Липецкая газета. 2005 г. (г. Липецк)
ДОБРЫЕ ЛИЦА= О ТЕХ, КТО ЗАВЕЩАЛ НАМ ЖУРНАЛИСТИКУ ЧИСТОЙ ВОДЫ Почему эта книга*, еще не дочитанная, стала мне дорога, и всякую свободную минуту я хватаюсь за нее? Даже беру ее с собой, когда ухожу из дому. Что в ней такого, что заставляет переживать? Ведь не роман, не детектив, ничего остросюжетно го. Игорь Дедков был известен читающей России как литера турный критик, печатавшийся в толстых журналах. В Костроме, куда Дедков приехал после окончания МГУ и где прожил тридцать лет, его знали как за местителя редактора областной газеты «Северная правда», как смелого журналиста и доброго соседа. Он говорил: «Я принадлежу поколению, которое называют шестидесятниками. Есть видные шестидесятники, есть невидные, я - из вторых, из многих, из про винциального их множества...» Прошло одиннадцать лет, как не стало Игоря Александ ровича. Все эти годы Кострома хранит память о замечательном человеке. Каждый год там про ходят Дедковские чтения в об ластной научной библиотеке. Вручается литературная премия имени Дедкова, учреждена именная стипендия для студен тов педагогического универси тета. И вот только что вышла книга, которая впервые откры вает нам того Игоря Дедкова, которого знали только в Кост роме. В ней собраны театраль ные и кинорецензии Игоря Але ксандровича, публиковавшиеся в «Северной правде» и «Моло дом ленинце» в 60-80-е годы. В том, как Дедков писал для костромских газет, не было ни какой скидки на «провинциаль ность» - ни себе, ни читателю. Та же мобилизация мысли, то же сдержанное, упругое пись мо, тот же строгий свет совести, что и в его лучших статьях для московских журналов. Закрывая эту книгу, хочется просить и кол лег, и читателей: храните по желтевшие газетные вырезки, из них порой получаются замеча тельные книги! В книге Дедкова рядом с ре цензиями - костромские страни цы его дневника за те же годы, и от этого соседства возникает достоверная полнота времени, судьбы, жизни. «Не знаете жизни», - говори ли мне, но жизни-то больше всего и боялись, а когда она стола пробиваться в моих мате риалах, ее просто вымарыва ли...» В Москве редакции имели депо со Старой площадью, а в областных центрах они оказы вались под двойным, а то и тройным гнетом. На них сыпа лись указания не только ЦК, но и обкома, обллита, а порой и местного управления КГБ. Как тут остаться честным, талантли вым, свободным человеком? Но вопреки всему оставались. Уже оказавшись в конце 80-х в сто лице, Дедков писал: «Ничего не стоит высмеять газеты тех дней, особенно провинциальные... Но лучше подивиться тому, как уда валось иногда донести, пробить правду действительности, засту паться за обиженных, рассказы вать о безвестных достойных людях». Если подойти к нынешним СМИ с таким высоким нравст венным критерием, то кто его выдержит? Цветистое полово дье нынешней прессы, по-цы гански яркие киоски, откуда на нас бессмысленно, как рыбы из аквариума, смотрят глянцевые красотки... За этим обманчивым многообразием никто не заме тил исчезновения журналистики как социального служения. Ведь газета, особенно в про винции - это не одни лишь сло ва, отпечатанные на плохонь кой бумаге. И даже не редак ция, где несколько чудаков с ут ра до ночи сочиняли и правили заметки. Нет, это таинственный клубок человеческих связей, по ступков, мыслей. Местная газе та была лоскутным одеялом на родной жизни. И почти за каж дым лоскутком стояло пусть еле приметное, но дело помощи, ободрения, поддержки. Дюжие охранники тогда при входе не сидели, и к провинци альным редакциям тянулось все умное, дельное, интеллигентное и талантливое. Школьницы с первыми стихами, непризнан ные художники и поэты, взвол нованные изобретатели вечных двигателей, ходоки из дальних деревень - всем находился ста кан чая, а часто и что-то по крепче. В свое время в област ных и городских газетах служи ли Николай Рубцов, Булат Окуджава, Александр Вампи лов, Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Евгений Носов, Сер гей Довлатов, Александр Баш- лачев... Когда пришла перестройка, Игорь Дедков не воспользовал ся славой инакомыслящего (хотя имел для этого серьезные осно вания), над прошлым не ирони зировал. «Не говорите мне, что эта была не жизнь, а что-то дру гое: прозябание, рабство, глу пость и подлость. То была чело веческая жизнь, медленно пере силивающая унаследованное зло...» Игорь Дедков по-прежнему любил и полуночные дежурства в типографии, и запах свежих гранок, и утренний номер в ру ках прохожих. И главное, он любил людей, деливших с ним невидимый читателю труд со творения газеты. Их образы возникают в его записках. Сколько искренности, тепла в этих строчках. Благородством памяти Дедков возвращает нам то, что, казалось, иссякло на всегда. «Я не помню, какие рубашки, пиджаки, платья, какую обувь носили мои друзья, я вообще не помню их вещей. Я помню и храню их голоса, выражение глаз, песни, которые пели за столом... Я помню книги, кото рые брали в библиотеке и по том о них говорили... Я не пом ню только вещей и разговоров о деньгах... Так, думаю, было по многим городам России. Совер шалась общественное дело пробуждения, подъема подав ленных, но живых, созидатель ных сил. Шла бессеребрениче- ская духовная работа...» Когда Дедков писал о книгах, спектаклях или фильмах, он и там искал светлого человека, а не модные тенденции. «Забудь те название фильма: оно не важно придумано. Забудьте его сюжет, идею, завязку... Забудь те. Но запомните, сохраните в памяти ТатьянуДоронину...» (Ре цензия на фильм «Чудный хара ктер», 1970 год.) Тогда казалось, что главное назначение газеты - протяги вать человеку руку. Уважитель ная и дружеская интонация в разговоре с читателем была первым признаком журналист ского таланта. Газетчик мучи тельно искал такие слова, кото рые бы пришлись по сердцу и строгой учительнице Софье Ивановне, и соседу-выпивохе дяде Грише, и собственному сы- ну-подростку. Полузабытые ныне и осмеян ные жанры советской журнали стики - очерк, корреспонденция, зарисовка - росли из нашей зе мли, из нашей истории и лите ратуры. В них, даже на бегу на писанных, была и крестьянская обстоятельность, и стремление поделиться чем-то хорошим, и наивность лубка. Теперь мой блестящий кол лега, ведущий рубрики в обще российской газете, без смуще ния пишет: «Бывая в России, я давно заметил...» Что на это скажут люди в русской глубин ке? Они, пожалуй, не будут чертыхаться или рвать газету, да найдут еще за что похвалить: вот ведь заметил что-то у нас, а мог бы и ничего не заметить... По наследству от русской литературы и советской дружно освистанной журналистики нам достался такой читатель, какого не было и никогда не будет уже на этой планете - доверчивый, рассудительный, отзывчивый, способный воспринимать самые сложные материи и сам готовый написать о самых глобальных вещах и о самых тонких чувст вах... Что мы сделали с этим чита телем? Сейчас тексты не выма рывают. Вымарывают самих лю дей и целые районы страны - будто ластиком кто провел по карте. В одной из последних своих статей Дедков писал: «Те перь все это - презираемая скучная материя... Провинция интересна, когда в ней бастуют, митингуют, кого-нибудь убивают Игорь Александрович Дедков. и ссорится меж собой начальст во. Еще волнует порок с его разновидностями. Остальная жизнь - та, что в глубине Рос сии, - неинтересна и, главное, неизвестна... Кто-то недавно вдохновенно внушал с телеэк рана, что никто никому ничего не должен... Но без долга, без человеческой связи и связанно сти - какая свобода и на что она нужна?» Ни мы сами и никто наверху не ответил пока на этот вопрос. Его просто сняли с повестки дня. Года полтора назад мне по звонил редактор одной вездесу щей ныне газеты, которая тогда еще была в проекте. Мы знако мы со студенческих лет. Он звал меня на работу, рассказы вая, какая эта будет популярная и авторитетная газета. Доба вил, что «хозяин дает на рас крутку хорошие деньги». Я спро сил зачем-то: «А идея?» - Какая идея? - насторожил ся он. - Ну если к множеству газет прибавлять еще одну, то дол жен быть какой-то в этом смысл, задача, идея... Мой собеседник рассмеялся: «Сейчас одна идея - зарабаты вать деньги! Это и смысл, и за дача, и идея. Тебе чего - детей кормить не надо?» Кормить детей, конечно, на до. На том и расстались, и, оче видно, навсегда. Поймал себя на том, что особой печали от этого разговора не испытал. Привык, что ли? Адаптировался, так сказать, к глобальным изме нениям нравственного климата. Или просто настоящих горестей вокруг хватает. То, что случи лось с нашей журналистикой, не страшнее того, что случилось с нашей армией, с нашей дерев ней или с нашей медициной. И все же, все же... В статье об одном русском классике Дедков писал: «Он знал, как жалеть и прощать, че го стыдиться, с чем не смирять ся, чем не гнушаться и как це нить человеческое достоинст во...» Это - и о нем самом. И о тех, кто завещал нам другую журналистику. Чистую. Завершают книгу записи, сделанные во время теплоход ного путешествия по Волге вме сте с женой и 14-летним сыном Никитой. «Рад за Никиту: уви дит, представит себе, как вели ка и хороша его родина, как много в ней всего живого и кра сивого... Сколько хороших у нас городов, так бы и пожил бы в каждом, что пожил - жизнь бы прожил...» Простившись с Волгоградом, Игорь Александрович записал: «И все-таки хорошо, что мы там побывали (на Мамаевом курга не. - Д.Ш.) И хорошо особен но, что с нами был Никита и, не поколебавшись, вышел из ряда у Вечного огня и положил крас ные гвоздики...» Спустя четверть века рядом с книгами отца встала первая книга сына. Так совпало, что они вышли одновременно: в Ко строме - книга Игоря Дедкова, а в Москве - книга Никиты Дед кова. Книга Никиты - историческое исследование, она требует от дельного разговора. Лучше ска жу два слова об авторе. Ники та Игоревич - выпускник МГУ, историк, политолог, заместитель главного редактора журнала «Свободная мысль-ХХ1». Того самого журнала, который был последним местом работы отца. «Одно над нами небо...» Дмитрий ШЕВАРОВ СЮЖЕТЫ С ШЕСТОМ, НО НЕ БУБКА При одном из ночных клу бов в самом центре Саратова открылась школа стриптиза для всех желающих. Судя по составу посетительниц, искус ством эротического танца стремятся овладеть не только юные девицы, но и замужние дамы. Под руководством опыт ных преподавателей они учат ся чудесам вокруг специально го шеста. Наиболее стесни тельные могут тренироваться не в группе, а наедине с на ставником. Час занятий тянет на 150 рублей. Организаторы уверяют, что стриптиз укреп ляет семью: дескать, мужа не будет тянуть на сомнительные подвиги. Но лучше бы дамы эти деньги вложили в обучение кулинарным премудростям - семья была бы крепче. Елена КОМАРОВА. САРАТОВ. ПАМЯТНИК ТЕМ, КТО НЕ ДОЕХАЛ ГИБДД Тверской области обратилась в местную админи страцию с неожиданным пред ложением: установить всем по гибшим на дорогах один об щий памятник. Чтобы родные и близкие могли прийти, покло ниться, возложить цветы. А то новое поветрие - устанавли вать обелиски и вешать венки на месте дорожных трагедий - грозит превратить дорогу в сплошное кладбище. Чтобы у отцов города не болела голо ва, где взять деньги, сотрудни ки автоинспекции предложили собрать пожертвования с зем ляков. Юрий МАХРИН. ТВЕРЬ. НЕАДЕКВАТНЫЙ ЛОСЬ Ранним утром жителей Ле нинского района Саратова разбудил рев лося. Зверь, пронесшийся по улице Олим пийской, изрядно помял «Жи гули», а парочку иномарок лишь слегка царапнул рогами. Столь неадекватное поведе ние лесного гостя вынудило милиционеров применить сно творное. Увы, лось не про снулся... Сергей КОМОВ. Саратовская область. ИСПЫТАНО НА СЕБЕ БОИ НА ПОДСТУПАХ К БУНКЕРУ НАШ КОРРЕСПОНДЕНТ НА СВОЕЙ МАШИНЕ ЧЕСТНО ПРОШЕЛ ЕЖЕГОДНЫЙ ТЕХОСМОТР Сколько копий сломано, хороших и мудрых слов сказано, законов принято • и все с одной благородной целью: облегчить жизнь автолюбителю, ежегодно проходя щему технический осмотр своей «лошад ки». Вот уже лет пятнадцать на этом фрон те борются с очередями и взяточниками. С каким же успехом? ...У одной из столичных станций техос мотра - длиннющая очередь из автомоби лей. Возле наглухо задраенных ворот ме таллического барака, за которыми совер шается таинство выдачи заветных талонов, обреченно бродят несчастные автовла дельцы. Некоторые отираются здесь уже третий день, наивно пытаясь совершить об ряд посвящения «как положено». Здесь, кроме терпения, нужны смекалка и память. Одних номеров расчетных счетов для оп латы различных квитанций нужно перепи сать великое множество. Да еще понять, какие из квитанций именно тебе необходи мо оплачивать. В помощь - только множе ство молчаливых досок с объявлениями. И ни одной милицейской души. Немудрено, что клиенты этой шараги приезжают сюда по многу раз, начиная свои хождения с ознакомительного вояжа. А потом, как в омут, бросаются занимать место в очереди аж в пять утра - без вся кой гарантии получить заветный талон к вечеру. Хотя давно дано указание вести прием клиентов по записи, но про то мало кто знает. На мой настойчивый звонок в железном окошечке бункера появился не довольный субъект. Я вежливо попросил записать меня на удобное для хозяев вре мя, но субъект не подобрел и захлопнул окошко. Только после настойчивого напо минания об указании организовать пред варительную запись субъект буркнул что-то вроде «приходи завтра после трех...» Говорят, на некоторых пунктах техосмо тра прогресс зашел так далеко, что стра ждущим выдают ксерокопии квитанций с уже проставленными многоцифровыми рек визитами счетов, ИНН и прочих абрака дабр. Но мне, как и сотням таких же стра ждущих, не повезло. Я понадеялся на то, что все данные есть в ближайшей сберкас се - и тоже просчитался. На выписки с до ски объявлений и консультации с коллега ми по несчастью ушло часа два... К назначенному часу я стоял у заветно го железного окошка. Но зря торопился. Пару часов меня мариновали - выскочек в этой системе не любят. Но что такое два часа в нашей жизни? Мгновение... Пока стоял в очереди таких же «умников», запи савшихся на прием, разговорился с седо власым, стильно одетым во все кожаное, обладателем «Харлея». Он между прочим поведал, что недавно проходил техосмотр в США. Процедура заняла три минуты, без всякой головной боли. Но здесь вам не тут. Стиляга на «Харлее» второй день дожида ется момента, когда его знаменитый мото цикл потащут на «яму». Но вот заветные двери распахнулись, и я под завистливые взгляды коллег-автомо- билистов въезжаю в железный склеп. Зави довали мне, как вскоре выяснилось, на прасно. Вроде бы неоднократно прове ренный и надраенный перед экзаменом мой автомобиль сверкал всеми лампочка ми, гудел во все клаксоны и чутко отзывал ся на педали. Но специалист на то и спе циалист, что в даже совершенной машине может найти изъян. «Видите, эффективность тормозов недостаточна», - тычет меня в компьютер человек, которого обитатели бункера называют «инженером». Спорить с таким авторитетным гражда нином мне, дилетанту, бесполезно. Во всей этой сценке чувствуется такая отрепетиро- ванность, что любая реплика с моей сторо ны будет казаться глупой и неуместной, как украинская речь в «Гамлете». Я наивно рас суждаю: автомобиль регулярно обслужива ется и проверяется на фирменной станции техобслуживания, не может быть, чтобы там не заметили поломки. Но кого в этом же лезном бункере трогает лоховская логика? Заключение эксперта неумолимо: ТО не прошел. Придется идти на второй круг. Или... «Есть варианты!» - подсказывает бы валый водила. Но я пошел другим путем. Кто ищет, тот всегда найдет... На повторный техосмотр прибыл, воо ружившись кипой бумаг, которыми меня снабдили механики автосервиса. Там были и результаты тестов на специальном тор мозном стенде, и государственный серти фикат этого же стенда, и даже заключение: «автомобиль соответствует нормам заво- да-изготовителя». В ГАИ в эти документы уставились с недоумением и тихой ненави стью. Мне почему-то вспомнилась злая ре плика Остапа Бендера, ударившего авто пробегом по бездорожью: «Убивать надо таких знатоков!» Еще минут двадцать ждал, пока майор не отлржит бесконечную писанину. Пригля делся: ба, да это же ксерокопии техпас портов и страховок, которые, как я слышал (чай не на Луне живем), надобны, если «де лаешь» техосмотр через своего человека за 100 долларов. Наконец, нехотя отодви нув в сторону драгоценную стопку (там та лонов на 3-4 тысячи баксов!), он выписал долгожданную бумажку и мне. С таким чув ством, словно предоставил российское гражданство Усаме бен Ладену. Вывод? Техосмотр теперь можно пройти и честно, без денег. Но как же дорого он обходится! Михаил МАКСИМОВ. МОСКВА. ЗАГАДКИ СВОИ КОД БЫЛ НЕ ТОЛЬКО У Д А ВИНЧИ ПОЛОТНА СТАРЫХ ЖИВОПИСЦЕВ НАДО НЕ ТОЛЬКО ВИДЕТЬ, НО И СЛЫШАТЬ, И ЧИТАТЬ *Игорь Дедков. Эта земля и это небо. Очерки. Заметки. Интервью. Дневниковые записи о культуре провинции 1957-1994 годов. Кострома, 2005 . «Код да Винчи» - бестселлер американского писателя-искус- ствоведа Дэна Брауна, может заставить россиян вниматель но присмотреться и к творени ям в отечественных музеях. Может, в галереях Торжка или Нижнего Новгорода хранятся не понятые нами, зашифро ванные тайны прошлых веков? Как разгадать туманные порт реты Рокотова или романтиче ские изображения Боровиков ского? - Всякое произведение ис кусства, созданное столетия назад, хранит в себе и разга данные, и еще не разгаданные тайны, - считает доктор искус ствоведения, заведующий от делом искусства стран Европы и Америки ГМИИ имени Пуш кина Вадим Анатольевич САД КОВ. - Но я бы к таковым при числял не столько мистические, сколько исторические тайны. Например, в старину часто формировались отдельные цик лы в 2-3-5 полотен. Владельцы потом менялись, картины ухо дили в разные руки, города и страны, при этом нередко ут рачивая имена авторов... Классическая история «Ма донны бургомистра Майера». Замечательный художник Голь- бейн-младший в начале XVI ве ка выполнял заказ базельского градоначальника. Считалось, что оригинал хранится в Дрез денской галерее. А копия, ва риант выставлен в галерее Дармштадта. Но в 1871 году, когда эти картины повесили ря дом, специалисты неожиданно обнаружили, что подлинником является полотно из Дармштад та. Искусствоведы почувствова ли это по манере живописи, по поведению красок. После дол гих исследований в архивах вы яснилось, что дрезденская «Мадонна бургомистра Майе ра» была скопирована в XVII веке по заказу Саксонского курфюрста. Случай далеко не единичный. - А какие загадки из про шлого удалось разгадать рос сийским искусствоведам? - Один из ярких примеров - открытие моим учителем, сот рудником Эрмитажа Юрием Ивановичем Кузнецовым в тамбовском музее картины гол ландского живописца Яна ван Скуроля. Это была «Мадонна» XVI века - образец нидерланд ского Возрождения. Кузнецов не только доказал авторство великого фламандца, но и на шел парную картину. Изна чально был написан домашний диптих: «Мадонна с младен цем» справа, слева - изобра жение заказчика полотна, по клоняющегося святыне. Это произведение можно было сло жить «книжкой» - так задумал художник. Так вот, изображе ние заказчика полотна Юрий Иванович Кузнецов обнаружил в собрании Берлинского музея. - Каким образом уникаль ное полотно фламандца оказа лось в Тамбове? традиционно приписывался Иоганну Батисту Лаппе, заез жему маэстро из Австрии, пи савшему при европейских дво рах - в Варшаве, Петербурге, Вене. Неожиданно в каталогах Русского музея в Санкт-Петер бурге было обнаружено упо минание о портрете Елизаветы Дивовой, на котором с обрат ной стороны красовалась под пись предполагаемого автора - великого русского живописца Левицкого. Расследование по Дивова оказался в Серпухове. Так соединилась эта семейная пара. - Но это задачи в основном для историков. А есть ли загад ки на самих полотнах? - Будете в Музее изобрази тельных искусств имени Пушки на, обязательно обратите вни мание на хорошо знакомые натюрморты фламандской школы. Они очень часто имеют скрытый от наших современни ков глубокий философский - До революции в черно земной и богатой тамбовской губернии в собственных родо вых имениях обитали многие знатные семьи России. Необхо димым атрибутом каждого «дворянского гнезда» счита лась коллекция живописи. Это был предмет гордости хозяев и неплохое вложение капитала. После революции коллекции были частью разграблены, ча стью национализированы и со браны в краеведческом музее Тамбова. Характерная история формирования областных му зеев России, которые, если копнуть, многое могут поведать из истории русской аристокра тии. Например, в серпуховском музее изобразительных ис кусств экспонировался портрет сенатора Дивова, который казало: две картины из дома сенатора Дивова - портреты жены и мужа - разошлись в 1930-х годах по разным музе ям. Одна ушла в ГМИИ имени Пушкина как портрет работы австрийца Антона Графа. Вто рая - в собрание серпуховско го музея - как полотно Иоган на Батиста Лаппе. Интересно, что в большой монографии об Антоне Графе, изданной в Гер мании в 60-е годы, упомина лось: в 1791 году в Дрезден ской академии художеств экс понировалось два портрета супругов Дивовых из России, но портрет жены выставлен в ГМИИ имени Пушкина, а порт рет мужа вероятно погиб в по жаре Москвы 1812 года. Рос сийским искусствоведам уда лось доказать: меняя владель цев и музеи, портрет сенатора смысл. Тогда картины должны были не только радовать глаз, но и воспитывать зрителя. Про изведения голландской школы живописи XVII века - это на глядная иллюстрация протес- танского принципа «Развлекая, поучать». Недаром широкое хождение тогда имели сборни ки символов или эмблем. Все - цветок, парусник, сапог - имели второй, затаенный смысл: фи лософский, морально-назида тельный и даже эротический. Например, изображение курту азного кавалера в обществе милых дам с добавлением ту фель, повернутых в разные сто роны, или откинутого алькова, означало, что действие проис ходит в борделе. Изображение часов, цветов, черепа намека ло на быстротечность всего земного. Корабль в бушующем море символизировал христи анскую церковь, спасающюю человека в бурном потоке зем ных страстей. - Да, нам, пожалуй, сложно разобраться в таких ребусах. А как ориентировались в этих символах наши предки, россий ские ценители живописи? - Поучительный и забавный пример из коллекции нашего музея - картина голландского живописца XVII века Питера де Хооха «Утро молодого чело века». С этим полотном связа на смешная история. Ёго быв ший владелец князь Петр Тру бецкой подарил полотно Алек сандру I, выдав его за портрет молодого Петра Великого во время пребывания в Голландии. Хотя Питер де Хоох умер на несколько десятилетий раньше, чем Петр появился в этих кра ях. Молодой русский аристо крат и даже царь не подозре вали, что живописец на самом деле изобразил утро в борде ле. Об этом говорит ночной горшок под кроватью, туфли, повернутые носками в разные стороны, снятый сапог. Карти на в понимании голландских символистов XVII века носила назидательный характер, по учая зрителя от противного. - Очень часто на картинах фламандских живописцев мож но увидеть полуочищенный ли мон. Это что, тоже символ? Что он означает? - Обманчивость всего суще го: с одной стороны лимон солнечный, а внутри - кислый. Голландские живописцы внуша-' ли зрителю: нельзя доверять внешнему блеску вещей. Кста ти, именно после путешествия по Европе Петр I велел издать книгу эмблем в России. Но в символах путались не только в нашей стране. Например, ти пичная жанровая картина из собрания Лувра. На ней о чем- то спокойно беседуют пре красно одетая девушка, пожи лая дама, галантный кавалер. Эта картина Яна Терборха в XIX веке экспонировалась в Лувре под названием «Роди тельское увещевание». Позже изначальный замысел художни ка был расшифрован с помо щью старинной книги эмблем. Оказалось, родители здесь ни при чем, художник изобразил сцену у сводни... Так что будьте внимательны, учитесь картины читать! Беседовала Ирина ТИМОФЕЕВА. Учредитель и Издатель «Информационно-аналитическоеагентство «Деловойвторник» Издание зарегистрировано ___ Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Рег. ПИ № 77-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам: Генеральный директор Главный редактор Ф.Сизый. В.Симонов. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Мосхва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-й этаж. Телефон для справок: (095) 257-37-92. Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-38-42. Е-таН: у1огтк@ас11.ги «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав на перепечатку и использование материалов тел./факс (095) 257-37-83. «Труд», «Ежедневные новости. Подмосковье» (Московская область), «Советская Белоруссия» (Беларусь), «Европа-Экспресс» (Германия), «Архангельск» (Архангельск), «Комсомолец Каспия» (Астрахань), «Пульс Аксарайска» (Астрахань), «Белгородская правда» (Белгород), «орянский рабочий» (Брянск), «Волгоградская правда» (Волгоград), «На смену!» (Екатеринбург), «Калининградская правда» (Калининград), «Вольная Кубань» (Краснодар), «Курская правда» (Курск), «Красноярский рабочий» (Красноярск), «Липецкая газета» (Липецк), «Нижегородские новости» (Нижний Новгород), «Новая газета» (Новосибирск), «Советская Сибирь» (Новосибирск), «Северная вахта» (Ноябрьск), «Поколение» (Орел), «Конкретная газета» (Озерск), «Вестник-Наша Пенза» (Пенза), «Вечерняя Пермь» (Пермь), «Северный курьер» (Петрозаводск), «Наше время» (Ростов-на-Дону), «Красный Север» (Салехард), «Волжская коммуна» (Самара), «Земское обозрение» (Саратов), «Северный рабочий» (Северодвинск), Ставропольская правда» (Ст «Тамбовская жизнь» (Тамбов), «Тюменская правда» (Тюмень), «Республика Башкортостан» (Уфа), «Челябинский рабочий» (Челябинск), «Забайкальский рабочий» (Чита), «Советский Сахалин» (Южно-Сахалинск), «Якутия» (Якутск). Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.663.991 экз. Цена - бесплатно. таврополь),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz