Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)

II____ С О Ю З Беларусь—Россия 3 ИЮНЯ 2004 ЧЕТВЕРГ № 21 (169) Миссия выполнима Окончание. Начало на стр. I — Люди, которые занимаются производством, работают в ре­ альном секторе экономики, — считает президент Тульской тор­ гово-промышленной палаты Юрий АГАФОНОВ,— давно поня­ ли, что надо объединяться и вме­ сте идти вперед более высокими темпами. Один из способов сде­ лать это— организация таких вот встреч. Во время которых вопро­ сы создания единого экономиче­ ского пространства (пусть и на макроуровне — завода с заво­ дом, региона с регионом) обсуж­ даются не только теоретически — предпринимаются шаги, чтобы слова воплотились в жизнь. — По нынешним временам ор­ ганизовать такую акцию было очень не просто, — продолжает исполнительный директор — первый заместитель главы адми- нистрацииТулы Владимир АР ­ СЕНТЬЕВ . — Но, думаю, все за­ траты окупятся сторицей. А успех нашей миссии подвигнет многих сомневающихся к пониманию то­ го, что белорусская земля, город Могилев— это тот регион, в кото­ рый надо прийти как можно рань­ ше. Рынок здесь для тульских предприятий большой. И надо по­ торопиться занять свою нишу. Сами мы очень много можем пе­ ренять в Могилеве — речь идет об энергосбережении, новациях в сфере жилищно-коммунально­ го хозяйства. Сам я привез пред­ ложение Могилевскому лифто­ строительному заводу: хотим до­ говориться о поставке лифтов в наш город. Представители наше­ го мясокомбината приехали в Бе­ ларусь в поисках мяса — хотят найти надежных поставщиков сырья, чтобы наладить взаимо­ выгодное сотрудничество. И на­ шу миссию мы задумывали не просто как показ достижений. Главное — обратная связь. Когда в бизнесе, промышленности на­ ших регионов начнется активное движение навстречу друг другу. ...Можно сказать, что миссия туляков в Могилеве выполнена. Россияне не только себя показа­ ли и белорусов посмотрели. Есть более весомые результаты. Мно­ го Могилевских и тульских биз­ несменов нашли себе взаимовы­ годных партнеров и подписали протоколы о намерениях. Так что, вполне вероятно, скоро в Белару­ си появятся новые СП. Власти об­ ластного центра, проводив гос­ тей, стали готовиться к ответно­ му визиту— в сентябре, во время Дней Могилева, Тула сможет поз­ накомиться с продукцией, произ­ водимой на белорусских пред­ приятиях. Ваше слово, союзные депутаты парламентские вести 28 — 30 МАЯ в Тверской области состоялось выездное заседание Комиссии Парламентского Соб­ рания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопро­ сам. Депутаты обсудили ход вы­ полнения Программы действий по реализации Договора о создании Союзного государства в социаль­ ной сфере. Они ознакомились с состоянием социальных и куль­ турных объектов области и прак­ тикой решения социальных задач. Была подчеркнута необходимость последовательной реализации положений Концепции социально­ го развития Союзного государст­ ва до 2005 года. Принято решение о проведении очередного выезд­ ного заседания Комиссии 21 — 23 июня в Брестской области. В нояб­ ре нынешнего года депутаты на­ мерены обсудить вопросы обес­ печения равных прав граждан на научно-практической конферен­ ции «Социальное развитие Союз­ ного государства: проблемы и перспективы», , органируамр^, Парламентским Собранием и По­ стоянным комитетом Союзного государства. 31 мая в Москве состоялось за­ седание Комиссии Парламент­ ского Собрания по законодатель­ ству и регламенту. В центре вни­ мания депутатов был ход подго­ товки новой редакции регламента Парламентского Собрания. При­ нято решение подготовить к сле­ дующему заседанию комиссии проект новой редакции регламен­ та Парламентского Собрания с учетом принятых поправок и пред­ ложений депутатов Парламент­ ского Собрания, специалистов- экспертов псшат национальных парламентов Российской Феде­ рации и Республики Беларусь. 1 — 3 июня представители Парламентского Собрания прини­ мают участие в XXIII пленарном заседании Генеральной ассамб­ леи Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества в Санкт-Петер­ бурге. Участники заседания пла­ нируют и обсуждают вопрос о ро­ ли ПАЧЭС и национальных парла­ ментов в развитии межрегиональ­ ного сотрудничества стран При­ черноморья. Кроме того, рассмат­ риваются экономические, право­ вые, экологические, торговые и социальные проблемы Черномор­ ского региона. По сообщению пресс-службы Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. И мы сохраним тебя, русская речь конкурс Наталья Антипорович БРЕСТСКАЯ ОБЛАСТЬ БЫЛО время, когда законы Ве­ ликого княжества литовского пи­ сали на белорусском языке. Кто же теперь на нем разговарива­ ет? На живом, чистом, полном богатых выражений из народной сокровищницы? Разве что дея­ тели искусства, работники наци­ ональных театров и киносту­ дии — да «сц1лыя настаутщы бе- ларускай мовы». — А поговорите, пожалуйста, с нами по-белорусски. — Зачем?! — Тут у нас прошлым летом белорусы отдыхали. Так красиво разговаривали. Соловьями за­ пивались. — Да я не умею. Вы учитель­ ницу попросите, она поговорит. Такой примерно диалог состо­ ялся однажды между хозяевами квартиры и квартирантом на бе­ регу Черного моря. И пришлось вспоминать бедной учительнице, как по-белорусски «приятного аппетита», «кабачок», «картош­ ка». Говорить говорила, а у са­ мой напряжение какое-то и не­ ловкость, чувствовала себя буд­ то не в своей тарелке, хотя «та­ релка-то» должна была быть са­ мой что ни на есть своей, родной. Отчего же так? Оттого, что дума­ ем по-русски, читаем по-русски, слушаем радио на русском языке и, выходя за пределы немного­ численных белорусских школ, говорим все-таки по-русски. Од­ ним словом, прав был белорус­ ок!^ поэт Пимен Панченко на­ счет «катэджау для настаунщ бе- ларускай мовы». Как же тогда «А мы сохраним тебя, русская речь...»? Что же, тогда учительницам русского языка коттеджей строить не нуж­ но? А это как посмотреть. Замечательный слоган был на телеканале «Культура» — в нем рефреном проходило вос­ клицание: «Говорите по-русски правильно!» Правильно, точно, логично, выразительно... Загля­ нув немножко в теорию, хотя бы в учебник русского языка для 5-го класса (утвержденный, между прочим. Министерством образо­ вания и науки Республики Бела­ русь), видим: «Когда ты усвоишь нормы литературного языка, ты научишься говорить и писать правильно. Это основное качест­ во культуры речи. Когда же ты научишься излагать свои мысли точно, логично, выразительно уместно. Ты научишься говорить и писать хорошо, то есть овладе­ ешь и другими качествами куль туры речи». Теперь на учительском столе, кроме учебников и программ, и методической литературы, — словари. Орфографические, фразеологические, толковые, словообразовательные... Теперь, чтобы не было скуч­ но, на урок приносится вместе с учебником рассказ М. Зощенко «Кочерга». Как сказать — «пять коче...? кочерыжек? кочере­ жек?» Оказывается — кочерг или кочерег. Теперь, чтобы лучше запоми­ налось, и, как требуют методи­ сты, была мотивация, ученики читают не просто пунктуацион­ ное правило, но еще и историю Паустовского об одном талант­ ливом писателе. У этого писате­ ля редакция рассказ не захотела напечатать, а один член редкол­ легии попросил рассказ домой с обещанием не трогать в нем ни одного слова, но все-таки как следует отредактировать. И что же? А в рассказе всего-то знаки препинания расставили пра­ вильно — и рассказ преобразил­ ся. А когда наступает пора «боль ших и толстых книг», когда так не хочется отрываться от компьюте­ ра и мотоцикла, спрашивается при чем тут Достоевский и Тол­ стой? И когда ты готовишься пойти в высшую математику, ин­ форматику или химию, при чем тут коллоквиум по русской лите­ ратуре? Но постепенно приходят инте­ рес и понимание, что есть язык Пушкина и язык Эллочки-людо- едки. И мы говорим о языке Пуш­ кина, языке Толстого и языке Дос­ тоевского потому, что есть лич­ ность и гений Толстого, Достоев­ ского и Пушкина. У каждого из них своя душа и свое ощущение мира. А какая у меня душа, какое у меня ощущение мира? И какой у меня язык?.. Как-то Тургенев, который знал многие европейские языки и читал зарубежную литературу в оригинале, сказал: «Выучить новый язык — все равно что об рести еще одну душу». Ведь у нас, белорусов, два государст венных языка. Сколько же у нас душ? Одна, пожалуй. Только сформировалась она под влия нием двух культур, двух языков Иван Мацкевич: Союзные программы создают рабочие места Окончание. Начало на стр. I Кстати, основными конкурен­ тами отечественных производи­ телей являются телевизоры так называемой «отверточной сбор­ ки», которые собираются в России и Беларуси из дешевых комплектующих. Благодаря союзной програм­ ме реанимирован завод имени Козицкого, который успешно вы­ пускает телевизор «Радуга», за­ вод «Квант» (телевизоры «Сад­ ко») и Воронежский завод элек­ тронно-лучевых трубок, который наладил производство цветных кинескопов. Выделенные сред­ ства белорусскому заводу «Го­ ризонт» позволили практически удвоить выпуск телевизоров. На сегодняшний день отечестве!^ 1 ые телевизоры за­ нимают на внутреннем рынке Беларуси и России 30 процентов продаж. А ведь в середине 1990- X годов их продавалось всего 3— 5 процентов. Это говорит об ус­ пешном проведении модерниза­ ции производства, выпуске сов­ ременной аппаратуры, увеличении занятости людей, и улучшении финансово­ хозяйственной деятельности предприятий. Теперь перед нами стоят задачи по переходу на цифровое телевещание. Есть программа «Создание высокоэффективных и биологи­ чески безопасных лекарствен­ ных препаратов нового поколе­ ния, на основе белков человека, полученных из молока трансген­ ных животных». Она запущена с прошлого года. Суть ее в том, что будут разработаны биологи­ ческие препараты, для исполь­ зования при изготовлении ле­ карств. По словам инициатора этой программы российского академика Гольдмана, в сред­ нем рыночная стоимость боль­ шинства дефицитных лекарст­ венных белков человека превы­ шает тысячу долларов за один грамм. Завоевание мирового рынка хотя бы по одной из таких позиций могло бы принести до­ ход в сумме до 6 миллиардов долларов, что вполне хватило бы для оплаты необходимых на­ селению Союзного государства лекарств. Скажу также о новой про­ грамме, которая пока не утвер­ ждена. Это программа произ­ водства сельскохозяйственной техники. Она тоже имеет длин­ ное официальное название («Создание и организация се­ рийного производства комплек­ сов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобиль­ ного энергосредства»), хотя ко­ ротко ее называют «Союзный комбайн». Это будет такая ма­ шина, на которой меняется осна­ стка. В зависимости от того, к примеру, что надо убирать сего­ дня зерно, значит, будет как ком­ байн. Завтра надо будет убирать травы, косить — будет как сено­ косилка. Пахать почву — будет как трактор. И так далее. Вы по­ нимаете, насколько сокращает­ ся количество техники,которой не потребуется выпускать, при­ обретать, эксплуатировать. При­ менение такого комбайна позво­ лит заменить 10— 14 узкоспеци­ ализированных машин, исполь­ зуемых сезонно, то есть факти­ чески раз в году. Такая техника в первую очередь необходима фермерам, имеющим неболь шие поля и для которых наклад­ но вкладывать средства в пол­ ный набор машин. Программа эта практически со всеми ин­ станциями уже согласована. Сейчас она находится на согла­ совании в Минфине России, и мы надеемся, что в сентябре 2004 года на очередном заседа­ нии Совета Министров Союзно­ го государства программа «Со­ юзный комбайн» будет принята. Несколько слов о программе самолетостроения. Это про­ грамма модернизации самоле­ тов Ту-134. В связи с тем, что парк самолетов Ту-134 стареет и они постепенно выводятся из эксплуатации, а предлагаемый на замену Ту-334 начнет серийно выпускаться лишь в 2005— 2006 годах, требуется введение в строй дополнительных машин отечественного производства. Почему нельзя купить старые «боинги»? Потому что их покуп­ ка приведет к дополнительнвм затратам: недостаточно приоб­ рести самолет — его надо еще и обслуживать, переучивать лет­ ный состав, а это можно делать лишь за рубежом. Не лишним будет учесть статистику аварий «Боинга-727», который 51 раз не дотягивал до посадочной поло­ сы, тогда как у его российского аналога Ту-154 было всего 20 авиакатастроф, а у Ту-134 — ни одной! Ту-134 — самый надеж­ ный самолет, который практиче­ ски не имел аварий. Надежность Ту-134 отмечена, кстати, в Книге рекордов Гиннесса. войск России и Беларуси и их го­ товностью к участию в борьбе с терроризмом. Один из вопросов будет посвящен Телерадиове­ щательной организации Союз­ ного государства. — Как решается вопрос о союзной собственности? — Производственные пред­ приятия, участвующие в союз­ ных программах, особых трудно­ стей в этом плане не испытыва­ ют. МАЗ, Ярославский дизель­ ный завод, минский «Горизонт» продают свою продукцию и по­ лучают прибыль. А вот Союзное государство прибыли не получа­ ет, союзный бюджет не увеличи­ вается. Поэтому, конечно, необ­ ходимо принимать закон о союз­ ной собственности как можно скорее. А пока закон будет соз­ даваться, а это непростое дело, необходимо принять соглаше­ ние между нашими странами по этому вопросу. Дело в том, что пока нет единой методологии и методики определения союзной собственности. Ведь при реали­ зации программ предприятия кроме союзных средств исполь­ зовали и собственные средства, и заемные, и кредитные. Каким способом в произведенном про­ дукте исчислять долк) союзной собственности? Закон о союзной собственно­ сти особенно важен для разра­ ботчиков, владельцев интеллек­ туальной собственности. Кто, на­ пример, является владельцем то­ На предстоящем заседании Совета Министров планируется рассмотреть 15 вопросов. Все они касаются дальнейшего развития Союзного государства. Поэтому пришли к выводу, что сегодня целесообразно мо­ дернизировать Ту-134. Переобо­ рудовать учебные военные са ­ молеты Ту-134УБЛ в пассажир­ ские самолеты Ту-134Б. Деньги потребуются небольшие, а в ре­ зультате будет получен практи­ чески новый самолет, который обойдется в несколько раз де­ шевле, чем действительно но­ вый самолет. В основном по этой программе также все согласова­ но. И, я думаю, будем выходить с предложением утвердить эту программу в текущем году. Далее И. Мацкевич ответил на вопросы. — Какой импульс союзному строи­ тельству может дать ближайшее заседание Совета министров Союз­ ного государства? Икакие вопросы включены в повестку дня заседа­ ния? — На предстоящем заседа­ нии Совета Министров планиру­ ется рассмотреть 15 вопросов. Все они касаются дальнейшего развития Союзного государства. В частности, в повестку дня вне­ сен вопрос о реструктуризации задолженности по кредитам, предоставленным из союзного бюджета по программе «Разви­ тие дизельного автомобиле­ строения». Будет обсуждено ис­ полнение бюджета Союзного го­ сударства за 2003 год. Заплани­ ровано рассмотреть вопросы, связанные с координацией дея­ тельности пограничных войск и с региональной группировкой го комплекта документации, ко­ торый был разработан в рамках реализации научно-технической союзной программы? Ведь, ска­ жем, разрабатывали документа­ цию творческие коллективы или институты России, а реализовы­ вались эти идеи на белорусских заводах. Или, наоборот, что-то разрабатывали в Беларуси, а пользуются этими наработками в России. Такие проблемы будут возникать, пока мы не станем единым государством. Попьп'ки в одностороннем порядке создать методику подсчета ни к чему не привели. Надо садиться за стол переговоров и договариваться двум сторонам. Конечно, оконча­ тельно проблема союзной собст­ венности будет решена лишь по­ сле принятия Конституционного акта Союзного государства. — Сколько союзных программ уже завершено? И есть ли программы незавершенные, что называется, «долгострои»? — Когда мы начинали, общее количество программ равнялось 60, сейчас реализуются 45, зна­ чит, 15 программ завершены. Есть и те программы, которые доказали свою жизненность, по­ этому они имеют естественное продолжение. Это, в частности, дизельное автомобилестрое­ ние, «Союзный телевизор», су­ перкомпьютер. — С чем связано снижение количе­ ства принимаемых совместных про­ грамм и как это можно оценить? Ш Еще один вопрос гостю — журналистов пришло на встречу более двух десятков. — Дело в том, что на перво­ начальной стадии российско- белорусской интеграции необ­ ходимо было с чего-то начи­ нать. И поэтому, что греха та­ ить, иной раз количественный параметр превалировал. Те­ перь же мы делаем упор на ка­ чество. Сегодня значительно возросли требования к эффек­ тивности союзных программ. Поэтому снижение количества программ может быть расцене­ но как позитивный фактор. — Как влияют неравные условия хозяйствования в наших странах на реализацию программ? — О неравных условиях хо­ зяйствования много говорят как с одной стороны, так и с другой. Но если посмотреть вниматель­ нее, то условия-то все-таки при­ близительно одинаковые. Да, есть небольшие отличия. В од­ ном случае в более выигрыш­ ном положении оказывается российское предприятие, в дру­ гом — белорусское. Но если все рассмотреть в целом, то усло­ вия приблизительно одинако­ вые. Тем более что заказчика­ ми любой союзной программы являются министерства и ве­ домства России и Беларуси, то есть государственные структу­ ры. А уж исполнителями может быть и государственное, и част­ ное предприятие, и акционер­ ное, любое по форме собствен­ ности. — Госсекретарь Союзного госу­ дарства Павел Бородин недавно критиковал порядок разработки и процедуру принятия союзных про­ грамм. Что можете сказать по это­ му поводу? — В Постоянном Комитете сейчас готовится новый порядок разработки и принятия про­ грамм. В настоящее время все программы проходят два этапа согласований. На первом этапе правительствами России и Бе­ ларуси согласуются предложе­ ния’ о разработке программы, затем их выносят на заседание союзного Совмина. На втором этапе процедуру согласования проходит проект программы, по­ сле чего программа окончатель­ но утверждается Советом мини­ стров Союзного государства. В среднем процесс согласований и доработок занимает полтора- два года. Мы предлагаем упро­ стить первый этап — предложе­ ния о разработке программы должны пройти лишь согласова­ ния в национальных минфинах и МИНЭКОНОМИКИ, не нужно одоб­ рение правительств двух госу­ дарств, и далее напрямую пред ложения вносятся в Постоянный комитет. Второй этап не меняет ся. Новый порядок позволит со кратить срок согласований про грамм практически вдвое. Подводя итоги «круглого стола», шеф-редактор «СО ЮЗа» подчеркнул: нынешняя встреча в редакции с руковод ством Союзного государства — разумеется, не последняя. Тем для разговора очень много Будем вместе объективно и ар гументированно рассказывать в своих изданиях о союзном строительстве. В одном ряду с демографией В «Сенаторской гостиной» говорили о будущем Союза прямая речь Илья Макаров МОСКВА НА МИНУВШЕЙ неделе в Моск­ ве, в Центральном доме журна­ листа, с представителями СМИ встретился Председатель Ко­ миссии по экономической поли­ тике Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, член Совета Федерации РФ Олег ТОЛКАЧЕВ. В разговоре, прохо­ дящем в рамках традиционной Сенаторской гостиной», были затронуты вопросы по союзно­ му строительству. — Я бы поставил строитель­ ство Союзного государства в один ряд с такими фундамен­ тальными проблемами, как уменьшение уровня бедности, преодоление демографическо­ го кризиса, — отметил Олег Ми­ хайлович. — Весь мир объеди­ няется, то, что Европа едина — факт, не вызывающий сомне­ ний. Нравится нам или не нра­ вится, но глобализация уже прошла — мир един. Значит, тенденция к разделению труда, к кооперации является базовой. Сегодня нам нужна коопера­ ция? Я услышал ответ на этот вопрос в Послании президента России к Федеральному собра­ нию — за десять лет, прошед­ ших с развала Советского Сою­ за, мы потеряли 50 процентов потенциала РФ. А за четыре го­ да рост составил 40 процентов. Мне кажется, — продолжил О. Толкачев, — говоря о пробле­ мах союзного строительства, нам надо не только производить кооперационные поставки мин­ ских дизелей на ЗИЛ, рыбин- ■ о. Толкачев ских моторов в Беларусь, а про­ водить настоящую интеграцию на уровне единого государства. Это значит, что у нас должно быть единое платежное средст­ во, единое государственное уп­ равление, конституционный акт. С его принятием-можно го­ ворить о создании союзной соб­ ственности. Если мы хотим ре­ ального объединения, надо ус­ корить принятие этого докумен­ та. Считал и считаю, что нацио­ нальным интересам России со­ ответствует быстрейшая инте­ грация с Беларусью. Интегра­ ция, которая бы позволяла ви­ деть нашу экономику коопери­ рованной и структурированной, видеть единую территорию и обеспечение равных прав. По одной колее Окончание. Начало на стр. I В прошлую пятницу в Бела­ руси завершилось еще одно­ важное международное сове­ щание железнодорожников, на сей раз обсуждавших вопросы пассажирских перевозок. Сфе­ ра очень не простая, учитывая острую конкуренцию со сторо­ ны автомобильного и воздуш­ ного транспорта. Тем не менее, такие сугубо «железнодорож­ ные» аргументы, как комфорт при переездах на большие рас­ стояния, четкость в соблюдении расписания и повышенная без­ опасность по-прежнему привле­ кают многих. Главное — грамот­ но распорядиться присущими железной дороге преимущест­ вами. Это также эффективнее делать совместно, как убежда­ ет опыт белорусско-российско­ го транспортного сотрудничест­ ва. Возьмем, к примеру, про­ грамму развития транзитных перевозок, рассчитанную до 2005 года. В соответствии с ней уже пятый год курсирует из Минска в Иркутск скорый по­ езд, в состав которого входят прицепные вагоны практически из всех областных городов Бе­ ларуси. Опыт прижился, поэто­ му с нынешнего года маршрут Брест — Свердловск продлен до Новосибирска. Уже год два­ жды в неделю ходит состав из Бреста в Волгоград с прицепны­ ми вагонами из Минска и других областных городов. Ну а фир­ менная белорусская «двойка» Минск — Москва, издавна сла­ вящаяся комфортом, недавно получила международный сер­ тификат соответствия стандар­ ту качества из0-9000. Водным путем — ближе Судоходные маршруты пройдут через территорию стран-соседей продолжаем тему Алексей Балиев МИНСК — МОСКВА «союз» уже сообщал о под­ держиваемых Евросоюзом про­ ектах судоходных путей между странами Балтии, Беларусью, Польшей и Украиной. Похоже, один из таких маршрутов Дау­ гава — Днепр будет создан раньше других. Прибалтийские и скандинав­ ские СМИ с осени прошлого го­ да сообщают: некоторые ис­ ландские, датские и шведские ф инан сово -промыш ленны е структуры готовы финансиро­ вать реализацию проекта Дау­ гава — Днепр уже с нынешнего года. Причем «первую скрипку» в капиталовложениях играют не только компании, но и прави­ тельство Исландии. Заинтере­ сованность скандинавов и при­ балтов понятна; кратчайший путь из Северной Европы и Бал­ тии в Черноморско-Дунайский бассейн проходит через Поль­ шу, Беларусь и Украину, а пере­ возки по внутренним водным артериям намного дешевле су­ хопутных. «Транзитные» же страны смогут получать еже­ годно, по экспертным оценкам, до 120 — 150 миллионов долла­ ров благодаря новым трансъев­ ропейским грузе- и пассажиро­ потокам. Проект канала Даугава — Днепр, почти 35 процентов про­ тяженности которого пройдет через Беларусь, требует, в теку­ щих ценах, минимум 8 миллиар­ дов долларов. Скандинавы на­ мерены вложить до 5,5 — 6 мил­ лиардов долларов, в том числе исландцы — до 5 млрд, долла­ ров. Это недавно подтвердил Эрик Бирзгалис, один из руко­ водителей латвийской финан­ сово-технологической эксперт­ ной группы по проекту Даугава — Днепр. По его словам, Евро­ союз по-прежнему поддержива­ ет программу создания восточ­ ноевропейско-скандинавской водно-транзитной системы, по кратчайшему пути «выводя­ щей» эти регионы к Черномор­ ско-Дунайскому и Волжско-Кас­ пийскому бассейнам. Соединительная «нитка» в Беларуси (Орша — Витебск) ме­ жду Днепром и Даугавой соста­ вит 80 — 85 км. В настоящее вре­ мя экспертные группы — нацио­ нальные и международные — проводят экологическую экспер­ тизу проекта, разрабатывая ва­ рианты минимального воздейст­ вия на прилегающую биосферу. По данным Латвийского фонда развития энергетики, транспор­ та и защиты окружающей среды, через 3 — 5 лет после ввода мар­ шрута в эксплуатацию здешние водные грузопотоки позволят возместить капиталовложения, а согласованная тарифная поли­ тика «транзитных» стран будет привлекать на этот путь перевоз­ чиков с отправителями и получа­ телями грузов. Вдобавок новый водный путь будет использовать­ ся и для туристических маршру­ тов, что тоже выгодно не только Беларуси. Постепенно растут грузе- и пассажиропотоки на другой действующей белорусско-поль­ ской водной артерии Днепров- ско-Бугском кангше. Беларусь и Польша, как уже сообщал «СО­ ЮЗ», совместно реконструиру­ ют приграничный Августовский канал, соединяющий «поль­ скую» и «калининградскую» Балтику с северо-западной Бе­ ларусью. Словом, на востоке и севере Европы быстро восста­ навливается и развивается трансграничное судоходство по внутренним водным путям, а это продиктовано растущим спросом, в том числе со сторо­ ны экскурсионно-туристиче­ ских фирм, на такие маршруты. Уже в солидный том выросла переписка по проекту Дауга­ ва — Днепр между транспорт­ ными министерствами, проект­ ными институтами и другими учреждениями Латвии, Белару­ си и Украины. Дважды заседала трехсторонняя рабочая группа, в ближайшее время она должна дать оценку экономической и экологической эффективности вариантов сооружения этого пу­ ти и подготовить соответствую­ щие письма-рекомендации пра­ вительствам. На май — июнь в Киеве намечено третье заседа­ ние рабочей группы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz