Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а - 5 июня 2004 г., № 110 (22238) ^ Э с т р а д а Как рождаются песни... Пять лет назад эта очаровательная и энергичная женщина удостоилась лестных — и заслуженных — похвал в Санкт- Петербурге на Всероссийском фестивале “Студенческая весна” . Вот мнение его жюри: на базе Липецкого педагогического университета Марина Чернуха сумела создать настоящую школу эстрадно­ вокального искусства. Тогда н а отборочных тур ах и в заклю чи тельном гала- концерте отлично выступили ныне знакомый всем в нашем городе Антон Тищ енко , А лл а Н икитенко (сейчас она воз­ главляет культурно-досуговый центр данковского Дома куль ­ туры ), уех авш ая затем в Германию И рин а Дмитриева , Анд­ рей Антонов (в настоящ ее врем я — сотрудник Липецкого радиоканала) и теперешний студент Елецкого университета Андрей Панкратов . Впрочем, самой Марине слово “ш кол а” не очень нравит­ ся . Ш кол а — это если есть ж есткое расписание уроков с постоянным количеством учеников , это если у нее общеприз­ нанный руководитель — специгьлист экстра-класса со звани ­ ями -регали ями . Званий у моей героини нет. Хорошо ее зна­ ют лиш ь студенты и коллеги . А в полную меру к а к руково­ дитель “ш колы ” она востребована только дваж ды за год — накануне фестивалей “Осенние дебюты” , где показывают себя первокурсники , и “Студенческая весна” , когда почти в форс­ мажорном реж им е она “подправляет” конкурсантам голоса, ставит песни . К стати , М арина — не режиссер . Она — певи­ ца. И выстраивать броские эффектные мизансцены в прин­ ципе не ее дело. Но она умеет добиться, чтобы студенты в трех-четырминутной композиции воплотили замы сел , зало ­ ж енны й в тексте и мелодии. И вот тут мы подходим к самому ярком у и свежему при ­ меру ее творческой результативности . Н а недавнем город­ ском конкурсе молодых исполнителей “Весенние голоса” сре­ ди солистов победила воспитанница М арины третьекурсни ­ ца ф илф ак а ЛГПУ М аргарита Мозгунова (подчеркну: она — студентка университета педагогического , а не технического , к а к неверно было сказано в заметке о конкурсе на страни­ цах “ЛГ”). Гран-при Рите принесла песня “Навсегда” Симо­ на Осиашвили , взявш его за основу знаменитое адаж ио А ль ­ бинони в аранж и ровке коллеги М арины Виктора Коняш ки - на. Я видел , с как ой исповедальной открытостью Ри та ис­ полнила “монолог” об ожидании любви, о неизбывной н а ­ дежде. А потом — к а к за кули сами , нервно ож и д ая оценки жю ри , мгновенно взорвалась — прямо -таки детским востор­ гом, когда все, наконец , стало ясно. Между тем успеху предшествовало многое. Р и т а два года мечтала выйти на эстраду с песней С. Осиашвили , хотя но­ мер был подготовлен буквально за последнюю до конкурса неделю при счастливом совпадении усилий нашего “трио” — Марины , Виктора и Ри ты . Им очень хотелось, чтобы публи­ к а прониклась песней , поняла , ради чего исполнитель выб­ рал именно ее. ...Мы сидели в тесноватой комнатке , где проходят зан я ­ ти я по вокалу . Я спросил, не нужно ли им помещение по­ больше. Мои собеседники ответили , что главное — не мет­ р аж и не стены . Главное, что университетские талан ты не обделены помощью руководства вуза во главе с ректором Павлом Бугаковым . Достиж ения н а фестивгихях в ЛГПУ по­ ощ ряю тся немалым количеством завидных призов , вплоть до видеокамер . В числе последних приобретений д ля поющих студентов — п ять радиомикрофонов. И еще: лучшие из лучш их , при поддержке городского уп­ р авления культуры , выходят потом на площ адки областно­ го центра , участвуют в конкурсах и праздничных концертах . Т ак , М аргарита Мозгунова и Андрей Антонов пели на гала- представлении в честь 59-го Д ня Победы. Выступала там и сама Марина с песней Игоря Ц илин а о Липецке . А теперь им всем надо готовиться к новому экзам ену на общегород­ ской эстраде — Дню города... Константин ВАСИЛЬЕВ. ФОТО АНАСТАСИИ МЕНЬШИКОВОЙ. Маргарита Мозгунова. ^П р ем ьер а Все выше ивыше клюбви ФОТО АЛЕКСАНДРА КОЗИНА. Очутившись то ли все еще на этом свете, то ли уж е на том, в общем, непонятно где, да еще и в компании ... бра­ тьев Монгольфье, персонажи, по настоятельнейшей просьбе создателей ш ара , отвечают на вопрос, по какой причине ре­ шились отправиться в полет. “Высота” последовавших от­ ветов в действительности ста­ новится исповедальным “по- груженим” в те ситуации про­ шлого, которые и привели не­ задачливых аэронавтов к со­ вместному путеш ествию по небу. И постепенно вы ясня ­ ется, что нам рассказывают историю любви. Нечаянной , случайной, короткой, на одну гостиничную ночь любви ге­ роев, названных в програм­ мке Она (Светлана Кузнецо­ ва) и Он (студент РАТИ-ГИ- ТИСа Борис Комков). Объяс­ нения и Ее, и Его каждое по- своему любопытно. Она тр ак ­ тует все очень п о -ж ен ски : мол, искала идеального муж ­ чину , ради этого и м ен ял а партнеров (р а зум еется , это неправда). Комментарий Его — :п о з а н я т н е е : с л у ч а й н о встретившись с Ней, убедил­ ся , что на его месте должен был быть кто-то иной. А ему занимать чужое место претит, коли любовь дамы предназ­ началась совсем не ему. Чув­ ство дискомфорта оказалось сильнее чувства любви, и он Ее, спящую, покинул. Третий участник полета (в исполне­ нии Хурама Касымова), ранее м им о л е тн о о бщ а вш и й с я с Нею, приставлен к паре влюб­ ленных к ак по причине “про­ изводственной необходимос­ ти” — он Инструктор и управ­ ляет шаром, — т ак и в каче­ стве комического персонажа, “оттеняющего” романтичес­ к и е п е р е ж и в а н и я п е р вы х двух. Надо сказать, вся троица смотрится превосходно. По­ рывистость, нервность герои­ ни С. Кузнецовой и загадоч­ ность, напряж енная задумчи­ вость героя Б . Комкова адек­ ватны “зыбкости” их душев­ ных состояний и зыбкости движущейся по кругу корзи­ ны аэростата. А X. Касымов четко, сочно отыгрывает “лег­ кость в мыслях необыкновен­ ную” Инструктора, человека сугубо земного, пьющего, с твердой (в “физическом” , но­ минальном значении слова) головой , коей не стр аш ны никакие падеЦия и удары. Вновь стремясь покорять новые д л я себя высоты ре­ жиссуры и пластики , Е. Оле­ нина не ограничилась текстом пьесы, введя в спектакль ряд лиц второго плана — ряж е ­ ных, взятых “напрокат” то ли из цирка , то ли с карнавала. Отчего и братья Монгольфье (с т у д е н ты РА ТИ -ГИ ТИ С а Максим Епифанцев и Нико­ лай Билько) превращены чуть ли не в цирковых акробатов. Все Это — логично в грани­ цах причудливого, стргшного действа. Вынужденная оста­ новка героев невесть где, что­ бы при требовательной под­ д ерж ке изобретателей ш ара вновь обрести (пусть д аж е , к а к выясняется, лиш ь на не­ сколько минут) счастье , — носит неприкрыто условный х а р а к т е р . К а р н а в а л ь н ы й “ ко р д е б ал е т ” , тем более с двойниками основных персо­ наж ей , при таком раскладе становится неотъемлемой со­ ставной частью спектакля . Вместе с режиссером ос­ мы сляю т и переосмы сляю т перипетии пьесы художники Ольга Твардовская и Влади­ мир Макушенко. Ирреальные события с участием братьев- французов они оснащ аю т ... круглым батутом. С его по­ мощью на равностороннем помосте Малой сцены вирту­ озно решается своеобразная ■ задача “квадратуры круга” . В сущ ности , пол уч ается , что без прыжков и передвижений на батуте героям просто не­ возможно разобраться в себе. Пьеса и спектакль закан­ чиваются печально. Финал с бессмысленно-локальной аг- “Шар братьев Монгольфье” — оригинальное, “штучное” зрелище. Спектаклем по пьесе Вадима Леванова открылась Малая сцена Липецкого академического театра. Елена Оленина, постановщик “Шара”, на аскетически- стильной площадке сразу же обозначила вектор движения к заоблачным высотам. В прямом и переносном смысле. Три основных персонажа взлетают на аэростате (воздушное гуляние по случаю Дня города). После странной авиакатастрофы происходит своего рода инкарнация, перевоплощение, преображение героев в “других себя” . рессией театр усиливает кино- и телекадрами агрессий всам­ делишных, тотальных. Кадра­ ми, на мой взгляд, излишни­ ми. Но включены они, навер­ ное, для того, чтобы “развер­ нуть” спектакль к реальнос­ ти, показать принципиальную похожесть условной игры и б езу словн ости подлинн о го т р а г и зм а . К с т а т и , в е с ьм а спорным мне представляется определение ж анра “Ш ара” : “сюрреализм в 2-х и 1 /3 дей­ ствиях” . Полноте, да какой же это сюрреализм, или, по Анд­ ре Бретону, “чистый психичес­ кий автоматизм, посредством которого предполагается вы­ разить... действительное фун­ кционирование мысли” , инту­ итивный, алогично-подсозна­ тельный акт? “Ш ар” В. Лева­ нова и Е. Олениной — прозра­ чен, изысканно-внятен, отто­ чен, гармоничен с точки зре­ ния театральной формы. Вся необычность пьесы и режис­ серские добавления к ней еще отнюдь не приводят к резуль­ тату , который наблюдается, допустим, на полотнах Саль­ вадора Д али и л и в р анц и х ф и л ьм а х Л у и с а Б у ню э л я . Впрочем — пусть с жанром разберется сам зритель, в меру своего постижения того, что он увидит на Малой сцене. Константин КЛЮТКИН. ’^ О т шепота до крика ПрощаниесДонКихотом? Многие ли из моего поколения узнают сегодня по фотографии худенького, щуплого человека в венчике редких седых волос и с по-детски беззащитным взглядом из-за толстых стекол в старомодной оправе? Про поколение тридцатилетних я уже не говорю. Мехсду тем Андрей Дмитриевич Сахаров — выдающийся ученый-физик, бескомпромиссный борец за права человека. Да и нынешние реформаторы нечасто вспоминают Сахарова, хотя он и был одним из тех, чья деятельность исподволь готовила крах системы. Впрочем, те из советских диссидентов , кто дож ил до н аш и х дней , реагирую т на п р о и с х о д ящ е е ч ащ е всего одинаково: не з а то боролись, не о том мечтали. Ровно трид­ цать лет назад Андрей Дмит­ риевич Сахаров по просьбе ам ерикан ского ж урн ала со­ ставил свой прогноз развития мира и общества на полвека вперед . П редставьте себе - 1974 год, самый что ни на есть расцвет “эпохи застоя” , к а к сейчас принято называть этот период. К ак же представ­ л я л себе Сахаров “пору пре­ красную”, в которую, к ак он п он им ал , ж и т ь ему уж не придется? Что угадал, в чем ошибся? Интересен данный им пе­ речень явлений , которые мо­ гут свести “на нет” достиже­ ния научно-технического про­ гресса: упадок личной и го­ сударственной морали , рост уголовных тенденций, терро­ ризм , алкоголизм , наркома­ н и я . Согласитесь, большин­ ство из этих явлений было не слишком характерно для того периода истории Страны Со­ в е т о в . З а т о н а З а п а д е — сколько угодно. Впрочем, та­ кое “заим ствование” запад ­ ных пороков вполне вписыва­ ется в сахаровскую “теорию конвергенции” , то есть взгш- мопроникновения капитали ­ стической и социалистичес­ кой формаций. Хотя он, ко ­ нечно, не предполагал, что все произойдет именно так , как это вышло в 1991 году... Но больше всего в прогно­ зах ученого поражает его оп­ тимизм и вера — да, да, в свет­ лое будущее. Ему представля­ лось, что через полвека по­ явятся “рабочие” и “заповед­ ные” территории . Причем в “заповедных” люди восстанав- ливгпот силы , “трудятся рука­ ми и головой, читают книги, р азмыш ляю т . Они живут в палатках или домах, постро­ енных, к а к дома их предков. Они слышат шум горного ру­ ч ья или просто наслаждают­ ся тишиной, красотой дикой природы, лесов, неба и обла­ ков” . К акая дивная утопия! Особенно, если вспомнить, что сегодня настойчиво проталки­ вается закон о продаже “за­ поведных территорий”. Что ж , возможно, Ходорковский или А брамович смогут н а с л аж ­ даться красотой и тишиной. П равда , вряд ли они будут жить в палатках ... В п олн е у г а д а л А н д р ей Дмитриевич и тенденцию го­ р ож ан с ели ть с я в зел ены х пригородах ради здоровья и п олноц енно го о тды ха . Вот только не смог предположить, что в нашей стране это будет по кармгшу лиш ь узкому кру ­ гу “новых русских” . Да и кто тогда мог допустить, что и в XX I в еке многие россияне будут по-прежнему ютиться в “хрущ евках” , затевать суды по разделу ж и лья только по­ тому, что молодым хочется ж и ть отдельно от стариков, а рассчитывать на приобретение собственной квартиры они ни в каком обозримом будущем не могут? Тогда ведь искрен­ не верили , что к двухтысяч­ ному году жилищ н ая пробле­ ма будет полностью решена, что “жилищ ный вопрос” пе­ рестанет портить людей... Б есспорн о , ген и ал ьным было предсказание в середи­ не семидесятых годов созда­ ния всемирной информацион­ ной сети, то есть того самого Интернета, который мы сей­ час имеем. Увы , прекрасно­ душные гении , а именно та­ ким был Андрей Дмитриевич, не допускают мысли, что лю­ бое открытие человек может использовать во зло. А если и допускают, то не хотят в это в е р и т ь . . . Н аверное , можно было спро гно зи ровать , что всемирная сеть без надлежа­ щего кон троля превратится во всемирную “помойку” , в которой можно будет найти и порносайты, и торговлю “ж и ­ вым товаром” , и материалы , р а зж и г аю щ и е м е ж н а ц и о ­ нальную рознь, все, что угод­ но. Но спрогнозировать это можно лиш ь в том случае, если считать человека скоти­ ной . И н т ел л и г ен т н и ко гд а себе подобного не позволит. А Сахаров был интеллиген­ том в полном смысле этого сугубо русского слова и явле­ ния . Конечно, можно возразить, что до окончгшия прогнозиру­ емого срока у нас есть еще два десятилетия. Но кто сегодня поверит, что за это время что- нибудь изменится в лучшую сторону? Что нам, к ак мечтал Сахаров, удастся “преодолеть социально вредные явления и скусственной стим ул яц ии “сверхспроса” , которые сейчас имеют место в развитых стра­ нах” . К ак я догадываюсь, он имел в виду рекламу, которой в Советском Союзе практичес­ ки не было. Ошиблись, Анд­ рей Дмитриевич. Мы эту “ис­ кусственную стимуляцию” в п о л н о й м ер е у “ р а з в и ты х стран” позаимствовали и быс­ трыми темпами превращаем­ ся в общество сплошных по­ требителей. Кто нынче риск­ нет мечтать, что через двадцать лет появится “повозка на ша­ гающих “ногах” , не наруша­ ющих травяного покрова и не требующих асфальтовых до­ рог”? Да у нас этот “травяной покров” вокруг дачных коопе­ ративов превращ ен в такие свалки мусора, какие Сахаро­ ву и в страшном сне приснить­ ся не могли! К акая уж тут по­ возка, какие “ноги” , когда у нас иномарки сплошь и рядом ставят на газоны. И никого, в том числе и ГИБДД, это не волнует. Но мне вот что интересно: почему за минувшие тридцать лет мы совершенно разучи­ лись мечтать? Почему мы те­ перь просто не можем позво­ лить себе такой роскоши? От­ чего мы вдруг превратились в таких циников и пессимис­ тов? Вот ведь были, к ак сей­ час вы раж аю тся , застойные годы” . мрачные ‘холодная жесткий контроль компартии не только над деятельностью человека, но зачастую и над его мыслями . А при всем при том люди мечтали и верили в то, что завтра будет лучше, чем вчера, что на Марсе бу­ дут яблони цвести, что равен­ ство и братство восторжеству­ ют на всей планете. Какой злой гений сумел отнять эту веру и эти мечты? А может, все дело в том, что наш человек не может жить мечтой только о новой иномарке или верить в то, что у него появится в банке свой счет? М ож ет , ему н уж н о , пусть по-донкихотски , меч­ тать о чем-то не столь прак­ тичном? Но на этот счет пре­ зидент вы сказался вполне оп­ ределенно : мол , нам з а в и ­ ральных идей не надо. Шг 1 га- ющая повозка, единение че­ ловека с природой, обуздание потребления - все это, безус­ ловно, завиральные идеи. Как и поголовное переселение в пригородные коттеджи. Есть п е р е с е л е н и е н а м ен ьш ую ж и л п л ощ а д ь в р е зу л ь т а т е коммунальной задолженнос­ ти - это реально . Но тогда ведь и о бщ ен ац и о н а л ь н а я идея, которую сегодня упор­ но пытаются сочинить, тоже неизбежно будет “завираль­ ной” , ибо не вместится в рам­ к и личного благополучия в отдельно взятой квартире или даже коттедже! Человек толь­ ко тогда и становится чело­ веком , ко гд а за эти рам ки вырывается. Будучи ж е оза­ бочен исключительно личньит благополучием , он никогда себя частью нации не ощутит. И не надейтесь! Какую наци­ ональную идею можно “сочи­ ни ть” д л я народа, который разучился мечтать об общем будущем, пусть даже нереаль­ ном, но неизменно вдохнов­ л яю щ ем и в о з выш ен н ом ? Вам, господа правители, нуж ­ на объединяющая идея? Тог­ да отдайте честь безумцу, ко­ торый сумеет навеять челове­ честву сон золотой. В против­ ном же случае все ограничит­ ся объединением приусадеб­ ных участков с садоводчески­ ми товариществами. Елена БРЕДИС. ^Арт-мозаика Ритмы строчек продолжив ритмом линий и красок... ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА. В слове “Отечество” ему слышится не только слово “отец” , но и слово “честь” . Самостоянье человека для него держит­ ся на трех ки тах : любви к Отечеству, памяти и гордости своим родом, вере в божеское начало в нашей душе. Именно поэтому, когда заслуженный художник России, член Меж­ дународной ассоциации искусств — АНАП ЮНЕСКО Виктор Лузанов создает чей-то портрет, он пишет его к а к историю жи зни , к а к повесть о чувствах и мыслях своего героя. То и дело мастеру оказывается тесно в р амках одного запечат­ ленного мгновения, в пространстве одного рисунка или ж и ­ вописного холста. И тогда рождаются серии работ, прони­ занные общим настроением, общей стилистической доминан­ той: “Годы испытаний” , “Семейный альбом” , “Люди села Кореневщино” ... Многое сделал в своей ж и зни Виктор Мефодиевич. И все- таки главное для него была, есть и, скорее всего, останется графическая и живописная Пуш киниана . В этом цикле , к а ­ жется , пересеклось все, что дорого ему в истории России и ее настоящем , благоговейная любовь к Пушкину и привязан ­ ность к липецкой земле, где ж и ли предки поэта, острый ин ­ терес к почти литературным сюжетам, конфликтам и выра­ зительная декоративность , неявно связанная с традицией иконописи, лубка , театрального действа. Начиналось это сравнительно скромной серией работ “Из родословной П уш кин а” . Затем она переросла в масштабный проект “Лип ецкая родословная А.С. Пуш кина” . В нем отзы­ ваются и глубина веков отечественного прошлого, и ж аж да понять , объяснить, показать современникам , к а к , почему Россия обрела П уш кина и чем он остался, остается для нас спустя два с лиш ним века после его появления на свет. По­ истине: ритм пуш кинских строк художник продолжает рит ­ мом линий и красок. Экспозиция “Родословной” , развернутая в канун 205-й годовщины со дня рождения поэта в областном выставоч­ ном зале, — не событие, а явление. И оно, думается, выхо­ дит за пределы сугубо местного, регионального значения , оно достойЦо занять подобающее место в общероссийской хронике по увековечению пам яти о поэте. Ирина ЕГОРОВА. Копите Всердце радость, а необиды в Центральной липецкой городской детской библиотеке прошла встреча писательницы Ларисы Шевченко с ребята­ ми из детских домов № 2 и № 3. Л ариса Яковлевна литератор молодой. Но уже ее дебют­ н ая кни га , выш едш ая в 1999 году, имела большой успех. Представьте себе, что, несмотря на обилие фэнтези, страши­ лок , детективов, сериала о Гарри Поттере, произведение Шев­ ченко д аж е ... ксерокопировали — такой популярностью оно пользовалось. А сегодня на счету этого автора уж е пять книг: “В барбарисовых дж ун глях” , “Уроки на скамейке” , “Прота­ лины ” , “Пробуждение” и “Лестница надежд” . О чем рассказывает Лариса Яковлевна своим читателям? О девочке-сироте, о ее жизни в детских домах, о становлении юной души. А главные мотивы книг — семья. Родина, любовь. Особенную достоверность повествованиям придает то об­ стоятельство , что писательница сама была воспитанницей детского дома и не по рассказам знает о радостях и трудно­ стях такой жи зни . И все ж е к аж д ая страница ее кни г напол­ нена добротой и светом. Т акая ж е светлая атмосфера царила и н а встрече: “Надо всем читать эти книги — тогда и взрослые добрее будут” , — говорили ребята. Пережившие предательство со стороны са­ мых бли зких людей, они не хотят никого предавать, они хотят любви. “Копите в сердце радости, а не обиды” , — этот совет им дает Л ариса Шевченко и подтверждает его своим человеческим и писательским опытом. Софья ВОБЛИКОВА. Дарлипчан Долгие годы ж и л на липецкой земле художник Виталий Миронов. Писал свои картины , учил одаренных детей, воз­ гл авлял липецкую ш колу искусств № 2. Он уш ел от нас совсем недавно, оставив огромное живописное наследие. Липецкий выставочный зал организовал экспозицию работ Миронова в городе Ефремово на Тульщине. С этими местами связана биография художника. После закры тия выставки в стенах местного краеведческого музея двадцать с лишним про­ изведений живописца будут переданы ^ р ем о в ц ам в дар. Какогоцветадуша? Странно: художник пишет пейзаж или натюрморт, а по­ лучается ... автопортрет. Автопортрет не внешний — авто­ портрет души . Именно такие автопортреты видит зритель на , открывш ейся в Чаплыгинском краеведческом музее выстав­ ке В асилия Агафонова. Экспозиция организована Липецким областным выставочным залом. Ж ивопись и акварели Агафонова захватывают свежестью, чистотой, полнозвучностью цвета. Они на зависть непосред­ ственны и вместе с тем тонко философичны , в них пульсиру­ ет мысль о человеке и мире очищенных от житейского сора чувств, о вечных ценностях. Василий Агафонов опытный мастер. Он родился в самой середине прошлого века в селе Истобное Чаплыгинского рай­ она. Сегодня художник на пике зрелости. Его работы часто демонстрируются на республиканских , зональных , област­ ных вы ставк ах , ими заинтересовались коллекционеры не только в России , но и в Америке. П ерсональная экспо зиция А гафонова в Ч аплы гин е — творческий отчет его перед земляками . (Соб. инф.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz