Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
II____ С О Ю З Беларусь—Россия 3 ИЮНЯ 2004 ЧЕТВЕРГ № 21 (169) Миссия выполнима Окончание. Начало на стр. I — Люди, которые занимаются производством, работают в ре альном секторе экономики, — считает президент Тульской тор гово-промышленной палаты Юрий АГАФОНОВ,— давно поня ли, что надо объединяться и вме сте идти вперед более высокими темпами. Один из способов сде лать это— организация таких вот встреч. Во время которых вопро сы создания единого экономиче ского пространства (пусть и на макроуровне — завода с заво дом, региона с регионом) обсуж даются не только теоретически — предпринимаются шаги, чтобы слова воплотились в жизнь. — По нынешним временам ор ганизовать такую акцию было очень не просто, — продолжает исполнительный директор — первый заместитель главы адми- нистрацииТулы Владимир АР СЕНТЬЕВ . — Но, думаю, все за траты окупятся сторицей. А успех нашей миссии подвигнет многих сомневающихся к пониманию то го, что белорусская земля, город Могилев— это тот регион, в кото рый надо прийти как можно рань ше. Рынок здесь для тульских предприятий большой. И надо по торопиться занять свою нишу. Сами мы очень много можем пе ренять в Могилеве — речь идет об энергосбережении, новациях в сфере жилищно-коммунально го хозяйства. Сам я привез пред ложение Могилевскому лифто строительному заводу: хотим до говориться о поставке лифтов в наш город. Представители наше го мясокомбината приехали в Бе ларусь в поисках мяса — хотят найти надежных поставщиков сырья, чтобы наладить взаимо выгодное сотрудничество. И на шу миссию мы задумывали не просто как показ достижений. Главное — обратная связь. Когда в бизнесе, промышленности на ших регионов начнется активное движение навстречу друг другу. ...Можно сказать, что миссия туляков в Могилеве выполнена. Россияне не только себя показа ли и белорусов посмотрели. Есть более весомые результаты. Мно го Могилевских и тульских биз несменов нашли себе взаимовы годных партнеров и подписали протоколы о намерениях. Так что, вполне вероятно, скоро в Белару си появятся новые СП. Власти об ластного центра, проводив гос тей, стали готовиться к ответно му визиту— в сентябре, во время Дней Могилева, Тула сможет поз накомиться с продукцией, произ водимой на белорусских пред приятиях. Ваше слово, союзные депутаты парламентские вести 28 — 30 МАЯ в Тверской области состоялось выездное заседание Комиссии Парламентского Соб рания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопро сам. Депутаты обсудили ход вы полнения Программы действий по реализации Договора о создании Союзного государства в социаль ной сфере. Они ознакомились с состоянием социальных и куль турных объектов области и прак тикой решения социальных задач. Была подчеркнута необходимость последовательной реализации положений Концепции социально го развития Союзного государст ва до 2005 года. Принято решение о проведении очередного выезд ного заседания Комиссии 21 — 23 июня в Брестской области. В нояб ре нынешнего года депутаты на мерены обсудить вопросы обес печения равных прав граждан на научно-практической конферен ции «Социальное развитие Союз ного государства: проблемы и перспективы», , органируамр^, Парламентским Собранием и По стоянным комитетом Союзного государства. 31 мая в Москве состоялось за седание Комиссии Парламент ского Собрания по законодатель ству и регламенту. В центре вни мания депутатов был ход подго товки новой редакции регламента Парламентского Собрания. При нято решение подготовить к сле дующему заседанию комиссии проект новой редакции регламен та Парламентского Собрания с учетом принятых поправок и пред ложений депутатов Парламент ского Собрания, специалистов- экспертов псшат национальных парламентов Российской Феде рации и Республики Беларусь. 1 — 3 июня представители Парламентского Собрания прини мают участие в XXIII пленарном заседании Генеральной ассамб леи Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества в Санкт-Петер бурге. Участники заседания пла нируют и обсуждают вопрос о ро ли ПАЧЭС и национальных парла ментов в развитии межрегиональ ного сотрудничества стран При черноморья. Кроме того, рассмат риваются экономические, право вые, экологические, торговые и социальные проблемы Черномор ского региона. По сообщению пресс-службы Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. И мы сохраним тебя, русская речь конкурс Наталья Антипорович БРЕСТСКАЯ ОБЛАСТЬ БЫЛО время, когда законы Ве ликого княжества литовского пи сали на белорусском языке. Кто же теперь на нем разговарива ет? На живом, чистом, полном богатых выражений из народной сокровищницы? Разве что дея тели искусства, работники наци ональных театров и киносту дии — да «сц1лыя настаутщы бе- ларускай мовы». — А поговорите, пожалуйста, с нами по-белорусски. — Зачем?! — Тут у нас прошлым летом белорусы отдыхали. Так красиво разговаривали. Соловьями за пивались. — Да я не умею. Вы учитель ницу попросите, она поговорит. Такой примерно диалог состо ялся однажды между хозяевами квартиры и квартирантом на бе регу Черного моря. И пришлось вспоминать бедной учительнице, как по-белорусски «приятного аппетита», «кабачок», «картош ка». Говорить говорила, а у са мой напряжение какое-то и не ловкость, чувствовала себя буд то не в своей тарелке, хотя «та релка-то» должна была быть са мой что ни на есть своей, родной. Отчего же так? Оттого, что дума ем по-русски, читаем по-русски, слушаем радио на русском языке и, выходя за пределы немного численных белорусских школ, говорим все-таки по-русски. Од ним словом, прав был белорус ок!^ поэт Пимен Панченко на счет «катэджау для настаунщ бе- ларускай мовы». Как же тогда «А мы сохраним тебя, русская речь...»? Что же, тогда учительницам русского языка коттеджей строить не нуж но? А это как посмотреть. Замечательный слоган был на телеканале «Культура» — в нем рефреном проходило вос клицание: «Говорите по-русски правильно!» Правильно, точно, логично, выразительно... Загля нув немножко в теорию, хотя бы в учебник русского языка для 5-го класса (утвержденный, между прочим. Министерством образо вания и науки Республики Бела русь), видим: «Когда ты усвоишь нормы литературного языка, ты научишься говорить и писать правильно. Это основное качест во культуры речи. Когда же ты научишься излагать свои мысли точно, логично, выразительно уместно. Ты научишься говорить и писать хорошо, то есть овладе ешь и другими качествами куль туры речи». Теперь на учительском столе, кроме учебников и программ, и методической литературы, — словари. Орфографические, фразеологические, толковые, словообразовательные... Теперь, чтобы не было скуч но, на урок приносится вместе с учебником рассказ М. Зощенко «Кочерга». Как сказать — «пять коче...? кочерыжек? кочере жек?» Оказывается — кочерг или кочерег. Теперь, чтобы лучше запоми налось, и, как требуют методи сты, была мотивация, ученики читают не просто пунктуацион ное правило, но еще и историю Паустовского об одном талант ливом писателе. У этого писате ля редакция рассказ не захотела напечатать, а один член редкол легии попросил рассказ домой с обещанием не трогать в нем ни одного слова, но все-таки как следует отредактировать. И что же? А в рассказе всего-то знаки препинания расставили пра вильно — и рассказ преобразил ся. А когда наступает пора «боль ших и толстых книг», когда так не хочется отрываться от компьюте ра и мотоцикла, спрашивается при чем тут Достоевский и Тол стой? И когда ты готовишься пойти в высшую математику, ин форматику или химию, при чем тут коллоквиум по русской лите ратуре? Но постепенно приходят инте рес и понимание, что есть язык Пушкина и язык Эллочки-людо- едки. И мы говорим о языке Пуш кина, языке Толстого и языке Дос тоевского потому, что есть лич ность и гений Толстого, Достоев ского и Пушкина. У каждого из них своя душа и свое ощущение мира. А какая у меня душа, какое у меня ощущение мира? И какой у меня язык?.. Как-то Тургенев, который знал многие европейские языки и читал зарубежную литературу в оригинале, сказал: «Выучить новый язык — все равно что об рести еще одну душу». Ведь у нас, белорусов, два государст венных языка. Сколько же у нас душ? Одна, пожалуй. Только сформировалась она под влия нием двух культур, двух языков Иван Мацкевич: Союзные программы создают рабочие места Окончание. Начало на стр. I Кстати, основными конкурен тами отечественных производи телей являются телевизоры так называемой «отверточной сбор ки», которые собираются в России и Беларуси из дешевых комплектующих. Благодаря союзной програм ме реанимирован завод имени Козицкого, который успешно вы пускает телевизор «Радуга», за вод «Квант» (телевизоры «Сад ко») и Воронежский завод элек тронно-лучевых трубок, который наладил производство цветных кинескопов. Выделенные сред ства белорусскому заводу «Го ризонт» позволили практически удвоить выпуск телевизоров. На сегодняшний день отечестве!^ 1 ые телевизоры за нимают на внутреннем рынке Беларуси и России 30 процентов продаж. А ведь в середине 1990- X годов их продавалось всего 3— 5 процентов. Это говорит об ус пешном проведении модерниза ции производства, выпуске сов ременной аппаратуры, увеличении занятости людей, и улучшении финансово хозяйственной деятельности предприятий. Теперь перед нами стоят задачи по переходу на цифровое телевещание. Есть программа «Создание высокоэффективных и биологи чески безопасных лекарствен ных препаратов нового поколе ния, на основе белков человека, полученных из молока трансген ных животных». Она запущена с прошлого года. Суть ее в том, что будут разработаны биологи ческие препараты, для исполь зования при изготовлении ле карств. По словам инициатора этой программы российского академика Гольдмана, в сред нем рыночная стоимость боль шинства дефицитных лекарст венных белков человека превы шает тысячу долларов за один грамм. Завоевание мирового рынка хотя бы по одной из таких позиций могло бы принести до ход в сумме до 6 миллиардов долларов, что вполне хватило бы для оплаты необходимых на селению Союзного государства лекарств. Скажу также о новой про грамме, которая пока не утвер ждена. Это программа произ водства сельскохозяйственной техники. Она тоже имеет длин ное официальное название («Создание и организация се рийного производства комплек сов высокопроизводительных сельскохозяйственных машин на базе универсального мобиль ного энергосредства»), хотя ко ротко ее называют «Союзный комбайн». Это будет такая ма шина, на которой меняется осна стка. В зависимости от того, к примеру, что надо убирать сего дня зерно, значит, будет как ком байн. Завтра надо будет убирать травы, косить — будет как сено косилка. Пахать почву — будет как трактор. И так далее. Вы по нимаете, насколько сокращает ся количество техники,которой не потребуется выпускать, при обретать, эксплуатировать. При менение такого комбайна позво лит заменить 10— 14 узкоспеци ализированных машин, исполь зуемых сезонно, то есть факти чески раз в году. Такая техника в первую очередь необходима фермерам, имеющим неболь шие поля и для которых наклад но вкладывать средства в пол ный набор машин. Программа эта практически со всеми ин станциями уже согласована. Сейчас она находится на согла совании в Минфине России, и мы надеемся, что в сентябре 2004 года на очередном заседа нии Совета Министров Союзно го государства программа «Со юзный комбайн» будет принята. Несколько слов о программе самолетостроения. Это про грамма модернизации самоле тов Ту-134. В связи с тем, что парк самолетов Ту-134 стареет и они постепенно выводятся из эксплуатации, а предлагаемый на замену Ту-334 начнет серийно выпускаться лишь в 2005— 2006 годах, требуется введение в строй дополнительных машин отечественного производства. Почему нельзя купить старые «боинги»? Потому что их покуп ка приведет к дополнительнвм затратам: недостаточно приоб рести самолет — его надо еще и обслуживать, переучивать лет ный состав, а это можно делать лишь за рубежом. Не лишним будет учесть статистику аварий «Боинга-727», который 51 раз не дотягивал до посадочной поло сы, тогда как у его российского аналога Ту-154 было всего 20 авиакатастроф, а у Ту-134 — ни одной! Ту-134 — самый надеж ный самолет, который практиче ски не имел аварий. Надежность Ту-134 отмечена, кстати, в Книге рекордов Гиннесса. войск России и Беларуси и их го товностью к участию в борьбе с терроризмом. Один из вопросов будет посвящен Телерадиове щательной организации Союз ного государства. — Как решается вопрос о союзной собственности? — Производственные пред приятия, участвующие в союз ных программах, особых трудно стей в этом плане не испытыва ют. МАЗ, Ярославский дизель ный завод, минский «Горизонт» продают свою продукцию и по лучают прибыль. А вот Союзное государство прибыли не получа ет, союзный бюджет не увеличи вается. Поэтому, конечно, необ ходимо принимать закон о союз ной собственности как можно скорее. А пока закон будет соз даваться, а это непростое дело, необходимо принять соглаше ние между нашими странами по этому вопросу. Дело в том, что пока нет единой методологии и методики определения союзной собственности. Ведь при реали зации программ предприятия кроме союзных средств исполь зовали и собственные средства, и заемные, и кредитные. Каким способом в произведенном про дукте исчислять долк) союзной собственности? Закон о союзной собственно сти особенно важен для разра ботчиков, владельцев интеллек туальной собственности. Кто, на пример, является владельцем то На предстоящем заседании Совета Министров планируется рассмотреть 15 вопросов. Все они касаются дальнейшего развития Союзного государства. Поэтому пришли к выводу, что сегодня целесообразно мо дернизировать Ту-134. Переобо рудовать учебные военные са молеты Ту-134УБЛ в пассажир ские самолеты Ту-134Б. Деньги потребуются небольшие, а в ре зультате будет получен практи чески новый самолет, который обойдется в несколько раз де шевле, чем действительно но вый самолет. В основном по этой программе также все согласова но. И, я думаю, будем выходить с предложением утвердить эту программу в текущем году. Далее И. Мацкевич ответил на вопросы. — Какой импульс союзному строи тельству может дать ближайшее заседание Совета министров Союз ного государства? Икакие вопросы включены в повестку дня заседа ния? — На предстоящем заседа нии Совета Министров планиру ется рассмотреть 15 вопросов. Все они касаются дальнейшего развития Союзного государства. В частности, в повестку дня вне сен вопрос о реструктуризации задолженности по кредитам, предоставленным из союзного бюджета по программе «Разви тие дизельного автомобиле строения». Будет обсуждено ис полнение бюджета Союзного го сударства за 2003 год. Заплани ровано рассмотреть вопросы, связанные с координацией дея тельности пограничных войск и с региональной группировкой го комплекта документации, ко торый был разработан в рамках реализации научно-технической союзной программы? Ведь, ска жем, разрабатывали документа цию творческие коллективы или институты России, а реализовы вались эти идеи на белорусских заводах. Или, наоборот, что-то разрабатывали в Беларуси, а пользуются этими наработками в России. Такие проблемы будут возникать, пока мы не станем единым государством. Попьп'ки в одностороннем порядке создать методику подсчета ни к чему не привели. Надо садиться за стол переговоров и договариваться двум сторонам. Конечно, оконча тельно проблема союзной собст венности будет решена лишь по сле принятия Конституционного акта Союзного государства. — Сколько союзных программ уже завершено? И есть ли программы незавершенные, что называется, «долгострои»? — Когда мы начинали, общее количество программ равнялось 60, сейчас реализуются 45, зна чит, 15 программ завершены. Есть и те программы, которые доказали свою жизненность, по этому они имеют естественное продолжение. Это, в частности, дизельное автомобилестрое ние, «Союзный телевизор», су перкомпьютер. — С чем связано снижение количе ства принимаемых совместных про грамм и как это можно оценить? Ш Еще один вопрос гостю — журналистов пришло на встречу более двух десятков. — Дело в том, что на перво начальной стадии российско- белорусской интеграции необ ходимо было с чего-то начи нать. И поэтому, что греха та ить, иной раз количественный параметр превалировал. Те перь же мы делаем упор на ка чество. Сегодня значительно возросли требования к эффек тивности союзных программ. Поэтому снижение количества программ может быть расцене но как позитивный фактор. — Как влияют неравные условия хозяйствования в наших странах на реализацию программ? — О неравных условиях хо зяйствования много говорят как с одной стороны, так и с другой. Но если посмотреть вниматель нее, то условия-то все-таки при близительно одинаковые. Да, есть небольшие отличия. В од ном случае в более выигрыш ном положении оказывается российское предприятие, в дру гом — белорусское. Но если все рассмотреть в целом, то усло вия приблизительно одинако вые. Тем более что заказчика ми любой союзной программы являются министерства и ве домства России и Беларуси, то есть государственные структу ры. А уж исполнителями может быть и государственное, и част ное предприятие, и акционер ное, любое по форме собствен ности. — Госсекретарь Союзного госу дарства Павел Бородин недавно критиковал порядок разработки и процедуру принятия союзных про грамм. Что можете сказать по это му поводу? — В Постоянном Комитете сейчас готовится новый порядок разработки и принятия про грамм. В настоящее время все программы проходят два этапа согласований. На первом этапе правительствами России и Бе ларуси согласуются предложе ния’ о разработке программы, затем их выносят на заседание союзного Совмина. На втором этапе процедуру согласования проходит проект программы, по сле чего программа окончатель но утверждается Советом мини стров Союзного государства. В среднем процесс согласований и доработок занимает полтора- два года. Мы предлагаем упро стить первый этап — предложе ния о разработке программы должны пройти лишь согласова ния в национальных минфинах и МИНЭКОНОМИКИ, не нужно одоб рение правительств двух госу дарств, и далее напрямую пред ложения вносятся в Постоянный комитет. Второй этап не меняет ся. Новый порядок позволит со кратить срок согласований про грамм практически вдвое. Подводя итоги «круглого стола», шеф-редактор «СО ЮЗа» подчеркнул: нынешняя встреча в редакции с руковод ством Союзного государства — разумеется, не последняя. Тем для разговора очень много Будем вместе объективно и ар гументированно рассказывать в своих изданиях о союзном строительстве. В одном ряду с демографией В «Сенаторской гостиной» говорили о будущем Союза прямая речь Илья Макаров МОСКВА НА МИНУВШЕЙ неделе в Моск ве, в Центральном доме журна листа, с представителями СМИ встретился Председатель Ко миссии по экономической поли тике Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, член Совета Федерации РФ Олег ТОЛКАЧЕВ. В разговоре, прохо дящем в рамках традиционной Сенаторской гостиной», были затронуты вопросы по союзно му строительству. — Я бы поставил строитель ство Союзного государства в один ряд с такими фундамен тальными проблемами, как уменьшение уровня бедности, преодоление демографическо го кризиса, — отметил Олег Ми хайлович. — Весь мир объеди няется, то, что Европа едина — факт, не вызывающий сомне ний. Нравится нам или не нра вится, но глобализация уже прошла — мир един. Значит, тенденция к разделению труда, к кооперации является базовой. Сегодня нам нужна коопера ция? Я услышал ответ на этот вопрос в Послании президента России к Федеральному собра нию — за десять лет, прошед ших с развала Советского Сою за, мы потеряли 50 процентов потенциала РФ. А за четыре го да рост составил 40 процентов. Мне кажется, — продолжил О. Толкачев, — говоря о пробле мах союзного строительства, нам надо не только производить кооперационные поставки мин ских дизелей на ЗИЛ, рыбин- ■ о. Толкачев ских моторов в Беларусь, а про водить настоящую интеграцию на уровне единого государства. Это значит, что у нас должно быть единое платежное средст во, единое государственное уп равление, конституционный акт. С его принятием-можно го ворить о создании союзной соб ственности. Если мы хотим ре ального объединения, надо ус корить принятие этого докумен та. Считал и считаю, что нацио нальным интересам России со ответствует быстрейшая инте грация с Беларусью. Интегра ция, которая бы позволяла ви деть нашу экономику коопери рованной и структурированной, видеть единую территорию и обеспечение равных прав. По одной колее Окончание. Начало на стр. I В прошлую пятницу в Бела руси завершилось еще одно важное международное сове щание железнодорожников, на сей раз обсуждавших вопросы пассажирских перевозок. Сфе ра очень не простая, учитывая острую конкуренцию со сторо ны автомобильного и воздуш ного транспорта. Тем не менее, такие сугубо «железнодорож ные» аргументы, как комфорт при переездах на большие рас стояния, четкость в соблюдении расписания и повышенная без опасность по-прежнему привле кают многих. Главное — грамот но распорядиться присущими железной дороге преимущест вами. Это также эффективнее делать совместно, как убежда ет опыт белорусско-российско го транспортного сотрудничест ва. Возьмем, к примеру, про грамму развития транзитных перевозок, рассчитанную до 2005 года. В соответствии с ней уже пятый год курсирует из Минска в Иркутск скорый по езд, в состав которого входят прицепные вагоны практически из всех областных городов Бе ларуси. Опыт прижился, поэто му с нынешнего года маршрут Брест — Свердловск продлен до Новосибирска. Уже год два жды в неделю ходит состав из Бреста в Волгоград с прицепны ми вагонами из Минска и других областных городов. Ну а фир менная белорусская «двойка» Минск — Москва, издавна сла вящаяся комфортом, недавно получила международный сер тификат соответствия стандар ту качества из0-9000. Водным путем — ближе Судоходные маршруты пройдут через территорию стран-соседей продолжаем тему Алексей Балиев МИНСК — МОСКВА «союз» уже сообщал о под держиваемых Евросоюзом про ектах судоходных путей между странами Балтии, Беларусью, Польшей и Украиной. Похоже, один из таких маршрутов Дау гава — Днепр будет создан раньше других. Прибалтийские и скандинав ские СМИ с осени прошлого го да сообщают: некоторые ис ландские, датские и шведские ф инан сово -промыш ленны е структуры готовы финансиро вать реализацию проекта Дау гава — Днепр уже с нынешнего года. Причем «первую скрипку» в капиталовложениях играют не только компании, но и прави тельство Исландии. Заинтере сованность скандинавов и при балтов понятна; кратчайший путь из Северной Европы и Бал тии в Черноморско-Дунайский бассейн проходит через Поль шу, Беларусь и Украину, а пере возки по внутренним водным артериям намного дешевле су хопутных. «Транзитные» же страны смогут получать еже годно, по экспертным оценкам, до 120 — 150 миллионов долла ров благодаря новым трансъев ропейским грузе- и пассажиро потокам. Проект канала Даугава — Днепр, почти 35 процентов про тяженности которого пройдет через Беларусь, требует, в теку щих ценах, минимум 8 миллиар дов долларов. Скандинавы на мерены вложить до 5,5 — 6 мил лиардов долларов, в том числе исландцы — до 5 млрд, долла ров. Это недавно подтвердил Эрик Бирзгалис, один из руко водителей латвийской финан сово-технологической эксперт ной группы по проекту Даугава — Днепр. По его словам, Евро союз по-прежнему поддержива ет программу создания восточ ноевропейско-скандинавской водно-транзитной системы, по кратчайшему пути «выводя щей» эти регионы к Черномор ско-Дунайскому и Волжско-Кас пийскому бассейнам. Соединительная «нитка» в Беларуси (Орша — Витебск) ме жду Днепром и Даугавой соста вит 80 — 85 км. В настоящее вре мя экспертные группы — нацио нальные и международные — проводят экологическую экспер тизу проекта, разрабатывая ва рианты минимального воздейст вия на прилегающую биосферу. По данным Латвийского фонда развития энергетики, транспор та и защиты окружающей среды, через 3 — 5 лет после ввода мар шрута в эксплуатацию здешние водные грузопотоки позволят возместить капиталовложения, а согласованная тарифная поли тика «транзитных» стран будет привлекать на этот путь перевоз чиков с отправителями и получа телями грузов. Вдобавок новый водный путь будет использовать ся и для туристических маршру тов, что тоже выгодно не только Беларуси. Постепенно растут грузе- и пассажиропотоки на другой действующей белорусско-поль ской водной артерии Днепров- ско-Бугском кангше. Беларусь и Польша, как уже сообщал «СО ЮЗ», совместно реконструиру ют приграничный Августовский канал, соединяющий «поль скую» и «калининградскую» Балтику с северо-западной Бе ларусью. Словом, на востоке и севере Европы быстро восста навливается и развивается трансграничное судоходство по внутренним водным путям, а это продиктовано растущим спросом, в том числе со сторо ны экскурсионно-туристиче ских фирм, на такие маршруты. Уже в солидный том выросла переписка по проекту Дауга ва — Днепр между транспорт ными министерствами, проект ными институтами и другими учреждениями Латвии, Белару си и Украины. Дважды заседала трехсторонняя рабочая группа, в ближайшее время она должна дать оценку экономической и экологической эффективности вариантов сооружения этого пу ти и подготовить соответствую щие письма-рекомендации пра вительствам. На май — июнь в Киеве намечено третье заседа ние рабочей группы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz