Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
^Н егром кая дата лСоюз»-«Аполлон»: рукопожатие на орбите Тридцать лет назад советские и американские космонавты приступили к осуществлению грандиозного проекта Это событие стало поистине историческим и оставило заметный след в мировой пилотируемой космонавтике. Впервые две великие державы, преодолев политические противоречия, смогли решить сложнейшую техническую задачу стыковки на орбите и совместной работы советского и американского экипажей. Этот полет стал также демонстрацией возможностей, которые открываются перед человечеством при объединении усилий многих стран в деле изучения и освоения космического пространства в мирных целях. И конечно, экспериментальный полет «Союз»-«Аполлон» («ЭПАС») дал очень много для укрепления доверия между нашими странами, способствовал развитию взаимопонимания и дружеских связей между нашими народами. Путь к «ЭПАС»: политика, техника, люди В апреле 1970 года в ходе космического полета «Апол лона-13» к Луне произошла серьезная авария, поставив шая на грань жизни и смер ти экипаж корабля. Благо даря мужеству, высочайше му профессионализму и сла женности работы астронав тов Ловелла, Хейза и Суид- жерта, а также наземных служб трагедии не случи лось, спускаемый аппарат «Аполлона-13» благополуч но вернулся на Землю. Тог да, когда шла напряженная борьба за жизнь американс ких астронавтов, Советский Союз предложил свою по мощь США: советские суда, * находившиеся поблизости района приводнения «Апол лона», были готовы принять меры по спасению астронав тов, все радиопереговоры в эфире на частотах американ ских средств управления -полетом и поиска спускаемо го аппарата были прекраще ны, чтобы не мешать спаса тельной операции. Именно тогда в Советском Союзе и США и зародилась идея со здания систем, которые обес печили бы взаимное спасе ние космических экипажей в ходе пилотируемых косми ческих полетов. Первые ра бочие контакты специалис тов космической отрасли СССР и США вылились в договор между нашими стра нами, заключенный в 1972 году и предусматривавший осуществление совместного полета двух кораблей со сты ковкой на орбите. Надо отметить то, что, помимо преодоления слож ных политических противо речий между нашими стра нами, было необходимо ре шить еще огромный комп лекс технических проблем. Ведь наши корабли строи лись совершенно независимо друг от друга, и при их со здании принимались техни ческие решения, не позволя ющие с ходу выполнить их стыковку на орбите и совме стные работы экипажей. Среди таких проблем, на пример, были: разная атмос фера в космических кораб лях , разная конструкция стыковочных узлов, радио техники, связи... Даже мате матические модели формы земного шара у нас и амери канцев были совсем разные, что не позволяло их приме нять для расчета траектории полета двух кораблей и сты- ковки на орбите. Наконец, существовал языковой барь ер. Все эти сложности были благополучно разрешены. Оба корабля прошли необхо димую модернизацию. Понимая важное полити ческое значение совместного эксперимента в космосе, со ветская сторона приняла ряд дополнительных мер для ус пеха космического полета. Так, усовершенствованный космический корабль «Союз» прошел ряд испытаний в бес пилотных полетах, а в декаб ре 1974 года на орбиту стар товал «Союз-16», на борту которого находились космо навты Анатолий Филиппен ко и Николай Рукавишни ков. В ходе этого испытатель ного полета были проверены все системы корабля, имити ровались маневры на орбите и даже стыковка с американ ским кораблем. Кроме основного косми ческого корабля, которому предстояло стартовать на встречу ам ериканскому «Аполлону», готовился к старту и запасной «Союз» с дублирующим экипажем. В советский и американ ский экипажи были включе ны опытные космонавты и астронавты . Командиром «Союза» был назначен Алек сей Леонов, первый в мире человек, работавший в от крытом космосе в 1965 году. В конце 60-х Алексей Архи пович проходил специальное обучение на базе Липецкого авиацентра, участвуя в под готовке к высадке на Луну. Затем он в качестве коман дира корабля «Союз» гото вился к полетам на орбиталь ные станции «Салют». Борт инженером стал Валерий Кубасов, в 1969 году участво вавший в групповом полете трех наших кораблей «Со юз», а затем вместе с Алек сеем Леоновым проходивший подготовку к полетам на ор битальные станции «Салют». «Аполлон» пилотировали Томас Стаффорд, Вэнс Бранд и Дик Слейтон. Стаффорд уже четвертый раз стартовал в космос. До этого он участво вал в полетах по программе «Джемини», летал на «Апол- лоне-10» к Луне и провел генеральную репетицию вы садки на ее поверхность. Вэнс Бранд и Дик Слейтон поле тели в космос впервые, но это не значит, что они были но вичками в космонавтике. Бранд был дублером несколь ких лунных экипажей, гото вился по программе «Скай- лэб» в качестве командира спасательного корабля. А Слейтон был вообще леген дой американской астронав тики: ветеран Второй миро вой войны, военный летчик и летчик-испытатель, он со стоял в первой «великолеп ной семерке» пилотов кораб лей «Меркурий», но по состо янию здоровья (медики на шли у него отклонения в ра боте сердца) был снят с по лета. Оба экипажа тщательно готовились к совместному полету, изучали корабли партнеров, проходили трени ровки в подмосковном «Звездном городке» и в аме риканском Центре подготов ки в Хьюстоне (штат Техас). Они взаимно освоили языки: наши — английский, а аме риканцы — русский. И самое главное, в ходе подготовки к космическому полету космо навты и астронавты по-насто ящему подружились, научи лись хорошо понимать друг друга, создали единую и сплоченную команду. Встреча над Эльбой 15 июля 1975 года. Пер вым с космодрома «Байко нур» стартовал «Союз-19». Через семь с половиной ча сов, когда «Союз-19» проле тал над космодромом имени Кеннеди (штат Флорида, США), к нему навстречу вы летел «Аполлон». Через двое сутрк над Западной Европой, а если точнее над Эльбой (очень символичный знак в год 30-летия встречи союз ных войск на берегах этой реки и победы над фашист ской Германией!), два кораб ля встретились в космосе и успешно состыковались. Затем в течение трех су ток совместного полета аст ронавты «Аполлона» «ходи ли в гости» к космонавтам «Союза» и наоборот, прово дились совместные научные исследования и эксперимен ты, на Землю велись телеви зионные передачи о работе на орбите, проводились пресс- конференции. Нашлось вре мя и для отдыха и шуток. Так, во время первого «ви зита» американских астро навтов на борт корабля «Союз» в отсутствии связи с Землей Леонов и Кубасов ре шили угостить Стаффорда и Слейтона по русскому обы чаю. Откуда-то из тайника были извлечены тубы, на которых красовались этикет ки русской водки. Американ цы поверили и всерьез собра лись вместе с нашими космо навтами отметить успех. Ка ково же было их удивление, когда в тубах они обнаружи ли совсем не водку, а суп и борщ, то есть именно то, что там и должно быть. Это дало повод всем здорово посмеять ся над шуткой. Не обошлось без неприят ностей. В первые сутки по лета нашего корабля «Союз-19» вышла из строя телевизионная система. Сры вались репортажи с орбиты. Поэтому Леонов и Кубасов вместо отдыха и сна искали причину отказа и с помощью подручных средств провели ремонт сложной телевизион ной техники. Все вздохнули с облегчением, когда на Зем ле увидели первую цветную телевизионную картинку с борта «Союза». После проведения совме стных работ корабли рассты ковались, а потом космонав ты и астронавты вернулись на Землю. Но при возвраще нии «Аполлона» возникла еще одна нештатная ситуа ция: в отсек экипажа просо чились ядовитые пары топ лива двигателей ориентации, астронавты стали задыхать ся. Положение спас Стаф форд. Он экстренно надел кислородные маски себе и остальным членам экипажа. Таким образом удалось избе жать серьезного отравления, хотя астронавты успели на дышаться токсичными пара ми и потом достаточно долго приходили в себя. Экспериментальный по лет «Союз»—«Аполлон» под твердил возможность созда ния совместных средств спа сения космонавтов на орби те вокруг Земли, стал осно вой реализации в дальней шем грандиозных планов международных пилотируе мых экспедиций. Судьба экипажей, судьба дальнейшей программы По-разному сложилась дальнейшая судьба экипажей «Союза» и «Аполлона». Алексей Леонов больше в космос не летал. Ему было присвоено звание генерал- майора, и он долгое время возглавлял один из отделов Центра подготовки космонав тов, занимаясь вопросами от работки стыковки космичес ких кораблей и станций. Алексей Архипович Леонов до сегодняшнего дня, несмот ря на свой возраст (ему в кон це мая исполнился 71 год), остается активным челове ком. По его инициативе и с его постоянным участием проходят традиционные Га гаринские чтения на родине первого космонавта планеты. Он не раз бывал в нашем го роде, посещал Липецкий авиационный центр. Валерий Кубасов еще раз поднялся в космос в 1980 году уже командиром косми ческого корабля «Союз», в экипаже которого был пер вый венгерский космонавт Берталан Фаркаш. В даль нейшем Кубасов много рабо тал в НПО «Энергия», зани маясь техническими вопроса ми, а также разрабатывая методики подготовки космо навтов к полетам. В настоя щее время он на заслужен ном отдыхе, но продолжает свою деятельность уже как пропагандист космонавтики, участвуя в различных фору мах, встречах с молодежью. Томас Стаффорд долгое время в чине генерала воз главлял самый престижный испытательный авиацион ный Центр Америки — базу «Эдвардс». Был и остается консультантом правитель ства США по вопросам пило тируемой космонавтики. Был одним из руководителей про екта Международной косми ческой станции с американ ской стороны. Кстати, его отношение к нашей стране сыграло весьма положитель ную роль в развитии этого совместного проекта: у нас не все клеилось с запуском пер вых модулей этой станции, и в Конгрессе США возник ли претензии и недоверие к российскому партнеру. Сло во Стаффорда в нашу поддер жку было очень важно и своевременно. В феврале 2003 года он вошел в состав комиссии по расследованию причин катастрофы «Колум бии» и в настоящее время представил ряд предложений по обеспечению безопасности полетов американских «чел ноков». Уважение к нашей стране, к нашему народу ос тались у Стаффорда навсег да. Недавно 74-летний вете ран американской астронав тики принял на воспитание двух детей-сирот из России. Дональд Слейтон больше в космос не летал. Он зани мался активно публичной деятельностью, участвовал в международных форумах. К сожалению, сегодня Слейто на в живых уже нет: он умер в 1993 году. Вэнс Бранд оставался дол го активным астронавтом. Он еще три раза поднимался в космос на космических ко раблях «Спейс Шаттл». В настоящее время — на за служенном отдыхе. Каково же было дальней шее развитие программы «Союз»—«Аполлон»? Успех этого полета открывал воз можность для новых совмес тных экспериментов в космо се. И уже велась подготовка к полетам американского многоразового корабля «Спейс Шаттл» к советским орбитальным станциям «Са лют». Однако к концу семи десятых годов в отношениях наших стран наметились се рьезные осложнения. Тому было несколько причин: ввод советских войск в Афганис тан (1979 год), сбитый совет скими средствами ПВО корей ский пассажирский «Боинг», объявление президентом США Рональдом Рейганом Советского Союза «империей зла» и под шумок начало ра бот над проектом «звездных войн». В начале 80-х СССР и США были на пороге косми ческой гонки вооружений. И мы, и американцы работали над проектами боевых косми ческих станций, думали, как можно было бы использовать многоразовые корабли «Спейс Шаттл» и «Буран» в военных целях, экспериментировали с «лазерными пушками» , «инерционными баллистичес кими снарядами», «электро магнитными пушками» . Ясно, что в это время уже было не до совместных мир ных космических проектов. Политические изменения в мире, произошедшие в на чале 90-х годов, дали воз можность России и США вер нуться к теме совместных пилотируемых полетов, и то, что задумывалось ранее, ста ло реальностью в 1995 году, когда впервые к российско му орбитальному комплексу «Мир» причалил американс кий «Шаттл». Всего до кон ца 90-х было выполнено де вять экспедиций по програм ме «Мир» — «Шаттл», аме риканские астронавты дли тельное время работали в экипажах с российскими кос монавтами, занимались со вместными исследованиями в интересах науки и техники. Следующим этапом разви тия совместных работ в кос мосе стала Международная космическая станция. Пер вый ее модуль — российский блок «Заря» — был постро ен на американские средства и запущен в ноябре 1998 года. А сегодня, спустя семь лет с начала строительства, Международная космическая станция стала многомодуль ной орбитальной лаборатори ей, общая масса которой со ставляет свыше 180 тонн! На МКС постоянно с 2000 года работают совместные экипа жи космонавтов не только России и США, но и других стран-участниц проекта (их всего 16), проводятся уни кальные научные исследова ния и технические экспери менты, открывающие огром ные перспективы для мирно го освоения космоса. Правда, в последнее время отмечают ся серьезные трудности в ходе реализации проекта МКС. Главной причиной ста ла катастрофа «Колумбии» и гибель семи американских астронавтов. В настоящее время идет поиск новых решений в обес печении многолетней работы Международной космичес кой станции с учетом того, что американцы должны бу дут вывести из эксплуатации свои «Шаттлы», оказавшие ся ненадежными и небезопас ными. В частности, Россия предложила Европе и другим странам поучаствовать в со здании нового многоразово го корабля «Клипер», кото рый должен будет заменить хотя и надежный, но уже устаревший «Союз». Первый полет этого ко рабля может состояться в 2010-2011 годах. Особен ность «Клипера»: он задуман на перспективу его использо вания в будущих полетах к Луне и Марсу. Такие проек ты всерьез рассматриваются в США, Европе, Китае, Япо нии. И Россия не останется в стороне от таких проектов, которые станут обязательно международными: слишком дорогое это дело — отправить космонавтов на Луну или Марс. Мы располагаем всем необходимым для того, что бы активно включиться в программы межпланетных перелетов. И самое главное, мы, Россия и США, — веду щие космические державы, обладаем бесценным опытом осуществления международ ных космических полетов, первенцем которых стал «Союз»—«Аполлон». Александр АРТЕМЬЕВ. нашей жизни: В МИРЕ Суд над Хусейном может начаться в августе По словам главы специального трибунала Ирака Раеда Джухи, расследование обстоятельств массового убийства шиитов в 1982 году, в котором обвиняется Хусейн, завершено. «Суд может начаться в августе или сентябре, но мы заинтересованы, чтобы это произошло как можно раньше», — сказал Джухи. Он также добавил, что экс-президент Ирака и четверо дру гих бывших высокопоставленных иракских чиновников, об виняемых по делу об убийстве более 50 человек, могут быть приговорены к смертной казни. Иракские власти уже неоднократно заявляли о намере нии как можно скорее начать судебный процесс над Хусей ном и членами бывшего иракского руководства, однако про тив этого выступали США. По их мнению, суд над экс-пре зидентом может помешать написанию новой иракской кон ституции. Проект конституции должен быть в середине ав густа вынесен на общенациональный референдум. Саддам Хусейн уже много месяцев содержится в тюрьме на американской базе около Багдада. Японских школьников будут учить по оскорбительным учебникам Учебник по японской истории, вызвавший многочисленные протестыв Китае иЮжной Корее, одобрен для использования в японских школах. Пока книга вошла в обязательную школьную программу только в городе Отавара (150 километрах к северу от Токио). Авторы скандального учебника считают, что японским школьникам не стоит знать о зверствах японских военных во время Второй мировой войны. В книге ничего не говорит ся о том, как японские солдаты превращали китаянок в сек суальных рабынь, а также искажаются события в Нанцине в 1937 году. Но особое возмущение у критиков вызывает тот факт, что действия японской Армии в 1940-х годах препод носятся как освобождение Азии. Когда в апреле этого года правительство разрешило ис пользовать учебник для преподавания, Пекин и Сеул напра вили Токио ноты протеста, а в крупнейших азиатских горо дах прошли антияпонские демонстрации. Позднее Япония признала, что учебник не является официальной точкой зре ния правительства. На Фиджи найдены скелеты людей, живших три тысячи лет назад Как заявил профессор Университета южной части Тихого океана Патрик Нанн, поселение было обнаружено на острове Бурева, кюго-западу от главного острова Фиджи Вити-Леву. На данный момент там найдено 16 человеческих скеле тов, захороненных на древнем кладбище вместе с черепками глиняной посуды. По мнению Нанна, это открытие доказы вает, что Бурева была первым человеческим поселением на архипелаге, состоящем из 340 островов. Самой удивительной находкой, по словам профессора, стал кусок обсидиана, который почти наверняка был привезен с расположенной в четырех с половиной тысячах километров от Фиджи Новой Гвинеи. «Это было чрезвычайно долгое океанское путешествие для людей, которые совершили его», — подчеркнул Нанн. По сообщениям электронных СМИ. ^уПолитпасьянс Революция без цвета и без света То, о чем оппозиция предупреждала еще во времена президента Ельцина, похоже, случилось —мы вступили в период неизбежных техногенных сбоев и катастроф. День «конца света» — энергетический кризис, потрясший Москву и прилегающие регионы, вызвал всплеск внимания к теме изношенности фондов, обновлением которых в постсоветской России не занимается почти никто. Полдня без электричества в современном мегаполисе —зрелище впечатляющее, привлекшее к себе внимание всех СМИ. Однако прорванные трубы, неработающие котельные — беда ничуть не меньшая для того, на кого она свалилась. И если богатая Москва относительно быстро оправилась от последствий гоандиозной аварии, то провинция еще долго будет зализывать экономические раны. В разговоре с вице-спикером Государственной Думы Владимиром Жириновским я пытался найти ответ на извечный русский вопрос: что делать? По мнению Владимира Жириновского, проблема в том, что с момента начала перестройки в стране из сфер, отвечающих за жиз необеспечение населения, ушли опытные инженеры, конструкторы, специалисты: «Пришли те, кто стремится выжать максимальную выгоду, не думая о завтрашнем дне. Лишь бы получить скорее день ги, но ничего не вкладывать ни в ремонт старого оборудования, ни в проектирование будущих мощностей. Их идеология: «После нас — хоть потоп». К сожалению, «потоп» не заставил себя ждать». И это тенденция не какой-то отдельно взятой отрасли, — счита ет лидер ЛДПР: «20 лет длится новый курс, и наши министры все эти годы думают не о развитии России, а о том, как всё выкачать из нашей страны — выжать максимум из людей, ресурсов». Распалась страна — СССР, и оборвались налаженные экономи ческие связи. В советские времена, к примеру, крупный завод, про изводящий энергооборудование, находился в Ереване — и, значит, теперь нам сложнее своевременно заменять оборудование. «Разде лили страну, экономику омертвили, а оживлением никто не занима ется», —говорит Владимир Вольфович. Смотреть надо в корень про блемы — возрождать и развивать отечественное машиностроение, промышленность в целом. «Сегодня мы еще живем на том потенциале, который был со здан за годы Советской власти, —продолжает Жириновский. —Вни мания правительства к развитию промышленности недостаточно. Проводим постоянно административные реформы, и у нас то слиш ком много чиновников занимается одним вопросом, то ни один. И никто не может контролировать их работу». Необходимо, по мнению вице-спикера Госдумы, усиливать вза имодействие «отраслевиков» и представителей городского хозяй ства: «Ведь они существуют не отдельно — отрасль и город, особен но такой, как Москва. Это богатый и растущий город. Количество потребителей растет каждую минуту. Из магазинов везут домой но вые пылесосы, телевизоры, микроволновки и так далее. И это толь ко бытовое потребление. Люди вне дома пользуются множеством услуг, и все они задействуют электричество». Владимир Вольфович попросил обратиться к читателям с просьбой — экономить электричество. На этом направлении нужна серьезная пропагандистская работа. Каждый работник, руководитель должен думать: как сделать тот или иной процесс менее энергоемким? Требуется усилить службу безопасности на жизненно важных объек тах, причем это должны быть государственные, а не частные структу ры. Надо возвращать представителей госбезопасности на все объекты энергоснабжения. Надо разобраться: почему мы снабжаем, к примеру, почти бесплатным электричеством Грузию, которая нам к тому же па кости устраивает каждый день, а самим нам электричества не хватает! Почему это вопрос государственной безопасности? Во-первых, сбои на этих объектах могут стоить россиянам здоровья, а порой и жизни. Во-вторых, по мнению Владимира Жириновского, подобные кризисы могут достаточно легко дестабилизировать ситуацию в стра не: «Удар по электростанциям, по источникам электроснабжения может привести к революции. «Цветная» революция не проходит в России, поэтому нам могут попытаться устроить «электрическую» революцию, которая будет иметь тяжелые политические и экономи ческие последствия. Исторический опыт подсказывает, что легко впутаться в революцию и очень тяжело оправиться от ее результа тов». Алексей СТЕПАНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz