии, как говорили, по неимению для содержания в гимназии. Его отец был пьяница и безоб разник. Все, что давало ему небольшое имение в деревне Ог невке Елецкого уезда, он прокучивал, не заботясь о судьбе детей. Путем самообразования, при помощи своего старшего брата Юлия Бунина Иван выдвинулся в число лучших рус ских писателей (...). Он был заносчив и форсист, на товари щей смотрел свысока». И еще одна подробность. Мало кому известно, как совре менники говорили об одном из голодных годов России — 1892. Оказывается, люди его прозвали «кукурузным», так как кре стьянам во время голода вместо ржи давали кукурузу. Так потом и вспоминали: «Это было в кукурузном году...» Хлеб и вера После прихода большевиков к власти начались гонения на Русскую Православную Церковь. Заявляя: «Религия — опи ум для народа», отбирали имущество церкви, арестовывали священников. В Задонском Свято-Троицком женском монастыре после революции находились 203 человека: 59 в монашестве, 138 послушниц и пять рабочих. Настоятельницей была 65-летняя игумения Виталия, казначеем — монахиня Маргарита. Са мая старшая из монахинь — Маврикия, 81 год, а самой юной послушнице исполнилось 19. 3 октября 1918 года правление Свято-Троицкого монасты ря направило письмо в Задонский уездный отдел: «... просим наделить нас землёю по установленной норме и разрешить произвести своими трудами яровой посев на 1919 год». Для убедительности прилагался полный список всех членов мона стыря. 21 марта 1919 года отдел решил: «Скорбященский монас тырь взять в ведение горисполкома». Но, видимо, землю так и не дали. Поэтому 1 апреля игумения Виталия с сестрами пишет новое обращение: «Вследствие отношения Земельного отдела Задонского Уездного Исполнительного Комитета от 27 марта с.г. за № 122 с предложением об образовании разного рода коллективов для обработки земли, для получения зе мельного надела имеем честь заявить, что, не получая нис колько с 6 февраля с.г. для своего пропитания хлеба, за ото бранием оного членом «Московского бюро рабочих» т. Прохоро вым, хлеба того урожая с Ксизовского монастырского хутора, который был обработан собственным трудом с затратою на этот же хлеб, взысканных с нас Ксизовским Волостным Ко митетом с разрешения Задонского Уездного отдела деньгами тысяча сто пять (1105) рублей, мы не решаемся на принятие выше означенного предложения, боясь и впредь подобного последствия в награду за труды свои, от которых мы никогда не отказываемся. Правление монастыря: игумения Виталия, монахиня Маргарита, монахиня Вера». Вскоре этот монастырь постигла печальная участь многих других обителей и православных церквей. Александр Т Р У Б И Ц И Н , студент исторического факультета Липецкого государственного педагогического университета. ^ З а б ы т о е имя С гитарой семиструнною Андрей Осипович Сихра, основоположник гитарного искусства в России; Сихры; Михаил Тимофеевич Высотский, ученик Аксенова. Семен Николаевич Аксенов, ученик «Он был одарен большою музыкальною способностью, и вместе с учителем своим — Сихрою —начал он совершенствовать новоизобретенный инструмент. Сихра писал для Аксенова первые трудные вещи для гитары, которые другим ученикам были еще не под силу, а вместе с тем и сам совершенствовался как писатель и как исполнитель». Так характеризовал наш земляк, фольклорист, краевед, автор не потерявшего до сего дня «Истории семиструнной гитары», вышедшей в 1864 году, Михаил Стахович другого уроженца Липецкого края С.Н. Аксенова. Село Лошаки Данковско- го уезда. Здесь 30 мая (11 июня — по новому стилю) 1853 года прервался земной путь этого, к сожалению, за бытого ныне гитариста, ком позитора и педагога. Семен Николаевич родился в 1784 году. В семнадцать лет начал службу в Москве на мелких чиновничьих должностях. Но у юноши была огромная тяга к музыке. Ему повезло встретить Андрея Осиповича Сихру, создателя семиструн ной гитары. Андрея Осиповича и Се мена Николаевича связала крепкая дружба, хотя учи тель был старше ученика на одиннадцать лет. Сихра именно Аксенову в 1818 году посвятил свое сочинение «Эк зерсисы». Вот строчки из письма Сихры Аксенову: «Любезный друг! Я имел удо вольствие быть твоим руко водителем в музыке. Дарова ния твои увенчались лучшим успехом, и в возмездие за труды мои ты полюбил меня. Посвящение экзерций моих да послужит доказатель ством, что Сихра находит славу в таланте Аксенова, а честь — в дружбе его». Стахович в «Истории се миструнной гитары» отмеча ет: Аксенов «с первой поры оказал большие успехи и по мог Сихре усовершенствовать его новый инструмент, но, как русский, он первый с особой любовью начал обра батывать на гитаре русские песни. С ним вместе и Сихра писал русские песни для ги тары. К этому периоду, веро ятно, относятся его велико лепные пьесы: «Среди доли ны ровныя», «Чем тебя я огорчила» и другие вариации на русские'песни...» Но это увлечение чуть было не привело к... разрыву Аксенова с наставником. У того же Стаховича читаем: «В своих вариациях он (Ак сенов — В. Е.) первый начал употреблять особенно рос кошные лигато, и в этом они разошлись с Сихрою. Сихра не одобрял слишком боль ших требований певучести от гитары, которая, казалось ему, выходила у Аксенова за пределы средств инструмен та; он называл это «цыган щиной», но Аксенов остался при этом направлении». Обладая пытливым умом, Семен Николаевич старался находить все новые и новые краски для гитары, обогащая ее палитру. Он пошел даль ше своего учителя, изобрел искусственные флажолеты и вообще стал удивительным мастером звукоподражания. Аксенов с редким мастер ством передавал на гитаре пение птиц, перезвон коло колов, бой барабана, прибли жающегося и удаляющегося хора, и приводил слушателей в восторг. К сожалению, эти пьесы Аксенова до нас не дошли. С 1814 года он стал изда вать «Новый журнал для се миструнной гитары, посвя щенный любителям музы ки». На его страницах мы находим первые вариации русских песен. Напечатаны там и ноты романса Аксено ва «Уж все весну встречает» для голоса в сопровождении гитары. Позднее появятся его романсы на стихи русских поэтов: «Я не скажу тебе — люблю», «Ты песенки жела ла, Хлоя», «Цветы — одно мне утешенье» и другие. Хотя эти романсы написаны им для фортепиано, однако фактура сопровождения ти пично гитарная. Есть у Се мена Николаевича и другие интересные произведения. Он автор «Камаринской», «Ах, что же ты, голубчик, невесе ло сидишь», переложений для гитары композиций Мо царта, Филда, Дусика, Мау рера. Аксенов был близок к ли тературным кругам, в 1818 году даже становится членом Вольного общества любите лей словесности. Он живет в Санкт-Петербурге и часто бывает в доме у известного поэта М.М. Хераскова. Имен но у небо Аксенов встретил своего будущего ученика Михаила Тимофеевича Вы сотского. По словам послед него, «уж и помучил меня батенька Семен Николаевич! Бывало, уйдешь от него в лес и не рад, бывало, что напро сился учиться. Нет, батень ка, пойдет, сыщет, за ухо приведет и засадит за гита ру». Высотский позднее прев зошел своего учителя, создал свою школу. С ним водил знакомство сам Пушкин. В 1819 году, учитывая возрастающую популярность семиструнной гитары, Аксе нов издает самое доступное пособие для начинающих — «Школу» Гельда. Она выш ла под названием «Школа для семиструнной гитары Игнатия фон Гельда, рас смотренная и дополненная С. Аксеновым». «Школа» еще долгое время оставалась не превзойденным пособием для начинающих. К сожалению, в тридца тых годах XIX века интерес к семиструнной гитаре стал пропадать. Это было харак терно не только для светско го общества, где часто звучал этот инструмент, но и среди музыкальной богемы. И Ак сенов покидает столицу. Он поселяется в Лошаках Данковского уезда. Его час то можно было увидеть на знаменитой лебедянской кон ной ярмарке. Владелец Паль- ны-Михайловки Становляне- кого района Стахович всдо- минает: «Раз на Лебедянской ярмарке встретили его неко торые из моих соседей в гос тинице, где пели цыгане. Сидя один в углу, Аксенов взял было гитару и богаты ми аккордами начал наигры вать цыганскую песню «Ты не поверишь». Только что вошли в ту комнату другие, привлеченные необыкновен ными звуками его игры, он положил гитару и ушел. В последнее время его жизни редко кому удавалось его слышать, и то слишком близ ким людям или родственни кам. Но случаи эти были ред ки: обманом, как рассказы- вали и мне, добывали забы тую им превосходную и зна менитую гитару (это гитара работы знаменитого крепос тного мастера И.А. Батова — В. Е.) из ящика, переносили из комнаты в комнату, что бы он не догадался и чтобы сам случайно взял ее в руки и, играя, зафантазировался. Тогда только можно было его слышать». В историю отечественной музыки Аксенов вошел как блестящий гитарист-виртуоз, педагог, композитор. Он вы работал свой индивидуаль ный стиль, отличавшийся выразительной певучестью, повышенной романтической экспрессивностью, предло жил ряд новых приемов игры. Виктор Е Л И С Е Е В , краевед , член С Ж РФ , лауреат областной премии имени И .А . Бунина и премии «Л Г » «Золотое перо» . Добринский район. ту Из рода воинов Как батрак стал генералом В мужицком роду александровских аборигенов Масленниковых было немало отважных ратников. Одни участвовали в Семилетней войне, другие гнали из России наполеоновских супостатов, третьи воевали с турками на Кавказе, четвертые в Крымскую кампанию обороняли Севастополь. Но все они проходили по разряду «нижних чинов». И вряд ли кто из них мог предположить, что их потомок сможет пройти тернистый путь от простого солдата до генеральских погон. В старые времена редко кому даже из дворян удавалось дослужиться до такого чина. — Да, наш односельчан Николай Кузьмич Масленни ков в неполные пятьдесят лет стал генерал-майором, —рас сказывал мне большой знаток местной истории В.Д. Венде- ревский. —Происходил он из бедняцкой семьи, как говори ли раньше, из голытьбы. Ро дился будущий генерал в 1897 году. Отца не помнил. Тот умер, когда мальчику исполнилось два года. Николай, чтобы прокор миться, пошел в батраки. Об учебе приходилось только мечтать. Но он упорно осваи вал школьные учебники само стоятельно... До 1914 года Николай дни напролет, без выходных и праздников, гнул спину на местного фермера и торговца столыпинского покроя Степа на Щербакова, а затем на по мещика Свиридова, отличив шегося в годы Первой рус ской революции свирепым нравом. Приходилось делать все — стеречь скот, чистить конюшни, пахать и убирать урожай, не чураться никакой черной работы. Незадолго до начала Пер вой мировой войны молодой человек узнал, что на Орлов ском сахарном заводе требу ются разнорабочие. Его сра зу приняли пильщиком, по тому что на это тяжелое дело охотников находилось немно го. Два года в поте лица свое го Масленников умножал со стояние своих хозяев, жил в ночлежке, питался скромно, деньги отвозил матери, поку пал книги, особенно о воен ном деле. Он очень хотел стать военным. И вот в мае 1916 года по чтальон вручил Николаю призывную повестку. Полу чив трехлинейку Мосина об разца 1893 года, солдат встал в строй. Но не такой он пред ставлял себе войну. Его уди вило, что солдат плохо кор мят, они скверно обмундиро ваны, не хватает оружия и патронов. Да и воевали как-то стран но: иногда втыкали штык в землю и шли покурить с... немцами. Даже обнимались с ними. Это называлось «бра тание». А потом расходились по позициям и опять стреля ли друг в друга. В перерывах между боями приходили к солдатам боль шевистские агитаторы. Они рассказывали, что в городе и деревне люди мрут от голода. Не хватает хлеба, соли, керо сина, спичек. Народ разорен, вновь пахнет революцией. Когда произошла револю ция 1917 года, Николай Мас ленников, естественно, ока зался на стороне большеви ков. Происшедшее он пони мал не как эксперимент, а как единственный выход из ката строфического положения, в которое попало Отечество. В гражданскую он коман довал стрелковой ротой крас ных бойцов. Его солдаты би лись с белополяками и пет люровцами, участвовали в по давлении контрреволюцион ных выступлений. Он про явил себя талантливым ко мандиром и хорошим органи затором. За участие в Граж данской войне офицер Мас ленников был награжден ор деном Боевого Красного Зна мени. Великую Отечественную войну Масленников встретил в звании полковника. С вра гом воевал умело и храбро. В те годы он стоял во главе 308-й стрелковой дивизии. 22 сентября 1943 года постанов лением СНК СССР за подпи сью И.В. Сталина Масленни кову присваивается звание ге нерал-майора. Воины дивизии этого гене рала отличились в Горловс- кой, Брянской, Гомельско-Ре- жицкой наступательных опе рациях. Решением Правитель ства маеленниковская 308-я Краснознаменная дивизия была преобразована в 120-ю Гвардейскую Краснознамен ную дивизию. Тогда же наш земляк награждается орденом Суворова второй степени, с чем его личным письмом по здравил М.И. Калинин. Военный талант Николая Кузьмича особенно ярко про явился в Восточной Пруссии, где фашисты создали особо прочную оборону. Враги были вооружены до зубов и сража лись с ожесточением обречен ных, которым терять уже не чего. Но наши бойцы бесстраш но делали свое дело. А руко водили ими опытные и знаю щие командиры. В их числе — Масленников. Приказом Верховного Главнокомандую щего ему была объявлена бла годарность «за отличные бое вые действия по овладению городами Восточной Пруссии Линк, Нолендорф и Биалла». Потом грудь мужественного командира украсят два орде на Ленина и другие награды... Военный до мозга костей человек, Николай Кузьмич был, как ни странно, лирик по натуре. Он очень любил на родные песни, песни граждан ской войны, «Катюшу», «В лесу прифронтовом», «Казаки в Берлине». Он писал теплые письма своей супруге Варваре Федоровне. В его походном ежедневнике сохранилась за пись: «Вот сижу я и думаю, где же Варюша, сколько раз в минуты смертельной опаснос ти обращался к ней сердцем своим, к той, кого любишь. В этой любви искал поддержку своим иссякающим силам». Письма Масленникова нео днократно получали и в Алек сандровской семилетней шко ле, их на общем собрании за читывала директор М. Колес никова. По воспоминаниям учительницы Е. Земисевой, генерал присылал в школу письменные принадлежности и тетради, а в 1945 году уче ники получили от него тро фейное пианино и напольные часы весом в 16 килограммов. Много писем получала и его любимая дочка Аллочка. Вот одно из них, написанное на фронте: «Моя дорогая дочка! Как я рад, что ты своими малень кими ручками написала мне письмецо. Я ведь всегда гово рил, что ты у меня умница- разумница... Теперь ты «Три поросенка» сама читаешь? Катаешься ли ты на коньках? Успехи в учебе у тебя хоро шие. За это прошу маму поце ловать тебя. Ну а я расцелую тебя, как приеду домой. У меня успехи тоже непло хие. Я получил орден Красно го Знамени, а один у меня уже был. Звание мне присвоили полковника и повысили в дол жности. Теперь я командир полка. Целую тебя, моя дорогая дочка, много раз. Ну заодно и маму. Дочка, передай привет тво им учителям». Игорь В Е Т Л О В С К И Й , краевед. Добринский район. . — 1 — г а з е т а У г ^Ю билейная дата «Писать - значит жить...» К 105-летию со дня рождения писателя Николая Задонского Задонск — малая родина та лантливого писателя, автора ис торических романов и хроник, повестей и рассказов Николая Алексеевича Коптева, более из вестного читателям как Николай Задонский. В последние годы жизни он почти каждое лето приезжал в родной город, останавливался в отчем доме, где ему особенно хорошо работалось. — Здесь я словно молодею, — говорил он. Бывал Николай Алексеевич и в Липецке, Ельце, Усмани, об щался с местными коллегами по перу. Вот короткий рассказ ныне здравствующего поэта, прозаика, краеведа Сергея Панюшкина: — Послевоенная судьба забрасывает меня в Липецк. Я, моряк, знал: еду в места, где зарождалась петровская флотская Российс кая держава. Начинаю интересоваться историей здешних мест. За донск открылся необычно — встретился с человеком редкостным. Он водил меня по маленькому, аккуратному городку. Этим «гидом» был Николай Алексеевич Задонский. Потом мы переписывались. Его завидная любовь к истории края определила в будущем и мое писа тельство, научило мыслить историей... Мне также доводилось общаться с Задонским. Он был редкий собеседник. Было в его натуре что-то от пращуров-казаков: прямо та, открытость, что называется — душа нараспашку. От всей его великолепно сложенной, осанистой, хотя и тучной фигуры веяло уве ренностью, доброжелательностью, великодушием. Речь Николая Задонского, неспешная, плавно льющаяся, завораживала. О прошлом он говорил так, словно всему, что тогда случилось, был свидетелем, очевидцем. Помню рассказы о том, как встречала гостей Мария Саввишна Перекусихина в передней Екатерины Вто рой, как под Задонском искал руду Петр Первый. — Так вот, гм-гм... наш-то Викулин отвечает царю: «Земля-де, государь, у нас не рудная...» Гневно лупонул на него царь белками: «А тебе зело сие ведомо, харя пышноборбдая?» «Спокон веку», — запнулся наш Викулин. «Байбаки ленивые! О брюхе токомо радеете да поганый дух пускаете...» — И тут Задонский вкусно хохотал. За тем зычно, по-царски продолжал: «Антип! А, Антип! — это к Перегу дову: «Вдругорядь спрашиваю: есть руда в придонских землях? — «Есть, Государь», — отвечает. «В коем месте?» «Да, кубыть, особли во много у Липских Студенок... — «Ба! Кумпанства заводить пове лим... О пользе Отечестве, токомо помышляя...» Вновь и вновь история в лицах. Слушать Задонского можно было часами. Говорил, как и писал, — живо, увлекательно, все знал до тонкостей, а домысливал убедительно. Талант и трудолюбие у него были наследственные. Предки пи сателя — выходцы из вольнолюбивых донских казаков, бежавшие с Дона в Тёшевскую слободу после разгрома Булавинского восста ния. Отец — из купечества. Пользовался у задонцев уважением, из бирался городским головой. Мать — близкая родственница извест ного русского писателя С.Н. Терпигорева (Сергея Атавы) привела сыну любовь к книгам. Уже в молодости он решает посвятить себя литературе. В 1917 году работал в елецкой газете «Соха и Молот», через год — коррес пондент газеты «Воронежская беднота». Полувековой его путь в литературе был и не прост, и не прям. Писал в различных жанрах, не исключая стихов. Особенно много пьес: «Деньги», «Зарево», «Лейтенант Шмидт», «Глухая сторона», «Тайна исповеди», «День рождения», «Ложный стыд», «Бойкот», «Товарищ из центра», «Золотые берега», «Кондрат Булавин». А «Огни Курапст- роя» — о строительстве электростанции на реке Красивая Меча под Лебедянью — заняли в 1930 году первое место на конкурсе. На Николая Задонского обратил внимание Максим Горький. В 1934 году его приняли кандидатом в члены Союза писателей СССР. Билет подписал Алексей Максимович. Спустя пять лет, Задонский был принят в члены Союза. И в этот период, особенно после публи кации в 1940 году хроники «Мазепа», историческая тема заняла гла венствующее место в его творчестве. Задонский стал одним из ве дущих советских мастеров исторического жанра. Он много трудился в архивах, переписывался с коллегами по перу А.Н.Толстым, С.Н. Голубовым, С.П. Бородиным, чьи книги о минувших веках с интере сом читали, да и сейчас читают. Произведения самого Николая Задонского также не затерялись на полках. Назову некоторые: «Смутная пора», «Денис Давыдов», «Жизнь Муравьёва», «Донская Либерия», «Повесть о «золотом» ко миссаре», «Интересные современники», «Любопытная старина». На их страницах — галерея портретов выдающихся деятелей российс кой истории и культуры, людей высоких и чистых помыслов, что не боялись взвалить на себя ответственность за время, в которое жи вут. Он и сам был из таких людей. — Девизом его было: «Писать — значит жить!» , — рассказывала сестра Николая Алексеевича Елена Алексеевна. — А перед смертью, которую он сам себе предсказал за полгода, когда уже не мог пи сать, вздохнул: «Всё. Точка. Больше не пишу... Значит, и жить боль ше незачем...» Умер Николай Задонский 15 июня 1974 года, завещав похоро нить себя в своем родном городе... Александр Я Б Л О Н С К И Й . предках и потомках Судьба рода Наверное, самым известным, до сих пор незаоытым историей российской культуры из древнего рода дворян Бартеневых остается замечательный архивист, редактор и издатель Петр Иванович Бартенев. Между тем и среди его предков, и среди потомков были весьма яркие, талантливые и заслуженные люди. Упоминания о первых Бартеневых (в старину писалось Бортене- вых) относятся к XV веку. Дворяне, как известно, должны были нести военную службу вместе со своими вооруженными людьми. В доку ментах того времени встречаются, например, такие записи: Такой- то «служит на коне с пищалью и саблей, и с ним человек с мерином и саблей...» Более подробные свидетельства о Бартеневых находим уже ближе — в XVIII веке. Дед Петра Ивановича, Осип Никитович Бартенев, ро дился в Костромской губернии. Он был участником Семилетней войны со шведами (1756-1763). Служил в армии генерапа-фельдмаршала П.С. Салтыкова, в корпусе генерала В.В. Фермера. В отряде З.Г. Чернышева участвовал во взятии Берлина. Вышел в отставку в 1763 году по «Указу о вольностях дворянства». Женился на Ксении Фи липповне Чегликовой, дочери галичского помещика. У них было два сына, и обоих звали... Иванами. Старший стал отцом Петра Ивановича. Жили они в своем наследственном имении —усадьбе Прозорово Солигаличского уезда, а также в усадьбе Мед ведки, полученной в приданое женой. Эти места — прародина Петра Ивановича... А сам он появился на свет на липецкой земле в селе Королевщино под Грязями. Дело его жизни — изучение судьбы Пуш кина. Написанная Бартеневым книга «Александр Сергеевич Пушкин. Материалы для его биографии» — опора всех поколений пушкинис тов до наших дней. Брюсов сказал о нем: «Он своим трудом создал эпоху в русской историографии!» У Петра Бартенева было четыре сына и две дочери. Одна дочь — Татьяна (по мужу Вельяшева) — художница, жила в имении Марицы- но Тверской губернии. Старший сын Иван был военным моряком, а затем занимался геологией и открыл богатейшие месторождения платины. Его близ кий друг — академик А.Е. Ферсман, известный геохимик и минеро- лог. Другой сын — Сергей Петрович — продолжил дело отца: издал три тома «Истории Московского Кремля». А вот четвертый том сго рел в типографии Сытина в Москве во время октябрьских боев 1917 года. Об этих смутных днях он написал воспоминания, которые хра нятся в библиотеке им. Ленина в специальном фонде. Сергей Бар тенев обладал талантом композитора и пианиста. А вот его сын, Николай Сергеевич (1897-1963), — морской офи цер, участник Моонзундского сражения на Балтике в 1917 году. Он попал в плен к немцам, затем, освободившись, служил сначала в Северодвинской, потом в Азовской военных флотилиях. Работал в Реввоенсовете республики. У него также было три сына: старший, Петр Николаевич, погиб при обороне Орла 19 октября 1941 года, близнецы Владимир и Сер гей, 1924 года рождения, — участники первого (Сталинского) удара (1943 г.) нашей армии, когда разжималась блокада Ленинграда, ос вобождался Новгород. Оба погибли в сражении под Новгородом и похоронены в братской могиле... Станислав Р А Д И Л О В . г. Липецк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz