Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Т У ЛИПЕЦКАЯ ........... ............... 1 ----------г - г а з е т а ^Филармоническая жизнь 0 новом сезоне и новых именах Предотпускная пора, а в Липецкой государственной филармонии царит, тем не менее, оживление. Началась продажа абонементов на следующий сезон. Такая система была введена здесь с начала прошлого года. Она удобна и практична. Причем у слушателей остается право выбора —идти на серию концертов или на какие-либо отдельные. Обозреватель «ЛГ» попросил рассказать о программе будущего сезона художественного руководителя филармонии Наталию МЕКАЕВУ. — Наталия Николаевна, абонементов по сравнению с минувшим сезоном стало больше, теперь их тринадцать, но некоторые предполагают лишь два посещения. Не слиш­ ком ли это мало? — Не думаю. Такой подход обеспечивает гибкость, не за­ ставляет человека посещать наши концерты, допустим, еже­ месячно, дает возможность использовать разные варианты. Самые завзятые любители музыки покупают все абонемен­ ты; большинство останавливает внимание на нескольких цик­ лах. — «Специальная» строка в программах нового сезона — Государственный струнный квартет имени Глинки, ко­ торый теперь входит в Липецкую филармонию. Чем вам удалось привлечь именитый ансамбль к такому сотрудни­ честву? — Еще лет пять назад об этом вряд ли могла идти речь. Да, в Липецке всегда гастролировали филармонические «звезды». Но чтобы связать их четкими обязательствами с местной концертной организацией — никому такое и в го­ лову не приходило. Здесь я позволю себе маленькое от­ ступление о пользе проводимых у нас фестивалей и кон­ курсов. Кое-кто к ним относится с предубеждением. Мол, затрачиваются немалые суммы, лучше бы их отдать на раз­ витие сугубо местной культуры. Но я убеждена: это невер­ ная точка зрения. Нет культуры местечковой. Она или дей­ ствительно культура, или имитация. Фестивали, конкур­ сы с участием артистов всероссийского и мирового уровня прекрасно «работают» на имидж области, не говоря уже о том, как это интересно для любителей музыки. Благодаря им Липецк вписывается в широкий музыкальный контекст. Так что когда мы приглашаем кого-либо из «звезд», они уже знают, с кем имеют дело. Потому сейчас и не возникло проблем с «усилением» филармонии квартетом имени Глин­ ки. — Если говорить о самых масштабных проектах ново­ го сезона, то среди них, несомненно, это Всероссийский конкурс вокалистов имени Надежды Обуховой и фести­ валь хоровых коллективов имени Николая Голицына... — Согласна. По сравнению с предыдущим конкурсом имени Обуховой число участников возрастет вдвое. Значит, в марте следующего года мы услышим двадцать шесть мо­ лодых певцов, уже заявивших о себе на различных твор­ ческих соревнованиях. Увеличится премиальный фонд кон­ курса. В жюри, помимо непременных его членов Маквалы Касрашвили и Ларисы Гергиевой, войдут еще несколько из­ вестнейших музыкантов. На Голицынский фестиваль ждем шесть хоров из различных регионов страны. Его украшени­ ем, «изюминкой» будет, конечно, выступление Государствен­ ной русской капеллы имени Александра Юрлова. — Обладатели абонементов не раз и не два встретятся с липецкими артистами. Но меломанам предстоят и встре­ чи с исполнителями, которые ранее у нас не выступали. Это так задумано или вышло само собой? — Так задумано. В России и за ее пределами столько талантливых музыкантов, что программы следующих сезо­ нов, в принципе, можно обновлять процентов на девяносто. Так, в рамках абонемента «Молодые звезды Московской фи­ лармонии» липчане впервые услышат двадцатилетнюю скри­ пачку Алену Баеву, пианистку Екатерину Мечетину и вио­ лончелиста Александра Бузлова, которые немногим старше Алены. Все они — победители или лауреаты самых пре­ стижных международных конкурсов: имени Чайковского, Шопена, Паганини, Венявского и других. Предстоит зна­ комство с такими уникальными ансамблями, как секстет басов Большого театра — Вячеслав Почапский, Александр Короткий, Александр Киселев — и квартетом кларнетистов из Любляны (Польша) «Кларибель». Тут следует заметить: если репертуар басового трио в целом традиционен, то «Кла­ рибель», наряду с классикой, охотно играет легкую музы­ ку. Гостями наших концертных залов станут Государствен­ ный академический симфонический оркестр России, руко­ водимый Марком Горенштейном, известный виолончелист Денис Шаповалов, один из лучших джазовых пианистов мира Даниил Крамер. С сольной программой выступит по­ бедитель прошлогоднего конкурса имени Обуховой солист­ ка Мариинского театра Екатерина Семенчук. В ноябре на­ деемся наконец-то реализовать ранее откладывавшееся по ряду причин концертное исполнение оперы «Тоска». А в начале следующего года артисты нашей филармонии и Мос­ ковского театра «Новая опера» осуществят еще один про­ ект' — «Иоланту» Чайковского. — Многих интересует и серия абонементов детско-юно­ шеской филармонии. Тут, на первый взгляд, «расклад» несколько иной: больше старых, чем новых, знакомых — Воронежское хореографическое училище, столичные шко­ лы имени Гнесиных и духовых инструментов имени Таба­ кова, отдельные солисты... — Но все равно для юных зрителей предстоящий сезон будет сезоном сплошных премьер, встреч с совершенно ины­ ми студентами и учениками названных учебных заведений. Наши зрители увидят и услышат произведения, прежде в Липецке не исполнявшиеся, допустим, балет «Пахита» Мин- куса. Концерты Давида Махмудова, Алексея Сычева, Сер­ гея Басукинского, Артема Пилояна, Анастасии Бредис прой­ дут по просьбам почитателей их творчества, которым хо­ чется знать, как они растут. Само за себя говорит название абонемента «Музыкальный эксклюзив». Его обладатели, уве­ рена, по достоинству оценят мастерство молодых москви­ чей — ансамбля «Мандолина», солистов, играющих на ред­ ких инструментах — арфе, маримбе, ксилофоне и так да­ лее, ансамбля кларнетистов из школы имени Табакова. — Я намеревался взять у вас это интервью гораздо раньше, но вы уехали в Саратов, на заседание Ассоциа­ ции руководителей филармонии России. Расскажите, что вы там узнали полезного? — Прежде всего, мои коллеги подтвердили свое отноше­ ние к предполагаемым реформам, касающимся театрально­ концертной деятельности. Лучше бы, по идее, чтобы их, даже без тщательного обсуждения с профессионалами, прак­ тиками, просто не затевали. Будут ли реформы, нет ли, в любом случае интеллектуальная, серьезная музыка не дол­ жна сдавать позиции. Мы обязаны сохранять и развивать ее, продолжать создавать для этого благоприятные усло­ вия, чтобы упрочить и расширить «сферы влияния» под­ линного искусства. На заседании было много содержатель­ ных сообщений. Для меня особенно важным стало выступ­ ление специалиста из Министерства культуры Татьяны Абал­ киной. По заказу Ассоциации она проанализировала состо­ яние культуры в регионах. Оказалось, что по выделенным на нее средствам в Центральном округе Липецкая область уступает лишь Москве. То есть Липецк на сегодня — вто­ рая «культурная столица» Центра России и первая — в Черноземье. Да, это следствие экономического, благополу­ чия нашей области. Однако не стоит забывать: средства ведь могли быть перераспределены и иным образом, не обяза­ тельно в пользу культуры. Другим отраслям могло достать­ ся больше, а культуре — меньше. Я не любитель раздавать комплименты и при любом случае демонстрировать лояль­ ность к начальству. Но при этом понимаю важность «чело­ веческого фактора», фактора личности. Поэтому не могу не назвать Людмилу Валентиновну Куракову, которая на по­ сту заместителя главы администрации области прилагала и прилагает настойчивые усилия, чтобы наша культурная жизнь не стояла на месте. Чтобы о Липецке в России знали не только как об индустриальном, но и как о музыкальном, театральном, культурном городе. По-моему, то, о чем мы с вами говорили, — убедительное тому подтверждение. Ж Перед концертом Сцены у фонтана с пикетчиками, фанатами и пр одю сер ом ~Г" За полтора часа до выступления приехавшей из Германии поп-группы «Фактор-2» у ночного клуба «Торнадо» появляются пикетчики. Разворачивают плакаты, раздают листовки и рассказывают журналистам, что у «Фактора-2» страшные тексты: они порочны, безнравственны и зомбируют аудиторию. Журчит фонтан. За столи­ ками кафе под открытым не­ бом симпатичные компании тинейджеров. Осененные фирменными знаками пива «Балтика» на зонтиках, они ждут начала шоу. А на про­ тестных плакатах — зеле­ ные, когтистые, как у Фред­ ди Крюгера, лапы дергают за нитки двух марионеток с ги­ тарами. И отчаянные надпи- си. Например: «Не хочу, что­ бы моя девушка стала б...» — Нет, мои ребята поря­ док знают и на сцене матом не ругаются, — миролюбиво объясняет пикетчикам и га­ зетчикам продюсер группы, невысокий, кругленький че­ ловек в широченных джин­ сах, кедах на босу ногу и с цепью, украшенной черепом. — Они только в определен­ ные моменты поворачивают микрофоны в зал, и публика сама произносит нужные сло­ ва. Выходит, это она мате­ рится, а артисты ни при чем. Он не сомневается: парни из «Фактора» поют нормаль­ ные песни. Народ доволен. В Германии аншлаги. А теперь в России. Владелец цепочки с черепом охотно перечис­ ляет города, где уже прошли концерты: дважды в Москве, а также в Уфе, Казани, Стер- литамаке, Туле и так далее. После Липецка —тур по Чер­ номорскому побережью. Пи­ кет его не смущает. Он даже фотографирует плакаты на память, однако комментиру­ ет их: — Вообще-то станет де­ вушка тем, что тут написа­ но, или не станет, от попсо­ вых песенок не зависит. Главное — воспитание в се­ мье. Попробуй с ним поспорь. Такой рассудительный, доб­ рожелательный и уверенный в себе господин. Однако ини­ циатор пикета учитель из села Куликово Усманского района Александр Владими­ ров с ним не согласен. Я спра­ шиваю, почему он так растре­ вожился именно из-за «Фак­ тора-2». Мало ли всяких групп, рок-певцов й музы­ кантов с весьма сомнитель­ ным репертуаром. — Я еще в педуниверси- тете всерьез изучал ПСИ-про- граммирование, — говорит Саша. — Когда мои учени­ ки принесли записи «Факто­ ра», я послушал их и понял: структура текстов выстроена очень грамотно как програм­ ма поведения. Причем про­ грамма разрушительная. Ко­ манды ее внедряются в под­ сознание, и рано или поздно человек последует им. Он бу­ дет считать доблестью, если девушка отправляется на па­ нель, а парень пьет, курит травку и колется. Продюсер недоумевает: —Ну, упоминаются в пес­ нях наркотики. И что с того? Это же реальность, правда жизни. Между прочим, сами музыканты мало курят, а пьют только пиво. — Правильно! — возму­ щается пикетчица по имени Оля. — Они придерживают­ ся добродетельных правил. Их программа, закодирован­ ная в песнях, для других, а не для себя. Гастролеры, хотя и живут в Германии, тем не менее рус­ ские. Судя по всему, молоде­ жи они хорошо известны. Иначе кто из тусующихся в этот вечер у входа в «Торна­ до» решился бы выложить двести пятьдесят-триста руб­ лей за билет? — Дороговато, — жалу­ ются мне две знакомые сту­ дентки из Ельца. — Теперь придется экономить на еде. Но пойти охота. Экономят, по-видимому, не все. Любопытно, где взя­ ли тринадцати-, четырнадца­ тилетние пацаны три сотни? На автоматах играли? Мама дала? «На тебе, деточка, де­ нежки, послушай, как дя­ деньки про марихуану поют...» Поговорив с несколькими подростками, Оля возвраща­ ется в шоке: — Представляете, они не знают слово «орган», а сло­ во «оргазм» знают. Вот ужас! Милиционеры вежливо напоминают: разрешение пи­ кетировать дано до восьми ве­ чера. Остается десять минут. — Мы в курсе, — с улыб­ кой кивает Саша Владими­ ров. Его, кажется, не сильно огорчает, что вместо обещав­ ших принять участие в ак­ ции пятидесяти человек у «Торнадо» собралось около десяти. — Это же в первый раз. Помню, студентом я проте­ стовал против незаконного приказа ректората. Сначала со мной было только трое. А потом наше письмо под­ писали сто пятьдесят с лиш­ ним студентов. Надо избав­ ляться от равнодушия, инер­ ции. Особенно если речь о защите детей от растления. Кто их, кроме старших, за­ щитит? Журчит фонтан. Офици­ антка убирает со столиков пластиковые стаканчики из- под пива и брошенные кем- то листовки. Толпа у дверей «Торнадо» все гуще. Плака­ тик с зелеными лапами Фред­ ди Крюгера свернут. Срок пи­ кета истек. Вот-вот начнется концерт. И. НЕВЕРОВ. г. Липецк. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА у Бди! Наступает на нас клещевая напасть0 Три года назад в нашей области начали регистрироваться случаи заболевания боррелиозом, или болезнью Лайма, вызванные укусами клещей. Эта страшная болезнь, пришедшая с северо-востока страны, поражает такие жизненно важные органы и системы человека, как зрение, суставы и сердце. Поскольку клещи в нашей области распространились теперь уже повсеместно, угроза стать жертвой их нападения значительно возросла. Если за весь прошлый год от укусов этих кровососущих членистоногих пострадали 90 человек, то уже с апреля нынешнего таких опасных случаев зарегистрировано 174. Об особенностях сложившейся ситуации корреспонденту «ЛГ» рассказала заведующая отделом Центра гигиены и эпидемиологии по Липецкой области Галина ГОРИНА. Клещи очень многочисленные насекомые, их насчитыва;г^^ около 10 тысяч видов. Есть среди них как кровососущие, так^Р растительноядные. Живут они в почве, в лесной подстилке, на растениях и даже... в воде. У нас в области места их обитания — лесопарковые зоны. Наиболее заражены клещами Задонский район, зона детского лагеря «Прометей» и Балашовское лесни­ чество. А вот в районе Сокола их практически нет. Скорее всего потому, что им здесь не хватает пищи, поскольку местные зоны отдыха заполняются непостоянно. Тактика «охоты» клещей та­ кова: они рассаживаются на кустарниках и деревьях на высоте от одного до полутора метров и набрасываются из зеленой заса­ ды на людей и животных. Такое их расположение и определяет локализацию укусов. У детей они приходятся чаще всего на го­ лову, а также уши и шею. Вероятные места укусов у женщин — грудь и живот, а у мужчин — бедра. Насосавшись крови и пустив за это время в пораженное укусом место возбудителей болезни, клещи обычно отпадают. Но бывает и так, что они продолжают оставаться в ранке, по­ чти целиком в нее углубившись. Любопытный момент: после того, как клещи насытились кровью жертвы, они впрыскива­ ют в место укуса особые вещества, которые обезболивают по- кус. Вот почему достаточно часты случаи, когда пострадавшие от укусов клещей люди и животные не замечают этого и при­ носят кровожадных насекомых домой — либо впившихся в тело, либо затаившихся в волосах, или в шерсти животных. Можно их также «прихватить» с собой из леса в одежде, с ветками растений и травой. Еще раз хочу напомнить, что болезнь Лайма — очень тяже­ лое заболевание, способное привести не только к инвалиднос­ ти, но и летальному исходу. Ее проявление многолико, и лече­ ние сильно осложняется и затягивается в тех случаях, если укусившего клеща не удалось обнаружить. Ведь тогда остается неясной сама причина заболевания: клещ ли явился возбуди­ телем инфекции или другой ее переносчик? Чтобы правильно поставить диагноз и спасти больного, врачи должны досконально исследовать членистоногого паразита. Поэтому каждому по­ страдавшему необходимо как следует побеспокоиться о том, чтобы обнаружить и принести своего «обидчика» в лаборато- § ию, расположенную по адресу: г. Липецк, ул. Октябрьская, 0а, каб. 26. Безусловно, санитарные врачи со своей стороны делают все от них зависящее, чтобы предотвратить клещевую напасть. На­ кануне летнего отдыха детей, к примеру, они обследовали тер­ ритории лагерей, и все места, где находились возбудители бо­ лезни Лайма, были тщательно обработаны. Налажен строгий . учет людей, пострадавших от клещей. Проводятся другие про- филактические мероприятия. Прошу обратить внимание на первые признаки болезни Лай­ ма. Это повышение температуры, появление поблизости от ме­ ста укуса лимфатических узлов, а также отеки, сердечная и головная боль, боль в мышцах, воспаление суставов и кожи. При появлении этих симптомов нужно немедленно обратиться к врачу. И еще для общего сведения. Есть предположение, что в недалеком будущем в нашей области может появиться еще одно страшное заболевание — клещевой энцефалит. И основания на этот счет весьма существенны. В нынешнем году в Московской области уже был зарегистрирован первый случай этого заболе­ вания. Поэтому убедительная просьба ко всем жителям облас­ ти быть предельно бдительными и осторожными в лесах и в других зеленых местах нашего отдыха. Записал Александр КИБАЛЬНИЧЕНКО. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА 3аметки горожанки Ностальгия по пощечинам Елена БРЕДИС, обозреватель «Липецкой газеты» К нам в редакцию позвонил читатель,. возмущенный моими предыдущими заметками, а точнее - тем, как я отзываюсь о мужчинах. Даже сделал предположение, что я несчастная женщина, которой «по жизни» с сильным полом катастрофически не везло. Потому и отношение соответствующее. Да нет же: женщина я вполне счастливая и отнюдь не принадлежу к числу мужененавистниц. Но глаза-то у меня есть, а также подруги, приятельни­ цы, знакомые. И наблюдения невольно выстраиваются в определенную систему... Но есть, есть своя справедли­ вость в словах моего оппонен­ та: женщины курят, выпива­ ют, ругаются матом наравне с мужчинами. Они теряют по­ требность быть хранительни­ цами домашнего очага. И во­ обще, если бы мужчины мог­ ли нормально зарабатывать, они бы чувствовали себя сильными, а женщины, соот­ ветственно, занимали бы пре­ допределенное им природой и традицией место. Тут не поспоришь. Если брать поколение «пех1», то уже, собственно, и удивлять­ ся перестаешь: на каждом шагу можно встретить подро­ стков обоих полов, общаю­ щихся при помощи исключи­ тельно ненормативной лекси­ ки. Да что там улица. Мат вовсю звучит даже в стенах вузов! В том числе и из уст барышень. Что это: недоста- токТсультуры и воспитания? Привычка? Мода? Конечно, матерщину можно объяснить и издержками феминизации: дескать, девицы не желают уступать парням. А если по­ смотреть с другой стороны? С точки зрения еще чудом со­ хранившихся норм и правил, мат должен бы оскорблять женщину. Но вы можете се­ годня представить себе муж­ чину с подругой (женой, сес­ трой — как угодно), который бы, услышав рядом грязную брань, дал бы пощечину тому, кто посмел грязно выругать­ ся при его спутнице? Да что там пощечина! Никто ведь и замечания не сделает. Поще­ чина хаму или подонку во­ обще уже стала анахрониз­ мом. А ведь раньше именно она была первым и спонтан­ ным ответом и самой жен­ щины на оскорбление. Про­ сто перечень того, что может оскорбить наше женское дос­ тоинство, сократился до ми­ нимума. А одновременно с этим сокращается, ужимает­ ся и само достоинство. Если ваш спутник демонстративно не слышит отвратительную ругань рядом с вами в авто­ бусе или другом обществен­ ном месте, то как вы будете это воспринимать? Да нор­ мально. А раз так, то почему бы и вам не прибегать к та­ кой форме общения? Логич­ ный вывод. Как вы к нам, так и мы к вам. Тут эмансипация, по-мое­ му, не очень-то и виновата. Психологи утверждают, что очень важно, как отец обра­ щается с маленькой дочерью. Если он постоянно подчерки­ вает ее очаровательность, женственность, если она ощу­ щает его восхищение и ры­ царское отношение, из нее вы­ растет настоящая женщина. Добавьте к этому семейное воспитание (исключительно собственным примером!) по распределению ролей и обя­ занностей — и все! У вас, до­ рогие мужчины, будут заме­ чательные невесты и жены! В О Т ТОЛЬКО М НО ’Ш Р ттт» - • что-то для этого делают? Мол­ чу, молчу... Вы загнаны, вы измучены необходимостью со­ держать семью, вам все надо­ ело, вы просто устали... В кон­ це концов, это жена должна заниматься воспитанием де­ тей. И все-таки ничего не выйдет — без мужского уча­ стия. Нет у нас сейчас даже в самых богатых, семьях гувер- неров-французов, нет, по крайней мере, в провинции, балов в дворянском собрании, где юную девушку пригласит на торжественный полонез молодой человек в безупреч­ ном костюме и с великолеп­ ными манерами. Да и много ли у нас дворян? Почему-то современные мужчины убеж­ дены, что максимум в чем они должны участвовать — это в воспитании сына. А где же девочка-то научится ощущать себя девочкой — в детском саду? На скамейке со сверст­ никами во дворе? На школь­ ной переменке? А вот там она точно получит не те уроки. И будет курить, пить пиво из горла и материться. Чтобы «не выпасть» из тусовки. Те­ левидение, то, которое есть, тоже вряд ли поможет в ее воспитании. И все же еще раз о чув­ стве собственного достоинства и пощечине как ответе на ос­ корбление. Представьте: де­ вушка идет по улице и слы­ шит вслед восхищенное: «Ка­ кая телка! Вот это задница!» (перечень понравившихся ча­ стностей можете продолжить сами). Как, вы полагаете, она отреагирует? Есть два вари­ анта: или ссутулит плечи и ус­ корит шаг, чтобы поскорее миновать наглые взгляды. Или, наоборот, гордо плечи расправит, дабы заметнее стал голливудский бюст, и замед­ лит шаг: пусть все ее стати рассмотрят как следует. Но ни одна не подлетит к обид­ чику и не врежет ему по фи­ зиономии. Спрашивается: по­ чему? Да потому что совре­ менный «джентльмен» тако­ го не поймет и очень сильно удивится. Потому что от со­ временного «джентльмена» можно ведь и в ответ схлопо­ тать. Да я же первая дочери посоветую в таких случаях не обращать внимания, сделать вид, что ничего не слышишь. Авось от слов не убудет... И вот с этим «авось», отвечая им на все обиды и несправед­ ливости, и живут наши жен­ щины. И вы хотите, чтобы они не утрачивали своего женского естества? Чтобы ос­ тавались нежными и слабы­ ми? Да, совсем забыла. Может быть еще и третий вариант девичьей реакции: повернуть­ ся и обматерить хама. Кста­ ти, это будет для него наибо­ лее вразумительным. Вот та­ кую девушку он сразу заува­ жает. Если бы все так просто ре­ шалось: станьте женственны­ ми и беззащитными, и мы сразу же рядом с вами пре­ вратимся в рыцарей на белых конях. Увы. Чуда не произой­ дет. Слабость и беззащит­ ность, конечно, девушке к лицу. Вот только вряд ли она с этим выживет в нынешнем мире. Когда я объясняю людям суть информационной тера­ пии по методике доктора Тем­ никова, то прошу их вспом­ нить ряд конкретных душев­ ных состояний, которые по­ том становятся коррекцион­ ными программами. И знае­ те, что с ужасом обнаружи­ ла? Молодым женщинам труднее всего даются про­ граммы «Любовь» и «Идеаль­ ный мужчина». Они мучи­ тельно роются в памяти и бес­ помощно разводят руками. Не помогают никакие советы и подсказки. Замужняя жен­ щина двадцати семи лет раз- досадованно говорит мне: «Да не могу я вспомнить любовь, слишком давно это было!» А уж представить идеального мужчину тем более. Подобное предложение вызывает исте­ рический смех и неизменный вопрос: «А что, такие быва­ ют?» Между прочим, женщи­ нам моего поколения эти за­ дания даются намного проще. То ли у нас опыта больше, то ли фантазия богаче... Елена БРЕДИС. А

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz