Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
Т У ЛИПЕЦКАЯ ........... ............... 1 ----------г - г а з е т а ^Филармоническая жизнь 0 новом сезоне и новых именах Предотпускная пора, а в Липецкой государственной филармонии царит, тем не менее, оживление. Началась продажа абонементов на следующий сезон. Такая система была введена здесь с начала прошлого года. Она удобна и практична. Причем у слушателей остается право выбора —идти на серию концертов или на какие-либо отдельные. Обозреватель «ЛГ» попросил рассказать о программе будущего сезона художественного руководителя филармонии Наталию МЕКАЕВУ. — Наталия Николаевна, абонементов по сравнению с минувшим сезоном стало больше, теперь их тринадцать, но некоторые предполагают лишь два посещения. Не слиш ком ли это мало? — Не думаю. Такой подход обеспечивает гибкость, не за ставляет человека посещать наши концерты, допустим, еже месячно, дает возможность использовать разные варианты. Самые завзятые любители музыки покупают все абонемен ты; большинство останавливает внимание на нескольких цик лах. — «Специальная» строка в программах нового сезона — Государственный струнный квартет имени Глинки, ко торый теперь входит в Липецкую филармонию. Чем вам удалось привлечь именитый ансамбль к такому сотрудни честву? — Еще лет пять назад об этом вряд ли могла идти речь. Да, в Липецке всегда гастролировали филармонические «звезды». Но чтобы связать их четкими обязательствами с местной концертной организацией — никому такое и в го лову не приходило. Здесь я позволю себе маленькое от ступление о пользе проводимых у нас фестивалей и кон курсов. Кое-кто к ним относится с предубеждением. Мол, затрачиваются немалые суммы, лучше бы их отдать на раз витие сугубо местной культуры. Но я убеждена: это невер ная точка зрения. Нет культуры местечковой. Она или дей ствительно культура, или имитация. Фестивали, конкур сы с участием артистов всероссийского и мирового уровня прекрасно «работают» на имидж области, не говоря уже о том, как это интересно для любителей музыки. Благодаря им Липецк вписывается в широкий музыкальный контекст. Так что когда мы приглашаем кого-либо из «звезд», они уже знают, с кем имеют дело. Потому сейчас и не возникло проблем с «усилением» филармонии квартетом имени Глин ки. — Если говорить о самых масштабных проектах ново го сезона, то среди них, несомненно, это Всероссийский конкурс вокалистов имени Надежды Обуховой и фести валь хоровых коллективов имени Николая Голицына... — Согласна. По сравнению с предыдущим конкурсом имени Обуховой число участников возрастет вдвое. Значит, в марте следующего года мы услышим двадцать шесть мо лодых певцов, уже заявивших о себе на различных твор ческих соревнованиях. Увеличится премиальный фонд кон курса. В жюри, помимо непременных его членов Маквалы Касрашвили и Ларисы Гергиевой, войдут еще несколько из вестнейших музыкантов. На Голицынский фестиваль ждем шесть хоров из различных регионов страны. Его украшени ем, «изюминкой» будет, конечно, выступление Государствен ной русской капеллы имени Александра Юрлова. — Обладатели абонементов не раз и не два встретятся с липецкими артистами. Но меломанам предстоят и встре чи с исполнителями, которые ранее у нас не выступали. Это так задумано или вышло само собой? — Так задумано. В России и за ее пределами столько талантливых музыкантов, что программы следующих сезо нов, в принципе, можно обновлять процентов на девяносто. Так, в рамках абонемента «Молодые звезды Московской фи лармонии» липчане впервые услышат двадцатилетнюю скри пачку Алену Баеву, пианистку Екатерину Мечетину и вио лончелиста Александра Бузлова, которые немногим старше Алены. Все они — победители или лауреаты самых пре стижных международных конкурсов: имени Чайковского, Шопена, Паганини, Венявского и других. Предстоит зна комство с такими уникальными ансамблями, как секстет басов Большого театра — Вячеслав Почапский, Александр Короткий, Александр Киселев — и квартетом кларнетистов из Любляны (Польша) «Кларибель». Тут следует заметить: если репертуар басового трио в целом традиционен, то «Кла рибель», наряду с классикой, охотно играет легкую музы ку. Гостями наших концертных залов станут Государствен ный академический симфонический оркестр России, руко водимый Марком Горенштейном, известный виолончелист Денис Шаповалов, один из лучших джазовых пианистов мира Даниил Крамер. С сольной программой выступит по бедитель прошлогоднего конкурса имени Обуховой солист ка Мариинского театра Екатерина Семенчук. В ноябре на деемся наконец-то реализовать ранее откладывавшееся по ряду причин концертное исполнение оперы «Тоска». А в начале следующего года артисты нашей филармонии и Мос ковского театра «Новая опера» осуществят еще один про ект' — «Иоланту» Чайковского. — Многих интересует и серия абонементов детско-юно шеской филармонии. Тут, на первый взгляд, «расклад» несколько иной: больше старых, чем новых, знакомых — Воронежское хореографическое училище, столичные шко лы имени Гнесиных и духовых инструментов имени Таба кова, отдельные солисты... — Но все равно для юных зрителей предстоящий сезон будет сезоном сплошных премьер, встреч с совершенно ины ми студентами и учениками названных учебных заведений. Наши зрители увидят и услышат произведения, прежде в Липецке не исполнявшиеся, допустим, балет «Пахита» Мин- куса. Концерты Давида Махмудова, Алексея Сычева, Сер гея Басукинского, Артема Пилояна, Анастасии Бредис прой дут по просьбам почитателей их творчества, которым хо чется знать, как они растут. Само за себя говорит название абонемента «Музыкальный эксклюзив». Его обладатели, уве рена, по достоинству оценят мастерство молодых москви чей — ансамбля «Мандолина», солистов, играющих на ред ких инструментах — арфе, маримбе, ксилофоне и так да лее, ансамбля кларнетистов из школы имени Табакова. — Я намеревался взять у вас это интервью гораздо раньше, но вы уехали в Саратов, на заседание Ассоциа ции руководителей филармонии России. Расскажите, что вы там узнали полезного? — Прежде всего, мои коллеги подтвердили свое отноше ние к предполагаемым реформам, касающимся театрально концертной деятельности. Лучше бы, по идее, чтобы их, даже без тщательного обсуждения с профессионалами, прак тиками, просто не затевали. Будут ли реформы, нет ли, в любом случае интеллектуальная, серьезная музыка не дол жна сдавать позиции. Мы обязаны сохранять и развивать ее, продолжать создавать для этого благоприятные усло вия, чтобы упрочить и расширить «сферы влияния» под линного искусства. На заседании было много содержатель ных сообщений. Для меня особенно важным стало выступ ление специалиста из Министерства культуры Татьяны Абал киной. По заказу Ассоциации она проанализировала состо яние культуры в регионах. Оказалось, что по выделенным на нее средствам в Центральном округе Липецкая область уступает лишь Москве. То есть Липецк на сегодня — вто рая «культурная столица» Центра России и первая — в Черноземье. Да, это следствие экономического, благополу чия нашей области. Однако не стоит забывать: средства ведь могли быть перераспределены и иным образом, не обяза тельно в пользу культуры. Другим отраслям могло достать ся больше, а культуре — меньше. Я не любитель раздавать комплименты и при любом случае демонстрировать лояль ность к начальству. Но при этом понимаю важность «чело веческого фактора», фактора личности. Поэтому не могу не назвать Людмилу Валентиновну Куракову, которая на по сту заместителя главы администрации области прилагала и прилагает настойчивые усилия, чтобы наша культурная жизнь не стояла на месте. Чтобы о Липецке в России знали не только как об индустриальном, но и как о музыкальном, театральном, культурном городе. По-моему, то, о чем мы с вами говорили, — убедительное тому подтверждение. Ж Перед концертом Сцены у фонтана с пикетчиками, фанатами и пр одю сер ом ~Г" За полтора часа до выступления приехавшей из Германии поп-группы «Фактор-2» у ночного клуба «Торнадо» появляются пикетчики. Разворачивают плакаты, раздают листовки и рассказывают журналистам, что у «Фактора-2» страшные тексты: они порочны, безнравственны и зомбируют аудиторию. Журчит фонтан. За столи ками кафе под открытым не бом симпатичные компании тинейджеров. Осененные фирменными знаками пива «Балтика» на зонтиках, они ждут начала шоу. А на про тестных плакатах — зеле ные, когтистые, как у Фред ди Крюгера, лапы дергают за нитки двух марионеток с ги тарами. И отчаянные надпи- си. Например: «Не хочу, что бы моя девушка стала б...» — Нет, мои ребята поря док знают и на сцене матом не ругаются, — миролюбиво объясняет пикетчикам и га зетчикам продюсер группы, невысокий, кругленький че ловек в широченных джин сах, кедах на босу ногу и с цепью, украшенной черепом. — Они только в определен ные моменты поворачивают микрофоны в зал, и публика сама произносит нужные сло ва. Выходит, это она мате рится, а артисты ни при чем. Он не сомневается: парни из «Фактора» поют нормаль ные песни. Народ доволен. В Германии аншлаги. А теперь в России. Владелец цепочки с черепом охотно перечис ляет города, где уже прошли концерты: дважды в Москве, а также в Уфе, Казани, Стер- литамаке, Туле и так далее. После Липецка —тур по Чер номорскому побережью. Пи кет его не смущает. Он даже фотографирует плакаты на память, однако комментиру ет их: — Вообще-то станет де вушка тем, что тут написа но, или не станет, от попсо вых песенок не зависит. Главное — воспитание в се мье. Попробуй с ним поспорь. Такой рассудительный, доб рожелательный и уверенный в себе господин. Однако ини циатор пикета учитель из села Куликово Усманского района Александр Владими ров с ним не согласен. Я спра шиваю, почему он так растре вожился именно из-за «Фак тора-2». Мало ли всяких групп, рок-певцов й музы кантов с весьма сомнитель ным репертуаром. — Я еще в педуниверси- тете всерьез изучал ПСИ-про- граммирование, — говорит Саша. — Когда мои учени ки принесли записи «Факто ра», я послушал их и понял: структура текстов выстроена очень грамотно как програм ма поведения. Причем про грамма разрушительная. Ко манды ее внедряются в под сознание, и рано или поздно человек последует им. Он бу дет считать доблестью, если девушка отправляется на па нель, а парень пьет, курит травку и колется. Продюсер недоумевает: —Ну, упоминаются в пес нях наркотики. И что с того? Это же реальность, правда жизни. Между прочим, сами музыканты мало курят, а пьют только пиво. — Правильно! — возму щается пикетчица по имени Оля. — Они придерживают ся добродетельных правил. Их программа, закодирован ная в песнях, для других, а не для себя. Гастролеры, хотя и живут в Германии, тем не менее рус ские. Судя по всему, молоде жи они хорошо известны. Иначе кто из тусующихся в этот вечер у входа в «Торна до» решился бы выложить двести пятьдесят-триста руб лей за билет? — Дороговато, — жалу ются мне две знакомые сту дентки из Ельца. — Теперь придется экономить на еде. Но пойти охота. Экономят, по-видимому, не все. Любопытно, где взя ли тринадцати-, четырнадца тилетние пацаны три сотни? На автоматах играли? Мама дала? «На тебе, деточка, де нежки, послушай, как дя деньки про марихуану поют...» Поговорив с несколькими подростками, Оля возвраща ется в шоке: — Представляете, они не знают слово «орган», а сло во «оргазм» знают. Вот ужас! Милиционеры вежливо напоминают: разрешение пи кетировать дано до восьми ве чера. Остается десять минут. — Мы в курсе, — с улыб кой кивает Саша Владими ров. Его, кажется, не сильно огорчает, что вместо обещав ших принять участие в ак ции пятидесяти человек у «Торнадо» собралось около десяти. — Это же в первый раз. Помню, студентом я проте стовал против незаконного приказа ректората. Сначала со мной было только трое. А потом наше письмо под писали сто пятьдесят с лиш ним студентов. Надо избав ляться от равнодушия, инер ции. Особенно если речь о защите детей от растления. Кто их, кроме старших, за щитит? Журчит фонтан. Офици антка убирает со столиков пластиковые стаканчики из- под пива и брошенные кем- то листовки. Толпа у дверей «Торнадо» все гуще. Плака тик с зелеными лапами Фред ди Крюгера свернут. Срок пи кета истек. Вот-вот начнется концерт. И. НЕВЕРОВ. г. Липецк. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА у Бди! Наступает на нас клещевая напасть0 Три года назад в нашей области начали регистрироваться случаи заболевания боррелиозом, или болезнью Лайма, вызванные укусами клещей. Эта страшная болезнь, пришедшая с северо-востока страны, поражает такие жизненно важные органы и системы человека, как зрение, суставы и сердце. Поскольку клещи в нашей области распространились теперь уже повсеместно, угроза стать жертвой их нападения значительно возросла. Если за весь прошлый год от укусов этих кровососущих членистоногих пострадали 90 человек, то уже с апреля нынешнего таких опасных случаев зарегистрировано 174. Об особенностях сложившейся ситуации корреспонденту «ЛГ» рассказала заведующая отделом Центра гигиены и эпидемиологии по Липецкой области Галина ГОРИНА. Клещи очень многочисленные насекомые, их насчитыва;г^^ около 10 тысяч видов. Есть среди них как кровососущие, так^Р растительноядные. Живут они в почве, в лесной подстилке, на растениях и даже... в воде. У нас в области места их обитания — лесопарковые зоны. Наиболее заражены клещами Задонский район, зона детского лагеря «Прометей» и Балашовское лесни чество. А вот в районе Сокола их практически нет. Скорее всего потому, что им здесь не хватает пищи, поскольку местные зоны отдыха заполняются непостоянно. Тактика «охоты» клещей та кова: они рассаживаются на кустарниках и деревьях на высоте от одного до полутора метров и набрасываются из зеленой заса ды на людей и животных. Такое их расположение и определяет локализацию укусов. У детей они приходятся чаще всего на го лову, а также уши и шею. Вероятные места укусов у женщин — грудь и живот, а у мужчин — бедра. Насосавшись крови и пустив за это время в пораженное укусом место возбудителей болезни, клещи обычно отпадают. Но бывает и так, что они продолжают оставаться в ранке, по чти целиком в нее углубившись. Любопытный момент: после того, как клещи насытились кровью жертвы, они впрыскива ют в место укуса особые вещества, которые обезболивают по- кус. Вот почему достаточно часты случаи, когда пострадавшие от укусов клещей люди и животные не замечают этого и при носят кровожадных насекомых домой — либо впившихся в тело, либо затаившихся в волосах, или в шерсти животных. Можно их также «прихватить» с собой из леса в одежде, с ветками растений и травой. Еще раз хочу напомнить, что болезнь Лайма — очень тяже лое заболевание, способное привести не только к инвалиднос ти, но и летальному исходу. Ее проявление многолико, и лече ние сильно осложняется и затягивается в тех случаях, если укусившего клеща не удалось обнаружить. Ведь тогда остается неясной сама причина заболевания: клещ ли явился возбуди телем инфекции или другой ее переносчик? Чтобы правильно поставить диагноз и спасти больного, врачи должны досконально исследовать членистоногого паразита. Поэтому каждому по страдавшему необходимо как следует побеспокоиться о том, чтобы обнаружить и принести своего «обидчика» в лаборато- § ию, расположенную по адресу: г. Липецк, ул. Октябрьская, 0а, каб. 26. Безусловно, санитарные врачи со своей стороны делают все от них зависящее, чтобы предотвратить клещевую напасть. На кануне летнего отдыха детей, к примеру, они обследовали тер ритории лагерей, и все места, где находились возбудители бо лезни Лайма, были тщательно обработаны. Налажен строгий . учет людей, пострадавших от клещей. Проводятся другие про- филактические мероприятия. Прошу обратить внимание на первые признаки болезни Лай ма. Это повышение температуры, появление поблизости от ме ста укуса лимфатических узлов, а также отеки, сердечная и головная боль, боль в мышцах, воспаление суставов и кожи. При появлении этих симптомов нужно немедленно обратиться к врачу. И еще для общего сведения. Есть предположение, что в недалеком будущем в нашей области может появиться еще одно страшное заболевание — клещевой энцефалит. И основания на этот счет весьма существенны. В нынешнем году в Московской области уже был зарегистрирован первый случай этого заболе вания. Поэтому убедительная просьба ко всем жителям облас ти быть предельно бдительными и осторожными в лесах и в других зеленых местах нашего отдыха. Записал Александр КИБАЛЬНИЧЕНКО. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА 3аметки горожанки Ностальгия по пощечинам Елена БРЕДИС, обозреватель «Липецкой газеты» К нам в редакцию позвонил читатель,. возмущенный моими предыдущими заметками, а точнее - тем, как я отзываюсь о мужчинах. Даже сделал предположение, что я несчастная женщина, которой «по жизни» с сильным полом катастрофически не везло. Потому и отношение соответствующее. Да нет же: женщина я вполне счастливая и отнюдь не принадлежу к числу мужененавистниц. Но глаза-то у меня есть, а также подруги, приятельни цы, знакомые. И наблюдения невольно выстраиваются в определенную систему... Но есть, есть своя справедли вость в словах моего оппонен та: женщины курят, выпива ют, ругаются матом наравне с мужчинами. Они теряют по требность быть хранительни цами домашнего очага. И во обще, если бы мужчины мог ли нормально зарабатывать, они бы чувствовали себя сильными, а женщины, соот ветственно, занимали бы пре допределенное им природой и традицией место. Тут не поспоришь. Если брать поколение «пех1», то уже, собственно, и удивлять ся перестаешь: на каждом шагу можно встретить подро стков обоих полов, общаю щихся при помощи исключи тельно ненормативной лекси ки. Да что там улица. Мат вовсю звучит даже в стенах вузов! В том числе и из уст барышень. Что это: недоста- токТсультуры и воспитания? Привычка? Мода? Конечно, матерщину можно объяснить и издержками феминизации: дескать, девицы не желают уступать парням. А если по смотреть с другой стороны? С точки зрения еще чудом со хранившихся норм и правил, мат должен бы оскорблять женщину. Но вы можете се годня представить себе муж чину с подругой (женой, сес трой — как угодно), который бы, услышав рядом грязную брань, дал бы пощечину тому, кто посмел грязно выругать ся при его спутнице? Да что там пощечина! Никто ведь и замечания не сделает. Поще чина хаму или подонку во обще уже стала анахрониз мом. А ведь раньше именно она была первым и спонтан ным ответом и самой жен щины на оскорбление. Про сто перечень того, что может оскорбить наше женское дос тоинство, сократился до ми нимума. А одновременно с этим сокращается, ужимает ся и само достоинство. Если ваш спутник демонстративно не слышит отвратительную ругань рядом с вами в авто бусе или другом обществен ном месте, то как вы будете это воспринимать? Да нор мально. А раз так, то почему бы и вам не прибегать к та кой форме общения? Логич ный вывод. Как вы к нам, так и мы к вам. Тут эмансипация, по-мое му, не очень-то и виновата. Психологи утверждают, что очень важно, как отец обра щается с маленькой дочерью. Если он постоянно подчерки вает ее очаровательность, женственность, если она ощу щает его восхищение и ры царское отношение, из нее вы растет настоящая женщина. Добавьте к этому семейное воспитание (исключительно собственным примером!) по распределению ролей и обя занностей — и все! У вас, до рогие мужчины, будут заме чательные невесты и жены! В О Т ТОЛЬКО М НО ’Ш Р ттт» - • что-то для этого делают? Мол чу, молчу... Вы загнаны, вы измучены необходимостью со держать семью, вам все надо ело, вы просто устали... В кон це концов, это жена должна заниматься воспитанием де тей. И все-таки ничего не выйдет — без мужского уча стия. Нет у нас сейчас даже в самых богатых, семьях гувер- неров-французов, нет, по крайней мере, в провинции, балов в дворянском собрании, где юную девушку пригласит на торжественный полонез молодой человек в безупреч ном костюме и с великолеп ными манерами. Да и много ли у нас дворян? Почему-то современные мужчины убеж дены, что максимум в чем они должны участвовать — это в воспитании сына. А где же девочка-то научится ощущать себя девочкой — в детском саду? На скамейке со сверст никами во дворе? На школь ной переменке? А вот там она точно получит не те уроки. И будет курить, пить пиво из горла и материться. Чтобы «не выпасть» из тусовки. Те левидение, то, которое есть, тоже вряд ли поможет в ее воспитании. И все же еще раз о чув стве собственного достоинства и пощечине как ответе на ос корбление. Представьте: де вушка идет по улице и слы шит вслед восхищенное: «Ка кая телка! Вот это задница!» (перечень понравившихся ча стностей можете продолжить сами). Как, вы полагаете, она отреагирует? Есть два вари анта: или ссутулит плечи и ус корит шаг, чтобы поскорее миновать наглые взгляды. Или, наоборот, гордо плечи расправит, дабы заметнее стал голливудский бюст, и замед лит шаг: пусть все ее стати рассмотрят как следует. Но ни одна не подлетит к обид чику и не врежет ему по фи зиономии. Спрашивается: по чему? Да потому что совре менный «джентльмен» тако го не поймет и очень сильно удивится. Потому что от со временного «джентльмена» можно ведь и в ответ схлопо тать. Да я же первая дочери посоветую в таких случаях не обращать внимания, сделать вид, что ничего не слышишь. Авось от слов не убудет... И вот с этим «авось», отвечая им на все обиды и несправед ливости, и живут наши жен щины. И вы хотите, чтобы они не утрачивали своего женского естества? Чтобы ос тавались нежными и слабы ми? Да, совсем забыла. Может быть еще и третий вариант девичьей реакции: повернуть ся и обматерить хама. Кста ти, это будет для него наибо лее вразумительным. Вот та кую девушку он сразу заува жает. Если бы все так просто ре шалось: станьте женственны ми и беззащитными, и мы сразу же рядом с вами пре вратимся в рыцарей на белых конях. Увы. Чуда не произой дет. Слабость и беззащит ность, конечно, девушке к лицу. Вот только вряд ли она с этим выживет в нынешнем мире. Когда я объясняю людям суть информационной тера пии по методике доктора Тем никова, то прошу их вспом нить ряд конкретных душев ных состояний, которые по том становятся коррекцион ными программами. И знае те, что с ужасом обнаружи ла? Молодым женщинам труднее всего даются про граммы «Любовь» и «Идеаль ный мужчина». Они мучи тельно роются в памяти и бес помощно разводят руками. Не помогают никакие советы и подсказки. Замужняя жен щина двадцати семи лет раз- досадованно говорит мне: «Да не могу я вспомнить любовь, слишком давно это было!» А уж представить идеального мужчину тем более. Подобное предложение вызывает исте рический смех и неизменный вопрос: «А что, такие быва ют?» Между прочим, женщи нам моего поколения эти за дания даются намного проще. То ли у нас опыта больше, то ли фантазия богаче... Елена БРЕДИС. А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz