Липецкая газета. 2004 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ газета ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ 29 мая 2004 г., № 105 (22233) Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Липецкой области в 2003 году (Окончание. Начало на 1-13-й стр.) уголовно-исполнительной системы Минюста России. В то же время выяснилась одна любопытная деталь — когда осужденный 3. работал в литей ном цехе в период с 1998 по 1999 гг., у него из заработка удерживались суммы страховых выплат. После того, как Уполномоченный обратил на этот факт внимание руководства УИН МЮ по Липецкой области и ГУ-ОПФР по Липецкой области, стал решаться вопрос о возврате этих сумм. Таким образом, вопрос пенсионного обеспечения осуждённых-иностранных граждан должен регулироваться специальным документом— двусторонним или коллективным соглашением, преж де всего с государствами СНГ. Уполномоченный считает необходимым обратить внимание руководства УИН МЮ по Ли пецкой области на увеличение числа жалоб осужденных в связи с ненадлежащим лечением или отказом оказания медицинских услуг в местах лишения свободы области. Так, за период 2003 г. аналогичные жалобы, направленные в адрес Уполномоченного, составили 16% от об щего числа жалоб осужденных. Такая статистика не может не вызывать тревогу и опасения за состояние здоровья граждан, которые не имеют возможности прохождения самостоятельного лечения и полностью зависят от сотрудников медицинской службы и руководства конкретных учреждений. Согласно пункту 6 статьи 12Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осуж денные имеют право на охрану здоровья, включая получение^первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения. Кроме того, в соответствии с параграфом 19 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Миню ста Российской Федерации от 30.07.2001 г. N° 224, прием осужденных в медицинских частях ИУ производится по предварительной записи и по назначению медперсонала с учетом режима ра боты медчасти. Осужденные, по их желанию, могут получать любую оплачиваемую за счет соб ственных средств дополнительную лечебно-профилактическую помощь, оказываемую специали стами органов здравоохранения в условиях лечебно-профилактических и лечебных исправи тельных учреждений уголовно-исполнительной системы. Тем не менее жалобы на ненадлежащие оказание медицинской помощи и отказ в медицин ских обследованиях в учреждениях исполнения наказания области продолжают поступать к Упол номоченному. Так, к Уполномоченному обратился гр.Н. (вх. № 546). В своей жалобе он указывал, что нео днократно обращался в адрес администрации ИК-5 и должностных лиц УИН МЮ РФ по Липецкой области за оказанием медицинской помощи и проведением соответствующего обследования в связи с ухудшением состояния здоровья. Однако его просьбы не были удовлетворены. После обращения Уполномоченного проведенная служебная проверка жалобы заявителя не подтвердила. По данным медицинских документов за период с апреля 2002 г. по осень 2003 г., неоднократно были оказаны медицинские услуги врачами различного профиля, в том числе проводилось амбулаторное и стационарное лечение в условиях медицинской части ИК-5. На основании полученного ответа заявителю были даны разъяснения в соответствии с действую щим законодательством. Другое заявление пришло из учреждения исполнения наказаний г. Усмань. Осуждённый С. (вх. № 675) пишет, что неоднократно обращался в адрес администрации Учреждения ЮУ-323/1 по вопросам оказания медицинской помощи и проведения соответствующего обследования, поскольку страдает туберкулезом и заболеванием желудочно-кишечного тракта. Однако помощь ему оказана не была, кроме того, в конце ноября 2003 г. он был помещён в штрафной изолятор. Администрация колонии считает, что гр. С. симулирует болезнь и сознательно вводит окружаю щих в заблуждение с целью ослабить режим содержания, поэтому его жалобы на ухудшение состояния здоровья воспринимаются критически. На основании обращения Уполномоченного были проведены параллельные проверки жало бы осуждённого С. прокуратурой Усманского района и УИН по Липецкой области. Согласно полученным ответам заявитель был направлен в межобластную больницу при УИН Минюста России по Воронежской области, где находился с 28.04.2003 г. по 25.05.2003 г. В МОБ г. Воро нежа было проведено ФГС, по результатам которого признаков кровотечения и наличия язвен ной болезни не обнаружено; поставлен диагноз — хронический гастрит в стадии обострения. Аналогичные обследования были проведены: 10.12.2003 г. (консультация хирурга): 18.12.2003 г. независимыми специалистами Центральной районной больницы г. Усмани, лечение выявленных заболеваний производилось и производится в соответствии с рекомендациями и назначениями врачей. Несмотря на то, что проведённые проверки нарушений прав осуждённого не выявили, гр.С. были даны разъяснения и указана возможность обращения в суд в случае несогласия с резуль татами проверки. Поступающие на имя Уполномоченного жалобы свидетельствуют об определенных недостат ках в организации и предоставлении им лечебной и санитарно-профилактической помощи. Су ществующий сегодня уровень медицинского обслуживания этой категории граждан не гаранти рует реализацию их конституционного права на медицинскую помощь и охрану здоровья. Недо статочное государственное финансирование напрямую сказывается на фактическом наличии медицинского оборудования и лекарственных средств. Большая часть медицинской техники, находящейся в исправительных учреждениях, морально и физически устарела, что зачастую не позволяет качественно и своевременно оказывать медицинскую помощь. Для реализации конституционного права осужденных на квалифицированную медицинскую помощь, учитывая, что руководству УИН, в силу объективных причин, сложно решить эту пробле му без поддержки органов государственной власти Липецкой области, было бы целесообразным выделить из областного бюджета средства на приобретение необходимого медицинского обо рудования, лекарственных препаратов для развития и поддержания в должном порядке матери альной базы медицинских учреждений системы УИН. Значительная часть писем осуждённых касалась вопроса их перевода для отбытия наказания по прежнему месту жительства или по месту вынесения приговора. К Уполномоченному по пра вам человека в Липецкой области обратился осуждённый М. (вх. М»458), отбывающий наказание в тюрьме г. Ельца. Заявитель указывал, что осуждён на 14 лет и неоднократно обращался в разли'^ные инстанции с просьбой о переводе, но получал отказы. Удаленность нахождения тюрь мы от места его прежнего жительства — Ульяновской области — затрудняет свидания с близки ми родственниками: родителями и детьми. В ст. 73 Уголовно-исполнительного кодекса РФ говорится о том, что осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужден ные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное уч реждение, расположенное на территории другого субъекта РФ. На основании вышеперечисленных фактов Уполномоченный обратился в УИН МЮ по Ли пецкой области с ходатайством о переводе осуждённого М. для отбывания наказания по месту его прежнего жительства. УИН МЮ по Липецкой области по этому вопросу обратилось в ГУИН МЮ РФ в связи с тем, что перевод осуждённых из одного учреждения в другое, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, входит в его компетенци)о. По посту пившей информации, в силу ряда обстоятельств, ходатайство Уполномоченного было отклоне но. С аналогичными просьбами к Уполномоченному обращались ещё несколько осуждённых (вх. N 2 23, 221,447, 458, 575). В ряде случаев ГУИН МЮ РФ, по ходатайству регионального руковод ства системы УИН, переводило осуждённых для отбытия наказания в другие регионы страны. За прошедший год к Уполномоченному по правам человека в Липецкой области поступали различные обращения и жалобы со стороны осуждённых. Некоторые из них подтверждались результатами проведённых проверок, по многим нарушений выявлено не было. Однако нужно отметить и тот факт, что в почте Уполномоченного стали появляться и явные спекуляции со стороны некоторых осуждённых в отношении тяжёлых условий отбывания срока наказания, кото рые якобы нарушают их права. Так, к Уполномоченному поступила жалоба осуждённого Ф. (вх. № 516) на то, что админист рация исправительного учреждения принуждает его выполнять работу дневального — мыть полы, подметать и делать другие подобные работы, сам же осуждённый, трактуя по-своему ст. 106 УИК РФ, считал, что бесплатно осуждённые могут привлекатьсяжработе .только по благоустрой ству территории, и таким образом: «администрация своими неправомерными действиями под вергает меня пыткам и нарушает мои человеческие права». По материалам этой жалобы осужденному были разъяснено, что, действительно, в соответ ствии с п. 1 ст. 106 УИК РФ осуждённые к лишению свободы могут привлекаться без оплаты труда только к выполнению работ по благоустройству исправительных учреждений и прилегаю щих к ним территорий. То есть данной статьёй чётко регламентированы неоплачиваемые вспо могательные работы осуждённых. В предыдущем УИК перечень таких работ был несколько шире. Согласно ст. 22 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах исполняю щих уголовные наказания в виде лишения свободы» выполнение работ по хозяйственному об служиванию учреждений, исполняющих наказания, осуществляется рабочими этих учреждений, а также осуждёнными. На основании п. 4.2 Правил внутреннего распорядка воспитательных ко лоний уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (при каз от 29 июля 2002 г. № 210) осуждённые обязаны: выполнять требования настоящих правил, соблюдать распорядок дня, установленный в КВ, содержать в чистоте жилые и служебные поме щения, учебные и рабочие места, по установленному образцу заправлять постель, соблюдать правила личной гигиены и т.д. Таким образом, вспомогательные работы и хозяйственные рабо ты по обслуживанию учреждений исполняющих наказания, а также^работы, связанные с поддер жанием чистоты и гигиены в учреждениях исполнения наказания — это абсолютно разные виды деятельности. На основании вышеизложенного требования администрации колонии по поддержанию осуж дёнными чистоты и порядка в помещениях исправительного учреждения обоснованы и законны. Другое подобное заявление поступило от осуждённого С. (вх. № 304) с жалобой на тяжёлые условия труда на кирпичном производстве исправительной колонии и на несоответствующее питание. Проверка, проведённая лично Уполномоченным по правам человека в Липецкой облас ти совместно с руководством УИН МЮ по Липецкой области по этому заявлению и ряду других жалоб, нарушений со стороны администрации колонии не выявила. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Обобщение и анализ поступивших обращений и жалоб по итогам второго года деятельности Уполномоченного позволяют сделать вывод о том, что нарушения конституционных прав граждан по-прежнему остаются достаточно распространённым явлением. Необходимо отметить, что, как и в 2002 году, среди основных причин нарушения прав и свобод человека и гражданина в Липецкой области в 2003 году оставались: — Неполное финансирование норм федерального законодательства; — Ненадлежащее исполнение должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления в повседневной деятельности обязанностей по соблюдению прав и свобод человека и гражданина по причине либо слабого знания ими законодательства, либо прямого игнорирования закона под предлогом «невозможности» или «нецелесообразности» его исполнения; — Существующие «пробелы» в действующем законодательстве, несвоевременная разработ ка и принятие необходимых подзаконных актов, разъяснений, инструкций по применению всту пающих в_силу новых федеральных законов, что приводило к возможности их произвольного толкования и, как следствие (при неверном толковании), к нарушению прав отдельных категорий граждан: — Низкая правовая грамотность значительной части населения, порождающая его бессилие перед произволом отдельных должностных лиц; — Слабая упреждающая деятельность правозащитных организаций, ориентированных на за щиту прав и свобод граждан; — Определённый скептицизм некоторых руководителей государственных и правоохранительных органов к правозащитной тематике, недопонимание важности соблюдения прав и свобод граж дан, закреплённых в Конституции РФ. За прошедшее время Уполномоченному удалось наладить работу с населением области и добиваться восстановления прав, законности и справедливости теми способами и средствами, которые определены в Законе Липецкой области «Об Уполномоченном по правам человека в Липецкой области». Во многих случаях сотрудникам аппарата Уполномоченного было достаточно разъяснить гражданам порядок обращения в государственные и муниципальные учреждения, положения нормативно-правовой базы, определиться, действительно ли нарушены конституци онные права, и если такой факт имел место, что необходимо предпринять для их восстановле ния. Следовательно, одной из важнейших задач в перспективной работе Уполномоченного дол жно стать правовое просвещение населения. Каждый человек должен знать свои права и уметь их защищать. В этой связи неоценима роль средств массовой информации по пропаганде пра вовых знаний. Уполномоченный надеется, что в будущем году совместная работа со средствами массовой информации нашего региона будет носить более регулярный, системный и предмет ный характер. Уполномоченный открыт для конструктивного сотрудничества с общественными правоза щитными организациями в вопросах защиты прав и законных интересов жителей Липецкой об ласти. Правовое государство опирается на гражданское общество. В многообразных взаимоот ношениях внутри гражданского общества реализуется значительная часть прав и свобод челове ка, поэтому опыт правозащитной деятельности некоммерческих общественных объединений может оказать весомую поддержку государственным правозащитным институтам. Общественные орга низации имеют практически неограниченные резервы в правовом просвещении граждан, в вы работке активной граходанской позиции населения Липецкой области. Одновременно необходи мо подчеркнуть, что Уполномоченный по правам человека в Липецкой области — это бесприст растный государственный правозащитный институт, который должен быть лишён политической ангажированности и популизма. Растущее число обращений граждан в институт Уполномоченного по правам человека явля ется результатом совместной работы и возрастающего взаимопонимания между ним и органами государственной власти, местного самоуправления, правоохранительными структурами и сред ствами массовой информации в решении правозащитных задач. Уникальность института Упол номоченного состоит в том, что через него осуществляется «обратная связь» между органами власти и населением. Собственно, через обращения граждан Уполномоченный выполняет важ ную функцию построения более чёткой, организованной и ответственной деятельности государ ственных институтов. Системность, прозрачность и законность работы этих институтов для граждан — вот идеальный результат, на который направлен труд Уполномоченного по правам человека. Если государственными органами и их должностными лицами были допущены нарушения прав человека и они не в состоянии сами их исправить, если такие нарушения происходят неоднок ратно, то это сигнал для руководителей региона о том, что данная структура органов государ ственной власти или местного самоуправления работает неэффективно. Значит, необходимо принять такие законодательные или организационные решения, которые устранят выявленную проблему и защитят права и свободы граждан. Именно такими сигналами и являются рекомен дации и предложения Уполномоченного по правам человека. Предлагая в данном годовом докладе оценку сложившейся ситуации с соблюдением прав человека в Липецкой области, а также выработанные на этой основе рекомендации и предложе ния органам законодательной и исполнительной власти. Уполномоченный надеется, что приня тые решения будут способствовать восстановлению прав человека. В своей будущей работе Уполномоченный рассчитывает на сотрудничество и взаимодей ствие с Главой администрации Липецкой области О.П. Королёвым и председателем областного Совета А.И. Савенковым, с депутатами Липецкого областного Совета депутатов и депутатами представительных органов местного самоуправления, с руководством областного суда, с руко водителями органов местного самоуправления Липецкой области, с руководителями структур ных подразделений федеральных органов, действующих на территории Липецкой области, об щественными организациями Липецкой области. Только совместными усилиями мы сможем построить правовое государство, обеспечить защиту прав человека и добиться торжества закон ности и порядка на территории Липецкой области. 25 февраля 2004 г. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области ' ......................... В.А. БОРОДИН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz