Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
^ З л о б а дня Куда закатилась «нефтяная» копеечка?.. Основная причина роста цен на бензин — недостаток денег Парадоксальный вывод прозвучал на днях в одном из кабинетов нашего правительства. Министр промышленности и энергетики Виктор Христенко так прокомментировал очередной скачок цен на ГСМ: «Нигде, ни в одном регионе нет дефицита топлива, а есть дефицит денег!» По мысли Христенко, цены на бензин растут именно потому, что денег не хватает не только потребителям нефтепродуктов на внутреннем рынке, но и нефтекомпаниям. Их, опять же (вот казус!), отнимает само государство, устанавливая огромные налоги и каждые два месяца вздувая экспортные пошлины. Где же выход? Христенко видит его в снижении налогового бре мени, наложенного на нефтекомпании. И предлагает, в частности, дифференцировать налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ): для внутренних поставок нефти на нефтеперегонные заводы он дол жен быть ниже, чем для экспортных, где НДПИ привязан к мировым ценам на нефть. Сейчас же налог берется одинаковый —что с выво зимой нефти, что с потребляемой в стране, хотя внутрироссийские цены на сырую нефть ниже экспортных. Потери нефтедобытчиков при этом, естественно, компенсируются удорожанием продукции. За два последних месяца цены на нефть, потребляемую в стра не, возросли с 5200 рублей за тонну до 7000 рублей! Закономерен и рост цен на бензин и дизтопливо, поскольку стоимость нефтепро дуктов в РФ также увязана с внутрироссийскими ценами на нефть на свободном рынке, где нефтеперерабатывающие предприятия, не имеющие собственной добычи, и закупают сырье. Свою отрицательную роль играет и рост мировых цен на нефть. В начале июля стоимость барреля сырой нефти в августовских кон трактах на Нью-Йоркской товарной бирже достигла рекордной ве личины — 62,10 $. Нелишне вспомнить и об увеличении объемов экспорта нефти. Ведь мировые цены растут. И вполне естественно желание продать сырье в больших объемах именно на мировом рынке. Никакие сдер живающие инструменты тут не помогут: скажем, подняли с 1 июля таможенные пошлины с 102,6 доллара до 136,2 за тонну, ну и что? Пока нефть дорожает, эти «заборы» преодолимы... Есть и другие, хоть и менее значимые, факторы влияния. Такие, как весенние сельхозработы и уборочная страда, начало кампании северного завоза. Они увеличивают спрос при одновременном сни жении предложения (по вышеуказанным причинам): а это опять рост цен. Здесь рыночный механизм регулирования сбоев не дает, по скольку ни один из видов бизнеса без прибыли работать не хочет. Все сказанное, в конечном итоге, и создает ту картину, что мы еже дневно наблюдаем в розничной сети — цены на табло АЗС ползут вверх. Проиллюстрируем этот процесс выводами компании «ИнфоТЭК- Консапт». Котировки июньской нефти на свободном рынке страны составляли 5100-5400 рублей за тонну (на 14 процентов ниже май ских). Но поскольку мировые цены росли, пропускная способность «Транснефти» увеличилась именно в экспортных направлениях, со здав дефицит сырья для внутренних потребителей. Уже к середине июня цены возросли до 6600 рублей в Сибири, а для нефтеперегон ных заводов Москвы и Ярославля до 7000 рублей. Понятно, что роз ничные цены «среагировали» адекватно. На начало июля, по данным Росстата, увеличение средних цен на бензин автомобильный с 27 июня по 4 июля зарегистрировано в 22 центрах субъектов Российс кой Федерации. Что касается динамики изменения средних потребительских цен на бензин автомобильный и дизельное топливо по России, то она хорошо иллюстрируется следующей таблицей (в рублях за литр): 14 июня 20 июня 27 июня 4 июля Бензин автомобильный 14,17 14,18 14,18 14,23 в том числе: марки А-76 (АИ-80 и т.п.) 12,75 12,76 12,75 12,79 марки АИ-92 (АИ-93 и т.п.) 14,82 14,83 14,84 • 14,89 марки АИ-95 и выше 15,97 16,00 16,00 16,05 дизельное топливо- 13,40 13,40 13,40 13,44 Практически все эксперты единогласны в выводах: рост оптовых и розничных цен на нефтепродукты в стране продолжится. Даже при том, что уровень цен остается ниже мирового. Означает ли это, что процесс и впредь будет иметь необрати мый характер, а потребителю, направляя автомобиль к АЗС, при дется повторять: «Оставь надежду, всяк сюда входящий»? Конечно же, нет. Механизм снижения розничных цен существует. Но как ско ро он будет найден совместными усилиями правительства и произ водителей нефтепродуктов? Обнадеживает лишь то, что проблема обозначена, о ней заговорили... Владимир МИХАЙЛОВ. ^Происшествия От «Индезита» до хрюшек В ночь на 21 июля воришки в двух районах области — Лебедян ском и Измалковском — уменьшили поголовье живности на ферме ЗАО СХПК «Мокрое» и свинарника СХПК «1 Мая». На первой поутру не досчитались двух упитанных бычков, а на втором —двух поросят. В эту же ночь неизвестные из полуприцепа автомобиля «МАЗ» в Универсальном проезде областного центра выгрузили 13 стираль ных машин «Индезит», принадлежащих ООО «Фолиум», и исчезли с ними в неведомом направлении. Расследование проводит ОВД Правобережного округа г. Липец ка. Получение взятки Сотрудниками УБОП УВД области в служебном кабинете воен ного комиссариата г. Ельца задержан офицер этого комиссариата за получение взятки в сумме 5000 рублей за оказание содействия в распределении в воинскую часть военнослужащего срочной служ бы. Расследование проводит военная прокуратура. Труп в парке В четверг в поселке лебедянского машзавода, в парке у спорт площадки СШ № 3, обнаружен труп неработающего Л., 1962 г.р. Вскрытием установлено, что смерть наступила в результате удуше ния. По подозрению в убийстве задержан неработающий Н. Рассле дование проводит прокуратура. По сводкам УВД области служба новостей «Липецкой газеты». ^П ро ек ты XXI века Созидательный процесс получает ускорение Итак , закон о б о с о бы х экономич еских зон ах на территории России принят в тр ех чтениях Д ум ой , о д о б р ен в С ов ете Ф едерации и находится на подписи у пр езидента Анатолий Гольцов Карлос Граса По мнению большинства аналитиков, этот документ —серьезное препятствие на пути дальнейшей деградации экономики страны, ее промышленного потенциала. Как известно, одним из первых инициаторов создания промышленно-экономических зон в России стала, объективно, наша область. Здесь уже несколько лет реализуется совместно с деловыми кругами Италии проект высокоразвитой промышленной инфраструктуры —своеобразный прообраз экономической зоны не на бумаге, а в действительности. И результаты работы очевидны. Поэтому прокомментировать новый закон, который в Липецке и других областях так долго ожидали, мы и попросили людей, для которых ОЭЗ —не пустой звук. Анатолий ГОЛЬЦОВ, на чальник управления про мышленности администра ции области: —Отрадно сознавать, что эволюционные процессы в промышленной политике страны повернулись наконец в сторону развития, поиска крайне необходимых точек роста. Все эти годы шли се рьезные дебаты о необходи мости формирования про мышленных зон, куда долж ны пойти не портфельные инвестиции — ради обогаще ния, — а серьезный капитал на развитие товаропроизво дящего сектора, на выпуск продукции с высокой добав ленной стоимостью. Слава Богу, что наконец-то пришло осознание истины: чтобы поднять экономику страны на мировой уровень, удвоив, на первом этапе, размер ва лового внутреннего продук та, нужно найти механизм подъема, создать правовые условия в укреплении и не-, обратимости такого процесса. Речь идет о том, как вес- • ти плановую работу по подъе му промышленного произ водства в сочетании с рыноч ной конкуренцией. Все эти годы никакой конкуренции не было, как не было и пла нирования, а процветал ди кий рыночный монополизм с вытекающим из этого цено вым диктатом. В законе экономические зоны четко разграничивают ся на промышленно-произ водственные и технико-вне- Мехмет Сойданйаваш дренческие. Это очень важ но сегодня: промышленность должна развиваться, но дол жна быть активизирована и поддержана научно-иннова ционная деятельность. Без этого никакого прорыва не произойдет. Руководство нашей обла сти в течение ряда лет на стаивало на разработке за кона именно такого содер жания. Очевидность и необ ходимость его принятия ис ходила из конкретной прак тики работы с итальянской компанией «Мерлони». Се рьезным импульсом к уско рению законотворчества стал визит в нашу область президента Владимира Пу тина и премьер-министра Италии Сильвио Берлуско ни — на открытие завода стиральных машин. Проект закона обсуждался во мно гих инстанциях федерально го уровня, на местах. Мне, в частности , такж е при шлось принять участие в об суждении закона в Совете Федерации РФ — в комите тах по экономике и бюдже ту. Присутствовал я и на пленарном заседании СФ, когда он принимался. И убе дился — понимание важно сти этого документа огром но и его ждут многие. Да, он не панацея от тех бед, что испытывает наша промыш ленность, но серьезный фун дамент для прорыва на ка- Луиджи Перлич чественно новый уровень развития. После подписания закона президентом начнется серьез ная работа по созданию осо бых экономических зон: под готовлен необходимый пакет документов правового харак тера, проведены конкурсы территорий на получение права формировать у себя экономическую зону. Что касается нашей обла сти, то создание ее у нас — вопрос времени. Как уже ска зано, сама идея таких зон возникла у нас, а опыт рабо ты заинтересовал многих. Повторяю, руководство на шего региона с удовлетворе нием восприняло известие о том, что закон наконец-то принят. То есть определено условие — в каком направ лении и в каких правовых рамках надо работать даль ше: и для власти, и для субъектов рыночной эконо мики. При этом надо дока зать, что та или иная терри тория РФ имеет все возмож ности быть резидентом эко номических зон: иметь чет кую инвестиционную про грамму, убедить в реалистич ности ее. Администрация эконо мической зоны будет утвер ждаться федеральным прави тельством также на конкур сной основе. Определен и комплекс мотиваций — по таможенным , налоговым льготам и многим другим направлениям. Таким образом одновре менно создается и правовая, и инженерная инфраструкту ра для работы инвесторов. Главное — создать условие для быстрого развития, осво бодить товаропроизводителя от бюрократических и иных препон. Все это новым зако ном предусматривается. А нормально, эффективно раз вивающийся бизнес — это и налоги, и рабочие места, и социальное благополучие ре гиона. Кроме того, предпри ятия экономической зоны становятся своеобразным ка тализатором для других про изводств, потребляя их изде лия, используя сырье. Воз можности тут огромны — для всех промышленных от раслей. Думаю, с принятием за кона интерес к нашей облас ти со стороны известных за падных фирм значительно возрастет. Да, этот процесс уже идет. Есть ряд интерес- ных предложений. Мы, со своей стороны, также гото вимся к дальнейшей масш табной работе с деловыми кругами многих стран мира... Генеральный директор ЗАО «Индезит-Интер- нэйшнл» Карлос ГРАСА: —Как известно, инвести ционные риски существуют всегда. Высоки они и в Рос сии, особенно для иностран ного капитала. Новый закон об особых экономических зонах во многом эту пробле му снимает. Это очень важ но, поскольку вместе со структурной, организацион ной поддержкой предусмот рены и экономические льго ты, что позволит эффектив но использовать инвестици онный капитал, а также по ложительно скажется и на принятии конструктивных решений со стороны деловых кругов, намеренных участво вать в работе экономических зон. Уверен также, что закон подтолкнет наших потенци альных поставщиков на при влечение более масштабных инвестиций для работы с нами, раскроет их производ ственный потенциал, п о в& ^Ь сит их конкурентоспособ-Ч^ ность. А это, в свою очередь, будет способствовать конку ренции товаров, производи мых на предприятиях «Ин дезит Интернэйшнл». Результаты дальнейшей работы, безусловно, будут учитываться на перспектив ном планировании объемов последующих инвестиций в Россию... При оценке зако на мы не могли не поинте ресоваться точкой зрения и людей, которые фактичес ки заняты созданием про мышленно-производствен ной зоны у нас в области — на возведении Центра логи стики (терминала) группы промышленных предприя тий «Индезит Интер - нэйшлн». Мехмет СОЙДАНЙА ВАШ, координатор проекта строительства подрядной компании «Бета Тек» (Тур ция): —Я уже высказывался на страницах вашей газеты о нашем интересе и желании и далее трудиться в России. Новый закон об особых эко номических зонах только укрепил этот интерес. В Рос сии много работы , идет подъем экономики, а значит, будет где приложить силы. Закон процессу созидания лишь поможет, создавая луч шие условия для инвесторов, для иностранных компа ний... Луиджи ПЕРЛИЧ, н а ч ал ьн и к строи тел ь ств а , представитель заказчика — компании «Мерлони Про- джетти» (Италия): — Я готов трудиться да лее и в вашей области, и в других регионах России — там, где сочтет необходимым руководство компании. Но, думаю, с принятием закона об особых экономических зо нах, где определены льгот ные условия работы для ин весторов, интерес к России только возрастет. В том чис ле и к промышленной зоне, которую мы создаем в Липец ке... Подготовил Владимир ПЕТРОВ. Под хмельком да с ветерком не уедешь далеко За шесть месяцев нынешнего года на дорогах области зарегистрировано 798 дорожно- транспортных происшествий. Это почти на 19 процентов больше, чем за тот же период прошлого года. Свыше тысячи человек получили ранения различной степени тяжести. Есть, правда, один утешающий факт: число погибших в автомобильных авариях снизилось по сравнению с прошлым полугодием со 110 до 101 человека. Но это слабое утешение. Положение на дорогах области продолжает оставаться очень напряженным. Почему? Ответ на этот вопрос искали участники пресс- конференции, посвященной итогам оперативно служебной деятельности сотрудников областного управления ГИБДД за первое полугодие. Встречу с представителями местных средств массовой информации провел руководитель этого подразделения Алексей АКСЕНОВ. Одной из объективных при чин высокой аварийности на до рогах области начальник ГИБДД назвал прямо-таки фантастичес кий автомобильный бум в нашем регионе. За последние 15 лет ко личество машин возросло с чуть более 40 тысяч до 293. Усугубил аварийную ситуа цию и значительно омолодив шийся водительский состав. Если раньше права выдавались, главным образом, тем юношам, которые прошли подготовку к службе в армии и уже обладали твердыми практическими и тео ретическими навыками вожде ния, то сейчас за руль садятся все, достигшие совершенноле тия молодые люди, прошедшие кратковременное обучение в ав тошколах или, что сейчас допус кается, самостоятельно. К сожа лению, из-за низкого професси онального уровня многих препо давателей автошкол их знания оказываются очень слабыми. Не отвечает современным требова ниям и воспитательная работа в этих учебных заведениях, при званная прививать будущим во дителям высокую ответствен ность за жизнь и здоровье тех, с кем приходится встречаться во время пути. Сейчас это положе ние активно исправляется, но до положительных итогов еще, ви димо, далеко. ДТП — это не несчастный случай, подчеркивалось на пресс-конференции, это —преж де всего халатность. Если будут на дорогах строгая дисциплина и порядок, уважительное отно шение друг к другу и водителей, и пешеходов, то половины слу чающихся сейчас аварий можно избежать. И никаких материаль ных затрат на это не потребует ся. Но ясно, что само собой та кое благополучие не придет. Явно не способствует сниже нию аварийности мягкий спрос с нарушителей за содеянное. По- самовольничал слегка на доро ге без ущерба себе и другим — плати всего-навсего 50 рублей и езжай себе дальше. А дальше может случиться большая беда... Не очень строг закон и к тем, кто имеет склонность садиться за руль в нетрезвом виде. Са мое большое, что им грозит, — это лишение на время водитель ских прав. Такой вердикт вынес ла по этому больному вопросу Госдума. Не потому ли число та кого рода нарушителей сокраща ется у нас очень медленно и ежедневно их задерживается ав тоинспекторами от 30 до 50 че ловек? Среди субъективных причин высокой аварийности Алексей Аксенов назвал прохождение по нашей области участка предель но напряженной всероссийской трассы «Дон». Поскольку средств на ее основательную реконструк цию из Министерства транспор та не поступило, было решено выделить туда специальный взвод ГИБДД. Это помогло улуч шить ситуацию и снизить коли чество ДТП на 21 процент. Но где же взять дополнительных со трудников, которые, безусловно, нужны и на других трассах об ласти?! Решение этой проблемы ви дится только в одном — более широком использовании для предотвращения ДТП техничес ких средств безопасности, а так же в цивилизованном обустрой стве дорог. Многое в этом на правлении уже делается. К при меру, нанесение дорожной раз метки,, позволяющей водителю видеть трассу в ночное время. Поскольку почти 80 процентов нарушений правил дорожного движения происходит из-за пре вышения скорости, все подраз деления ГИБДД будут обеспече ны радарами. Планируется так же приобрести более совершен ные приборы этого вида, кото рые позволят определять ско рость каждой машины в автомо бильном потоке. Все это, конечно, потребует больших средств. Но что может быть дороже человеческих жиз ней, загубленных из-за чьей-то халатности, безответственности, легкомыслия?! Александр КИБАЛЬНИЧЕНКО. Выпьем. А снова нальем? —Федя, вставай, Федя... —уговаривала женщина. Но Федя лежал, не шелохнувшись, с ног до головы в грязи. По всему было видно —тяжело шел человек домой, а добрался и, уронив тщедушное тело на порог, отключился, зная, что жена, как обычно, дотащит до кровати. Поймав мой сочувственный взгляд, женщина пожаловалась: —Вторую неделю не просыхает. Купит где-то по дешевке эту гадость паленую и возвращается никакой. Перед соседями стыдно. Сколько их, таких федоров, Иванов и Викторов, от которых уже и сем ья о тв е р н у л а с ь , а сколько погибло от па губно го пристрастия?.. Статистика смертности от алкоголизма весьма приблизи тельна. По данным судебного морга, в области в прошлом году смерть от отравления ал коголем и его суррогатами на ступила у 620 человек. По срав нению с 2003 годом (615 чело век) рост вроде бы и невелик, но ситуация-то стабильна... Как правило, смерть наступает из- за длительного употребления алкоголя. А там поди разберись — чего и сколько употребил не счастный и почему у него раз вились те или иные смертель ные заболевания — инфаркт, инсульт, цирроз печени или по чечная недостаточность, кото рые и фиксируются в свидетель стве о смерти. — Алкогольное отравление наступает от количества выпито го и длительного его употребле ния, —считает заведующая цен тром острых отравлений, глав ный внештатный токсиколог об ластной клинической больницы Юлия Дубровина. —Последствия ли это употребления водки, куп ленной в магазине, или ее сур рогатов, мы можем определить лишь со слов больного или его родственников. Установить лабо раторным способом состав на питка, если человек запоем пил недели две, практически невоз можно. Скажу только, что алко гольные суррогаты могут содер жать метиловый спирт, дихлор этан, этиленглюколь, вызываю щие необратимые последствия. Кстати, лечение острых от равлений в токсикологическом центре ОКБ стоит до 2600 руб лей в сутки, так что это еще и не по карману тем, кто пьет все, что можно купить по дешевке. Наша газета не раз обраща лась к теме подпольного алко гольного бизнеса в Липецкой области. В чем же дело, неуже ли нельзя остановить всех этих отравителей? Вот что рассказал мне за меститель начальника управле ния по борьбе с экономически ми преступлениями УВД Липец кой области полковник Юрий Попов: — С начала этого года мы возбудили уже 64 уголовных дела по незаконному обороту и реализации алкогольной про дукции. Для сравнения: в 2004 году таких дел было возбужде но всего 10. Цифры так разли чаются не потому, что преступ лений стало больше. Просто благодаря изменению в законо дательстве у нас появились ры чаги воздействия на подпольных изготовителей спиртного. Вот недавний пример. 24 июня в Задонске мы разобла чили семью, которая у себя на дому кустарным способом из готавливала спиртосодержащие напитки. Изъяли более тысячи бутылок так называемой вод ки под названием «Чарка» и жидкости с надписью «Рояль». Как правило, свой товар ви нокуры -кустари, по словам Юрия Ивановича, реализуют по требителям, ищущим спиртное на большие торжества, напри мер свадьбы или похороны. Или через сеть так называемых рю мочных-распивочных, продаю щих водку на розлив. Цена та кой «водки» ниже магазинной почти на 30 рублей за пол-лит ра. Изготовителям же она обхо дится, вы не поверите, в 6 руб лей! Сырьем для кустарей в пос ледние годы служат даже хозяй ственные спиртосодержащие жидкости типа «Максимки» и «Льдинки», в состав которых входит химическое вещество диэтилфтолат. Оно, попав в организм в больших количе ствах, может вызвать тяжелые нарушения психики — галлюци нации, агрессию, которые и ста новятся причиной многих пре ступлений. На легальном же рынке ал коголя обстановка более-менее благополучная. Попытки проник нуть туда с продукцией сомни тельного качества отслеживают ся и пресекаются на подступах к прилавку. Примером такого подхода может служить недавний случай с крупной партией водки —3990 бутылок — производства «Укра- инской водочной компании «МепъгоЯ», пришедшей из Укра ины на склады одного из липец ких торговых предприятий. ФГУЗ «Центр гигиены и эпиде миологии в Липецкой области», исследовав эту продукцию, об наружило в составе напитков гексиловый спирт, который ток сичен и не должен применяться в пищевой промышленности. Вся партия была возвращена поставщику. Но у каждого ли из нас есть уверенность, что другая подоб ная партия не найдет лазейку к прилавку? Ольга БОЧКОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz