Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

^Н егром кая дата лСоюз»-«Аполлон»: рукопожатие на орбите Тридцать лет назад советские и американские космонавты приступили к осуществлению грандиозного проекта Это событие стало поистине историческим и оставило заметный след в мировой пилотируемой космонавтике. Впервые две великие державы, преодолев политические противоречия, смогли решить сложнейшую техническую задачу стыковки на орбите и совместной работы советского и американского экипажей. Этот полет стал также демонстрацией возможностей, которые открываются перед человечеством при объединении усилий многих стран в деле изучения и освоения космического пространства в мирных целях. И конечно, экспериментальный полет «Союз»-«Аполлон» («ЭПАС») дал очень много для укрепления доверия между нашими странами, способствовал развитию взаимопонимания и дружеских связей между нашими народами. Путь к «ЭПАС»: политика, техника, люди В апреле 1970 года в ходе космического полета «Апол­ лона-13» к Луне произошла серьезная авария, поставив­ шая на грань жизни и смер­ ти экипаж корабля. Благо­ даря мужеству, высочайше­ му профессионализму и сла­ женности работы астронав­ тов Ловелла, Хейза и Суид- жерта, а также наземных служб трагедии не случи­ лось, спускаемый аппарат «Аполлона-13» благополуч­ но вернулся на Землю. Тог­ да, когда шла напряженная борьба за жизнь американс­ ких астронавтов, Советский Союз предложил свою по­ мощь США: советские суда, * находившиеся поблизости района приводнения «Апол­ лона», были готовы принять меры по спасению астронав­ тов, все радиопереговоры в эфире на частотах американ­ ских средств управления -полетом и поиска спускаемо­ го аппарата были прекраще­ ны, чтобы не мешать спаса­ тельной операции. Именно тогда в Советском Союзе и США и зародилась идея со­ здания систем, которые обес­ печили бы взаимное спасе­ ние космических экипажей в ходе пилотируемых косми­ ческих полетов. Первые ра­ бочие контакты специалис­ тов космической отрасли СССР и США вылились в договор между нашими стра­ нами, заключенный в 1972 году и предусматривавший осуществление совместного полета двух кораблей со сты­ ковкой на орбите. Надо отметить то, что, помимо преодоления слож­ ных политических противо­ речий между нашими стра­ нами, было необходимо ре­ шить еще огромный комп­ лекс технических проблем. Ведь наши корабли строи­ лись совершенно независимо друг от друга, и при их со­ здании принимались техни­ ческие решения, не позволя­ ющие с ходу выполнить их стыковку на орбите и совме­ стные работы экипажей. Среди таких проблем, на­ пример, были: разная атмос­ фера в космических кораб­ лях , разная конструкция стыковочных узлов, радио­ техники, связи... Даже мате­ матические модели формы земного шара у нас и амери­ канцев были совсем разные, что не позволяло их приме­ нять для расчета траектории полета двух кораблей и сты- ковки на орбите. Наконец, существовал языковой барь­ ер. Все эти сложности были благополучно разрешены. Оба корабля прошли необхо­ димую модернизацию. Понимая важное полити­ ческое значение совместного эксперимента в космосе, со­ ветская сторона приняла ряд дополнительных мер для ус­ пеха космического полета. Так, усовершенствованный космический корабль «Союз» прошел ряд испытаний в бес­ пилотных полетах, а в декаб­ ре 1974 года на орбиту стар­ товал «Союз-16», на борту которого находились космо­ навты Анатолий Филиппен­ ко и Николай Рукавишни­ ков. В ходе этого испытатель­ ного полета были проверены все системы корабля, имити­ ровались маневры на орбите и даже стыковка с американ­ ским кораблем. Кроме основного косми­ ческого корабля, которому предстояло стартовать на­ встречу ам ериканскому «Аполлону», готовился к старту и запасной «Союз» с дублирующим экипажем. В советский и американ­ ский экипажи были включе­ ны опытные космонавты и астронавты . Командиром «Союза» был назначен Алек­ сей Леонов, первый в мире человек, работавший в от­ крытом космосе в 1965 году. В конце 60-х Алексей Архи­ пович проходил специальное обучение на базе Липецкого авиацентра, участвуя в под­ готовке к высадке на Луну. Затем он в качестве коман­ дира корабля «Союз» гото­ вился к полетам на орбиталь­ ные станции «Салют». Борт­ инженером стал Валерий Кубасов, в 1969 году участво­ вавший в групповом полете трех наших кораблей «Со­ юз», а затем вместе с Алек­ сеем Леоновым проходивший подготовку к полетам на ор­ битальные станции «Салют». «Аполлон» пилотировали Томас Стаффорд, Вэнс Бранд и Дик Слейтон. Стаффорд уже четвертый раз стартовал в космос. До этого он участво­ вал в полетах по программе «Джемини», летал на «Апол- лоне-10» к Луне и провел генеральную репетицию вы­ садки на ее поверхность. Вэнс Бранд и Дик Слейтон поле­ тели в космос впервые, но это не значит, что они были но­ вичками в космонавтике. Бранд был дублером несколь­ ких лунных экипажей, гото­ вился по программе «Скай- лэб» в качестве командира спасательного корабля. А Слейтон был вообще леген­ дой американской астронав­ тики: ветеран Второй миро­ вой войны, военный летчик и летчик-испытатель, он со­ стоял в первой «великолеп­ ной семерке» пилотов кораб­ лей «Меркурий», но по состо­ янию здоровья (медики на­ шли у него отклонения в ра­ боте сердца) был снят с по­ лета. Оба экипажа тщательно готовились к совместному полету, изучали корабли партнеров, проходили трени­ ровки в подмосковном «Звездном городке» и в аме­ риканском Центре подготов­ ки в Хьюстоне (штат Техас). Они взаимно освоили языки: наши — английский, а аме­ риканцы — русский. И самое главное, в ходе подготовки к космическому полету космо­ навты и астронавты по-насто­ ящему подружились, научи­ лись хорошо понимать друг друга, создали единую и сплоченную команду. Встреча над Эльбой 15 июля 1975 года. Пер­ вым с космодрома «Байко­ нур» стартовал «Союз-19». Через семь с половиной ча­ сов, когда «Союз-19» проле­ тал над космодромом имени Кеннеди (штат Флорида, США), к нему навстречу вы­ летел «Аполлон». Через двое сутрк над Западной Европой, а если точнее над Эльбой (очень символичный знак в год 30-летия встречи союз­ ных войск на берегах этой реки и победы над фашист­ ской Германией!), два кораб­ ля встретились в космосе и успешно состыковались. Затем в течение трех су­ ток совместного полета аст­ ронавты «Аполлона» «ходи­ ли в гости» к космонавтам «Союза» и наоборот, прово­ дились совместные научные исследования и эксперимен­ ты, на Землю велись телеви­ зионные передачи о работе на орбите, проводились пресс- конференции. Нашлось вре­ мя и для отдыха и шуток. Так, во время первого «ви­ зита» американских астро­ навтов на борт корабля «Союз» в отсутствии связи с Землей Леонов и Кубасов ре­ шили угостить Стаффорда и Слейтона по русскому обы­ чаю. Откуда-то из тайника были извлечены тубы, на которых красовались этикет­ ки русской водки. Американ­ цы поверили и всерьез собра­ лись вместе с нашими космо­ навтами отметить успех. Ка­ ково же было их удивление, когда в тубах они обнаружи­ ли совсем не водку, а суп и борщ, то есть именно то, что там и должно быть. Это дало повод всем здорово посмеять­ ся над шуткой. Не обошлось без неприят­ ностей. В первые сутки по­ лета нашего корабля «Союз-19» вышла из строя телевизионная система. Сры­ вались репортажи с орбиты. Поэтому Леонов и Кубасов вместо отдыха и сна искали причину отказа и с помощью подручных средств провели ремонт сложной телевизион­ ной техники. Все вздохнули с облегчением, когда на Зем­ ле увидели первую цветную телевизионную картинку с борта «Союза». После проведения совме­ стных работ корабли рассты­ ковались, а потом космонав­ ты и астронавты вернулись на Землю. Но при возвраще­ нии «Аполлона» возникла еще одна нештатная ситуа­ ция: в отсек экипажа просо­ чились ядовитые пары топ­ лива двигателей ориентации, астронавты стали задыхать­ ся. Положение спас Стаф­ форд. Он экстренно надел кислородные маски себе и остальным членам экипажа. Таким образом удалось избе­ жать серьезного отравления, хотя астронавты успели на­ дышаться токсичными пара­ ми и потом достаточно долго приходили в себя. Экспериментальный по­ лет «Союз»—«Аполлон» под­ твердил возможность созда­ ния совместных средств спа­ сения космонавтов на орби­ те вокруг Земли, стал осно­ вой реализации в дальней­ шем грандиозных планов международных пилотируе­ мых экспедиций. Судьба экипажей, судьба дальнейшей программы По-разному сложилась дальнейшая судьба экипажей «Союза» и «Аполлона». Алексей Леонов больше в космос не летал. Ему было присвоено звание генерал- майора, и он долгое время возглавлял один из отделов Центра подготовки космонав­ тов, занимаясь вопросами от­ работки стыковки космичес­ ких кораблей и станций. Алексей Архипович Леонов до сегодняшнего дня, несмот­ ря на свой возраст (ему в кон­ це мая исполнился 71 год), остается активным челове­ ком. По его инициативе и с его постоянным участием проходят традиционные Га­ гаринские чтения на родине первого космонавта планеты. Он не раз бывал в нашем го­ роде, посещал Липецкий авиационный центр. Валерий Кубасов еще раз поднялся в космос в 1980 году уже командиром косми­ ческого корабля «Союз», в экипаже которого был пер­ вый венгерский космонавт Берталан Фаркаш. В даль­ нейшем Кубасов много рабо­ тал в НПО «Энергия», зани­ маясь техническими вопроса­ ми, а также разрабатывая методики подготовки космо­ навтов к полетам. В настоя­ щее время он на заслужен­ ном отдыхе, но продолжает свою деятельность уже как пропагандист космонавтики, участвуя в различных фору­ мах, встречах с молодежью. Томас Стаффорд долгое время в чине генерала воз­ главлял самый престижный испытательный авиацион­ ный Центр Америки — базу «Эдвардс». Был и остается консультантом правитель­ ства США по вопросам пило­ тируемой космонавтики. Был одним из руководителей про­ екта Международной косми­ ческой станции с американ­ ской стороны. Кстати, его отношение к нашей стране сыграло весьма положитель­ ную роль в развитии этого совместного проекта: у нас не все клеилось с запуском пер­ вых модулей этой станции, и в Конгрессе США возник­ ли претензии и недоверие к российскому партнеру. Сло­ во Стаффорда в нашу поддер­ жку было очень важно и своевременно. В феврале 2003 года он вошел в состав комиссии по расследованию причин катастрофы «Колум­ бии» и в настоящее время представил ряд предложений по обеспечению безопасности полетов американских «чел­ ноков». Уважение к нашей стране, к нашему народу ос­ тались у Стаффорда навсег­ да. Недавно 74-летний вете­ ран американской астронав­ тики принял на воспитание двух детей-сирот из России. Дональд Слейтон больше в космос не летал. Он зани­ мался активно публичной деятельностью, участвовал в международных форумах. К сожалению, сегодня Слейто­ на в живых уже нет: он умер в 1993 году. Вэнс Бранд оставался дол­ го активным астронавтом. Он еще три раза поднимался в космос на космических ко­ раблях «Спейс Шаттл». В настоящее время — на за­ служенном отдыхе. Каково же было дальней­ шее развитие программы «Союз»—«Аполлон»? Успех этого полета открывал воз­ можность для новых совмес­ тных экспериментов в космо­ се. И уже велась подготовка к полетам американского многоразового корабля «Спейс Шаттл» к советским орбитальным станциям «Са­ лют». Однако к концу семи­ десятых годов в отношениях наших стран наметились се­ рьезные осложнения. Тому было несколько причин: ввод советских войск в Афганис­ тан (1979 год), сбитый совет­ скими средствами ПВО корей­ ский пассажирский «Боинг», объявление президентом США Рональдом Рейганом Советского Союза «империей зла» и под шумок начало ра­ бот над проектом «звездных войн». В начале 80-х СССР и США были на пороге косми­ ческой гонки вооружений. И мы, и американцы работали над проектами боевых косми­ ческих станций, думали, как можно было бы использовать многоразовые корабли «Спейс Шаттл» и «Буран» в военных целях, экспериментировали с «лазерными пушками» , «инерционными баллистичес­ кими снарядами», «электро­ магнитными пушками» . Ясно, что в это время уже было не до совместных мир­ ных космических проектов. Политические изменения в мире, произошедшие в на­ чале 90-х годов, дали воз­ можность России и США вер­ нуться к теме совместных пилотируемых полетов, и то, что задумывалось ранее, ста­ ло реальностью в 1995 году, когда впервые к российско­ му орбитальному комплексу «Мир» причалил американс­ кий «Шаттл». Всего до кон­ ца 90-х было выполнено де­ вять экспедиций по програм­ ме «Мир» — «Шаттл», аме­ риканские астронавты дли­ тельное время работали в экипажах с российскими кос­ монавтами, занимались со­ вместными исследованиями в интересах науки и техники. Следующим этапом разви­ тия совместных работ в кос­ мосе стала Международная космическая станция. Пер­ вый ее модуль — российский блок «Заря» — был постро­ ен на американские средства и запущен в ноябре 1998 года. А сегодня, спустя семь лет с начала строительства, Международная космическая станция стала многомодуль­ ной орбитальной лаборатори­ ей, общая масса которой со­ ставляет свыше 180 тонн! На МКС постоянно с 2000 года работают совместные экипа­ жи космонавтов не только России и США, но и других стран-участниц проекта (их всего 16), проводятся уни­ кальные научные исследова­ ния и технические экспери­ менты, открывающие огром­ ные перспективы для мирно­ го освоения космоса. Правда, в последнее время отмечают­ ся серьезные трудности в ходе реализации проекта МКС. Главной причиной ста­ ла катастрофа «Колумбии» и гибель семи американских астронавтов. В настоящее время идет поиск новых решений в обес­ печении многолетней работы Международной космичес­ кой станции с учетом того, что американцы должны бу­ дут вывести из эксплуатации свои «Шаттлы», оказавшие­ ся ненадежными и небезопас­ ными. В частности, Россия предложила Европе и другим странам поучаствовать в со­ здании нового многоразово­ го корабля «Клипер», кото­ рый должен будет заменить хотя и надежный, но уже устаревший «Союз». Первый полет этого ко­ рабля может состояться в 2010-2011 годах. Особен­ ность «Клипера»: он задуман на перспективу его использо­ вания в будущих полетах к Луне и Марсу. Такие проек­ ты всерьез рассматриваются в США, Европе, Китае, Япо­ нии. И Россия не останется в стороне от таких проектов, которые станут обязательно международными: слишком дорогое это дело — отправить космонавтов на Луну или Марс. Мы располагаем всем необходимым для того, что­ бы активно включиться в программы межпланетных перелетов. И самое главное, мы, Россия и США, — веду­ щие космические державы, обладаем бесценным опытом осуществления международ­ ных космических полетов, первенцем которых стал «Союз»—«Аполлон». Александр АРТЕМЬЕВ. нашей жизни: В МИРЕ Суд над Хусейном может начаться в августе По словам главы специального трибунала Ирака Раеда Джухи, расследование обстоятельств массового убийства шиитов в 1982 году, в котором обвиняется Хусейн, завершено. «Суд может начаться в августе или сентябре, но мы заинтересованы, чтобы это произошло как можно раньше», — сказал Джухи. Он также добавил, что экс-президент Ирака и четверо дру­ гих бывших высокопоставленных иракских чиновников, об­ виняемых по делу об убийстве более 50 человек, могут быть приговорены к смертной казни. Иракские власти уже неоднократно заявляли о намере­ нии как можно скорее начать судебный процесс над Хусей­ ном и членами бывшего иракского руководства, однако про­ тив этого выступали США. По их мнению, суд над экс-пре­ зидентом может помешать написанию новой иракской кон­ ституции. Проект конституции должен быть в середине ав­ густа вынесен на общенациональный референдум. Саддам Хусейн уже много месяцев содержится в тюрьме на американской базе около Багдада. Японских школьников будут учить по оскорбительным учебникам Учебник по японской истории, вызвавший многочисленные протестыв Китае иЮжной Корее, одобрен для использования в японских школах. Пока книга вошла в обязательную школьную программу только в городе Отавара (150 километрах к северу от Токио). Авторы скандального учебника считают, что японским школьникам не стоит знать о зверствах японских военных во время Второй мировой войны. В книге ничего не говорит­ ся о том, как японские солдаты превращали китаянок в сек­ суальных рабынь, а также искажаются события в Нанцине в 1937 году. Но особое возмущение у критиков вызывает тот факт, что действия японской Армии в 1940-х годах препод­ носятся как освобождение Азии. Когда в апреле этого года правительство разрешило ис­ пользовать учебник для преподавания, Пекин и Сеул напра­ вили Токио ноты протеста, а в крупнейших азиатских горо­ дах прошли антияпонские демонстрации. Позднее Япония признала, что учебник не является официальной точкой зре­ ния правительства. На Фиджи найдены скелеты людей, живших три тысячи лет назад Как заявил профессор Университета южной части Тихого океана Патрик Нанн, поселение было обнаружено на острове Бурева, кюго-западу от главного острова Фиджи Вити-Леву. На данный момент там найдено 16 человеческих скеле­ тов, захороненных на древнем кладбище вместе с черепками глиняной посуды. По мнению Нанна, это открытие доказы­ вает, что Бурева была первым человеческим поселением на архипелаге, состоящем из 340 островов. Самой удивительной находкой, по словам профессора, стал кусок обсидиана, который почти наверняка был привезен с расположенной в четырех с половиной тысячах километров от Фиджи Новой Гвинеи. «Это было чрезвычайно долгое океанское путешествие для людей, которые совершили его», — подчеркнул Нанн. По сообщениям электронных СМИ. ^уПолитпасьянс Революция без цвета и без света То, о чем оппозиция предупреждала еще во времена президента Ельцина, похоже, случилось —мы вступили в период неизбежных техногенных сбоев и катастроф. День «конца света» — энергетический кризис, потрясший Москву и прилегающие регионы, вызвал всплеск внимания к теме изношенности фондов, обновлением которых в постсоветской России не занимается почти никто. Полдня без электричества в современном мегаполисе —зрелище впечатляющее, привлекшее к себе внимание всех СМИ. Однако прорванные трубы, неработающие котельные — беда ничуть не меньшая для того, на кого она свалилась. И если богатая Москва относительно быстро оправилась от последствий гоандиозной аварии, то провинция еще долго будет зализывать экономические раны. В разговоре с вице-спикером Государственной Думы Владимиром Жириновским я пытался найти ответ на извечный русский вопрос: что делать? По мнению Владимира Жириновского, проблема в том, что с момента начала перестройки в стране из сфер, отвечающих за жиз­ необеспечение населения, ушли опытные инженеры, конструкторы, специалисты: «Пришли те, кто стремится выжать максимальную выгоду, не думая о завтрашнем дне. Лишь бы получить скорее день­ ги, но ничего не вкладывать ни в ремонт старого оборудования, ни в проектирование будущих мощностей. Их идеология: «После нас — хоть потоп». К сожалению, «потоп» не заставил себя ждать». И это тенденция не какой-то отдельно взятой отрасли, — счита­ ет лидер ЛДПР: «20 лет длится новый курс, и наши министры все эти годы думают не о развитии России, а о том, как всё выкачать из нашей страны — выжать максимум из людей, ресурсов». Распалась страна — СССР, и оборвались налаженные экономи­ ческие связи. В советские времена, к примеру, крупный завод, про­ изводящий энергооборудование, находился в Ереване — и, значит, теперь нам сложнее своевременно заменять оборудование. «Разде­ лили страну, экономику омертвили, а оживлением никто не занима­ ется», —говорит Владимир Вольфович. Смотреть надо в корень про­ блемы — возрождать и развивать отечественное машиностроение, промышленность в целом. «Сегодня мы еще живем на том потенциале, который был со­ здан за годы Советской власти, —продолжает Жириновский. —Вни­ мания правительства к развитию промышленности недостаточно. Проводим постоянно административные реформы, и у нас то слиш­ ком много чиновников занимается одним вопросом, то ни один. И никто не может контролировать их работу». Необходимо, по мнению вице-спикера Госдумы, усиливать вза­ имодействие «отраслевиков» и представителей городского хозяй­ ства: «Ведь они существуют не отдельно — отрасль и город, особен­ но такой, как Москва. Это богатый и растущий город. Количество потребителей растет каждую минуту. Из магазинов везут домой но­ вые пылесосы, телевизоры, микроволновки и так далее. И это толь­ ко бытовое потребление. Люди вне дома пользуются множеством услуг, и все они задействуют электричество». Владимир Вольфович попросил обратиться к читателям с просьбой — экономить электричество. На этом направлении нужна серьезная пропагандистская работа. Каждый работник, руководитель должен думать: как сделать тот или иной процесс менее энергоемким? Требуется усилить службу безопасности на жизненно важных объек­ тах, причем это должны быть государственные, а не частные структу­ ры. Надо возвращать представителей госбезопасности на все объекты энергоснабжения. Надо разобраться: почему мы снабжаем, к примеру, почти бесплатным электричеством Грузию, которая нам к тому же па­ кости устраивает каждый день, а самим нам электричества не хватает! Почему это вопрос государственной безопасности? Во-первых, сбои на этих объектах могут стоить россиянам здоровья, а порой и жизни. Во-вторых, по мнению Владимира Жириновского, подобные кризисы могут достаточно легко дестабилизировать ситуацию в стра­ не: «Удар по электростанциям, по источникам электроснабжения может привести к революции. «Цветная» революция не проходит в России, поэтому нам могут попытаться устроить «электрическую» революцию, которая будет иметь тяжелые политические и экономи­ ческие последствия. Исторический опыт подсказывает, что легко впутаться в революцию и очень тяжело оправиться от ее результа­ тов». Алексей СТЕПАНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz