Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
экспедиция Дмитрий Корсак МИНСК Почему у нас нет Притяжение Арктики Белорусский исследователь получил российский знак «Почетный полярник» НА ОБРАТНОЙ стороне сереб ряного знака, врученного заве дующему сектором охотоведе ния и ресурсов охотничьей фау ны Института зоологии Акаде мии наук Беларуси Владимиру ТЫШКЕВИЧУ, выбит номер 346. Это значит, что сейчас в мире не наберется и трехсот пя тидесяти человек, отмеченных такой наградой, ныне здравст вующих из них — около двух сот. Основная специализация ученого — крупные млекопита ющие, в частности, медведи. Только среди льдов он изучает белых, а в лесах Беларуси — бу рых. — Получается, что половину жизни вы провели с хищника ми? — спрашиваю у биолога. — Не только с хищниками, с браконьерами тоже, — уточняет Тышкевич. Занялся полярными иссле дованиями белорусский ученый совершенно случайно. Случи лось так, что его товарищ, рабо тавший на острове Врангеля, предложил поучаствовать в од ном научном проекте. Влади мир согласился. А дальше... Тышкевич говорит коротко: «Север невозможно не полю бить...» Поначалу это были кратко временные экспедиции, на ле то. А в 2003 году полярник про вел на дрейфующих льдах на станции СП-32 свою первую ав тономную зимовку и стал, та ким образом, первым биологом, который работал на подобной станции целый год. — Вообще-то так обстоя тельства сложились, — уточня ет Владимир.— Я планировал провести полугодовую вахту, у меня к ее завершению в Минске как раз должен был второй ре бенок родиться. Но из-за слож ной ледовой обстановки не бы ло возможности построить взлетно-посадочную полосу. Пришлось задержаться еще на полгода. А когда вернулся до мой, дочери Сашеньке уже бы ло несколько месяцев. Закончилась экспедиция не ожиданно и драматично. Вне запно лед, на котором стояла станция, пошел трещинами, и все здания практически за пол часа ушли под воду. — Пришлось пять дней «тан цевать» вокруг бочки с соляр кой, — вспоминает Владимир. — Мороз был по полярным мер кам небольшой, около тридцати градусов. Потом прилетел вер толет и вывез нас на Шпицбер ген. А вообще страшно на севе ре не бывает. Ведь полярники — они как моряки. Ко всем не ожиданностям относятся фило софски. Просто есть опасности очевидные, к примеру, если ты в трещину во льду провалишься или в городе под трамвай попа дешь. Их можно избежать. А есть те, которых избежать не возможно. Чего тогда из-за них волноваться? От судьбы не уй дешь. Если в космосе все зави сит от техники, то на полярной станции практически на сто процентов — от человека, от его личных качеств. К примеру, если механик на вахте заснет, то он «запорет» дизель, и стан ция лишится электричества. А это означает окончание работ и эвакуацию на «большую зем лю» — что делать во время по лярной ночи без света? Какие исследования ты можешь про водить? Владимир Тышкевич считает, что Беларусь просто обязана ос ваивать Арктику. И проводить та кие исследования целесообраз но совместно с Россией. Причем если все как следует наладить, то это будет действительно взаимо выгодное сотрудничество. — Беларусь может предос тавить тех же геологов, метео рологов, говорит полярник. — Помимо этого мы можем пред ложить многие научные разра ботки и программы, большинст во из которых уже доказали свою работоспособность. В бе лорусском Институте физики делают оборудование, с помо щью которого можно изучать загрязнение атмосферы. По добная установка на полюсе, я считаю, просто необходима. Или другая белорусская разра ботка — дизельные вездеходы на пневматике низкого давле ния. Если бы они в 2003 году у нас были, не надо было бы все го ажиотажа с вертолетами и спасением. Мы бы спокойно се ли в вездеходы и укатили в Гренландию. На полярной станции колле- ■ Владимир Тышкевич со знаком «Почетный полярник»; лучший транспорт на Севере — полярное «такси». ги шутя называли Тышкевича директором. Говорили, ведет он себя как директор заповедника. Постоянно следит за тем, чтобы полярники приносили наимень ший вред окружающей приро де, не позволяет напрасно пу гать животных. Но на самом де ле в этом нет ничего удивитель ного — ведь Владимир был единственным биологом на ты сячи километров вокруг. Жизнь на равных правах Дипломаты обсудили вопросы белорусско-российского сотрудничества сотрудничество Игорь Кольченко МИНСК — МОСКВА СОСТОЯЛАСЬ рабочая встреча министра иностранных дел Бела руси Сергея МАРТЫНОВА с заме стителем российского министра иностранных дел Григорием КА РАСИНЫМ. Дипломаты двух стран довольно часто проводят такие «сверки часов». Так, всего месяц назад Мартынов встречал ся с министром иностранных дел России Сергеем ЛАВРОВЫМ. Общаясь с журналистами, бе лорусский министр заявил, что от ношения с Россиейдля его страны являются приоритетом ее много векторной внешней политики. «Наши союзные отношения— это то, в чем мы видим серьезное бу дущее для двух наших стран», — сказал С. Мартынов. Он также выразил заинтересованность бе лорусской стороны в продолжении совместной работы по таким на правлениям, как экономическое взаимодействие, сотрудничество в военно-технической сфере и со действие тем шагам союзного строительства, которые делают жизнь граждан наших государств удобной, простой и на равных пра вах. В свою очередь Г. Карасин от метил, что «ближе Беларуси у нас государства нет». По его словам, Минск и Москва имеют «близкие взгляды на многие вопросы». Пресс-служба белорусского МИДа сообщила, что дипломаты обсудили самые разные вопросы сотрудничества двух стран. Преж де всего в рамках Союзного госу дарства, развития двусторонних отношений, а также координации действий на международной аре не. Напомним, что в апреле этого года Александр Лукашенко и Вла димир Путин подписали Програм му согласованных действий в об ласти внешней политики, которая и является руководством к дейст вию для министерств иностран ных дел двух стран. Между тем Отношения между Беларусью и Россией развиваются по восходящей, опи раясь на многовековой опыт братских народов двух стран. Обэтом заявил вчера официальный представитель Министерства иностранных дел РФ Александр Яковенко, комментируя нынешнее состояние белорусско-рос сийских отношений. «Важность этих отношений в последнее время лишь возросла»,— подчеркнул он. Как отметил представитель российского внешнеполитического ведомства, приоритетным направлением является строительство Союзного государства, что, по его мнению, позволит еще больше укрепить интеграционное сотрудничество. БЕЛТА . «Трудовой семестр» вТихорецке Четвертый год студенты из Гродненской области едут работать летом в Краснодарский край сезонная тема Елена Денисенко ГРО Д НО — ТИ Х О Р Е Ц К ЖЕЛАЮЩИХ поработать, а заод но и отдохнуть в прекрасном угол ке России Краснодарском крае Гродненскому областному коми тету Белорусского республикан ского союза молодежи долго ис кать не пришлось. На объявле ния, которые были развешены во всех региональных вузах, отклик нулись студенты из разных горо дов: Волковыска, Ошмян, Слони- ма, Лиды. И уже в начале июля 50 парней и девушек отправились в Тихорецк. — Мы четвертый год поддер живаем тесные дружеские связи с агропромфирмой «Тихорец- кконсервы» и отправляем на это предприятие своих студентов, — рассказала корреспонденту «СО- ЮЗа» заведующая отделом реа лизации молодежных программ Гродненского областного комите та БРСМ Тамара БИРИЛОВА. — Ребят в Тихорецке всегда ждут. Причем не только чтобы «загру зить» работой на предприятии. Отделы по делам молодежи и культуры этого города помогают организовать им интересные про граммы, конкурсы. Каждый год наши^туденты привозят грамоты от городской администрации. Участники областного сводно го студенческого отряда «Бела русь» трудятся на уборке овощей и фруктов, а досуг проводят в компании российских друзей. Не давно, например, состоялось торжественное открытие лагеря с поднятием белорусского флага. Кстати, когда гродненские ребя та еще только собирались выез жать в Россию, их тихорецкие друзья попросили привезти в ка честве подарков белорусские флажки. Для преподавательницы Грод ненского государственного кол леджа искусств Ирины Ильинич ны ЕНДЖЕЕВСКОЙ Краснодар ский край стал чуть ли не второй родиной. Она уже 23-й раз приво зит сюда студентов. Да и многие ребята тоже едут в Тихорецк не впервые. Побывав здесь в про шлом и позапрошлом году и по чувствовав доброе отношение к себе, студенты с нетерпением ждут следующего лета, чтобы вернуться сюда снова. Как рассказала Тамара Бири- лова, ребятаживут в гостиничных номерах при заводе, получают бесплатное трехразовое питание. Помимо этого один или два раза за смену руководство агропром- фирмы «Тихорецкконсервы» ор ганизует для белорусских студен тов отдых на море. Домой ребята вернутся в конце августа. За это время молодежь сможет и отдох нуть, и подружиться, и заработать кое-какие деньги. В прошлом го ду, например, студенты привезли домой по 2.800—3.200 россий ских рублей — неплохая прибав ка к стипендии! Кроме того, рос сийское предприятие никогда не отпускает своих помощников до мой с пустыми руками, щедро одаривает надорожку овощами и фруктами. — Жаль, что нашим друзьям из Тихорецка никак не удается приехать к нам в гости, — говорит Тамара Алексеевна. — Круглый год мы переписываемся с ними, созваниваемся. Они шлют нам поздравительные открытки, теле граммы и обещают приехать на стройотрядовский фестиваль, ко торый мы ежегодно проводим в ноябре. Надеемся, что в этом году все-таки дождемся в гости рос сийских друзей. Краснодарский край традици онно принимает у себя белорус ских студентов. В этом году, на пример, помимо ребят из Грод- ненщины в Анапе работают педа гогические отряды, сформиро ванные из Могилевских студен тов. Более 100 белорусских вожа тых трудятся в детских оздорови тельных лагерях «Черноморец», «Юбилейный» и «Ока». Хлопковая нить — самая прочная Текстильщики сотрудничают уже 60 лет экономика великих экономистов книжная полка Алексей Балиев М И Н С К — Т АШ К Е Н Т БЕЛАРУСЬ с июля нынешнего го да отменила импортные пошлины на хлопок-сырец и волокно. Тем самым белорусские текстильные отрасли— впервые после 1990 го да — будут полностью обеспече ны этим сравнительно дешевым сырьем, поступающим главным образом из Узбекистана и Тур кмении через Россию. Упомянутое решение вписыва ется в программы долгосрочного сотрудничества . Беларуси со Средней'Азией. В частности, в об мен на белорусские промышлен ные изделия среднеазиатские страны поставляют сельскохозяй ственное, текстильное, другое сы рье и его полуфабрикаты. Причем по взаимно согласованным це нам, зачастую не привязанным к мировой конъюнктуре. Такое сот рудничество предусмотрено бе лорусско-узбекистанскими и бе лорусско-туркменскими догово ренностями 2004— 2005 годов, о которых уже сообщал «СОЮЗ». Среднеазиатский хлопок, в от сутствие пошлин и при прямых по ставках (а не через «наценочных» посредников), намного дешевле «заморского», во-вторых, бело русские текстильщики с ним рабо тают уже 60 лет, так что техноло гия переработки этого сырья дав но опробована. В-третьйх, его им порт Беларусью стимулирует встречный белорусский экспорт в Узбекистан и Туркмению, в том числе сельхозтехники и химудоб- рений, которые постоянно востре бованы сельским хозяйством этих стран. Неудивительно, что Таш кент и Ашхабад сотрудничают с Минском в разработке более эф фективных вариантов, например, хлопкоуборочной технологии. Хлопкоизделия составляют ос нову экспорта Туркменистана и особенно Узбекистана. Практиче ски все страны экс-СССР резко сократили закупки этой продук ции, а она с 1930-х годов постав лялась почти исключительно в республики бывшего Советского Союза. Поэтому решение Белару си, как и недавние российско-уз бекистанские договоренности об увеличении прямых поставок в РФ хлопкосырья по бартеру, фак тически восстанавливает межре гиональную текстильно-техноло гическую кооперацию. Александр Беляев М О С К В А ИЗВЕСТНО, что русские ошибки — точки отсчета в европейских теориях. Экс-губернатор Саха лина, экономист Валентин ФЕ ДОРОВ, видимо, взял на воору жение этот постулат и уже с пер вых страниц своей книги «Рос сия: внутренние и внешние опас ности» рассматривает актуаль ные проблемы современного Российского государства с тра гической позиции пионерского (в смысле — первопроходческо го) удела своего Отечества. Так переосмысливаются и наполня ются живым смыслом демогра фическая ситуация, сложившая ся в последние десятилетия, эт- низация национальных респуб лик в составе России и культиви рование ими своего государст венного суверенитета. По мнению автора, доктора экономических наук, экс-губер натора Сахалинской области и экс-замминистра экономики РФ, экс-председателя прави тельства Республики Саха (Яку тия), в XXI век Россия вступила с отставанием по ряду решающих параметров. Исследование В. Федорова направлено на выработку пра вильных стратегических реше ний. Она, безусловно, найдет своего читателя и в Москве, и в Минске, и в регионах. Автор прослеживает двойст венное отношение Запада ко всему происходящему в России и вокруг нее. Западные страны менее всего желали бы превра щения России в мощного эконо мического конкурента. А для этого у России есть все данные: большое население, грандиоз ная территория, богатые при родные ресурсы, интеллекту альный и культурный потенци ал... В. Федоров выносит на пове стку дня вопрос: «Почему у нас нет великих экономистов?» И дает свой ответ: производитель ные силы в России отстают в своем развитии от производи тельных систем в передовых странах Запада. Подняться до уровня Дж. М. Кейнса и М. Фрид мана можно лишь на острие проблемы современности, кото рые решает для себя передовая экономика. Будучи «служанкой политики», советская экономи ческая наука приспосаблива лась к идеям планового хозяйст ва, за малейшее отклонение от генеральной линии советские экономисты наказывались. В происходящей ныне глобализа ции, считает автор книги, Запад создает тем самым материаль ную базу для новых прорывов в своей экономике. Зарубежные советы западных экспертов и особенно МВФ, к которым в пос леднее десятилетие прислуши валось российское руководство, не учитывали конкретного со стояния нашего хозяйства. Ав тор книги приходит к выводу, что нельзя предвидеть экономи ческое развитие страны во всем его объеме. Неоднократные провалы в прогнозировании за падных экономистов заставили их отойти от безусловных, одно значных прогнозов и прийти к принципу составления сценари ев развития экономических со бытий при допущении разных изменений и исходных и сопут ствующих условиях. Сумма нынешних экономиче ских знаний не позволяет сегодня никакой власти любой системы или режима всецело управлять общественным воспроизводст вом. На Западе и не пытаются этого делать и потому не совер шают просчетов, аналогичных советским в прошлом. Конечно, государство в большой степени участвует в экономической жиз ни, но даже в эпоху компьютеров и информатики оно играет вто ричную роль вданной сфере. В «своде экономических ис тин» В. Федорова, дающих руко водителям представления, что можно и что нельзя делать в эко номике, вызывает интерес его те зис: «Внешняя политика должна быть прибыльной, а не затрат ной». С этим согласится любой мыслящий гражданин Отечест ва, в котором все, как иронически замечает автор книги, «считают себя специалистами в трех обла стях— футболе, политике и эко номике». И все-таки наша жизнь такова, что каждый хотел бы знать, что такое пресловутая «рыночная экономика» и с чем ее едят. В. Федоров голосует за «со циальную рыночную экономику», то есть за такую экономику, в центре которой стоят рядовой че ловек, его семья. Нашажизнь такова, что каждый хотел бы знать, что такое пресловутая «рыночная экономика» и с чем ее едят. Получат патент на внешний вид Минский тракторный завод расширяет поставки в Россию интеграция Владимир Бибиков МИНСК — МОСКВА ПЕРЕНОС сборочных произ водств автомобилей, тракто ров, бытовой техники поближе к рынкам сбыта — сегодня обыч ная мировая практика. В Рос сии, например, уже действуют несколько подобных предпри ятий, созданных такими авто концернами, как «Форд», БМВ. Использует этот прием в про движении своей продукции и Минский тракторный завод, прочно обосновавшийся в чис ле 8 крупнейших родственных фирм мира. Свои сборочные производства МТЗ организовал в Польше, Украине и преимуще ственно в России. Однако в от личие от многих западных про изводителей, нередко передаю щих на такие дочерние пред приятия сборку техники, преж де выпускавшейся уже не один год, на заводе в Елабуге (Татар стан) Минский тракторный ор ганизовал выпуск из машино комплектов, присылаемых из Беларуси, своей новейшей мо дели мощностью 130 лошади ных сил. И не прогадал. Собран ные в Елабуге тракторы «Бела- рус» пользуются повышенным спросом в европейских регио нах России. Не нужно пояснять, какую выгоду от этого имеет МТЗ. Однако и российская сто рона не внакладе. Она не толь ко получает новейшие машины, незаменимые в сельском хозяй стве и многих других отраслях, но и создала сотни высокоопла чиваемых рабочих мест. Так что идея, реализованная при создании МТЗ без малого 60 лет назад, актуальна и сегод ня: снабжать колесными тракто рами не только Беларусь, но и дружественные страны. Выпуск техники постоянно растет. Если в прошлом году изготовлено 35 тысяч тракторов, то в этом на мечено произвести не менее 40 тысяч. Сегодня на МТЗ приходится около 85 процентов всего про изводства колесных тракторов в странах СНГ. Причем это ка чественно новые машины. Во времена СССР завод выпускал всего несколько моделей и мо дификаций. Сейчас это не сколько семейств машин нового поколения мощностью от 5 до 300 лошадиных сил, предназна ченных как для фермера, так и для крупного специализирован ного производства самой раз нообразной сельскохозяйствен ной продукции, для коммуналь ных служб, работы в подземных выработках, трактора общепро мышленного назначения и для других сфер. Наверно, потому, что на заводе на 180 градусов развернули корпоративную фи лософию и теперь продают не то, что делается, а делают то, что продается, спрос на мин ские трактора постоянно рас тет. В 2000 году они поставля лись в 46 стран, а в прошлом — уже в 66. При этом Россия уверенно занимает первое место в этом перечне. Более того, поставки минских тракторов на россий ский рынок нарастают. В про шлом году туда было поставле но около 14 тысяч машин, в этом предполагается продать не менее 15,5 тысячи. После кратковременного увлечения продукцией западных фирм россияне сейчас вновь о т д а ^ Р предпочтение относительно бо лее дешевым, но не менее на дежным, долговечным и произ водительным минским тракто рам. Ни один российский губер натор, приезжая с визитом в Минск, не обходит стороной предприятие, где они выпуска ются, с тем, чтобы договориться об их поставках, а то и органи зации сборочного предприятия. Это и неудивительно, по пред варительным подсчетам, Рос сия нуждается в замене 450 ты сяч тракторов — примерно по 50 тысяч в год. «И мы готовы удовлетворить платежеспособ ный спрос в наших маши нах», — подчеркнул в беседе с корреспондентом «СОЮЗа» ге неральный директор Минскгдго тракторного завода Александр ПУХОВОЙ. Сегодня МТЗ — на сто ящ и ^Ь концерн, помимо го л о в н о г ^ ^ предприятия насчитывающий несколько агрегатных заводов в разных регионах Беларуси, сеть торговых домов и сервис ных центров по всей России. Причем комплектуется «Бела- рус» отечественными двигате лями, которые производят на известном в России Минском моторном заводе. Шины изгота вливают на крупнейшем шин ном комбинате в Бобруйске. Так что свое фирменное название трактор полностью оправдыва ет. Какими же будут белорус ские трактора в недалеком бу дущем? На заводе рассказали, что образцы техники нового по коления уже созданы и испыты ваются, это будут принципиаль но новые машины, не похожие на нынешние. Пока идет патен тование внешнего вида и наи более ответственных узлов, по том новинки будут представле ны. А вот о перспективах их вы пуска, скажем, к 2011 году уже можно говорить конкретно. — Объем производства воз растет до 75 тысяч штук, — рас сказал А. Пуховой. — Резко воз растет удельный вес энергона сыщенных тракторов. Их можно будет покупать в комплексе с высокоэффективными орудия ми обработки почвы. Основой * для этого станет кардинальное перевооружение основных фон дов. Изменение технологий бу дет революционным, включая установку роботов и манипуля торов. На это предусмотрено израсходовать 680 миллионов долларов инвестиций, причем только 70 миллионов будут за емными. Остальное должно за работать само предприятие. Естественно, все эти преоб разования напрямую коснутся и множества российских пред приятий и целых регионов. И по тому, что они получат новей шую технику и смогут поднять уровень сельского хозяйства, других отраслей. И потому, что являются поставщиками для МТЗ металлов и других матери алов и комплектующих, заинте ресованы в расширении их по ставок. Возможно, это станет основой для возрождения в рамках Союзного государства тракторостроения в целом. Ведь еще свежи в памяти вре мена, когда под маркой «Бела- рус» на международном рынке продавалась продукция 24 предприятий сельскохозяйст венного машиностроения, в первую очередь белорусских и российских. Дорога Окончание. Начало на стр. I И практически каждый уча стник выставки нашел делового партнера. Минский завод «Ам- кодор» заключил контракты на поставку погрузчиков и аэро дромно-уборочной машины. Ну, а изделия пищевой промыш ленности и вовсе вызвали ажи отажный интерес. Одних только молочных продуктов брестско го предприятия «Савушкин про дукт» и только в июле будет по ставлено калининградским по требителям на 80 тысяч долла ров. Не менее впечатляющие контракты заключены и на по ставку белорусских сыров, ли кероводочной продукции. Есть также большой спрос на бело русский цемент, запчасти для разнообразной техники. — Наша экспозиция пользо валась огромным успехом, — прокомментировал корреспон денту «СОЮЗа» итоги выстав ки ведущий специалист пред приятия «Белинттерэкспо» Ни колай ПОТОРСКИЙ. — Ее посе тили около 15 тысяч человек. В целом она послужит дальней шему развитию сотрудничества Беларуси и Калининградского региона. Благо не приходится начи нать на пустом месте. Из года в год растет взаимный товаро оборот. В прошлом, например, он увеличился почти в полтора раза. Схожие цифры роста про демонстрированы и в году ны нешнем. Сбалансировать вза имный интерес позволяет сог лашение между правительства ми двух стран о долгосрочном сотрудничестве Беларуси с Ка лининградской областью. Каж- кморю дая сторона получает то, в чем в первую очередь заинтересова на. Беларусь — переработан ную и свежую рыбу, продукты из мяса, бумагу, целлюлозу и изделия из металла. Калинин град — лесоматериалы, цемент и изделия из бетона, минераль ные удобрения, черные метал лы. Особая строка — сотрудни чество в области транспорта. Россия заинтересована в том, чтобы транзитом доставлять че рез Беларусь в свои калинин градские порты как можно боль ше грузов. Белорусы в свою очередь стремятся загрузить железную дорогу, а также полу чить на выгодных условиях вы ход к морю. Как показывают цифры, железнодорожники уже нашли общий язык. Только за 5 месяцев этого года вывоз гру зов из Беларуси в Калининград ский регион увеличился более чем на треть. Это говорит о том, что созданы достаточно конку рентоспособные тарифные ус ловия для дальнейшего увели чения транзитных перевозок. Подобное можно сказать и о других сферах совместной дея тельности. Как ожидается, в ближайшее время Президент Беларуси даст соответствую щие поручения Правительству и Министерству иностранных дел страны по реализации бе лорусской и калининградской интеграционных инициатив. Уже в следующем году в Минске состоится выставка продукции предприятий Калининграда и области, а через год — очеред ная Национальная выставка Бе ларуси в этом российском реги оне.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz