Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
III С О Ю 3 Беларусь—Россия Особенности фестивального быта Все гости «Славянского базара в Витебске» первым делом обращаются ф в службу размещения Заказ для «Печоры» Десять свадеб на фоне Пушкина Третий Рим?.. Сергей Голесник В И Т Е Б С К НА ГЛАВНОЙ сценической пло щадке XIV Международного фес тиваля искусств «Славянский базар в Витебске» идет монтаж звукового оборудования, до от крытия форума остается чуть бо лее недели. Главная нагрузка в эти дни падает на службу разме щения, сотрудники которой едва ли не первыми встречают гостей фестиваля и чуть ли не за руку провожают их до дверей гости ничного номера. Ирина ШЕВЯКОВА-БОГОРАД, руководитель службы размеще ния, в которой сегодня 32 специа листа, трудится в ней со дня осно в а н и я . «За это время, — шутит ^В уин а Валерьевна, — мы уже за помнили, кто и где жил два, а то и три года назад». К слову, не так давно в службу заглянул первый заместитель министра культуры Беларуси Владимир РЫЛАТКО и поинтересовался, куда его посе лят на этот раз. Ответ был дан вту же секунду, причем для поиска верной информации не потребо валось обращаться к компьютер ной базе данных: профессионалы знают все наизусть. Кстати, в компьютерную базу уже «вбиты» российские сценографы и деко раторы, телевизионщики из РТР и белорусского Первого нацио нального канала, а также режис серско-постановочные группы. Плюс большинство участников. Пока человек нафестивале не ак кредитован, его фамилию каран дашом записывают в ячейку так называемой «живой карты»— ог ромного листа ватмана, где напе ред распланировано, кто и где бу дет жить. Знаменитости уже привыкли, что в городе на Двине нет пяти звездочных отелей, и потому в своих бытовых райдерах они предусмотрительно пишут: «Хо тим поселиться в лучшей гости нице». В этом же документе ого варивается уйма других мело чей: наличие кондиционера; сто рона света, куда должны выхо- ' дить окна отеля; можно ли разде лить коллектив или все его чле ны обязательно должны жить в одном месте; чей номер — ох ранника, костюмера или стили ста — должен находиться рядом с апартаментами звезды и так далее. Певица Валерия, к приме ру, предпочитает пить негазиро ванную минеральную воду, есть фрукты и прятаться от солнца за светонепроницаемыми штора ми. Музыканты из группы «Ума- турман», которые в этом году по селятся с ней по соседству в гос тинице «Лучеса», любят коро тать свободное время в трена жерном зале или бассейне. А еще они терпеть не могут, когда под окнами шумная улица. Завсегдатаи «Славянского базара» от шума и суеты прячут ся в маленьком, по домашнему уютном отеле «Эридан», что в старой части города. На этот раз здесь можно будет встретить Ми хаила Боярского, Галину Волчек, Лайму Вайкуле, Людмилу Гур ченко и Бориса Моисеева. Пос ледний, кстати, стал большим по клонником тамошнего рестора на, где по его заказу как-то испе кли замечательные драники. Как в дни фестиваля удается через 890 мест в городских гости ницах (прибавьте сюда еще 1150 мест в общежитиях и профилак ториях) «прокручивать» более 2,5 тысячи гостей, ведомо только службе размещения. Порой за неделю в одном номере шесть человек успевают пожить. Как вы думаете, стал бы известный ре жиссер Марк Рудинштейн, орга низатор «Кинотавра», перени мать витебский опыт, если бы в этом не было ничего особенного? Одни специалисты сетуют, что гостиничное хозяйство Ви тебска тормозит развитие круп нейшего мирового фестиваля, другие утверждают, что сегодня «команда» «Славянского база ра» с успехом могла бы органи зовать и провести даже самое сложное мероприятие в любом городе мира — будь то Париж или Нью-Йорк. ■ Радушная хозяйка фестиваля Ирина Шевякова-Богорад своих гостей встречает улыбкой. Углеводородный О кончание . Начало на стр. 1 Сегодня в группу входят 13 российских и 6 белорусских предприятий. МФПГ «Оборони тельные системы» создавалась под вполне конкретный проект, что полностью отвечает миро вой практике. Предстояло сов местными усилиями решить за дачу, которую не удавалось ре шить еще никому, — придать мобильность зенитно-ракетно му комплексу, изначально не предназначавшемуся для быст рых передвижений. Речь шла о комплексе С-125 «Печора». Этот комплекс прекрасно заре комендовал себя во многих воо руженных конфликтах, включая последние арабо-израильские войны и войну в Югославии, где им был сбит американский «са молет-невидимка». Имея пре красный потенциал для модер низации, ЗРК С-125 тем не ме нее снят с вооружения в России и ряде стран. Между тем таких комплексов на Ближнем Восто ке и в других регионах планеты сохранилось более 500. Российские конструкторы предложили поистине револю ционный проект глубокой мо дернизации комплекса, в ре зультате которой на порядок улучшились его тактико-техни ческие характеристики, все сис темы переведены на новую эле ментную базу и сам комплекс стал полностью мобильным. Проект получил название «Пе- чора-2м», и за его реализацию взялась группа самых передо вых с научно-технологической точки зрения предприятий Рос сии и Беларуси. В настоящий момент достигнут такой уровень модернизации старого комплек са С-125, что фактически можно признать, что МФПГ «Оборони тельные системы» предложила на мировой рынок вооружения и военной техники новый ЗРК. Проведен весь объем государ ственных испытаний, включая успешные полигонные стрель бы. Интерес на мировом рынке оружия к проекту «Печора-2м» превзошел самые смелые ожи дания, заинтересовались им и в армиях СНГ. Все это означает, что пред приятия, входящие в межгосу дарственную российско-бело русскую группу, на ближайшие годы обеспечены заказами и имеют хорошие перспективы для своего динамичного разви тия. Укрепляются интеграцион ные связи России и Беларуси, а значит, крепнет Союзное госу дарство. Впрочем, очевидный факт для иных чиновников зву чит как откровение. Ситуацию, сложившуюся к настоящему мо менту вокруг «Оборонительных систем» и других межгосударст венных, в том числе российско- белорусских финансово-про мышленных групп, иначе как странной не назовешь. Вот как комментирует ее ру ководитель Исполнительного Секретариата МФПГ Владимир МАРГЕЛОВ: — В результате администра тивной реформы, начавшейся в России в прошлом году, ряд функций государственного конт роля, управления и нормотвор чества выпали из сфер ведения вновь созданных федеральных министерств, служб и агентств. В частности, российские чинов ники «потеряли» все российско- белорусские и другие, создан ные в рамках СНГ, межгосудар ственные финансово-промыш ленные группы. Складывается впечатление, что о них просто забыли. Если бы мы говорили о производстве и торговле сель хозпродукцией или товарами широкого потребления, с таким положением можно было бы, на верное, согласиться. Но речь-то идет об оборонно-промышлен ном комплексе, о работе в сфере наукоемких технологий военно го назначения! Касаясь деятель ности российско-белорусских межгосударственных ФПГ, нель зя не сказать: важнейшим зве ном регулирования их деятель ности должны были бы стать ор ганы Союзного правительства. Наконец, важнейший элемент управления межгосударствен ными ФПГ — его союзная соста вляющая. Удивительно, но дея тельность структуры, отличаю щейся сетью глубоко интегриро ванных и успешно развиваю щихся совместных проектов, вы пала из поля зрения. Лично я в свое время являлся вице-прези дентом Инвестиционного коми тета Союзного государства. Мы пытались создать про грамму, обеспечивающую вхож дение в бюджет Союзного госу дарства. С нашей точки зрения, программа была перспективной и обеспечивала возврат вложен ных средств. Но объединение предприятий ВПК, реально ра ботающих на укрепление эконо мики России и Беларуси, оказа лось вне сферы инвестиционных интересов Москвы и Минска. Подводя итог сказанному, можно констатировать: успеш ное развитие российско-бело- русской МФПГ шло и идет не благодаря чему-то, а, скорее, вопреки. А то, что наше разви тие действительно имеет поло жительную динамику, подтвер ждается следующим фактом. Наша двусторонняя межгосу дарственная структура в бли жайшее время расширится и по лучит новое наполнение. Уже решены формальные вопросы по вхождению в МФПГ «Оборо нительные системы» ряда пред приятий Украины, свою заинте ресованность вступления в МФПГ высказывали предпри ятия Казахстана и Киргизии. С 2003 года под эгидой МФПГ «Оборонительные системы» ве дутся работы по созданию сов местных с государствами СНГ ■ Зенитно-ракетный комплекс «Печора-2м» во всей боевой красе. сервисных центров, которые бу дут осуществлять гарантийное, послегарантийное сервисное обслуживание, проводить ре монт и модернизацию зенитно ракетных комплексов, стоящих на вооружении армий как ближ него, так и дальнего зарубежья. Очень перспективным и инте ресным проектом, который мы сейчас реализуем с белорус ской стороной, является бело русско-российский центр сер висного обслуживания, модер низации и ремонта вооружения и военной техники ПВО «Обо- ронпромсервис». Работа по его созданию, в которой участвует и ФГУП «Рособоронэкспорт», на ходится в завершающей стадии. Эта межгосударственная струк тура, координатором которой является ОАО «Оборонитель ные системы», обеспечит опе ративную деятельность по под держанию боеготовности средств ПВО, размещенных на территории Республики Бела русь, Калининградской области и в Северо-Западном регионе России. С 2004 года активно ве дутся работы по созданию рос сийско-украинского сервисного центра, основными участника ми создания которого являются ФГУП «Рособоронэкспорт» и ОАО «Оборонительные систе мы» и ГП «Укроборонсервис». На наш взгляд, отметил в за ключение В. Маргелов, МФПГ может послужить фундаментом развития межгосударственных отношений в рамках СНГ. Было бы недальновидно при такой перспективе отстраняться от де ятельности межгосударствен ных ФПГ. Между тем Белорусские расчеты зенитных ракетных комплексов С-200 заступили на боевое дежурство на российском полигоне Телемба в Читинской области. Это предусмотрено планом совместного учения войск ПВОстран СНГ «Боевое содружество-2005». БЕЛТА. Х О Р ОШ А Я НОВОС Т Ь ! кто и куда? Интеграция— живая вода для экономик стран СНГ НАКАНУНЕ Дня Независимости Минску ярких красок добавили молодожены. В столице прошел парад новобрачных. Десять сва деб устроили общий праздник у памятника Пушкину. Женихи и не весты состязались в конкурсе на самые романтические поцелуй и САМЫЕ сильные люди Беларуси собрались в минувшие выходные в парке имени Горького, чтобы про демонстрировать свои умения. Ат леты играючи таскали железные бревна весом 120 килограммов, покрышки от большегрузных авто мобилей и неподъемные для нор- БЕЛОРУССКО-российский дом будет создан в Минске на базе Национального академического драматического театра имени Горького. Учредителями проек та выступили Министерство культуры Беларуси, Мингор- исполком, посольство Россий ской Федерации в Беларуси и театр имени Горького. Этот про ект должен стать центром по пропаганде лучших образцов обеих культур. В дальнейшем признание в любви, а приглашен ные на свадьбу гости и случайные прохожие поддерживали их друж ными криками «горько!». Свадеб ный бум накануне праздников — явление вполне привычное. Вэтот день минские загсы зарегистри ровали почти 300 браков. мального человека чемоданы. Бо лее сложным испытанием оказал ся подъем легкового автомобиля. Вперерывах, когда силачи отдыха ли, зрители устраивали свое шоу. Кто-то состязался в беге, а кто-то смог даже стать дирижером воен ного оркестра. здесь будут выступать лучшие театральные, вокальные, музы кальные коллективы России и Беларуси, организовываться выставки. Специально к откры тию Белорусско-российского дома готовится пьеса Алексея Дударева с рабочим названием «Евфросинья Полоцкая». Кроме того, на территории театра поя вится галерея для выставки кар тин, планируется построить гос тиничный комплекс. книжная полка Аркадий Медведев М О С КВ А — ПОСЛЕДНИЕ события внутри политической российской жизни свидетельствуют: Вторая буржу азная республика в России, рож денная переворотом 1993 года, исчерпала свой исторический срок. Мы вступаем в новый госу дарственный и общественный порядок. Тем не менее конечный замысел крутой реформы рос сийской государственности, по дозреваю, не вполне ясен даже для политиков, которые его вына шивали, — пишет Владимир ПО ПОВ в своей новой книге «Угле водородный» Третий Рим?.. Взгляд великоросса». Кто такой Владимир Попов? Фамилия типично русская, Попо вых в России много. Впрочем, как говорится в народной рус ской половице, «На Руси не все караси — есть и ерши». Влади мир Данилович Попов — явно не из карасей. Он — российский топ-менеджер, управленец с большим опытом работы в кор поративном бизнесе и на гос- службе. Будучи старшим вице- президентом одной из крупней ших российских компаний, В. По пов отвечал за финансовый ме неджмент с оборотом в несколь ко миллиардов долларов. В его послужном списке — работа на заводе в Новосибирске, ЦК ВЛКСМ, дипломатическая служ ба, защита кандидатской дис сертации по политологии в Ака демии общественных наук, рабо та в Совмине СССР, Госналог службе России... «Углеводородный» Третий Рим?..»— сборник полемических статей и политических памфле тов. У автора — независимый и острый взгляд на экономические, геополитические и социокультур ные проблемы, с которыми стал кивается Россия в начале XXI ве ка. В. Попов— беспартийный, и в содержании его книги, что непри вычно для наших дней, нет поли тической ангажированности. Вто же время автор, как говорится, не стесняется называть вещи свои ми именами, дает квалифициро ванные и жесткие оценки пред ставителям российского полити ческого класса, раскрывает дей ствительный, с его точки зрения, смысл и масштаб явлений. Так, признавая признаки эко номического оздоровления Рос сии, В. Попов считает: сегодня нет еще прочной основы для устойчи вого роста экономики. По его сло вам, получая шальные нефтедол лары, мы, как нация, утрачиваем чувство самосохранения. Разрыв между Россией и развитыми странами стремительно увеличи вается. А среди российской эли ты, отмечает В. Попов, есть люди, которые, обращая взоры на За пад, готовы молвить: «Придите и володейте!». Однако, подчеркивает автор книги, рановато говорить, что наше дело совсем пропащее. Есть еще большое число, как пи шет В. Попов, «представителей нового слоя деятельных людей разных занятий и достатка, кото рые выжили, встали на ноги в безвременье 90-х годов». Этот крепкий слой самостоятельных людей, по его мнению, еще не сказал своего слова. «Убежден, что потерявшие доверие сегод няшние политические партии не повернут Россию на спаситель ный путь исцеления от ереси подменных экономических уче ний и программ. Надежду я воз лагаю на корпоративную соли дарность национального пред принимательства, мелких и средних хозяев, на патриотиче ский союз труда и национально го капитала. Этот будущий наци ональный альянс будет опирать ся на неангажированные интел лектуальные силы страны», — заявляет В. Попов. Книга «Углеводородный» Третий Рим?..» написана чело веком, болеющим за Россию. Впрочем, в ней выражено не только яркое личностное мне ние автора на события нашего времени, но, судя по всему, со держится обобщение взглядов влиятельного слоя наших со отечественников — работода телей, крупных менеджеров, уп равляющих, представляющих национальный капитал. Воз можно, еще не вполне сложив шийся, но уже осознавший свою чуждость капиталу оли гархическому. Характерно, что В. Попов яв ляется твердым сторонником ук репления Союза Беларуси и России. Он пишет: «Через Бело руссию проходит 70 процентов нашего торгового транзита на Запад. На ее территории — одна из немногих уцелевших и полно стью боеготовых группировок Советской армии. Там, на Нема не и в Полесье, живет едино кровный народ, который к нам — с открытой душой. С Белорусси ей у России брак и по любви, и по расчету. Беларусь — единствен ный невероломный и испытан ный союзник, наши открытые геополитические врата на За пад». Что касается СНГ, то автор книги отмечает: «Крупномас штабное разделение труда, на котором держалась экономиче ская мощь СССР, как ни крути, восполнить нечем. Восстановить смычку экономик на рыночной основе — все равно что живой водой их окропить. И это — еще не утраченный шанс», — подчер кивает В. Попов. Подготовил Алексей КЛЕВИТСКИЙ (Минск). Выходят на аллеи силачи Проект двух культур Ужин с ангелом Смоленский художник выдвинут на соискание Союзной премии творчество Наталья Баратова М О С К В А— СМ О Л ЕН С К НАРОДНЫЙ художник России Владимир ЁЛЬЧАНИНОВ выдви нут секретариатом Всероссий ской творческой общественной организации Союз художников России на соискание премии Со юзного государства в области литературы и искусства за соз дание живописных произведе ний из цикла «Земля и люди» (1977—2003 годы). — Биография у меня длин ная, — рассказывает художник. Родился в Гжатске, под Смолен- ■ ском. Я мальчишка военной по ры. Отец военнослужащий. Ког да война началась, мне было де вять. Мы жили в Орле. Помню первую бомбежку, как город го рел. Потом отец ушел на фронт и позже погиб. А мы уехали в эва куацию в Ставропольский край. А туда через три месяца немцы пришли. Год жили в оккупации. В конце 43-го уехали в Подольск, под Москву, мама и старший брат пошли работать на военный завод. Ну, а я слонялся по ули цам, хулиганил, околачивался по подворотням, добывал питание. Есть хотелось все время... Однажды случайно заглянул в Дом пионеров, в кружок по рисо ванию. Дали и мне карандаш, лис тик бумаги. Ясел и стал вместе со всеми рисовать ножку от рояля. А это трудно, ятеперь как художник- то понимаю. Мучился, мучился. Учитель спрашивает: «Завтра придешь»? — «Приду». Так что художником я стал благодаря сво ему первому учителю рисования Владимиру Павловичу Боброву. Он был инвалидом войны, очень плохо видел, и пальцы все искоре жены, перебиты. Учил, что назы вается, наощупь, словами боль ше. Закончил я семь классов, по ехал в Москву, поступил в художе ственно-педагогическое учили ще. Окончил училище с отличием. И на художественно-графический факультет Педагогического ин ститута имени В.И. Ленина без эк заменов поступил. А после окон чания меня послали преподавать в Смоленский педагогический ин ститут. Кстати, Смоленск — моя историческая родина, предки мои оттуда... — Какое направление в живописи вам ближе? Что греет душу? Каких художников любите? — Конечно, реализм, или, как его называют на Западе, фигу ративное искусство. Ведь реа лизм — это бесконечно. Вот смо трите, Ренуар от Мане отличает ся, или Гоген и Ван Гог? Какие они разные и как все интересны. А ведь это самый настоящий ре ализм. Только есть фотографи ческий реализм, а есть образ ный: вы не уходите от каких-то физических координат, остае тесь человеком земным, но ин терпретируете жизнь, как ее ви дите, чувствуете. А художников люблю многих и разных. Возьмите того же Репина, его Ивана Грозного. По форме — потрясающая вещь, наш Вела скес, да и только. Хорош Пикассо в любом возрасте. В его графике что-то притягивает, не можешь оторваться. А Рублев, какие у него изумительные колористические находки! Или Феофан Грек, Дио нисий. У нихживопись настоящая, вот каким традициям надо слу жить, где искать вдохновение. Из наших еще люблю Сороку — про никновенный художник. А тут как- то получил медаль золотую и пре мию имени Саврасова. Я его и раньшелюбил, атеперь еще боль шелюблю (смеется). Ну, иЛевита на, конечно... — Что в искусстве и жизни вас ра дует, что не приемлете? — Явыходец из «сурового сти ля». Когда яучился, все от нас бы ло закрыто. Пушкинский музей под замком. Какие там импресси онисты, Врубеля нельзя было увидеть. Когда пацаном был, мне Лактионов нравился, думал— вот вершина. Не знал тогда, как это элементарно делается. А в шести десятые, во время оттепели, для нас, студентов, открылись наши двадцатые годы — Кандинский, Малевич, Ларионов, Гончарова. И мы в знак протеста стали все ав торитеты отрицать. Такой вот мак симализм молодости. И наш «су ровый стиль» родился в знак про теста против слюнявой, слаща вой, официозной живописи. В Москве готовилась выставка художников из центральных обла стей России. У меня была карти на: красногвардеец наклеивает на стену афишу, а сам кричит что- то— «К гражданам России» назы валась. Работа интересная по форме, но комиссия из ЦК в пос ледний момент засомневалась: «А к чему это он призывает»? И картину сняли буквально перед открытием выставки. Но журна- листы-то смотрели выставку раньше и в газетах про картину написали. И пошли репродукции с этой картины в книгах, на плака тах, календарях... Такая вот полу чилась нестыковка. Потом я резко отошел от «су рового стиля», почувствовал— не мое. Я по складу романтик, мне нравится размытость, настрое ние, недосказанность, лиризм. Мое художественное кредо, на верное, прочитывается в карти нах, хоть они очень разные. Ятут как-то просмотрел отзывы со сво ей последней выставки, людиуди вляются: какой разный художник, будто несколько человек выстав лялись, а не один. А главное, мои любимые темы — деревня, про стой народ, что называется, зем ля илюди. Столичная жизнь совсем дру гая, к России не относящаяся. Те левизор забит пошлым шоу-биз несом. А ведь люди хотят чего-то другого, нормального. Единствен ная отрада — канал «Культура». Там хоть есть, что послушать, хо рошая музыка, интервьюинтерес ные бывают. В 97-м году я написал картину «Ужин с ангелом». Там человек сидит за столом над краюхой хле ба, и перед ним Ангел-утешитель. Насколько он сможет утешить, не знаю. А сострадать сострадает. Ведь ангелами становятся невин ные, безгрешные, чистые души. И надругой картинеу меня берег ре ки, сидит ангел и смотрит, как де ти играют, лошади пасутся. И мне так жалко и ангела этого одиноко го, идеток тех, илошадок. Мы вос питаны были так, что душа болит за все. Я когда у лошади вижу гла за тоскливые, то и мне тоскливо становится. А уж у человека тем более. В ЦДХ, на выставке в честь 60-летия Победы, была моя кар тина «Вовкино детство»: мальчик прижался к лошади, но лошадь там совсемдругая, не с грустными глазами. Это автобиографиче ский сюжет. У меня на Ставропо лье, в станице Новоалександров ской, была лошадка, я ее на поле во время войны нашел, приручил, кормил ее. А мужик какой-то ее у меня отнял, дал пинка и отнял. Я так страдал тогда... — Вас выдвинули кандидатом на премию Союзного государства за серию работ «Земля и люди». То есть практически завсеваше твор чество, не так ли? — Мне нравится Беларусь. Она ведь рядом со Смоленском. У соседей я бываю часто. У нас там совместные пленэры проводятся, в Витебске выставки смоленских художников проходят.-Белорус ские художники тоже к нам часто приезжают. Тепло мы друг к другу относимся. Потому, что воспита ны на одном национальном сла вянском искусстве. У нас общие предтечи, и наша российская ху дожественная школа, она вто же время и белорусская. .. .Мне особо запомнилась од на из картин Владимира Ельчани- нова, представленных на выстав ке в честь 60-летия Победы. Назы вается она «По старой Смолен ской дороге»: сквозь серую пыль ную муть строем уходят на фронт молодые ребята. И чувствуешь, что они идут молча, думая о сво ем. Но вот один солдатик обернул ся, и его еще детское лицо смот рит на тебя с холста. Иохватывает такое щемящее чувство, потому что понимаешь, вряд ли из этих солдат кто-либо вернется живым. Отличительное качество рус ского интеллигента — способ ность сострадать. Именно этим качеством покорил меня худож ник Ельчанинов. И как человек, и как мастер. А художник он восхи тительный. Тонко чувствующий и настроения людей, и переменчи вость, и в то же время вечность зе мли, на которой они живут. И влюбленный в эту землю. ■ Владимир Ельчанинов: «Я выходец из «сурового стиля».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz