Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а - 5 июня 2004 г., № 110 (22238) ^ Э с т р а д а Как рождаются песни... Пять лет назад эта очаровательная и энергичная женщина удостоилась лестных — и заслуженных — похвал в Санкт- Петербурге на Всероссийском фестивале “Студенческая весна” . Вот мнение его жюри: на базе Липецкого педагогического университета Марина Чернуха сумела создать настоящую школу эстрадно вокального искусства. Тогда н а отборочных тур ах и в заклю чи тельном гала- концерте отлично выступили ныне знакомый всем в нашем городе Антон Тищ енко , А лл а Н икитенко (сейчас она воз главляет культурно-досуговый центр данковского Дома куль туры ), уех авш ая затем в Германию И рин а Дмитриева , Анд рей Антонов (в настоящ ее врем я — сотрудник Липецкого радиоканала) и теперешний студент Елецкого университета Андрей Панкратов . Впрочем, самой Марине слово “ш кол а” не очень нравит ся . Ш кол а — это если есть ж есткое расписание уроков с постоянным количеством учеников , это если у нее общеприз нанный руководитель — специгьлист экстра-класса со звани ями -регали ями . Званий у моей героини нет. Хорошо ее зна ют лиш ь студенты и коллеги . А в полную меру к а к руково дитель “ш колы ” она востребована только дваж ды за год — накануне фестивалей “Осенние дебюты” , где показывают себя первокурсники , и “Студенческая весна” , когда почти в форс мажорном реж им е она “подправляет” конкурсантам голоса, ставит песни . К стати , М арина — не режиссер . Она — певи ца. И выстраивать броские эффектные мизансцены в прин ципе не ее дело. Но она умеет добиться, чтобы студенты в трех-четырминутной композиции воплотили замы сел , зало ж енны й в тексте и мелодии. И вот тут мы подходим к самому ярком у и свежему при меру ее творческой результативности . Н а недавнем город ском конкурсе молодых исполнителей “Весенние голоса” сре ди солистов победила воспитанница М арины третьекурсни ца ф илф ак а ЛГПУ М аргарита Мозгунова (подчеркну: она — студентка университета педагогического , а не технического , к а к неверно было сказано в заметке о конкурсе на страни цах “ЛГ”). Гран-при Рите принесла песня “Навсегда” Симо на Осиашвили , взявш его за основу знаменитое адаж ио А ль бинони в аранж и ровке коллеги М арины Виктора Коняш ки - на. Я видел , с как ой исповедальной открытостью Ри та ис полнила “монолог” об ожидании любви, о неизбывной н а дежде. А потом — к а к за кули сами , нервно ож и д ая оценки жю ри , мгновенно взорвалась — прямо -таки детским востор гом, когда все, наконец , стало ясно. Между тем успеху предшествовало многое. Р и т а два года мечтала выйти на эстраду с песней С. Осиашвили , хотя но мер был подготовлен буквально за последнюю до конкурса неделю при счастливом совпадении усилий нашего “трио” — Марины , Виктора и Ри ты . Им очень хотелось, чтобы публи к а прониклась песней , поняла , ради чего исполнитель выб рал именно ее. ...Мы сидели в тесноватой комнатке , где проходят зан я ти я по вокалу . Я спросил, не нужно ли им помещение по больше. Мои собеседники ответили , что главное — не мет р аж и не стены . Главное, что университетские талан ты не обделены помощью руководства вуза во главе с ректором Павлом Бугаковым . Достиж ения н а фестивгихях в ЛГПУ по ощ ряю тся немалым количеством завидных призов , вплоть до видеокамер . В числе последних приобретений д ля поющих студентов — п ять радиомикрофонов. И еще: лучшие из лучш их , при поддержке городского уп р авления культуры , выходят потом на площ адки областно го центра , участвуют в конкурсах и праздничных концертах . Т ак , М аргарита Мозгунова и Андрей Антонов пели на гала- представлении в честь 59-го Д ня Победы. Выступала там и сама Марина с песней Игоря Ц илин а о Липецке . А теперь им всем надо готовиться к новому экзам ену на общегород ской эстраде — Дню города... Константин ВАСИЛЬЕВ. ФОТО АНАСТАСИИ МЕНЬШИКОВОЙ. Маргарита Мозгунова. ^П р ем ьер а Все выше ивыше клюбви ФОТО АЛЕКСАНДРА КОЗИНА. Очутившись то ли все еще на этом свете, то ли уж е на том, в общем, непонятно где, да еще и в компании ... бра тьев Монгольфье, персонажи, по настоятельнейшей просьбе создателей ш ара , отвечают на вопрос, по какой причине ре шились отправиться в полет. “Высота” последовавших от ветов в действительности ста новится исповедальным “по- груженим” в те ситуации про шлого, которые и привели не задачливых аэронавтов к со вместному путеш ествию по небу. И постепенно вы ясня ется, что нам рассказывают историю любви. Нечаянной , случайной, короткой, на одну гостиничную ночь любви ге роев, названных в програм мке Она (Светлана Кузнецо ва) и Он (студент РАТИ-ГИ- ТИСа Борис Комков). Объяс нения и Ее, и Его каждое по- своему любопытно. Она тр ак тует все очень п о -ж ен ски : мол, искала идеального муж чину , ради этого и м ен ял а партнеров (р а зум еется , это неправда). Комментарий Его — :п о з а н я т н е е : с л у ч а й н о встретившись с Ней, убедил ся , что на его месте должен был быть кто-то иной. А ему занимать чужое место претит, коли любовь дамы предназ началась совсем не ему. Чув ство дискомфорта оказалось сильнее чувства любви, и он Ее, спящую, покинул. Третий участник полета (в исполне нии Хурама Касымова), ранее м им о л е тн о о бщ а вш и й с я с Нею, приставлен к паре влюб ленных к ак по причине “про изводственной необходимос ти” — он Инструктор и управ ляет шаром, — т ак и в каче стве комического персонажа, “оттеняющего” романтичес к и е п е р е ж и в а н и я п е р вы х двух. Надо сказать, вся троица смотрится превосходно. По рывистость, нервность герои ни С. Кузнецовой и загадоч ность, напряж енная задумчи вость героя Б . Комкова адек ватны “зыбкости” их душев ных состояний и зыбкости движущейся по кругу корзи ны аэростата. А X. Касымов четко, сочно отыгрывает “лег кость в мыслях необыкновен ную” Инструктора, человека сугубо земного, пьющего, с твердой (в “физическом” , но минальном значении слова) головой , коей не стр аш ны никакие падеЦия и удары. Вновь стремясь покорять новые д л я себя высоты ре жиссуры и пластики , Е. Оле нина не ограничилась текстом пьесы, введя в спектакль ряд лиц второго плана — ряж е ных, взятых “напрокат” то ли из цирка , то ли с карнавала. Отчего и братья Монгольфье (с т у д е н ты РА ТИ -ГИ ТИ С а Максим Епифанцев и Нико лай Билько) превращены чуть ли не в цирковых акробатов. Все Это — логично в грани цах причудливого, стргшного действа. Вынужденная оста новка героев невесть где, что бы при требовательной под д ерж ке изобретателей ш ара вновь обрести (пусть д аж е , к а к выясняется, лиш ь на не сколько минут) счастье , — носит неприкрыто условный х а р а к т е р . К а р н а в а л ь н ы й “ ко р д е б ал е т ” , тем более с двойниками основных персо наж ей , при таком раскладе становится неотъемлемой со ставной частью спектакля . Вместе с режиссером ос мы сляю т и переосмы сляю т перипетии пьесы художники Ольга Твардовская и Влади мир Макушенко. Ирреальные события с участием братьев- французов они оснащ аю т ... круглым батутом. С его по мощью на равностороннем помосте Малой сцены вирту озно решается своеобразная ■ задача “квадратуры круга” . В сущ ности , пол уч ается , что без прыжков и передвижений на батуте героям просто не возможно разобраться в себе. Пьеса и спектакль закан чиваются печально. Финал с бессмысленно-локальной аг- “Шар братьев Монгольфье” — оригинальное, “штучное” зрелище. Спектаклем по пьесе Вадима Леванова открылась Малая сцена Липецкого академического театра. Елена Оленина, постановщик “Шара”, на аскетически- стильной площадке сразу же обозначила вектор движения к заоблачным высотам. В прямом и переносном смысле. Три основных персонажа взлетают на аэростате (воздушное гуляние по случаю Дня города). После странной авиакатастрофы происходит своего рода инкарнация, перевоплощение, преображение героев в “других себя” . рессией театр усиливает кино- и телекадрами агрессий всам делишных, тотальных. Кадра ми, на мой взгляд, излишни ми. Но включены они, навер ное, для того, чтобы “развер нуть” спектакль к реальнос ти, показать принципиальную похожесть условной игры и б езу словн ости подлинн о го т р а г и зм а . К с т а т и , в е с ьм а спорным мне представляется определение ж анра “Ш ара” : “сюрреализм в 2-х и 1 /3 дей ствиях” . Полноте, да какой же это сюрреализм, или, по Анд ре Бретону, “чистый психичес кий автоматизм, посредством которого предполагается вы разить... действительное фун кционирование мысли” , инту итивный, алогично-подсозна тельный акт? “Ш ар” В. Лева нова и Е. Олениной — прозра чен, изысканно-внятен, отто чен, гармоничен с точки зре ния театральной формы. Вся необычность пьесы и режис серские добавления к ней еще отнюдь не приводят к резуль тату , который наблюдается, допустим, на полотнах Саль вадора Д али и л и в р анц и х ф и л ьм а х Л у и с а Б у ню э л я . Впрочем — пусть с жанром разберется сам зритель, в меру своего постижения того, что он увидит на Малой сцене. Константин КЛЮТКИН. ’^ О т шепота до крика ПрощаниесДонКихотом? Многие ли из моего поколения узнают сегодня по фотографии худенького, щуплого человека в венчике редких седых волос и с по-детски беззащитным взглядом из-за толстых стекол в старомодной оправе? Про поколение тридцатилетних я уже не говорю. Мехсду тем Андрей Дмитриевич Сахаров — выдающийся ученый-физик, бескомпромиссный борец за права человека. Да и нынешние реформаторы нечасто вспоминают Сахарова, хотя он и был одним из тех, чья деятельность исподволь готовила крах системы. Впрочем, те из советских диссидентов , кто дож ил до н аш и х дней , реагирую т на п р о и с х о д ящ е е ч ащ е всего одинаково: не з а то боролись, не о том мечтали. Ровно трид цать лет назад Андрей Дмит риевич Сахаров по просьбе ам ерикан ского ж урн ала со ставил свой прогноз развития мира и общества на полвека вперед . П редставьте себе - 1974 год, самый что ни на есть расцвет “эпохи застоя” , к а к сейчас принято называть этот период. К ак же представ л я л себе Сахаров “пору пре красную”, в которую, к ак он п он им ал , ж и т ь ему уж не придется? Что угадал, в чем ошибся? Интересен данный им пе речень явлений , которые мо гут свести “на нет” достиже ния научно-технического про гресса: упадок личной и го сударственной морали , рост уголовных тенденций, терро ризм , алкоголизм , наркома н и я . Согласитесь, большин ство из этих явлений было не слишком характерно для того периода истории Страны Со в е т о в . З а т о н а З а п а д е — сколько угодно. Впрочем, та кое “заим ствование” запад ных пороков вполне вписыва ется в сахаровскую “теорию конвергенции” , то есть взгш- мопроникновения капитали стической и социалистичес кой формаций. Хотя он, ко нечно, не предполагал, что все произойдет именно так , как это вышло в 1991 году... Но больше всего в прогно зах ученого поражает его оп тимизм и вера — да, да, в свет лое будущее. Ему представля лось, что через полвека по явятся “рабочие” и “заповед ные” территории . Причем в “заповедных” люди восстанав- ливгпот силы , “трудятся рука ми и головой, читают книги, р азмыш ляю т . Они живут в палатках или домах, постро енных, к а к дома их предков. Они слышат шум горного ру ч ья или просто наслаждают ся тишиной, красотой дикой природы, лесов, неба и обла ков” . К акая дивная утопия! Особенно, если вспомнить, что сегодня настойчиво проталки вается закон о продаже “за поведных территорий”. Что ж , возможно, Ходорковский или А брамович смогут н а с л аж даться красотой и тишиной. П равда , вряд ли они будут жить в палатках ... В п олн е у г а д а л А н д р ей Дмитриевич и тенденцию го р ож ан с ели ть с я в зел ены х пригородах ради здоровья и п олноц енно го о тды ха . Вот только не смог предположить, что в нашей стране это будет по кармгшу лиш ь узкому кру гу “новых русских” . Да и кто тогда мог допустить, что и в XX I в еке многие россияне будут по-прежнему ютиться в “хрущ евках” , затевать суды по разделу ж и лья только по тому, что молодым хочется ж и ть отдельно от стариков, а рассчитывать на приобретение собственной квартиры они ни в каком обозримом будущем не могут? Тогда ведь искрен не верили , что к двухтысяч ному году жилищ н ая пробле ма будет полностью решена, что “жилищ ный вопрос” пе рестанет портить людей... Б есспорн о , ген и ал ьным было предсказание в середи не семидесятых годов созда ния всемирной информацион ной сети, то есть того самого Интернета, который мы сей час имеем. Увы , прекрасно душные гении , а именно та ким был Андрей Дмитриевич, не допускают мысли, что лю бое открытие человек может использовать во зло. А если и допускают, то не хотят в это в е р и т ь . . . Н аверное , можно было спро гно зи ровать , что всемирная сеть без надлежа щего кон троля превратится во всемирную “помойку” , в которой можно будет найти и порносайты, и торговлю “ж и вым товаром” , и материалы , р а зж и г аю щ и е м е ж н а ц и о нальную рознь, все, что угод но. Но спрогнозировать это можно лиш ь в том случае, если считать человека скоти ной . И н т ел л и г ен т н и ко гд а себе подобного не позволит. А Сахаров был интеллиген том в полном смысле этого сугубо русского слова и явле ния . Конечно, можно возразить, что до окончгшия прогнозиру емого срока у нас есть еще два десятилетия. Но кто сегодня поверит, что за это время что- нибудь изменится в лучшую сторону? Что нам, к ак мечтал Сахаров, удастся “преодолеть социально вредные явления и скусственной стим ул яц ии “сверхспроса” , которые сейчас имеют место в развитых стра нах” . К ак я догадываюсь, он имел в виду рекламу, которой в Советском Союзе практичес ки не было. Ошиблись, Анд рей Дмитриевич. Мы эту “ис кусственную стимуляцию” в п о л н о й м ер е у “ р а з в и ты х стран” позаимствовали и быс трыми темпами превращаем ся в общество сплошных по требителей. Кто нынче риск нет мечтать, что через двадцать лет появится “повозка на ша гающих “ногах” , не наруша ющих травяного покрова и не требующих асфальтовых до рог”? Да у нас этот “травяной покров” вокруг дачных коопе ративов превращ ен в такие свалки мусора, какие Сахаро ву и в страшном сне приснить ся не могли! К акая уж тут по возка, какие “ноги” , когда у нас иномарки сплошь и рядом ставят на газоны. И никого, в том числе и ГИБДД, это не волнует. Но мне вот что интересно: почему за минувшие тридцать лет мы совершенно разучи лись мечтать? Почему мы те перь просто не можем позво лить себе такой роскоши? От чего мы вдруг превратились в таких циников и пессимис тов? Вот ведь были, к ак сей час вы раж аю тся , застойные годы” . мрачные ‘холодная жесткий контроль компартии не только над деятельностью человека, но зачастую и над его мыслями . А при всем при том люди мечтали и верили в то, что завтра будет лучше, чем вчера, что на Марсе бу дут яблони цвести, что равен ство и братство восторжеству ют на всей планете. Какой злой гений сумел отнять эту веру и эти мечты? А может, все дело в том, что наш человек не может жить мечтой только о новой иномарке или верить в то, что у него появится в банке свой счет? М ож ет , ему н уж н о , пусть по-донкихотски , меч тать о чем-то не столь прак тичном? Но на этот счет пре зидент вы сказался вполне оп ределенно : мол , нам з а в и ральных идей не надо. Шг 1 га- ющая повозка, единение че ловека с природой, обуздание потребления - все это, безус ловно, завиральные идеи. Как и поголовное переселение в пригородные коттеджи. Есть п е р е с е л е н и е н а м ен ьш ую ж и л п л ощ а д ь в р е зу л ь т а т е коммунальной задолженнос ти - это реально . Но тогда ведь и о бщ ен ац и о н а л ь н а я идея, которую сегодня упор но пытаются сочинить, тоже неизбежно будет “завираль ной” , ибо не вместится в рам к и личного благополучия в отдельно взятой квартире или даже коттедже! Человек толь ко тогда и становится чело веком , ко гд а за эти рам ки вырывается. Будучи ж е оза бочен исключительно личньит благополучием , он никогда себя частью нации не ощутит. И не надейтесь! Какую наци ональную идею можно “сочи ни ть” д л я народа, который разучился мечтать об общем будущем, пусть даже нереаль ном, но неизменно вдохнов л яю щ ем и в о з выш ен н ом ? Вам, господа правители, нуж на объединяющая идея? Тог да отдайте честь безумцу, ко торый сумеет навеять челове честву сон золотой. В против ном же случае все ограничит ся объединением приусадеб ных участков с садоводчески ми товариществами. Елена БРЕДИС. ^Арт-мозаика Ритмы строчек продолжив ритмом линий и красок... ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА. В слове “Отечество” ему слышится не только слово “отец” , но и слово “честь” . Самостоянье человека для него держит ся на трех ки тах : любви к Отечеству, памяти и гордости своим родом, вере в божеское начало в нашей душе. Именно поэтому, когда заслуженный художник России, член Меж дународной ассоциации искусств — АНАП ЮНЕСКО Виктор Лузанов создает чей-то портрет, он пишет его к а к историю жи зни , к а к повесть о чувствах и мыслях своего героя. То и дело мастеру оказывается тесно в р амках одного запечат ленного мгновения, в пространстве одного рисунка или ж и вописного холста. И тогда рождаются серии работ, прони занные общим настроением, общей стилистической доминан той: “Годы испытаний” , “Семейный альбом” , “Люди села Кореневщино” ... Многое сделал в своей ж и зни Виктор Мефодиевич. И все- таки главное для него была, есть и, скорее всего, останется графическая и живописная Пуш киниана . В этом цикле , к а жется , пересеклось все, что дорого ему в истории России и ее настоящем , благоговейная любовь к Пушкину и привязан ность к липецкой земле, где ж и ли предки поэта, острый ин терес к почти литературным сюжетам, конфликтам и выра зительная декоративность , неявно связанная с традицией иконописи, лубка , театрального действа. Начиналось это сравнительно скромной серией работ “Из родословной П уш кин а” . Затем она переросла в масштабный проект “Лип ецкая родословная А.С. Пуш кина” . В нем отзы ваются и глубина веков отечественного прошлого, и ж аж да понять , объяснить, показать современникам , к а к , почему Россия обрела П уш кина и чем он остался, остается для нас спустя два с лиш ним века после его появления на свет. По истине: ритм пуш кинских строк художник продолжает рит мом линий и красок. Экспозиция “Родословной” , развернутая в канун 205-й годовщины со дня рождения поэта в областном выставоч ном зале, — не событие, а явление. И оно, думается, выхо дит за пределы сугубо местного, регионального значения , оно достойЦо занять подобающее место в общероссийской хронике по увековечению пам яти о поэте. Ирина ЕГОРОВА. Копите Всердце радость, а необиды в Центральной липецкой городской детской библиотеке прошла встреча писательницы Ларисы Шевченко с ребята ми из детских домов № 2 и № 3. Л ариса Яковлевна литератор молодой. Но уже ее дебют н ая кни га , выш едш ая в 1999 году, имела большой успех. Представьте себе, что, несмотря на обилие фэнтези, страши лок , детективов, сериала о Гарри Поттере, произведение Шев ченко д аж е ... ксерокопировали — такой популярностью оно пользовалось. А сегодня на счету этого автора уж е пять книг: “В барбарисовых дж ун глях” , “Уроки на скамейке” , “Прота лины ” , “Пробуждение” и “Лестница надежд” . О чем рассказывает Лариса Яковлевна своим читателям? О девочке-сироте, о ее жизни в детских домах, о становлении юной души. А главные мотивы книг — семья. Родина, любовь. Особенную достоверность повествованиям придает то об стоятельство , что писательница сама была воспитанницей детского дома и не по рассказам знает о радостях и трудно стях такой жи зни . И все ж е к аж д ая страница ее кни г напол нена добротой и светом. Т акая ж е светлая атмосфера царила и н а встрече: “Надо всем читать эти книги — тогда и взрослые добрее будут” , — говорили ребята. Пережившие предательство со стороны са мых бли зких людей, они не хотят никого предавать, они хотят любви. “Копите в сердце радости, а не обиды” , — этот совет им дает Л ариса Шевченко и подтверждает его своим человеческим и писательским опытом. Софья ВОБЛИКОВА. Дарлипчан Долгие годы ж и л на липецкой земле художник Виталий Миронов. Писал свои картины , учил одаренных детей, воз гл авлял липецкую ш колу искусств № 2. Он уш ел от нас совсем недавно, оставив огромное живописное наследие. Липецкий выставочный зал организовал экспозицию работ Миронова в городе Ефремово на Тульщине. С этими местами связана биография художника. После закры тия выставки в стенах местного краеведческого музея двадцать с лишним про изведений живописца будут переданы ^ р ем о в ц ам в дар. Какогоцветадуша? Странно: художник пишет пейзаж или натюрморт, а по лучается ... автопортрет. Автопортрет не внешний — авто портрет души . Именно такие автопортреты видит зритель на , открывш ейся в Чаплыгинском краеведческом музее выстав ке В асилия Агафонова. Экспозиция организована Липецким областным выставочным залом. Ж ивопись и акварели Агафонова захватывают свежестью, чистотой, полнозвучностью цвета. Они на зависть непосред ственны и вместе с тем тонко философичны , в них пульсиру ет мысль о человеке и мире очищенных от житейского сора чувств, о вечных ценностях. Василий Агафонов опытный мастер. Он родился в самой середине прошлого века в селе Истобное Чаплыгинского рай она. Сегодня художник на пике зрелости. Его работы часто демонстрируются на республиканских , зональных , област ных вы ставк ах , ими заинтересовались коллекционеры не только в России , но и в Америке. П ерсональная экспо зиция А гафонова в Ч аплы гин е — творческий отчет его перед земляками . (Соб. инф.)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz