Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

12 июля 2005 года ДОБРЫЕ ЛИЦА ЗАВТРА В МОСКВЕ ОТКРЫВАЕТСЯ ВЫСТАВКА УДИВИТЕЛЬНОГО ХУДОЖНИКА ЕВГЕНИЯ САВЧЕНКО 1 ..““ Лучшие работы Савченко - это дыхание в красках. Вздохи деревьев и облаков, трепета­ ние бабочек и стрекоз, ликова­ ние весеннего ветра и шорох снежных хлопьев... «Дыханье каждого растенья - почти неви­ димый дымок...» Из окна его маленькой квар­ тирки видны сторожевые башни Симонова монастыря. Одна комната похожа на запасник музея - картины теснятся ряда­ ми. У Евгения Владимировича Савченко никогда не было сво­ ей мастерской. Художественная Москва признала его всего лишь несколько лет назад. Евге­ ния Савченко приняли в Союз художников на седьмом десят­ ке, что само по себе уникаль­ но. Приняли бы намного рань­ ше, но о таком художнике про­ сто никто не знал. Работа тас- совского корреспондента тре­ бовала самоотдачи. Загранко­ мандировки растягивались на долгие годы. Брюссель, Люк­ сембург, Нидерланды, Сене­ гал... Савченко рисовал для себя, для близких и друзей. В совет­ ское время, когда все тащили из-за границы дефицитные шмотки, он вез домой океан­ ские раковины, тяжеленную гальку, причудливые корни. Се­ негальцы звали его «художник по воскресеньям». Это был единственный день, когда он мог пойти на этюды на безлюд­ ный мыс Альмади. - Голос океана совсем дру­ гой, чем у моря. Мне ближе мо­ ре, ведь я родился в Крыму. В детстве, после войны, я каждое лето был в пионерлагере. Как- то рядом с Коктебелем мы с ребятами плавали на шлюпке в сердоликовую бухту, искали ка­ мешки. С тех пор моя любимая цветовая гамма - сердоликовая. Голубовато-сиреневый, полу­ прозрачный серый с молочной пеленой - они струятся в воде под солнцем... - У Поля Верлена есть со­ звучная вам строчка о «волнах цвета сердолика...» - Да, это любимый камень поэтов. И Марины Цветаевой, и Максимилиана Волошина. В пионерском детстве мы запро­ сто приходили в дом Волошина, он еще не был музеем, и его вдова Мария Степановна води­ ла нас по комнатам. И тогда я впервые увидел акварели поэ­ та. Разглядывая их, заметил, что на всех рисунках у солнца или луны - дырочка в середине. Для меня это была загадка: такой мастер, а пользуется школьным циркулем. Сейчас-то я пони­ маю, что Волошин стремился к абсолютному совершенству... - У вас родители были при­ частны к искусству? - Нет, мама была на партий­ ной работе, папа - на заводе. Он был очень известным в го­ роде футболистом заводской команды, левым беком. К нача­ лу войны он был белобилетни­ ком по сердцу, но ушел добро­ вольцем на фронт. Трижды был ранен, а мы с мамой ездили по следам его госпиталей. Когда из Нальчика его отправили снова на фронт, он поручил нас своему товарищу Ивану Ивановичу, он еще долечивал­ ся, ходил на костылях. Дядя Ва­ ня нас отправил из зоны боев с госпитальной машиной. Когда мы садились в нее, то под Ма- шуком уже рвались снаряды... Мы оказались в Чимкенте, нас приютила старушка-узбеч­ ка. Зимой мама тоненько бин­ товала ноги газетами, у нее не было теплых чулок. У меня, се­ милетнего, сердце сжималось... - А что было слышно от от­ ца? - Мы не имели от него изве­ стий. Многое узнали лишь пос­ ле возвращения домой, в Сим- ерополь. Под Харьковом в 943-м он попал в окружение, но прорвался в Крым, стал ра­ ботать в крымском подполье. После войны мне дали справ­ ку, что Савченко Владимир Се­ менович был членом крымского подполья, в августе 43-го аре­ стован гестапо, после чего пропал без вести. Говорят, он несколько раз пытался бе­ жать... - Кто вас учил рисовать? - Первые краски мне тетя подарила. Она была архитек­ тором, проектировала пионер­ ские лагеря. А учителя у нас были замечательные, и не толь­ ко по рисованию. Учительницу по географии Ольгу Петровну мы звали Бон-бон, она была из старинной дворянской семьи. Какие книги мы разглядывали в ее домашней библиотеке! Она давала нам Фенимора Купера и Майн Рида, дореволюцион­ ные приложения к «Ниве». Для восхождения на верхние полки у нее была особая деревянная лестница, лазать по ней было счастьем. Ко мне Ольга Пет­ ровна относилась как-то осо­ бенно по-доброму, хотя это бы­ ло, наверное, не совсем педа­ гогично. И я тоже пытался отве­ тить на ее доброту. Помню, весной мы с другом собирали для Ольги Петровны подснеж­ ники, у нее был день рождения. А началось все с того, что в шестом классе я сделал макет Крыма из папье-маше - метра на полтора, со всеми городами и горными вершинами, причем к ним были подведены лампоч­ ки, и можно было проверять знания по крымской географии. На спартакиаде мой макет за­ нял первое место. Ольга Пет­ ровна сообщила об этом на уроке, но ее радость не все разделили, кто стал высмеивать меня. Тогда она сказала: «Представьте нашу степь - в ней растет много бурьяна, но попадаются и цветы...» Я тут же расцвел. - Люди были добры друг к другу, наверное, потому, что в воину так много потеряли, так много пережили? Они умели ценить взгляд, улыбку, протя­ нутую руку... - Да, конечно. В нашем классе почти все мальчишки росли без отцов, и учителя всеми силами пытались нас со­ греть, удержать от зла. Пом­ ню, как с бесконечным терпе­ нием ставила нам произноше­ ние учительница английского языка! Я и не предполагал, что этот язык мне здорово приго­ дится много лет спустя, но я остро чувствовал доброту и пытался на нее отозваться... В 14 лет я уехал в Москву посту­ пать в архитектурный техникум и тут узнал, что наша учитель­ ница английского языка попа­ ла в беду. По чьему-то навету ее выгоняли из школы. До ра­ боты в школе она играла в об­ ластном театре, но и в театр ее не брали. И вот мне при­ шло в голову, что надо обра­ титься к народному артисту, лауреату премий, его слава гремела тогда. Пришел к теат­ ру, где он тогда был главным режиссером, стою у служебно­ го входа. Подъезжает шикар­ ная черная «Победа», откры­ вается дверца, оттуда ниспа­ дает край дорогой шубы, и, наконец, появляется ее хозяин. Я встречаюсь с ним глазами и в то же мгновение понимаю: этот человек ничем мне не по­ может. И я ушел, не стал ниче­ го просить. Ничем не смог по­ мочь своей учительнице... Мне и сейчас горько об этом вспоминать. Иногда ду­ маю: сколько у меня в жизни было возможностей что-то сде­ лать для людей, а я... Время, пространство - они так велики, они растворяют наши малень­ кие судьбы, наши хрупкие жиз­ ни... Мы держимся только лю­ бовью, заботой, сострадани­ ем... - Дружбой... - А дружбой прежде всего. В нашем дворе рос старый клен, и на его верхушке я устроил боевой наблюдательный пункт, сколотил из досок. И так полу­ чилось, что моя засада оказа­ лась напротив одного балкона. Там жила девочка лет восьми, и мне было столько же. Когда она выходила на балкон, у ме­ ня будто крылья вырастали, и я мигом взлетал на клен. Я был ловкий, как обезьяна. Девочке это нравилось, а я придумывал, чем бы ее еще удивить. Там, на верхушке клена, хорошо мечта­ лось. У всех наших ребят была заветная мечта. Кто-то мечтал стать летчиком, кто-то - моря­ ком. А моя мечта была какая-то глупая. У меня был друг во дво­ ре - Севка. Он был самым справедливым среди нас, са­ мым умным, самым-самым. И вот я так любил этого Севу, что мечтал: когда вырасту, то прие­ ду в наш двор на линейке, а на заднем сиденье у меня будет ящик яблок. Я подарю его Сев­ ке и скажу: «Сева, это просто так...» А яблоки в том ящике бу­ дут самые лучшие - «бумажный ранет». Они настолько краси­ вые, что если на солнце посмо­ треть - косточки просвечивают. Сейчас этот сорт почти исчез... - А Севка? - Пока я учился в Москве, Севка куда-то уехал из нашего города. А куда - никто не мог мне сказать. - Так вы собирались стать архитектором? - В Симферополе до сих пор можно увидеть мою работу - единственную, которую я сде­ лал в качестве архитектора. Это была забавная история. Мне было шестнадцать лет, я еще учился в архитектурном техникуме, а моя тетя работала над постаментом для памятника драматургу К. Треневу и попро­ сила меня придумать шрифт, чтобы надпись сделать. «Зара­ ботаешь, - говорит, - себе на пиджак». Что ж, пиджак - вещь заманчивая. Я разработал шрифт, сделал рабочие черте­ жи, а мне купили хороший пид­ жак. Мама была очень довольна. Я в нем потом на целину по­ ехал. Никто меня не посылал, сам напросился. После оконча­ ния техникума пошел в мини­ стерство сельского хозяйства и сказал, что хочу на целину. Там обрадовались и отправили ме­ ня в Казахстан. - Чистое мальчишество... - А мы все такими были, да и сейчас... Уже и битые, и старые, и обманутые, но циников в на­ шем поколении я как-то не встречал. И вот я приехал в Ал­ ма-Ату и пришел в ту проект­ ную мастерскую, куда меня на­ правили. Встретили хорошо, посмотрели мой диплом с отли­ чием и дали мне угол в зоопар­ ке. У сторожа зоопарка был домик, и он сдавал углы студен­ там. Утром вместо будильника лев рычит. Отсюда меня и в ар­ мию призвали. Три года в тан­ ковых войсках. Как командиру образцового экипажа, мне при­ ходилось писать заметки в газе­ ту «На страже Родины». После армии я поступил в МГУ. Ро­ мантики хотелось. Куда-нибудь на край света - на Алтай, на Чукотку, к геологам, про кото­ рых тогда песни пели... Беседовал Дмитрий ШЕВАРОВ. Р.5. Персональная выставка живописи и графики Евгения Савченко в Центральном Доме художника на Крымском валу продлится до 24 июля. СЮЖЕТЫ КРЕАТИВНЫЕ БОМЖИ Необычная выставка уст­ роена во Львовском Дворце искусств. Ее организаторы вы­ дали 30 бомжам одноразо­ вые фотоаппараты и предло­ жили снять на пленку пейзажи и объекты из их неприкаянной жизни. За работу каждому «фотокору» обещали 10-20 долларов. В итоге треть аппа­ ратов исчезло вместе с бом­ жами, остальные же получили не только гонорар, но и при­ знание публики. На выставку народ валом валит: оказыва­ ется, интересно увидеть жизнь глазами бомжа. Юрий КИРИЛЛОВ. ЛЬВОВ. «ОБУТЬ » ТАМОЖНЮ НЕ УДАЛОСЬ Полторы тонны контра­ бандной обуви буквально упала на голову сотрудникам Рубцовского таможенного по­ ста. Близ пограничной стан­ ции Локоть неизвестные конт­ рабандисты, испугавшись дос­ мотра, решили избавиться от груза и стали выбрасывать коробки с обувью из окон по­ езда Бишкек - Новокузнецк прямо на насыпь. Таможенни­ кам оставалось лишь аккурат­ ненько сложить Добычу. Александр МАЛИК. БАРНАУЛ. НАЧИТАЛСЯ ГОГОЛЯ Вполне возможно, что именно после знакомства с бессмертными «Мертвыми ду­ шами» сержант Фрунзенского РОВД Александр Николаев придумал, как втереть очки своему начальству. Раздобыв сведения о паспортных дан­ ных десятков горожан, он принялся сочинять липовые протоколы о задержании гра­ ждан в нетрезвом состоянии. В число алкашей и забулдыг попала масса добропорядоч­ ных граждан, в том числе во­ обще непьющих. Обман от­ крылся после того, как один из «пьяниц» пришел устраи­ ваться на работу в это же РОВД. За такое очковтира­ тельство суд оштрафовал по­ читателя Гоголя на 12 тысяч рублей. Елена КОМАРОВА. САРАТОВ. 1И11Н I 1Ш )ПГА1ШИ»««МПНК.ЛШ 4 РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ <*$*ф*&****-***-п*4Лтхлмъ..**** ' т •) К ваш им услугам : квалифицированное медицинское обслуживание • бассейны с подогреваемой морской водой •большой выбор экскурсий / % : ■ , уд. Ленинградская Т тал: (8622) 521-100, 524-184, 524-127 факс: (8622) 522-100 (ежедневно с 8.00 до 20.00} «тс* ... I . . . . ~ - «ж».аа§оту».ги Е : ' Е-тоН:5В1сО,а а 8 о т> я ги г : : - СВОЕ ДЕЛО- ЕЩЕ ИДУТ СТАРИННЫЕ ЧАСЫ! К Сергею Александровичу обращаются с просьбой ожи­ вить старинные часы, когда все другие мастера отчаялись. При­ носят самые безнадежные, ос­ тановившиеся десятки лет на­ зад. И не было случая, чтобы Зуев хоть на какой-то меха­ низм махнул рукой, признав его неизлечимо больным. Лю­ бые часы пойдут, если подоб­ рать к ним ключик. В квартире Зуева ими заста­ влены шкафы, полки, стулья и подоконники. Он берет один из механизмов, которому, по сло­ вам мастера, двести лет с га­ ком. Удивляется чистоте и каче­ ству исполнения: - Я даже чувствую тепло рук того мастера. Смотрите, какие узоры выгравировал вручную. Произведение искусства! А эти английские кабинетные часы со шпиндельным, а не анкерным ходом. Это значит, что время они начали отсчитывать еще в 20-30-х годах XVIII века. Тыльную сторону ходиков ук­ рашают гравировки в виде цве­ точков или листьев деревьев. А под ними - фамилии авторов: Бреге, Леруа, Бонарт, Беккер... Золотые имена! Именно великий Абрахам Луи Бреге изобрел и запатенто­ вал все, что называется часами. И он же по приказу Наполеона первым изобрел наручные ходи­ ки. Французский военачальник негодовал, когда во время боя приходилось терять драгоцен­ ные минуты, чтобы достать из кармана камзола хронометр. И вскоре получил то, что хотел. Талантливым учеником Бреге оказался Бонарт, один из часо­ вых механизмов которого дер­ жит в руках Зуев: - Тут требуется не починка, а реставрация. Я уже «сочинил» на зуборезном мини-станке из­ носившиеся де­ тали... Бывает, Зуеву приносят экземп­ ляры часов с та­ кой высокой ро­ дословной, что диву даешься. Чудом, переходя из рук в руки, дошли до нас ча­ сы, хранившиеся когда-то в поко­ ях князей Шуй­ ских и Юсупо­ вых. Впрочем, сегодня все оп­ ределяет не по­ рода, а цена. Как-то счастли­ вый владелец воспетой среди российских богатеев марки «Ролекс» притащил Зуеву осо­ бенно сияющий экземпляр. Не часы, а кусок золота, обсыпан­ ный бриллиантами. И вот надо же, встали. Просьба владельца была немногословной: «Пос­ тавь их типа на ноги». - Я потом заглянул в каталог, изданный недавно в США: 86 тысяч долларов. А камней ухит­ рились на эти «Ролексы» наве­ сить аж 480! Поломка оказалась пустяко­ вая, часы могли починить в лю­ бой мастерской. Но любитель бриллиантов предпочел обра­ титься к самому Зуеву, имеюще­ му среди мастеров-часовщиков высочайшую репутацию. Види­ мо, все по тому же принципу: «Даешь самое-самое!» Но если разобраться, одни­ ми бриллиан­ товыми или антикварны­ ми редкостя­ ми сыт не бу­ дешь. Это блюдо ред­ кое, а есть нужно каж­ дый день. Со старинными часами Зуев возится до­ ма, а в мас­ терской чи­ нит баналь­ ные «Поле­ ты» и «Сла­ вы», да еще к и т а й с к о - я п о н с к и й ширпотреб . Их в основном приносят пенси­ онеры, студенты, безработные. Настоящий часовщик, считает Зуев, как врач: никому не дол­ жен отказывать в помощи. К своей профессии он при­ шел вроде бы случайно. С дет- бочке: «Может, из двух хоть од­ ни соберешь?» На эту забаву без пяти м^- эби. нут медик угро л чуть ли не все летние каникулы. А когда собрал, услышал тиканье - от счастья был на седьмом небе^ Вот так и заболел часами. Б А как с доходами? На этот* бестактный вопрос Зуев отве­ чает уклончиво: - От моего дела, как и от крестьянского, не будешь богат, а будешь горбат. Я зарабаты­ ваю на хлеб с маслом и на оп­ лату мастерской, квартиры. Только и всего. Очень уж энер­ гозатратная работа. Зато благодарная. Самая радостная минута, когда антик­ вар принесет редкостный меха­ низм, оснащенный хрономет­ ром, репетирами, лунным ка­ лендарем, цепью-балансом. Чтобы выточить для них нужную шестеренку, необходимо особо зоркое зрение. Зуев видит, чув­ ствует даже пять сотых милли­ метра металла... Напоследок спрашиваю, не собирается ли Зуев принять всем, что движется. Дневал на ства обожал разбираться во . станции юных техников. Ездил со своими изобретениями даже в Москву, на выставку. А потом поступил вдруг в мединститут. Там-то один знакомый как-то подсунул студенту пару сломан­ ных часов, валявшихся в тум- приглашение стать сотрудником лаборатории научной рестав­ рации часов Эрмитажа? Вместо ответа Сергей Александрович зовет меня к окну. Вижу: в со­ рока метрах от дома - Волга. - Красота - за окном, красо­ та - в квартире. Чего еще на­ до? Здесь у меня много друзей. А в 65 новых не заводят... Геннадий ЮРЬЕВ. ТВЕРЬ. Фото автора. ЛЮДИ И ЗВЕРИ К И Т К Е И К О В О В Р Е М Я С К О Н Ч А Л С Я КИТОБОИ, НЕФТЯНИКИ И ДАЖЕ КИНОШНИКИ ВНОСЯТ СВОЙ ВКЛАД В УНИЧТОЖЕНИЕ МОГУЧИХ ОБИТАТЕЛЕЙ МОРЕЙ В Норвегии завершается со­ оружение одного из самых не­ обычных памятников - киту Кейко. Этот кит-касатка был по-настоящему знаменит, можно сказать, суперзвезда кинематографа... Именно его снимали в знаменитом амери­ канском фильме «Освободите Вилли». Но то, что произошло на самом деле с Кейко, «пере­ плюнет» любой сценарий. В фильме, если помните, главный герой - кит-касатка - все время рвется на свободу и в конце концов возвращается в океан. А в реальной жизни исполнитель главной роли Кей­ ко повел себя совершенно иначе. Несколько лет после съемок ученые из океанариума в Рейкьявике пытались вернуть кита в океан. Они выводили его в море, но кит упорно воз­ вращался к берегу, «домой». Спустя год бесплодных попы­ ток подарить киту свободу за­ тея вроде бы удалась: из оче­ редной прогулки Кейко в океа­ нариум не вернулся. Но како­ во же было изумление ученых, когда месяц спустя кит-актер был обнаружен у берегов Норвегии. Он собрал вокруг себя сот­ ни туристов, став главной дос­ топримечательностью неболь­ шого норвежского городка Халса. Имя Кейко не сходило с газетных полос, телевизионщи­ ки сделали о нем десятки ре­ портажей. Как говорят, слава снова вернулась к нему. Аме­ риканцы уже готовились снять многосерийную документаль­ ную ленту о кейко, когда при­ шла неожиданная весть о его гибели. По заключению вра­ чей, кит скончался от острого воспаления легких. По реше­ нию властей городка Халса он был похоронен в большой мо­ гиле на берегу фьорда. А ря­ дом решено было возвести па­ мятник легендарному киту-ка- сатке... Так трогательно выглядела история кита Кейко на страни­ цах газет. Однако есть у этой истории и другая сторона, о которой мало кто знает. Это в телевизионных сюжетах воз­ вращение кита к людям выгля­ дело триумфальным. В жизни, как это часто бывает, все об­ стояло несколько иначе. Пока телевизионщики снимали уми­ лительные репортажи, а тури­ сты кормили Кейко с рук, мест­ ные фермеры, разводящие ло­ сося, требовали уничтожить кита. Обосновавшись в нор­ вежских фьордах, Кейко бук­ вально за несколько дней по­ рвал все сети в загонах для лосося. Хотя норвежские вла­ сти обещали выплатить ком­ пенсации фермерам, но по­ страдавших оказалось так много, что все претензии удов­ летворить не удалось. И тогда появился норвеж­ ский специалист, который «на­ учно» обосновал необходи- Р< П мость уничтожения кита-касат- ки: ему якобы было бы трудно прокормить себя зимой. Нор­ вежская власть не знала, что делать с приплывшей к ее бе- егам огромной проблемой, 'устить на мясо знаменитого кита - окончательно поставить крест на репутации Норвегии, единственной в мире стране, ведущей активный отлов китов. Действия норвежцев вызывают яростное возмущение защитни­ ков окружающей среды. При подобных обстоятельствах .от­ важиться на отлов Кейко мог только сумасшедший. Тупико­ вая ситуация для норвежских властей закончилась неожи­ данной развязкой - кит забо­ лел и умер. «Зеленые» утверждают, что норвежские фермеры приложи­ ли руку к гибели Кейко. Так ли А КАК У НАС? это на самом деле, сейчас ска­ зать трудно. Но факт остается фактом: эта история вновь при­ влекла внимание к промысло­ вой добыче кита норвежцами, которую они ведут, несмотря на запреты Международной комиссии по китам. У норвеж­ ских китобоев один аргумент: китов стало так много, что они буквально опустошают рыбные запасы. «Зеленые» считают это утверждение большим лукавст­ вом и глупостью. Тем не менее каждый год норвежцы вылавли­ вают около 630 китов. Более того, они подталкивают к ак­ тивным действиям китобоев Ис­ ландии и Японии. Исландцы по­ ка не решаются нарушить за­ прет на промысел китов, япон­ цы же отлавливают их в «науч­ ных целях» в количестве 120 штук в год. Представитель ассоциации рыболовецких хозйств Норве­ гии Гарольд Даль решительно отмел все сентиментальные доводы защитников природы: - Мы добьемся того, что мя­ со кита можно будет купить в любом норвежском магазине как обычную рыбу! Его ассоциация вкладывает большие деньги в рекламу и продвижения китового мяса на норвежском рынке. Вот почему идею жителей норвежского го­ родка Халса возвести памятник кейко защитники окружающей среды называют лицемерной. Они обещают сорвать торже­ ственное открытие этого памят­ ника и провести массовые ак­ ции протеста... Светлана ПАНКРАТОВА. ОСЛО. Формально Р о с с и я подписала и соблюдает решение Международной комиссии по китам, которая признает китобойный промысел чис­ тым варварством и преступлением. Более того: даже вылов китов с научными целями у нас практически отсутствует. Однако в организации «Гринпис - Россия» настроение тревожное. Головная боль эколо­ гов - акватория острова Сахалин. Там китам не дают житья не какие-то жалкие браконьеры, а солидные сырьевые консорциумы, занимающи­ еся добычей нефти из недр океана. - В частности, охотско-корейская популяция серых китов, обитающая у северного побере­ жья острова Сахалин, сейчас насчитывает не более 100 особей, - ввел корреспондента «ДВ» в курс дела сотрудник «Гоинпис - Россия». - Се­ рые киты едва-едва оклемались (в 1974 году их было вообще 30 штук), но тутмеждународный концерн «Сахалин Энерджи» принял решение о строительстве 14 платформ. В результате в этом году одна самка кита уже найдена мерт­ вой (их в популяции всего 29 штук). Вот сольют в океан платформы, как предполагается, 70 ты­ сяч тонн отходов в год - и все, киты исчезнут. Они и так уже похожи на дистрофиков, по­ скольку им есть нечего - у нас есть отчет уче- ных-океанологов на этот счет. Между прочим, это будут последние российские киты. Других нет и не предвидится... Слева - знаменитый Кейко; пик его карьеры • съемка в фильме «Освободите Вилли». <: { ! Учредитель и Издатель «Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» Издание зарегистрировано I - Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Рег. ПИ № 77-7161. Распространяетсяв качестве приложения к газетам: Генеральный директор Главный редактор Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.663.991 экз. Цена - бесплатно. Адрес редакции: 127137, Москва, а/я № 34. Ф.Сизый. Телефон для справок: ( 095 ) 257 - 37 - 92 . В.Симоиов. Телефон/факс отдела рекламы: ( 095 ) 257 - 38 - 42 . Е-таН: у1огтк@асП.ги «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав на перепечатку и использование материалов тел./факс (095) 257-37-83. «Труд», «Европа-Экспресс» (Германия), «Архангельск» (Архангельск), «КомсомолецКаспия» (Астрахань), «ПульсАксарайска» (Астрахань), «Белгородская правда» (Белгород), «Брянскийрабочий» (Брянск), «Северная Осетия» (Владикавказ), «Волгоградская правда» (Волгоград), «На смену!» (Екатеринбург), «Панорама»(Зеленогорск), «Калининградскаяправда»(Калининград), «ВольнаяКубань»(Краснодар), «Курскаяправда»(Курск), «Красноярскийрабочий»(Красноярск), «Липецкаягазета»(Липецк), «Гастроном»(Минск), «Минскийкурьер»(Минск), «КоммерсантБелоруссии»(Минск), «Продовольственныйрынок»(Минск), «ПравдаСевера»(НовыйУренгой), «Нижегородскиеновости»(НижнийНовгород), «Новая газета»(Новосибирск), «СоветскаяСибирь»(Новосибирск), «Северная вахта»(Ноябрьск), «Поколение»(Орел), «Конкретная газета» (Озерск), «Вестник-НашаПенза» (Пенза), «ВечерняяПермь»(Пермь), «Северныйкурьер»(Петрозаводск), «Нашевремя»(Ростов-на-Дону), «КросныйСевер»(Салехард), «Волжскаякоммуна»(Самара), «Земскоеобозрение»(Саратов), «Северныйрабочий»(Северодвинск), Ставропольскаяправда»(Ставрополь), «Тамбовскаяжизнь» (Тамбов), «Тюменскаяправда» (Тюмень), «Республика Башкортостан»(Уфа), «Челябинскийрабочий»(Челябинск), «Забайкальскийрабочий»(Чита), «СоветскийСахалин» (Южно-Сахалинск), «Вторник»(Якутск), «Северныйкрай»(Ярославль). 4 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz