Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
^П о тр еби т ел ь ск и й рынок области : 50 л ет служ ения общ еству газета ^Тенденции и перспективы Диктор ЧЕБОТАРЕВ, председатель Департамента потребительского рынка областной администрации: «Не сдавать позиций и повышать качество услуг!» Невозможно представить жизнь общества без торговых отношений: каждый человек ежедневно участвует в них. А для многих, наряду с круп ным бизнесом, именно тор говля стала символом успеха в предпринимательской дея тельности, фактором солид ного благополучия. Следует отметить главное — потребительский рынок области продолжает устойчи во развиваться, чему, безус ловно, способствовало благо приятное экономическое по ложение области, рост реаль ных денежных доходов насе ления, укрепление экономи ки промышленных предпри ятий. Рост реальных денежных доходов сказался и на покупательной активности населения. Более 70 процентов заработанных денег жители тратят на покупку товаров и оплату услуг. За шесть месяцев нынешне го года оборот розничной торговли составил восемнадцать с половиной миллиардов рублей с темпом роста к соответству ющему прошлогоднему периоду (в сопоставимых ценах) — 113,6 процента. Увеличение объемов продаж наблюдалось во всех городах и районах области. Оборот в сфере общественно го питания составил 725,7 миллиона рублей с приростом 9 процентов к уровню прошлого года. Ощутима отдача от реализации программы государствен ной поддержки торгового обслуживания. Заметно увеличи лись темпы роста оборота розничной торговли в районах об ласти — до 130 с половиной процентов при среднеобластном показателе 118 процентов, удалось охватить торговым обслу живанием все отдаленные и малонаселенные пункты, увели чить объемы продаж на душу сельского населения до 15,7 тысячи рублей, изменить структуру оборота в сторону роста доли непродовольственных товаров. При этом инфраструкту ра предприятий торговли стала меняться в сторону формиро вания крупных торговых сетей, роста числа специализиро ванных магазинов. По обороту розничной торговли и общественного питания на душу населения область лидирует в Центральном Чернозе мье. Каждый среднестатистический житель области приоб рел в первом полугодии товаров на сумму более 15 тысяч руб лей, ему оказано услуг общественного питания на 600 рублей. Заметны улучшения и в бытовом обслуживании населе ния. Повысилось качество и количество услуг, появилось не мало новых рабочих мест. С начала года открыто около 40 объектов службы быта и половина из них — в районах! В первом полугодии объем бытовых услуг населению в целом по области превысил 852 миллиона рублей, что состав ляет 110 процентов к соответствующему периоду прошлого года (в сопоставимых ценах). В Центральном Черноземье об ласть занимает первое место по объемам .бытовых услуг иц одного жителя. И это также один из важных итогов успехи ной реализации программы развития бытовых услуг населе нию на 2003—2005 годы. В целях поддержания территориальной и ценовой доступ ности торговых и бытовых услуг в сельской местности, смяг чения последствий после присоединения России к ВТО Депар тамент потребительского рынка считает необходимым продол жить государственную поддержку торгового и бытового об служивания в 2006—2008 годах. И основным инструментом в этом будут соответствующие программы. В первую очередь они направлены на совершенствование внешней среды для развития торговли и бытового обслуживания, на оказание финансово-кредитной поддержки. Кроме того, большое вни мание будет уделено повышению квалификации работников торговли. Будем надеяться, что реализация новых программ госу дарственной поддержки, которые вскоре будут вынесены на обсуждение депутатов областного Совета, выведет предприя тия торгового и бытового обслуживания на качественно но вый путь развития, создаст необходимые условия для повы шения их экономической активности. Потребительскому рынку области — 50 лет! Сделано мно гое, но предстоит сделать ещё больше. Задача на ближайшее время — не сдавать лидирующих позиций. И приумножить эффективность труда — на благо жителей области! 'Мастерство исполнения По секрету всему свету, Какой он, современный работник торговли? Конечно, энергичный, грамотный, деловой... Этот список прилагательных к образу успешного предпринимателя можно продолжать долго. Главное же, как отмечает большинство из них, — придерживаться нескольких ключевых правил: следует искать правильный подход к покупателю, изучать успехи конкурентов, вести грамотную ассортиментную политику. Руководство сети магазинов «Кристалл» исключений из этих правил никогда не делало. Индивидуальный подход к каждому, широкий ассортимент товаров — вот слагаемые успешного, развивающегося бизнеса этих магазинов. И как награда за стремление работать по-новому — признание «Кри сталла» лучшим ювелирным магазином России 2005 года. Опытом исполнения социальных обязательств перед по купателями может поделиться и торговый дом «Пролетарс кий». Коллектив компании вот уже который год работает под девизом: «Богатый выбор товаров — по доступным це нам!». Поэтому не удивительно, что липчане охотно прихо дят в «Пролетарский», а сеть магазинов расширяется. В дополнение ко всему сказанному, еще одним секретом успешного развития предприятия делится липецкое ООО «Ассорти», которое на липецком рынке более десяти лет: постоянно заниматься кадровой политикой. В нынешних ус ловиях конкурентной борьбы, чтобы выжить, необходимо дви гаться вперед. И дружный коллектив профессионалов —боль шая подмога в этом. В самом деле, когда каждый работник предприятия вно сит свою лепту в его развитие, болеет душой за его судьбу, оно развивается намного эффективнее. Как, например, в слу чае с рестораном «Ань-Шань» — одним из немногих мест в городе, где вам могут предложить самые изысканные блюда китайской кухни. Все, кто бывал здесь, признают: это — небольшой кусочек далекого Китая в Липецке... Интересен подход к делу и у руководителей ресторана «Мельница». Уютная обстановка, разнообразное меню и ин дивидуальный подход к каждому посетителю делают его при влекательным для многих липчан и гостей города. Конечно, чтобы рассказать обо всех успешных предприя тиях города, одной газетной полосы не хватит. Доля липчан в обороте розничной торговли области — более 70 процен тов! И поэтому сегодня, в день 50-летия отрасли, мы поздрав ляем всех, кого назвали и о ком еще расскажем в будущих публикациях. Здоровья, мудрости, творческого подъема и удовлетворения от нелёгкого, но нужного труда! Подзоркимоком Меркурия 'Кадры ... Обаятельные продавщицы в выглаженных блузках с накрахмаленными воротничками и в белоснежных фартуках, мастерски орудующие ножами, нарезая тончайшими ломтиками колбасу и сыр. Мастера взвешивать продукты с точностью до грамма и безошибочно подсчитывать сумму покупки. Это и есть торговля двадцать первого века, и именно так выглядит современный работник отрасли. Сегодня время предъявляет новые требования к профес сии продавца. Он должен быть и консультантом, и опытным психологом. Работнице круглосуточного магазина из липец кого села Подгорное Светлане Щенниковой это хорошо изве стно. — Вежливые, внимательные продавцы, широкий ассор тимент качественных товаров — это и есть магазин нового века, — считает она. — А еще нужно быть искренними с покупателями, уважать их. Бог торговли Меркурий — он ведь все видит! Просчитаешься в чем-то — не видать успе ха... В самом деле, впечатление о торговой точке во многом зависит от уровня обслуживания. У населения появилась возможность выбора качественных и недорогих товаров и услуг. Жесткие условия конкурентной борьбы заставляют руководителей предприятий искать самые различные фор мы партнерских взаимоотношений. Специалистами Департамента потребительского рынка ад министрации области также много делается для того, чтобы повысить престиж профессии продавца, усовершенствовать культуру обслуживания покупателей. Именно поэтому, пос ле пятнадцатилетнего перерыва, и был возрожден конкурс профессионального мастерства среди работников торговли. Это позволит не только выявить лучшего по профессии, но и придаст стимул работать лучше и эффективнее. Однако на этом Департамент потребительского рынка ос танавливаться не намерен. В планах — организовать на базе •Липецкого кооперативного института курсы по повышению квалификации работников-торговли. А это значит: серьез ная работа по повышению качества торговли продолжается! ^Ц иф ры и факты К началу образования об ласти в 1954 году по всем торговым системам, вклю чая потребительскую коопе рацию, имелось 2183 торго вых предприятия, в том чис ле 1554 магазина, 629 пала ток и 524 предприятия об щественного питания. В городе Липецке тор говлей занимались 23 орга низации, у которых имелось 359 предприятий. Из них 138 магазинов, 42 столовые, чайные и закусочные, 179 ларьков и палаток. Рознич ная торговая сеть более чем наполовину состояла из мел корозничных предприятий. Основные торговые структу ры тех лет — это торги, ОРСы, тресты. * * * Первый магазин самооб служивания в Липецке (тог да его называли «без продав ца») был открыт в 1956 году на месте, где сейчас находит ся центральный универмаг. Именно этот период в раз витии липецкой торговли от мечается высокими темпами строительства магазинов и предприятий обществеииого питания, активным внедре нием прогрессивных мето дов обслуживания покупате лей — самообслуживание, торговля в кредит.... * * * Впервые праздник работ ников торговли в нашей об ласти отмечался 26 июля 1966 года. Именно в этот год, признав большую роль тор говли и ее работников в деле повышения благосостояния населения, Президиум Вер ховного Совета СССР специ альным указом определил четвертое воскресенье июля их профессиональным праз дником. * * * Отличительным момен том в развитии торговли в 80-е годы явилось участие Липецкой области в реали зации межотраслевой комп лексной программы по ме ханизации трудоемких про цессов в торговле. Ключе вым положением этой про граммы было внедрение си стемы товародвижения в таре-оборудовании, что яви лось крупным шагом вперед в механизации труда в тор говле. Впервые в России была внедрена комплексная система управления ассор тиментом и качеством това ров в торговле (КСУАКТ). 'уД оска почета Они развивали отрасль Отмечая юбилей, мы вспоминаем тех, кто стоял у истоков потребительского рынка об ласти, кто прославил эту отрасль экономики и честно трудился, развивая её ... Это — руководители управления торгов ли, работавшие в разное время: Козаченко Иван Иванович — первый началь ник управления, Варнавский Михаил Борисович, Сакир Светлана Александровна, Бахарев Виталий Александрович, Бражников Николай Иванович, Корнеев Сергей Иванович, Потапов Виктор Дмитриевич, Золотарев Анатолий Иванович, а также руководители управления обществен ного питания: Потапов Иван Иванович, Лушев Владимир Петрович. Под их руководством торговля в нашей обла сти прошла непростой путь становления. Мы не имеем права не вспомнить сегод ня тех, кого уже нет с нами — Варнавского Михаила Борисовича, Волошина Митрофана Митрофановича, Хромина Николая Михайло вича, Уточкина Степана Егоровича, Овчинни кова Ивана Сергеевича, Старожилова Ивана Алексеевича, Левыкину Анастасию Игнатьев ну, Воржева Петра Ильича, Гольц Нину Гри горьевну. У них был талант торговой профес сии, которым они щедро делились с колле гами. - ;т<Ккаь.нву1Х> Всю свою жизнь посвятили развитию торго вого обслуживания области Овсянников Валентин Григорьевич, Горшенина Мария Прокофьевна, Городовиченко Светлана Александровна, Фролов Виктор Федорович, Грезнев Юрий Иванович, Комарова Александра Никаноровна и многие другие. К сожалению, невозможно перечислить всех тех, кто достоин быть названным, но всем спасибо за тот вклад в развитие сферы торговли и общественного питания нашей об ласти, который они внесли. ^ Г л у б инка Цены«Новоговека»- позарплате Вполне узнаваемый интерьер одного из современных магазинов. Изобилие товаров —от спичек и соли до изысканных деликатесов, кондиционеры в торговом зале гонят прохладный воздух, продавцы, кассиры и охрана —в аккуратной форме с бейджиками на груди... Что и говорить —новый век! Впрочем, так оно и есть. «Новый век» —магазин, открывшийся недавно в центре Волово. — К нам, действительно, в первые дни после открытия при ходили как на экскурсию, — рас сказывает менеджер торгового центра Сергей Болотов. — По утрам даже очереди выстраива лись, потому что сразу все в зал войти не могли. Сейчас уже при выкли, приходят не просто по смотреть, а за покупками, в удобное для каждого время. В основном, конечно, утром и ве чером, хотя работаем мы без перерыва и круглосуточно. И помогать в поисках нужного то вара продавцам теперь прихо дится разве что пожилым поку пателям, приезжающим из отда ленных сел. Ведь товаров здесь — около 9 тысяч наименований. Случались и курьезы. Неко торых старушек охранникам не возможно было уговорить поло жить сумки в ячейки камеры хра нения и взять корзинки для то вара. Как же они волновались за сохранность своих мешочков-су мочек, трижды проверив, закрыт ли ящик, и тщательно припрятав ключик от него!.. А ещё в воловском «Новом веке» — большой промтоварный зал. Здесь тот же современный дизайн, то же обилие товаров, есть отдел по продаже ювелир ных изделий... Но и это еще не все! Под одной крышей в “Новом веке” вместе с магазином разместил ся компьютерный центр. — В основном, конечно, при ходят сюда поиграть, — говорит Сергей. — Но старшеклассники уже пользуются Интернетом и для подготовки школьных заданий. Самое удивительное, даже те ребята, у кого дома свои компь ютеры есть, все равно сюда при ходят. Здесь им интересней... 0 достаткеитолсотмкошельке (Окончание. Начало на 1-й стр.) Но в городе или райцентре построить надежный бизнес про ще, чем в сельской глубинке. О каком росте объемов продаж можно судить в деревне, где ос тались доживать свой век не сколько стариков? В нашей об ласти такие села есть. И, поверь те, люди там не забыты. На по мощь им, живущим в отдален ных селах, куда порой и на вез деходе трудно добраться, при шла выездная торговля. Валерий Лукин из Долгору- ково выезжает торговать в 60 сел! В Раскидаловке, Сергиевке, Николаевке и еще в десятках крохотных деревень Валерий Васильевич стал жителям слов но родной. Его ждут, с ним де лятся сокровенным, советуются. А он, бывший учитель, и рад по мочь людям. Думает о расшире нии бизнеса: в планах — строи тельство складских помещений для хранения продуктов. — Будет свой склад — по явится возможность покупать продукты оптом, — рассуждает Лукин. —А значит, и цены на про дукты будут ниже... В самом деле, в недавнем прошлом нам приходилось стал киваться с ажиотажным спросом, длинными очередями — многие товары уходили втридорога на ура! Теперь же, в конкурентной борьбе, работники торговли больше внимания стали уделять высокому качеству обслужива ния... — И при этом наценки на то вары —минимальные, —расска зывает главный бухгалтер дан- ковского ООО «Наш дом» Люд мила Сысоева. —Ставку делаем на широкий ассортимент каче ственных товаров. Этим и при влекаем покупателей... Наверное, единого совета, как сделать торговлю высокоэф фективной и прибыльной, при думать невозможно. У каждого свой подход, свои методы... — Иначе и быть не может, — говорит Сергей Муравлев из Красного, — необходимо под страиваться под условия каждо го села, района. И нынешняя тор говля далеко шагнула в этом плане. Даже в самых отдаленных селах в магазинах ассортимент товаров — как в универсамах! Выбирай, что хочешь. А если чего-то не нашлось, так можно заказ сделать. Словом, все для покупателя! У самого Муравлева два ма газина, но каких! Здесь тебе —и любую запасную часть для авто мобиля предложат, и строитель ные материалы, и электротехни ку на заказ привезут... Широкий ассортимент, доступные цены, высокое качество обслужива ния... Что еще потребителю надо? — Хороший достаток и тол стый кошелек! — смеется пред приниматель из Липецкого рай она Виктор Семин. — Тогда и у нас объемы возрастут, и поку патель сможет приобрести все, что душе угодно! Ни для кого не секрет, что хозяин положения сейчас — покупатель. Его труд но чем-то удивить... Но мы ста раемся! Липецкая торговля се годня — одна из лучших в ЦФО, который год стабильно занима ет первое место по обороту роз ницы в Центральном Чернозе мье. По-моему, впечатляет! Будущее - за цивилизованной торговлей (Окончание. Начало на 1-й стр.) —Новое время — новые тенденции... Какие приоритеты у современной торговли? — В условиях растущей конкуренции предприятия все ак тивнее используют новые прогрессивные формы и технологии в сфере торговли: самообслуживание, круглосуточное обслу живание, применение дисконтных карт, сезонные распродажи, продажи по каталогам... Одной из приоритетных форм обслу живания стало предоставление товаров в кредит, что стимули рует экономическую активность населения. Кроме того, развитие розничной торговли объективно со провождается появлением крупных сетевых структур. И, веро ятно, со временем они займут большую долю рынка. Именно такие предприятия будут обладать наибольшими конкурент ными преимуществами. А в связи с этим больше внимания будет уделяться эффективному менеджменту как средству вы живания и успешного функционирования компании. —Однако сейчас структура предприятий торговли в обла сти неоднородна: современные супермаркеты, универсамы со седствуют с небольшими по площади специализированными магазинами... —Это так. Причем одной из характерных особенностей раз вития сферы торговли является открытие узкоспециализиро ванных магазинов, ориентированных на конкретных покупа телей. И все же наиболее популярным из торговых форматов, в котором стремятся сегодня работать розничные операторы, яв ляются супермаркеты, магазины экономического класса или дискаунтеры. — Сегодня много говорят о частных инвестициях в тор говлю. Насколько эффективен этот процесс в нашей области? — Активное развитие материально-технической базы обес печило приток частных инвестиций. Количество объектов тор говли и общественного питания увеличилось втрое и составля ет сегодня более 8 тысяч. В целом по области ежегодно откры вается около 300 предприятий торговли и общественного пита ния, оснащенных современным торговым, технологическим оборудованием. В самом начале нынешнего года обеспеченность торговыми площадями на 1000 жителей в области составляла 242 квадратных метра, что выше рекомендуемых нормативов. Расширяется сеть торговых предприятий экономического класса. На сегодняшний день в области 63 таких магазина, в том числе 14 — в районах. И хотя сейчас их доля в общем количестве торговых объектов незначительна, именно эти сети являются реальными конкурентами рынкам, обеспечивая бо лее высокий уровень организации торговли и широкий ассор тимент товаров. — В последние годы стали заметны улучшения в разви тии сельской торговли— — Процесс формирования рыночных отношений в нашей стране начинался с бурного развития торговли. И хорошие темпы он набирал прежде всего в городах, а в сельской глубинке, увы, наблюдалась совсем другая картина... Это привело к тому, что к 1999 году почти 10 процентов сел области остались без стационарной торговли. В деревнях про давалось в два раза меньше товаров, чем в городе. А ведь в сельской местности, тем более в небольших, удаленных насе ленных пунктах, торговая точка решает еще и очень важную социальную задачу. Именно поэтому в области была разработа на программа государственной поддержки торгового обслужи вания сельских жителей. Основной источник финансирования — областной бюджет. Главная цель — улучшение торгового обслуживания деревни. Благодаря действию программы торгового обслуживания нимателям, потребкооперации для организации развозной тор говли. Кроме того, в рамках бюджетной поддержки в виде субси дирования процентной ставки по банковским кредитам оказа на помощь 24 предпринимателям из 16 районов области. Им выданы кредиты на сумму 25 миллионов рублей для расшире ния торгового ассортимента, увеличения оборота промышлен ной группы товаров. В конкурсах на получение господдержки для компенсации затрат на автомобильное топливо (для доставки товаров в отда ленные и малонаселенные пункты) приняли участие 62 субъекта бизнеса. Победителями конкурса уже организована доставка товаров в 723 населенных пункта области. — Что хотелось бы пожелать работникам торгового об служивания области на будущее? — Развитие торговли, быть может, сильнее, чем что-либо, определяет облик области. Разве не преобразились н а ш и горо да и районные центры, сельские населенные пункты благодаря современным торговым павильонам и магазинам, объектам общественного^питания, разве не стали они местом работы для тысяч жителей области?! Поэтому хочу поздравить всех работ ников потребительского рынка области с золотым юбилеем от расли. Крепкого здоровья, благополучия, успехов, процвета ния отрасли, продолжения ее лучших традиций! ^Д еловой блокнот Покупателя надо любить Неподъемные сумки со «Сникерсами» и «Марсами», постоянные поездки на московские продуктовые базы, бессонные ночи в очередях за товарами... Все это было как будто вчера, вспоминает чаплыгинский предприниматель Валерий Мерзликин. А уже пятнадцать лет исполнилось, как он пошел в торговлю... — Не было бы счастья, да несчастье помогло, — рассказы вает предприниматель. — Если бы не было перестройки, воз можно,^ никогда бы не занялся торговлей... Те годы стали хорошей проверкой «на прочность», умение приспосабливать ся к новым условиям... Начинал он, как и многие в то время, с нуля. На все имев шиеся семейные сбережения закупил товар. Стал торговать. Затем одним из первых в Чаплыгине купил киоск, нанял на работу продавцов... А сегодня у него два магазина по продаже хозяйственных и строительных материалов, автозапчастей. Ас сортимент товаров — более пяти тысяч наименований! — Сегодня проблема не где достать товар, а где его размес тить, — говорит Мерзликин. — Складских помещении недо статочно, а широкий ассортимент — требование времени. Это одно из слагаемых успешной торговли. Как решить эту проблему, Валерий Иванович знает. В голо ве уже давно зреет мысль о строительстве в городе большого магазина промышленных товаров. Уже присматривает место... — Это должен быть самый современный магазин, — рас суждает он. — С самообслуживанием, приемлемыми ценами, широким выбором товаров... Покупателя сегодня нужно це нить и уважать. А значит, и магазины нужны такие, чтобы в них можно было зайти и... отдохнуть! Никто, наверное, не сомневается, что так оно и будет! Материалы полосы подготовил Владимир ЗОЛОТАРЁВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz