Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

^П о тр еби т ел ь ск и й рынок области : 50 л ет служ ения общ еству газета ^Тенденции и перспективы Диктор ЧЕБОТАРЕВ, председатель Департамента потребительского рынка областной администрации: «Не сдавать позиций и повышать качество услуг!» Невозможно представить жизнь общества без торговых отношений: каждый человек ежедневно участвует в них. А для многих, наряду с круп­ ным бизнесом, именно тор­ говля стала символом успеха в предпринимательской дея­ тельности, фактором солид­ ного благополучия. Следует отметить главное — потребительский рынок области продолжает устойчи­ во развиваться, чему, безус­ ловно, способствовало благо­ приятное экономическое по­ ложение области, рост реаль­ ных денежных доходов насе­ ления, укрепление экономи­ ки промышленных предпри­ ятий. Рост реальных денежных доходов сказался и на покупательной активности населения. Более 70 процентов заработанных денег жители тратят на покупку товаров и оплату услуг. За шесть месяцев нынешне­ го года оборот розничной торговли составил восемнадцать с половиной миллиардов рублей с темпом роста к соответству­ ющему прошлогоднему периоду (в сопоставимых ценах) — 113,6 процента. Увеличение объемов продаж наблюдалось во всех городах и районах области. Оборот в сфере общественно­ го питания составил 725,7 миллиона рублей с приростом 9 процентов к уровню прошлого года. Ощутима отдача от реализации программы государствен­ ной поддержки торгового обслуживания. Заметно увеличи­ лись темпы роста оборота розничной торговли в районах об­ ласти — до 130 с половиной процентов при среднеобластном показателе 118 процентов, удалось охватить торговым обслу­ живанием все отдаленные и малонаселенные пункты, увели­ чить объемы продаж на душу сельского населения до 15,7 тысячи рублей, изменить структуру оборота в сторону роста доли непродовольственных товаров. При этом инфраструкту­ ра предприятий торговли стала меняться в сторону формиро­ вания крупных торговых сетей, роста числа специализиро­ ванных магазинов. По обороту розничной торговли и общественного питания на душу населения область лидирует в Центральном Чернозе­ мье. Каждый среднестатистический житель области приоб­ рел в первом полугодии товаров на сумму более 15 тысяч руб­ лей, ему оказано услуг общественного питания на 600 рублей. Заметны улучшения и в бытовом обслуживании населе­ ния. Повысилось качество и количество услуг, появилось не­ мало новых рабочих мест. С начала года открыто около 40 объектов службы быта и половина из них — в районах! В первом полугодии объем бытовых услуг населению в целом по области превысил 852 миллиона рублей, что состав­ ляет 110 процентов к соответствующему периоду прошлого года (в сопоставимых ценах). В Центральном Черноземье об­ ласть занимает первое место по объемам .бытовых услуг иц одного жителя. И это также один из важных итогов успехи ной реализации программы развития бытовых услуг населе­ нию на 2003—2005 годы. В целях поддержания территориальной и ценовой доступ­ ности торговых и бытовых услуг в сельской местности, смяг­ чения последствий после присоединения России к ВТО Депар­ тамент потребительского рынка считает необходимым продол­ жить государственную поддержку торгового и бытового об­ служивания в 2006—2008 годах. И основным инструментом в этом будут соответствующие программы. В первую очередь они направлены на совершенствование внешней среды для развития торговли и бытового обслуживания, на оказание финансово-кредитной поддержки. Кроме того, большое вни­ мание будет уделено повышению квалификации работников торговли. Будем надеяться, что реализация новых программ госу­ дарственной поддержки, которые вскоре будут вынесены на обсуждение депутатов областного Совета, выведет предприя­ тия торгового и бытового обслуживания на качественно но­ вый путь развития, создаст необходимые условия для повы­ шения их экономической активности. Потребительскому рынку области — 50 лет! Сделано мно­ гое, но предстоит сделать ещё больше. Задача на ближайшее время — не сдавать лидирующих позиций. И приумножить эффективность труда — на благо жителей области! 'Мастерство исполнения По секрету всему свету, Какой он, современный работник торговли? Конечно, энергичный, грамотный, деловой... Этот список прилагательных к образу успешного предпринимателя можно продолжать долго. Главное же, как отмечает большинство из них, — придерживаться нескольких ключевых правил: следует искать правильный подход к покупателю, изучать успехи конкурентов, вести грамотную ассортиментную политику. Руководство сети магазинов «Кристалл» исключений из этих правил никогда не делало. Индивидуальный подход к каждому, широкий ассортимент товаров — вот слагаемые успешного, развивающегося бизнеса этих магазинов. И как награда за стремление работать по-новому — признание «Кри­ сталла» лучшим ювелирным магазином России 2005 года. Опытом исполнения социальных обязательств перед по­ купателями может поделиться и торговый дом «Пролетарс­ кий». Коллектив компании вот уже который год работает под девизом: «Богатый выбор товаров — по доступным це­ нам!». Поэтому не удивительно, что липчане охотно прихо­ дят в «Пролетарский», а сеть магазинов расширяется. В дополнение ко всему сказанному, еще одним секретом успешного развития предприятия делится липецкое ООО «Ассорти», которое на липецком рынке более десяти лет: постоянно заниматься кадровой политикой. В нынешних ус­ ловиях конкурентной борьбы, чтобы выжить, необходимо дви­ гаться вперед. И дружный коллектив профессионалов —боль­ шая подмога в этом. В самом деле, когда каждый работник предприятия вно­ сит свою лепту в его развитие, болеет душой за его судьбу, оно развивается намного эффективнее. Как, например, в слу­ чае с рестораном «Ань-Шань» — одним из немногих мест в городе, где вам могут предложить самые изысканные блюда китайской кухни. Все, кто бывал здесь, признают: это — небольшой кусочек далекого Китая в Липецке... Интересен подход к делу и у руководителей ресторана «Мельница». Уютная обстановка, разнообразное меню и ин­ дивидуальный подход к каждому посетителю делают его при­ влекательным для многих липчан и гостей города. Конечно, чтобы рассказать обо всех успешных предприя­ тиях города, одной газетной полосы не хватит. Доля липчан в обороте розничной торговли области — более 70 процен­ тов! И поэтому сегодня, в день 50-летия отрасли, мы поздрав­ ляем всех, кого назвали и о ком еще расскажем в будущих публикациях. Здоровья, мудрости, творческого подъема и удовлетворения от нелёгкого, но нужного труда! Подзоркимоком Меркурия 'Кадры ... Обаятельные продавщицы в выглаженных блузках с накрахмаленными воротничками и в белоснежных фартуках, мастерски орудующие ножами, нарезая тончайшими ломтиками колбасу и сыр. Мастера взвешивать продукты с точностью до грамма и безошибочно подсчитывать сумму покупки. Это и есть торговля двадцать первого века, и именно так выглядит современный работник отрасли. Сегодня время предъявляет новые требования к профес­ сии продавца. Он должен быть и консультантом, и опытным психологом. Работнице круглосуточного магазина из липец­ кого села Подгорное Светлане Щенниковой это хорошо изве­ стно. — Вежливые, внимательные продавцы, широкий ассор­ тимент качественных товаров — это и есть магазин нового века, — считает она. — А еще нужно быть искренними с покупателями, уважать их. Бог торговли Меркурий — он ведь все видит! Просчитаешься в чем-то — не видать успе­ ха... В самом деле, впечатление о торговой точке во многом зависит от уровня обслуживания. У населения появилась возможность выбора качественных и недорогих товаров и услуг. Жесткие условия конкурентной борьбы заставляют руководителей предприятий искать самые различные фор­ мы партнерских взаимоотношений. Специалистами Департамента потребительского рынка ад­ министрации области также много делается для того, чтобы повысить престиж профессии продавца, усовершенствовать культуру обслуживания покупателей. Именно поэтому, пос­ ле пятнадцатилетнего перерыва, и был возрожден конкурс профессионального мастерства среди работников торговли. Это позволит не только выявить лучшего по профессии, но и придаст стимул работать лучше и эффективнее. Однако на этом Департамент потребительского рынка ос­ танавливаться не намерен. В планах — организовать на базе •Липецкого кооперативного института курсы по повышению квалификации работников-торговли. А это значит: серьез­ ная работа по повышению качества торговли продолжается! ^Ц иф ры и факты К началу образования об­ ласти в 1954 году по всем торговым системам, вклю­ чая потребительскую коопе­ рацию, имелось 2183 торго­ вых предприятия, в том чис­ ле 1554 магазина, 629 пала­ ток и 524 предприятия об­ щественного питания. В городе Липецке тор­ говлей занимались 23 орга­ низации, у которых имелось 359 предприятий. Из них 138 магазинов, 42 столовые, чайные и закусочные, 179 ларьков и палаток. Рознич­ ная торговая сеть более чем наполовину состояла из мел­ корозничных предприятий. Основные торговые структу­ ры тех лет — это торги, ОРСы, тресты. * * * Первый магазин самооб­ служивания в Липецке (тог­ да его называли «без продав­ ца») был открыт в 1956 году на месте, где сейчас находит­ ся центральный универмаг. Именно этот период в раз­ витии липецкой торговли от­ мечается высокими темпами строительства магазинов и предприятий обществеииого питания, активным внедре­ нием прогрессивных мето­ дов обслуживания покупате­ лей — самообслуживание, торговля в кредит.... * * * Впервые праздник работ­ ников торговли в нашей об­ ласти отмечался 26 июля 1966 года. Именно в этот год, признав большую роль тор­ говли и ее работников в деле повышения благосостояния населения, Президиум Вер­ ховного Совета СССР специ­ альным указом определил четвертое воскресенье июля их профессиональным праз­ дником. * * * Отличительным момен­ том в развитии торговли в 80-е годы явилось участие Липецкой области в реали­ зации межотраслевой комп­ лексной программы по ме­ ханизации трудоемких про­ цессов в торговле. Ключе­ вым положением этой про­ граммы было внедрение си­ стемы товародвижения в таре-оборудовании, что яви­ лось крупным шагом вперед в механизации труда в тор­ говле. Впервые в России была внедрена комплексная система управления ассор­ тиментом и качеством това­ ров в торговле (КСУАКТ). 'уД оска почета Они развивали отрасль Отмечая юбилей, мы вспоминаем тех, кто стоял у истоков потребительского рынка об­ ласти, кто прославил эту отрасль экономики и честно трудился, развивая её ... Это — руководители управления торгов­ ли, работавшие в разное время: Козаченко Иван Иванович — первый началь­ ник управления, Варнавский Михаил Борисович, Сакир Светлана Александровна, Бахарев Виталий Александрович, Бражников Николай Иванович, Корнеев Сергей Иванович, Потапов Виктор Дмитриевич, Золотарев Анатолий Иванович, а также руководители управления обществен­ ного питания: Потапов Иван Иванович, Лушев Владимир Петрович. Под их руководством торговля в нашей обла­ сти прошла непростой путь становления. Мы не имеем права не вспомнить сегод­ ня тех, кого уже нет с нами — Варнавского Михаила Борисовича, Волошина Митрофана Митрофановича, Хромина Николая Михайло­ вича, Уточкина Степана Егоровича, Овчинни­ кова Ивана Сергеевича, Старожилова Ивана Алексеевича, Левыкину Анастасию Игнатьев­ ну, Воржева Петра Ильича, Гольц Нину Гри­ горьевну. У них был талант торговой профес­ сии, которым они щедро делились с колле­ гами. - ;т<Ккаь.нву1Х> Всю свою жизнь посвятили развитию торго­ вого обслуживания области Овсянников Валентин Григорьевич, Горшенина Мария Прокофьевна, Городовиченко Светлана Александровна, Фролов Виктор Федорович, Грезнев Юрий Иванович, Комарова Александра Никаноровна и многие другие. К сожалению, невозможно перечислить всех тех, кто достоин быть названным, но всем спасибо за тот вклад в развитие сферы торговли и общественного питания нашей об­ ласти, который они внесли. ^ Г л у б инка Цены«Новоговека»- позарплате Вполне узнаваемый интерьер одного из современных магазинов. Изобилие товаров —от спичек и соли до изысканных деликатесов, кондиционеры в торговом зале гонят прохладный воздух, продавцы, кассиры и охрана —в аккуратной форме с бейджиками на груди... Что и говорить —новый век! Впрочем, так оно и есть. «Новый век» —магазин, открывшийся недавно в центре Волово. — К нам, действительно, в первые дни после открытия при­ ходили как на экскурсию, — рас­ сказывает менеджер торгового центра Сергей Болотов. — По утрам даже очереди выстраива­ лись, потому что сразу все в зал войти не могли. Сейчас уже при­ выкли, приходят не просто по­ смотреть, а за покупками, в удобное для каждого время. В основном, конечно, утром и ве­ чером, хотя работаем мы без перерыва и круглосуточно. И помогать в поисках нужного то­ вара продавцам теперь прихо­ дится разве что пожилым поку­ пателям, приезжающим из отда­ ленных сел. Ведь товаров здесь — около 9 тысяч наименований. Случались и курьезы. Неко­ торых старушек охранникам не­ возможно было уговорить поло­ жить сумки в ячейки камеры хра­ нения и взять корзинки для то­ вара. Как же они волновались за сохранность своих мешочков-су­ мочек, трижды проверив, закрыт ли ящик, и тщательно припрятав ключик от него!.. А ещё в воловском «Новом веке» — большой промтоварный зал. Здесь тот же современный дизайн, то же обилие товаров, есть отдел по продаже ювелир­ ных изделий... Но и это еще не все! Под одной крышей в “Новом веке” вместе с магазином разместил­ ся компьютерный центр. — В основном, конечно, при­ ходят сюда поиграть, — говорит Сергей. — Но старшеклассники уже пользуются Интернетом и для подготовки школьных заданий. Самое удивительное, даже те ребята, у кого дома свои компь­ ютеры есть, все равно сюда при­ ходят. Здесь им интересней... 0 достаткеитолсотмкошельке (Окончание. Начало на 1-й стр.) Но в городе или райцентре построить надежный бизнес про­ ще, чем в сельской глубинке. О каком росте объемов продаж можно судить в деревне, где ос­ тались доживать свой век не­ сколько стариков? В нашей об­ ласти такие села есть. И, поверь­ те, люди там не забыты. На по­ мощь им, живущим в отдален­ ных селах, куда порой и на вез­ деходе трудно добраться, при­ шла выездная торговля. Валерий Лукин из Долгору- ково выезжает торговать в 60 сел! В Раскидаловке, Сергиевке, Николаевке и еще в десятках крохотных деревень Валерий Васильевич стал жителям слов­ но родной. Его ждут, с ним де­ лятся сокровенным, советуются. А он, бывший учитель, и рад по­ мочь людям. Думает о расшире­ нии бизнеса: в планах — строи­ тельство складских помещений для хранения продуктов. — Будет свой склад — по­ явится возможность покупать продукты оптом, — рассуждает Лукин. —А значит, и цены на про­ дукты будут ниже... В самом деле, в недавнем прошлом нам приходилось стал­ киваться с ажиотажным спросом, длинными очередями — многие товары уходили втридорога на ура! Теперь же, в конкурентной борьбе, работники торговли больше внимания стали уделять высокому качеству обслужива­ ния... — И при этом наценки на то­ вары —минимальные, —расска­ зывает главный бухгалтер дан- ковского ООО «Наш дом» Люд­ мила Сысоева. —Ставку делаем на широкий ассортимент каче­ ственных товаров. Этим и при­ влекаем покупателей... Наверное, единого совета, как сделать торговлю высокоэф­ фективной и прибыльной, при­ думать невозможно. У каждого свой подход, свои методы... — Иначе и быть не может, — говорит Сергей Муравлев из Красного, — необходимо под­ страиваться под условия каждо­ го села, района. И нынешняя тор­ говля далеко шагнула в этом плане. Даже в самых отдаленных селах в магазинах ассортимент товаров — как в универсамах! Выбирай, что хочешь. А если чего-то не нашлось, так можно заказ сделать. Словом, все для покупателя! У самого Муравлева два ма­ газина, но каких! Здесь тебе —и любую запасную часть для авто­ мобиля предложат, и строитель­ ные материалы, и электротехни­ ку на заказ привезут... Широкий ассортимент, доступные цены, высокое качество обслужива­ ния... Что еще потребителю надо? — Хороший достаток и тол­ стый кошелек! — смеется пред­ приниматель из Липецкого рай­ она Виктор Семин. — Тогда и у нас объемы возрастут, и поку­ патель сможет приобрести все, что душе угодно! Ни для кого не секрет, что хозяин положения сейчас — покупатель. Его труд­ но чем-то удивить... Но мы ста­ раемся! Липецкая торговля се­ годня — одна из лучших в ЦФО, который год стабильно занима­ ет первое место по обороту роз­ ницы в Центральном Чернозе­ мье. По-моему, впечатляет! Будущее - за цивилизованной торговлей (Окончание. Начало на 1-й стр.) —Новое время — новые тенденции... Какие приоритеты у современной торговли? — В условиях растущей конкуренции предприятия все ак­ тивнее используют новые прогрессивные формы и технологии в сфере торговли: самообслуживание, круглосуточное обслу­ живание, применение дисконтных карт, сезонные распродажи, продажи по каталогам... Одной из приоритетных форм обслу­ живания стало предоставление товаров в кредит, что стимули­ рует экономическую активность населения. Кроме того, развитие розничной торговли объективно со­ провождается появлением крупных сетевых структур. И, веро­ ятно, со временем они займут большую долю рынка. Именно такие предприятия будут обладать наибольшими конкурент­ ными преимуществами. А в связи с этим больше внимания будет уделяться эффективному менеджменту как средству вы­ живания и успешного функционирования компании. —Однако сейчас структура предприятий торговли в обла­ сти неоднородна: современные супермаркеты, универсамы со­ седствуют с небольшими по площади специализированными магазинами... —Это так. Причем одной из характерных особенностей раз­ вития сферы торговли является открытие узкоспециализиро­ ванных магазинов, ориентированных на конкретных покупа­ телей. И все же наиболее популярным из торговых форматов, в котором стремятся сегодня работать розничные операторы, яв­ ляются супермаркеты, магазины экономического класса или дискаунтеры. — Сегодня много говорят о частных инвестициях в тор­ говлю. Насколько эффективен этот процесс в нашей области? — Активное развитие материально-технической базы обес­ печило приток частных инвестиций. Количество объектов тор­ говли и общественного питания увеличилось втрое и составля­ ет сегодня более 8 тысяч. В целом по области ежегодно откры­ вается около 300 предприятий торговли и общественного пита­ ния, оснащенных современным торговым, технологическим оборудованием. В самом начале нынешнего года обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей в области составляла 242 квадратных метра, что выше рекомендуемых нормативов. Расширяется сеть торговых предприятий экономического класса. На сегодняшний день в области 63 таких магазина, в том числе 14 — в районах. И хотя сейчас их доля в общем количестве торговых объектов незначительна, именно эти сети являются реальными конкурентами рынкам, обеспечивая бо­ лее высокий уровень организации торговли и широкий ассор­ тимент товаров. — В последние годы стали заметны улучшения в разви­ тии сельской торговли— — Процесс формирования рыночных отношений в нашей стране начинался с бурного развития торговли. И хорошие темпы он набирал прежде всего в городах, а в сельской глубинке, увы, наблюдалась совсем другая картина... Это привело к тому, что к 1999 году почти 10 процентов сел области остались без стационарной торговли. В деревнях про­ давалось в два раза меньше товаров, чем в городе. А ведь в сельской местности, тем более в небольших, удаленных насе­ ленных пунктах, торговая точка решает еще и очень важную социальную задачу. Именно поэтому в области была разработа­ на программа государственной поддержки торгового обслужи­ вания сельских жителей. Основной источник финансирования — областной бюджет. Главная цель — улучшение торгового обслуживания деревни. Благодаря действию программы торгового обслуживания нимателям, потребкооперации для организации развозной тор­ говли. Кроме того, в рамках бюджетной поддержки в виде субси­ дирования процентной ставки по банковским кредитам оказа­ на помощь 24 предпринимателям из 16 районов области. Им выданы кредиты на сумму 25 миллионов рублей для расшире­ ния торгового ассортимента, увеличения оборота промышлен­ ной группы товаров. В конкурсах на получение господдержки для компенсации затрат на автомобильное топливо (для доставки товаров в отда­ ленные и малонаселенные пункты) приняли участие 62 субъекта бизнеса. Победителями конкурса уже организована доставка товаров в 723 населенных пункта области. — Что хотелось бы пожелать работникам торгового об­ служивания области на будущее? — Развитие торговли, быть может, сильнее, чем что-либо, определяет облик области. Разве не преобразились н а ш и горо­ да и районные центры, сельские населенные пункты благодаря современным торговым павильонам и магазинам, объектам общественного^питания, разве не стали они местом работы для тысяч жителей области?! Поэтому хочу поздравить всех работ­ ников потребительского рынка области с золотым юбилеем от­ расли. Крепкого здоровья, благополучия, успехов, процвета­ ния отрасли, продолжения ее лучших традиций! ^Д еловой блокнот Покупателя надо любить Неподъемные сумки со «Сникерсами» и «Марсами», постоянные поездки на московские продуктовые базы, бессонные ночи в очередях за товарами... Все это было как будто вчера, вспоминает чаплыгинский предприниматель Валерий Мерзликин. А уже пятнадцать лет исполнилось, как он пошел в торговлю... — Не было бы счастья, да несчастье помогло, — рассказы­ вает предприниматель. — Если бы не было перестройки, воз­ можно,^ никогда бы не занялся торговлей... Те годы стали хорошей проверкой «на прочность», умение приспосабливать­ ся к новым условиям... Начинал он, как и многие в то время, с нуля. На все имев­ шиеся семейные сбережения закупил товар. Стал торговать. Затем одним из первых в Чаплыгине купил киоск, нанял на работу продавцов... А сегодня у него два магазина по продаже хозяйственных и строительных материалов, автозапчастей. Ас­ сортимент товаров — более пяти тысяч наименований! — Сегодня проблема не где достать товар, а где его размес­ тить, — говорит Мерзликин. — Складских помещении недо­ статочно, а широкий ассортимент — требование времени. Это одно из слагаемых успешной торговли. Как решить эту проблему, Валерий Иванович знает. В голо­ ве уже давно зреет мысль о строительстве в городе большого магазина промышленных товаров. Уже присматривает место... — Это должен быть самый современный магазин, — рас­ суждает он. — С самообслуживанием, приемлемыми ценами, широким выбором товаров... Покупателя сегодня нужно це­ нить и уважать. А значит, и магазины нужны такие, чтобы в них можно было зайти и... отдохнуть! Никто, наверное, не сомневается, что так оно и будет! Материалы полосы подготовил Владимир ЗОЛОТАРЁВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz