Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
г а з е т а ^Вернувшись в столицу Виктор Чалмаев: «Порознь плача над одной бедой...» П оэты Липецка наедине с бр ем ен ем безвр ем енья Когда-то —для многих, вероятно, «жизнь тому назад» (А. Твардовский) — самый главный классик XX века для липецких, орловских и воронежских писателей —Иван Алексеевич Бунин назвал свое пребывание наедине с бременем безвременья, с утратой былой России «окаянными днями». Что ж, понятие это не обеднело, а оценивающая ориентация его, пожалуй, возросла. Особенно —для провинции... Русская провинция, как книжная метафора «вековой тишины», царящей якобы там, «в глубине России», —а Липецк, самый бунинский уголок русского Подстепья, с Лебедянью, родиной Евгения Замятина, и Ельцом весьма характерен для нее! —сейчас явно несет тревожнейшее, совсем не тихое, бремя безвременья, почти окаянства. «Уставшей Родины величье» —этот странный, мучительный образ, говорящий о жизни среди руин былого величья, да еще, пожалуй, горестное жизнеощущение липецкой поэтессы Эммы Меньшиковой «А России все меньше становится» так и осталось в памяти после поездки в бунинскую Русь. Рефрены нового окаянного лихолетья... Бремя или даже крест безвременья здесь, в провинции, пожалуй, потяжелее, чем в обеих российских столицах. Тиши ны, молчания, пустынности, а точнее бро- шенности, ограбленности, «кинутости» в провинции, может быть, и ныне хватает: не здесь «крутятся» лихие деньги. Но зато и боль выживания, явная закрытость бу дущего, ощущение «это мы возносили нич тожеств», «как зябко на Руси сиротам и поэтам» (Людмила Парщикова) пережива ются и слышатся отчетливей. И после не долгих встреч с поэтами этого края как-то яснее становится одна невозможность в их жизни: поэту, живущему здесь или в лю бой другой области, невозможно обращать ся к людям с высокомерной, искусствен ной позиции, той, которую создал для себя, скажем, Иосиф Бродский: «С любовью ни откуда» . Здесь, в очередях на редкий изно шенный автобус или в коридорах перепол ненной поликлиники, просто нет этого «ни откуда», везде тебя достанут беды малой родины. И первая среди них — растущее чувство бездомности, какой-то непрочнос ти жизни, чувство остановки обвала вре мени. Да, ведь если и посылать нечто «ниоткуда» — оно и не придет никуда! Провинция, а лучше сказать необъятная русская окраина — ведь не вся Россия посе редке! — сейчас в муках решает задачу пере ходного времени, которое еще неизвестно куда и как «переходит»! — задачу на выжи вание, на самоспасение. Об этом состоянии полугородской-полудеревенской Руси удач но когда-то сказал Анатолий Передреев в сти хотворении «Окраина»: ...под сенью этих вишен, Под каждым этим низким потолком Ты собиралась только выжить, выжить, А жить потом ты думала, потом... Но где скрывается это «потом», если каж дый новый год — лишь умножение, укруп нение безнадежности? Как выловить это обе щанное «завтра» среди словесной мути ре чей политиков-временщиков, в телеиграх, имитациях бодрости, в плановой развлека ловке наемных «смехачей»? Не превращает ся ли это «потом» в традиционное... «авось»/ Стоит ли вообще гадать над этим «потом», запасаться будущим, тем более — в стихах? •к •к -к Поэты липецкой земли разных поколе ний, судя по новейшим стихотворным сбор никам Эммы Меньшиковой «Открыт мой дом» (2004), Людмилы Парщиковой «Повод для встречи» (2002), Сергея Жеребятьева «Дыханьем тронь» (2003), Виктора Оскол кова «Вечерняя музыка» (2002), Галины Гри- горенко «Созвездие Лебедь» (2003), по пуб ликациям начинающей поэтессы Инны Ла риной — из Усмани, райцентра, где возник ло даже литературное объединение «Усман- ские родники», вовсе не провинциальны. И по уровню духовно-нравственных дерзаний и мук, и по напряжению эмоционально-об разного вживания в события, в ситуации между «выжить в бесконечном сейчас» и «жить потом» они явно не растеряли себя, не утратили лица среди политических «ми галок» разных движений, блоков, телебол товни над вымирающей Россией. Как-то радостно было осознать, что ни кто из них не занял — вот тебе и провинция! — ту искусственную, явно нарисованную и щегольскую позицию пьяненького печальни ка Руси, которую демонстрирует в нынеш ние «нулевые» годы талантливый обитатель одной из столиц Глеб Горбовский: «Я не пою, я только пью», «А сам ты не цифра, а... нуль», «Увы, обвисла стать, / Взамен рече ний — бред» и т.д. А ведь тоже пишет с лю бовью, но... ниоткуда! И никто глубоко не принял «дамского» варианта позиции «ниоткуда с любовью», позицию московской поэтессы Ларисы Мил лер: «Я принадлежу моим невесомым строч кам, летучим мыслям, эфемерному занятию, не дающему ощущения тверди земной». Принадлежать строчкам, конечно, хоро шо, но удержат ли они тебя сами по себе на плаву? Если время утяжелит твою печаль и боль? Не нарисованная ли это позиция? * * * А ведь так соблазнительно — поискать укрытия, спасительной «экстерриториально сти» при виде того, как зреет русская беда! Сколько тревоги, печали, вопросов к остано вившемуся времени, примет сиротства и рас тущей бездомности русского человека, иной беды, которые не просто окружают, но явно «меблируют» жизненное пространство, собра но в немногих сборниках липецких поэтов! Эти приметы возникают ненавязчиво, в ис поведальной дневниковой форме или в фор ме особых вопрошаний: Перекати-поле — мы с тобою, что ли? Почему под нами словно нет земли? (Э. Меньшикова) Но я забыл, зачем я жил? Зачем живу? — Не знаю. (С. Жеребятьев) ' Я сыта этой — с лоском — холопской тоской, Этой былью и болью великой державы. Ни надежды такой, чтобы ум приручить, Ни такого тепла, чтобНише обогреться. (Л. Парщикова) Тоска ко мне придет как чье-то мщенье, И хочется у всех и вся подряд За все и вся просить прощенья. (В. Осколков) I Люд: В известном смысле права мила Пар щикова, когда говорит о едином звучащем пространстве беды, где «встречный ветер ле денит висок / И падают правительства и звез ды» и где многие живут в состоянии «порознь плача над одной бедой»... А ведь когда-то были и иные слезы: «об щие даже слезы из глаз»... * * * И все же «плачи» — их много даже в ин тимной лирике, в мотивах одиночества, тос ки, даже в стихах о псевдодрузьях, которые сейчас «сомнут, раздавят, растерзают в кло чья» (В. Осколков), — не ключевой мотив в этой коллективной лирической летописи. Даже самые горестные жизнеощущения — а провинция с ее тишиной как раз разверты вает скрытые, «свернутые» смыслы беды! — и такие горестные признания, как «Эх, до роженьки-откосы, / Как вы, милые, легли — / В форме знака ли вопроса? / В форме смертной ли петли?» (В. Коротеев), «Поле мое! Беспредельное, как одиночество» (Л. Парщикова), — не толкают поэтов к теме, модной сейчас, — «бесконечного креста» (или тупика?), безысходного крестного пути Рос сии. К теме страдания — без воскрешения! Загадка, видимо, или сия тайна, которая, как известно, велика есть, тут присутствует. Каким-то образом после множества горест ных жалоб на избыток беды («Скорбя, ски таюсь по отчизне, / Как будто дух ее боль ной» — у С. Жеребятьева) на помощь поэтам вдруг приходит бунинская традиция, искус ство И.А. Бунина прожить «окаянные дни» или сумеречные годы, не утрачивая веры в Россию. Это счастье, что липецкая и орловс кая земли не знали чувства не только бого- оставленности, ной... «буниноставленности»! Поездки по липецкой земле — в Лебедянь, где в глубоком каньоне словно затаил свое течение «тихий» Дон, в бунинский Елец с его университетом, прекрасным градообразу ющим началом, работы липецких прозаиков и публицистов (особенно статьи В. Петрова — «Российский этнос с «пестрым» цветом кожи», «Нужна ли Пушкину «Киззха»?» и др.) — как-то по-новому раскрыли для меня секрет бунинского жизнелюбия, редкой его памятливости, «звукоемкости» слуха и цве- тоемкости глаза. В лучших стихотворениях поэтов липец кой земли — их, пожалуй, нельзя целиком отнести к так называемой пейзажной лири ке! — ощутима бунинская воля: найти эту стремящую силу, этот ритм и бег в природе, в укладе жизни, в творческих и духовных подвигах людей. Сергей Жеребятьев, внезапно открыв эту неумирающую волю к жизни, эту «стремя щую силу», восклицает как бы в изумлении: Вот оно — хрустящая пора! Вот оно — звенящая природа! Белый снег ложится на дворы На глазах веселого народа. Снег в полях кружится и в лесах, Засыпает город весь — проказник! Это кто-то там, на небесах, Д ля меня устроил светлый праздник. И подобных праздников-прозрений и про светлений немало в списках других поэтов: «Чудо, простое чудо — первый подснежник расцвел» (Э. Меньшикова), «С простой Рос сией все не просто./ Ей по плечу такие вер сты» (Т. Григоренко). •к •к •к В любом из названных выше сборников немало стихов, обращенных, говоря на язы ке Виктора Осколкова (в прошлом геолога), к истории — России, родного края, к «ли кам великих»: это и цикл «Марине Цветае вой», «Этюды о Толстом» Э. Меньшиковой, и отдельные стихи о Серафиме Саровском Г. Григоренко, и «Триптих Ивану Бунину» того же В. Осколкова, и даже микропоэма «Сол нечный удар» (по рассказу Ивана Бунина) Э. Меньшиковой. Может быть, сам Бунин, создавая «Ритм», завещая потомкам свою тревогу — «страшен миг, когда стремленья нет», — в какой-то момент вспомнил давнее стихотворение сво его современника Константина Случевского «Скажите дереву: ты перестань расти» (1890), кончающееся, как известно, страстным при зывом: Умри! Не стоит жить! Подумай и завянь! Но дерево растет, призванье совершая; Зачем же людям, нам, дано нарушить грань И жизнь свою прервать, цветенья не желая? Обрываемых жизней, существ, не узнаю щих цветенья, — сотни тысяч сирот-оеспри- зорников в России, бомжей, людей, «унесен ных водкой», — сейчас страшно много: все эти оборванные, несвершившиеся цветенья на совести, увы, безнаказанно ускользающих от суда временщиков, защищаемых «смехача ми» из телепрограмм. Отрадно, что память поэзии все же креп че, чем усилия тех, кто сеет забвение. Эта память о движении, о беге и ритме видоиз меняет и саму природу описательности. По эты еще обнаруживают эту устремленность жизни к цветению. •к к к Конечно, трудно удержаться от раздраже ния, от досады, сталкиваясь то и дело с дея ниями силы, скрытой во тьме, с тем, что за прещает «дереву» (народной душе) расти, тем более цвести, что не возвышает, а активно сеет зло», мертвит дух. И понятна боль Э. Меньшиковой и ее поэтика протеста, опира ющаяся порой на такие словесные краски: «в почете Пугачевы и крутые, в героях Гре фы и бородины», «трясут они мошной бан дитской» и т.п. Понятны и публицистические раздумья- догадки Л. Парщиковой о причинах бед и распада брошенной, увы, всеми державы: «только слишком уж неоднозначны серп и молот на твоем гербе» (?!) Но не слишком ли обильная дань отдается в таком случае обли чаемым пустотам, воплощениям агрессивной бессмыслицы, которые на время «пришпи лены», как Греф или Зурабов, какой-нибудь Швыдкой, к духовному небосклону Родины? Да о какой комариной высоте этих существ одного дня можно говорить — «Устремились повыше вороны, / Чтобы каркать — читай те: вещать» (Э. Меньшикова). У ворон и вы сота... воронья, ворованная, — тоже нарисо ванная для простаков! Пожалуй, и с образом Христа, с право славной составляющей в чувстве Родины еще не все удачно в сборниках поэтов-липчан. Библейские тексты и коллизии должны не прикладываться к зарисовке, не существовать «цитатно»: они могут незримо «работать» в рамках сюжета переживаний, сюжета судь бы. И потому назвать Иуду «жлобом» (Г. Григоренко) или просто процитировать тот или иной фрагмент Нового Завета, невольно превращая и Христа в политического акте ра, — это скольжение в сторону от стремя щей, обновляющей мир, силы. Да надо же и помнить, что злодей даже со свечкой к Богу не торопится! Он складывает, составляет свое «будущее», «запасается будущим» в ином плане: складывая обокраденную Русь в чу жеземные валютохранилища. Но публицис тикой сейчас всего, и тему новейших «ока янных дней», не возьмешь. Их «окаянные годы» искусно длят, торопят саморазруше ние Родины. И все же главное достижение поэтов, живущих на липецкой земле, ощущающих и присутствие Бунина, и державную волю Пет ра Великого, некогда строившего здесь (и в Воронеже) русский флот, и русское величье, — выше малых просчетов и неудач. Никто из поэтов не забывает, что его дар — велик ли он или мал! — это в какой-то мере не его личная, разменная собственность, не просто «дар напрасный, дар случайный». Это дар свыше, послание какой-то высшей силы, не покинувшей Россию. Надо сделать его не напрасным, не случайным! Нельзя запрода вать его злу. Эмма Меньшикова, пожалуй, яснее всех сказала об этом качестве подлин ной поэзии: Мой крест тяжел, Но он — от Бога... При таком отношении к поэтическому слову — а иного и быть не может для истин ного поэта — только и можно пройти сквозь огонь скорбей, вынести бремя безвременья, новых «окаянных дней» и даже лет, г. Москва. 25 июля — 25 лег со дня смерти В. Высоцкого Плата за риск Только смерть расставила все по местам. При жизни, да еще со стороны, Владимир Высоцкий казался благополучным, свободным, вольным артистом и бардом. «Премьерствовал» в Театре на Таганке, куда простой смертный мог попасть, лишь днюя и ночуя в длиннющих очередях за билетами. Помню, как мы, студен ты журфака МГУ, клянчили контрамарки, просачивались невидимками мимо потеряв шей на миг бдительность би летерши. Однажды перед спектаклем «Десять дней, которые потрясли мир» по Джону Риду я оказался в шаге от Высоцкого, который вместе с другими актерами «разогревал» в фойе публи ку в духе предстоящего аги тационно-карнавального дей ства на сцене. Он наколол на штык своего ружья мой би лет и вернул: контроль про шел. И так , Высоцкий был «звездой» Таганки, основ ным «манком» для зрителей. Он снимался в кино, высту пал с сольными программа ми то в московских НИИ, то среди магаданских золотоис кателей, писал песни к филь мам и спектаклям разных театров. Да, что-то не прохо дило или появлялось в уре занном виде. Да, на пути пуб ликации его стихов стеной вставали «настоящие» поэты, члены Союза писателей и прочий номенклатурный люд. Ну так это участь лю бого таланта. Главное — ар тиста знали, любили, жда ли повсюду. Его поклонники, конечно, были в курсе и зло ключений «всенародного Во лоди»: порой крепко запи вал, за что Высоцкого выво дили за штат театра, назна чая дублеров на его роли. Да кто же из «богемы» не пил? Но нас с приятелями, не пропускавшими ни одной новой постановки Таганки, занимало иное: хороший ак тер Высоцкий или не очень? Он казался однообразным, не стремился к перевоплоще нию, брал зал темперамен том, энергией, голосом, но только не виртуозным лице действом. Припоминали за падных исполнителей, осо бенно великого Жана Габена, что из фильма в фильм пред ставал таким, как есть, не меняясь, в разных несхожих обстоятельствах. Вот также и Высоцкий. Стало быть, он соответствует международ ным творческим «стандар там», когда сам актер, его личность, индивидуальность, а не густой грим, служат га рантией самодостаточного, убедительного экранного, сценического образа. И зри телю это-то и было дорого. Разумеется, феномен ус пеха Таганки не исчерпывал ся присутствием в ее труппе Высоцкого и других прекрас ных артистов. Главный ре жиссер Юрий Любимов — вот кто играл решающую роль, вот кто был магнитом в этом театре, и самым силь ным раздраж ителем для партаппарата, Министерства культуры, что вылущивали из постановок малейшие на меки на крамолу, о которой Любимов со товарищи порою и не подозревали. Масса претензий предъяв лялась, в частности, к Высоц кому. Разве его Гамлет, к примеру, это Гамлет? Ни ро ста, ни костюма. Где тща тельная «отделка» роли? Один ведь напор и хриплый, дерущий слух голос. Но если противиться напору и голо су Высоцкого было невоз можно, если его игра гипно тизировала, покоряла публи ку, значит, сценическая пра вота, хоть и особого сорта, была на его стороне. Однако это все Высоцкий для сравнительно узкого кру га столичных театралов. А для всего остального Советс кого Союза он был прежде всего и больше всего бардом, присутствовал виртуально, опосредованно — на целлу лоиде кинопленки и в маг нитофонных записях, герой «пережитых» и «сыгранных» им военных, блатных, ком мунальных, любовных песен. Уже при жизни Высоцкий превращался в миф. А уйдя из нее, стал легендой. Одной из первых миф о. Высоцком попыталась разве ять Марина Влади. Перевод ее книги «Владимир, или Прерванный полет» вышел вскоре после бесчисленных благоговейных, прочувство ванных газетных публика ций и песенно-стихотворных посвящений Высоцкому в связи с его 50-летием. Об умершем супруге Марина рассказала немало всякого. Небольшой, объемом 176 страниц, томик поверг в шок «фанатов». Терпеливо-пе чальная констатация «еже дневного фарса нашего суще ствования» была еще цветоч ками по сравнению с откро венным описанием пьяных «заходов» Высоцкого. Но стоило ли это превра щать в повод для пересудов? Он — поэт. Тем и интересен. А пристрастие к спиртному — горькая , может быть, страшная плата за сверхнап ряжение души, за риск. Вы соцкий мог сутками, с корот кими перерывами на сон, от даваться сочинительству. А потом прерываться для хмельного «забытья». Как бы два человека в одном, слов но в стивенсоновской повес ти «Странная история докто ра Джекила и мистера Хай да». Я бы осмелился приме нить к образу жизни Высоц кого понятие «синдром фе никса». Наподобие сказочной птицы, он, устав от работы, «постарев», как феникс, «сжигал» себя в запоях, что бы возродиться «молодым и обновленным». Работа и за пои — полюса опасного бы тия Высоцкого. Марина Вла ди правильно вынесла в за головок своей книги слово «полет». Высоцкий жил в режиме полета — свободно экстремального парения, то крайне продуктивного, ос мысленного, то неуправляе мого. Легенда о Высоцком сей час приобрела закончен ность. Он уже часть истории, потухшая комета, ярко про сверкавшая в пространстве, теперь также обретающем мифологические черты со ветской эпохи. Это обстоя тельство нашло свое пози тивное воплощение в его биографии, выпущенной в серии «Жизнь замечатель ных людей». И не слишком позитивное — в ток-шоу «Культурная революция» канала «Культура» с полго да назад. Тема, по обыкно вению, провокационно, «за остренно», была сформули рована так: «Высоцкий се годня никому не нужен». В дискуссии, однако, выясни лось: он не нужен лишь по колению пех! — любителям хип-хопа, компьютерных игр, топ-менеджерам и иже с ними. Всем остальным ну жен. Необходим. Нынешним годом датиро вано очередное переиздание книги воспоминаний Мари ны Влади. А по меньшей мере раз в месяц Театр на Таганке продолжает показы вать поэтическое представле ние «Владимир Высоцкий». Здесь нет привычной атрибу тики мемуарных вечеров; произвольно, без фотографий заглавного героя, прорисова на ретроспектива его творче ства, его судьба. Звучит лишь голос Высоцкого, и актеры как бы подыгрывают, подпе вают, мизансценически ак компанируют ему. Однако возникает мистическое ощу щение присутствия Высоцко го где-то неподалеку, совсем рядом. Еще чуть-чуть, и он появится на сцене. А может, он вообще и не уходил? Мо жет быть, он и его легенда продолжают жить и менять ся? Ритм нашей жизни: В МИРЕ Лондонское метро всех взяло на испуг Полиция Нью-Йорка приступила к выборочной проверке багажа пассажиров метрополитена. Как заявил мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, власти вынуждены пойти на эту меру в связи с произошедшей 21 июля в Лондоне новой серией взрывов. Досмотру при входе на станции метро будут подвер гаться пассажиры с большими сумками и рюкзаками. По словам Блумберга, возможно, подобные проверки также будут организованы на автобусных остановках и железно дорожных станциях. Прохожие на улицах с громоздким багажом проверяться не будут, уточнил мэр. Напомним, что в четверг в Лондоне произошли четыре взрыва — три в метро и один в автобусе в восточной части города. В результате инцидентов пострадал один человек. По словам очевидцев, после взрывов с мест происшествий попытались скрыться несколько человек. Полиция ведет их поиски. В ходе расследования были задержаны два че ловека, которые могут быть причастны ко взрывам. Премьер-министр Великобритании Тони Блэр призвал отнестись к инцидентам со всей серьезностью, подчеркнув, что организаторы взрывов стремились запугать людей. Японский ответ террористам К концу 2007 года в Японии планируют полностью перейти на «электронные паспорта». Их можно будет использовать в любом аэропорту мира, поскольку там будут предусмотрены возможности считывания в рамках всех внедряемых в настоящее время электронных систем хранения личных данных. Разработка «электронных паспортов» началась в США после терактов 11 сентября 2001 года. Япония же не спе шила с 'и х внедрением, поскольку отсутствовал единый стандарт. Но после терактов в Лондоне 7 июля необходи мость в защищенном от подделок «электронном паспорте» стала особо насущной. Специальный микрочип будет содержать следующую ба зовую информацию о владельце: фамилию и имя, дату рож дения, номер регистрации в МИД своей страны и цветную фотографию. Япония станет пионером по внедрению «элек тронных паспортов», которые начнут выдаваться уже с это го года. США, где такое нововведение планировалось на осень этого года, пока окончательно не определились со временем. В Европе Германия станет выдавать их с ны нешнего, а Великобритания — с будущего года. В России, КНР и Израиле ведутся соответствующие разработки, од нако о времени их завершения пока не сообщается. Раньше это называлось шпионаж В рамках международного договора «Открытое небо» американские военные эксперты совершат наблюдательный полет над территорией России и Белоруссии. Он будет осуществляться на самолете С -130 27-28 июля. 25 июля американские эксперты прибудут на авиабазу в Кубинке и представят российской стороне маршруты, по которым предполагается осуществить пролет, и после их утверждения приступят к работе. 29 июля военные США покинут Россию. Международный договор «Открытое небо» действует с 1 января 2002 года. Его подписали 30 государств, в том числе Россия и США. Согласно договору, США ежегодно имеют право совершать над территорией Российской Фе дерации и Белоруссии восемь инспекционных полетов. В ходе их иностранные эксперты могут пользоваться видео системами, оптическими, панорамными, кадровыми и ин фракрасными камерами, специальными радарами. По ус ловиям договора, съемки могут проводиться как днем, так и ночью. Согласно договору, аналогичные по характеру и чис ленности полеты могут осуществлять над территорией США совместные группы инспекторов России и Белоруссии. Священник предпочёл стать настоящим мужчиной... В сицилийском городе Палермо священник одной из церквей подал в отставку из-за ' любви. Как сообщили итальянские СМИ, 34-летний Массимилиано Черилли бросил службу в церкви, поскольку решил жениться, влюбившись в 26-летнюю прихожанку. Случай для Италии редчайший, поскольку Римско-ка толическая церковь запрещает священникам обзаводиться семьей. Поступок отца Черилли вызвал много пересудов среди прихожан: высказывались разные мнения. Некото рые осуждали, однако большинство решило, что пусть уж лучше Массимилиано будет хорошим мужем, чем плохим священником. ... А что предпочитают мужчины? Журнал Меп’з НеаНН провел опрос среди мужчин, чтобы выяснить, куда они любят целовать женщин. По традиции, целовать нужно в губы, ведь они как бы для этого и предназначены, но только 62% опрошенных больше всего любят целовать свою партнершу в губы, 14% предпочитают целовать в шею и в затылок, а 12% выбрали объектом ласк интимную область. Оказалось, что мужчины обделяют своим вниманием жен скую грудь — только 7% мужчин прикасаются губами к этой части женского тела, сообщает немецкий телеканал п -1 у . Силиконовые губы не любит никто: 95% опрошенных мужчин убеждены: искусственно накачанные губы выгля дят отталкивающе. Есть и другие вещи, препятствующие по целуям: плохие зубы, чесночный запах или запах табака. Мужчинам также не нравится целовать женщин, у которых есть усы. Буш и Кучма будут бороться не по своей воле В Монреале на фестивале смеха будет вручена «Всемирная премия за тупость», учрежденная Международной академией тупости. Проводится церемония всего третий год, но для многих уже стала не менее значимым событием, чем, к примеру, вручение «Оскара». В 2005 году на соискание победителя в главной номина ции «Самый тупой человек года» академией выдвинуты на стоящие титаны: президент США Джордж Буш, праворади кальная писательница Энн Култер, кандидат в президенты США Джон Керри, бывший президент Украины Леонид Кучма (номинация — «за способность совершать глупые поступки, не признавая при этом собственную тупость»).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz