Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

III С О Ю 3 Беларусь—Россия Особенности фестивального быта Все гости «Славянского базара в Витебске» первым делом обращаются ф в службу размещения Заказ для «Печоры» Десять свадеб на фоне Пушкина Третий Рим?.. Сергей Голесник В И Т Е Б С К НА ГЛАВНОЙ сценической пло­ щадке XIV Международного фес­ тиваля искусств «Славянский базар в Витебске» идет монтаж звукового оборудования, до от­ крытия форума остается чуть бо­ лее недели. Главная нагрузка в эти дни падает на службу разме­ щения, сотрудники которой едва ли не первыми встречают гостей фестиваля и чуть ли не за руку провожают их до дверей гости­ ничного номера. Ирина ШЕВЯКОВА-БОГОРАД, руководитель службы размеще­ ния, в которой сегодня 32 специа­ листа, трудится в ней со дня осно­ в а н и я . «За это время, — шутит ^В уин а Валерьевна, — мы уже за­ помнили, кто и где жил два, а то и три года назад». К слову, не так давно в службу заглянул первый заместитель министра культуры Беларуси Владимир РЫЛАТКО и поинтересовался, куда его посе­ лят на этот раз. Ответ был дан вту же секунду, причем для поиска верной информации не потребо­ валось обращаться к компьютер­ ной базе данных: профессионалы знают все наизусть. Кстати, в компьютерную базу уже «вбиты» российские сценографы и деко­ раторы, телевизионщики из РТР и белорусского Первого нацио­ нального канала, а также режис­ серско-постановочные группы. Плюс большинство участников. Пока человек нафестивале не ак­ кредитован, его фамилию каран­ дашом записывают в ячейку так называемой «живой карты»— ог­ ромного листа ватмана, где напе­ ред распланировано, кто и где бу­ дет жить. Знаменитости уже привыкли, что в городе на Двине нет пяти­ звездочных отелей, и потому в своих бытовых райдерах они предусмотрительно пишут: «Хо­ тим поселиться в лучшей гости­ нице». В этом же документе ого­ варивается уйма других мело­ чей: наличие кондиционера; сто­ рона света, куда должны выхо- ' дить окна отеля; можно ли разде­ лить коллектив или все его чле­ ны обязательно должны жить в одном месте; чей номер — ох­ ранника, костюмера или стили­ ста — должен находиться рядом с апартаментами звезды и так далее. Певица Валерия, к приме­ ру, предпочитает пить негазиро­ ванную минеральную воду, есть фрукты и прятаться от солнца за светонепроницаемыми штора­ ми. Музыканты из группы «Ума- турман», которые в этом году по­ селятся с ней по соседству в гос­ тинице «Лучеса», любят коро­ тать свободное время в трена­ жерном зале или бассейне. А еще они терпеть не могут, когда под окнами шумная улица. Завсегдатаи «Славянского базара» от шума и суеты прячут­ ся в маленьком, по домашнему уютном отеле «Эридан», что в старой части города. На этот раз здесь можно будет встретить Ми­ хаила Боярского, Галину Волчек, Лайму Вайкуле, Людмилу Гур­ ченко и Бориса Моисеева. Пос­ ледний, кстати, стал большим по­ клонником тамошнего рестора­ на, где по его заказу как-то испе­ кли замечательные драники. Как в дни фестиваля удается через 890 мест в городских гости­ ницах (прибавьте сюда еще 1150 мест в общежитиях и профилак­ ториях) «прокручивать» более 2,5 тысячи гостей, ведомо только службе размещения. Порой за неделю в одном номере шесть человек успевают пожить. Как вы думаете, стал бы известный ре­ жиссер Марк Рудинштейн, орга­ низатор «Кинотавра», перени­ мать витебский опыт, если бы в этом не было ничего особенного? Одни специалисты сетуют, что гостиничное хозяйство Ви­ тебска тормозит развитие круп­ нейшего мирового фестиваля, другие утверждают, что сегодня «команда» «Славянского база­ ра» с успехом могла бы органи­ зовать и провести даже самое сложное мероприятие в любом городе мира — будь то Париж или Нью-Йорк. ■ Радушная хозяйка фестиваля Ирина Шевякова-Богорад своих гостей встречает улыбкой. Углеводородный О кончание . Начало на стр. 1 Сегодня в группу входят 13 российских и 6 белорусских предприятий. МФПГ «Оборони­ тельные системы» создавалась под вполне конкретный проект, что полностью отвечает миро­ вой практике. Предстояло сов­ местными усилиями решить за­ дачу, которую не удавалось ре­ шить еще никому, — придать мобильность зенитно-ракетно­ му комплексу, изначально не предназначавшемуся для быст­ рых передвижений. Речь шла о комплексе С-125 «Печора». Этот комплекс прекрасно заре­ комендовал себя во многих воо­ руженных конфликтах, включая последние арабо-израильские войны и войну в Югославии, где им был сбит американский «са­ молет-невидимка». Имея пре­ красный потенциал для модер­ низации, ЗРК С-125 тем не ме­ нее снят с вооружения в России и ряде стран. Между тем таких комплексов на Ближнем Восто­ ке и в других регионах планеты сохранилось более 500. Российские конструкторы предложили поистине револю­ ционный проект глубокой мо­ дернизации комплекса, в ре­ зультате которой на порядок улучшились его тактико-техни­ ческие характеристики, все сис­ темы переведены на новую эле­ ментную базу и сам комплекс стал полностью мобильным. Проект получил название «Пе- чора-2м», и за его реализацию взялась группа самых передо­ вых с научно-технологической точки зрения предприятий Рос­ сии и Беларуси. В настоящий момент достигнут такой уровень модернизации старого комплек­ са С-125, что фактически можно признать, что МФПГ «Оборони­ тельные системы» предложила на мировой рынок вооружения и военной техники новый ЗРК. Проведен весь объем государ­ ственных испытаний, включая успешные полигонные стрель­ бы. Интерес на мировом рынке оружия к проекту «Печора-2м» превзошел самые смелые ожи­ дания, заинтересовались им и в армиях СНГ. Все это означает, что пред­ приятия, входящие в межгосу­ дарственную российско-бело­ русскую группу, на ближайшие годы обеспечены заказами и имеют хорошие перспективы для своего динамичного разви­ тия. Укрепляются интеграцион­ ные связи России и Беларуси, а значит, крепнет Союзное госу­ дарство. Впрочем, очевидный факт для иных чиновников зву­ чит как откровение. Ситуацию, сложившуюся к настоящему мо­ менту вокруг «Оборонительных систем» и других межгосударст­ венных, в том числе российско- белорусских финансово-про­ мышленных групп, иначе как странной не назовешь. Вот как комментирует ее ру­ ководитель Исполнительного Секретариата МФПГ Владимир МАРГЕЛОВ: — В результате администра­ тивной реформы, начавшейся в России в прошлом году, ряд функций государственного конт­ роля, управления и нормотвор­ чества выпали из сфер ведения вновь созданных федеральных министерств, служб и агентств. В частности, российские чинов­ ники «потеряли» все российско- белорусские и другие, создан­ ные в рамках СНГ, межгосудар­ ственные финансово-промыш­ ленные группы. Складывается впечатление, что о них просто забыли. Если бы мы говорили о производстве и торговле сель­ хозпродукцией или товарами широкого потребления, с таким положением можно было бы, на­ верное, согласиться. Но речь-то идет об оборонно-промышлен­ ном комплексе, о работе в сфере наукоемких технологий военно­ го назначения! Касаясь деятель­ ности российско-белорусских межгосударственных ФПГ, нель­ зя не сказать: важнейшим зве­ ном регулирования их деятель­ ности должны были бы стать ор­ ганы Союзного правительства. Наконец, важнейший элемент управления межгосударствен­ ными ФПГ — его союзная соста­ вляющая. Удивительно, но дея­ тельность структуры, отличаю­ щейся сетью глубоко интегриро­ ванных и успешно развиваю­ щихся совместных проектов, вы­ пала из поля зрения. Лично я в свое время являлся вице-прези­ дентом Инвестиционного коми­ тета Союзного государства. Мы пытались создать про­ грамму, обеспечивающую вхож­ дение в бюджет Союзного госу­ дарства. С нашей точки зрения, программа была перспективной и обеспечивала возврат вложен­ ных средств. Но объединение предприятий ВПК, реально ра­ ботающих на укрепление эконо­ мики России и Беларуси, оказа­ лось вне сферы инвестиционных интересов Москвы и Минска. Подводя итог сказанному, можно констатировать: успеш­ ное развитие российско-бело- русской МФПГ шло и идет не благодаря чему-то, а, скорее, вопреки. А то, что наше разви­ тие действительно имеет поло­ жительную динамику, подтвер­ ждается следующим фактом. Наша двусторонняя межгосу­ дарственная структура в бли­ жайшее время расширится и по­ лучит новое наполнение. Уже решены формальные вопросы по вхождению в МФПГ «Оборо­ нительные системы» ряда пред­ приятий Украины, свою заинте­ ресованность вступления в МФПГ высказывали предпри­ ятия Казахстана и Киргизии. С 2003 года под эгидой МФПГ «Оборонительные системы» ве­ дутся работы по созданию сов­ местных с государствами СНГ ■ Зенитно-ракетный комплекс «Печора-2м» во всей боевой красе. сервисных центров, которые бу­ дут осуществлять гарантийное, послегарантийное сервисное обслуживание, проводить ре­ монт и модернизацию зенитно­ ракетных комплексов, стоящих на вооружении армий как ближ­ него, так и дальнего зарубежья. Очень перспективным и инте­ ресным проектом, который мы сейчас реализуем с белорус­ ской стороной, является бело­ русско-российский центр сер­ висного обслуживания, модер­ низации и ремонта вооружения и военной техники ПВО «Обо- ронпромсервис». Работа по его созданию, в которой участвует и ФГУП «Рособоронэкспорт», на­ ходится в завершающей стадии. Эта межгосударственная струк­ тура, координатором которой является ОАО «Оборонитель­ ные системы», обеспечит опе­ ративную деятельность по под­ держанию боеготовности средств ПВО, размещенных на территории Республики Бела­ русь, Калининградской области и в Северо-Западном регионе России. С 2004 года активно ве­ дутся работы по созданию рос­ сийско-украинского сервисного центра, основными участника­ ми создания которого являются ФГУП «Рособоронэкспорт» и ОАО «Оборонительные систе­ мы» и ГП «Укроборонсервис». На наш взгляд, отметил в за­ ключение В. Маргелов, МФПГ может послужить фундаментом развития межгосударственных отношений в рамках СНГ. Было бы недальновидно при такой перспективе отстраняться от де­ ятельности межгосударствен­ ных ФПГ. Между тем Белорусские расчеты зенитных ракетных комплексов С-200 заступили на боевое дежурство на российском полигоне Телемба в Читинской области. Это предусмотрено планом совместного учения войск ПВОстран СНГ «Боевое содружество-2005». БЕЛТА. Х О Р ОШ А Я НОВОС Т Ь ! кто и куда? Интеграция— живая вода для экономик стран СНГ НАКАНУНЕ Дня Независимости Минску ярких красок добавили молодожены. В столице прошел парад новобрачных. Десять сва­ деб устроили общий праздник у памятника Пушкину. Женихи и не­ весты состязались в конкурсе на самые романтические поцелуй и САМЫЕ сильные люди Беларуси собрались в минувшие выходные в парке имени Горького, чтобы про­ демонстрировать свои умения. Ат­ леты играючи таскали железные бревна весом 120 килограммов, покрышки от большегрузных авто­ мобилей и неподъемные для нор- БЕЛОРУССКО-российский дом будет создан в Минске на базе Национального академического драматического театра имени Горького. Учредителями проек­ та выступили Министерство культуры Беларуси, Мингор- исполком, посольство Россий­ ской Федерации в Беларуси и театр имени Горького. Этот про­ ект должен стать центром по пропаганде лучших образцов обеих культур. В дальнейшем признание в любви, а приглашен­ ные на свадьбу гости и случайные прохожие поддерживали их друж­ ными криками «горько!». Свадеб­ ный бум накануне праздников — явление вполне привычное. Вэтот день минские загсы зарегистри­ ровали почти 300 браков. мального человека чемоданы. Бо­ лее сложным испытанием оказал­ ся подъем легкового автомобиля. Вперерывах, когда силачи отдыха­ ли, зрители устраивали свое шоу. Кто-то состязался в беге, а кто-то смог даже стать дирижером воен­ ного оркестра. здесь будут выступать лучшие театральные, вокальные, музы­ кальные коллективы России и Беларуси, организовываться выставки. Специально к откры­ тию Белорусско-российского дома готовится пьеса Алексея Дударева с рабочим названием «Евфросинья Полоцкая». Кроме того, на территории театра поя­ вится галерея для выставки кар­ тин, планируется построить гос­ тиничный комплекс. книжная полка Аркадий Медведев М О С КВ А — ПОСЛЕДНИЕ события внутри­ политической российской жизни свидетельствуют: Вторая буржу­ азная республика в России, рож­ денная переворотом 1993 года, исчерпала свой исторический срок. Мы вступаем в новый госу­ дарственный и общественный порядок. Тем не менее конечный замысел крутой реформы рос­ сийской государственности, по­ дозреваю, не вполне ясен даже для политиков, которые его вына­ шивали, — пишет Владимир ПО­ ПОВ в своей новой книге «Угле­ водородный» Третий Рим?.. Взгляд великоросса». Кто такой Владимир Попов? Фамилия типично русская, Попо­ вых в России много. Впрочем, как говорится в народной рус­ ской половице, «На Руси не все караси — есть и ерши». Влади­ мир Данилович Попов — явно не из карасей. Он — российский топ-менеджер, управленец с большим опытом работы в кор­ поративном бизнесе и на гос- службе. Будучи старшим вице- президентом одной из крупней­ ших российских компаний, В. По­ пов отвечал за финансовый ме­ неджмент с оборотом в несколь­ ко миллиардов долларов. В его послужном списке — работа на заводе в Новосибирске, ЦК ВЛКСМ, дипломатическая служ­ ба, защита кандидатской дис­ сертации по политологии в Ака­ демии общественных наук, рабо­ та в Совмине СССР, Госналог­ службе России... «Углеводородный» Третий Рим?..»— сборник полемических статей и политических памфле­ тов. У автора — независимый и острый взгляд на экономические, геополитические и социокультур­ ные проблемы, с которыми стал­ кивается Россия в начале XXI ве­ ка. В. Попов— беспартийный, и в содержании его книги, что непри­ вычно для наших дней, нет поли­ тической ангажированности. Вто же время автор, как говорится, не стесняется называть вещи свои­ ми именами, дает квалифициро­ ванные и жесткие оценки пред­ ставителям российского полити­ ческого класса, раскрывает дей­ ствительный, с его точки зрения, смысл и масштаб явлений. Так, признавая признаки эко­ номического оздоровления Рос­ сии, В. Попов считает: сегодня нет еще прочной основы для устойчи­ вого роста экономики. По его сло­ вам, получая шальные нефтедол­ лары, мы, как нация, утрачиваем чувство самосохранения. Разрыв между Россией и развитыми странами стремительно увеличи­ вается. А среди российской эли­ ты, отмечает В. Попов, есть люди, которые, обращая взоры на За­ пад, готовы молвить: «Придите и володейте!». Однако, подчеркивает автор книги, рановато говорить, что наше дело совсем пропащее. Есть еще большое число, как пи­ шет В. Попов, «представителей нового слоя деятельных людей разных занятий и достатка, кото­ рые выжили, встали на ноги в безвременье 90-х годов». Этот крепкий слой самостоятельных людей, по его мнению, еще не сказал своего слова. «Убежден, что потерявшие доверие сегод­ няшние политические партии не повернут Россию на спаситель­ ный путь исцеления от ереси подменных экономических уче­ ний и программ. Надежду я воз­ лагаю на корпоративную соли­ дарность национального пред­ принимательства, мелких и средних хозяев, на патриотиче­ ский союз труда и национально­ го капитала. Этот будущий наци­ ональный альянс будет опирать­ ся на неангажированные интел­ лектуальные силы страны», — заявляет В. Попов. Книга «Углеводородный» Третий Рим?..» написана чело­ веком, болеющим за Россию. Впрочем, в ней выражено не только яркое личностное мне­ ние автора на события нашего времени, но, судя по всему, со­ держится обобщение взглядов влиятельного слоя наших со­ отечественников — работода­ телей, крупных менеджеров, уп­ равляющих, представляющих национальный капитал. Воз­ можно, еще не вполне сложив­ шийся, но уже осознавший свою чуждость капиталу оли­ гархическому. Характерно, что В. Попов яв­ ляется твердым сторонником ук­ репления Союза Беларуси и России. Он пишет: «Через Бело­ руссию проходит 70 процентов нашего торгового транзита на Запад. На ее территории — одна из немногих уцелевших и полно­ стью боеготовых группировок Советской армии. Там, на Нема­ не и в Полесье, живет едино­ кровный народ, который к нам — с открытой душой. С Белорусси­ ей у России брак и по любви, и по расчету. Беларусь — единствен­ ный невероломный и испытан­ ный союзник, наши открытые геополитические врата на За­ пад». Что касается СНГ, то автор книги отмечает: «Крупномас­ штабное разделение труда, на котором держалась экономиче­ ская мощь СССР, как ни крути, восполнить нечем. Восстановить смычку экономик на рыночной основе — все равно что живой водой их окропить. И это — еще не утраченный шанс», — подчер­ кивает В. Попов. Подготовил Алексей КЛЕВИТСКИЙ (Минск). Выходят на аллеи силачи Проект двух культур Ужин с ангелом Смоленский художник выдвинут на соискание Союзной премии творчество Наталья Баратова М О С К В А— СМ О Л ЕН С К НАРОДНЫЙ художник России Владимир ЁЛЬЧАНИНОВ выдви­ нут секретариатом Всероссий­ ской творческой общественной организации Союз художников России на соискание премии Со­ юзного государства в области литературы и искусства за соз­ дание живописных произведе­ ний из цикла «Земля и люди» (1977—2003 годы). — Биография у меня длин­ ная, — рассказывает художник. Родился в Гжатске, под Смолен- ■ ском. Я мальчишка военной по­ ры. Отец военнослужащий. Ког­ да война началась, мне было де­ вять. Мы жили в Орле. Помню первую бомбежку, как город го­ рел. Потом отец ушел на фронт и позже погиб. А мы уехали в эва­ куацию в Ставропольский край. А туда через три месяца немцы пришли. Год жили в оккупации. В конце 43-го уехали в Подольск, под Москву, мама и старший брат пошли работать на военный завод. Ну, а я слонялся по ули­ цам, хулиганил, околачивался по подворотням, добывал питание. Есть хотелось все время... Однажды случайно заглянул в Дом пионеров, в кружок по рисо­ ванию. Дали и мне карандаш, лис­ тик бумаги. Ясел и стал вместе со всеми рисовать ножку от рояля. А это трудно, ятеперь как художник- то понимаю. Мучился, мучился. Учитель спрашивает: «Завтра придешь»? — «Приду». Так что художником я стал благодаря сво­ ему первому учителю рисования Владимиру Павловичу Боброву. Он был инвалидом войны, очень плохо видел, и пальцы все искоре­ жены, перебиты. Учил, что назы­ вается, наощупь, словами боль­ ше. Закончил я семь классов, по­ ехал в Москву, поступил в художе­ ственно-педагогическое учили­ ще. Окончил училище с отличием. И на художественно-графический факультет Педагогического ин­ ститута имени В.И. Ленина без эк­ заменов поступил. А после окон­ чания меня послали преподавать в Смоленский педагогический ин­ ститут. Кстати, Смоленск — моя историческая родина, предки мои оттуда... — Какое направление в живописи вам ближе? Что греет душу? Каких художников любите? — Конечно, реализм, или, как его называют на Западе, фигу­ ративное искусство. Ведь реа­ лизм — это бесконечно. Вот смо­ трите, Ренуар от Мане отличает­ ся, или Гоген и Ван Гог? Какие они разные и как все интересны. А ведь это самый настоящий ре­ ализм. Только есть фотографи­ ческий реализм, а есть образ­ ный: вы не уходите от каких-то физических координат, остае­ тесь человеком земным, но ин­ терпретируете жизнь, как ее ви­ дите, чувствуете. А художников люблю многих и разных. Возьмите того же Репина, его Ивана Грозного. По форме — потрясающая вещь, наш Вела­ скес, да и только. Хорош Пикассо в любом возрасте. В его графике что-то притягивает, не можешь оторваться. А Рублев, какие у него изумительные колористические находки! Или Феофан Грек, Дио­ нисий. У нихживопись настоящая, вот каким традициям надо слу­ жить, где искать вдохновение. Из наших еще люблю Сороку — про­ никновенный художник. А тут как- то получил медаль золотую и пре­ мию имени Саврасова. Я его и раньшелюбил, атеперь еще боль­ шелюблю (смеется). Ну, иЛевита­ на, конечно... — Что в искусстве и жизни вас ра­ дует, что не приемлете? — Явыходец из «сурового сти­ ля». Когда яучился, все от нас бы­ ло закрыто. Пушкинский музей под замком. Какие там импресси­ онисты, Врубеля нельзя было увидеть. Когда пацаном был, мне Лактионов нравился, думал— вот вершина. Не знал тогда, как это элементарно делается. А в шести­ десятые, во время оттепели, для нас, студентов, открылись наши двадцатые годы — Кандинский, Малевич, Ларионов, Гончарова. И мы в знак протеста стали все ав­ торитеты отрицать. Такой вот мак­ симализм молодости. И наш «су­ ровый стиль» родился в знак про­ теста против слюнявой, слаща­ вой, официозной живописи. В Москве готовилась выставка художников из центральных обла­ стей России. У меня была карти­ на: красногвардеец наклеивает на стену афишу, а сам кричит что- то— «К гражданам России» назы­ валась. Работа интересная по форме, но комиссия из ЦК в пос­ ледний момент засомневалась: «А к чему это он призывает»? И картину сняли буквально перед открытием выставки. Но журна- листы-то смотрели выставку раньше и в газетах про картину написали. И пошли репродукции с этой картины в книгах, на плака­ тах, календарях... Такая вот полу­ чилась нестыковка. Потом я резко отошел от «су­ рового стиля», почувствовал— не мое. Я по складу романтик, мне нравится размытость, настрое­ ние, недосказанность, лиризм. Мое художественное кредо, на­ верное, прочитывается в карти­ нах, хоть они очень разные. Ятут как-то просмотрел отзывы со сво­ ей последней выставки, людиуди­ вляются: какой разный художник, будто несколько человек выстав­ лялись, а не один. А главное, мои любимые темы — деревня, про­ стой народ, что называется, зем­ ля илюди. Столичная жизнь совсем дру­ гая, к России не относящаяся. Те­ левизор забит пошлым шоу-биз­ несом. А ведь люди хотят чего-то другого, нормального. Единствен­ ная отрада — канал «Культура». Там хоть есть, что послушать, хо­ рошая музыка, интервьюинтерес­ ные бывают. В 97-м году я написал картину «Ужин с ангелом». Там человек сидит за столом над краюхой хле­ ба, и перед ним Ангел-утешитель. Насколько он сможет утешить, не знаю. А сострадать сострадает. Ведь ангелами становятся невин­ ные, безгрешные, чистые души. И надругой картинеу меня берег ре­ ки, сидит ангел и смотрит, как де­ ти играют, лошади пасутся. И мне так жалко и ангела этого одиноко­ го, идеток тех, илошадок. Мы вос­ питаны были так, что душа болит за все. Я когда у лошади вижу гла­ за тоскливые, то и мне тоскливо становится. А уж у человека тем более. В ЦДХ, на выставке в честь 60-летия Победы, была моя кар­ тина «Вовкино детство»: мальчик прижался к лошади, но лошадь там совсемдругая, не с грустными глазами. Это автобиографиче­ ский сюжет. У меня на Ставропо­ лье, в станице Новоалександров­ ской, была лошадка, я ее на поле во время войны нашел, приручил, кормил ее. А мужик какой-то ее у меня отнял, дал пинка и отнял. Я так страдал тогда... — Вас выдвинули кандидатом на премию Союзного государства за серию работ «Земля и люди». То есть практически завсеваше твор­ чество, не так ли? — Мне нравится Беларусь. Она ведь рядом со Смоленском. У соседей я бываю часто. У нас там совместные пленэры проводятся, в Витебске выставки смоленских художников проходят.-Белорус­ ские художники тоже к нам часто приезжают. Тепло мы друг к другу относимся. Потому, что воспита­ ны на одном национальном сла­ вянском искусстве. У нас общие предтечи, и наша российская ху­ дожественная школа, она вто же время и белорусская. .. .Мне особо запомнилась од­ на из картин Владимира Ельчани- нова, представленных на выстав­ ке в честь 60-летия Победы. Назы­ вается она «По старой Смолен­ ской дороге»: сквозь серую пыль­ ную муть строем уходят на фронт молодые ребята. И чувствуешь, что они идут молча, думая о сво­ ем. Но вот один солдатик обернул­ ся, и его еще детское лицо смот­ рит на тебя с холста. Иохватывает такое щемящее чувство, потому что понимаешь, вряд ли из этих солдат кто-либо вернется живым. Отличительное качество рус­ ского интеллигента — способ­ ность сострадать. Именно этим качеством покорил меня худож­ ник Ельчанинов. И как человек, и как мастер. А художник он восхи­ тительный. Тонко чувствующий и настроения людей, и переменчи­ вость, и в то же время вечность зе­ мли, на которой они живут. И влюбленный в эту землю. ■ Владимир Ельчанинов: «Я выходец из «сурового стиля».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz