Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

5 июня 2004 г., № 110 (22238) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а ^Подношение поэту 'Заметки о читателях и нечитателях Мы живем на прародине Пушкина... ‘ ‘ Д э Й Т б М Н 6 Адольф БЕЛЯЕВ Дубы с холма. Где в гремучие грозы Кустарник вставал на дыбы, Б кольчугах из блещущей бронзы Медлительно сходят дубы... Навстречу им тучи. Как орды. Несутся, клубясь все черней. Оскалив лиловые морды Своих долгогривых коней. Дубы же Под вихрем резким Идут, горизонт заградя... О грудь их ломаются с треском Татарские стрелы дождя. Пусть их наконечники злобно Срывают с кольчуг чешую — Дубы, исполинам подобно. Идут в нерушимом строю. Дубы одолеют ненастье И, в ножны задвинув мечи. Вернутся в распахнутых настежь Кафтанах зеленой парчи. Сгибаясь девическим станом. Березки их выйдут встречать, — Уже не мечам неустанным, А песням старинным звучать. И месяц. Веселью в угоду. Им всем поднесет По душе Хмельного июльского меду В своем золоченом ковше. Светлана МЕКШЕН Пушкинскаяречь в какой еще из поднебесных встреч возможно разглядеть лицо друг друга и донести, не расплескав, до слуха живительную пушкинскую речь.... Дубравы снова сбросят тяжесть с плеч, дыхания замедлят ветры странствий в тот миг, когда над всем живым пространством взойдет, как солнце, пушкинская речь: все сущее значением облечь, возвышенным страстям служить без срока, прозрением мятежного пророка к свободе звать, сердца глаголом жечь! Даст Бог, не осквернит позора меч разноплеменную святыню братства — защитой вековой от святотатства да не погаснет пушкинская речь. Июнь 1979, Пушкинские Горы Галина ГРИГОРЕНКО Рожденье Пушкина Верна ему всемилостью природа И, как на Пасху, как в ГГобёдный мдй. Приветствует его при всем народе, !,1 Высоким солнцем, щедрым через край. И он сумел благословить Россию Веселым блеском вечной новизны. Прибавил — в меру — неба Абиссинии Для отраженья русской глубины... И вдруг увижу в жарком плеске солнца. Нет, не ослепнув, а прозрев на миг. Горячего до бронзы копьеносца. Бегущего сразить врагов моих. 18.05.04, г. Чаплыгин. Татьяна ЛАПИНА в чистоте редеющих берез, В тишине нетронутых аллей Надышаться родиной своей. Окунуться в белый омут грез. Позабыть про важные дела. Не спешить, остановить часы. Заглядеться каплями росы. Что на листья янтарем легла. Помечтать, подумать, помолчать. Заблудиться... Не найти следов! В чистоте березовых рядов Снова верить в лучшее начать. Г. Елец. Светлана АКСЕНОВА Емудано.. Давно ли вы читали Пушкина? Или недавно вытирали пыль С его томов под цвет любимой мебели?.. Как неуместно быть старообрядкой И тем смешить не знающих нужды Умы и души, править совершенством Словесности всепостижимой. Но все ж- прошу дать лишь себе ответ... Есть много, кто достоин поклоненья. Пленив проникновенностию слов. Их стройностью простой, объявших плоть Событий, поглощаемых теченьем Времен, беспамятством предвзятым. Невежества услугою... Но есть Один — кто Пушкин — средь немногих. Кому дано пред миром не солгать.- г. Чаплыгин. Анатолий ШЕСТОПАЛОВ УЧернойречки Нет, не назло, а вопреки Судьбе — прекрасное виденье: Ах, Натали!- Ах, Натали!- От выстрела — и до любви. От ревности — и до рожденья... Над лошадьми взметнулась плеть. Летят в снегу два экипажа-. Но не проснулась еще смерть В двух пистолетах от Лепажа. Темнеет облачный навес... И, принимая все на веру. Шагнули Пушкин и Дантес, На двадцати шагах, к барьеру. ..А ветер кудри развивал... (Ни до чего теперь нет дела!) И — тишина, как тетива. Натянутая до предела. Секунда... две... Какая боль/.. Ударил гром над Черной речкой!- ..Но ставят люди в храмах свечки Во славу жизни — за любовь. Г. Липецк. Леонид РОГОЖНИКОВ Пушкининарод Не надобно заигрывать с народом. Из-под бровей взглянув, он отличит. Что из себя ты корчишь мимоходом И что ты есть без масок и личин. Когда насквозь его светились ребра. Твердили лжепророки столько раз: Куда ему до неба. Боже добрый. Когда в земле он по уши увяз. Но он желал певцу служить хоть чем-то. Не дрогнув от нападок и угроз. На самый первый памятник поэту Он свой последний гривенник принес!.. Народу не зальешь елеем ухо. Он издали еще почует чин: И отличит, кто сын его по духу, И кто-то духу — просто сукин сын. Г. Грязи. Леонид ШИРНИН Обетов Любви — не нарушу. Предать твое имя невмочь, А ты — пожалей мою душу. Жестоких разлук не пророчь! Я ждал тебя верно и долго. Весну твою в сердце храня. Когда на седые осколки Печаль разрывала меня!- Выла глубока, необъятна И неумолима тоска... ... А в бездны вселенского ада Тебя уносили века.- И падал я в лютую небыль. Венчался с отравой-травой, И тлело безмолвное небо Над звездной моей головой. И Время покорно молчало. Послушное воле Творца. И не было Жизни начала, И не было Смерти конца... Прошел я сквозь мглы и могилы, Я высветил омуты зла. Когда ты в плену антимира Заложницей мрака была. Я спас и пронес твою душу Сквозь Время и мертвую ночь... ... Я клятвы Любви не нарушу, А ты мне — разлук не пророчь!.. г. Липецк. Ольга ДЬЯКОВА Вячеслав СИДОРОВ Отгоревала зорька за дорогой. Отполыхали росами луга. В туманной дымке. Выгнувшись полого, О чем-то шепчут сонно берега. И ходит Месяц в родниковых кручах. Лишив притихшую округу, сна. И держит на. ладонях звездный лучик Пришедшая к березам тишина. Чиста земля, среди невзгод и брани, В красе своей и помыслах своих. Любая боль со временем сгорает, В любой тревоге — сокровенный миг... И оттого, как стелются туманы. Как зори светлой памятью трубят, Я всей душой своею неустанно Живу тобой и верую в тебя. С. Павловка Добринского района. Алла ЛИНЕВА Родина Ксоснам Готов художник ко всему. Куда идёт — не знает. И только Богу одному Всего себя вверяет. Он не живёт, но им живут, И рвут его, и жалят. Минутной слабости ли ждут. На краткий миг восславят. Большое тяжело нести, “Тесны врата повсюду". В руках у встреченных в пути Стеклянные сосуды. Он мир обрушил на себя И оттолкнул блаженства. Но не простит ему судьба Его же совершенства. Окна выходят на север. Ветры свирепо свистят. Не запирали здесь двери Лет тому двадцать назад. Меркнет вдали поневоле Солнца прозрачный янтарь. Стелет позёмкою поле Колкий, косматый январь. Словно в открытое море Брошу уверенный взгляд. Звуки небесного хора Над куполами летят. Звонницы русских селений — К жизни зовущий набат. С тенью своей время сверил Кедр — одинокий солдат. Тени чужие ложатся. Время их скоро сотрет. И я могла бы поклясться — Кедр до небес достаёт. Цепкий, пронзительный холод-. На колокольне звонарь Времени чувствует голод. Ну же, сильнее ударь! Ещё немного — и заплачу. Совсем как карточный игрок, ■Что проиграл жену и дачу И сей курьёз не счёл за рок. Пришла пора любить красивых. Жестоких, дерзких, молодых. Жаль, больше я любить не в силах Всё отобрал желанный стих. Когда-то Пушкин ставил на кон. Как душу, рукопись свою. Оденусь в чёрное, как дьякон. Но отыграюсь — полюблю. Матушкой, сестренкой иль подругой Я не знаю, как тебя назвать? Ветер в стекла ломится упруго: — У тебя же есть родная мать! А душа поет свирелью тонкой. Хоть и в полночь разыгралась вьюга: — У тебя же есть уже сестренка, У тебя же есть уже подруга. С белыми рассветами, с морозами, С неподкупной нежностью берез. Русая, разутая, курносая. Кто ж ты мне, любимая до слез? Женя ОВСЯННИКОВА г. Москва. Анатолий ПАРПАРА Старикисад Зачем старик выхаживает сад? Нет у него детей и нет Внучат. И смерчами невиданной войны Все близкие навеки сметены. И страшно посмотреть ему назад... Зачем старик выхаживает сад? Прошли года, и на клочке земли Деревья благодарно расцвели. Прошли года, и стал стекаться люд. Цветеньем жизни увенчался труд. И крики детворы в саду звенят, И полон птиц и благовоний сад. Но в недрах зла опять клубилась мгла. И, вырвавшись, страну заволокла. И вихрь промчал, и вырвал с корнем сад. И — нет людей... Лишь пепелища чад. И как тавро проклятия луна На серый небосвод занесена. Но неожиданно, как луч, возник С лопатою седой, как лунь, старик. Все осмотрел и, не жалея сил. Он ямы заровнял, бурьяны срыл. Деревья насадил за рядом ряд... Зачем старик выхаживает сад? Не всуе ли вопрос? И мне ль не знать: Войне — сжигать, а старику — сажать! Два антипода вечных: смерть и жизнь. Каков ты сам — той стороны держись. Но старость впереди. Я жду внучат. И мне пора выхаживать свой сад. Славянам Русские сосны, печальные сосны. Времени вечный портрет. Русские зимы и русские весны. Каждой — полтысячи лет. Время несется. Свидетели смены Многих событий и дат. Вы все стоите, великие стены. Стройными соснами — в ряд. К Богу — сухие и длинные руки. Хвойные пальцы ветвей. Сколько вы прячете боли и муки В вечной молитве своей! Ветры вас гнули, и бури ломали. Молнии били и жгли. В вас утешенье и веру искали Дети родимой земли. Светлые лета и зимы морозны. Время неистово — пусть. Гордые люди, печальные сосны. Горькая русская грусть-. 8 ноября 2003 года. Сергей ПАНЮШКИН Уверен, он — не Дон-Жуан. Ведь не пошляк, чтоб волочиться. Влюблялся? Да! — святой роман Легко повсюду мог случиться. Мужчины — все смешной народ — Эгоистичны и ревнивы. И он — химеры сей оплот. Хоть и страдал на оной ниве. Молва досужая постель Толпе бросала, как взрывчатку-. Он не был вызван на дуэль — Сам пошлякам бросал перчатку. Порочным льстило: “Он — как я!" Что ж, оправданью рады — мните-. А у него любовь своя. Я сам такой же. Извините. Который год вбивают клин меж нами: Свидетели — прошедшие века. Но, к счастью, мы хранимы небесами, И Рим не перессорил нас пока. Славяне мы! Нам страх в бою неведом. Но в мирной жизни мягкость в нас вошла. И нет числа одержанным победам. Как неудачам нашим нет конца. Спасает нас природная смекалка. Но губят нас раздоры и вино. Пусть будут нам уроком горьким Калка И символом борьбы — Бородино. Но в генах наших все: при Грюнвальде сраженье И Косово, и Белая гора. Единый организм, мы все в движенье — И в сторону беды, и в сторону добра. Все нас роднит: прозренья, заблужденья, И страшный, как фашизм, жестокий час. Пусть разведут на время убежденья. Но кровь опять объединяет нас. Свой путь земной века проходим честно, К самим себе придирчиво строги. Обнимемся, друзья' И да исчезнут И Божьи, и славянские враги! А4г 4г Не смейтесь над бедой земли чужой — Своя беда уже не за горами. Сердца иных не отягчайте лжой — Она вернется теми же путями. Не унижайте слезы матерей — Зальетесь сами горькими слезами. В несчастье кто — спешите поскорей, И счастье, как дитя, пойдет за вами. Не предавайте молодых затей. Ни друга, ни страны не предавайте. Что не желаете душе своей. Чужой душе вовеки не желайте. Когда жразлад в сознанье просквозит, И дьявол слух заденет словесами. Иуда, и Пилат, и Вечный Жид Пускай появятся перед глазами. И пусть урок их жизни будет впрок И сможет излечить других пороки-. Хотя не впрок нам праведный урок — Не любит человечество уроки. Не смейтесь над бедой земли чужой — Своя беда уже не за горами. Сердца иных не отягчайте лжой — Она вернется теми же путями. Г. Москва. инциклопедию!” Они любят «книгу Жюльверна», читают “датективы”, требуют “выдавать книги надом, которые щас неразрешают довать”, уверены, что “Мастера и Маргариту” написал Пастернак, а на необитаемом острове жил Робинзон Круза, интересуются “7 чюдесами света” , “боевыми искувствами” и даже “инциклопедиями” . Все эти перлы выбрали из анкет социологического опроса подростков сотрудники инновационно-методического отдела областной юношеской библиотеки. Поистине: комментарии излишни... З н а к о м а я у ч и т е л ь н и ц а русского я зы к а и литерату­ ры рассказывала: — В кн иж ны х магазинах томики Пабло Коэльи стоят на особых полочках с надпи­ сью "Л идер п р од аж " . Пос­ леднее, что вышло у него в России, — повесть "Одиннад­ цать минут" . Мне ее дала моя ученица . Я слыш ала , что все предыдуш;ие сочине­ ни я этого автора такие ми­ лые романтические истории, немножко сказочные, с мис­ тическим налетом . В общем, понятно , почему они попу­ л ярны у подростков. И вот читаю "Одиннадцать минут". Знаете, откуда это название? Оказывается, столько време­ ни занимает в среднем один половой акт . Героиня кн иж ­ к и — п р о с ти ту т к а М ария . Чистая душа , которая обре­ тает опыт и раскрепощ ает ­ ся . . . в борделе. Опыт разный — вплоть до садизма и мазо­ хизма. А в конце — умудрен­ н а я таким образом, однако, представьте, не растерявш ая своей чистоты М ария встре­ чает большую любовь и об­ ретает счастье. Я чи тал а и приходила в ярость от этой провокации . Н и ч е го себе — н а с т а в н и к молодых! Возникает впечат­ ление , что написанное Коэ- льей до того долж но было притупить бдительность, он заманивал аудиторию зан ят ­ ным сюжетом , афористично­ стью и прописным морали­ за то р с тв ом . А по том , вос­ пользовавшись читательским доверием , вы плеснул исто­ рию Марии к а к некую про­ грамму ж и зни . Спрашиваю в классе, кто читал 'Одиннадцать минут". Лес рук . Ч итали даж е те, кто ничего не читает . "Вас не коробило от этих описаний, от этой агитации за разврат?" — "Нет, говорят, не короби­ ло, а что — все нормально, нескучная к н и ж к а ' . Д в а п р о т и в о п о л о ж н ы х в ы с к а зы в а н и я п одростков (из материалов упомянутого опроса ) : "П о ср а вн ению с И н т е р н е т ом в б и б л и о те к е лучше". — "Сейчас молодежь не очень любит читать , а тем более — есть Интернет". М ежду прочим , ко гд а в юношеской библиотеке про­ ходило всероссийское сове­ щ ание , один из присутству­ ющ их всп ом ин ал , к а к он решил проверить с помощью Интернета какую-то__цитату из "Евгения Онегина" (томи­ к а П уш ки н а под ру кой не нашлось). О тыскивая хрес­ т о м а т и й н ы е с т р о к и "М ой д я д я с ам ы х ч е с т ны х п р а ­ в и л . . ." , он обнаружил деся­ ток пародий на них — скаб­ резны х , похабных , пересы ­ панных площадными словеч­ ками . "Не приведи Бог, если д ети будут зн а к о м и т ь с я е классикой по Интернету ..." * * * В областной юношеской библиотеке — атмосфера бла­ г о г о в е н и я п е р е д к н и г о й . Главное, чтобы подросток пе­ реступил наш порог, говори­ ли мне, а уж мы добьемся, чтобы он пришел сюда и вто­ рой, и третий раз. Д и р е к т о р б и б л и о т е к и Нина Николаевна Цыганова и ее сотрудники уже не ж а ­ луются , что нет средств на пополнение фондов. Похоже, абсолютная нищета библио­ тек позади. З а год на полках появляются три ты сячи эк ­ земпляров новых книг , пери­ одики. Одних газет сто назва­ ний да 250 ж урналов ._ Впрочем, ' толстые" жур ­ налы — что есть они, что их нет — все равно читать пе­ рестали . Н а всероссийском с о в ещ а н и и б и б л и о т е ч ны х работников падение интере­ са к "толстым" ежемесячни­ кам охарактеризовали к ак необратимое. Иное дело — б е с ч и с л е н н ы е г л я н ц е в ы е "Ма 1 )уси", "Соо1", "Лиза" , "7 д н е й ' , "Космополитен '', "Все звезды ", "Плейбой", "Буду­ ар " . . . Их не столько чита­ ют, сколько смотрят . Тек­ сты ведь там не более, чем доп о л н ен и е к р о ск ош ны м цветным фотографиям и рек ­ ламе. Э н ту зи асты юнош еской библиотеки, однако, не опус­ каю т р у к . Они б ью тся за каждого читателя . Бьются за читателей и в прочих биб­ лиотеках областного центра, районов, сел. Любопытная, к слову, статистика ; у городс­ кой молодежи чтение среди в сяки х прочих интересных ей занятий на четвертом ме­ сте, у ж ивущ их в районах — н а втором. Видимо, выбор р а з в л е ч е н и й в г л у б и н к е м ен ьш е . Д ел ать все равно нечего, можно и почитать ... В общем, у пропагандис­ тов книги двуединая задача: сперва завлечь в библиотеку, потом увлечь. Завлечь — по­ ж алуй , самое трудное. Нина Николаевна Цы га­ нова надеется, что ее коллек­ тив найдет новые формы ра­ боты с потенциальными чи ­ тателями . Летом, к примеру, собираются устроить библио­ теку под о ткры тым небом, где-нибудь в парке , в город­ ском саду. Если уж гора не идет к Магомету... Завл еч ь , увлечь , приоб­ щить, пристрастить... Но все- таки еще важн ее пристрас­ тить не просто к чтению, а к хорош ем у ч тению . Ч и т а т ь фэнтэзи , детективы , любов­ ные романы , того ж е Коэлью — не велик душевный при ­ быток. Скорее уж от такой литературы душа не прибы­ вает, а убывает. Но что я все о душе да о душ е? Мои собеседники в юношеской библиотеке неве­ сел о к о н с т а т и р у ю т ; д л я души читают все реже. Если берут книгу , то для учебы, для получения информации, для дела. Это не потребность, а навязы ваем ая извне необ­ ходимость..Прагматизм , а не интерес и , тем более, не лю­ бовь к литературе ... Зато все на том ж е "круг­ лом столе" прозвучала , по- моему, убийственная цифра: городские жители в течение недели сидят у телеви зора почти 26 часов. Три рабочих дня . И при этом сетуют, что у них нет времени на чтение. К ак выясняется , не толь­ ко на чтение. Почти 80 про­ центов наших соотечествен­ ников любого возраста ни ­ когда не ходят в театры или на концерты , около 60 про­ центов не имеют хобби — не шьют, не вяж ут , не выпили ­ вают лобзиком , не гоняю т м яч , не играют в ш ахм аты ... Окуклились , замкнулись в четырех стенах. Предпоч­ ли пассивное глазенье в те­ леэкран . Наполняют пустоту пустотой. Это ведь даж е не любопытство. И уж точно — не попытка понять мир, дру­ гих людей, испытать катар ­ сис. Точно такж е иные из нас праздно смотрят в окно, на­ блюдая за улицей , за незна­ комыми и безразличными им прохож ими ... А вдруг эпоха Гутенберга просто кончается? И по-дру­ гому быть не может? Толстые романы , к ак и ж урналы , мо­ лодым (и м н о гим н ем оло ­ ды м ) б о л ьш е н е н у ж н ы . Экономим си лы . Уж коли читать , то чтоб без всякого напряга . Сочинители любов­ ны х романов и детективов знают, что делают, устано­ вив д ля себя оптим альный предел в сто, сто пятьдесят , на крайний случай — в две­ сти страниц ... Посторонитесь, Б аль зак , Диккенс , Толстой, Шолохов. Даже вы , г-н Дюма, с ваши ­ ми пухлыми ' Тремя мушке­ терами" и двумя кирпичами "Гфафа Монте-Кристо", будь­ те любезны не путаться под ногами . Долгое , изо д н я в день, из вечера в вечер,_ чте­ ние заменяют сериалы . "Бед­ н ая Н астя" по часу в день (из этого часа — тридцать минут рекламы ). Это к а к лузганье семечек. Не то что перелис­ тывать семьсот страниц к а ­ кого-нибудь классика . А если кто-то именно это­ го и хочет: чтобы мы окон­ чательно разучились перели­ стывать, бежать глазами по строчкам , останавливаться , задумываться, задавать себе вопросы? Вдруг мы нуж ны (не знаю , кому: государству, политикам , пиарщикам , оли­ гархам , Б уш у , бен Ладену , ЦРУ?) именно такими — ле ­ н и вы м и , н елю бопы тным и , равнодушными? Но не исключено, что это подозрение напрасное . Нет никакого мозгового центра, злонам еренно вы страи в аю ­ щего стратегию "игры на по­ нижение" . Просто мало кто на самом верху всерьез оза­ бочен, чтобы страна не дича­ ла . Там хлопочут об эконо­ мии средств н а образование и о свободе бизнеса. А биз­ нес бестрепетно делает день­ ги. На чем угодно. Н а Коэ- льо , н а "Б ульв аре крутой эротики" , на астрологии — неважно. Что легче, быстрее продается, то и предлагает­ ся. Не нужны книги — пере­ ключимся н а "мыльные опе­ ры" и "Слабое зв ен о " ._ С ам ая п о р о ч н а я " к у л ь ­ турная политика" — когда нет никакой политики ... По наивности или глупо­ сти я спросил: — С кажите , а кто-нибудь у вас берет почитать, допус­ т и м , " К а к з а к а л я л а с ь - сталь"? Елена И горевна Гокова,; заведующая тем самым ин- новационн о -м етодическиМ ' отделом, на чьи исследова­ ни я я все время ссылаюсь,: смотрит на меня с сочувстви­ ем; — Н у ... Это книга редко­ го спроса. Разумеется! А чего ж е я ожидал? Во-первых, толстая, во-вторых, о революции, в-тре- тьих , про нее ничего не гово­ р я т в ш коле . И вообще — устарела. У нас теперь иные, идеи и ориентиры, чем у Пав­ ки Корчагина. Правда, когда "К ак зака-: лялась сталь" переводили и и зд а в али з а рубеж ом , там: тоже не р а зд ел яли ид еалы героя и автора. Но их при тя ­ гивало иное: свидетельство о мужестве, верности, духов­ ной силе, присущей челове­ ку , безотносительно к тому, во что он верует, чему ис­ кренне служ ит ... Ромгштика, пафос нынче не в почете . Т орж ествует , повторю все то ж е модное заемное словцо, — прагма­ тизм . Моя собеседница подтвер­ ждает: — Д а . Молодые сейчас слишком рано расстаются с романтикой. Между тем ран­ ний прагматизм мешает рос­ ту, развитию личности. Догадываюсь: мои замет­ ки каж у тся слишком безна­ дежными , пессимистически­ ми. Но я ухожу из библиоте­ ки не в сумрачном настрое­ нии. Мои собеседники, хоро­ шо знающие не только то, что стоит на стеллажах , но и тех, кто к ним приходит, рас­ сказали: — Последние пару лет в детях что-то стало меняться. Да, они практичны , но, на-, п ри м ер , выбор проф ессии уже не мотивируют так жес-: тко, к а к раньше: хотим мно­ го зарабатывать. Сейчас они все чаще ориентируются на интерес, н а социальную зна­ чимость их будущей работы. И вот здесь случаются конф­ ликты с родителями. "Ах, ты собираешься заниматься фи­ лологией , историей! Ну уж нет. Пойдешь в экономисты". Мы очень стараемся объяс­ нить этим папам и мамам, на что они обрекают своих чад. Дело, к которому нет способ­ ностей, не лежит душа, — это же крест на всю ж и зн ь ... А я представил, к ак та­ кой родитель может возму­ титься, увидев в руках под­ ростка вместо учебника или сп р авочни к а стихи Б л о к а ; "На что ты время тратишь, зачем это тебе? Лучше решал бы уравнения ..." Все, действительно, начи­ нается с них , взрослых. С их дома, где масса вещей, но нет книг . С их не умолкающего круглые сутки телеящ ика . С глянцевого ж урн ал а , кото ­ рый раньше дочери покупа­ ет мамаша, предпочитая его любой книге ... Но здесь , в библиотеке, другие взрослые. И я , проща­ ясь с ними, тешу себя надеж ­ дой, что они в состоянии со­ творить чудо. Н айти книгу для читателя , а читателя —; для книги . Спасти детей от пустоты и душевной нищеты. И даже научить писать сло­ во "чудо" с буквой "у" , а не "ю " ... И. НЕВЕРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz