Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

^ З л о б а дня Куда закатилась «нефтяная» копеечка?.. Основная причина роста цен на бензин — недостаток денег Парадоксальный вывод прозвучал на днях в одном из кабинетов нашего правительства. Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко так прокомментировал очередной скачок цен на ГСМ: «Нигде, ни в одном регионе нет дефицита топлива, а есть дефицит денег!» По мысли Христенко, цены на бензин растут именно потому, что денег не хватает не только потребителям нефтепродуктов на внутреннем рынке, но и нефтекомпаниям. Их, опять же (вот казус!), отнимает само государство, устанавливая огромные налоги и каждые два месяца вздувая экспортные пошлины. Где же выход? Христенко видит его в снижении налогового бре­ мени, наложенного на нефтекомпании. И предлагает, в частности, дифференцировать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ): для внутренних поставок нефти на нефтеперегонные заводы он дол­ жен быть ниже, чем для экспортных, где НДПИ привязан к мировым ценам на нефть. Сейчас же налог берется одинаковый —что с выво­ зимой нефти, что с потребляемой в стране, хотя внутрироссийские цены на сырую нефть ниже экспортных. Потери нефтедобытчиков при этом, естественно, компенсируются удорожанием продукции. За два последних месяца цены на нефть, потребляемую в стра­ не, возросли с 5200 рублей за тонну до 7000 рублей! Закономерен и рост цен на бензин и дизтопливо, поскольку стоимость нефтепро­ дуктов в РФ также увязана с внутрироссийскими ценами на нефть на свободном рынке, где нефтеперерабатывающие предприятия, не имеющие собственной добычи, и закупают сырье. Свою отрицательную роль играет и рост мировых цен на нефть. В начале июля стоимость барреля сырой нефти в августовских кон­ трактах на Нью-Йоркской товарной бирже достигла рекордной ве­ личины — 62,10 $. Нелишне вспомнить и об увеличении объемов экспорта нефти. Ведь мировые цены растут. И вполне естественно желание продать сырье в больших объемах именно на мировом рынке. Никакие сдер­ живающие инструменты тут не помогут: скажем, подняли с 1 июля таможенные пошлины с 102,6 доллара до 136,2 за тонну, ну и что? Пока нефть дорожает, эти «заборы» преодолимы... Есть и другие, хоть и менее значимые, факторы влияния. Такие, как весенние сельхозработы и уборочная страда, начало кампании северного завоза. Они увеличивают спрос при одновременном сни­ жении предложения (по вышеуказанным причинам): а это опять рост цен. Здесь рыночный механизм регулирования сбоев не дает, по­ скольку ни один из видов бизнеса без прибыли работать не хочет. Все сказанное, в конечном итоге, и создает ту картину, что мы еже­ дневно наблюдаем в розничной сети — цены на табло АЗС ползут вверх. Проиллюстрируем этот процесс выводами компании «ИнфоТЭК- Консапт». Котировки июньской нефти на свободном рынке страны составляли 5100-5400 рублей за тонну (на 14 процентов ниже май­ ских). Но поскольку мировые цены росли, пропускная способность «Транснефти» увеличилась именно в экспортных направлениях, со­ здав дефицит сырья для внутренних потребителей. Уже к середине июня цены возросли до 6600 рублей в Сибири, а для нефтеперегон­ ных заводов Москвы и Ярославля до 7000 рублей. Понятно, что роз­ ничные цены «среагировали» адекватно. На начало июля, по данным Росстата, увеличение средних цен на бензин автомобильный с 27 июня по 4 июля зарегистрировано в 22 центрах субъектов Российс­ кой Федерации. Что касается динамики изменения средних потребительских цен на бензин автомобильный и дизельное топливо по России, то она хорошо иллюстрируется следующей таблицей (в рублях за литр): 14 июня 20 июня 27 июня 4 июля Бензин автомобильный 14,17 14,18 14,18 14,23 в том числе: марки А-76 (АИ-80 и т.п.) 12,75 12,76 12,75 12,79 марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.) 14,82 14,83 14,84 • 14,89 марки АИ-95 и выше 15,97 16,00 16,00 16,05 дизельное топливо- 13,40 13,40 13,40 13,44 Практически все эксперты единогласны в выводах: рост оптовых и розничных цен на нефтепродукты в стране продолжится. Даже при том, что уровень цен остается ниже мирового. Означает ли это, что процесс и впредь будет иметь необрати­ мый характер, а потребителю, направляя автомобиль к АЗС, при­ дется повторять: «Оставь надежду, всяк сюда входящий»? Конечно же, нет. Механизм снижения розничных цен существует. Но как ско­ ро он будет найден совместными усилиями правительства и произ­ водителей нефтепродуктов? Обнадеживает лишь то, что проблема обозначена, о ней заговорили... Владимир МИХАЙЛОВ. ^Происшествия От «Индезита» до хрюшек В ночь на 21 июля воришки в двух районах области — Лебедян­ ском и Измалковском — уменьшили поголовье живности на ферме ЗАО СХПК «Мокрое» и свинарника СХПК «1 Мая». На первой поутру не досчитались двух упитанных бычков, а на втором —двух поросят. В эту же ночь неизвестные из полуприцепа автомобиля «МАЗ» в Универсальном проезде областного центра выгрузили 13 стираль­ ных машин «Индезит», принадлежащих ООО «Фолиум», и исчезли с ними в неведомом направлении. Расследование проводит ОВД Правобережного округа г. Липец­ ка. Получение взятки Сотрудниками УБОП УВД области в служебном кабинете воен­ ного комиссариата г. Ельца задержан офицер этого комиссариата за получение взятки в сумме 5000 рублей за оказание содействия в распределении в воинскую часть военнослужащего срочной служ­ бы. Расследование проводит военная прокуратура. Труп в парке В четверг в поселке лебедянского машзавода, в парке у спорт­ площадки СШ № 3, обнаружен труп неработающего Л., 1962 г.р. Вскрытием установлено, что смерть наступила в результате удуше­ ния. По подозрению в убийстве задержан неработающий Н. Рассле­ дование проводит прокуратура. По сводкам УВД области служба новостей «Липецкой газеты». ^П ро ек ты XXI века Созидательный процесс получает ускорение Итак , закон о б о с о бы х экономич еских зон ах на территории России принят в тр ех чтениях Д ум ой , о д о б р ен в С ов ете Ф едерации и находится на подписи у пр езидента Анатолий Гольцов Карлос Граса По мнению большинства аналитиков, этот документ —серьезное препятствие на пути дальнейшей деградации экономики страны, ее промышленного потенциала. Как известно, одним из первых инициаторов создания промышленно-экономических зон в России стала, объективно, наша область. Здесь уже несколько лет реализуется совместно с деловыми кругами Италии проект высокоразвитой промышленной инфраструктуры —своеобразный прообраз экономической зоны не на бумаге, а в действительности. И результаты работы очевидны. Поэтому прокомментировать новый закон, который в Липецке и других областях так долго ожидали, мы и попросили людей, для которых ОЭЗ —не пустой звук. Анатолий ГОЛЬЦОВ, на­ чальник управления про­ мышленности администра­ ции области: —Отрадно сознавать, что эволюционные процессы в промышленной политике страны повернулись наконец в сторону развития, поиска крайне необходимых точек роста. Все эти годы шли се­ рьезные дебаты о необходи­ мости формирования про­ мышленных зон, куда долж­ ны пойти не портфельные инвестиции — ради обогаще­ ния, — а серьезный капитал на развитие товаропроизво­ дящего сектора, на выпуск продукции с высокой добав­ ленной стоимостью. Слава Богу, что наконец-то пришло осознание истины: чтобы поднять экономику страны на мировой уровень, удвоив, на первом этапе, размер ва­ лового внутреннего продук­ та, нужно найти механизм подъема, создать правовые условия в укреплении и не-, обратимости такого процесса. Речь идет о том, как вес- • ти плановую работу по подъе­ му промышленного произ­ водства в сочетании с рыноч­ ной конкуренцией. Все эти годы никакой конкуренции не было, как не было и пла­ нирования, а процветал ди­ кий рыночный монополизм с вытекающим из этого цено­ вым диктатом. В законе экономические зоны четко разграничивают­ ся на промышленно-произ­ водственные и технико-вне- Мехмет Сойданйаваш дренческие. Это очень важ­ но сегодня: промышленность должна развиваться, но дол­ жна быть активизирована и поддержана научно-иннова­ ционная деятельность. Без этого никакого прорыва не произойдет. Руководство нашей обла­ сти в течение ряда лет на­ стаивало на разработке за­ кона именно такого содер­ жания. Очевидность и необ­ ходимость его принятия ис­ ходила из конкретной прак­ тики работы с итальянской компанией «Мерлони». Се­ рьезным импульсом к уско­ рению законотворчества стал визит в нашу область президента Владимира Пу­ тина и премьер-министра Италии Сильвио Берлуско­ ни — на открытие завода стиральных машин. Проект закона обсуждался во мно­ гих инстанциях федерально­ го уровня, на местах. Мне, в частности , такж е при ­ шлось принять участие в об­ суждении закона в Совете Федерации РФ — в комите­ тах по экономике и бюдже­ ту. Присутствовал я и на пленарном заседании СФ, когда он принимался. И убе­ дился — понимание важно­ сти этого документа огром­ но и его ждут многие. Да, он не панацея от тех бед, что испытывает наша промыш­ ленность, но серьезный фун­ дамент для прорыва на ка- Луиджи Перлич чественно новый уровень развития. После подписания закона президентом начнется серьез­ ная работа по созданию осо­ бых экономических зон: под­ готовлен необходимый пакет документов правового харак­ тера, проведены конкурсы территорий на получение права формировать у себя экономическую зону. Что касается нашей обла­ сти, то создание ее у нас — вопрос времени. Как уже ска­ зано, сама идея таких зон возникла у нас, а опыт рабо­ ты заинтересовал многих. Повторяю, руководство на­ шего региона с удовлетворе­ нием восприняло известие о том, что закон наконец-то принят. То есть определено условие — в каком направ­ лении и в каких правовых рамках надо работать даль­ ше: и для власти, и для субъектов рыночной эконо­ мики. При этом надо дока­ зать, что та или иная терри­ тория РФ имеет все возмож­ ности быть резидентом эко­ номических зон: иметь чет­ кую инвестиционную про­ грамму, убедить в реалистич­ ности ее. Администрация эконо­ мической зоны будет утвер­ ждаться федеральным прави­ тельством также на конкур­ сной основе. Определен и комплекс мотиваций — по таможенным , налоговым льготам и многим другим направлениям. Таким образом одновре­ менно создается и правовая, и инженерная инфраструкту­ ра для работы инвесторов. Главное — создать условие для быстрого развития, осво­ бодить товаропроизводителя от бюрократических и иных препон. Все это новым зако­ ном предусматривается. А нормально, эффективно раз­ вивающийся бизнес — это и налоги, и рабочие места, и социальное благополучие ре­ гиона. Кроме того, предпри­ ятия экономической зоны становятся своеобразным ка­ тализатором для других про­ изводств, потребляя их изде­ лия, используя сырье. Воз­ можности тут огромны — для всех промышленных от­ раслей. Думаю, с принятием за­ кона интерес к нашей облас­ ти со стороны известных за­ падных фирм значительно возрастет. Да, этот процесс уже идет. Есть ряд интерес- ных предложений. Мы, со своей стороны, также гото­ вимся к дальнейшей масш­ табной работе с деловыми кругами многих стран мира... Генеральный директор ЗАО «Индезит-Интер- нэйшнл» Карлос ГРАСА: —Как известно, инвести­ ционные риски существуют всегда. Высоки они и в Рос­ сии, особенно для иностран­ ного капитала. Новый закон об особых экономических зонах во многом эту пробле­ му снимает. Это очень важ­ но, поскольку вместе со структурной, организацион­ ной поддержкой предусмот­ рены и экономические льго­ ты, что позволит эффектив­ но использовать инвестици­ онный капитал, а также по­ ложительно скажется и на принятии конструктивных решений со стороны деловых кругов, намеренных участво­ вать в работе экономических зон. Уверен также, что закон подтолкнет наших потенци­ альных поставщиков на при­ влечение более масштабных инвестиций для работы с нами, раскроет их производ­ ственный потенциал, п о в& ^Ь сит их конкурентоспособ-Ч^ ность. А это, в свою очередь, будет способствовать конку­ ренции товаров, производи­ мых на предприятиях «Ин­ дезит Интернэйшнл». Результаты дальнейшей работы, безусловно, будут учитываться на перспектив­ ном планировании объемов последующих инвестиций в Россию... При оценке зако­ на мы не могли не поинте­ ресоваться точкой зрения и людей, которые фактичес­ ки заняты созданием про­ мышленно-производствен­ ной зоны у нас в области — на возведении Центра логи­ стики (терминала) группы промышленных предприя­ тий «Индезит Интер - нэйшлн». Мехмет СОЙДАНЙА­ ВАШ, координатор проекта строительства подрядной компании «Бета Тек» (Тур­ ция): —Я уже высказывался на страницах вашей газеты о нашем интересе и желании и далее трудиться в России. Новый закон об особых эко­ номических зонах только укрепил этот интерес. В Рос­ сии много работы , идет подъем экономики, а значит, будет где приложить силы. Закон процессу созидания лишь поможет, создавая луч­ шие условия для инвесторов, для иностранных компа­ ний... Луиджи ПЕРЛИЧ, н а ­ ч ал ьн и к строи тел ь ств а , представитель заказчика — компании «Мерлони Про- джетти» (Италия): — Я готов трудиться да­ лее и в вашей области, и в других регионах России — там, где сочтет необходимым руководство компании. Но, думаю, с принятием закона об особых экономических зо­ нах, где определены льгот­ ные условия работы для ин­ весторов, интерес к России только возрастет. В том чис­ ле и к промышленной зоне, которую мы создаем в Липец­ ке... Подготовил Владимир ПЕТРОВ. Под хмельком да с ветерком не уедешь далеко За шесть месяцев нынешнего года на дорогах области зарегистрировано 798 дорожно- транспортных происшествий. Это почти на 19 процентов больше, чем за тот же период прошлого года. Свыше тысячи человек получили ранения различной степени тяжести. Есть, правда, один утешающий факт: число погибших в автомобильных авариях снизилось по сравнению с прошлым полугодием со 110 до 101 человека. Но это слабое утешение. Положение на дорогах области продолжает оставаться очень напряженным. Почему? Ответ на этот вопрос искали участники пресс- конференции, посвященной итогам оперативно­ служебной деятельности сотрудников областного управления ГИБДД за первое полугодие. Встречу с представителями местных средств массовой информации провел руководитель этого подразделения Алексей АКСЕНОВ. Одной из объективных при­ чин высокой аварийности на до­ рогах области начальник ГИБДД назвал прямо-таки фантастичес­ кий автомобильный бум в нашем регионе. За последние 15 лет ко­ личество машин возросло с чуть более 40 тысяч до 293. Усугубил аварийную ситуа­ цию и значительно омолодив­ шийся водительский состав. Если раньше права выдавались, главным образом, тем юношам, которые прошли подготовку к службе в армии и уже обладали твердыми практическими и тео­ ретическими навыками вожде­ ния, то сейчас за руль садятся все, достигшие совершенноле­ тия молодые люди, прошедшие кратковременное обучение в ав­ тошколах или, что сейчас допус­ кается, самостоятельно. К сожа­ лению, из-за низкого професси­ онального уровня многих препо­ давателей автошкол их знания оказываются очень слабыми. Не отвечает современным требова­ ниям и воспитательная работа в этих учебных заведениях, при­ званная прививать будущим во­ дителям высокую ответствен­ ность за жизнь и здоровье тех, с кем приходится встречаться во время пути. Сейчас это положе­ ние активно исправляется, но до положительных итогов еще, ви­ димо, далеко. ДТП — это не несчастный случай, подчеркивалось на пресс-конференции, это —преж­ де всего халатность. Если будут на дорогах строгая дисциплина и порядок, уважительное отно­ шение друг к другу и водителей, и пешеходов, то половины слу­ чающихся сейчас аварий можно избежать. И никаких материаль­ ных затрат на это не потребует­ ся. Но ясно, что само собой та­ кое благополучие не придет. Явно не способствует сниже­ нию аварийности мягкий спрос с нарушителей за содеянное. По- самовольничал слегка на доро­ ге без ущерба себе и другим — плати всего-навсего 50 рублей и езжай себе дальше. А дальше может случиться большая беда... Не очень строг закон и к тем, кто имеет склонность садиться за руль в нетрезвом виде. Са­ мое большое, что им грозит, — это лишение на время водитель­ ских прав. Такой вердикт вынес­ ла по этому больному вопросу Госдума. Не потому ли число та­ кого рода нарушителей сокраща­ ется у нас очень медленно и ежедневно их задерживается ав­ тоинспекторами от 30 до 50 че­ ловек? Среди субъективных причин высокой аварийности Алексей Аксенов назвал прохождение по нашей области участка предель­ но напряженной всероссийской трассы «Дон». Поскольку средств на ее основательную реконструк­ цию из Министерства транспор­ та не поступило, было решено выделить туда специальный взвод ГИБДД. Это помогло улуч­ шить ситуацию и снизить коли­ чество ДТП на 21 процент. Но где же взять дополнительных со­ трудников, которые, безусловно, нужны и на других трассах об­ ласти?! Решение этой проблемы ви­ дится только в одном — более широком использовании для предотвращения ДТП техничес­ ких средств безопасности, а так же в цивилизованном обустрой­ стве дорог. Многое в этом на­ правлении уже делается. К при­ меру, нанесение дорожной раз­ метки,, позволяющей водителю видеть трассу в ночное время. Поскольку почти 80 процентов нарушений правил дорожного движения происходит из-за пре­ вышения скорости, все подраз­ деления ГИБДД будут обеспече­ ны радарами. Планируется так­ же приобрести более совершен­ ные приборы этого вида, кото­ рые позволят определять ско­ рость каждой машины в автомо­ бильном потоке. Все это, конечно, потребует больших средств. Но что может быть дороже человеческих жиз­ ней, загубленных из-за чьей-то халатности, безответственности, легкомыслия?! Александр КИБАЛЬНИЧЕНКО. Выпьем. А снова нальем? —Федя, вставай, Федя... —уговаривала женщина. Но Федя лежал, не шелохнувшись, с ног до головы в грязи. По всему было видно —тяжело шел человек домой, а добрался и, уронив тщедушное тело на порог, отключился, зная, что жена, как обычно, дотащит до кровати. Поймав мой сочувственный взгляд, женщина пожаловалась: —Вторую неделю не просыхает. Купит где-то по дешевке эту гадость паленую и возвращается никакой. Перед соседями стыдно. Сколько их, таких федоров, Иванов и Викторов, от которых уже и сем ья о тв е р н у л а с ь , а сколько погибло от па губно го пристрастия?.. Статистика смертности от алкоголизма весьма приблизи­ тельна. По данным судебного морга, в области в прошлом году смерть от отравления ал­ коголем и его суррогатами на­ ступила у 620 человек. По срав­ нению с 2003 годом (615 чело­ век) рост вроде бы и невелик, но ситуация-то стабильна... Как правило, смерть наступает из- за длительного употребления алкоголя. А там поди разберись — чего и сколько употребил не­ счастный и почему у него раз­ вились те или иные смертель­ ные заболевания — инфаркт, инсульт, цирроз печени или по­ чечная недостаточность, кото­ рые и фиксируются в свидетель­ стве о смерти. — Алкогольное отравление наступает от количества выпито­ го и длительного его употребле­ ния, —считает заведующая цен­ тром острых отравлений, глав­ ный внештатный токсиколог об­ ластной клинической больницы Юлия Дубровина. —Последствия ли это употребления водки, куп­ ленной в магазине, или ее сур­ рогатов, мы можем определить лишь со слов больного или его родственников. Установить лабо­ раторным способом состав на­ питка, если человек запоем пил недели две, практически невоз­ можно. Скажу только, что алко­ гольные суррогаты могут содер­ жать метиловый спирт, дихлор­ этан, этиленглюколь, вызываю­ щие необратимые последствия. Кстати, лечение острых от­ равлений в токсикологическом центре ОКБ стоит до 2600 руб­ лей в сутки, так что это еще и не по карману тем, кто пьет все, что можно купить по дешевке. Наша газета не раз обраща­ лась к теме подпольного алко­ гольного бизнеса в Липецкой области. В чем же дело, неуже­ ли нельзя остановить всех этих отравителей? Вот что рассказал мне за­ меститель начальника управле­ ния по борьбе с экономически­ ми преступлениями УВД Липец­ кой области полковник Юрий Попов: — С начала этого года мы возбудили уже 64 уголовных дела по незаконному обороту и реализации алкогольной про­ дукции. Для сравнения: в 2004 году таких дел было возбужде­ но всего 10. Цифры так разли­ чаются не потому, что преступ­ лений стало больше. Просто благодаря изменению в законо­ дательстве у нас появились ры­ чаги воздействия на подпольных изготовителей спиртного. Вот недавний пример. 24 июня в Задонске мы разобла­ чили семью, которая у себя на дому кустарным способом из­ готавливала спиртосодержащие напитки. Изъяли более тысячи бутылок так называемой вод­ ки под названием «Чарка» и жидкости с надписью «Рояль». Как правило, свой товар ви­ нокуры -кустари, по словам Юрия Ивановича, реализуют по­ требителям, ищущим спиртное на большие торжества, напри­ мер свадьбы или похороны. Или через сеть так называемых рю­ мочных-распивочных, продаю­ щих водку на розлив. Цена та­ кой «водки» ниже магазинной почти на 30 рублей за пол-лит­ ра. Изготовителям же она обхо­ дится, вы не поверите, в 6 руб­ лей! Сырьем для кустарей в пос­ ледние годы служат даже хозяй­ ственные спиртосодержащие жидкости типа «Максимки» и «Льдинки», в состав которых входит химическое вещество диэтилфтолат. Оно, попав в организм в больших количе­ ствах, может вызвать тяжелые нарушения психики — галлюци­ нации, агрессию, которые и ста­ новятся причиной многих пре­ ступлений. На легальном же рынке ал­ коголя обстановка более-менее благополучная. Попытки проник­ нуть туда с продукцией сомни­ тельного качества отслеживают­ ся и пресекаются на подступах к прилавку. Примером такого подхода может служить недавний случай с крупной партией водки —3990 бутылок — производства «Укра- инской водочной компании «МепъгоЯ», пришедшей из Укра­ ины на склады одного из липец­ ких торговых предприятий. ФГУЗ «Центр гигиены и эпиде­ миологии в Липецкой области», исследовав эту продукцию, об­ наружило в составе напитков гексиловый спирт, который ток­ сичен и не должен применяться в пищевой промышленности. Вся партия была возвращена поставщику. Но у каждого ли из нас есть уверенность, что другая подоб­ ная партия не найдет лазейку к прилавку? Ольга БОЧКОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz