Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)

газета 'После ЕГЭ: три точки зрения Как пишется слово 9 «апелляция » : Даже не самый грамотный выпускник 2005 года уже не допустит ошибки в этом слове. Сколько там «п» и сколько «л» все твердо выучили и запомнили. Одиннадцать с лишним тысяч одиннадцатиклассников сдавали ЕГЭ по разным предметам. И не один десяток человек, сочтя, что их оценки необоснованно занижены, апеллировали к конфликтной комиссии. Вот и автор ^письма в «ЛГ» предпринял такую попытку... точки зрения выпускника грознойкомиссией Ожидая результатов ЕГЭ, переживают, конечно, все: и выпускники, и родители, и учителя. Когда стало извест­ но, что я получила по обще­ ствоведению, директор нашей гимназии № 12 Ольга Нико­ лаевна Уласевич даже позво­ нила мне домой —поздравить. У меня 83 балла, рейтинг по России — 99,8 процента. От такой оценки захватывает дух! А вот математики я про­ сто боялась. Все годы много времени отдавала английско­ му, немецкому, латыни, а на точные науки тратила, увы, меньше и часов, и сил. Кто же знал, что введут ЕГЭ, да ещё и отказаться будет нельзя — он обязателен для всех. Пришлось нам, гуманитари­ ям, соревноваться в знаниях по математике с учениками профильных классов, где уг­ лубленно изучали этот пред­ мет. Но все равно обидно было бы не оправдать годовую «чет­ вёрку». Поэтому сколько ра­ дости принесли мне мои 56 баллов! Надо же: не подвела, подтвердила. Ну а за русский почти и не волновалась. Все-таки с первого по одиннадцатый класс одни пятерки. Всегда занималась языком всерьез. И вдруг на ЕГЭ'неожиданно — четверка... Творческая часть — всего 12 баллов из 21 воз­ можного. Ничего не пони­ маю... Может, компьютерный сбой? Ошибка оператора? Это можно выяснить только на апелляции. И вот мой чёрный день на­ стал. Вхожу, здороваюсь, представляю свою маму. В от­ вет сухое: сверьте правиль­ ность заполнения бланков и т.д. Нам никто не представ­ ляется. Кто есть кто? Как к ним обращаться? Нахожу официальное: «уважаемая ко­ миссия» и вежливое «Вы». Документы об отсутствии компьютерной ошибки в час­ тях А и В подписаны. При­ ступаем к творческой части. Узнаю свой почерк: работа моя. Но почему она не прове­ рена? На поля не вынесены ошибки, не дана их класси­ фикация, а ведь они должны быть, баллов-то всего 12. Да, представьте: я ушла с апелляции, не имея представ­ ления практически ни о ка­ ких своих ошибках. Из 9 кри­ териев оценивания мне пояс­ нили только 3! Мои доводы в защиту работы комиссия слу­ шала, не возражала, но и не соглашалась. Когда мама по­ просила комиссию всё-таки ответить по существу, ей при­ казали замолчать, пригрози­ ли, что выведут из зала. Мне сказали, что если я не пере­ стану «так» себя вести, то буду отвечать перед председа­ телем комиссии. Я испуга­ лась, но всё же продолжала обосновывать свою позицию. Тогда они, как и пообещали, пригласили его. Грозный вид председателя комиссии Григо­ рьевой В.А. произвёл угнета­ ющее впечатление. И всё же я осмелилась поднять руку и попросила разрешения задать вопрос. Но вы думаете, пер­ вый заместитель председате­ ля областного департамента образования и науки, он же председатель комиссии, сни­ зойдёт до несчастной алеллян- тки? В жёсткой командной форме дав указание членам комиссии общаться только со мной, а маме, моему закон­ ному представителю, — мол­ чать, она вышла. Но разве можно молчать, когда один из членов комиссии, по мамино­ му предположению, высказы­ вает ошибочное мнение? .Тог­ да маму, хотя по действующе­ му законодательству этого де­ лать они не имели права, про­ сто выставили за дверь. По­ чему? Она учитель русского языка и литературы высшей категории, они могли бы со­ обща решить спорный вопрос. Представляете моё состо­ яние? Я осталась наедине с грозной комиссией. Что ж, надо брать себя в руки! Сле­ зами делу не поможешь. Вот так ситуация! Мне предлага­ ют обосновывать свою пози­ цию в ... письменном виде. Что это? Ещё один экзамен? Зачем? Оказывается, они не могут поднять баллы без пред­ седателя комиссии. Только потом мы узнали, что председатель конфликтной комиссии по русскому языку не является специалистом по этому предмету, хотя при этом (как ни парадоксально) имеет право решающего голоса в спорных случаях (согласно «Положению о конфликтной комиссии Липецкой области»). Складывается впечатле­ ние, что всё заранее решено и перед нами некий спектакль для строптивого выпускника, посмевшего не согласиться с оценкой экспертов. Выходит, заседание конфликтной ко­ миссии по апелляции есть формальная процедура. Так я получила неожиданный урок — урок чиновничьего произ­ вола. Впрочем, кажется, есть какой-то счастливчик, кому повысили баллы. Но я — благодарная уче­ ница, я найду плюсы даже в таком уроке. Чтобы права ре­ бёнка впредь не нарушались, может быть, я (по вашему предложению, уважаемая ко­ миссия) и в самом деле пойду в юриспруденцию. Мне очень хочется, чтоб подобного «ми- льона терзаний» :болыне ни у кого не было. г. Липецк. Алена ДАНИЛОВА. 'С точки зрения председателя департамента Всегда ли чиновник виноват? Прочитав письмо Алены Даниловой, председатель департамента образования и науки администрации области Юрий ТАРАН не торопился занять оборонительную позицию, дабы отстоять честь мундира. Он сразу согласился, что процедура апелляции, скорее всего, еще не оптимальная, ее нужно дорабатывать. Однако подозрение, что конфликтная комиссия разыгрывала спектакль и заведомо не собиралась кому бы то ни было повышать оценку, отверг. Из 5663 человек, сдававших ЕГЭ по русскому языку, результат оспорили 143. Шестнадцати из них количество баллов увеличено. Восемь одиннадцатиклассников оказались «жертвами» технического сбоя, что и было исправлено, а остальные сумели доказать, что эксперты были к ним чересчур строги. Вообще, как я понял, апелляция сопряжена со стрессом не только для выпускника, его близких, учителей, но и для членов конфликтной комиссии. За три дня надо успеть рассмотреть все спорные работы. Хорошо, что на сей раз их было всего 143, хотя и это немало. А если бы вдвое, втрое, вчетверо больше? Но главное —взрослым людям, опытным педагогам, естественно, не доставляет радости растолковывать детям, пусть и семнадцатилетним, их ошибки. Да еще слушая при этом горькие сетования, что недополученные баллы могут сломать жизнь юному человеку. Вот и Юрий Николаевич категорически не принял такой отчаянной формулировки. — Ну почему сломать? В конце концов, через год ЕГЭ можно пере­ сдать. И потом, мало ли вузов, где та же «четверка» дает право на по­ ступление. — Объясните, пожалуйста, и Алене, и тем, кому еще предстоит сдавать экзамены, по какой при­ чине конфликтная комиссия не знакомит апеллирующих с заме­ чаниями и претензиями экспер­ тов? — Видите ли, в чем дело: чле­ ны комиссии не выносят вердикт по поводу работы экспертов. У них другая задача: без оглядок на пре­ дыдущую оценку, заново проверить решение задачи или творческую работу. И определить, чего заслу­ живает выпускник. — Тем не менее психологичес­ ки человеку, по-моему, необходи­ мо узнать, что не устроило имен­ но экспертов. Я бы, например, на месте Алены тоже настаивал, что­ бы мне показали мою работу с со­ ответствующими пометками. Это же и на будущее полезно: разо­ браться, где и в чем я недотянул, какие у меня слабые места. — Возможно, в ваших словах есть резон. Только не стоит забы­ вать: ведь конфликтная комиссия, которая состоит из опытных педа­ гогов, тоже обращает внимание ребят на их промахи. Впрочем, не буду спорить. Надо подумать. Здесь возникает одна трудность. Экспер­ ты проверяют копии работ, и мы их не храним, остаются лишь про­ токолы проверки, вот они — доку­ менты строгой отчетности. Честно сказать, пока не представляю, как и где хранить все тысячи копий и, если возникает надобность, быстро найти нужную. Но мы попытаемся эту проблему решить. — Что еще меня задело в пись­ ме: ну разве это правильно — тре­ бовать, чтобы мать —в данном слу­ чае «представитель интересов вы­ пускницы» — не подавала голоса? А если она все же высказалась, то удалять ее с заседания? — Видите ли, здесь все было оп­ равданно. «Представитель интере­ сов» не должен включаться в диа­ лог комиссии со школьником, оз­ вучивать свое мнение о недостатках или достоинствах работы, коммен­ тировать мнение членов комиссии. Защищается и отстаивает свою по­ зицию только сам экзаменовавший­ ся. —Ну а в чем тогда роль «пред­ ставителя»? — Он наблюдатель. Чтобы на подростка не оказывали давления, не допускали в разговоре с ним гру­ бого или резкого тона. Наконец, «представитель», зная характер сво­ его подопечного, вправе предупре­ дить комиссию, чтобы она дала ему возможность высказаться и не пе­ ребивала вопросами. Или напротив: предлагала ему наводящие вопро­ сы. Не более, но и не менее. Алени­ ной маме, видимо, не хватило вы­ держки, что по-человечески объяс­ нимо. Поэтому-то ее и попросили удалиться. Так что и комиссия, и ее председатель, я считаю, сделали то, что обязаны были сделать. — Но вот дальше Алена сетует: комиссия не объяснила ей всех ос­ нований, по которым отказалась повысить баллы». — Я беседовал с членами комис­ сии. Любопытно, что девочка им понравилась. Умная, развитая, уме­ ет аргументировать. Но работа у нее не совсем удачная. Наверное, это произошло из-за волнения, от спеш­ ки. Однако что написано пером... Тут уже ничего нельзя исправить. А жалоба девушки, будто ей не все объяснили, не на все ее вопросы ответили... Боюсь, тут сыграла роль настроенность самой Алены. Она была уверена, а скорее всего, так ее сориентировали старшие, что отспо­ рит два-три балла. Вот и не воспри­ няла доводы комиссии. Между про­ чим, ее работу посмотрели где-то десяток специалистов, если иметь в виду и экспертов. И никто не на­ шел причин изменить оценку. —И теперь у выпускницы стой­ кое убеждение, что ее обидели, что с чиновниками нет никакого сла­ ду- — Позвольте, о каких чиновни­ ках речь? Чиновник в комиссии был только один. Ее председатель. Да, Валентина Александровна Гри­ горьева не филолог. Но ее функция в данном случае — следить за со­ блюдением процедуры. Не допус­ кать технических нарушений. Чем она и занималась, в частности, по­ просив Аленину маму не вмеши­ ваться в защиту работы. А все ос­ тальные члены комиссии — линг­ висты, преподаватели вузов и школ. Им и карты в руки... — Из нашего разговора напра­ шивается вывод: похоже, выпуск­ ники и «представители их интере­ сов» не совсем осведомлены о том, какова процедура апелляции, как в процессе ее распределяются роли. — В большинстве школ доку­ менты о правилах апелляции были вывешены. — А вот у входа в помещение, где заседала комиссия, их не было. — Что же, мы это учтем. Поста­ раемся, чтобы в будущем году и дети, и родители были полностью в курсе дела, как надо апеллировать, какие у них права, какие обязан­ ности и возможности, если они хо­ тят оспорить результаты ЕГЭ. точки зрения журналиста Эти безликие, безликие баллы... Вряд ли когда-либо Алене Даниловой захочется раскрыть книги Вла­ димира Солоухина, допустим, «Третью охоту» или «Камешки на ладо­ ни». Ведь как раз солоухинский отрывок достался ей на ЕГЭ по русскому языку для творческой работы. Именуется это мини-сочинение, по-моему, не очень-то складно: «ответы на задание с развернутым ответом». Увы, «ответы» у нее получились небезупречными. Я, конечно, не в состоянии оценить их по девяти таинственным для меня критериям, коими полага­ ется руководствоваться экспертам, но в принципе оценку выпускнице поставили, как мне кажется, справедливую. Но не исключено, что балл- другой можно было и прибавить — в этом я не судья. Однако тут надо особо подчеркнуть: речь идет не об оценке способно­ стей Алены, ее подготовленности, ее потенциала. Речь всего лишь об од­ ной страничке рукописного текста, на который наложилась печать волне­ ния, усталости, нервозного цейтнота. Что девушка, шесть лет получав­ шая в школе пятерки по русскому, могла справиться гораздо лучше, убеж­ дает даже ее письмо в редакцию. История, где нет виноватых или все виноваты без вины, все расплачи­ ваются по счетам министерских деятелей, вот уже при втором министре упорно, уперто внедряющих обязательный ЕГЭ в российской школе. А эксперты, члены конфликтной комиссии, сама Алена, ее близкие, в сущ­ ности, заложники этой «сверхценной идеи», овладевшей умами столич­ ного начальства. Понятно, любой экзамен сродни лотерее. Как вспомнил в разговоре один из членов комиссии, на которую так сильно обижены Алена Дани­ лова и ее близкие, он тоже когда-то шел на медаль. Но то ли нечаянно пропущенная, то ли не там поставленная запятая перечеркнула его на­ дежду. Правда, в те времена у ненароком споткнувшегося оставался шанс в том же году на вторую попытку. Относительная неудача не перегоражи­ вала ему дорогу, как бревно, в тот вуз, куда он хотел попасть. Вступи­ тельные экзамены давали возможность доказать всем — и себе, в первую очередь, что ты чего-то стоишь. Несмотря на всякие обезличенные выражения вроде «конкурс аттес­ татов», «проходной балл» и т.д., умные преподаватели прежде всего смот­ рели в лицо, в глаза претендента на место в студенческой аудитории. Они искали таланты, искали людей увлеченных, пусть даже забывших про запятую, не выучивших историческую дату или допустивших пустяко­ вую арифметическую ошибку в решении задачки. Ошибка поправима. Непрочитанные страницы учебника можно дочитать. Нерасчетливо да­ вать от ворот поворот одаренному абитуриенту из-за четверки или даже тройки в аттестате. У компьютера этих сомнений не возникнет. Его дис­ плей смотрит на нас равнодушно и слепо. Да- и эксперт, случается, попа­ дает в ловушку тех самых девяти или сколько их там формальных крите­ риев. Оригинальность и дерзость мысли, стиля, манеры не втиснешь в казенные рамки. Вообразите себе, какие бы баллы поставили классику, позволившему себе придумать сногсшибательную форму глагола «очу­ титься» — «очучиваюсь».... Чего же удивляться, если крупные ученые, руководители ведущих вузов не больно-то доверяют результатам ЕГЭ и продолжают настаивать на традиционных вступительных экзаменах! Учтут ли, однако, эту точку зрения думцы, которые, по слухам, собираются изменить статус Единого госэкзамена, объявив его уже не экспериментом, а полностью узаконен­ ным и обязательным способом проверки знаний? Странно: все вроде, бы сегодня почитают здравый смысл. Но разве не здраво и мудро было бы предоставить выпускнику самому выбирать — сдавать ли ему ЕГЭ или обычный экзамен, чтобы потом попытать счастья на вступительных? Да и не самые высокие «баллы от компьютера» не должны становиться помехой для подачи документов в вуз, который тебе интересен. Разве это было бы не демократично и справедливо? ...Когда Алена Данилова защищала свое микросочинение, в комиссии ей сказали, что, если бы это был устный ответ на экзамене, она бы полу­ чила красивую оценку. Вероятно, настойчивость, с какой Алена отстаи­ вала достоинства, прямо надо признать, не самого сильного текста, ее умение говорить и убеждать произвели впечатление. Так бывает. Человек вряд ли соизмерим с количеством баллов, выставленных ему любой со­ вершенной машиной. Баллы безлики, даже когда их выводят на основе аж девяти критериев. И. НЕВЕРОВ. ^ В с е дети — наши Найди меня, мама! Артем П. Говорит уже длинными предложениями, хотя от роду ему всего-то три года. Улыбчивый, отзывчи­ вый на ласку мальчишка. Если просят помочь, то он, как настоящий мужчина, старается сделать все, что в его силах. Глаза у Артема карие, волосы русые. ' Лена К. В такой коротень­ кой жизни этого ребенка уже так много недетских проблем! Специалисты делают все воз­ можное, чтобы в развитии девочка не отставала от свер­ стников. Но пока это слож­ но. К тому же у трехлетней Лены косит глазик. Но разве от этого ей не хочется быть счастливой? Ведь Лена ни в чем не виновата. Она просто ждет ласки, внимания, люб­ ви и радуется, как и все дев­ чонки в ее возрасте, новым бантам и платьям. Ксения К. Задириста, как мальчишка. Любит непре­ менно яркие наряды. Девоч­ ка с характером, хочется на­ деяться, это и поможет ей в жизни. Зато она никогда не капризничает, ложась спать или садясь за обеденный стол. Аппетит у ребенка хо­ роший, потому и пухленькая такая. Родная мама не узна­ ла бы, хотя... нет ее у Ксю­ ши. ^ Алеша Б. Жаль, что на снимке не видны ямочки на щеках, уж так они ему к лицу! Мальчик очень умный, послушный. Знает, как важ­ но сказать: «пожалуйста», «извините», хотя ему идет всего четвертый год. Глаза у Алешки цвета морской вол­ ны, волосы русые. Артем К. Глаза голубые- голубые, щечки такие, слов­ но за каждой яблочки лежат. Улыбчивый, эмоциональ­ ный; но’инотда любит и по-' > шалить. Наверное, поэтому на занятиях пока звезд с неба не хватает. Аппетит и сон у мальчи­ ка замечательные. Друзей не обижает. Ведь кроме них, а еще воспитателей и врачей, роднее у Артемки никого нет... ^ Галина КОЖУХАРЬ, ведущая рубрики. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ. 'Выставки Три круга мастера Пушкин и его окружение, монастыри и храмы, дворянские усадьбы, эпизоды гражданской войны, пейзажи —все это сюжеты картины народного художника России Дмитрия Белюкина. Экспозиция его работ «Тихая моя родина», которая проходит в областном выставочном зале, открывает проект передвижных выставок под патронажем Полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Георгия Полтавченко. Впервые за тридцать лет картины лучших живописцев России будут показаны в Центральном Черноземье. В творчестве Дмитрия Белюкина несколько циклов, не­ сколько любимых тем. Еще в студенческие годы худож ник начал трудиться над своей «Пушкинианой». Его дип­ ломной работой в Московском государственном художе­ ственном институте имени Сурикова стала крупноформат­ ная композиция «Смерть Пушкина». И в дальнейшем фраг­ ментам биографии русского гения художник посвятил многие полотна. На липецкой выставке представлен и боль­ шой цикл акварельных иллюстраций к «Евгению Онеги­ ну». Не менее близки художнику и святыни русского Пра­ вославия. Церквушки Кидекши, Валдай, Ильинский ост­ ров, Афон — во всех этих местах довелось побывать живо­ писцу. По его словам, писать монастыри и храмы светско­ му художнику сложно, ведь ему нужно передать ощуще­ ние чуда, таинства. И только тогда вещь оживет. — Я только что побывал в Ельце и монастыре Тихона Задонского и потрясен красотой этой благословенной зем­ ли, — говорит Дмитрий Белюкин. — Жалко, что мой ви­ зит такой короткий, но обязательно приеду сюда рабо­ тать. Среди работ живописца есть и два портрета патриарха Алексия II. Глава русской православной церкви изобра­ жен во время литургии в Успенском соборе и на Гениса- ретском озере. Вторая работа представлена репродукцией — оригинал находится в резиденции Святейшего. Еще одна важная тема для Дмитрия Белюкина - граж­ данская война. И это не случайно. По материнской линии художник происходит из запорожских казаков, где-то в Камышине находится его родовой дом. Однако после бра­ тоубийственной бойни 1918 года корни были утрачены. Нередко уже в самом названии и сюжете работ о граждан­ ской войне угадывается философский подтекст. Вот в от­ ражении старого разбитого зеркала видно, как солдаты революции, угрожая' наганом, уводят из избы крестьяни­ на. А на другом полотйе мальчонка на фоне руин усадеб­ ного дома пытается собрать из осколков красивое старин­ ное блюдце. — Думаю, что выставка эта — событие. Экспозиция выражает потребность русских людей в восстановлении тра­ диций русской живописной школы. Здесь есть и российс­ кая задушевность, и нежное отношение к Родине, и ушед­ ший образ русской культуры XIX века. А работа «Оскол­ ки» — это осмысление того, что после эпохи войн и ре­ форм нужно все-таки попытаться собрать, восстановить раз­ рушенное, — таково мнение директора Дома Мастера Та­ тьяны Нечаевой. Фёдор КУЧУМОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz